КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Государство и право»
Задание 1
По тексту Конституции США 1787 года охарактеризуйте правовое положение Сената (формирование, полномочия, структура, место в системе высших государственных органов)
Конституция Соединенных Штатов Америки – основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом в Филадельфии. Конституция утвердила республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США.
Во избежание чрезмерной концентрации властных полномочий какой-либо из трех ветвей государственной власти (прежде всего исполнительной), для надежной нейтрализации возможных узурпаторских приемов осуществления властных полномочий и для законно-процедурного разрешения возникающих на этой почве конфликтов создатели Конституции США тщательно продумали и ввели особую систему взаимного обособления, взаимного контроля и уравновешивания всех трех властей. Эта конституционно-правовая конструкция получила впоследствии наименование системы сдержек и противовесов (checksandbalances).
Система сдерживающего контроля и взаимного уравновешивания в случае опасного дисбаланса властей нашла воплощение в том, что все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями1.
Законодательной ветвью власти по Конституции США 1787 г. являлся американский парламент – Конгресс. В статье 1 разделе 1 Конституции, говорится, что «все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей». Американский парламент (Конгресс) состоит из двух палат, одна из которых (палата представителей) избирается всего на два года (вначале в нее входили лишь мужчины из числа собственников, но не негры и не индейцы). Вторая палата (сенат) формировалась в то время законодательными собраниями штатов. «Время, место и порядок избрания сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов сенаторов» (статья 1, раздел 4). (В 1913 г. XVII поправка к Конституции в противовес усилению контроля партийных боссов над избирательным процессом ввела прямые выборы сенаторов США.) Срок ее полномочий был в три раза больше – 6 лет (раздел 3 Конституции). Все билли (т. е. законопроекты) по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям (статья 1, раздел 7).
Во время обсуждения способов формирования Конгресса на Филадельфийском конвенте отличился Роберт Шерман (1721-1793), фактический участник разработки или обсуждения всех основных документов, начиная от Декларации независимости. На этот раз он предложил пропорциональное представительство штатов при выборе депутатов в Конгресс на местах и равное представительство в сенате. Это исторически плодотворное предложение получило название Коннектикутский компромисс (Шерман представлял свою программу от штата Коннектикут) и действует до сегодняшнего дня (статья 1, раздел 3).
Стабильность и непрерывность функционирования властных учреждений достигается также за счет нейтрализации состоявшихся узурпаторских действий или объявленных намерений отдельных носителей власти. Конгресс вправе отклонить любые законопроекты президента, которые тот может вносить при содействии зависимых или сочувствующих ему лиц в обеих палатах Конгресса. Сенат мог отклонить любую кандидатуру, предлагаемую президентом на должность судьи, посла и другие высшие федеральные должности.
Сенат имел возможность применить против президента и любого другого высшего должностного лица процедуру импичмента, вынося решение после надлежащей правовой процедуры судебного разбирательства (статья 1 раздел 4).
Сенат имел также влияние на формирование Верховного Суда США. Члены Верховного суда (вначале 5, затем 9 членов) занимали свои должности пожизненно и назначались на должность президентом, но уже под контролем сената: по каждой кандидатуре необходимо согласие сенаторов («совет и согласие сената») общим числом в 2/3 голосов палаты.
Задание 2
Ответьте на вопрос: «Каковы характерные черты континентальной (романо-германской) правовой системы?»
Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.
Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; но тогда было еще рано говорить о системе и, может быть, даже о праве.
Рене Давид выделяет три периода в формировании романо-германской правовой системы. Первым он считает период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы.
Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса.
Основным источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в Западной Европе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии.
Второй период начался с возвращения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы находимся и в настоящее время, – периода, где преобладает законодательство.
Основой преподавания права во всех университетах Европы стало римское право и наряду с ним каноническое право.
Третий период начинается тогда, когда систематизированное и приспособленное юристами к нуждам нового общества право, преподававшееся в университетах, начиная с эпохи постглоссаторов, все более и более отходит от права Юстиниана. Оно становится систематизированным правом, основанным на разуме и предназначенным в силу этого для всеобщего применения. Забота об уважении римского права уступает в университетах место стремлению установить и изложить принципы права, являющиеся во всех отношениях выражением рациональных начал. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах в XVII и XVIII веках.
Большинство исследователей сходятся на том, что основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц.
В романо-германской системе придается немалое значение так называемым «вторичным правовым нормам». Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.
Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу. Доктрина «stare decisis» (оставьте приговор, решение суда как действующий пример) является сущностью англосаксонской системы права. Эта доктрина подчеркивает, что суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу, поскольку эти принципы являются логически существенными и приемлемыми для обстоятельств, характерных для рассматриваемых ныне казусов.
Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда. В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды «общего права» и «суды справедливости», что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям.
В период раннего средневековья в романо-германской системе доминировал обычай. Пока не были созданы первые письменные сборники законов, весьма значительной была роль тех, кто толковал правовые обычаи. У древних франков их называли рахинбургами (рахимбургами), у древних скандинавов – лагманами и т. п. Поскольку у скандинавов значение правового обычая сохранялось дольше, чем у других народов, до нас дошло и больше достоверных сведений о деятельности лагманов (особенно в Швеции). Первоначально лагманов выбирали на собраниях каждого племени (ландстингах). Позднее эта должность, требовавшая знания наизусть обычаев того или иного племени, стала наследуемой. В эпоху средневековья, когда в границах поселения отдельных шведских племен были образованы провинции Шведского королевства, должности провинциальных лагманов сохранялись.
Основными обязанностями лагманов и в то время были:
хорошее знание правовых обычаев;
выступления перед населением на ландстингах с пересказом и комментированием обычаев;
создание или редактирование новых правовых обычаев, если в этом была необходимость, и доведение их до сведения населения на ландстинге для одобрения.
Следует подчеркнуть, что, трактуя и комментируя правовой обычай, лагман не имел права наряду с судьями участвовать в вынесении приговора или решения по делу. В какой-то мере в этом отношении он напоминал древнеримского претора.
Под влиянием все шире распространявшегося рецепированного или вульгаризированного римского права, а также утвержденных королями сборников законов, во многих отношениях представлявших собой записанные и санкционированные государством обычаи, сфера применения устного правового обычая все более сужалась. Особенно активно в романо-германской системе этот процесс пошел с XIV в. Мало схожие в отдельных регионах (провинциях) местные обычаи стали отступать на второй план под давлением правовых норм (статутов, ордонансов, указов, эдиктов и т. д.), исходивших от укреплявшей свои позиции королевской власти. Как указывает Рене Давид обычаи «… были приемлемы лишь в условиях замкнутой экономики; их трудно было узнать и трудно на них ссылаться. Местные обычаи сохранялись лишь в том случае, если в силу определенной перегруппировки они получили географически более широкую сферу применения и если была осуществлена компиляция, позволяющая легко ознакомиться с ними».
К числу таких крупных компиляционных работ можно отнести «Кутюмы Бовэ» Ф. де Бомануара (во Франции), «Саксонское зерцало» Э. фон Репхофа (в Германии) и в какой-то мере так называемые «Провинциальные законы» (в Норвегии и Швеции), записанные лагманами. С другой стороны, применение правового обычая стало активно сдерживаться каноническим правом и так называемым правом ученых и университетов (т.е. правовой доктриной, на которую как на источник права все более активно ссылались суды при разрешении дел).
Помимо законов в странах с романо-германской семьей довольно активно действуют, развивая существующее право, так называемые вторичные правовые нормы, регулирующие судебную и административную практику (акты применения права и инструкции по применению законов, содержащиеся в сборниках комментариев кодексов и законов). Именно они питают правовую доктрину, помогая ей развиваться. В свою очередь, новые идеи, рожденные доктриной, продвигают вперед не только законодательство, но и судебную и административную практику и способствуют созданию более эффективных комментариев к законам.--PAGE_BREAK--
Задание 3
Казус 1. Землевладелец А. предъявил иск к собственнику промышленного предприятия, находившегося по соседству с его землевладением, с требованием принять меры для того, чтобы дым и пепел из заводских труб не проникали на территорию землевладения.
Каково будет решение суда на основе Французского кодекса 1804 г. и на основе Германского гражданского уложения 1900 г.?
Центральным, но не единственным из вещных (имущественных) прав Французского кодекса 1804 г.является право собственности, которое получило следующее определение: «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законом или регламентом» (ст. 544). Частные лица имеют право свободного распоряжения имуществами, которые им принадлежат (ст. 537). Следовательно, на основании Гражданского кодекса французов 1804 г. иск землевладельца А., скорее всего, будет отклонен.
Содержание права собственности в Германском гражданском уложении определяется при помощи терминов «власть», «закон» и «права третьих лиц». «Собственник вещи властен, насколько ему не препятствует закон или право третьих лиц, распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять других от всякого на нее воздействия» (§ 903).
Статья о праве собственности предполагает и фиксирует два способа осуществления основных правомочий собственника (его правовой власти) – распоряжаться вещью по своему усмотрению (позитивное правомочие) и устранять других от всякого на нее воздействия (негативное правомочие). В Германском гражданском уложении существует понятие «шикана» – злоупотребление правом собственности, не известном Гражданскому кодексу французов. Этот юридический институт сходен с формулой из прусского ландрехта, которая гласит: «… никто не может злоупотреблять своей собственностью для нарушения или причинения вреда другим». Или в другом варианте: «Злоупотреблением называется такое использование собственности, которое по своей природе может проводиться только с умыслом для оскорбления других» (Прусское земское уложение, ч. 1, титул 86, § 27-28).
Следовательно, в данном случае иск А. будет удовлетворен.
Казус 2. 27 мая 1816 года Мари Лебрен подарила своей дальней родственнице ценные золотые серьги, которые она обещала ей в связи с предстоящим замужеством. 5 июля с.г. муж Мари Лебрен – Симон Лебрен обратился в суд с иском о признании дарения недействительным.
Какое решение примет суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 года?
В Гражданском кодексе французов 1804 г. законодательно устанавливалось, что «всякий француз пользуется гражданскими правами» (ст. 8), и тем самым подтверждалось упразднение феодального правопорядка с его сословными привилегиями и ограничениями. Принцип формального равенства лиц в имущественном обороте был закреплен в ст. 7: «… осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону». Однако Гражданский кодекс французов сильно принижал права женщин, им, в частности, закреплялось неравное положение женщины в браке. Ей запрещалось быть свидетельницей при составлении актов гражданского состояния, она не она не могла дарить, отчуждать, закладывать или приобретать без участия мужа. В нарушение общего правила о режиме общности имущества для мужа и жены муж по Кодексу «один управляет имуществом, входящим в общность. Он может его продать, отчуждать и установить на него ипотеку, без участия жены» (ст. 141).
Муж должен был оказывать жене покровительство, а жена – быть послушной и повсюду за ним следовать (ст. 213). Супруги обязывались ко взаимной верности, помощи и поддержке, но при этом открыто закреплялось привилегированное и господствующее положение мужчины: он имел право определять место жительства, требовать развода в случае обнаружения факта прелюбодеяния жены и даже направить такую жену в исправительный дом на срок не меньше трех месяцев, но не свыше двух лет.
Из условий казуса вытекает, что Мари Лебрен на момент дарения была замужем за Симоном Лебреном (на это указывает ее фамилия, одинаковая с фамилией мужа). Следовательно, суд признает договор юридически ничтожным.
Задание 4
Прокомментируйте следующие термины: билль, пуритане, жирондисты, конгресс, статут, «реальная» собственность, абсентизм, Народный Фронт, гестапо, плебисцит
1. Билль.
В современную историческую эпоху особое значение приобретают акты, в которых фиксируются важные принципы общественного и государственного строя, обладающие характерными признаками конституций, т. е. основных обшеустроительных законов, и потому часто не изменяемые или изменяемые только при определенных и, как правило, перечисляемых условиях. Таковыми по замыслу были и некоторые средневековые акты – Великая хартия вольностей Англии 1215 г., Семь партид в Испании и др. В Новое время документами такого рода стати Конституция США 1789 г., Конституция Королевства Франции 1791 г. или несколько ранее Билль о правах 1689 г. в Англии.
Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались также права и свободы подданных (граждан и парламентариев), которые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали «восстановлению и подтверждению».
2. Пуритане.
Английские протестанты-пуритане в Новое время были соперничающей с англо-католической церковью общиной верующих, в которой значительную группу составляло быстро растущее купечество. Пуритане основывали свое учение на Ветхом Завете, а не на учении Христа и в этой связи отвергали иерархию англиканской церкви. Однако сами они распадались на несколько сект – пресвитериан, индепендентов, квакеров и др. Всех их объединяла решимость в осуществлении идей Реформации как дела преобразования веры на основе ученияЖана Кальвина (1509-1564), женевского реформатора, утверждавшего, что судьба людей предопределена Богом и никакие добрые дела, никакое «прощение грехов» (индульгенция) не в состоянии ничего изменить. Главная обязанность верующего человека — служение Богу и мирской аскетизм (бережливость, трудолюбие, трезвость, дисциплинированность).
С политической точки зрения все мирские заботы должны подчиниться осуществлению царства Божьего на земле. Для последователей Кальвина характерным стал республиканский идеал в деле организации церковной общины: все пресвитеры (церковные старосты) и все пасторы (священники и проповедники) должны избираться самими верующими, а не назначаться и присылаться «сверху».
При этом выдвигался принцип так называемого всеобщего священства, согласно которому каждый верующий является сам себе священником перед лицом господа Бога своего. Таким образом, миряне и духовенство оказывались равными в своем служении Богу и потому их взаимные отношения, в том числе отношения господства и подчинения, должны были строиться на основе выборности, ответственности и отчетности.
3. Жирондисты.
Термин «жирондисты» относится к Франции периода Нового времени. Слово «жирондисты» происходит от названия департамента Жиронда, откуда были родом главные руководители этого движения – Бриссо и др. С 1791 года число представителей в Национальном законодательном собрании Франции было установлено в 745 депутатов на 83 департамента. Они избирались каждые два года и заседали в составе одной палаты. Однако число представителей от департаментов распределялось в зависимости и с учетом трех параметров: территории, населения и прямого налогообложения. Из 745 депутатов избранного осенью Законодательного собрания большинство составили жирондисты – представители состоятельной буржуазии (250 мест).
Кризисное течение событий после принятия первой французской Конституции – продовольственный кризис в связи с ростом цен, волнения крестьян и жителей городов и военная агрессия Австрии и Пруссии – принудило жирондистское большинство Национального собрания к решительным законодательным и политическим акциям. В результате декретами от 10-11 августа 1792 г. Национальное собрание лишает короля доверенной ему власти и, 21 сентября 1792 г. издается декрет об упразднении королевской власти, провозглашается республика.
4. Конгресс.
Вначале термин «конгресс» использовался в значении «съезд, собрание». Так в 1765 г. на Конгрессе, состоявшемся в Нью-Йорке, была провозглашена Декларация прав американских колоний. 9 января 1778 г., на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для «заведования общими интересами». Для «заведования общими интересами» ежегодно избирались делегаты для съезда на Конгресс в 1-й понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года.
В дальнейшем Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената – орган законодательной власти в США.
5. Статут.
В средние века наряду со сборниками обычного (народного) права, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, появляются письменные документы королевского или поместного назначения (дарственные надписи с пожалованиями имений или должностей, судебные частные имущественно-правовые акты или же общие установления – королевские ордонансы, хартии, ассизы, указы, статуты). Так на Пиренеях в V в. Кодекс короля Эрика получил название «Статут легум» (законный статут). В него вошли нормы обычного права, законы королей V в. и римские законы. В средневековой Англии со временем, помимо обычного общего права и права справедливости, все большее значение стало приобретать статутное право – парламентские законы (акты), сменившие королевские конституции и ассизы (постановления).
6. «Реальная» собственность.
Во многих законодательных системах, особенно в английской, вводится различие между реальной собственностью и личной собственностью. В многих странах только король может обладать землей. Из нескольких определяющих различий между реальной и личной собственностью одно является особенно важным: владение обычно совершенно по-другому манифестируется для реальной собственности, чем для личной собственности. Реальную собственность сопровождают так называемые индикаторы статуса, например, документация на нее.
7. Абсентизм.
Абсентизм:
1) Отсутствие собственника, форма землепользования, при которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли.
2) Утверждение высших ценностей, во имя которых возможно отсутствие, неучастие во всем остальном, в том числе и в политической жизни.
Если при авторитаризме власть имущие предоставляют человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе и препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентизм, то при тоталитаризме политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности и даже экзальтации. Политический абсентизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как серьезное зло.
8. Народный Фронт.
Период во Франции до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии. В середине 30-х гг. в стране возникает угроза фашистского переворота, и на этой волне победу на выборах одерживает антифашистский Народный фронт. Начиная с 1936 г. депутаты Народного фронта, состоящего из социалистов и других радикалов-реформаторов, добиваются важного перелома в области социального законодательства: принимаются законы о 40-часовой рабочей неделе, об отпусках, о повышении зарплаты, об отмене чрезвычайных декретов. Перед угрозой распространения промышленной депрессии проводится частичная национализация военной промышленности и реформа Французского банка.
9. Гестапо.
Гестапо – тайная государственная полиция в фашистской Германии. Была создана в Пруссии в 1933 году, затем была объединена с уголовной и преобразована в учреждение, названное полицией безопасности.Последняя вместе с полицией порядка, которая состояла из охранной полиции (СС), жандармерии и специальной службы порядка (СД), находилась под началом рейхсфюрера Гиммлера.
10. Плебисцит.
В республиканском Древнем Риме существовало несколько видов народных собраний – центуриатные, трибутные и курматные. Затем к ним прибавились собрания плебеев с полномочием принимать решения, равносильные законам (так называемая плебисцита). Основная роль принадлежала центуриатным собраниям, которые избирали высших чиновников – консулов, преторов, цензоров – и осуществляли принятие законов. Каждая центурия имела один голос, но преобладание в законодательных решениях оставалось за центуриями первых двух классов. Куриатные собрания были древнейшей формой собраний. Их роль постепенно ослабевала. В некоторых важных вопросах они обладали чисто регистрационными и символическими полномочиями. В дальнейшем плебисцит – выражение народной воли, например, путем всеобщего голосования.
Список использованных источников
Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона)//История государства и права зарубежных стран (Развитие права в новое и новейшее время): Пособие./Автор-составитель Л.П.Хоришко. – Ростов н/Д., 2005.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.2. Современное государство. Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М., 2003.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2005.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 2006.
История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. – доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. – М.,2002.
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.,2002.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. Т. 2. – М.,2004.
Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. В 2-х частях. Ч.2. – Ростов-на-Дону, 2002.