--PAGE_BREAK--
Глава
III
.
Понятие избирательного процесса и его стадий.
Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как форма реализации субъективного политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти.
Существенным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и общества, определяет смысл современного избирательного процесса[22].
Понятие «избирательный процесс» является по своему содержанию и объему более широким и включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми аспектами, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампаниикак основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.[23]Конституция Ро
Избирательный процесс используется в широком и узком значении. В рамках настоящей курсовой работы нас в большей степени интересует именно узкое значение данного понятия, которое нами трактуется, как формализованное явление, включающее установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность.[24]
Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование; 8) проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса.[25]
Стадии избирательного процесса.
Назначение выборов.
Хронологически первой и одной из основных стадий избирательного процесса является назначение выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).[26]
Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. Эти выборы назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.[27] В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.[28] При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4).[29] Выборы Президента назначает Совет Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.[30]
Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации назначаются главой исполнительной власти либо законодательным (представительному) органом государственной власти.
Составление списков избирателей
При проведении выборов соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.[31]
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.
Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части[32].
Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии — окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию— также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.
Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.[33]
Образование избирательных округов и избирательных участков
Образование избирательных округов.Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Избирательная комиссия определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ.[34]
При проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
· примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и
· избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.[35]
Публикация (обнародование) схемы избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах.[36]
В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального образования. Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки.[37]
Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Формирование избирательных комиссий.
В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Если же Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК) и комиссии субъектов являются постоянно действующими органам и не нуждается в формировании или реформировании накануне выборов, то территориальные, окружные избирательные комиссии и участковые комиссии заново формируются в преддверии выборов.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом половина членов комиссии назначается законодательным (представительным) органом, а другая половина — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.[38]
Представленные в Федеральном законе положения в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальных и участковых избирательных комиссий[39].
Вместе с тем следует учитывать, что назначение членов территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также членов участковых избирательных комиссий производится представительным органом местного самоуправления. Кроме того, при формировании участковой избирательной комиссии не учитываются предложения избирательной комиссии предыдущего состава,[40] что, с нашей точки зрения, полностью соответствует демократическим принципам и в частности принципу срочности и сменяемости государственной власти, закреплённому в Конституции РФ.
Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидатов.Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход.
Большое значение имеет то, что предусмотрена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандатных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах.[41]
Федеральный закон об основных гарантиях внес немало нового в порядок выдвижения кандидатов не только избирательными объединениями, но и непосредственно избирателями.
Согласно статье 29 выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении.[42]
Существует два возможных способа выдвижения кандидатов:
· самовыдвижение;
· выдвижение кандидата политической партией.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.[43]
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, имеющим право выдвигать кандидата на выборы.При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. [44]
В настоящее время, следуя общероссийской тенденции, большинство субъектов РФ переходят на списочное формирование органов государственной власти в субъектах федерации. Так, в Ивановской области, выборы в Ивановскую областную Думу 2 марта 2008г стали последними выборами, которые проводились как по одномандатным округам, так и по спискам. Относиться к этому процессу можно по-разному, но с необходимостью следует признать объективность и, вероятно, необратимость данного процесса.
Регистрация кандидатов (списков кандидатов).Регистрацию кандидатов следует рассматривать как протяженный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом. Одно из существенных правил, которое соблюдается при регистрации кандидатов, направлено на обеспечение альтернативности выборов. Дело в том, что этот главный принцип демократических выборов нельзя соблюсти, если в избирательном опросе не будут соревноваться минимум двое кандидатов или два списка кандидатов, поэтому избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.[45]
Если такая ситуация создастся в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.[46]
Предвыборная агитация
Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.[47] Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.[48]
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.[49]
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день, как правило с 8 до 20 часов. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя[50].
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные (международные) наблюдатели.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса[51].
Окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.[52]
Заключение
Современная избирательная система России очень молода. Законы о выборах демократичны, но не «обкатаны» достаточно российскими реалиями политической жизни. Выше говорилось о том, что многие положения Закона «О гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» обтекаемы и ЦИК вынуждена восполнять пробелы и конкретизировать их. Это приводит к тому, что ЦИК, как орган, отнюдь не независимый от исполнительной власти, может действовать в интересах политической элиты.
Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не единственным, является система электоральной демократии. Это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной демократии, необходимо осознавать ее не как вид демократии, а как одну из государственных доктрин в области строительства избирательной системы.
Факты, рассмотренные выше, тем не менее, не мешают А.Вешнякову, председателю ЦИК РФ, констатировать следующее: «Главным итогом совместной работы всех государственных органов, политических партий, общественности стало создание по-настоящему новой российской демократической избирательной системы, которая обеспечивает проведение свободных и честных выборов».[53]
С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в истории избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты. В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.
Список используемой литературы.
Нормативный материал:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25 декабря 1993г.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 22.04.2005 № 51-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2005.№ 21. Ст. 1919; 2011.№1. Ст.16.
4. О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171;2011. №1. Ст.16.
5. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 № 95 -ФЗ ( в ред. От 30.11.2010) // СЗ РФ.2001. № 29. Ст. 2950;2010. №45. Ст.5754.
Специальная литература:
1. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. М., 2003.
2. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. М., 2008.
3. Веденеева Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. № 6.
4. Жакаева Л.С. О процедурах формирования избирательных органов Республики Казахстан // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.
5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.М.,2007.
6. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика/ А.В. Иванченко. М., 2009.
7. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.
8. Страшун Б. А Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х т. / Б.А. Страшун. 3-е изд. М.,2002. Т.2.
9. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2007.
10. Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
11. Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право. М., 2008.
12. Масловская М.В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2006. №3.
13. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009.
14. Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008.
15. Пошивайлова А.В. Понятие и особенности избирательного спора // Право и политика. 2005. № 11.
16. Постников А.Е. Избирательное право России. М., 2009.
--PAGE_BREAK--