Реферат по предмету "Предпринимательство"


Структура информационных потоков в системе контроллинга предприятия

Одно из главных условий успешного ведения бизнеса - это организация эффективного контроллинга (системы управления процессом на основе контрольных параметров) бизнес-процессов. Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако, для организации подобной системы управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке бизнес-процесса. Типичной является ситуация, когда процесс автоматизирован частично.


В таком случае информация о нем слишком разнородна, что понижает ее доступность, точность и скорость распространения. Внедрение системы контроллинга на промышленном предприятии происходит по трем направлениям: - подготовительный этап (изучение текущего состояния предприятия, экспресс-анализ); - этап внедрения контроллинга; - этап автоматизации (в случае необходимости). В свою очередь второй этап представляет собой следующие четыре направления: - изменения в системе управления;


- изменения в организационной структуре; - информационные потоки в системе предприятия; - персонал и возможные проблемы. Рисунок – Этапы внедрения контроллинга на промышленном предприятии В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга на предприятии и кто будет организовывать ее внедрение, будет происходить и подготовительный этап. Если таковым будет являться действительный руководитель предприятия, который осведомлен о состоянии


предприятия, о том, как работают подразделения предприятия, кто собирает и представляет оперативную информацию, какие документы, в какие сроки и для кого подготавливаются, как обстоят дела с издержками и кто анализирует и контролирует все возникающие отклонения, составлен ли бюджет и как осуществляется контроль за его исполнением, то в этом случае многие этапы предлагаемого экспресс-анализа просто не будут представлять необходимости. Если это будет производится для сторонней организации, о процессе


и номенклатуре производства, о конкурентах и проблемах сбыта которой ничего неизвестно, то пошаговое выполнение данной схемы может дать действенные плоды. Данный процесс следует разделить на три этапа: Подготовительный этап. Подготовительный этап представляет собой общее ознакомление с процессом работы данного предприятия. Необходимо, после согласования с директором предприятия (если данная процедура происходит в чужой организации)


о сроках и этапах внедрения системы контроллинга, составить приказ от его имени о предоставлении всеми отделами и службами данной предприятии информации, список которой прилагается. А именно: организационная структура предприятия, бюджет предприятия на соответствующий период, ведомости учета и анализа отклонений по производству и издержкам, баланс и отчет о прибылях и убытках, регламент (положение) о работе отделов. Также согласовывается время и сроки проведения интервьюирования с главными


специалистами и дата презентации отчета, на которой должны присутствовать все опрашиваемые. В каждом интервьюировании определяется, какое отношение имеет каждый отдел к контроллингу (для облегчения понимания вопросы разбиваются на подтемы: какую роль в планировании (бюджетировании) играет данный отдел, как происходит анализ отдела, как осуществляется контроль). В заключение данного этапа генерируется отчет, в котором выявляются все положительные стороны предприятия


и «узкие места», для которых предлагается решение и представляется на презентации. Если данный процесс необходимо провести на своем предприятии, то следует максимально формализовать отношения. Не следует упрашивать людей подать документы в срок или подготовить необходимую информацию. Система контроллинга основана на оперативном учете и только с помощью оперативных данных, т.е. данных предоставляемых в срок возможны планирование и анализ.


Поэтому сразу необходимо настроить персонал на соответствующую работу. Этап внедрения. В случае достижения согласия по всем вопросам осуществляется второй этап, в котором с каждым отделом начинается детальная проработка всех основных моментов контроллинга. Параллельно происходит разработка программного продукта, если в таком выявляется необходимость. На этом этапе либо создается отдел контроллинга, либо не занятых, но опытных и обученных сотрудников


обязывают к ведению данной работы. В случае необходимости на данном этапе проводят обучение сотрудников. Изменения в процессе управления предприятием при внедрении системы контроллинга проводятся по следующим направлениям: Внедрение центров ответственности. Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии: функциональный, территориальный, соответствия организационной структуре и сходства структуры затрат. Распределение по центрам финансовой ответственности существует


для оптимизации планирования, учета и контроля деятельности предприятия. Законодательство России обязывает каждое предприятие вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специального управленческого учета. Каким образом он будет реализован, зависит от особенностей предприятия и потребностей руководителя. Необходимые изменения в процессе планирования очень подробно


рассмотрены в третьей главе данной работы. Изменения в процессе анализа плановых и текущих результатов и отклонений подробно рассмотрены в параграфе 3. Изменения в организационной структуре при внедрении системы контроллинга. В различных странах нет единого подхода к вопросу системы структурной организации контроллинга на практике. В США в большинстве случаев контроллер – это коммерческий директор предприятия или, по нашей терминологии,


заместитель директора по экономике, главный экономист. Ему подчинены отделы и службы внешнего учета (финансовая бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и зачастую информационно-вычислительный центр. В Германии должность контроллера вводится на крупных и средних фирмах, использующих систему контроллинга. Из обычной структуры заводоуправления ему передаются в административное подчинение производственная


бухгалтерия, отдел статистики, планирования и прогнозирования. Главный бухгалтер и его служба непосредственно контроллеру не подчиняются. Контроллер на небольших предприятиях в России довольно часто является, прежде всего, руководителем службы бухгалтерского учета. Организационная, или наладочная, функция в контроллинге – консультационная поддержка менеджмента – лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования


инструментарием. Одновременно эта функция выполняется в ходе автоматизированной обработки информации, что означает стыковку между контроллингом и информационным менеджментом. Но если на небольшом предприятии все эти вопросы решаются, что называется, одной головой, то на крупных фирмах для эффективной работы и четкого определения ответственности контроллеров необходимо создать специальное структурное подразделение – службу контроллинга.


Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, фи¬нансовым отделом, планово-экономическим отделом в со¬став финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями пред¬приятия.


Рисунок – Возможные варианты построения организационной структуры контроллинга на предприятии При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования: Служба контроллинга должна иметь возможность полу¬чать необходимую ей информацию из бухгалтерии, фи¬нансового отдела, планово-экономического отдела, служ¬бы сбыта и службы материально-технического снабже¬ния. Служба контроллинга должна иметь возможность и пол¬номочия организовывать с помощью других экономи¬ческих


служб сбор дополнительной информации, тре¬буемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб. Служба контроллинга должна иметь возможность вне¬дрять новые процедуры сбора аналитической информа¬ции на постоянной основе. Вопрос о выплате компенса¬ции сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначе¬на информация службы контроллинга.


Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия. Служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово-экономической службы. В соответствии с вышеприведенными требованиями воз¬никают возможные варианты создания службы контроллинга и ее места в организационной структуре пред¬приятия. На первом этапе существования служба контроллинга пред¬ставляет собой рабочую группу из 3-4 человек,


которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей (в первую очередь заместителя директора по экономике, финансового директора, коммерческого директора) оперативной информацией о состоянии затрат на предприятии, периодиче¬ски составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживает методику пла¬нирования в планово-экономическом отделе.


На первоначальном этапе работы службы контроллинга нет необходимости привле¬кать дополнительных сотрудников для сбора контроллинговой информации на уровне цехов предприятия, так как заполне¬ние аналитических форм для службы контроллинга можно возложить на экономистов цехов. Таким образом, служба контроллинга на предприятии в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высококвалифициро¬ванных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом


ко всему объему экономической информации. Как и любая финансово-экономическая служба, служба контроллинга в течение определенного периода становления устанавливает связи с другими службами и отделами, налажи¬вает информационное сотрудничество, происходит более точ¬ное разделение функций. Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждый цех может быть на¬значен свой контроллер, который будет отслеживать и ана¬лизировать отклонения фактических параметров


работы (прежде всего затрат) от плановых. В России целесообразно подчинить службу контроллингa напрямую генеральному директору, таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб. Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде привилегированное положение, поскольку приказом генерального директора остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую


информацию. Однако реальная ситуация всегда отличается от идеальной. В основном вся аналитическая работа на предприятии проводится планово-экономическим отделом. Он составляет и новые сметы затрат и калькуляции на отдельные виды продукции, работ и услуг, на основании данных бухгалтерии составляет фактические сметы затрат и калькуляции, определяет отклонения. Кроме того, обычно на планово-экономическом отделе лежит функция ценообразования (по системе «затраты


– нормативная прибыль»), проверка калькуляций поставщиков услуг и множество других функций. С большой долей уверенности можно утверждать, что планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его «законную территорию» и может скрытно или открыто бойкотировать деятельность службы контроллинга. Самым распространенным аргументом планового отдела является: «Обучите нас методам контроллинга, и мы все сделаем сами». Принципиальная ошибка данной позиции – недооценка


роли аналитической работы на предприятии, мнение, что анализом можно заниматься в свободное от основной работы время. Основные обязанности планово-экономического отдела – это расчет затрат и финансового результата по цехам, предприятию в целом, видам продукции: именно на расчеты уходит большая часть работы, плановый отдел загружен текущей работой и его усилия направле¬ны отнюдь не на анализ хозяйственной деятельности предприятия. Принципиальное отличие службы контроллинга от других финансово-экономических служб состоит


в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи). Часто приходится слышать, что анализом затрат и предло¬жениями по оптимизации экономической работы предприятия могут заниматься специально создаваемые временные группы. Допустим, собирается такая группа, состоящая из специалистов планового, финансового отделов и бухгалтерии, раз в две неде¬ли и ищет решения проблем в области аналитической работы.


Похожая организационная форма решения проблем существует во многих западных компаниях. К сожалению, мы не можем согласиться с тем, чтобы аналитическая работа в области затрат велась на такой временной (а следовательно, не вполне серьезной) основе. Аналитическая работа – это системная работа, и она требует системного подхода, paботы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений.


Поэтому оптимальным вариантом является организация службы кон¬троллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами. Состав службы контроллинга. В службе контроллинга, состоящей из 3-4 сотрудников (контроллеров), у каждого есть свои должностные обязанности, и в то же время должен соблюдаться командный принцип работы, когда какое-то крупное аналитическое задание со¬трудники службы контроллинга выполняют все вместе, по¬могая


друг другу. Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга: начальник службы контроллинга; контроллер-куратор цехов; контроллер-специалист по управленческому учету; контроллер-специалист по информационным системам. Рисунок– Состав службы контроллинга на предприятии Должностные инструкции данной службы представлены в приложении 8.


Информационные потоки в системе контроллинга на предприятии. Система информационных потоков – важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управле¬ния часто рассматривают как процесс преобразования инфор¬мации: управленческие воздействия – это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что су¬ществует некий минимальный объем информации, без кото¬рого эффективное управление невозможно.


Причем чем более разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше нужно информации. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия – тем больше информации нужно для эффективного управления. По¬этому управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контроллинга – информационная поддержка управления, решить ее можно только при


условии четкого и слаженного функц



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прогнозирование критической температуры Алканы и алкены
Реферат политические режимы.Проблемы типологии.
Реферат Розробка програми відновлення рухової діяльності пацієнтів після травм хребта з використанням си
Реферат Усадьба Архангельское
Реферат Chile Essay Research Paper ChileThe first European
Реферат Internet And Print Journalism Essay Research Paper
Реферат Ревизия себестоимости товарной продукции
Реферат 1. Общие сведения об общеобразовательном учреждении
Реферат 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, д
Реферат Жилинские
Реферат Пнемоторакс Пиопневмоторакс Спонтанный пневмоторакс
Реферат «Муниципальные публичные библиотеки Кемеровской области: итоги работы в 2004 году. Перспективы развития» 6-7 апреля 2005 г., Црб яйского района, р п
Реферат Авторефера т
Реферат Экономическая характеристика Западно-Сибирского района
Реферат Культура эпохи эллинизма