Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Личные неимущественные права детей

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по семейному праву
Тема: «Личные неимущественные права детей»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Международное и Российское правовое регулирование положения детей
Глава 2. Семья и права ребенка
Глава 3. Дееспособность несовершеннолетних детей
Глава 4. Основные личные права детей в современной России
4.1 Право жить и воспитываться в семье
4.2 Право на общение с родителями и другими родственниками
4.3 Право на защиту
4.4 Право выражать своё мнение
4.5 Право на имя, отчество и фамилию. Изменение имени и фамилии ребенка
Глава 5. Правовые основы защиты прав ребенка
5.1 Порядок защиты прав детей в РФ
5.2 Европейский Суд по правам человека и защита прав детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что во всем мире отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это личность, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, т.е. превращение его в самостоятельный субъект права. Стремление «посмотреть» на ребенка, как на самостоятельный субъект права созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, и находит свое отражение в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»1. После ее ратификации 16 августа 1990 г. Российская Федерация приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. Включение в Семейный кодекс РФ (далее СК РФ) главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Целью курсовой работы является исследование личных неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей как в России, так и на международном уровне;
2. Исследовать основные права ребенка в РФ;
3. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
При написании работы было применено действующее законодательство по данному вопросу, а также изучены труды ученых-правоведов на эту тему, наибольший интерес из них, на мой взгляд, представляют труды следующих авторов: Кравчук Н.В., Кротковой Н. В., Лукашевой Е.А, Мартыновой Л. В., Поповой Н.,. и др.
В курсовой работе, раскрывая изменения в законодательстве по данному вопросу, использовался исторический и сравнительный, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
Еще я выбрала данную тему, потому как сама являюсь мамой и мне очень важно, чтобы мой ребенок знал и умел пользоваться своими законными правами, а я ему обязательно в этом помогу.
Глава 1. Международное и Российское правовое регулирование положения детей
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой Мировой Войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.
В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, которая состояла из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5)1. В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН.
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).
Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г.
Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) оказание международной помощи через Детский фонд ООН1.
Однако время и положение детей — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.
С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших)жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).
13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.1
Основным документом в РФ, по правам ребенка является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.--PAGE_BREAK--
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».2
Права ребенка в РФ, также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ3, Семейном кодексе РФ4.
Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XXвеке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.
Глава 2. Семья и права ребенка
Теперь я рассмотрю правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.
Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.
Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.
Если родительские обязанности осуществляются в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная. Она применяется тогда, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом: при уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей; злоупотреблении родительскими правами; жестоком обращении с детьми; вредном влиянии на детей аморального поведения родителей; при наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания. Лишение родительских прав является бессрочным. Но, если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.
В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития.
Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних. Родители, злостно уклоняющиеся от выплаты алиментов своим несовершеннолетним детям, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.
Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.
Глава 3. Дееспособность несовершеннолетних детей
В новом Гражданском кодексе дееспособность несовершеннолетних детей существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении шести лет могут совершать юридические действия (ст.28 ГК РФ), в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст.27 ГК РФ).
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.
Мнение ребенка, который достиг возраста десяти лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.
Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.
Дееспособность гражданина — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать своими действиями гражданские обязанности и таким образом являться полноправным членом гражданского общества. Когда мы говорим о «правоспособности», мы говорим о том, что это общий, абстрактный институт, на который не влияет ни возраст человека, ни его состояние здоровья, ни его социальный статус. Для понятия «дееспособность» все эти параметры очень важны. В полном объеме дееспособность возникает с момента наступления совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцати лет. Дееспособность в отличие от правоспособности предполагает способность понимать значение своих действий, управлять ими и предвидеть их последствия, что становиться возможным, только при достижении 18 лет. Гражданин может сам заключать договора, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них. По общему правилу о достижении полной дееспособности (18 лет) в гражданском кодексе имеются два исключения:
— 1. Для лиц, вступивших в брак раньше восемнадцати лет (что является единым брачным возрастом и для мужчин и женщин на территории РФ)1. Однако брачный возраст может быть в конкретном случае снижен по решению органов местного самоуправления до шестнадцати лет при наличии причин, которые будут сочтены уважительными. Четкого перечня уважительных причин нет, однако, с полной уверенностью, к таким причинам можно отнести:
-беременность невесты;
-рождение ребенка;
-фактически сложившиеся брачные отношения.
В статье 13 Семейного кодекса предусматривается возможность вступления в брак лицам и не достигшим шестнадцати лет, но лишь в виде исключения, с учетом особых обстоятельств. После вступления в брак граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, приобретают дееспособность в полном объеме. Это правило необходимо для обеспечения равенства супругов в браке. Т.к. возможна ситуация при которой, например, один из супругов достиг 18 лет, а другой нет. Важно еще то, что если брак был заключен гражданином, не достигшим совершеннолетия, и он до наступления совершеннолетия уже успел брак расторгнуть, то его полная дееспособность за ним сохраняется. 2-ым исключением из правила о дееспособности является эмансипация2.
Эмансипация — это новое основание для признания несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным. Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. В первую очередь, чтобы получить эмансипацию, необходимо согласие самого ребенка (хотя в случае, когда человеку требуется эмансипация его с большой натяжкой можно назвать ребенком). Согласие несовершеннолетнего — это очень важное требование, т.к. с момента получения эмансипации фактически ребенок перестает им быть в глазах общества, закона и права. Кроме того, для эмансипации несовершеннолетнего необходимо согласие родителей или иных законных представителей на эмансипацию и решение органов опеки и попечительства, а если согласия родителей или законных представителей нет, то — решение суда. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.
Для несовершеннолетних детей будет интересно знакомство еще с одной статьей 28 Гражданского кодекса РФ, которая определяет градацию дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский кодекс РФ впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет. От 0 до 6 лет — полностью лишены дееспособности. От 6 до 14 лет — в этом возрасте несовершеннолетние вправе заключать мелкие бытовые сделки, законодатель понимает под термином «мелкие бытовые сделки» сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворения личных потребностей (покупка мороженого, конфет и других продуктов, покупка канцелярских товаров). Малолетний ребенок, достигший шестилетнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем или, с согласия последнего, третьим лицом.
Глава 4. Основные личные права детей в современной России
«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»1. Такое определение дается в Конвенции «О правах ребенка», участницей которой Российская Федерация является с 15 сентября 1990года.    продолжение
--PAGE_BREAK--
С момента рождения каждый ребенок приобретает способность иметь права, которые предусмотрены семейным законодательством. Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, которые принято делить на личные неимущественные и имущественные права (право на получение содержания; право собственности ребенка). К личным неимущественным правам детей относятся:
— право жить и воспитываться в семье;
— право на общение с родителями и другими родственниками;
— право на защиту;
— право выражать своё мнение;
— право на имя, отчество и фамилию.
Однако в комплекс личных прав ребенка необходимо включать не только те, что закреплены в СК РФ, но также права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.
В соответствии с Конвенцией за ребенком признается также право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8); право на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) и др.
В связи с таким разнообразием прав детей, предметом данной главы станут лишь некоторые, как мне кажется, основные права, которые представляют, особый интерес, как с теоретической, так и с практической стороны. Рассмотрим эти права подробней:
4.1 Право жить и воспитываться в семье
Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, так как в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание. В истории человеческого развития не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, лучшей, я бы даже сказала «приоритетной» формой воспитания является — передача ребенка на усыновление, в приёмную семью, опекуну (попечителю). В случаях, когда подобное устройство ребенка не представляется возможным, он передаётся на воспитание в детские учреждения.
Статьей 54 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов1. С четырнадцати лет несовершеннолетние с согласия законных представителей вправе избрать место своего жительства. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. В противном случае споры разрешаются в судебном порядке2.
Согласно ст. 7 Конвенции ООН «о правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. В том случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен — право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной оплодотворения.
Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Под заботой понимаются все виды помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.
Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей, что позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.
Уважение человеческого достоинства ребенка в семье родителями и другими родственниками также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно категорически исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).
4.2 Право на общение с родителями и другими родственниками
Ст. 55 СК РФ закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также другими родственниками, как со стороны матери, так и со стороны отца. Закон не дает исчерпывающегося перечня родственников, которые имеют право на общение с ребенком. Таким образом, к этой категории относятся и ближайшие родственники, и родственники более отдаленных степеней. Право на общение с родителями и другими родственниками сохраняется, в случае расторжения брака между родителями, признание брака недействительным. Но тем не менее такое право может быть ограничено или ребенок может его лишиться в случаях, строго определенных законом: лишение (ст. 71 СК РФ) или ограничение родительских прав (ст. 74 СК РФ) и при отобрании ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ).
Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государства-участники Конвенции ООН «о правах ребенка» обязуются уважать право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну1.
Даже находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и другое), ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками. Под экстремальной следует понимать чрезвычайную, необычную ситуацию с вынужденной изоляцией ребенка. Так же к экстремальной можно отнести случай, когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома из-за инвалидности. Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте до 15-ти лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также другими законными представителями в стационаре учреждения, которое оказывает несовершеннолетнему помощь.
4.3 Право ребенка на защиту
Впервые семейное законодательство не только закрепляет права ребенка, но и предусматривает гарантии их реализации. Одной из таких гарантий является право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, предусмотренное ст. 56 СК РФ. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется прежде всего его родителями, а также лицами, их заменяющими. Следует добавить, что защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные судом недееспособными. Также не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка граждане, дееспособность которых ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В том случае, когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в таких учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и законных интересов.
В то же время СК РФ предусматривает случаи, когда такую защиту осуществляют и иные прямо указанные в законе лица. Это органы опеки и попечительства, прокурор, суд.
Эмансипированные лица, а также несовершеннолетние, которые приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак, в праве самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, а также лиц их заменяющих. «При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста четырнадцати лет в суд»1.
Все должностные лица или иные граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка и его законных интересов, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ст. 56 СК РФ).
«При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком…В соответствии со ст.41 ГПК РСФСР, п.4 ст.73, п.2 ст.70, п.2 ст.72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор»2.
4.4 Право ребенка выражать свое мнение
Каждый ребенок, в соответствии со ст. 57 СК РФ, вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. При этом право не ограничивается только рамками семьи, а выходит и за его пределы: «ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства»3. Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом.
В соответствии со ст. 12 Конвенции о правах ребенка государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, затрагивающего его интересы, при этом взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, когда это не противоречит его интересам. В этом возрасте ребенок не обладает достаточной зрелостью и во избежание нарушения его прав и законных интересов лицо, решающее вопросы, связанные с интересами ребенка, вправе не согласиться с его мнением. В этом случае решение должно быть обосновано (например, при определении судом места жительства ребенка после расторжения брака родителей желание ребенка проживать совместно с родителем-наркоманом может быть не удовлетворено).
Органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях:    продолжение
--PAGE_BREAK--
— при изменении имени и (или) фамилии ребенка (п. 4 ст. 59 СК РФ);
— при восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст.72 СК РФ);
— при усыновлении ребенка (п. 1 ст. 132 СК РФ);
— при изменении фамилии, имени или отчества усыновленного ребенка (п.4 ст. 134 СК РФ);
— при записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (п. 2 ст. 136 СК РФ);
— при изменении фамилии, имени или отчества ребенка в случае отмены усыновления (п. 3 ст. 143 СК РФ);
— при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК РФ).
Мнение ребенка также учитывается:
— при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст.63 СК РФ);
— при решении родителями вопросов воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК РФ);
— при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ).
4.5 Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Изменение имени и фамилии ребенка
В соответствии с п. 1 ст. 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Это право реализуются родителями (а при их отсутствии – лица, их заменяющие) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке. Родители свободны в выборе имени своему ребенку. «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае»1. Дело в том, что не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты РФ имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. В этом случае субъекты РФ вправе также установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Но принимаемые нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке. Таким нарушением может быть, например, правило о том, что фамилия ребенка всегда определяется только фамилией отца.
При отсутствии соглашения между родителями вопросы решаются органами опеки попечительства.
В том случае, если отцовство не установлено, то имя и отчество отца ребенка дается по указанию матери (п. 3 ст. 51 СК РФ), а фамилия – фамилия матери.
«По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя»1.
К десяти годам ребенок достигает определенной степени зрелости, и его согласие или несогласие имеет правовое значение. Что касается детей в возрасте до десяти лет, то учет их мнения необязателен, но желателен, чтобы изменение имени и (или) фамилии не стало для них незабываемой травмой.
Если родители проживают раздельно, а родитель, с которым проживает ребенок, хочет присвоить ему свою фамилию, он должен обратиться в орган опеки и попечительства для разрешения данного вопроса2. Орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интереса ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителей не обязателен в случаях:
— невозможности установления его места нахождения;
— лишения его родительских прав;
— признания недееспособным;
— уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
По достижении четырнадцати лет ребенок вправе сам обратиться в орган записи актов гражданского состояния с просьбой о перемене фамилии, имени и (или) отчества3. Перемена имени производится органом ЗАГСа по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, имя и (или) отчество.
Глава 5. Правовые основы защиты прав ребенка
5.1 Порядок защиты прав детей в РФ
В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется судом, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.
Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это: — определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей;
— обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него;
— обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;
— лишение родительских прав и восстановление в родительских правах;
— ограничение родительских прав и его отмена.
Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.
Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства1. К государственным органам относятся:
— Прокуратура;
— Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
— предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);
— предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка1;
— непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка2;
— внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона3;
— опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом4.
Органы внутренних дел (ОВД) участвуют в принудительном исполнении решений, которые связанны с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ). А также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (п. 14 ст. 10 Закона «О милиции»; ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу: — с семьями, в которых нарушаются права ребенка;
— с родителями, не исполняющими или при ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;
— участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;
— в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:
— предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;
— выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;
— дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;    продолжение
--PAGE_BREAK--
— дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;
— участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей1.
В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (Центр социальной помощи семье и детям, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует о том, что защиту прав ребенка осуществляют, например, «общинные» центры помощи (США, Англия), семейные «наблюдатели» (Нидерланды)1.
Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд.
Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты2.
Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.
5.2 Европейский Суд по правам человека и защита прав детей
Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод для обеспечения обязательств государств-членов, принятых в соответствии с Конвенцией3.
Европейский суд по правам человека — международный орган правосудия, который был учрежден Конвенцией, действующий на ее основе и основе Правил Процедуры Суда. Европейский суд находится в г. Страсбурге (Франция). В его компетенцию входит: рассматривать жалобы граждан и неправительственных организаций на неправомерные действия государства, нарушающие права и свободы, гарантированные в Конвенции.
Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, которые подаются физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.
При обращении в Европейский суд, нужно помнить, что он рассматривает жалобы на нарушения Европейской конвенции, которые имели место после ее вступления в силу для Российской Федерации (5 мая 1998 г.).
В Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод статей, которые напрямую затрагивают права детей, не очень много. Тем не менее, к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены положения Конвенции. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством. При этом в прецедентах Европейского суда указывается, что несовершеннолетние могут как самостоятельно, так и через представителей инициировать подачу жалобы.Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются: контактов с родителями и другими родственниками, назначения опеки над ребенком, а также-права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.
На основании нижеприведенных статей Судом были разработаны определенные правовые стандарты, которые регулируют положение детей в международном праве:
— Статья 3. Свобода от пыток и бесчеловечного унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями, или по решению суда);
— Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, которые обвиняются в совершении преступления);
— Статья 8. Право на уважение семейной жизни (определяет концепцию действий в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.); статус незаконнорожденных детей; передачу государству права на опеку над ребенком; случаи разлучения родителей и детей по причине депортации родителей);
— Статья 14. Принцип не дискриминации, то есть не допущение дискриминации по отношению к детям и соблюдение всех вышеупомянутых прав.
— Протокол № 1 статья 2. Право на образование (например, образование в частных школах).
При рассмотрении конфликтов в семье Суд старается максимально учесть интересы детей, не упуская из внимания и принципы «охраны здоровья и нравственности» и «права на семейную жизнь». Так, например, в одном из дел, право на неприкосновенность частной жизни «вступило в конфликт» с правом других лиц на семейную жизнь. Девочка (четырнадцатилетняя) убежала из дома для того, чтобы жить со своим другом. Органы власти вернули ее к родителям. Рассматривая, жалобу Комиссия пояснила, что1:«В качестве общего положения, при условии отсутствия каких-либо особых обстоятельств, обязанность детей проживать вместе со своими родителями или иным образом быть объектами социального контроля является необходимой для охраны здоровья и нравственности детей, хотя с точки зрения каждого конкретного ребенка это может представлять вмешательство в его личную жизнь… Комиссия считает, что вмешательство с целью принудить ее вернуться к своим родителям… было направлено на то, чтобы обеспечить уважение жизни ее семьи, а также было необходимо для защиты здоровья и нравственности девочки по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции»1.
Дела против России уже подаются, но есть основания полагать, что решения Европейского Суда против России окажут значительное влияние на законодательное регулирование и правоприменительную практику защиты семейных прав и интересов детей.
Заключение
Из представленного в данной курсовой работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия встает на путь стабильности и формирования условий для экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. Приведение российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами повлекло существенные изменения в регулировании прав ребенка. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему, личных неимущественных и имущественных прав.
Обязательства государств мира (в том числе России) в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. Но ключевым документом в этой области является Конвенция ООН «О правах ребенка», которая закрепляет различные права детей — гражданские, политические, социальные, экономические и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор определяет ребенка как лицо, которое обладает конкретными правами и предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г., возлагая на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать права детей, предусмотренные этим международным договором.
Таким образом к личным правам детей, в соответствии с Конвенцией о правах детей и СК РФ, относятся: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать своё мнение, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование, право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, право на отдых, оздоровление и досуг.
На основании изучения и анализа научной юридической литературы, можно сделать следующие выводы:
— современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан;
— взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
Полагаю, что в настоящий момент имеется неплохая законодательная база для защиты личных неимущественных прав ребенка. Теперь важно правильно сформулировать правосознание граждан для того, чтобы права детей не нарушались.
Список использованной литературы
1. Международные акты:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04. 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2.
2. Конвенция ООН « О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка – извлечения. // Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями. М., 1996.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Декларация прав ребенка //Документы ООН о детях, женщинах, образовании:- М., 1995.
2. Нормативные акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс РФ (ч. I от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, ч. II от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, ч. III от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ).
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ГПК РФ).
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
5. ФЗ РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета, № 226, 22.11.97.
6. ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47.
7. ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // Российская газета № 147, 05.08.1998.
3. Научная литература:
1. Азаров А.Я. Права человека. М., Юристь, 2004..
2. Бондаренко А.Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2004, №6.
3. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб., Юриспруденция, 2003.
4. Касьянова Н. Если муж тиран. В России ежегодно от рук собственных мужей погибают 14 тысяч женщин // Вечерняя Москва, 2003, № 77.
5. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции. М., ИГПАН, 2004.
6. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня, 2004, №1.
7. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. ИГПАН, 2002.
8. Кроткова Н.В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «Круглого стола») // Государство и право, 2005, №6.
9. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. М., Инфра, 2004
10. Михайленко К.Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5
11. Попова Н. Ребенок тоже человек // Государство и право, 2004, №5.
12. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. М., ПБОЮЛ, 2004.
13. Славкина Н. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право, 2004, № 4.
14. Шнекендорф 3.К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 2000, № 40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «антирадянське кіно» леоніда гайдая людська пам'ять річ примхлива І не завжди справедлива
Реферат Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России
Реферат Правовое регулирование расследований и учёта несчастных случаев на производстве по законодательству РФ
Реферат Аналіз трудових, матеріальних і фінансових ресурсів підприємства
Реферат Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников
Реферат Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе
Реферат Лінгвістичний аспект у вивченні звуків
Реферат Сочинение-отзыв по рассказу И.А.Бунина Цифра
Реферат Importance Of Monera Essay Research Paper a
Реферат Организация учебно-познавательных экскурсий на водоем
Реферат Анализ и терапия нового решения эрик Берн часто, перед тем как войти к пациенту, спрашивал себя: Как я могу вылечить этого человека сегод
Реферат Братеево
Реферат Острый аппендицит в детском возрасте
Реферат Прокурорский надзор за соблюдением прав обвиняемого на защиту в суде
Реферат Льежское епископство