Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Юридический факультет
Предмет: «История отечественного государства и права»
Контрольная работа
Тема
Изменение правовой системы СССР в 1921—1925 гг.
Санкт-Петербург, 2009г.
План
Введение
1. Изменения в гражданском праве и процессе
2. Земельный кодекс и его основные положения
3. Семейное право
4. Трудовое право
5. Уголовное право и процесс
6. Финансовое право
Заключение
Список использованной литературы
Введение
После окончания гражданской войны и прекращения в основном военной интервенции политика «военного коммунизма» уже не удовлетворяла крестьянство. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Нужны были срочно новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. Х съезд правящей Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу, о переходе к новой экономической политике. В советской науке нэп трактовали как политику построения социализма в условиях многоукладной экономики, когда временно для поднятия экономики допускались капиталистические элементы при сохранении командных высот в экономике в руках государства. В системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность – и усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения «государственных» преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы. К этому, конечно, не сводился правовой процесс. В общей части, которая регулировала главные, массивные элементы жизнеустройства, велась нормальная работа по упорядочению жизни. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тыс. опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Чтобы сделать эти нормы доступными для их реализации, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия. Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. 1922 – 1923 гг. вошли в историю права России как годы кодификации законодательства. Работа над гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальными кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции, кодекс законов о труде – в Наркомате труда.
1. Изменения в гражданском праве и процессе
ГК РСФСР предшествовал принятый ВЦИК 22 мая 1922 г. Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР, который регулировал значительный круг гражданско-правовых отношений. Однако детальное закрепление эти отношения нашли в ГК РСФСР 1922 г. Он исходил из наличия многоукладной экономики, проведения нэпа, товарно-денежных отношений1.
ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений.
В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.
Кодексом предусматривалась: государственная, кооперативная, частная собственность. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.
Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. Разрешались договора займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых (при этом было запрещено начисление сложных процентов). Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Интересна следующая введенная законодателем статья: Ст. 33. Когда лицо под влиянием крайней нужды вступило в явно невыгодную для себя сделку, суд, по требованию потерпевшей стороны или подлежащих государственных органов и общественных организаций, может либо признать сделку недействительной, либо прекратить ее действие на будущее время1.
Гражданский кодекс устанавливал право наследования как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тысяч золотых рублей
В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс (ГКП РСФСР 1923 г.), согласно которому процесс основывался на началах гласности и публичности, с делопроизводством на языке большинства населения данного района. Основанием для процесса служил иск. Стороны в процессе представляли доказательства, однако суд по своей инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон допускал представительство сторон в процессе. Основаниями к отмене решения могли служить нарушение или неправильное применение действующих законов. ГКП РСФСР регулировал порядок исполнения судебных решений и определений.
2. Земельный кодекс и его основные положения
Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины1.
Крупнейшим законодательным актом рассматриваемого периода является Земельный кодекс РСФСР, который был принят ВЦИК 30 октября 1922 года.
Земельный кодекс исходил из принципа национализации земли. Он определял правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются земли сельскохозяйственного назначения, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей кодекса посвящено правовому режиму именно этих земель. Как было сказано в Кодексе, право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР «отменено навсегда». Запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке2.
Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось: трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Правда, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях.
Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалась трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было разрешено применение подсобного наёмного тpуда в крестьянских хозяйствах (с подpобным определением пpав батраков и батрачек)1.
Кодекс регулировал правовое положение, крестьян-землепользователей, крестьянских дворов, обществ. Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 предлагала следующие способы землепользования: общинный, участковый и товарищеский. Земельный кодекс давал подробную характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных формах2.
3. Семейное право
КЗАГЗ 1918 г., создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М. Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.
Семейное право получило дальнейшее развитие в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Особенно характерно, что был узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания были совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей. Третьи лица могли быть свидетелями наличия этих оснований в случае споров между совместно проживающими. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак — 18 лет. Местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имуществом супругов, нажитое в браке. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей до 14 лет у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних1.
4. Трудовое право
Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отметил топливную, гужевую и другие повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Основанием для поступления на работу стал трудовой договор, заключенный работником и администрацией2. Трудовой договор являлся соглашением двух и более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Договор заключался либо на неопределённый срок, либо на время выполнения определенной работы, либо на определённый срок (не более одного года).--PAGE_BREAK--
На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдение администрацией государственных предприятий и, особенно, частным предпринимателями, норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.
Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принял ВЦИК 30 октября 1922 г.
В кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом, как представителем рабочих и служащих, и нанимателем. Коллективный договор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи коллективного договора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей коллективный договор.
КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вновь вводил социальное страхование. Оно распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца1.
Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались2.
Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин.
В 1925 г. была проведена либерализация процесса найма — отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих.
5. Уголовное право и процесс
C окончанием гражданской войны чрезвычайная юрисдикция утратила видимое оправдание. В декабре 1921 г. полномочия ЧК были «сужены», а в феврале 1922 г. ЧК была упразднена и заменена ГПУ как обычным отделом НКВД. Вслед за этим был принят Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который сводил все виды преступлений в рамки одного законодательного права и передавал их в компетенцию одних судов (в 1923 г. ревтрибуналы были ликвидированы). УК состоял из Общей части и Особенной части. Каждая часть делилась на главы, а главы – на статьи. Всего было 227 статей.
Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.
Преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку. Целью наказания и других мер социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и других неустойчивых элементов общества. По некоторым статьям предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Так смертная казнь, которая до этого рассматривалась в советском праве как чрезвычайная мера возмездия, как акт военных действий, теперь вводилась в обычную практику уголовного права (cсылка на ее временный характер была устранена в 1923 г.)1.
Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притом аналогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению с правотворчеством судей на основе революционного правосознания, применявшимся раньше.
В Особенной части были систематизированы те рода и виды преступлений, которые накопила практика. На первое место были поставлены государственные преступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные. Контрреволюционным признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией, власти рабоче-крестьянских Советов и правительства, а также помощь той части международной буржуазии, которая стремилась к свержению советского строя путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами2.
Дискуссии по уголовному праву в середине 20-х годов носят на себе следы «последействия» идеологической доктрины. В ранний период советского права идея «классовых судов против буржуазии» почти не оказала никакого влияния на судебную практику (саму идею выяснять на суде классовую принадлежность преступника Ленин назвал «величайшей глупостью»). Суды просто поддерживали порядок и закон против любых нарушителей. В УК 1922 г. принцип классового суда не упомянут. Но в 1924 г. видные юристы (особенно прокурор РСФСР Н.В. Крыленко) подняли вопрос о применении классового подхода при назначении наказаний. После периода колебаний и противоречивых приказов Верховный суд РСФСР 29 июня 1925 г. издал инструкцию со специальным предостережением против классовой дискриминации в уголовном судопроизводстве3.
УК содержал главы о преступлениях против порядка управления, должностные и хозяйственные, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные и воинские преступления. Особая глава была посвящена нарушениям правил отделения церкви от государства.
В октябре 1924 г. ЦИК СССР принимается общесоюзный акт «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», которые отказались от термина «наказание» и установили термин «меры социальной защиты», что впоследствии было признано ошибочным.
ВЦИК 25 мая 1922 г. принял первый Уголовно-процессуальный кодекс, а 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый УПК (новую редакцию кодекса 1922 г.). УПК РСФСР 1923 г. состоял из шести отделов, которые делились на 32 главы, а главы – на 465 статей.
Кодекс утвердил такие основные принципы уголовного судопроизводства: гласность и публичность заседаний, устное судопроизводство, ведение процесса на русском языке или на языке большинства населения данной местности (при необходимости с переводчиком).1
В Кодексе подробно регулировался порядок дознания и следствия. Суд обязан исследовать все доказательства следствия — не только в поддержку обвинительной стороны, но и обстоятельства, смягчающие вину подследственного. Суд выносил приговор простым большинством голосов. Судья или судебный заседатель мог иметь особое мнение, которое оформлялось письменно, приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало2.
Апелляционный порядок обжалования приговоров отменялся и заменялся кассационным.
31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которые устанавливали единые принципиальные положения для судопроизводства. Исследователи полагают, что они не внесли существенных изменений в процессуальное право1.
6. Финансовое право
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А они были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжали разрушаться.
В 1921-1923 гг. упорядочивается налоговая система. Натуральный налог заменяется денежным. В проведении налоговой политики четко осуществляется классовый принцип. Кроме прямых налогов государство вводило косвенные.
Финансовую систему оздоровил проведенный в 1921-1923 гг. обмен денежных знаков, в два приема: сначала в отношении 1:10000, затем 1:100. Создавались государственные сберкассы, расширялась кредитная система. Наряду с Госбанком создавались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Вводились внутренние государственные займы. Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. К компетенции Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Бюджеты всех союзных республик кроме РСФСР получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции Союза было отнесено введение внутренних займов2.
Заключение
После революции в России шел поиск принципов советского законодательства, отраслевого деления советского права. Было много предложений. Победила социологическая школа, т.е. право — это отражение определенных общественных отношений. Право — регулятор общественных отношений. Очень важной являлась идея о многоукладности советской экономики: государственно-социалистический (национальные предприятия), государственный капитализм, частный капитал, кооперативный сектор, патриархальный (мелкотоварный) уклад связан с крестьянским хозяйством. Социальная структура советского общества была достаточно сложна. В ней были не только рабочие и крестьяне, но и более мелкие социальные группы. Каждому укладу соответствует определенная социальная группа. Отрасль права регулирует отношения, возникающие внутри данного уклада или социальной группы. Теория зеркального отражения права примитивна. В реальных условиях 1920-х гг. она обосновывала необходимость кодификации.
Проведена кодификация советского законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законотворчество. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности. Однако, уже в данный период возникает и необоснованные репрессии, особенно против интеллигенции и бывших эксплуататоров.
Обеспечив своими средствами восстановление народного хозяйства, Советское государство и право подготовили условия для шагов в деле построения социализма – индустриализации страны, коллективизации ее сельского хозяйства.
Список использованной литературы
1. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 2001.
2. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 2004.
3. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1997.
4. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2008.
5. Кара-Мурза С.Г. История советского государства и права. – М.: Былина, 1999.
6. Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
7. Российское законодательство Х – ХХ веков: В 9 т. – М.: Юридическая литература, 1990.
8. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 1998.
9. Фортунатов В.В. История отечественного государства и права. – Спб.: Знание, 1999.
10. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. М.: Зерцало, 1997.