Реферат по предмету "Предпринимательство"


Учение о кооперативном движении и кооперации

1. Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни. Кооперативное движение — результат творчества выдаю¬щихся мыслителей, самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений. Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся наилучшим образом.


Предлагая свои ва¬рианты устройства жизни, они тем самым воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к твор¬честву во имя светлого будущего. Осознание необходимости переустройства жизни приводило многих к организации объ¬единений трудящихся, способствующих экономическому росту и духовному развитию людей. Что в свою очередь толкало их на совместное ведение хозяйства, коллективное решение за¬дач производственного


и воспитательного характера. К середине XIX века, периоду массового распространения кооперативов в европейских странах, кооперация накопила солидный идейно-теоретический потенциал, аккумулирован¬ный в комплексных, исторических и специально-теоретичес¬ких сочинениях различного назначения, уровня, формы изло¬жения и размера. Появление и развитие кооперативной мысли. Опыт коллективного труда и управления хозяйством, час¬тичного обобществления собственности был известен


челове¬честву со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существова¬ли ассоциации свободных ремесленников; в средние века — крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ре¬месленников. Народный фольклор и литературные памятники прошло¬го свидетельствуют


о том, что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с иде¬альной организацией человеческого общества, где царят рав¬ноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь. Утопический образ будущего, созданный крестьянскими мас¬сами, оказал воздействие на мировоззрение гуманистов и про¬светителей XVI—XVIII веков. Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в истории ранним утопическим социализмом.


Его основоположником считают английского писателя гума¬ниста и государственного деятеля Томаса Мора (1478—1535 гг.). В 1516 году вышла его "Золотая книга, столь же полезная как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия", положившая начало литературе утопичес¬кого социализма. Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609—1652) в книге "


Закон Свободы" и Томмазо Кампанелла (1568—1639) в произведении "Город Солнца" также описыва¬ют "общество равных", республику без частной собственнос¬ти, в которой люди коллективно трудятся и воспитываются не зная нужды. Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего справедливого общества. Что касается ор¬ганизации экономической жизни, Т.Мор и


Дж.Уинстенли счи¬тали семью главной хозяйственной ячейкой будущего идеаль¬ного общества, где и должны были воспитываться члены се¬мьи. Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактур¬ный период развития капитализма (середина XVI—последняя треть XVIII вв.) основной ячейкой будущего общества счита¬ли уже товарищества ремесленников и сельские или городские коммунистические общины, где воспитанием людей (и эконо¬мически, и духовно) должны были заниматься Голландский ученый


Петер Корнелиус Плокбой написал в 1659 году памфлет Кромвелю "Предложение способа сде¬лать бедняков этой и других наций счастливыми". Он предло¬жил создать хозяйственное товарищество, "маленькую респуб¬лику" с ограниченной частной собственностью. Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто их вносил в общее пользование, однако доходов с них члены товарищест¬ва не получали.


Вознаграждался только труд. В пределах то¬варищества уничтожалась эксплуатация, но владение частной собственностью сохранялось. Сохранялась и эксплуатация товариществом труда наемных рабочих, для которых устанав¬ливался 12-часовой рабочий день, в то время как для членов республики-товарищества — 6-часовой. Совместная жизнь в товариществах, по мысли Плокбоя, должна была привести к экономии труда, удешевлению закупок, поскольку они будут производиться оптом, и к созданию крупного ремесленного производства, а


следовательно, выпуску более дешевых това¬ров и получению высоких прибылей. "Маленькая республи¬ка" Плокбоя уже имела общие черты с производственным ко¬оперативом. Английский экономист Джон Беллерс (1б54—1725 гг.) пред¬ложил еще более совершенную форму организации товарище¬ства ремесленников в книге "Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В "рабочем колледже" Джона


Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добро¬вольным, предлагалось планомерное обучение, т.е. подготов¬ка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предло¬жившие организовать товарищества ремесленников на базе членских взносов, явились, по существу, первыми теоретика¬ми производственных кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал


Р.Оуэн, который считал его своим учителем. Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой будущего справедливого общества коммунистические общины. Умеренный социалист-утопист XVIII века Морелли в своем произведении "Кодекс природы", написанном в 1755 году, и революционер-демократ Жан Мелье (1664—1729 гг.) в "Завещании" призывали крестьян к вооруженной борьбе против тиранов


и построению нового общества без частной собственности в форме производствен¬но-потребительских сельских и городских общин. В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием отмены частной собственности и организации производства на коллективных началах выступали француз¬ский адвокат и публицист Буассель (1728—1807 гг.), француз¬ский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф (1760— 1797 гг.), итальянец, видный деятель революционного движе¬ния во


Франции, коммунист-утопист Филиппо Буонаротти (1761—1837 гг.). Два последних выступали за уравнительный коммунизм, т.е, полное равенство в распределении материаль¬ных благ. В коммунистической доктрине бабувистов (так на¬зывали сторонников Бабёфа и Буонаротти) была выдвинута идея, согласно которой политическая революция должна быть дополнена революцией социальной; только в этом случае тру¬дящиеся добьются осуществления своих чаяний.


В Англии во второй половине XVIII века ломка общест¬венных отношений и бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали питательную среду для распространения радикально-демократической идеологии. Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс (1750—1814 гг.), социалисты-утописты Чарльз Голл (1745—1825 гг.) и Уильям Годвин (1756—1836 гг.), отстаивая интересы ремесленников и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов. Они пред¬ставляли себе будущий строй как совокупность небольших


общин, образованных путем добровольных объединений про¬изводителей. В начале XIX века в Англии, Франции и других европей¬ских странах радикальные и демократические идеи стали все шире распространяться среди обездоленных. Как отмечает прогрессивный английский историк Э.Томпсон, города и даже деревни гудели от деятельности энергичных самоучек. Нередко рабочие, батраки, ремесленники, клерки, лавочники из тех, кто получил в


детстве начальное образование, продолжали учиться самостоятельно или группами, иные читали Вольтера и Кобетта, кое-кто постигал и азы политэкономии, изучая тру¬ды Рикардо". Так постепенно под влиянием условий жизни и идей пере¬довых мыслителей формировалось общественное сознание, шел поиск путей и средств к улучшению экономической жизни населения. Большое влияние на этот процесс оказала пропагандист¬ская и организаторская деятельность великих социалистов-


утопистов французов Клод Анри Сен-Симона (1760—1825 гг.), Шарля Фурье (1772- 1837 гг.) и англичанина Роберта Оуэна (1771—1858 гг.). Все они предрекали гибель капитализма, на¬стаивали на необходимости изменения общественной систе¬мы во имя создания новой общественной формации, которую Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье — гармонией, а


Оуэн — коммунизмом. Сен-Симон полагал, что в будущем обществе "индустриа¬лов" буржуазия и пролетарии образуют единый класс. Основ¬ные черты предлагаемой им системы Сен-Симон видел в обя¬зательном труде, единстве науки и производства, научном планировании хозяйства, распределении общественного продукта. Фурье считал первичной ячейкой будущего общества "фа¬лангу", в которой сочетаются промышленное и сельскохозяй¬ственное производство.


Он полагал, что в будущем обществе труд станет потребностью и наслаждением, а противополож¬ность между умственным и физическим трудом исчезнет. Оуэн предлагал создать самоуправляющиеся "поселки об¬щности и сотрудничества", лишенные частной собственности, классов, эксплуатации и других антагонизмов. "Общины" Р.Оуэна и Ш.Фурье были уже ближе к кооперативам. Оуэн сделал больше всех для организации сначала общин, а впоследствии производственных и потребительских


коопе¬ративов. В 1817 году он начал пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", чле¬нами которого стали главным образом городские наборщи¬ки. Это был потребительский кооператив, имевший собствен¬ную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли.


Во главе ко¬оператива стоял выборный комитет. В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское ко¬оперативное общество", которое посредством публичных лек¬ций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агита¬цию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгля¬ды


Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание об¬щин и кооперативов. В 1828 году один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Уильям Кинг (1786—1865 гг.) начал издавать ежемесяч¬ный журнал "Кооператор". В отличие от Оуэна, возлагавше¬го надежды на помощь богатых филантропов в устройстве общин, У.Кинг провозгласил и обосновал необходимость самодеятельности широких народных масс.


Он считал, что только организация самих трудящихся может привести к но¬вому социальному строю. Разделяя взгляды Р.Оуэна на конеч¬ную цель — создание сельскохозяйственно-производственных общин, У.Кинг предложил новые пути ее достижения. Он ре¬шил собрать капитал для общин путем организации потреби¬тельских кооперативов. Советовал продавать товары по сред¬нерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль отклады¬вать в "фонд общины". Затем с помощью накопленных сред¬ств


Кинг предлагал создать производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут еще более крупный капитал, достаточный для организации общин. Следует отметить, что социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн исходили из необходимости построения пропо¬ведуемой ими системы мирным путем, посредством распро¬странения идей равенства и социальной справедливости, без революций и войн. К такому выводу пришел и пользующийся мировой известностью французский философ


Жан-Жак Руссо в конце своей жизни Большое влияние на самосознание масс оказали научный социализм и коммунизм, у истоков которых стоял К.Маркс (1818—1883 гг.). Немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс в своих работах уделил много внимания роли коопера¬ции в борьбе против существующего строя. Однако он считал, что в условиях капиталистического строя, кооперация играет второстепенную роль, хотя и заставляет рабочих сплачивать¬ся и бороться за свои экономические права.


К.Маркс и Ф.Энгельс вели борьбу с кооперативистской идеологией, с теориями о возможности ликвидации капита¬лизма с помощью кооперации. Они видели в кооперации лишь одну из форм ослабления, подрыва изнутри капиталистичес¬кой системы хозяйства. "Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, он никогда- не будет в состоянии задержать происходящего в геометричес¬кой прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты", — писал


Маркс в Учредительном Манифесте Интернационала. Маркс сформулировал мысль о том, что кооперативы, ко¬оперативный труд смогут стать социально преобразующей силой, средством освобождения трудящихся от нищеты толь¬ко после ликвидации капитализма, в условиях перехода к со¬циализму. И он делает вывод о том, что важнейшей задачей, "великой обязанностью" рабочего класса является завоевание политической власти. В письме к А.Бебелю


Энгельс писал: "А что при переходе к полному коммунистическому хозяйст¬ву нам придется в широких размерах применять в качестве про¬межуточного звена кооперативное производство, в этом Маркс и я никогда не сомневались". Маркс и Энгельс, воочию видя слабость, необоснованность теоретических воззрений социалистов-утопистов и беспомощ¬ные попытки построить реальные коммуны, решили подвести под коммунизм более надежный фундамент. Маркс в своей деятельности в этом направлении опирался в основном


на тру¬довую теорию стоимости, воззрения классической школы, но существенно изменил многие их положения. В определенной степени идеи, замыслы развитой К.Марксом теории были дополнены и несколько переработаны Ф. Энгельсом (1820— 1895 гг.) и В.И.Лениным (Ульяновым) (1870—1924 гг.). Эта тео¬рия получила название научного социализма (коммунизма) или марксизма-ленинизма. Совместно с Энгельсом Маркс написал "Манифест


Ком¬мунистической партии" (1848 г.), где рассматривались прин¬ципы коммунистического общества. Что же было начертано на знамени манифеста? Отмена частной собственности на зем¬лю и средства производства, введение коллективной, всем чле¬нам общества принадлежащей собственности, централизация денег, капитала, транспорта в руках государства, одинаковая обязанность труда для всех, решение экономических вопросов по общему плану. Манифест оставался программной работой для каждого государства, пытавшегося построить


социалис¬тическое и, на его основе, коммунистическое общество. Наиболее сильная сторона учения К.Маркса состояла в анализе капиталистической системы хозяйствования, представ¬ленном в классическом труде "Капитал". В нем Маркс проде¬монстрировал гораздо более глубокое по сравнению со свои¬ми предшественниками понимание таких категорий как "сто¬имость", "труд", "прибавочная стоимость", "


капитал", "зе¬мельная рента", "эксплуатация", предложив идею двойствен¬ной природы труда. Главный труд "Капитал" (1867г.) сделал Маркса одним из величайших экономистов мира. Энгельс называл "Капитал" "библией рабочего класса". Этот "учебник для рабочих" был написан крайне сложным языком, непонятным не только ра¬бочим,


но и многим современным Марксу экономистам. Бу¬дучи не без основания высокого мнения о своем труде, назы¬вая его "шедевром немецкой науки" Маркс не пытался устра¬нить явные несоответствия некоторых положений его теорий с жизнью, на которые ему указывал даже Энгельс. Маркс исходил из того, что труд затрачивают в основном рабочие, тогда как результаты труда в виде прибавочной сто¬имости присваивают капиталисты, собственники средств про¬изводства.


Отсюда Маркс приходит к выводу, что при капи¬тализме имеется эксплуатация. Устранение капиталистов уст¬раняет присвоение чужого труда. История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Мысли Маркса о гибели капитализма, абсолютном обнища¬нии пролетариата в условиях капитализма, о капиталистичес¬ком обществе, как сугубо эксплуататорском, а также о неиз¬бежном движении общества к коммунизму оказались


ошибоч¬ными. Большинство ученых-экономистов признают высокую на¬учную ценность марксистского анализа капиталистического общества периода XVII и начала XIX века, считают Маркса одним из классиков политической экономии, видным ученым-экономистом. В то же время, познав природу раннего капита¬лизма, Маркс не смог предвидеть его дальнейшую судьбу и оказался в плену ложных представлений о социалистическом


и коммунистическом будущем человечества. Концепция социализма как новой экономической системы оказалась в марксисткой теории представленной гораздо сла¬бее и с научных и с практических позиций, чем политическая экономия капитализма, которую Маркс познал досконально, но трактовал со своих позиций, применительно к интересам пролетариата и идеи классовой борьбы. Что же касается на¬учного социализма и коммунизма, то их в завершенном виде так и не удалось построить ни


Марксу, ни его продолжателям. По существу, научный социализм ограничился формиро¬ванием социалистических принципов. Основными из них яв¬ляются общественная собственность на средства производст¬ва, отказ от присвоения владельцами капитала прибавочной стоимости, равная оплата за равный труд, всеобщая и полная занятость, от каждого по способностям — каждому по труду (при коммунизме — каждому по потребностям), ведение хо¬зяйства по единому плану. Попытки реализовать эти принципы на практике в


СССР и в десятке других государств успеха не имели, однако сто¬ронники коммунистической доктрины и научного социализ¬ма имеются и в России, и во многих странах. Концепция кооперации в марксизме претерпела сложную эволюцию, хотя ее отправные посылки оказались малоподвиж¬ными. Маркс и Энгельс не видели в развившихся в 40—60-х годах XIX века в кооперативных объединениях ни элементов социализма в тех условиях, ни компонентов будущего


социа¬листического (коммунистического) строя, к которому они стре¬мились привести человечество, что обусловило в целом ниги¬листическое отношение к кооперации. Позитивно выделялись ими лишь производственные кооперативы рабочих, коопера¬тивные фабрики, когда рабочим удавалось заполучить или совместно образовать производственные ячейки, где они вы¬ступали одновременно и работниками, и владельцами пред¬приятий, что способствовало их подготовке к управлению производством


в социалистическом обществе. Такая позиция нашла отражение в резолюции Учредительного конгресса Интернационала в Женеве в 1866 году, где значение коопера¬ции ограничено функцией служить свидетельством того, что "существующая система может быть заменена ассоциацией свободных и равноправных производителей". В ней содержит¬ся и практический совет: больше заниматься кооперативным производством, чем "кооперативными лавками".


На практике такие виды кооперативов не привились, и тео¬ретически эта гипотеза более не разрабатывалась, после чего классики, как и их последователи, кооперацией почти не зани¬мались. Хотя этому могли послужить и объективные причи¬ны: слабость кооперативного движения в 60—70-х годах XIX века, капиталистическая направленность шульце-деличевской кооперации в Германии и др. Только в одной из своих послед¬них статей "


Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (ноябрь 1894 г.) — Ф.Энгельс вновь коснулся этой проблемы. Тем не менее изъятие на три десятилетия из поля деятельности марксистов проблем кооперации могло послужить и исходным моментом последующего нигилистического, граничащего с враждебностью отношения к этому движению многих после¬дователей марксистской доктрины17. Только к концу XIX века, когда кооперативное движение в


Европе приобрело солидный размах, особенно среди рабо¬чих, оно вновь стало привлекать внимание марксистов. Уже в 1897 году К.Каутский делает первый шаг вперед от Маркса, признавая значение наряду с производительными товарище¬ствами потребительские общества. В 1900 года К.Каутский идет дальше, признает значение сельскохозяйственных коопе¬ративов, причем и тех, которые с точки зрения марксистской доктрины казались "зловредными" для социализма -


в сфере обращения и, что особенно впечатляет, признает и даже при¬дает первостепенное значение кооперации в сфере кредита (той, которой классики особенно испугались, увидев шульце-деличевские товарищества)- "Из всех товариществ, — заклю¬чает он, — кредитные товарищества имеют особенно важное значение для крестьян Число их поэтому быстро возраста¬ет". Более сдержанно он относится к сбытовым и перерабаты¬вающим товариществам, но здесь, видимо, проявилось


неприн¬ципиальное их неприятие, а следствие небольшой распростра¬ненности этих кооперативов к тому времени. О товарищест¬вах для закупки сырья и машин он высказывается более пози¬тивно, хотя принципиально они не отличаются от сбытовых. Весьма взвешенной была его оценка кооперативных форм ор¬ганизации сельскохозяйственного производства. Признавая принципиальную возможность их развития, он полагает, что они могут служить лишь для того, "чтобы продолжить суще¬ствование нерационального мелкого производства", а устой¬чивость


им придать могут "только те элементы общества, ко¬торым терять нечего; хотя в перспективе он видит и возмож¬ность расширения кооперативного производства, которую он связывает с утверждением общественных производственных отношений в промышленности, и полемизирует с теми, кто обосновывал несостоятельность и неэффективность кооперативов. В отличие от ортодоксальных марксистов, реалистическую и достаточно плодотворную для своего времени концепцию кооперации высказал


Э.Бернштейн, который первым обра¬тил внимание на складывавшееся противоречие между остав¬шимися на одной и той же точке зрения в течение 30 лет поло¬жениям марксизма, в частности о кооперации, и реальным хозяйственным развитием конца XIX века. Он оспаривает мысль о том, что современный ему "хозяйственный порядок" прогнил внутри себя и скоро должен развалиться. В связи с чем бессмысленно отказываться от тех преимуществ, которые рабочие могут достичь через кооперативы уже в то время.


Кооперацию, однако, полагает он, следует оценивать не толь¬ко как средство, способствующее решению текущих проблем, но и как "основной камень в великой постройке будущего". Следует обратить внимание, что К.Каутский, полемизирую¬щий с Э.Берншгсйном по поводу его общей концепции, по вопросу о кооперации во многом солидаризуется с ним. Марксизм со времени его возникновения и до последних дней подвергается научной критике.


Так, тот же известный деятель немецкой социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850— 1932 гг.) в своей книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (1899г.) изложил критический взгляд на марксистскую доктрину с позиции реформизма. Э.Бернштейн характеризовал марксово понятие прибавочной стоимости как абстрактное и предложил трактовать экономическую стои¬мость как совокупность полезности и издержек производства.


Он показал, что капитализм вовсе не порождает обнищание пролетариата и способен преодолевать кризисы. Более поздний критик социалистической экономической доктрины венгерский экономист Янош Корнай, называвший социалистическую экономику не иначе как экономикой дефи¬цита, в своих книгах наглядно продемонстрировал нежизнен¬ность экономики социалистического (советского) типа, неиз¬бежности перехода к свободной рыночной экономике. Пра¬вильность этих выводов показала сама жизнь.


Отказавшись от социализма, Россия и другие бывшие "социалистические" страны, сегодня стремятся в лоно цивилизованных стран и активно внедряют рыночные отношения в экономику. Несмотря на вышесказанное об утопичности отдельных положений марксовской теории, марксизм-ленинизм сыграл выдающуюся роль в воспитании масс, повышении его самосо¬знания в деле борьбы за улучшение своих жизненных условий. Таким образом, идеи кооперации, выдвинутые выдающи¬мися мыслителями прошлого, послужили


той основой, на ко¬торой воспитывались миллионы людей, стремившиеся к пере¬устройству общества на началах справедливости, равенства и солидарности. 2. Ранний кооперативный социализм. Центральное место среди теорий кооперации занимают концепции кооперативного социализма. Для сторонников этого течения идейной мысли характерно в большей или меньшей степени критическое отношение к капитализму и его порокам — безработице, нищете и инфляции.


Идеологии кооперативного социализма усматривают в господстве капитала главный источник бедственного положения трудящихся. Они предлагают заменить капитализм новым общественным строем, основанным на взаимопомощи и сотрудничестве всех его граждан. Они считают, что главным средством такого социального переустройства должно стать кооперативное движение, длительная, мирная хозяйственная деятельность людей, направленная на создание общества, в экономике которого преобладала бы мелкая групповая кооперативная собственность


рабочих, служащих, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей. Одни идеологи кооперативного социализма рассчитывают на помощь господствующих классов и даже государства, другие полагают, что кооперативы сами способны преобразовать капиталистические отношения в социалисти¬ческие. Но все сторонники кооперативного социализма, кроме революционных демократов, обязательным условием социального переустройства капиталистического общества считали классовый мир.


Истоки кооперативного социализма берут свое начало в идеях утопического социализма, который достиг своего расцвета в первой половине XIX века в трудах Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Теории производственно-потребительских обществ. Социалисты-утописты Фурье и Оуэн рассматривали создание самоуправляющихся производственно-потребительских общин как способ борьбы с безработицей, нищетой, воспитания чувства коллективизма, а главное как путь


преобразования капиталистического общества. Однако принципы построения общины и отношения собственности в пей они представляли по разному. В понимании Фурье община или, как он ее назвал, фалан¬га — это производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны и обычного акционерного общества. Сфера хозяйственной деятельности фаланги — сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого. Фаланга не должна пользоваться наемным трудом.


Необходимые средства для начала работ фаланга должна получить из взносов своих членов ак¬ционеров. Сделать большие взносы в фаланги /т.е. купить крупные акции/ могли только капиталисты, что их членство в фаланге обязательное. Что касается бедняков, то они могут первоначально не быть акционерами, а делать свой взнос трудом. Собственность на акции является частной. В фаланге сохраняется имущественное неравенство. Доход в фаланге должен распределяться по труду, капиталу


и таланту, причем доля распределения по труду будет постепенно увеличиваться за счет распределения по капиталу с помощью более высокой оплаты "активных участников работы", т.е. преимущественно бедняков. Путем перераспределения доходов в фаланге в ползу неимущих работающих бедняков Фурье рассчитывал превратить всех членов фаланги в собственников и тем самым лишить частную собственность ее эксплуататорского характера и гибельных социальных последствий.


Фурье надеялся, что постепенно фаланга превратит богатого в трудящегося, а бедного — в акционера, достаточно обеспеченного мелкого собственника. Гак, полагал, Фурье, будут уничтожены классовое неравенство и эксплуатация Многие годы призывал Фурье богачей осуществить на практике свои планы. Однако ни один из них не захотел стать трудящимся и участвовать в создании фаланг, хотя Фурье гарантировал капиталистам неприкосновенность их частой собственности.


В отличии от фаланг Фурье общины Оуэна /он называл их "земледельческими и мануфактурными поселениями единства и взаимной кооперации" или "кооперативными коммунами"/ были основаны на последовательно коммунистических началах. Частная собственность и классы отсутствовали, в общине Оуэна. Единственное различие, которое могло создавать известное неравенство в труде и распределении — это "различие в возрасте и опытности".


Механизм распределения доходов Оуэн подробно не описывает. Он лишь упоминает, что в течение года члены общины будут получать продукты из общественных магазинов в соответствии с количеством затраченного им труда. В дальнейшем, когда ленивые члены общины приучатся к труду и в общине будет создано изобилие продуктов, "каждому можно разрешить свободно получать из общих складов все, что ему потребно".


Таким образом, Оуэн предлагает распределять доходы в общине сначала по труду, а затем по потребностям, т.е. в соответствии с принципами распределения жизненных благ при социализме и коммунизме. Оуэн наивно полагал, что земля и другие средства производства будут безвозмездно выделены общинам буржуазным государствам или разумными, "сознательными" капиталистами. Он считал также, что община может использовать заемный капитал, но в таком случае нужно платить ссудный


процент. В любом случае община не могла оставаться замкнутой хозяйственной единицей, как этого хотел Оуэн. Это наглядно продемонстрировала практика организации "Новой Гармонии" и фурьеристских фаланстеров в США и других странах. Несбыточной утопией была также идея Сен-Симона о социальном переустройстве с помощью буржуазного государства, которому достаточно отменить


лишь право наследования, чтобы постепенно сосредоточить в своих руках частную собственность капиталистов, а их превратить в наемных государственных служащих. Таким образом, великие утописты-социалисты предлагали, во-первых, преобразовать капиталистического общества в социалистическое с помощью производственно-пот¬ребительских общин. Во-вторых, призывали к классовому сотрудничеству рабочих с буржуазией в деле социального переустройства


общества через мирную пропаганду кооперативных идей и реформаторскую деятельность. Они считали, что политическая борьба сделает невозможным успешную хозяйственную деятельность представителей различных классов в общинах. Оуэн, например, принимал активное участие в организации профсоюзов, но отвергал стачку как форму классовой борьбы пролетариата. 3. Концепция освобождения труда от капитала У. Кинга.


В 30-40-е годы XIX века в Англии и Франции ученики и сторонники социалистов-утопистов сконцентрировали свое внимание на поощрении производственных и потребительских кооперативов. Но если Оуэн и Фурье рассматривали эти организации лишь как одну из форм коллективной хозяйственной деятельности ремесленников и рабочих, то идеологи "кооперативного социализма" провозгласили кооператив главной формой движения к новому общественному строю.


Так в 30—40-е годы XIX века возникло новое течение идейной мысли — "кооперативный социализм", хотя сам термин "кооперативный социализм" стал широко употреблять¬ся в литературе в конце XIX в. Один из первых теоретиков "кооперативного социализма" — последователь Оуэна английский врач Уильям Кинг /1786— 1865 гг./. Он предложил решить противоречие между трудом и капиталом, т.е. превратить наемных рабочих в собственников


средств производства посредством организации потреби¬тельских и затем производственных кооперативных обществ. У. Кинг считал, что кооперативы должны быть самодеятельными организациями трудящихся, должны создаваться рабочими без помощи господствующих классов. Поэтому он призывал профсоюзы вкладывать свои средства в организацию потребительских и производственных кооперативов. В то же время Кинг утверждал, что кооперация выгодна для всех классов и советовал рабочим


поддерживать мир и сотрудничество с предпринимателями. 4. Теория христианского социализма. В 30—40-х годах XIX века возник христианский социализм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Идеологи христианского социализма провозгласили лозунг "общего блага" для всех людей, которого можно достичь путем нравственного оздоровления и объединения ремесленников


и рабочих в религиозно-сословные корпорации типа средневековых цехов. В экономических программах многих христианских социалистов большое место занимали различные планы создания профессиональных и кооперативных организаций рабочих, ремесленников, мелких торговцев и крестьян под эгидой католической, протестантской, англиканской и других церквей. Идеолог французского христианского социализма Ф. Бюше /1796—1865/ в своей научной и практической деятельности


уделял большое внимание кооперативному движению. Он, как и У. Кинг, предложил создавать общественный капитал, с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. Но если у Кинга общественный капитал не имел конкретного выражения, то у Бюше - это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой


прибыли в размере 20 %. Идея создания неделимого фонда в кооперативах — наиболее ценная из предложений Бюше в области кооперативного строительства. Идеи Ф. Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов. Они также рассматривали капиталистический строй как антихристианский и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма, добавив к этой уже известной


схеме новый лозунг — участие рабочих в прибылях /ко-партнешип/, вошедший в последствии в программы многих пар



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.