Конституционное развитие Пруссии: 1801 — 1870 годы
8 июня 1815 представители России, Англии, Австрии, Пруссии, Франции на заседании Венского конгресса приняли немецкий союзный акт об учреждении Германского Союза из 38 самостоятельных государств.
Цель союза — обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Высший орган — Союзный Сейм в Франкфурте-на-Майне — постоянный конгресс послов государств — членов. Сейм устанавливал основные законы и образовывал учреждения Союза для управления иностранными, военными и внутренними делами.
Каждое государство сохраняло правительство и армию — Германия стала конфедерацией.
1850 — Прусский король Фридрих — Вильгельм4 пересмотрел дарованную им в 1848 году конституцию.
Эта конституция напоминала французскую хартию 1814 года.
Парламент — Ландтаг — имел право законодательной инициативы.
1. — Палата господ — аристократия + представители от городов, университетов и союзов крупных землевладельцев.
2. — Палата представителей избиралась на основе трехклассной системы.
Король — исполнительная власть — право вето, назначал министров, не отвечали перед Ландтагом.
Армия присягала только королю, а не конституции.
В конституции провозглашались основные свободы личности, но они могли быть приостановлены в чрезвычайной ситуации.
Образование Германской империи. Конституция империи 1871 года
Общая характеристика
К середине 19 века Германия представляла собой некоторое количество раздробленных государств. К 60-м годам самым сильным и крупным государством стала Пруссия. Единственный ее противник — Австрия. Произошла война, 1866 — разгром Австрии с союзниками — гегемония Пруссии в Германии.
18 августа 1866 -договор о создании союза германских государств во главе с Пруссией — все герм. гос-ва севернее Майна-под верховенством прусского короля. 1867 — принята конституция этого союза.
1870-1871 война против Франции (успешно) — включены земли южнее Майна.
С 1.01.1871 Германия — империя.
16.04.1871 — рейхстаг утвердил конституцию.
Германия — конституционная монархия. Высшие органы — КАЙЗЕР и 2-х палатный парламент. Вопрос о разграничении власти не решен.
По Форме государственного устройства Германская империя была федерацией (союз 22-х монархий и 3-х городов — республик).
Особенности этой федерации: 1)неравенство членов; 2) широкие полномочия федеральных органов; 3) отсутствие имперской администрации (были только у государств — членов империи).
Государственное устройство империи по Конституции 1871 года. Государственный строй империи
16.04.1871 — рейхстаг утвердил конституцию.
Германия — конституционная монархия. Высшие органы — КАЙЗЕР и 2-х палатный парламент. Вопрос о разграничении власти не решен.
По Форме государственного устройства Германская империя была федерацией (союз 22-х монархий и 3-х городов — республик).
Особенности этой федерации: 1)неравенство членов; 2) широкие полномочия федеральных органов; 3) отсутствие имперской администрации (были только у государств — членов империи); 4) делегаты отд. государств в союзном совете были представителями не парламентов, а правительств.
Раздел 4 конституции посвящен императору. Титул Кайзера получал прусский король, кот. осуществлял президентство в империи. Компетенция кайзера: 1) исключительные права в области внешних сношений; 2) контроль за деятельностью парламента (исключительное право созывать, открывать, закрывать союзный совет), разработанные в союзном совете законопроекты вносились на рассмотрение в рейхстаг от имени Кайзера + право обнародовать имперские законы + право издавать указы и распоряжения. 3) исполнительная власть, право назначения и смещения имперского канцлера, министров и других имперских чиновников.
Ст. 5 — имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом.
Рейхстаг — депутаты избирались населением на основе равных всеобщих выборов при тайном голосовании (397 округов по 1 депутату) на 5 лет без зарплаты. Р. обладал правом законодательной инициативы.
Союзный Совет — представители правительств государств и вольных городов. Он решал споры между федеральным правительством и членами федерации, высшая апелляционная инстанция, мог давать толкования конституционных законов. Заседания СС проходили негласно.
Веймарская конституция 1919 года: общая характеристика
31 июля 1919 — Национальное собрание в городе Веймаре приняло новую конституцию, кот. вступила в силу 11 августа.
Германия — Парламентская Республика с буржуазно-демократическим политическим режимом.
Германия — республика с федеративной формой государственного устройства. Каждая земля имела свою конституцию, свой законодательный орган и свое правительство.
К исключительному ведению федерации относились: внешние сношения. эмиграция, таможенное дело, оборона, финансы, колонии, почта и телеграф. Все остальное подлежало ведению как федерации так и ведению отдельных земель.
Высший законодательный орган — Рейхстаг — 4 года. Он имел право издавать законы по всем вопросам. отнесенным к ведению империи.
Вторая палата — Рейхсрат — орган представительства земель — имел право отлагательного вето.
Президент избирался на 7 лет — имел довольно сильную власть, противопоставленную Рейхстагу. Он имел право досрочного роспуска Рейхстага и правом введения чрезвычайного положения — в этом случаен он мог издавать чрезвычайные декреты.
Правительство:
— Рейхсканцлер ( председательствовал в правительстве, определял руководящие линии правительства, по его предложению президент назначал министров)
— имперские министры
Правительство ответственно перед Рейхстагом. Судебная система осталась прежней:
— участковый суд;
— земский суд;
— высший земский суд;
— имперский суд, но конституция ввела суд присяжных.
Часть 2 отдел 1 — права и обязанности личности:
Ст.114 — неприкосновенность — свобода личности.
Ст.151-153 — хозяйственная свобода отд. личности.
Кодификация германского частного права. Общая характеристика Германского Гражданского Уложения
С образованием Германской империи возникла необходимость унификации гражданского права — летом 1896 принят проект Германского Гражданского Уложения (вступило в силу 1.01.1900). Сохранилось значительное влияние римского права. Книга 1 — Общая часть — общие институты гражданского права — много внимания юридическим лицам, о которых в Кодексе Наполеона не упоминается. Различаются юридические лица (ЮЛ) публичного и частного права.
— ЮЛ публичного права создаются законом либо административным актом.
— ЮЛ частного права общества или учреждения, основывающиеся на частноправовом или частноправовом уставе.
Сохранились остатки сословного строя. Дворянство (высшее и низшее) имело ряд привилегий.
Кн.2 — обязательственное право — сильное влияние РП.
Новое — взаимоотношения, возникающие при биржевых операциях, вопросы о банковском денежном переводе.
ГГУ содержит подробную регламентацию различных договоров, купли-продажи, найма, залога, поручительства и др. Двадцать параграфов ГГУ регламентируют найм рабочей силы.
Кн.3 — институты вещного права. Главный — институт частной собственности.
Кн.4 — семейное право — 1558 обязательная гражданская регистрация брака. Муж — глава семьи.
Решение о разводе выносилось судом после тщательного разбора дела. — только в случаях, определенных законом.
Кн.5 — наследственное право.
Наследование по закону- в порядке очередности по степени родства. При наследовании по завещанию оставляется обязательная доля законных наследников.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/