План Введение. 1. Глава 1: Региональные рынки, их развитие. 1.1 Региональный потребительский рынок. 1.2 Развития региональных потребительских рынков в эпоху глобализации. 2. Глава 2: Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков. 2.1 Потребительская кооперация в условиях формирования рынка. 2.2 Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции
на рынке. 2.3 Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков. 3. Глава 3: Участие потребительской кооперации в развитие местных региональных рынков. 3.1 Участие Красноярского Крайпотреб союза. 3.2 Участие Прохоровского райпо. Заключение. Список литературы. Введение Переход к рыночной экономике и широкое использование свободного предпринимательства оказывают
существенное влияние на хозяйственную деятельность потребительской кооперации, главной задачей которой является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в целом. В настоящее время потребительская кооперация России в основном реанимирует и развивает те виды деятельности, которые она осуществляла в условиях социалистической системы хозяйствования: торговля, общественное питание, заготовки, производство некоторых товаров народного потребления, транспортировка грузов, в
небольшом объеме строительство несложных объектов, подготовка и переподготовка кадров. Велика роль потребительской кооперации в формировании доходов (семейного бюджета) населения, являющихся членами кооператива (пайщиками). Так, реализуя продукцию по доступным ценам, организации потребительской кооперации, с одной стороны, удовлетворяют потребности людей, с другой, расширение объемов деятельности приводит к росту благосостояния, увеличению заработной платы работников (пайщиков).
В отличие от предприятий, созданных инвесторами и направленными на получение максимальной прибыли своим вкладчикам, основная задача организаций потребительской кооперации состоит в обеспечении товарами и услугами своих пайщиков и малообеспеченных слоев населения товарами и услугами. Но это не означает, что организации потребительской кооперации не должны стремиться к получению прибыли. Для выживания и дальнейшего развития в условиях жесточайшей рыночной экономики они должны эффективно
использовать привлеченные и собственные ресурсы. Конкурентный характер внешней рыночной среды требует правильного управления, финансовой грамотности, наличия высококвалифицированных работников, сознательного отношения к труду, свободного и равного доступа к источникам капитала, способности осуществлять и внедрять нововведения и быстро реагировать на изменение внешней среды. Таким образом, в настоящее время организации потребительской кооперации играют значительную экономическую
и социальную роль в условиях рыночной экономики. Они образованы в целях улучшения благосостояния людей, используя возможности демократического государства. Это проявляется в том, что пайщики имеют ряд преимуществ, к числу которых можно отнести: обеспечение благоприятного торгового сервиса, поставку товаров высокого качества по справедливым ценам и др. Кооперация способствует развитию реформ в социально-ориентированной экономике страны, направленных
на защиту интересов трудового большинства, обеспечивает гарантированную поддержку малообеспеченных граждан, возрождает духовно-нравственную основу общества. При изучение данной работы ставлю перед собой цели: 1. Изучить вопросы, касающиеся региональных рынков и их развитию. 2. Изучить, как влияет потребительская кооперация в развитие местных региональных рынков. 3.Рассмотреть участие потребительской кооперации в развитие местных региональных рынков.
Данную тему считаю актуальной, т.к. кооперация влияет важную роль в развитие местных региональных рынков. ГЛАВА 1: Региональные рынки, их развитии 1.1 Региональный потребительский рынок Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношении. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства. Спрос на региональном потребительском рынке проявляется в форме пространственно распределенных потребностей населения региона, выраженных в денежной форме.
Предложение проявляется в виде пространственно рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок, при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребительском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов, Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций в экономике региона: обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи,
а также согласование экономических интересов контрагентов; устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения; выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей; определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров; осуществляет, распределена потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами, населения региона; обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.
Региональный потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг. Теория поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров.
В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. Новейшие исследования развития регионального потребительского рынка в рамках концепции геомаркетинга связаны с изменениями и структурными сдвигами в потреблении и торговле. Сторонники институционального подхода рассматривают региональный потребительский рынок как совокупность
фирм, вовлеченных в куплю-продажу потребительских товаров в пределах определенной рыночной зоны. Институциональная структура регионального потребительского рынка включает фирмы, осуществляющие торгово-посредническую деятельность, хранение, транспортировку, реализацию товаров, страхование, кредитование торговли и др. В отечественной экономической литературе получила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается
как территориальная организация сферы обращения во взаимодействии с региональным производством, распределением и потреблением. Представители воспроизводственного подхода при изучении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процессов в региональном воспроизводстве, о социально-экономической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве.
Для регулирования процессов развития регионального потребительского рынка необходимо выявить экономические интересы различных субъектов, взаимосвязи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов. Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров. Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции
между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде наличных денет. Первичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов организаций торговли
и сферы услуг региона. Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфере обращения потребительских товаров и услуг. Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями,
привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы. I группа — регионы со среднедушевым доходом населения ниже среднероссийского уровня. II группа — регионы со среднедушевым доходом населения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %. III группа — регионы с высоким среднедушевым доходом населения.
Различия в уровне денежных доходов населения регионов России во многом обусловлены отраслевой структурой хозяйства и характером структурных преобразований в экономике регионов. Значительны региональные различия и в структуре использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных
потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег. Вторая группа регионов, где удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня, характеризуется относительно высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег. Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продовольственных и непродовольственных товаров.
Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов. В результате реформ повышение оптовых и розничных цен дало сильный импульс ускорению инфляции, резко
ухудшило материальное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг. Важным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен на потребительские товары.[7] 1.2 Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации. В современных условиях развития региональных потребительских рынков глобализация оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, требуя ее корректировки.
Проблемам влияния процесса глобализации мирохозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В эпоху глобализации статический подход к среде, где функционируют российские регионы, сменяется динамическим, акцентирующим внимание на неустойчивости мировой экономики. Можно выделить следующие тенденции и процессы глобализации, влияющие на развитие региональных потребительских
рынков: •ускорение движения международных факторов производства породило новые направления интернационализации производства и финансов; •усиление динамизма процессов интернационализации непосредственно ведет к взаимопроникновению капиталов многих стран в разных формах и проявлениях; •процессы глобализации способствуют укреплению взаимосвязей национальных экономик отдельных стран; •происходит синхронизация развития экономики различных стран, включая проявления мирового финансово-экономического кризиса, в отдельных звеньях
мировой финансово-экономической системы; •в результате такого мирового развития сформировались могущественные автономные и инерционные силы, блокирующие все усилия национальных государств и международных организаций по преодолению кризисного развития; • глобализация способствует формированию международных организаций, действующих на грани выхода из-под контроля мирового рынка. Развитие глобализации и свободной торговли предполагают формирование единых правил ведения бизнеса,
требуют корректировки существующих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий ведения бизнеса, новых профессиональных знаний. Одними из ярких трансформационных процессов в сфере региональных потребительских рынков России в этих условиях явились: изменение в структуре собственности ; развитие сетевой торговли; развитие электронной коммерции; формирование новых моделей управления бизнесом; появление систем автоматической
идентификации и др. Изменение структуры собственности на региональных потребительских рынках приводит к изменениям в экономических отношениях. Сегодня в России реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА, Рамстор и др. Потенциал потребительского рынка России стал привлекать внимание западных компаний и «второго эшелона.
Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами, в освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части регионального рынка. Не вызывает сомнения тот факт, что конкуренция на российских региональных потребительских рынках становится жестче: количество новых игроков увеличивается. С другой стороны, увеличение конкуренции также связано с ростом усилий операторов.
Следствием открытости региональных потребительских рынков является формирование конкурентной среды на них, что способствует, с одной стороны, их развитию, с другой, установлению барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов. Своеобразным трансформационным процессом в развитии региональных потребительских рынков является электронная коммерция. Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения: между различными видами бизнеса; между бизнесом и потребителем; между потребителями; между бизнесом
и государственными органами; между государством и потребителями; в рамках отдельного бизнеса. Сдерживающим фактором на пути развития электронной коммерции на региональных потребительских рынках является отсутствие общепринятых стандартов электронного взаимодействия, а также профессиональных знаний ведения бизнеса и низкий уровень платежеспособного потребительского спроса. Развитие данных трансформационных процессов на региональных потребительских рынках требуют совершенствования
идентификационных сетей. Появление систем автоматической идентификации значительно увеличило скорость, эффективность и точность обработки и сбора информации. Первые применения штрих-кодов, такие как точки розничной торговли, контроль за перемещением, проведение инвентаризаций, определили появление более широких отраслей применения. Для развития региональных потребительских рынков России необходимо решение следующих задач: обеспечение
для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его организации; обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров; формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров; установление прозрачности финансового оборота на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота; оптимизация
соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров; укрепление нормативно-правовой базы развития торговли и бытового обслуживания; развитие информационной системы торговли и бытового обслуживания. В целом в условиях глобализации экономики современная концепция развития региональных потребительских рынков должна состоять в рациональном сочетании государственного регулирования основных народнохозяйственных, межотраслевых, отраслевых, межрегиональных пропорций, с одной стороны, и широкой самостоятельностью,
инициативой, ответственностью предприятий, удовлетворяющих потребности в товарах и услугах через рыночный механизм хозяйствования, с другой. В результате должны быть созданы прочные экономические, социальные, организационные и правовые предпосылки для динамичного, пропорционального развития региональных потребительских рынков, исключающие возможность возникновения в будущем деформаций и негативных явлений в этой сфере.[2] ГЛАВА 2: Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков 2.1
Потребительская кооперарация в условиях формирования рынка Перестройка, начатая с целью демократизации социализма, закончилась распадом Советского Союза. Среди задач демократизации российского общества первостепенное значение имела коренная реформа в области народного хозяйства. Ключевая роль отводилась переводу экономики страны на рыночные рельсы. Первые шаги по разгосударствлению и приватизации предприятий, пересмотр порядка налогообложения
и его ужесточение, введение свободы торговли, либерализация цен 2 января 1992 г меры социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения - все это означало окончательную легализацию рыночных отношений. Страна вступила в период переходной экономики, в его кризисную стадию. Результатом применения метода "шоковой терапии" при переходе к рынку явился инфляционный скачок. Одновременно обнаружила себя также положительная тенденция: экономические реформы в стране стали
принимать необратимый характер. За короткий период насытился товарами и услугами потребительский рынок. Если раньше дефицитными являлись товары, то теперь для большинства граждан дефицитными стали деньги. От экономического кризиса, охватившего практически все отрасли, больше всего пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. 15 апреля 1991 г Роспотребсоюз был переименован в Центральный союз потребительских обществ
РСФСР. После ликвидации бывшего союзного центра потребительской кооперации правопреемником его имущества на территории Российской Федерации был признан Центросоюз Российской Федерации. В марте 1992 г. учредили Международный совет потребительской кооперации - Межкоопсовет. Потребительская кооперация располагала широкой сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, а также учебных заведений. Серьезным испытанием для потребительской кооперации явилось
вхождение в рынок. Характерные для начальной стадии периода переходной экономики страны кризисные явления не миновали и многоотраслевое кооперативное хозяйство.Ухудшилась структура товарооборота потребительской кооперации, произошло сужение ассортимента реализуемых товаров. В результате розничный товарооборот стал формироваться главным образом из товаров первой необходимости, в основном из продовольственных. Реализация товаров длительного пользования резко сократилась.
Ухудшились показатели использования мощностей заготовительных, хлебопекарных и других производственных предприятий, площадей оптовых торговых баз, автомобильного парка потребительской кооперации. Кризисное положение экономики потребительской кооперации было вызвано комплексом причин внешнего и внутреннего свойства. Внешними причинами являются общегосударственные и региональные факторы. Последствия этих негативных для потребительской кооперации факторов были смягчены для нее рядом мер
государственной поддержки правового и финансового характера. Компенсировать свои потери, усугубляющие экономическое положение потребительской кооперации, ее организациям в регионах удается не всегда и не в полном объеме. Внутренними факторами, начиная от игнорирования некоторыми работниками роли и интересов пайщиков и кончая неумением соперничать с конкурентами на рынке. Общеэкономические причины на состояние дел в потребительской
кооперации влияют примерно одинаково на всей территории Российской Федерации. Однако результаты деятельности кооператоров разных регионов существенно отличаются. Напрашивается вы вод о том, что за ряд последних лет одни организации потребительской кооперации приспособились к рыночным условиям I наилучшей степени, другие - в средней степени, а в третьих процессы адаптации идут медленно и трудно. Потеряла потребительская кооперация былой свой статус почти единственной торговой
системы в сельской местности, а в результате либерализации цен, гиперинфляции лишилась части своего экономического потенциала. Кроме объектов собственности, потребительская кооперация потеряла еще и много пайщиков. Происходило это в основном по трем причинам: во-первых, выбывали из потребительских обществ пайщики, ставшие ими в советское время поневоле, т. е. только для того чтобы приобрести какой-то товар повышенного спроса; во-вторых, отсеялись те, кто в потребительских обществах числился пайщиком,
хотя таковым уже давно не являлся (умер либо выехал в другую местность); в-третьих, в нарушение внутрикооперативной демократии кое-где руководители потребительских обществ стали избавляться от малоимущих пайщиков. В результате принятых мер к исправлению этих нарушений численность пайщиков стала увеличиваться. Сохранили кооператоры России целостность потребительской кооперации как системы, значительную часть объектов собственности и имущественные права, основные духовные ценности кооперации.
Обрели организации потребительской кооперации реальную самостоятельность, независимость, свободу действий в хозяйственных делах в рамках обновленного законодательства, возможность кооперативной самодеятельности, совместного самотворчества пайщиков и работников кооперации. Они-то и явились значительными приобретениями потребительской кооперации. Кризисная стадия периода переходной экономики в стране завершилась обретением устойчивости в народном
хозяйстве. Во многих организациях потребительской кооперации в основном достигнута стабилизация. [1] 2.2 Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции на потребительском рынке Современное рыночное пространство имеет «турбулентный» характер. Скорость происходящих изменений так велика, что быстрота и адекватность реакции субъектов рынка является залогом их конкурентоспособности. Это утверждение еще более справедливо по отношению к потребительскому
рынку. Остались в прошлом самые трудные переходные моменты и для торговли потребительской кооперации. Однако скорость происходящих изменений недостаточно высока для эффективной конкурентной борьбы. Процессы глобализации экономики в самое ближайшее время будут оказывать непосредственное влияние и на торговлю потребительской кооперации. Международные торговые сети рано или поздно начнут осваивать сельский рынок, который оценивается ими как весьма привлекательный, а отечественные сетевики уже ведут
активную деятельность в пригородных зонах западной части страны, конкурируя с магазинами потребительской кооперации. Таким образом, возрастающее давление мировой торговли на российскую обусловливает необходимость быстрых перемен в отечественной розничной торговле, в том числе в розничной торговле потребительской кооперации. Большинство кооперативных организаций пока не имеет адекватных финансовых ресурсов, позволяющих поднять этот уровень до среднемирового. В связи с этим в ближайшее время целесообразно сосредоточить
усилия на нескольких ключевых направлениях: 1. Развитие сети специализированных магазинов в райцентрах с ориентацией их деятельности на работу по заказам покупателей из рядовых и глубинных населенных пунктов. 2. Постепенный перевод продовольственных магазинов на самообслуживание. 3. Увеличение численности магазинов, работающих на непрерывной рабочей неделе, с удлиненным режимом и круглосуточно. 4. Создание дополнительной ценности торгового предложения путем оказания покупателям
рационально сформированного комплекса услуг на базе конкретных магазинов. Несмотря на то, что реализация четырех перечисленных выше направлений развития розничной торговли потребительской кооперации, безусловно, позволит значительно повысить ее уровень, это будет преодолением только очередного препятствия в усиливающейся конкурентной борьбе.[1] 2.3 Роль потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов.
В развитии рынков регионов заключается реальная возможность укрепления социально-экономического потенциала системы потребительской кооперации. Кооперативные организации укрепляют свои позиции на местных рынках, повышая долю в розничном товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей, расширяя ассортимент товаров на предприятиях, а также спектр предоставляемых услуг населению.Вместе с тем организации потребительской кооперации имеют потенциальные возможности для увеличения доли
рынка. Они создают соответствующий потенциал и имеют возможность оказывать услуги пайщикам. Однако большая часть кооперативов ориентируется на случайный покупательский спрос, случайных оптовиков-посредников. Развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потребительской кооперацией, может осуществляться с двух позиций - расширение спроса, и рост предложения. Концепция предусматривает комплексный подход системы потребительской кооперации к развитию местных
рынков регионов. Увеличение товарного предложения достигается на основе развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, общественного питания, надомного производства и сферы услуг. Организации потребительской кооперации должны целенаправленно формировать спрос и предложение местных рынков регионов. Оптовая торговля. В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации. Чтобы активизировать участие потребительской кооперации в развитии
местных региональных рынков, оптовым организациям следует: - вернуть утраченный сегмент рынка: - восстановить стабильную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий системы на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких цен, привлечения новых клиентов; - вытеснять с сельского рынка посредников, снабжающих организации потребительской кооперации; - расширять географические позиции рынка; - использовать новые методы и технологии для интенсификации коммерческой деятельности; - минимизировать текущие затраты;
- предоставлять комплекс услуг розничным торговым предприятиям; - повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников. Розничная торговля. Розничные торговые предприятия потребительской кооперации выступают как субъекты рынков регионов. Основными направлениями развития розничной торговли являются: - охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку товаров в сельской местности;
- формирование спроса, увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте; - проникновение на рынки в городах; - внедрение электронной торговли; - расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли; - возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду; - эффективное использование предприятий розничной торговли путем преобразования их в магазины - центры кооперативных участков. - реконструкция и техническое перевооружение предприятий
розничной торговли с целью создания условий для закупки от населения сельхозпродуктов и сепарирования молока, реализации продукции предприятий общественного питания, аптечной торговли, оказания населению парикмахерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых услуг; - использование свободных площадей в магазинах для размещения предприятий бытового обслуживания, кооперативных центров по работе с пайщиками, установления сепараторов, зернодробилок и т.д.; - изучение и прогнозирование спроса населения на товары
и услуги, разработка и утверждение для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня товаров, согласованного с органами местного самоуправления, осуществление контроля за соблюдением торговыми предприятиями утвержденных ассортиментных перечней товаров; - улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах; - расширение товарного ассортимента, включая предложение
товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе, но предварительным заказам населения; - организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию; - установление удобных для покупателей режимов торговли. Размещение розничной торговой сети. Формирование и развитие розничной торговой сети потребительской кооперации направлено на создание
полноценной социально-ориентированной рыночной среды. Расширение розничной торговой сети возможно за счет: задействования ранее закрытых предприятий, реконструкции и переспециализации существующей сети, возвращения торговых предприятий, ранее сданных в аренду, нового строительства. Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое разнообразие типов розничных торговых предприятий. Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в местах концентрации
потенциальных покупателей. Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах крупных городов для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания. Новая миссия магазинов потребительской кооперации. Магазин-приемозаготовительный пункт. В решении задач, стоящих перед потребительскими обществами, концепция
предусматривает повышение роли основного звена потребительского общества - магазина. Помимо торговли магазин - приемозаготовительный - центр кооперативного участка выполняет следующие функции: - закупку всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, закупку и сепарирование молока, дробление зерна; - услуги, включая придорожный сервис; - работу с надомниками (выпечка хлеба, вязание варежек, носков, изготовление изделий народных промыслов); - выявление трудовых ресурсов и занятий
для населения; - прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов, ритуальные и т. д.); - привлечение заемных средств обслуживаемого населения; - информирование пайщиков с помощью газеты «Российская кооперация»; - ведение книги данных о подворьях. Общественное питание имеет значительные возможности на внутреннем рынке регионов. Оно представлено типами предприятий: столовыми, ресторанами, кафе, барами и взаимодействующей с ними
сетью киосков, палаток, магазинов. Концепция общественного питания включает также постановку следующих задач: - внесение изменений в порядок сертификации услуг общественного питания, предусмотрев сертификацию услуг школьного питания без взимания платы, выдачу сертификатов соответствия стабильно работающим предприятием общественного питания; - передачу функции присуждения званий «мастер-кондитер» в ведение субъектов Российской Федерации; - введение термина «социальное питание» и использование его в законотворчестве
для отнесения к этой категории столовых при общеобразовательных учреждениях, которые должны быть освобождены от уплаты налогов. Развитие общественного питания способствует решению комплекса социально-экономических задач в интересах сельского населения. Производство. Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции позволит сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских
товаров. Для подъема и эффективного развития кооперативной промышленности имеются реальные предпосылки: наличие производственных мощностей, возможность их более полной загрузки, рационального использования; отработанные технологии, научное обеспечение отраслей деятельности; приближенность предприятий потребительской кооперации к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, что обусловливает повышение их качества; стабилизация покупательского спроса и улучшение его структуры; развитие системы оптовых продовольственных
рынков, государственная поддержка потребительской кооперации. Хлебопекарная промышленность. В производстве хлеба и хлебобулочных изделий предстоит наращивать выпуск продукции из высококачественной муки с витаминами и другими добавками, специальных изделий для детей и людей пожилого возраста, расширять ассортимент высокорецептурной продукции из ржаной муки. Концепция предполагает развитие хлебопекарной промышленности по следующим направления: - развитие
интеграции и совершенствование механизма экономических взаимоотношений между сельхозпроизводителями зерна и хлебопекарными предприятиями; - внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически чистых технологий с учетом качества сырья и рациональной структуры ассортимента; - создание новых видов хлеба и хлебобулочных изделий; - увеличение и использование ржаной муки для выработки хлебобулочных изделий; - использование композитных мучных смесей с добавкой муки из крупяных культур; - расширение выработки
муки на мельницах потребительской кооперации; - организация в глубинных населенных пунктах выпечки хлеба на дому и в мини-пекарнях. С целью совершенствования технологических процессов необходимо: - внедрить более совершенные способы приготовления теста («холодным способом», с интенсификацией процесса его брожения), которые позволят повысить производительность труда, эффективность производства, улучшить качество готового продукта, снизить затраты; - освоить выработку экструцированных хлебобулочных изделий; - начать выпуск
продукции из замороженных полуфабрикатов, приготовление замороженного слоеного теста; - освоить выработку иодированного хлеба, оригинальную технологию «безмучного хлеба» повышенной пищевой и биологической ценности. Макаронная промышленность. В системе потребительской кооперации создана новая отрасль промышленности - производство макаронных изделий. Выработка этой продукции организована в большинстве потребсоюзов. Целесообразно расширить ассортимент путем производства новых видов макаронных изделий: - для детского
питания — «Артек», «Школьные», «Здоровье» и др обеспечивающих сбалансированный рацион питания; - лечебно-профилактического назначения, обогащенных кальцием в виде мела пищевого и скорлупы куриных яиц; - быстрого приготовления; - с овощными добавками; - в виде вермишели с добавлением гороха и крахмала; - с повышенным содержанием пищевых волокон. Проблему экономии зерновых ресурсов и расширения ассортимента предполагается решать за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий производства макаронной муки из отечественной
пшеницы с использованием современного оборудования. Производство колбасных изделий. В мясном и колбасном производстве в условиях дефицита сырья приоритет отдается глубокой и комплексной его переработке, применению белков растительного и животного происхождения, использованию комплексных пищевых добавок, позволяющих повысить выход готовой продукции, выработке новых видов мясопродуктов повышенной пищевой и биологической ценности, заданного состава, производству
полуфабрикатов и кулинарных изделий. Целесообразно расширять ассортимент путем производства новых видов мясных консервов: паштетов, консервов из говядины, свинины, мясорастительных. Кондитерское производство. Концепция предусматривает значительные темпы роста производства кондитерских изделий. Поскольку развитие кондитерского производства связано с поступлением импортируемых какао-продуктов, орехов, желирующих веществ, растительных масел, дефицит сырья планируется частично восполнить за счет
местных видов сырья. Импортируемые студнеобразователи предполагается заменить яблочным пектином. Один из резервов развития отрасли - переориентация на более гибкие и мобильные производства малой мощности. Наиболее перспективны следующие направления: - применение новых типов оборудования; - освоение комплексных безотходных технологий по замкнутым схемам; - внедрение прогрессивных технологий с получением продукции с заданными свойствами и структурой; - использование для производства изделий муки, обогащенной белками,
пищевыми волокнами; - создание принципиально новой группы глазурей и внедрение оборудования для нанесения покрытий на кондитерские изделия с целью снижения расхода какао-бобов - возрождение традиционных российских технологий и рецептов; - переход на упаковку в картонную тару, Плодоконсервная промышленность. В плодоконсервной отрасли промышленное значительно расширяется ассортимент продукции за счет использования местных сырьевых ресурсов, увеличения выпуска сушеной продукции из
ягод, плодов. С целью сокращения потерь выращенной продукции должна внедряться быстрая переработка сырья на полуфабрикаты с дальнейшей их реализацией за рубежом или переработкой в межсезонье в готовую продукцию. Развитие консервного производства приведет к увеличению выпуска тары из полимерных, комбинированных материалов, высококачественной жести. Для удовлетворения спроса промышленности в желирующей продукции имеется возможность комплексного использования яблочных выжимок, что позволит помимо пектина производить
желирующий полуфабрикат для кондитерской и консервной промышленности, расширить ассортимент и выпуск продуктов, обеспечивающих сбалансированное питание. Производство безалкогольных напитков и пива. Значительные темпы роста предусматриваются в производстве безалкогольных напитков, а также пива. В программу развития закладывается восстановление производства традиционных для России и конкурентоспособных напитков на базе натуральных экстрактов из клюквы, брусники,
облепихи, а также выпуск хлебного кваса, розлив воды из местных источников. Основными направлениями развития пивобезалкогольной отрасли являются: - разработка региональных аспектов развития пивобезалкогольной отрасли для повышения уровня самообеспечения регионов продукцией; - возобновление производства пива в регионах, прекративших его выпуск; - создание малых производств по выпуску безалкогольных напитков; - переход к индустриальным методам производства, централизованному приготовлению готовых
концентратов на специализированных предприятиях с последующей поставкой на предприятия; - использование в производстве безалкогольных напитков различных Сахаров, в частности, фруктозы, сахарозаменителей и консервантов; - освоение конкурентоспособных видов тары и упаковки. Винодельческая промышленность. Плодовое виноделие является одним из направлений развития производственной отрасли, обусловленное наличием сырьевой базы во всех регионах.
Планируются комплексные исследования, но применению технологий для производства высококачественной винной продукции из отечественного плодово-ягодного сырья. Общие проблемы. Преимущество кооперативного производства состоит в его небольших масштабах, что снижает коммерческий риск, и в возможности оценить потребности своего региона в конкретных изделиях. Приоритетными направлениями в производстве на перспективу признаются: - внедрение прогрессивных технологий,
обеспечивающих повышение сроков хранения, создание новых видов продуктов питания с нетрадиционных усилителями вкуса, аромата и цвета; - разработка и использование новых технологий производства продуктов лечебно-профилактического назначения, длительного хранения, а также продукции высокой степени кулинарной готовности в удобных для потребителей упаковках одноразового пользования; - повышение качества и экологической безопасности готовой продукции. Реализация концепции позволит потребительской кооперации обеспечить
устойчивый рост промышленного производства. Народные промыслы. Для потребительской кооперации перспективно развитие народных промыслов. Для активизации этой работы следует повсеместно организовать конкурсы районных организаций и предприятий по развитию народных промыслов. Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья. Заготовки остаются наиболее социально значимой отраслью потребительской кооперации.
Основные предпосылки усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе состоят в наличии материально-технической базы заготовок, предприятии, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции; разветвленной сети предприятий торговли и общественного питания для реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; специалистов по закупкам и переработке сельскохозяйственной продукции. В большинстве потребсоюзов Российской Федерации на основе действующей материально-технической
базы созданы заготовительно-производственно-торговые комплексы. Наметилась тенденция к увеличению объемов закупок сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд, что позволяет полнее использовать имеющийся потенциал отрасли. За последние годы заготовительная отрасль потребительской кооперации получила новый импульс развития, что подтверждают показатели увеличения объемов закупок основных видов сельскохозяйственных продуктов
и сырья. Управление закупками и сбытом сельскохозяйственной продукции и сырья предполагает решение следующих задач: - выявление имеющихся ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья, изделий личных подсобных хозяйств и промыслов; - установление договорных, отношений с владельцами продукции, сырья и изделий; - повышение уровня организации закупок; - обеспечение своевременности расчетов со сдатчиками; - расширение зоны закупок. Возможны и другие источники сырьевых ресурсов для системы: - садоводческие
и огороднические товарищества, находящиеся в зоне деятельности потребительского общества; - пасеки; - местные водоемы (улов рыбы); - личные подсобные хозяйства населения. Закупочная деятельность должна приносить доходы. Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров и услуг - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. [6] ГЛАВА 3: УЧАСТИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ РЕГИОНАЛЬТНЫРЫНКОВ. 3.2 Участие Красноярского Крайпотреб союза Курагинское промыслово-охотничье хозяйство крайпотребеоюза организовано марта 1958 года с целью рационального использования природных ресурсов, сохранения традиционных народных промыслов и занятости населения отдаленных населенных пунктов. За промхозом закреплена территория лесных угодий общей площадью более 2 млн. га.
Пережив смутное время перестройки государственного механизма, коллектив промхоза, состоящий из 60 человек, и сегодня выполняет возложенные на его функции, значительно расширив виды хозяйственной деятельности и услуг, поскольку других предприятий на территории просто не осталось. За 48 лет своего существования коллектив сохранил и приумножил свою материально-техническую базу, традиции, окружил вниманием людей, отдавших предприятию свои лучшие годы жизни.
За весь период от создания промхоза и до настоящего времени отдано очень много сил и средств для развития охотничьего промысла. С1992 года добыча соболя начала падать, и в 1997 году было добыто всего 756 соболей- это самый низкий показатель за всю историю промхоза. Причин много, а наиболее веские -снижение популяции зверя, следовательно, уменьшение квоты на добычу, демонополизация охотничьего промысла, возможность единоличного его ведения.
Снижение объемов охотничьего промысла промхоз компенсирует другими видами деятельности - ловом рыбы, заготовкой лекарственно-технического сырья, грибов и ягод. Существенную долю в совокупном объеме деятельности занимает заготовка, переработка и реализация папоротника орляка. Контракты на большие объемы возможны только при большом доверии со стороны иностранных партнеров, и коллектив предприятия с честью его выполняет. Работа в непродолжительную страду заготовки папоротника,
а затем его переработка во все годы была трудоемкой и нелегкой. Значительно увеличилась территория сбора папоротника. И, что немаловажно, если раньше реализация папоротника осуществлялась через коопвнешторг крайпотребсоюза, то сегодня промхоз заключает договоры на поставку напрямую как с иностранными, так и с местными покупателями. Было принято решение на базе промхоза организовать заготовку и переработку древесины, а попутно -
дров на хозяйственные нужды ветеранам, работникам потребкооперации. Взявшись, по сути дела, за абсолютно новый вид деятельности, промхоз не только организует новые рабочие места, но и практически принял на себя ответственность по снабжению дровами социальной сферы сельского совета и всего населения поселка. Общий объем заготовки дров составляет несколько тысяч кубометров в год и приближается к объему деловой древесины. С развитием производства пополняется парк автомобильной
и тракторной техники, особой гордостью директора является введенный в эксплуатацию три года назад теплый гараж на 20 мест и мастерские, что значительно облегчает эксплуатацию техники в суровых зимних условиях. Имеет промхоз и собственную пасеку на 50 пчелосемей. Широко используется труд надомников по изготовлению берестяных туесов и других товаров народного промысла. В промхозе получила развитие розничная торговля.
На сегодняшний день открыто и действует уже 5 магазинов в двух населенных пунктах сельского совета. С открытия в 2004 году в приспособленном помещении небольшой пекарни объемы выпуска хлебобулочных изделий постепенно из месяца в месяц увеличивались, отменным качеством и вкусом изделий вытесняя местных и иногородних конкурентов. Так постепенно развитие основного промысла, открытие новых видов деятельности и услуг стали слагаемыми успеха, а, следовательно, жизнеспособности небольшого, но целеустремленного
коллектива промхоза. Справедливости ради и для полноты картины надо отметить, что взятый Советом, правлением крайпотребсоюза курс на развитие заготовительной и производственной деятельности дает свои плоды. Живет и набирает обороты второе специализированное хозяйство крайпотребсоюза Ермаковский коопзверопромхоз. Здесь также сохранены и закреплены за промхозом охотничьи угодья, которого также отгружается на экспорт. В удачные сезоны промышляют здесь ягодой и кедровым орехом.
Как и в случае с Курагинским промхозом, жизнь подтолкнула ермаковцев к открытию магазина, организации собственной розничной торговли и сферы услуг для своих работников, пайщиков, жителей поселка, а также приезжих отдыхающих и туристов на развивающийся горнолыжный курорт «Ергак». В стадии рассмотрения находится вопрос о сотрудничестве промхоза с участием штатных охотников в организации туристических маршрутов. Колебания в заготовке пушнины предприятие также компенсирует закупом грибов,
кедрового ореха, лекарственно-технического сырья: листа толокнянки, березового гриба чаги, оленьих пантов и др. Благодаря этим хозяйствам, которые бесспорно делят первенство, а также другим кооперативным организациям, край потребсоюз на протяжении последних лет стабильно является лидером в системе Центросоюза РФ по заготовке папоротника и пушнины. Охотники, заготовители, специалисты хозяйств занимаются не только промыслом пушного зверя, ягод, грибов,
ореха, но и являются активными помощниками власти в пресечении браконьерства, ведут после промысловый учет животных, участвуют в лесовосстановительных мероприятиях, а в последнее время привлекаются к разработке лесного законодательства по лесопользованию и заготовке недревесных продуктов леса как на местном, так и на краевом уровне.[3] 3.2 Участие Прохоровского райпо. История потребительской кооперации
Прохоровского района началась еще в 20-е годы прошлого века. В настоящее время Прохоровское райпо является передовой организаций системы Белгородского облпотребсоюза, имеющей лучшие позиции по многим показателям социально-экономической деятельности. Чистая прибыль райпо имеет устойчивую тенденцию к росту, что позволяет ему динамично развиваться и удовлетворять потребности населения, пайщиков и своих работников.
Кооператоры Прохоровского райпо обслуживают 30281 человека в 49 населенных пунктах через 64 магазина и 12 предприятий общественного питания. Кроме того, в системе кооперации Прохоровского района имеется 3 мини-пекарни, кондитерский цех, колбасный цех. Так, и колбасный цех, и кондитерский цех работают только по заявкам магазинов и предприятий общепита. Более того, продукция кондитерского и колбасного цехов поставляется и в частные магазины.
В 2005 году в районе открылись 2 мини-пекарни; в с. Подольхи иве. Беленихино. Эти пекарни выпускают только хлеб, но и он быстро расходится среди населения, опять же через кооперативные магазины. Недаром Прохоровское райпо считается лидером потребительской кооперации Белгородской области: на протяжении последних лет неоднократно райпо занимало первые места по совокупному объему деятельности, по обороту розничной торговли, по показателю средней заработной
платы. Последнее обстоятельство особенно отрадно, ведь не секрет, что в кооперативных организациях зарплаты невысокие, поэтому-то люди не стремятся работать в системе. Кооперативная торговля в районе развивается быстрыми темпами.В системе райпо действует 9 продовольственных магазинов, 1 специализированный магазин, 7 промышленных магазинов,
2 специализированных промышленных магазина, 45 магазинов смешанного ассортимента, 2 автомагазина. Ассортимент предприятий кооперативной торговли отличается значительным разнообразием. Кроме того, с 2005 года активно функционируют два магазина-кулинарии, торгующих готовой продукцией и продукцией собственного производства. Причем в ассортимент этой продукции входят и выпечка, и салаты, и торты, и куры гриль, и горячие напитки. Оборот продовольственных магазинов в зависимости от дислокации
и торговых площадей в среднем за месяц составляет от 250 до 600-900 тыс. руб. Магазины промтоваров также имеют высокие показатели по объему деятельности. Заработная плата работников прилавка сдельная, зависит от оборота. Цены в частных магазинах на 0,5-2 рубля ниже, чем в кооперативных магазинах, а контингент покупателей особый - много пенсионеров. Однако кооператоры расширяют ассортимент товаров, в каждом магазине оказывают
дополнительные услуги, принимают сельскохозяйственную продукцию от населения. [9] Заключение В заключение следует подчеркнуть, что Переход к рыночным отношениям породил в потребительской кооперации как положительные, так и отрицательные моменты. Стремление к полной реализации требований рынка в потребительских обществах привело к сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, снижению, а кое-где и сокращению до нуля
объемов закупок, отмене субсидий, некредитоспособности и т.п. В результате непродуманных рыночных «преобразований» большинство сельских потребительских союзов стало убыточными, некоторые абсолютно прекратили свою деятельность. Положительное влияние перехода к рынку заключается в независимости от политических пристрастий и движений и перестройке ряда потребительских обществ, приспособлении их к осуществлению широкого спектра услуг,
наиболее соответствующих потребностям и возможностям рынка. Рыночная экономика предъявляет жесткие требования выживаемости кооперативного движения в условиях конкуренции и нехватки материальных и финансовых ресурсов. В этой ситуации нелишне напомнить ценности кооперации, те основы идеи кооперации, которые отражают ее общечеловеческое значение, имеют непреходящий смысл и на протяжении двух веков остаются неизменными. Это: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия,
равенство, справедливость, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других. В отличии от ценностей, кооперативные принципы есть конкретизированные идеи. Они используются как фундамент, основа в политике, руководстве и осуществлении кооперативной деятельности. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития.
Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются,
приспосабливаются в нужном предприятии. В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией и с актуальными проблемами ит.д. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность и т.д. В настоящее время Прохоровское райпо является передовой организаций системы
Белгородского облпотребсоюза, имеющей лучшие позиции по многим показателям социально-экономической деятельности. Чистая прибыль райпо имеет устойчивую тенденцию к росту, что позволяет ему динамично развиваться и удовлетворять потребности населения, пайщиков и своих работников. Благодаря постепенному развитию основного промысла, открытие новых видов деятельности и т.д которые бесспорно делят первенство, а также другим кооперативным организациям, край потребсоюз на протяжении
последних лет стабильно является лидером в системе Центросоюза РФ по заготовке папоротника и пушнины. Список литературы 1.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 2.Бакаев В.В Лагутина Н.Н. Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции на рынке//
Вестник № 2 (16). стр. 183-186 3.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник – М.: Издательского – торговая кооперация «Дашков и К.» , 2007 400с. стр.257-263 4.Горбунов с. Таежные промыслы Красноярских кооператоров. Сибирская кооперация № 10 – 2006г. стр. 5.Иванов В. На пути к успеху//. Сибирская кооперация № 7, – 2003. 6.Концепция развития потребительской
кооперации Российской Федерации на период до 2010г. – Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. -116с. стр. 66-87. 7.Новоселов А.С. Теория региональных рынков: уч Ростов – на – Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское Соглашено 2002. – 448 с. стр. 277-288 8.Развития региональных потребительских рынков в эпоху глобализации
// Финансы и кредит 23 (161) – 2004 октябрь. Стр. 64-67 9.Ю. Дмитриева, Д. Немыкин Секреты успеха прохоровских кооператоров//. Сибирская кооперация № 4 – 2007г. стр.10
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |