Реферат по предмету "Государство и право"


Становление и развитие концепции правового государства, его понятие и основные черты

ЦЕНТРАЛЬНЫЙФИЛИАЛ
Государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
 
РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
 
ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯСУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ)
 
Кафедраобщетеоретических правовых дисциплин
 
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«___Теориягосударства и права___»
 
Становлениеи развитие концепции правового государства, его понятие и основные черты
Выполнила :
Студентка _1_ курса
Очной формы обучения
___Ананьева С.В.____
Научный руководитель:
Дата представления работы:
«        »_____________   2009 г.
 
ВОРОНЕЖ
2009

Содержание
Введение
Глава 1. Становление и развитиеконцепции правового государства.
1.1 История становления концепцииправового государства
1.2 Соотношение понятий «правовоегосударство» и «гражданское общество»
Глава 2. Правовоегосударство в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемы иперспективы развития
2.1 Понятие и основные черты современногоправового государства
2.2 Проблемы и перспективыформирования правового государства в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Введение
СогласноКонституции Российской Федерации ст.1 «Российская Федерация — Россия есть демократическоефедеративное правовое государство с республиканской формой правления»[1].
Общественнымсознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, властькоторого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Нотакое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватногопонимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторнуюсистему.
Идеяправового государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовойгосударственности, обусловлено развитием общественной его составляющей врезультате вызревания гражданского общества как способа организации человеческогообщежития. Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имееточень древнее происхождение. О необходимости подчинения законам в разнойинтерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон — ориентир,устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (политическоеуправление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом).
Актуальность темы данной курсовой работы обусловленатем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, являетсяочень молодой преемницей основ правовой государственности. Одной изосновополагающих целей российских реформ является построение правовогогосударства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер.
Отсутствие единообразногопонимания понятия «правовое государство», соотношения его с иными правовымикатегориями, например, такими, как «гражданское  также свидетельствует обактуальности темы представленной работы.
Цель данной курсовойработы: изучить исистематизировать теоретические основы концепции правового государства, и напримере Российской Федерации отследить проблемы и перспективы становленияправового государства.
Исходя из целиисследования, предполагается решение следующих задач:
1. Проанализироватьисторические особенности становления концепции правового государства.
2. Сформулировать понятие и выделить основные чертысовременного правового государства.
3. Выявить и исследоватьпроблемы и перспективы формирования правового государства в РоссийскойФедерации.
4. Исходя из проведенногоанализа сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования вданной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходепостроения правового государства.
Предметом исследованияявляется концепция правового государства.
Нормативную базу курсовойработы составили положения, изложенные в Конституции РФ. Также в работеприменялись научные работы и тематические исследования, посвященные концепцииправового государства в частности таких авторов, как И.Кант, Гегель,П.И.Новгородцев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен, В.С.Нерсесянц,И.Ю.Козлихин, Е.А.Лукашева, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко, О.В.Родионова,Н.Н.Шульгин, В.А.Четвернин и др.; публикации по теме исследования вспециализированных изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Законодательство»,«Государство и право», «Российская юстиция», «Общественные науки исовременность», «Вестник МГУ. Серия 11, Право», «Вопросы философии», «США.Экономика, политика, идеология» и др.
В работе использованаследующая методологическая база: метод аналитического преобразованияинформации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы потеме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а такжеметод системного подхода.
Сегодня,когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного обществана правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретическойразработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей странеэкономической и политической реформ, несомненно, предлагаемая работа будетпредставлять практический интерес, так как посвящена концепции правовогогосударства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознанияособенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействияличности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации ихвзаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех передзаконом, а также усиления взаимной ответственности

Глава 1. Становление иразвитие концепции правового государства.
 
1.1 Историястановления концепции правового государства
Формальнотермин «правовое государство» появился в начале XIX в. в трудахнемецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачаткитеории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченногопритязания господствующего класса принципам демократизма, установления исохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассужденияхпередовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателейи юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Взнаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием«Государство», «Политика», «Законы» и другихпроводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится подчьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства».«Соответственно, там, где законы установлены в интересах несколькихчеловек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутреннихраспрях»[2].
Тирания,неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной«свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачиваетсячрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царятбеззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, «гдезакон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасениегосударства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[3].
Аналогичныеидеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работахАристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственнойвласти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «неможет быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву;стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идееправа». Там, где отсутствует «власть закона», делал выводАристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закондолжен властвовать над всем".
Сидеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческомдостоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взглядыдревнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков,поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римскогооратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «Огосударстве», «О законах», «Об обязанностях».
Чтотакое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал Цицерон. И тут жеотвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей,собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединениемногих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права иобщностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения егосоотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». Воснову права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум исправедливость.
Будучиглубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицеронисходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаютсякем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему посамой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицеронрассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе,распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает кисполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещаетим...»[4]
Важнымв плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии(в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основутеории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовойпринцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а нетолько некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное имположение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственностремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой иугрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию,«законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, загуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и дажерабам[5].
Гуманистическиемотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения вобществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатахСенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «Омилосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма кЛуцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон»,«Эдип» и другие.
Подобныечеловеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или поистечении определенного времени в соответствующие государственно-правовыевзгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должныторжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались нетолько в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например,еще в глубокой древности философами и юристами применительно кгосподствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том,что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе.Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергатьсяопасности, должен быть справедливым, а «управление страной должносоответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждатьпорядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью»[6].
Этиданные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включатьнапрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующихсовременную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что имне всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.
Однако,несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическаямысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивныхмыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующегопроцесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствиифундамент теории правового государства.
Разумеется,до полного завершения процесса создания данной концепции правового государствабыло еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь,измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано дляразвития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII — XX вв.
Философскиеосновы теории правового государства создавались и развивались великим немецкимфилософом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость длягосударства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом,постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качествеобъединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государствоуклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечиваетохрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан,побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности[7].
Воснове современных концепций правового государства лежат идеи немецкогофилософа Канта (1724 — 1804 гг.), французского просветителя и правоведаМонтескье (1689 — 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв.(Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что насмену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (котороеКант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, воснове которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти вусловиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистскомгосударстве, ибо для правового государства характерно ограничениегосударственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепцияправового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: 1. Источникомнравственных и правовых законов выступает свободная воля людей;2. Человекстановится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственностиперед человечеством в целом;3. В своем поведении личность должнаруководствоваться требованиями категорического императива, который сводится кследующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всвоем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относилсябы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максиматвоего поступка могла стать всеобщим законом»[8];4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границыповедения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица непротиворечило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешнеблагопристойные, цивилизованные отношения между людьми;6. Государство — этосоединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Государственно-правовыевоззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формыгосударственного устройства определяют собой дух законов и содержаниезаконодательства; основываются на том, что принцип демократии — этодобродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к«правильной» форме государства относится демократия, при которойверховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяютпорядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав испособ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству,уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренностьсостояний, охрану семейного достояния.
Теоретическаяконструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктринеXVIII — XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительнуюи судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности игосударства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования всоответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещенозаконом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Длятого чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточноограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государстване в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов.
Сутьгосударства правового — именно в характере законов, их соответствии правовойприроде вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегельподчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободнаясобственность есть основное условие блеска его[9].
Идеяправовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил:демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубилиобщечеловеческие начала, связали с реальными позитивными процессами современнойцивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются подличиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое времяфашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагомнасаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти,полное подавление личности в интересах нации, насильственное установлениеправопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому)духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право нарасширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшейрасе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смыслеконцепция правового государства испытала судьбу любой великой демократическойидеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партийиспользовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такаяантисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но приэтом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеиправового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущностии подлинной гуманности — достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочнополагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и егоформирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образованиеправового государства представляет собой политико-правовое олицетворениеглубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов,затрагивающих все стороны жизни общества.
Значительноеосвещение и развитие идея правового государства нашла в произведенияхсовременных западных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще вкосвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже вконституциях ряда государств.
Прямоезакрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания — это «социальное, правовое идемократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода,справедливость, равенство и политический плюрализм». Она закрепляется вОсновном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что«Федеративная Республика Германия является демократическим и социальнымфедеративным государством» и что «конституционное устройство земельдолжно соответствовать основным принципам республиканского, демократического исоциально-правового государства в духе настоящего Основного закона». В ст.1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является«демократическим правовым государством с республиканской формойправления». Косвенное закрепление идея правового государства получила вконституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда другихвысокоразвитых государств.
Вусловиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеиправового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остаетсябесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основныеположения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формированиеправового государства — сложный и длительный процесс, который разворачиваетсяпо мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ,создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовнойкультуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистическогогражданского общества[10].
Какуже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, егостановление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином игосударством, между органами власти, управления и суда, принципиальнообновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.
Ввысокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занялцелые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля оправах (1689 г.); в США — Декларации о независимости (1776 г.); во Франции — Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать,что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определеннымиоговорками.
Характернойчертой формирования правового государства в этих странах, несмотря нарегиональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все ониоказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизнинаселения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбойтрудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашениемпримата прав над политической силой.
ВРоссии движение к созданию правового государства было заложено реформами 60-хгодов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можнобыло встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларацииправ трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатурыпролетариата, гражданская война, период «военного коммунизма», анесколько позже — отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанногона попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии,принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования встране правового государства, утвердили примат политики силы государства надправом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной иреакционной, категорически отрицался демократически — антиузурпаторский принципразделения властей и примат права над политикой партийно-государственногоаппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизмстал элементом государственной идеологии.
1.2 Соотношениепонятий «правовое государство» и «гражданское общество»
Развитоедемократическое правовое государство является социальной ценностью всегочеловечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранениястабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалосьв достаточно завершенном виде к середине XX в., в основном в развитыхиндустриальных странах.
Основойправового государства служит развитое гражданское общество, где действуетпринцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовыхзаконов. Гражданское общество и государство — не равнозначные понятия. Сгражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство идругие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского обществаявляются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и егочастные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь внеполитического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляютсячерез такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурныеобъединения, научные ассоциации, профсоюзы, и др.
Гражданскоеобщество — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфераобщественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных,правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольнообъединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своихдуховных и материальных потребностей и интересов. Государство — лишь формагражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленныхнезависимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права,которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Гражданскоеобщество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное наконкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям изаконам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой ипредпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучияи реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмыограничения и контроля за деятельностью государства.
Становлениюи развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характергосударства, культурное состояние общества и превращение подданных государствав свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского обществаявляется доминирование государства над обществом. Верховенство государства поотношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.
Гражданскоеобщество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанноеозначает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает темисредствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Онсвободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда,распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежностьиндивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не являетсяабсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточноавтономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в егонезависимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членомполитической партии или объединения, выступающих с критикой существующейгосударственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органовгосударственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считаетсятогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) можетограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
Гражданскоеобщество — это правовое демократическое общество, где связующим факторомвыступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных правчеловека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности исправедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеиприоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельностиразличных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути кправовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считатьрезультатом развития гражданского общества и условием его дальнейшегосовершенствования. Правовое государство — это государство, обслуживающеепотребности гражданского общества, назначение которого — обеспечить свободу иблагосостояние граждан.
Всяидея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но этоупрощенное представление. Сам закон — это форма выражения права. Немало было иесть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовомгосударстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно оверховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.
Правовоегосударство предполагает ограничение власти правом. Концепция правовогогосударства непременно предполагает теоретическое и практическое признаниеприоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает идеологизированноепредставление о государстве как механизме господства одних над другими, какдиктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова посвоей глубинной природе и социальному предназначению — это политическая сила(организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границахправа. Именно связанность правом и отличает действительное государство(государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иныхформ внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признакамигосударства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творитпроизвол, не связана правом и не защищает правопорядок — таков любойтоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считатьсягосударством: например, фашизм, большевизм.
Правовоегосударство — это такое демократическое государство, где обеспечиваютсягосподство права, равенство всех перед законом и независимым судом, гдепризнаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организациии деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления)законодательной, исполнительной и судебной властей.

Глава 2.Правовое государство в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемыи перспективы развития
 
2.1 Понятие и основныечерты современного правового государства
Понятие правовогогосударства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятиеконституционного демократического государства. И в то же время можно выделитьего основные признаки, закрепленные в российской Конституции.
Втеории принято  правовое государство принято понимать, как организациюполитической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав исвобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связыванияс помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений[11].
Изопределения правового государства можно выделить два главных принципа (двестороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав исвобод человека и гражданина (социальная сторона); 2) наиболее последовательноесвязывание посредством права политической власти, формирование для государственныхструктур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
Первыйпринцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, гдесказано, что «человек, его права и свободы являются высшейценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять своеглавное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможностьвсестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий,при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, вто время как возможность отправления функций государственной власти становитсявторичной, производной.
Сегодняполитико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских(личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности,которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.
Второйпринцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов исредств.
1.Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е.реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основусистемы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства,не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частнуюжизнь.
Толькоосознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышенияюридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритетаправ человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правамгосударства. Как любой настоящий спортсмен должен ежедневно поддерживатьфизическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, так же иобщество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою «правовуюформу» бытия, постоянно бороться за собственные права и интересы, ибоправовое государство — это в большей степени процесс, чем результат. Он недостигается автоматически, раз и навсегда. Уровень правовой жизни (световой)необходимо систематически отвоевывать у криминала, бесправия (теневойсоставляющей правовой жизни)[12].
2.Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделениявластей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в периодборьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утвержденияполитической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребленийвластью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лицанеобходимо разделить государственную власть на законодательную (избраннуюнародом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятиязаконов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти изанимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственнойдеятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав,справедливого наказания виновных).
Приэтом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью,должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и вспецифических формах.
Системасдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляетсобой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственнойвласти: законодательной, исполнительной, судебной.
Применительнок законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедуразаконодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядокосуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятиезакона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван игратьпрезидент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешныхрешениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы.
ДеятельностьКонституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей,ибо он имеет право блокировать антиконституционные акты. Законодатель в своихдействиях ограничивается временными рамками, самими принципами права,Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
Вотношении исполнительной власти используются ограничения ведомственногонормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнестиустановленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверияправительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительныхорганов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческойдеятельностью[13].
Длясудебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся вКонституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах:презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом исудом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
Крометого, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции,принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структурдолжна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе«дозволено только то, что прямо разрешено законом».
Нужно,однако, учитывать, что существуют общие ограничения (своего рода универсальнаясистема сдержек и противовесов), касающиеся всех видов республик, а естьограничения специфические, присущие либо президентской, либо парламентской,либо смешанной ее разновидности. Так, если в Конституции РФ предлагаетсяпрезидентская республика (в действительности она суперпрезидентская), тонеобходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений,характерных именно для президентских республик, а не пытаться их обходить вугоду конъюнктурным соображениям. В частности, «единоличное» правоПрезидента без согласия парламента назначать ключевых министров и дажепрактически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки всехсуществующих в мире Конституций президентских республик.
3.Федерализм также может внести свой вклад в дело ограничения государственнойвласти. Как своеобразное государственное устройство, федерация дополняетгоризонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самымстановится средством ограничения государственной власти, системой сдержек ипротивовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для правчеловека и гражданина. При реально действующих федеративных отношенияхразличные государственные структуры и ветви власти будут контролировать другдруга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамкахнеустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи«двойная безопасность» может легко превратиться в «двойнуюопасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со сторонысубъектов федерации происходит «покушение» на права человека.
4.Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и егогосподство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятыйверховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур,не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти.Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являютсяпредставителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы вотличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами всвоих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхожденииведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
5.Взаимная ответственность государства и личности — это тоже способ ограниченияполитической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданиндолжен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего кточному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении кгражданину.
Вусловиях правового государства личность и властвующий субъект (какпредставитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров,заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимнойответственности[14].
Этотспособ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические началав отношениях между государством как носителем власти и личностью как участникомее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества иличности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях идействиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства,обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином,общественными организациями, другими государствами[15].
Подчиняясьправу, государственные органы не могут нарушать его предписания и несутответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательностьзакона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которыеисключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственностьправительства перед представительными органами; б) дисциплинарная,гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государствалюбого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти,злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.
Формамиконтроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственныхструктур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.На тех же правовых началах строится и ответственность личности передгосударством. Применение государственного принуждения должно носить правовойхарактер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжестисовершенного правонарушения.
Такимобразом, отношения между государством и личностью должны осуществляться наоснове взаимной ответственности.
Названныеспособы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться ввиде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующихвторой основной принцип — последовательное связывание с помощью правагосударственной власти.
Кромедвух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной меревытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это — высокийуровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданскогообщества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всемисубъектами права и т.п.
Идеяправового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества игосударства, предполагающая разрушение монополии государства на власть содновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользупоследнего и отдельной личности.
При всеммногообразии принципов правового государства два из них все равно остаютсяглавными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибооба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализироватьпервую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовойгосударственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической,олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, какдобиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Если же,напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становитсяне совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничиватьгосударственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель.Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ниодной из своих функций. И тогда гражданское общество от этого ничего невыиграет, а, наоборот, только проиграет[16].
Вусловиях правового государства право (как формальная система) может выступать вряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценнымдействиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенныхпозитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя властьи создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективносвязываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» втом числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаемтрудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, всеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки»государства, но и «хорошие».
Однакоэто, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств.Это — неизбежное зло, чем общество вынуждено расплачиваться за подобноежизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личностигосударство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. Вданном вопросе последуем древней мудрости, которая рекомендует из двух золвыбирать меньшее.
Идеяправового государства в некотором роде носит универсальный характер в томсмысле, что она практически присуща политической и правовой идеологиицивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.
Итак,принципами правового государства, отличающими его от государства неправового,являются:
— наиболееполное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
наиболеепоследовательное связывание с помощью права политической власти, формированиедля государственных структур режима правового ограничения;
разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную;
федерализм;
верховенствозакона;
взаимнаяответственность государства и личности;
высокийуровень правосознания и правовой культуры в обществе;
наличиегражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнениемзаконов всеми субъектами права и др[17].
2.2 Проблемы иперспективы формирования правового государства в Российской Федерации
НаЗападе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет, иможно утверждать, что правовая государственность — это политическая власть,адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму,постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (итеории) правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XXвека, принципы конституционности пыталось установить в стране Временноеправительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание,приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности,сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся всередине 80-х годов преобразование страны, получившее название перестройки,логически привело к признанию идеи правовой государственности.
Нарубеже 90-х годов прошлого века резко изменился вектор исторического развитиянашей страны. Выявились неизбежность радикальных перемен в ее развитии, переходк обществу и государству, основанным на политическом плюрализме, свободнойэкономике, приоритете прав и свобод человека. В общественном сознании сталаутверждаться иерархия ценностей, принятая в современном мире, — права и свободычеловека, гражданское общество, правовое государство.
Историческиеособенности развития России — существование ее на протяжении почти всего XXвека в условиях тоталитарного режима — предопределили характер происходящихперемен. Было очевидным, что обеспечение прав и свобод человека, формированиегражданского общества и его институтов, создание свободной рыночной экономикивозможны только через становление правового государства.
Именнопоэтому в этот период появился исторический документ, ныне почти забытый — Декларация о суверенитете Российской Федерации, в которой провозглашалисьначала государственности новой России как демократического правовогогосударства, основанного на положениях теории разделения властей. Сталапо-настоящему актуальной задача разработать политическую и правовую базу длясоздания в стране судебной власти. Значимость этой ветви власти определяетсятем, что в правовом государстве это та реальная опора, которая обеспечиваетпрочность всей конструкции государственности, создает условия для устойчивогоее развития в политической, социальной, экономической сферах.
РазработкаКонцепции судебной реформы в Российской Федерации была осуществлена группойнезависимых экспертов под руководством Б. Золотухина и принятие ее ВерховнымСоветом РСФСР стало фактически началом создания правового государства. Приподготовке Концепции использовались достижения мировой правовой мысли и,естественно, российской дореволюционной правовой науки.
Еслиговорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что «РоссийскаяФедерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления» (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статьепрямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается,это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процессстановления правовой государственности занимает длительное историческое время.Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требуетцеленаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом(даже если этот акт является демократической конституцией) и не может статьрезультатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен бытьорганически пережит обществом, если оно для этого созрело[18].
Проблемаздесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы,способной «связать» государство, — задача первостепенной важности.Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политическойсистем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельномгосподстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежнотребующей жесткой административно-командной власти, правовое государство впринципе невозможно.
Вкачестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правовогогосударства, следует рассматривать развитие и совершенствованиезаконодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнеевремя принято очень много законодательных актов, создающих основы длядальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. ВКонституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционногостроя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права иразделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделанапопытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органыгосударственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовойгосударственности.
Однакозаконодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правовогогосударства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизнистали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прави свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому дляреального построения правового государства в России необходимо:
— повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировойцивилизации;
— построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу свысокоэффективными технологиями;
— гарантировать высокий уровень материальной обеспеченности граждан;
— создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;
— создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознаниеграждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительныхорганов.
Процессформирования правового государства предполагает создание системы социальных,экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивалибы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом,взаимную ответственность государства и личности.
Россияв современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудностии препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Срединих особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение вобласти прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма ит.п.
Вместес тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правовогогосударства — западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок,демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, еслирассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российскойдействительности, характеризующейся невысоким уровнем политической ипарламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций,чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригоднойконцепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целымрядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальномуинструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую«природную» правовую активность и инициативу.
Сдругой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее»относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительностиполитическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и«правовое государство» — это скорее идеальный тип[19].
Поэтому,рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегатьпреувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государствопредстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получаяпока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализацииданной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия,Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко додостижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлениинеобходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свойобраз правового государства, который будет органичен ее истории, традициям икультуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Заключение
Правовоегосударство — это демократическое государство, где обеспечивается господствоправа, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом,где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основуорганизации государственной власти положен принцип разделения законодательной,исполнительной и судебной властей.
Современноеправовое государство — это демократическое государство, в которомобеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти(непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровеньправовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовомгосударстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать ипропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, вчастности, в формировании и функционировании политических партий, общественныхобъединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Основнымипризнаками правового государства являются:
1)верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2)деятельность органов правового государства, которая базируется на принциперазделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3)взаимная ответственность личности и государства;
4)реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5)политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободномфункционировании различных партий, организаций, объединений, действующих врамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений,взглядов;
6)стабильность законности и правопорядка в обществе.
Кчислу дополнительных факторов и условий становления правового государства,видимо, можно отнести следующие:
— преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
— выработка высокой политико-правовой грамотности;
— появление действенной способности противостоять произволу;
— разграничение партийных и государственных функций;
— торжество политико-правового плюрализма;
— выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Правовоегосударство — путь к возрождению естественноисторических прав и свобод,приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал вправе, самоценности человека. Понятие «правовое государство» — этофундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм,права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Сутьидеи правового государства — в господстве права в общественной и политическойжизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властейгосударство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштабдемократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридическиравный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чемже заключается отличие правового государства от государства как такового?Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом,свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола инасилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
Вотличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенствазакона, действует строго в определенных границах, установленных обществом,подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную иправовую защищенность граждан.
Вместес тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами,которые сводятся к следующему:
1)ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешнейполитики;
2)оно представляет собой политическую организацию общества, основанную насоответствующем социально-экономическом базисе общества;
3)располагает специальным государственным механизмом;
4)обладает определенной административно-территориальной организацией на своейтерритории;
5)существует благодаря налогам и другим сборам;
6)обладает государственным суверенитетом.
Продолжаетсядальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новойправовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественнойжизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровняполитической и правовой культуры в обществе.

Список использованныхисточников
Нормативные правовые акты
 
1. КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года: [сучетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ.– 2009. — №4. – Ст.445
Литература
 
1. Мартышин О.В.Несколько тезисов о перспективах правового государства в России / О.В. Мартышин// Государство и право. – 1996. — №5. С.3-14.
2.   Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник для студентов вузов / М.Н.Марченко. — М.:Проспект, 2008.- 718с.
3.   Матузов Н.И.Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов,А.В.Малько. – М.: Юристъ,2009.- 683с.
4. Нерсесянц В.С.Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С.Нерсесянц – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- 552с.
5. Серегин Н.С.,Шульгин Н.Н. Гражданское общество и правовое государство  //Государство иправо. — 2002.-№1.- С.12-50.
6. Теория государстваи права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. –М., -2004. – 896с.
7. Мелехин А.В. Теориягосударства и права. / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 465с.
8.  Чекунов Н.А. Социальное правовоегосударство: Вопросы теории и практики/ Н.А. Чикунов // Правоведение. – 2003. — № 4. – С.250-258.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.