Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Формирование государственного строя США

курсовая работа:
 
 “Формирование государственного строя США”

Оглавление:
 
I. Источники иисториография
 
II. Становлениегосударственности:
 
     1. Истоки государственности
     2. Декларация Независимости
     3. Формирование власти штатов
     4. “Статьи конфедерации”
     5. Конституция 1787 годаи Билль о правах
 
III. Вывод
 
IV. Источники илитература

I. Источники иисториография
 
Основными источниками по вопросу формированиягосударственности Америки являются: Декларация независимости, “Статьиконфедерации”, Конституция 1787 года  и Билль о правах. Также, обращаясь кистокам формирования государственности важным документом является Мэйфлауэрскоесоглашение.
Также важный источник — 4х-томные “Записи федеральногоконвента 1787 года” М.Фарранда, где можно увидеть взгляды  творцовфедералистской идеологии: Дж.Мэдисон, Дж.Вильсон, г.Морри, Р.Кинг, а.Гамильтон,Дж.Дикинсон, Э.Рандолф, Ч.Пинкни.
В историографии по данному вопросу существует множествомнений.
Руководящая роль в патриотическом лагере принадлежала недемократии, а умеренному крылу, идеология которого по мере развития революциивсе более утверждалась в качестве кредо молодой буржуазной республики ипослужила основой при выработке федеральной конституции 1787 года.
Историк-марксист Г.Аптекер выделил гуманистическую трактовкуправ человека, содержащуюся в Декларации и первых конституций штатов, концепциюнародного суверенитета и право на революцию. В статье “Американская революция иправо на революцию” Г.Аптекер впервые в исторической литературе обосновывает:идея права на революцию заключена не только в Декларации независимости, но и вряде первых конституций штатов”.
“Идея принятия писаной конституции, включающей переченьполномочий правительства — логически вытекала из революции,” — Г.Аптекер. Онотмечает противоречивый характер отношения конституции США к предшествовавшейреволюционной идеологии. С одной стороны — воплотившаяся в ней доктринадоговорного образования правительства и четкого определения границ и прерогативгосударственного аппарата представляет отрицание произвола власти, характерногодля феодально-абсолютистких обществ. Принятие конституции поэтому означало“реализацию политических принципов Века Разума”. Но, с другой стороны, отказ от“Статей конфедерации” 1781 года, первоначального зыбкого договорного соглашениямежду 13 штатами в пользу конституции, отразил “частичное поражение” левого,демократического крыла революции и победу ее умеренных деятелей.
Лидер неоконсервативного направления Л.Харц отрицаеттипологическую связь доктрин американской революции с передовой европейскоймыслью XVIII века.
Консервативное направление — буржуазные историки США — отрицают классовую сущность Конституции 1787 года, объявляют документ продуктомнародного волеизъявления.
Буржуазные историки — прогрессисты видели в конституцииантитезу Декларации 1776 года (В.Л.Паррингтон), “Статьи конфедерации”,закреплявшие суверенитет штатов полностью отвечали требованиям исторического моментаи что конституция 1787 года восторжествовала лишь в результате умелонаправляемых усилий консервативных деятелей (М.Дженсен)..
Концепция согласия — признает наличие острых разногласий видеологии американской революции.
В докладе о “правах человека” на XIV Международном конгрессеисторических наук в Сан-Франциско в 1975 году американский историк Р.Палмерговорил: “Конституция 1787 года, как, впрочем, и законодательство штатов,носили ограниченный характер, отмечая с сожалением, что противники революции — лоялисты оказались в неравном положении с ее сторонниками. Кстати говоря, телоялисты, которые впоследствии вернулись в США или заявили о поддержке новойвласти, пользовались всей полнотой конституционных гарантий. Более того, ониактивно примкнули к консервативному блоку “федералистов”, сторонниковконституции 1787 года, составив оплот нового правопорядка”.
Представитель “новых левых” в современной историографии СШАС.Линд справедливо отмечает, что кардинальным вопросом революции была отменарабства. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, потребовалась еще однареволюция.
Как уже отмечалось, при составлении Декларации независимостиДжефферсон включил в нее пункт об отмене рабства, но под давлениемпредставителей южных колоний, этот пункт был исключен. Однако положение о том,что каждый американец имеет право “на жизнь, свободу и стремление к счастью”распространялось в теории на всех без исключения. Впоследствии лидерыаболиционистов, выступавшие за отмену рабства, ссылались на Декларациюнезависимости. Между тем, конституция США узаконила институт рабовладения,зафиксировав это в специальном постановлении. В этом заключалось еепринципиальное отличие от Декларации независимости. Цель конституции 1787 годазаключалась в том, чтобы закрепить права и власть США за богатым меньшинствомвопреки демократическому большинству. Об этом прямо говорили создателиконституции. “Те, кто владеет собственностью, и те, кто ее не имеет, всегдапредставляли различные интересы в обществе, — писал Мэдисон. — То же самое можносказать о кредиторах и должниках. Земельные, промышленные, торговые и денежныеинтересы, а также интересы меньших групп неизбежно проявляются в цивилизованныхнациях и разделяют их на различные классы, руководствующиеся в своих действияхразличными чувствами и взглядами. Регулирование этих разных и противоречивыхинтересов представляет собой главную задачу современного законодательства”.
Принятие Конституции 1787 года было продиктовано интересамиутверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить обобщей ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что длятого времени это была передовая конституция, в особенности, после принятияБилля о правах, который также следует рассматривать как определенный итогклассовой борьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция встретиламассовую оппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев населенияпротивники конституции решительно настаивали на принятии поправок к ней икритиковали ее за отсутствие в ней гарантий элементарных политических свобод.Создатели конституции были “абсолютно не расположены заниматься поправками,пока не будет полностью организовано Правительство,” — говорил Мустье. Однако,в конечном итоге они вынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противникиподготовили длинный список дополнений. Способных ослабить или вообщениспровергнуть всю новую систему, они решили предложить сами то, что не моглоей повредить и взять под контроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя болееблагоприятными”. Таким образом, сторонники конституции достигали двойногоэффекта. С одной стороны: выбили козырь из рук оппозиции, с другой — сформулировали дополнения к конституции в приемлемом для себя виде. “Этипоправки были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы ненанести никакого ущерба духу конституции и унять чрезмерное беспокойство.”(Э.Мустье). Вместе с тем, принятие Билля о правах было принципиально важнымуспехом демократических сил.
 II. Становление государственности
1. Истоки государственности
На формирование государственного строя Америки повлиялоАнглийское политической наследие.
Английские поселенцы принесли с собой политические идеи,которые развивались в Англии в течении столетий.
К 1600 Английское правительство предоставляло своимгражданам гражданские и политические свободы: расширение дел в суде присяжных.В английской системе управления существовали 2 принципа: 1) ограниченностьполномочий правительства и    2) представительная власть. Они и повлияли надальнейшее развитие Америки, так как была принята часть английской системы.
Английский Билль о правах 1689 года очень важен дляамериканских колонистов, он разграничивал права и обязанности правителя,применялся к американским поселенцам — выходцам из Англии, в той же степени,что и к англичанам.
Одной из предпосылок американской революции: послужилопредположение о том, что колонисты лишены основных прав, заложенных в Билле.
Несмотря на фрагментарность и отрывочность своейдеятельности колониальные правительства заложили основы национальнойгосударственности.
Среди них наиболее важные:
1) писаная конституция, гарантирующая основные свободы иотграничивающая силу правительства;
2) законодательные органы, которые были представленывыборными представителями;
3) разделение властей.
Ключевой чертой в период колоний было управление всоответствии с письменным планом. Мэйфлауэрское соглашение первопоселенцыподписали в 1620 году, что является первым примером колониальногосамоуправления. (41 человек, представители всех семей, прибывших в Америкуучаствовали в разработке Мэйфлауэрского соглашения).
Они понимали, что нужны правила, чтобы управлять своимукладом, чтобы выжить на этой земле.
Представительная власть стала неотъемлемой правовойтрадицией в Америке задолго до объявления своей независимости в 1776 году.
Губернатор как представитель монарха выполнял приказыкороля, он также воплощал в жизнь законы, которые принимались колониальнымизаконодательными органами.
 
2. Декларациянезависимости
Декларация Независимости говорит: “Все люди сотвореныравными, все они одарены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, кчислу которых относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Длятого, чтобы гарантировать людям эти права, создается правительство… Всякийраз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее, либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство”.
1 июля 1776 года Континентальный конгресс, в соответствии спринятой ранее резолюцией, приступил к обсуждению вопроса о провозглашениинезависимости.
Взгляды Джефферсона, нашедшие выражение в Декларации,отражали опыт самих американских колоний, их собственные демократическиетрадиции, сложившиеся за полторы сотни лет со времен основания первыхамериканских поселений.
Д.Джефферсон, по словам D.Malone: “видел не цель, асредство, и был гораздо более заинтересован в том, что должно последовать заформальным отделением, чем в самой по себе акции отделения”.
Многие положения декларации независимости не утратили своегозначения и сейчас. Они все еще актуальны, так как ожидают своего решения.Именно в этом смысле можно говорить о Декларации как о “хартии американскойдемократии”.
Можно без преувеличения сказать, что для Америки это былавеха, за которой начинался новый этап в развитии страны.
3. Формирование властиштатов
Наряду с деятельностью Континентального конгресса важнымэтапом на пути становления новой государственной власти было избрание местныхассамблей и конвентов взамен распущенных ранее колониальных администраций.
Многое в это время решалось по инициативе массовыхдемократических организаций “Сынов свободы”, Комитетов связи или безопасности,которые приобрели особое влияние к середине 70 х  гг. Этого влиянияони не утратили и после провозглашения независимости. Деятельность ассамблейпротекала в известной мере по контролем Комитетов связи и безопасности.Постепенно ассамблеи приобретают самостоятельность. Одна из главных целейимущих групп заключалась в том, чтобы во имя утверждения собственной властиотделаться от Комитетов связи.
Согласно вновь принятым Конституциям, каждая из колонийразработала свою систему управления, которая мало чем отличалась от прежней посвоей структуре. Состав людей изменился. Почти во всех штатах главаисполнительной власти — губернатор, а не королевский ставленник, которыйподотчетен избравшим его законодательным ассамблеям, либо (Нью-Йорк иМассачусетс) избраны прямым голосованием, в этом случае губернатор менеезависим от ассамблеи. Во всех штатах (кроме Нью-Йорка, Дэлавера и ЮжнойКаролины) губернатор избирается на 1 год. Как отмечает Г.Вуд: “сама по себе“идея” губернаторской власти многим представителям левого крыла виговпоказалась “слишком монархической”. Поэтому были приняты меры к ограничениювласти губернаторов.
В ряде штатов было введено ограничение на срок пребыванияодного и того же лица в должности губернатора.
В колониальные времена королевские губернаторы были, какправило, выходцами из знатных английских семей. После провозглашениянезависимости, чтобы стать губернатором, аристократического происхождения нетребовалось, но иметь крупное состояние было необходимо. В ряде штатов этотребование было зафиксировано в Конституциях (Южная Каролина, Мэриленд,Массачусетс), в других — осуществлялось на практике, несмотря на отсутствиеконституционных правил. Из 55 человек, занимавших губернаторские посты в 13штатах на протяжении 1776 — 1788 гг. около 1/2 — выходцы из знатных семьей,владельцы земельных имений и крупных состояний. Наряду с землевладельцами — главным образом богатые купцы и юристы. По словам Д.Т.Мейна, они “приобреликрупную собственность” и выделились “до начала движения за независимость”. Мейннебезосновательно полагает, что большинство из них выдвинулись бы какполитические руководители и “без революции”.
Непосредственным окружением и опорой губернаторов былиспециально состоящие при них исполнительные советы, унаследовавшие функциисоветов при губернаторах колониальных времен. В их составе нередко встречалисьслучайные люди. Хотя в большинстве штатов члены советов избиралисьзаконодательными ассамблеями, в них, как правило, были лишь именитые исостоятельные люди. Срок пребывания на посту члена совета от 1 до 4 лет (вразных штатах). В период пребывания у власти члены совета были “наделеныважными функциями”. Губернаторы и советы обладали широкими полномочиями,особенно в Массачусетсе, Нью-Йорке и Южной Каролине, где глава исполнительнойвласти был наделен согласно Конституции правом вето, позволявшим отклонятьрешение законодательных ассамблей, если при повторном рассмотрении оно несобирало 2/3 голосов. Это правило впоследствии вошло в федеральную конституциюи действует по сей день.
Условия военного времени требовали, чтобы губернатор, какруководитель местной администрации, был наделен реальной властью, котораяпозволяла бы ему быстро и оперативно принимать нужные решения. В его подчинении- силы милиции штата. Конституциями некоторых штатов предусматривалось, что вперерывах между сессиями ассамблей губернатор имел право вводить эмбарго наторговлю сроком до 1 месяца.
“Они стали в большей степени ответственны перед народом, чемих предшественники в колониальный период. Стали гораздо больше американцами посвоему опыту, мировоззрению и карьере,” — Д.Т.Мейн.
То же самое относилось и к верхней палате ассамблей штатов — сенату. В отличие от нижней палаты — палаты представителей — для тех, ктоизбирался в сенат, требовался более высокий имущественный ценз. В 10 колонияхзаконодательные ассамблеи состояли из 2 палат. В остальных сената вообще небыло и ассамблея была однопалатной. Там, где имелся сенат, он состоял изпредставителей высших слоев общества — наиболее состоятельных и именитыхжителей штатов. В Нью-Джерси, Мэриленде и Южной Каролине это положениезакреплено Конституцией. Представителям социальных низов и даже средних слоевдоступ в верхнюю палату затруднен. Д.Мейн говорит: “если оценивать местоверхних палат в политическом спектре американских штатов, они помещались правеецентра.”
Особенно значительным переменам подверглись нижние палатызаконодательных ассамблей.
Хотя колонисты и защищали привилегии, которыми онипользовались до 1763 года, только в ходе революционно — освободительной борьбыони сумели добиться демократизации политической жизни Америки. В основном, былизменен имущественный ценз и для избирателей и для тех, кто мог быть избран всостав ассамблеи.
Важный признак демократизации законодательных ассамблей — более пропорциональное представительство в них жителей различных районовштатов. В составе нижних палат законодательных ассамблей увеличилось количестводелегатов от фермеров и ремесленников — людей среднего достатка. Конституцииимели общие черты, но во многом отличались друг от друга, отражая особенностиполитической обстановки в различных штатах.
В высшей степени показательная для условий становления новойгосударственной власти картина сложилась в Мэриленде. 21 мая 1776 года местнаязаконодательная ассамблея приняла резолюцию, согласно которой ее делегатам наКонтинентальном конгрессе рекомендовалось голосовать против провозглашениянезависимости. Хотя вопреки этой инструкции делегаты Мэриленда поддержалиДекларацию независимости, большинство политических лидеров этой колонии былинастроены против независимости, опасаясь, что отделение от Англии серьезноосложнит внутреннее положение и приведет к беспорядкам.            
“Их наихудшие опасения, — писал американский историкР.Хофман, — подтверждались”. Еще с осени 1775 года “беспорядки в колониинеуклонно разрастались”, а после июля 1776 года положение стало ухудшаться“особенно быстро”. Из разных мест поступали сообщения о росте мятежныхнастроений среди белых и черных, рабов, мастеровых, фермеров. По словамР.Хофмана, политические лидеры Мэриленда “непосредственно ощутили дыхание ужасаи неопределенности”. Угроза народного восстания постоянно маячила перед ихвзором, а страх перед выступлением низов определял тактику господствующегокласса.
Характеризуя принятую в Мэриленде Конституцию, Д.Мейн назвалего “противоречивым документом”, так как она ставила целью обеспечить“сбалансированное” управление и контроль над “волей народа” в соответствии сполитической концепцией вигов.
В результате работы мэрилендского конвента в августе — сентябре 1776 года была принята Конституция, дополненная затем в ноябредекларацией прав.
По данным Р.Хофмана при колониальном режиме вследствиевысокого имущественного ценза 90% взрослого мужского населения лишены былиправа занимать выборные должности. Существовали такие серьезные ограничения направо участвовать в выборах. Говоря о целях политических лидеров,представителей “народной партии”, которая возглавила работу по созданию новогоправительства Мэриленда и выработке новой конституции, Р.Хофман отмечал: “чегоони действительно хотели, так это общества порядка, управление которымоставалось бы в руках богатых и знатных людей”.
При выборах делегатов в конвент, который принималконституцию, политические лидеры  Мэриленда были единодушны в том, чтоучаствовать в голосовании могут только лица, имеющие достаточный имущественныйценз. Руководители Мэриленда добились в высшей степени консервативнойконституции, которая закрепила власть за крупными плантаторами.   
Правящая верхушка подготовила отчет, что конституция еще неявляется гарантией общественного спокойствия. По всей территории Мэрилендапрокатились волнения. Опасения подтвердились — ситуация накалялась, врезультате чего параллельно с обсуждением конституции конвент рассматриваетДекларацию прав, для того, чтобы смягчить народное недовольство.
Для укрепления положения верхушки, ассамблея одобряет двазаконодательных акта: об изменении налоговой системы и о правилах оплатыдолгов, которые удовлетворяли в известной мере требования низов.
Виргиния — первой из американских колоний принялаконституцию, став самостоятельным штатом еще до провозглашения Декларациинезависимости США. 18 июня 1775 года виргинский конвент одобрил Декларацию,провозгласившую право на жизнь, свободу и собственность. Декларация штатаустановила, что основой новой власти является принцип народного суверенитета,что законы могут приниматься и отменяться только “представителями народа”,избранными в ассамблею. Она провозгласила свободу печати, вероисповедания иправо решения споров в суде присяжных. Проект Декларации был предложен богатымвиргинским плантатором и общественным деятелем Джорджем Мейсоном.
29 июня 1776 года одобрена виргинская конституция. Онаносила умеренный характер, отражая настроения участников конвента, большинствоиз которых были плантаторами, не имевшими “ни малейшего желания вести дело кполитической и социальной революции” (по словамД.Малоне).
За Виргинией одобрила Декларацию прав и конституциюПенсильвания.
Всего лишь 4 штата провозгласили в 1776 году Декларациюправ, остальные ограничились принятием конституций, включив, правда, в нихположения о правах человека.
Пенсильванская Декларация прав и конституция были, пожалуй,самыми демократичными из всех Деклараций прав и конституций того времени.“Именно в Пенсильвании самые радикальные идеи в отношении политики иконституционной власти, провозглашенные революцией нашили свое отражение”. Этообъяснялось в значительной мере тем, что избранный для выработки конституциипенсильванский конвент по своему составу был гораздо более  демократичным, чемв Виргинии и других штатах. В нем были достаточно широко представлены мелкие исредние собственники “внутренней страны”. Принцип “не нарушить прав частнойсобственности” соблюдался свято. Но в рамках буржуазно-демократических нормпенсильванская конституция оказалась самой радикальной конституциейреволюционной эры.
Пенсильванская Декларация прав повторяла многие положенияВиргинской Декларации прав, составители, несомненно, заимствовали некоторыеположения, но пенсильванская Декларация прав пошла гораздо дальше. Это касалосьтаких вопросов, как: свобода религиозного вероисповедания, право собраний исвободу слова, право подачи петиций с жалобой на действия властей.
Рассмотренные примеры дают достаточное представление о том,как протекал процесс становления новой власти.  Следует заметить, что вРод-Айленде и Коннектикуте сохранился прежний порядок, основанный на старыхкоролевских хартиях. В остальном, процесс становления новой государственнойвласти протекал без существенных отклонений от описанных Виргинии, Пенсильваниии Мэриленда, за исключением Массачусетса, где вокруг вопроса о принятии новойконституции шла долгая и острая борьба.
Колония Массачусетс задавала тон в антибританском движении,а ее столица Бостон по праву считается колыбелью американской революции. Здесьпроизошли события. Ставшие истоком провозглашения независимости. ИменноМассачусетс наряду с Виргинией выдвинул тех людей, которые стали во главе США.Их усилиями формировалось правительство и новые политические институты. Однако,конституция Массачусетса, как это ни странно, оказалась весьма умеренной. Онаотражала, в первую очередь, интересы имущих слоев, стремившихся установитьконтроль над патриотическими организациями и освободительным движением в целом.В ходе обсуждения проект конституции на конвенте развернулась острая дискуссиямежду представителями западных и восточных районов. И хотя по ряду вопросовбыло достигнуто компромиссное решение, практически ни 1 из сторон оно неудовлетворило. Особенно решительный отпор конституции был дан в 1778 годузападом. Главный объект нападок — высокий избирательный имущественный ценз, атакже, отсутствие гарантий оплаты путевых расходов депутатам удаленных западныхрайонов, следовавших к месту заседаний на восточном побережье. В целомрезультаты таковы, что при голосовании в соотношении 5 к 1 высказались противратификации. конституция вызвала явное разочарование и на востоке штата, хотяее условия были более благоприятны для жителей восточных районов.
После провала в 1778 году конституции было принято решение осозыве нового конвента, который постановил в сентябре 1779 года выработатьновый документ, возложив эту миссию на вновь сформированную комиссию. Решающаяроль в подготовке проекта принадлежала Дж.Адамсу, который представлял умеренноекрыло вигов и придерживался философии “сбалансированного правления”,признававшей суверенитет народа при условии, что “непосредственно” властьдолжна находиться в руках “элиты”.
Новый проект конституции Массачусетса не был болеедемократичным, чем проект 1778 года. Имущественный ценз на право выбирать ибыть избранным оставался достаточно высоким. И хотя новая конституция содержалауступки жителям западных районов, увеличив их представительство в Ассамблее,она в то же время утвердила прерогативы сената и укрепила права исполнительнойвласти. Правда, в отличие от проекта 1778 года, конституция 1780 года содержалаДекларацию прав, провозгласившую основные гражданские свободы. Конституция быларатифицирована и вступила в силу.
4. “Статьиконфедерации”
На начальных этапах революции, когда в США возобладалоубеждение в том, что они будут существовать как объединения 13 суверенныхполитических обществ, демократы уделили первостепенное внимание конституциямштатов. В период войны за независимость в острой борьбе между противниками исторонниками прав штатов победа оказалась на стороне децентралистов: договорноесоглашение между 13 провинциями, известное под названием “Статьи конфедерации”1781 года закрепляло суверенитет штатов во всех важных сферах экономической,социальной и политической жизни.
Отношение идеологов демократических сил к центральнойполитической власти в США неоднозначно. Пейн, Франклин, Раш, Джефферсон — сторонники сильного централизованного государства. Р.Г.Ли и Дж.Мейсон — антифедералисты.
После войны за независимость Джефферсон оказывается средисторонников “широкого” толкования “Статей конфедерации”, означающего поиски“подразумеваемых прав” континентального конгресса.
Что касается центральной власти, то была выработанаобщеамериканская конституция “Статьи конфедерации”, которая вступила в силу в1781 году, после того, как была ратифицирована всеми штатами. Если говорить обобщей оценке “Статей конфедерации”, то они не содержат правовых гарантий, непредоставляют центральной власти, то есть конгрессу сколько-нибудь серьезныхполномочий для проведения реформ, не дают рычагов для действенного управлениястраной.
В условиях военного времени жизненно необходимыми былимобилизация материальных и людских ресурсов для успешной борьбы с вражескойармией. Для центральной власти — конгресса, на долю которого выпало решениеэтого вопроса, он оказался слишком сложным. Средства и методы, к которымконгресс прибег в своей экономической и финансовой политике, были во многихотношениях показательными для состояния и характера государственной власти СШАпериода войны за независимость. В самом начале войны рыночная конъюнктура в бывшиханглийских колониях сложилась благоприятно, и вплоть до осени 1776 годапродолжался экономический подъем в результате увеличения спроса на целый рядтоваров, в которых нуждалась армия. Однако впоследствии положение сталоменяться. Зима 1776-78 гг. принесла серьезные трудности, послужив поворотнымпунктом в экономическом положении американской республики.
Новое государство испытывало острую нехватку в средствах,которые, в числе прочего, были необходимы были и на содержание самого конгрессаи других органов центральной власти, образованных при нем. Самые крупныерасходы были вызваны необходимостью покупки оружия, военного снаряжения ипродовольствия, а также уплаты жалованья солдатам и офицерам.
Чтобы получить необходимые средства, конгресс прибег к массовомувыпуску бумажных денег. Прежняя денежная единица — английские фунты стерлингов- была отвергнута. Решено было выпускать собственные деньги — доллары,стоимость которых приравнивалась к испанскому доллару. Чтобы поднять значениебумажных денег, конгресс принял постановление о том, что они обязательно должныприниматься при любых платежах, включая уплату налогов в штатах. Также быливзяты займы за границей — 3 миллиона долларов в твердой валюте, которые пошлина закупку вооружения и амуниции.
Вопрос о финансовой политике конгресса был одной из причинострых политических разногласий между левым и правым крылом освободительногодвижения.
В результате постоянной борьбы в конгрессе по вопросу офинансово-экономической политике, отражавшей противоречия между различнымисоциальными группами США, создалась тупиковая ситуация.
Сторонники сильной центральной власти были за реформуфинансового ведомства США, добившись назначения на пост его руководителяпредставителя крупного филадельфийского купечества Роберта Морриса, одного излидеров консервативной группировки в конгрессе.
Сложность положения центральной власти и трудностиосуществления курса, задуманного Моррисом, заключалась в том, что общественноемнение и, прежде всего, масса малоимущего населения с подозрением относились ких деятельности. К тому же, действия центральной власти не имели под собойпрочной законной опоры. Конституционный порядок, созданный “Статьямиконфедерации”, был таков, что консервативное крыло не могло окончательнозакрепить свое господство, постоянно подвергаясь давлению со стороныдемократических элементов. Такое положение сохранялось на протяжении всейвойны.
Д.Фергюсон отмечает, что “Статьи конфедерации” подчеркивалипрерогативы местных властей, в частности, их право вводить налоги, которое“было самым главным”. Это важное замечание показывает зависимость конгресса отштатов, которая серьезно затрудняла его действия по мобилизации материальныхресурсов для ведения войны. Центральное правительство имело определенныеполномочия, которыми оно пользовалось для регулирования экономической ифинансовой жизни страны, но они были явно недостаточны и постоянно приходили встолкновение с политикой штатов. “Статьи конфедерации” во многих отношенияхбыли непоследовательны и носили двусмысленный характер. Первая общеамериканскаяконституция явилась плодом компромисса, продиктованного условиями военноговремени и рассчитанного на поддержание определенного баланса между центральнойи местными властями.
Впервые план “Статей конфедерации и постоянного союза” былпредложен представителем революционных сил конгресса Б.Франклином еще в июле1775 года. Однако, под влиянием депутатов консервативного крыла, выступившихтогда против провозглашения независимости, предложение Б.Франкилина былоотвергнуто. Вторичная безуспешная попытка поставить на обсуждение конгресса“статьи конфедерации” была сделана полгода спустя, в январе 1776 года.Положение изменилось лишь после провозглашения независимости.
Уже в июле 1776 года конвент приступил к обсуждению “Статейконфедерации”, которые частично включали в себя план Франклина и быливыработаны специальной комиссией, состоявшей из представителей всех 13 штатов.Соотношение сил в конвенте к этому времени коренным образом изменилось.Депутаты правого крыла, выступавшие прежде против объединения колоний ипринятия единой конституции, вынуждены были занять теперь совершенно инуюпозицию. После того, как независимость стала фактом и власть британской короны,охранявшая при всех ее минусах положение имущих классов, была ликвидирована,представители этих классов проявили озабоченность в том, чтобы создать ейравноценную замену в виде центрального правительства, обладающего достаточной“силой принуждения”. Наоборот, левое радикальное крыло конгресса теперьсчитало, что после провозглашения независимости необходимость в объединенииотпала и централизация будет препятствием на пути демократизации политическойвласти и ликвидации деспотического правления. Существенным, также, было то, чтомежду штатами имели место противоречия, подчас приводившие к серьезным трениям.Прежде всего, это были противоречия между южными рабовладельческими штатами иНовой Англией. “Все наши несчастья проистекают из одного источника — изотрицательного отношения южных колоний к республиканскому правительству,” — писал Джон Адамс американскому генералу Гейтсу.
Отношения между штатами осложнялись также их соперничествомиз-за западных земель и конкуренцией между различными группами буржуазии.Наконец, оппозиция централизации проистекала из глубоко укоренившегосясепаратизма, обусловленного нежеланием правящих групп в ряде штатов поступитьсядаже частицей своей власти в пользу центральной власти. Кроме того, несмотря надостигнутую к этому времени культурную и экономическую общность колоний, жизнькаждой из них была еще в значительной мере обособлена, оставаясь источникомцентробежных явлений. Иллюстрацией этому может служить характерная запись вдневнике Джона Адамса: “Филадельфия со всей ее торговлей, богатством иправильностью — все-таки не Бостон. Мораль наших жителей много лучше; их манерыболее изящны и приятны; они больше похожи на англичан; у нас правильный язык,лучше вкус, более красивые люди; мы превосходим других духовно, наши законыболее разумны, наша религия более возвышенна, у нас лучшее образование”. Своюколонию Массачусетс Д.Адамс называл не иначе, как “наша страна”, а ее делегациюв конгрессе “нашим посольством”. И в этом отношении он не представлялисключения. Его кузен Самюэл Адамс, придерживавшийся различных с Д.Адамсомполитических взглядов, считал, что каждая колония “должна обладать в пределахграниц собственной территории суверенной и никем не контролируемой властью”.Еще более определенно выражался федералист Фишер Эймс: “мы смотрим на другиештаты с безразличием, часто с ненавистью, страхом и апатией”.
Однако, наряду с факторами, тормозившими развитие сильнойвласти, положительную роль сыграли успешное завершение войны против Англии,борьба с контрреволюционными элементами, необходимость поиска союзников намеждународной арене — все это требовало создания сильного центральногоправительства. Под давлением этих обстоятельств конгресс принял в 1777 году“Статьи конфедерации”, которые стали первой конституцией США. Предстояларатификация этой конституции каждым из штатов. Процедура сильно затянулась,заняв около 3,5 лет. Только 1 марта 1781 года “Статьи конфедерации” обрели силузакона.
Согласно “Статьям конфедерации” конгресс состоял из 1палаты, депутаты избирались ежегодно. Должности президента, как главыисполнительной власти эта конституция еще не учредила.
Принятие конституции имело положительное значение, нообъединение штатов носило пока в значительной степени символический характер,так как центральная власть оставалась крайне слабой. “Статьи конфедерации”сохраняли за многими штатами полный суверенитет по большинству вопросов.Конгресс не имел права вводить пошлины и налоги, его попытки в 1781 и 1782годах добиться расширения своих прав в этой области не увенчались успехом.Решение ряда вопросов, которые входили в компетенцию конгресса, былообусловлено необходимостью согласия 9 штатов из 13.
По существу, власти штатов оставались полноправнымихозяевами и решения конгресса носили для них часто лишь консультативныйхарактер.
Слабость центральной власти пагубно сказывалась на состояниивооруженных сил. У.Фостер: “при наличии сильной централизованной армии войнуможно было бы выиграть не за несколько лет. А за полгода”.
К числу серьезных недостатков конституции 1777 года: она невносила каких-либо перемен в положение трудящихся масс, оставляла бесправныминегров и индейцев. Противники американской независимости не замедлиливоспользоваться этим обстоятельством. Играя на том, что английскоеправительство запрещало жителям колоний переселяться за Аллеаны, англичанеубеждали индейцев, что только они якобы заботятся об их интересах, аправительство США будет захватывать индейские земли и не остановится передполным уничтожением индейцев. Эта агитация оказалась не напрасной: Англиясумела склонить большинство индейских племен выступить на своей стороне.
Особенно показательным в этом отношении был негритянскийвопрос. “Объективно уничтожение рабства было 1 из центральных задач революции1776 года. Это объясняется тем, что становление капитализма в Штатах — основнойпроцесс, поставленный в порядок дня революцией — не могло происходить успешнона базисе рабовладельческой системы,” — говорил У.З.Фостер в работе“Негритянский народ в истории Америки”. Однако, на деле рабство не былоуничтожено. Отмена рабства шла в разрез с интересами  плантаторов — рабовладельцеви тех кругов американской буржуазии, которые были связаны с работорговлей.Буржуазия севера, исходя из интересов поддержания единства с южными колониями,уступила в этом вопросе и не настаивала на отмене рабства. Негры самиобращались к конгрессу с петициями об освобождении: “они наделены теми жесамыми способностями, что их хозяева, и что рабство несовместимо с Декларациейнезависимости”.
“Статьи конфедерации” продолжали опираться на структуру исхему работы правительства, принятую на 2 континентальном конгрессе по “Статьямконфедерации” план центрального правительства достаточно прост, он в включаетодиночную палату или конгресс. Они не включали такую исполнительную ветвь, какпрезидент. 1 делегат от штата. Нет федеральной судебной системы, диспуты средиштатов. Конгресс обладал только такими полномочиями, которые определены“Статьями конфедерации” в основном, законотворческие. Все другие права — независимые штаты.
Полномочия конгресса:
*          объявление войны и заключение мира;
*          открытие посольств за рубежом и предоставление — иностраннымгосударствам;
*          заключение соглашений;
*          создание и обеспечение флота;
*          поддержка регулярной армии при помощи рекрутов из штатов;
*          назначение высшего офицерского состава;
*          установка стандартов веса и меры;
*          регулировка взаимоотношений с индейцами;
*          открытие почтовых отделений;
*          разрешение проблем, возникающих между штатами.
Слабые стороны “Статей конфедерации”
в отношении конгресса последствия, к которым они приводят не может налагать и собирать налоги недостаточно материальных средств для правительства Не полномочен регулировать торговлю                между штатами и с заграницей экономические затруднения и ссоры между штатами, организация международной торговли очень затруднена конгресс не обладает правом утверждения        закона правительство зависит от штатов согласие 9 штатов на утверждение закона утверждение законов затруднено поправки к “статьям конфедерации” требуют соглашения всех 13 штатов не было практического пути координации работы правительства нет государственной судебной системы центральное правительство не могло найти способов разрешения разногласий между штатами
 
Несмотря на слабые стороны, “Статьи конфедерации” привнеслимного хорошего: некоторые штаты уступали часть претензий на территорию к западуот Аппалачей, конгресс издал 2 земельных декрета: один обеспечивал управлениетерриториями, второй, декрет 1787 по северо-западным территориям говорил, чтотерритории, находящиеся в собственности правительства должны присоединяться кгосударству на общих основаниях, как и более старшие штаты. Также Соглашение1783 года — мирный договор с Англией, признание независимости США, расширениеграниц США.
В результате работы конгресса образовались департаменты иностранныхдел, морской департамент, военных дел, казначейство. Во главе каждого — постоянный секретарь. Это стало прецедентом для создания кабинета департаментовпо конституции 1787 года.
Все это обеспечило штатам доверие в юридических действияхдругих штатов и позволяло относится к гражданам других штатов без ущемленияправ.
5. Конституция1787 года и Билль о правах
Американский историк Е.Морган подчеркивал что “не нацияродила революцию, а революция родила нацию”.
“На смену якобинской диктатуре во Франции пришлатермидорианская реакция. Американская революция не знала таких амплитуд. Но онатоже имела свой небольшой “термидор” — конституцию 1787 года”. Аккредитованныепри правительстве США представители французского двора с чувствомудовлетворения отмечали, что это событие “бесконечно благоприятно для интересовкоролевства (т.е. Франции)”. По мнению посланника Мустье, значение новойКонституции было так велико, что он назвал ее “второй революцией”. “Тот”призрак демократии, которым прельстился народ, сейчас исчезает,” — говорилМустье. Американская система все более и более приближается по своему типу к“выборной аристократии или даже смешанной монархии”. Новый правопорядокигнорировал интересы “низших классов”. В противоречие с Декларациейнезависимости, провозгласившей право каждого “на жизнь, свободу и стремление ксчастью”, конституция 1787 года обходила молчанием вопрос об элементарныхгражданских свободах. Только несколько лет спустя, под давлением массовыхвыступлений, и под влиянием начавшейся революции во Франции, она была дополненаБиллем о правах, провозгласившем свободу слова, печати, собраний,вероисповедания, право на неприкосновенность личности, жилища и т.д.Конституция 1787 года была шагом назад, она противоречила практикереволюционных лет, когда большинство политических решений предварительно широкообсуждалось. Конституционный конвент заседал при закрытых дверях и выступленияего участников не подлежали огласке. В свое время Ч.Бирд, анализируя составконвента, показал, что он целиком состоял из представителей “высшего класса”.Из 56 депутатов 50 были земельными и иными собственниками. Они были личнозаинтересованы в организации новой системы власти и извлекли из неемаксимальную выгоду, что же касается неимущих масс, то их отстранили от участияв подготовке Конституции. Оценка Конституции — предмет жестких сражений междуисториками. Теория “согласия”: в Америке, в сущности, вообще не было революции.
Говоря о важности изучения событий, связанных с принятиемконституции 1787 года, французский историк А.Каспи отмечает, что кардинальныйвопрос заключается в том, “остались ли Соединенные Штаты верны духу 76 года, — отвечает, — да, ибо те, кто выступал за принятие Конституции, представляли, поего словам, “новое поколение”, сознававшее ответственность перед будущимАмерики, а противники Конституции были “сторонниками общества прошлого”, Каспиизображает политическое развитие США от Декларации независимости до принятияКонституции как некий гармоничный процесс.
Принятие конституции 1787 года было продиктовано интересамиутверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить обобщей ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что длятого времени это была передовая конституция, в особенности, после принятия Билляо правах, который также следует рассматривать как определенный итог классовойборьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция встретила массовуюоппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев населения противникиконституции решительно настаивали на принятии поправок к ней и критиковали ееза отсутствие в ней гарантий элементарных политических свобод. Создателиконституции были “абсолютно не расположены заниматься поправками, пока не будетполностью организовано Правительство,” — говорил Мустье. Однако, в конечномитоге они вынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противники подготовилидлинный список дополнений. Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всюновую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить и взятьпод контроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”.Таким образом, сторонники конституции достигали двойного эффекта. С однойстороны: выбили козырь из рук оппозиции, с другой — сформулировали дополнения кконституции в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составленыгосподствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духуконституции и унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем,принятие Билля о правах было принципиально важным успехом демократических сил.
Особую тревогу вызвало восстание Д.Шейса, которое послужилоодной из непосредственных поводов созыва конвента и принятия Конституции 1787года. Дж.Вашингтон говорил, что восстание Шейса показало необходимость созданиясильной центральной власти, дабы ликвидировать “беспорядки”. Дж.Вашингтон писалД.Мэдисону: “если не хватает силы, чтобы справиться с ними, какая гарантия, чточеловеку обеспечена жизнь, свобода и собственность?”.
Подобно Дж.Вашингтону, который стал председателем конвента,выработавшего конституция, большинство других его участников придерживалосьтакой же точки зрения.
Хотя для своего времени конституция 1787 года считаласьпередовой, она была все же отступлением от ранее данных обещаний. Существуетточка зрения, что (М.Дженсен), что в известном отношении она означала даже шагназад по сравнению со “Статьями конфедерации” и уже по одному этому можетрассматриваться в качестве своего рода термидора американской революции.
Конституция утвердила новую систему власти и новый правопорядок.США объявлялись республикой во главе с президентом. Последний, однако, былнаделен такими широкими полномочиями, что его положение не так уж существенноотличалось от положения монарха. Как глава исполнительной власти президентназначался верховным главнокомандующим вооруженными силами. И не случайно,видимо, первым президентом США (1789 г.) стал Дж.Вашингтон. Законодательнаявласть была оставлена за конгрессом, хотя и в той сфере президенту принадлежаловеское слово. Высшей судебной властью был наделен Верховный суд. Созданныйтаким образом государственный порядок полностью удовлетворял интересыгосподствующих классов — крупной буржуазии и плантаторов, утвердив ихбезраздельную диктатуру.
Сторонники школы “согласия”, изображающие Конституцию 1787года как образец демократического решения вопроса, опровергают это положение.Включение в 1789 году Билля о правах в текст Конституции способствовалонекоторой демократизации этого документа.
Выработанная в результате почти 4 месяцев обсуждения (конвентпрекратил свою работу 17.IX.1787  г.) новая Конституция США, которая, приусловии ее ратификации 9 из 13 штатов США должна была заменить прежние “Статьиконфедерации”, исходит уже из того, что США — уже не союз отдельных суверенныхгосударств, конфедерация штатов, а союзное федеральное государство, более теснои прочно объединенное, во главе с центральным правительством, обладающимширокими полномочиями.
Глава государства — президент, избираемый на 4 года. Имеетправо вето на решения конгресса и вето сохраняет силу, если при повторномголосовании принятого конгрессом решения не было собрано 2/3 голосов. Президентпо своему усмотрению составляет кабинет министров и меняет его состав.
Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из2 палат: палата представителей и сената.
Члены верховного суда избирались пожизненно. Верховный судимеет право толковать конституцию и отменять принятые конгрессом решения, есличлены суда признают, что они противоречат конституции.
Избирательным правом пользовалось около 120 тысяч человек из3х — миллионного населения. В области избирательных прав новаяконституция не внесла практически никаких изменений, оставив в силесуществующие в каждом из штатов ограничения. В дальнейшем вопрос обизбирательных правах передавался на усмотрение штатов, причем предполагалось,что права будут ограничены имущественным цензом. При обсуждении с протестомвыступил Б.Франклин, но его предложения были отклонены.
25 сентября 1791 были приняты 10 поправок к Конституции(“Билль о правах”).
Билль заявлял о: неприкосновенности личности и жилищаграждан, о том, что  аресты могут производится только по основательнымпричинам, подкрепленным достаточной проверкой, военный постой в мирное времядопускается только с согласия хозяина,  никто не может быть привлечен куголовной ответственности или подвергаться наказанию не иначе, как по решениюсуда присяжных.
Революция взяла на вооружение идеологию Просвещения. Вамериканском просвещении сложились две главные идеологические традиции — либерально-демократическая (Джефферсон, Франклин, Пейн) иумеренно-консервативная (Гамильтон, Мэдисон, Дж.Адамс).
Единственным возможным источником конституции демократыобъявляли народную власть. Что касается правительства, то оно “есть всего лишьдетище конституции” и не может не изменять, ни отменять ее. Пейн. Большуюпопулярность среди американцев приобрело требование демократов о передачелюбого конституционного проекта для непосредственного обсуждения и одобренияизбирателями. В 2 штатах (Массачусетс и Нью-Гэмпшир) — практической воплощение.
Другим способом принятия конституции демократы считаливыработку и одобрение ее специально созданными для этого конвентами.
Т.Пейн: в государстве с большой территорией практическиосуществима лишь представительная демократия: Б.Раш Т.Джефферсон — в США — соединение прямого народоправства и представителей демократии.
Наиболее ревностными защитниками единения американскогогосударства Пейн в памфлетах: “наша гражданская принадлежность конституцииСоединенных Штатов определяет собой наше национальное лицо. Наша гражданскаяпринадлежность к отдельному штату является лишь нашим местным отличием. Нашевеликое звание — американцы !”
В работе Континентального конвента в мае 1787 года принялиучастие все штаты кроме Род-Айленда. 74 назначено, 55 присутствовало, 39 — лидеры из 55. 7 из них -  губернаторы своих штатов. 8 из них подписалиДекларацию независимости, 5 — “Статьи конфедерации”.
В основных лидерах: Дж.Вашингтон, который заверил вплодотворной работе конвента, Б.Франклин в то время ему 81 год (ученый идипломат), 2 пенсильванца Джеймс Вильсон и Г.Морис (написал заключительныйпроект конституции), Дж.Мэдисон стоял за сильное правительство в государстве.Дж.Вашингтон председательствовал. Каждый штат — 1 голос. Вопрос решаетсяпростым большинством.
Присутствие прессы обеспечивало демократическое участие вдебатах:
*          все делегаты согласились с ключевым вопросом, приветствовалиидею ограниченного правления и представительной власти. Согласились  наразделение властей. Решили ограничить полномочия штатов по выпуску внутреннейвалюты. Проголосовали за сильное государственное правительство. Разногласиявозникали лишь по путям этих идей.
*          В преамбуле Конституции отцы-основатели говорят о главныхпринципах:
      1.народный суверенитет.
      2.Федерализм
      3.разделение властей
      4.сбалансированность властей
      5.судебный надзор-верховный суд
      6.ограниченность полномочий правительства.
 
III. Вывод
Прежде всего, как в конституциях отдельных штатов, так и в“Статьях конфедерации” и — позднее — в конституции США был воплощен ряд великихпринципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительнуюстепень народного суверенитета и не допускать роста тирании. Принципы этисодержат в себе следующие положения:
*          законное правление требует согласия народа;
*          деспотическое правление должно быть уничтожено, если необходимо- революционным путем;
*          гражданская власть выше военной, которая должна быть ейподчинена;
*          разделение законодательной, исполнительной и судебной сфер управленияпрепятствует сосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании;
*          власть правительства ограничена и потому должна быть точноопределена в писаных конституциях;
*          правительство действует на основе обусловленных норм, которыеизвестны всем и нарушаются лишь изменниками и деспотами; иными словами,правительство обязано соблюдать условленные законы и процедуры, которыеразрешены ему основным законом государства;
*          в общем и целом должностные лица избираются; должностные лицаменьшего ранга могут назначаться, но, как правило, к должностным лицам следуетотносится с недоверием и связывать их ограничениями, самым важным из которыхслужит ограничение срока их пребывания в должности; наследственное обладаниепостом или властью категорически запрещено;
*          хотя 3 области государственного управления разделены,законодательные органы наделены большей властью, чем исполнительные; принятывсе меры к тому, чтобы установить независимость судебных органов;
*          предусмотрена возможность внесения изменений в основной законгосударства. В этом находит выражение демократическая концепция, то есть:мертвые не должны сковывать живых; человеку свойственно ошибаться как в том,что он совершает, так и в том, что он упускает, и поэтому исправление ошибок — неизбежная, а не зазорная вещь; общества растут и изменяются, меняются исоциальные нужды, а потому социальные и политические учреждения должны бытьподвержены изменению. Заранее предусмотреть необходимые для этогоконституционные средства благоразумно и демократично;
*          географическая централизация власти может быть такой же опаснойи пагубной, как и политическая централизация, следовательно, рассредоточениепотенциала власти в местном и общенациональном масштабе усиливает контрольнарода и препятствует установлению тирании;
*          из принципа народного суверенитета логически вытекает вывод обограниченности, о точном определении власти правительства. Однако это имеет ввиду перечисление не только того, что правительство может законно делать, но итого, что оно не может делать, то есть тех прав и свобод, которые являютсянеотъемлемыми и изложены в Билле о правах.
В результате американской революции сложилась системагосударственного строя Америки, которая действует до сих  пор:
 
Полномочия федеральной власти и власти штатов вфедеральной системе:
Полномочия центральной власти:
Не входит в компетенцию: *           чеканка монет; *           налогообложение тех товаров, которые экспортируются по инициативе самих граждан; *           регулирование внешней торговли и торговли между штатами; *           отдача торгового предпочтения какому-либо из штатов; *           взаимоотношения с иностранными государствами; *           учреждение почтовых отделений; *           управление всеми территориями и решение вопроса о присоединении новых штатов; *           предоставление гарантий авторских прав и выдача патентов на изобретения; *           поддержание боеготовности воинских формирований; *           определение стандартов меры и веса; *           контроль за исполнением и правильным функционированием законов, обеспечивающих права правительства.
Власть штатов
Не входит в полномочия ·        обеспечение работы органов власти; ·        проявлять инициативу и подписывать сепаратные договоры с другими государствами; ·        проведение выборов ·        освобождение от обязательств по выполнению контрактов; ·        разработка законов о контрактах, завещаниях и о местной политике; ·        взымание налога на экспорт и импорт без согласия конгресса; ·        обеспечение школ и проверка образования на местах; ·        иметь собственные войска и морской флот без разрешения конгресса. ·        регулирование коммерческой деятельности внутри штата; ·        ратификация конституционных поправок;
·        обладание правами, не входящими в юрисдикцию центральной власти, но и не запрещенными;
 
Права, которыми обладают центральная и местная властьпараллельно:
*          налогообложение;
*          заем;
*          учреждение банков;
*          законы о банкротстве;
*          работа судов;
*          строительство дорог;
*          сельскохозяйственная, промышленная и научнаядеятельность;
*          здравоохранение, безопасность и погребение;
*          обладание частной собственностью для решения общихзадач;
*          расчет по долгам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналогичные вопросы задаются тысячам предпринимателями по всей стране, поскольку все они стремятся успешно вест свой бизнес
Реферат Моногенез языка
Реферат Совершенствование процесса регистрации гостей в гостинице на примере гостиницы Словакия
Реферат Конструкции имени существительного с прилагательным в романе Р. Кено «Chiendent»: грамматика писателя и грамматика языка
Реферат Исследование конъюктуры, ценообразования, рынка сбыта детской одежды
Реферат Человеческое счастье - потребности, выборы, решения по теории Абрахама Маслоу
Реферат Реконструкция схемы электроснабжения 0,4 кВ села Коврыгино
Реферат Влияние группы, огруппление мышления на примере социально-религиозной группы «Свидетели Иеговы»
Реферат Базаров герой своего времени по роману Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Nuclear Energy Essay Research Paper Nuclear EnergyRadioactive
Реферат I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
Реферат Великая смута начала 17 века
Реферат Походы Александра Македонского
Реферат Организационно-правовые предприятия. Акционерные общества
Реферат Англо саксонська правова система