Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Контрабанда особенности квалификации по предмету преступления

--PAGE_BREAK--Средства таможенной идентификации представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств. Средства таможенной идентификации могут изменятся или уничтожатся только таможенными органами, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
Перемещение, сопряженное с недекларированием:
Недекларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат декларированию таможенному органу РФ.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме(письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются государственным таможенным комитетом РФ.
В соответствии с ТК РФ под недекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, понимается незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В отношении отдельных видов предметов законом устанавливаются специальные правила перемещения, не сводящиеся к декларированию и зависящие от правового режима перемещаемого товара.
Декларированию подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, режим которых изменяется, а также другие товары и средства в случаях, определяемых законодательными актами.
Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием:
Недостоверное декларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Под недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, понимается заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При этом недостоверное декларирование не дает основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признать не как недостоверное декларирование, а как действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, т. е действия предусмотренные ст. 282 ТК РФ.

Глава II. Уголовная ответственность за контрабанду:
состав преступления, квалифицирующие признаки
Рассмотрим субъект данного преступления: им может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также бипатриды (лица с двойным гражданством).
Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.
В п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ как один из квалифицирующих признаков состава контрабанды предусмотрен специальный субъект — должностное лицо. Очевидно, что при раскрытии понятия «должностное лицо» нужно исходить как из примечания к ст. 285 УК РФ, так и из соответствующих положений ТК РФ и действующего федерального законодательства. Под должностным лицом в смысле ч. 3 ст. 188 УК РФ понимаются лица, в служебные обязанности которых в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных Таможенным кодексом РФ и иными нормативно — правовыми актами РФ по таможенному делу. Хотя есть и другое мнение, когда под должностным лицом в рамках указанной статьи понимаются также и должностные лица других государственных органов и учреждений [4].
Необходимо, чтобы должностное лицо использовало при совершении контрабанды свое служебное положение.
Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления. Под субъективной стороной в уголовном праве принято понимать внутреннее, психическое отношение лица к совершаемому им деянию. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина, мотив и цель. Вина является основным признаком субъективной стороны состава преступления и входит в предмет доказывания по каждому уголовному делу. Представляется очевидным, что субъективная сторона в ст. 188 УК РФ характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации, когда лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именно эти действия. Тем не менее, есть и другие точки зрения по этому поводу: например, С.Ю. Сучков считает, что «контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательно на их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации их на внутреннем рынке. При отсутствии такой цели… деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды» [5]. С этим утверждением едва ли можно согласиться. Контрабанда — преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступного результата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.
Любое преступление имеет определенный объект. В уголовном праве принята классификация объектов по вертикали и горизонтали. По вертикали выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой и непосредственный [6]. С определением первых трех видов объектов не возникает никаких сложностей, но, чтобы правильно квалифицировать то или иное уголовно наказуемое деяние, нужно уметь установить его непосредственный объект, поскольку именно по данному виду объектов Особенная часть УК РФ делится на отдельные статьи.
Анализируя ст. 188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно — правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее — охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности .[7]
В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.
Рассмотрим особенности объективной стороны состава контрабанды. Объективная сторона любого преступления представляет собой уголовно — правовую характеристику его внешних признаков, к каковым относятся общественно — опасное деяние, общественно — опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения. Для контрабанды объективная сторона характеризуется перемещением через таможенную границу России товаров и иных предметов в крупном размере посредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Данные способы совершения контрабанды мы рассмотрели выше.
 Указанное определение объективной стороны не вызывает затруднений, когда товары или иные предметы ввозятся в Российскую Федерацию. Контрабанда всегда рассматривается как оконченное преступление, так как пересечение границы извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и со ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченным деянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления, когда речь идет о контрабанде из России за границу. По общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.
Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако в соответствии с ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы. Поскольку признак контрабанды «перемещение через таможенную границу» носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация.
Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия «перемещение через таможенную границу» применительно к уголовно — правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему.[8] Этот вывод не противоречит положениям ТК РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч.1, 2 ст.188 УК, совпадает полностью, за исключением размера перемещаемых ценностей.
Состав контрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступления вредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующими действиями.
К обязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:
— действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы контрабанды, например, подача фальшивой декларации);
— место совершения действия — таможенная граница Российской Федерации;
— один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием.
Понятие перемещения через таможенную границу сформулировано в законе (ст. 11 ТК РФ). Перемещение может осуществляться путем фактического пересечения таможенной границы, включая пересылку по почте, использование линий электропередачи, трубопроводов; либо путем совершения действий, направленных на реализацию намерения вывезти или ввезти товары или иные предметы (подача таможенной декларации, отгрузка товаров зарубежному партнеру и др.).
Перемещение товаров и иных предметов составляет основу противоправного деяния и придает ему исключительно активный характер, т.е. форму действия.
Понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ в таможенном законодательстве выражается не только в фактическом пересечении таможенной границы РФ (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ), но и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ)[9].
Местом совершения контрабанды является таможенная граница РФ. Таможенную границу образуют пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. При этом таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
В ч. 3 ст. 188 УК РФ содержатся особо квалифицирующие признаки контрабанды:
1) ( п. «а» — утратил силу);
2) совершение контрабанды должностным лицом, использующим свое служебное положение (п. «б»);
3) применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в»).
Необходимо отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.
Должностным лицом, совершающим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно — распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно ст. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Для привлечения к ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.
В данном случае понятия «должностное лицо» и «служебные полномочия» должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.
 Должностное лицо — представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 33, 188 УК РФ) и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.
Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.
Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч.1, 2 ст.111 УК).
 Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 105 (ч. ч. 3, 4 ст. 111) и ч. 3 ст. 188 УК РФ.
Наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 35 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.
Распределение ролей среди участников группы и ее устойчивость — основные признаки организованной группы. При этом ответственность по ч. 4 ст. 188 несут не только те лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу, но и все другие участники организованной группы (которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получали его после ввоза на нее, содействовали незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его).
Как мы уже отметили ранее, ст.188 УК РФ содержит квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.
Но следует согласиться с мнением Трусова К.Ю.[10], что в статью 188 УК РФ следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст.188 УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст.188 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания

Глава III. Особенности квалификации по предмету преступления.
Объектом контрабанды, по общепризнанному мнению, является неприкосновенность таможенной границы, а предметом — любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ.
Для уголовно — правовой характеристики контрабанды большое значение имеет анализ признаков предмета этого преступления.
В теории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты, вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемых уголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействует лицо, совершающее преступление. Если объект преступления — категория абстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегда материален, доступен для восприятия человеком. Предметы контрабанды отправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения, пользования, распоряжения одних лиц к другим и т.д.
Предметом неквалифицированного вида контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) являются товары и иные предметы. Согласно п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 5 пункта 1 ст. 11 ТК РФ (т.е. любых транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование). При решении вопроса об уголовно наказуемой контрабанде необходимо иметь в виду, что стоимость перемещаемых товаров должна превышать двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). Это обусловлено тем, что  обязательным условием ответственности по ч.1 ст.188 УК является крупный размер перемещаемых товаров и иных предметов.
Предметом контрабанды могут быть товары как отечественного, так и зарубежного производства. Под иными предметами понимаются любые имеющие стоимость предметы, за исключением указанных в части 2 ст. 188 УК РФ. В частности, таковыми могут быть валюта России — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот или монеты, ценные бумаги в валюте России, а также иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве или группе государств (в том числе изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену), и ценные бумаги в иностранной валюте[11]; ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также лома таких изделий; сырье, не относящееся к категории стратегически важного товара, в отношении которого установлены специальные правила перемещения через таможенную границу страны; гладкоствольное охотничье оружие, а также патроны к нему; холодное оружие, не являющееся боевым; газовое оружие; дикие и домашние животные; предметы искусства; книги, журналы, фотоальбомы и др.
Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие предметы, стоимость которых не поддается денежной оценке, например продукты интеллектуальной собственности — рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.п. Вместе с тем некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющие цены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежная оценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы, например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей. Такой вывод следует из абзаца «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (с изменениями от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.)[12]. Поэтому нельзя признать правомерным утверждение некоторых авторов о том, что к иным предметам относятся, например, документы, не являющиеся имуществом[13].
Не является предметом контрабанды печатная, фото-, кинопродукция антигосударственного содержания, т.е. содержащая призывы к насильственному изменению конституционного строя, также направленная на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Однако, если незаконное перемещение через таможенную границу произведений соответствующего содержания производится в коммерческих целях, содеянное образует состав контрабанды.
Предметом контрабанды не может выступать информация (научно-технического, военного, иного характера), если она зафиксирована на тех или иных материальных носителях — письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио-, видеокассетах, дискетах, в том числе такая, которая может служить для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275, 276 УК РФ) образует состав преступления ст. 189 УК РФ[14].
Предметом квалифицированного вида контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ) являются:
а) наркотические средства — вещества растительного или синтетического происхождения и лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, включенные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — Перечень наркотических средств), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 17.11.04) (опиум, морфий, героин, кокаин и др.)[15] в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
б) психотропные вещества — природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека и включенные в Перечень наркотических средств. Психотропные вещества предусматриваются Списками Венской Конвенции о психотропных веществах 1971 г.; они оказывают преимущественное влияние на психику человека и могут иметь форму антидепрессантов, нейролептиков, психостимулирующих и седативных средств, транквилизаторов и т.д.
в) сильнодействующие вещества — вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при их приеме в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению. Список сильнодействующих веществ утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Перечень их приведен в Списке № 1 от 10.07.01, которым сюда отнесены аминазин, бромазепам, клофелин, теофедрин, метилэфедрин и др.;
 г) ядовитые вещества — вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека и могут привести к смерти, перечень которых утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Ядовитые вещества перечислены в Списке № 2 (зарин, змеиный яд, метиловый спирт, очищенный пчелиный яд, синильная кислота, цианистый калий и др.);
д) отравляющие вещества — химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, но не относящиеся к химическому оружию (аммиак, хлор и др.);
е) взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, которые обладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (тротил, аммониты, пластиты, порох,  твердое ракетное топливо и др.) ( п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.02 N 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»)[16];
ж) радиоактивные вещества – представляют собой вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования федеральных норм и правил — радий, уран, плутоний, кобальт-60, стронций (понятие их дано в в Положении о гос. учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в РФ, утв. Министром РФ по атомной энергии 11.10.99);
 з) радиационные источники — (определены в ФЗ от 21.11.95 «Об использовании атомной энергии») – это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;
и) ядерные материалы – понятие их также дано в ФЗ «Об использовании атомной энергии». К ним закон относит материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
к) огнестрельное оружие — оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст.1 ФЗ «Об оружии» от 13.12.96).[17] Постановление Пленума ВС РФ №5 от 12.03.02 предлагает понимать под огнестрельным оружием все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в т.ч. изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (к ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра; не относится к огнестрельному оружие газовое и пневматическое, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы);
 л) взрывные устройства — устройства, состоящие из взрывчатого вещества и специального устройства (запал, детонатор, взрыватель и др.), конструктивно предназначенного для инициирования взрыва. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам (п.5 Пост. Пл. ВС РФ №5 от 12.03.02).;
м) боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (артиллерийские снаряды и мины, боевые ракеты, авиабомбы и др.);
н) оружие массового поражения Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»[18] под оружием массового поражения понимается ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. При определении оружия массового поражения следует также исходить из понятия, сформулированного ООН в 1948 году и включающего «оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием».
 К химическому оружию массового поражения относятся специально созданные и помещенные в средства хранения и доставки высокотоксичные химические соединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силы противника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающей смертельное или тяжелое поражение живой силы противника, разносторонним токсическим действием (влияет на различные органы человека или животного), быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование и кожу, а также дыхательные пути, отсутствием органолептических характеристик (бесцветностью, отсутствием запаха), трудностями к распознаванию.
К биологическому оружию массового поражения относятся специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (например, геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.д.) культуры (рецептуры), а также помещенные в особые средства доставки типа выливных авиационных приборов, генераторов аэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения, артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а также путем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс, хомяков, мышей и др.).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Нарочитый воевода и полководец" московский (Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский)
Реферат Чорнобильська катастрофа та її вплив на навколишнє середовище
Реферат Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ н
Реферат Волховский, Феликс Вадимович
Реферат Формы предварительного расследования
Реферат Профилактика деформаций скелета в связи с анатомо-физиологическими особенностями костно-мышечной системы у детей и подростков
Реферат Алгоритм оптимального календарного планирования работ по упреждению аварийных ситуаций
Реферат Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона
Реферат Порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки
Реферат Подземные артезианские воды Осложнения возникающие в строительстве в районе артезианских вод
Реферат Методика математического моделирования программы развития сельскохозяйственного предприятия
Реферат «Детство»
Реферат Выплаты гражданам в натуральной форме
Реферат Денежно-кредитная политика государства, её цели, направления и механизм реализации
Реферат Религиозные праздники в исламе