--PAGE_BREAK--7. Судебные реформы 1922 г.
В 1922 г. ВЦИКом было принято положение «О судоустройстве РСФСР». По нему предусматривалась следующая система судов.
1.
Общие суды (народный суд, губернский суд, Верховный суд и его коллегии).
2. Специальные суды (военный трибунал [рассматривал дела о преступлениях, угрожающих Красной армии], Особые трудовые сессии народных судов [дела, связанные с нарушением КЗОТа], центральные и местные арбитражные комиссии [рассматривали имущественные споры между государственными предприятиями]).
Основную массу дел рассматривали суды первой группы. Народный суд рассматривал дела в составе судьи или судьи и 2-х народных заседателей. Народный судья избирался горисполкомом. Народные заседатели избирались по предприятиям (50%), селениям (35%) и воинским частям (15%). Требования к судье и народным заседателям предъявлялись следующие: обладание избирательными правами, судья должен иметь опыт общественной работы и желательно юридическую практику.
Губернский суд: 1) сам рассматривал дела по первой инстанции дела о государственных преступлениях, против порядка управления, должностных и особо тяжких преступлениях; 2) Осуществлял надзор за народными судами губернии; 3) Рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры районных судов. Он состоял из председателя, 2-х заместителей по гражданским и уголовным делам, 12 постоянных членов и народных заседателей. К членам губернского суда предъявляли более жесткие требования. В составе губернского суда действовали пленум, уголовные и гражданские отделы и дисциплинарные отделы.
Верховный суд РСФСР. В его компетенцию входил контроль над нижестоящими судами, а также рассмотрение в кассационном порядке решений губернских судов. По первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности и осуществлял судебный надзор. Состав суда: президиум, пленарное заседание, кассационная коллегия по уголовным и гражданским делам, судебная коллегия, военная и военно-транспортная коллегия, дисциплинарная коллегия. Председатель и члены назначались президиумом ВЦИКа. Имелись судебные следователи, которые работали практически при судах всех уровней.
В 1922 г. было принято положение «О прокурорском надзоре». На стадии обсуждения доминировала идея о двойном подчинении прокуратуры губернскому Совету и прокурору РСФСР. Но эта идея была отвергнута, прокуратура учреждена как независимая от местной власти. Центральная прокуратура РСФСР создается как отдел НКЮ, а прокурор РСФСР одновременно является и наркомом юстиции. В подчинении прокурора находились помощники и губернские прокуроры, они утверждались ВЦИКом по представлению прокурора РСФСР. Прокуроры автономных республик назначались ВЦИКами республик и были достаточно независимы от прокурора РСФСР, подчинение предусматривалось только по делам федерального значения.
Прокуратура выполняла 3 функции:
1. Общественный надзор за всеми государственными органами;
2. Надзор за деятельностью следственных органов, ГПУ и поддержка обвинения в суде;
3. Надзор в местах лишения свободы.
Создавалась адвокатура, она была восстановлена в 1922 г., при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам, руководящим органом было общее собрание коллегий. Первый состав коллегий утверждал губернский исполнительный комитет, а в дальнейшем принимало само собрание.
Судебная система в таком виде сохранялась достаточно долго. Возвращался принцип состязательности, создавался единый судебный корпус.
8. Необходимость и причины кодификации советского права.
После революции в России шел поиск принципов советского законодательства, отраслевого деления советского права. Было много предложений. Победила социологическая школа, т.е. право — это отражение определенных общественных отношений. Право — регулятор общественных отношений. Очень важной являлась идея о многоукладности советской экономики: государственно-социалистический (национальные предприятия), государственный капитализм, частный капитал, кооперативный сектор, патриархальный (мелкотоварный) уклад связан с крестьянским хозяйством.
Социальная структура советского общества была достаточно сложна. В ней были не только рабочие и крестьяне, но и более мелкие социальные группы. Каждому укладу соответствует определенная социальная группа. Отрасль права регулирует отношения, возникающие внутри данного уклада или социальной группы. Например, КЗоТ регулирует отношения между рабочими и государством, гражданское законодательство - внутри частного сектора и государства. Теория зеркального отражения права примитивна. В реальных условиях 1920-х гг. она обосновывала необходимость кодификации.
9. Советские кодексы 1920-х гг.
В результате была проведена первая в истории Советской России кодификация, в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс. За всю историю права в кодексах выведены такие понятия, которые сохранились до сих пор, например, в КЗоТе провозглашена цель – защита прав работника от работодателя или администрации, были установлены высокие социальные гарантии, ответственность за нарушение трудовых прав. В тот период идеологизированное трудовое законодательство сохранилось и шло в разрез с реалиями, можно было проследить ограничение прав работодателя. Стороны заключали неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имел работник. В условиях НЭПа КЗоТ 1922 г. также противоречил интересам частного сектора (предпринимателей). Наиболее сложным представлялось содержание Гражданского кодекса (ГК). Уже на стадии подготовки высказывалось мнение, что у нас ничего частного нет, что для нас все право является публичным. Проект ГК готовился высококвалифицированной комиссией, были приглашены видные цивилисты, практические работники ВСНХ, наркомата юстиции и т.д. Впервые возникла возможность создать демократический кодекс. В процессе разработки кодекса использовались институты и понятия французского Гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности, близкое к римскому гражданскому праву. Проект обсуждался группой лиц во главе с профессором Гойхвардом, и был представлен Ленину. В итоге около 20 статей, регулирующих отношения частной собственности, было выброшено, некоторые статьи были очень сильно отредактированы, что изменило их первоначальный смысл. Поэтому кодекс сложно назвать классовым памятником частного права, т.к. он признавал три вида собственности: государственную, кооперативную и частную. Наиболее сложно понять правовой статус государственной собственности. В понятиях кодекса сохранялись дореволюционные классовые традиции. Верховным собственником предполагалось государство, но конкретными правами обладало либо предприятие, либо какой-нибудь государственный орган, либо конкретный человек. Проблема имела, прежде всего, практическое значение, от ее решения зависела свобода руководителя, права предприятия в его хозяйственной деятельности. Национализированная и муниципализированная собственность предполагали разный уровень оперативного управления: национализированная – федеральный уровень, муниципализированная – местный. Однако этот вопрос так и не был решен до конца. Хотя от разрешения этого вопроса зависели бюджетные отношения.
Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В современной литературе считается, что Уголовный кодекс (УК) 1922 г. отступает от достижений уложения 1903 г. В уголовном уложении понятие преступления было близко к современному. В кодексе же 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасность деяния, причинение вреда, незапрещенность действий уголовного закона. Именно материальное определение преступления допускает аналогию закона. Это положение нанесло большой вред, считают некоторые, т.к. это послужило поводом для репрессий.
В качестве достижений УК очень удачна формулировка о понятии вины в виде умысла и неосторожности (она сохранилась до сих пор). Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди, имевшие связь с общественно опасными элементами. Принятие кодексов оставалось компетенцией республик, но на федеральном уровне принимались основные начала законодательства Союза ССР и союзных республик. В частности были приняты основные начала. Термин “наказание” был заменен понятием меры “социальной защиты”, это меры судебно-исправительного характера, которые назначались за преступление. Меры медицинского характера применялись к невменяемым. Меры медико-педагогического характера применялись к несовершеннолетним. В советском уголовном праве не было понятий «возмездия» и «наказания», т.к. главная его цель заключалась в воспитании и исправлении личности.
В новом УК сохранилось материальное понятие преступлений, уголовная ответственность для лиц, представлявших общественную опасность или связанных с преступной средой, но были введены и нормы, защищающие личность: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относились к уголовному праву, но не представляли общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратили эту общественную опасность. Развитие уголовного права шло не путем его изменения, а путем принятия новых самостоятельных актов, вплоть до кодекса 1926 г.
10. Образование СССР.
Российское государство было империей и являлось унитарным государством, большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций на самоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции начинался распад российского государства и можно сказать, что на его территории образовалось три типа территорий:
1. Провозгласившие свою независимость, и эта независимость была подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, части территории Польши;
2. Советские республики, образовавшиеся на окраинах бывшей Российской империи (Украинская советская республика, Белорусская советская республика, республики Закавказья);
3. Различные автономные образования внутри РСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем автономиями стали Якутия, Тува, Киргизия и т.д.
После окончания гражданской войны встал вопрос об определении формы взаимоотношений между отдельными территориями. С первыми все было ясно, они не собирались входить в состав СССР, третьи были в полной зависимости от Москвы. В литературе описано 2 варианта решения национального вопроса:
1. Предложение В.И.Ленина о заключении равноправного договора между всеми советскими республиками: образовать федерацию, субъекты которой будут равноправны, и разграничить компетенцию федерации и республик.
2. Вариант И.В.Сталина — автономизация: республики входят в состав РСФСР на правах автономии, органы власти и управления становятся союзными или федеральными.
Так была организована Закавказская республика, но потом она опять распалась на три составляющие. Предпосылками объединения послужили единое экономическое пространство, тесные экономические связи, тот факт, что ни одна из территорий не могла создать свою денежную систему, внутренние распри между странами, наличие единого партийного центра в виде Политбюро и ЦК РКП (б) (все местные руководители назначались в ЦК), определенное значение сыграла историческая традиция и умелая политика Москвы.
11. Конституция СССР 1924 г.
30 декабря 1922 г. прошел первый съезд Советов СССР. На нем было принято решение о подготовке Конституции. И в декабре 1924 г. была принята новая Конституция.
Отличия Конституции 1924 г. от Конституции 1918 г.:
1. Отсутствует раздел декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
2. По содержанию новая Конституция была намного беднее и посвящалась одному единственному вопросу – характеристике органов власти и управления. Конституция включала 3 вида органов управления (3 наркомата):
· общесоюзные (всего 5). Действовали только на союзном уровне, а в республиках могли быть только их представители.
· республиканские наркоматы.
· наркоматы юстиции и внутренних дел. С восстановлением тоталитарного режима республиканские НКВД были ликвидированы и созданы общесоюзные.
3. В Конституцию были внесены некоторые изменения и дополнения: менялось число союзных республик и других территориальных образований. Во второй половине 1920-х гг. таковыми становятся Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.
Кто же являлся субъектом федерации? На этот счет было 2 точки зрения:
1. Только союзные республики.
2. Все административно-территориальные образования, не ниже округа или области. Это автономные республики, округа, области. Этот вопрос на данный момент так и не решен.
12. Изменения в общественном и политическом строе.
Социальная структура советского общества постепенно менялась, бывшие эксплуататорские классы были ликвидированы с помощью экономических методов. В СССР были ликвидированы возможности обширного капиталистического производства, реально вкладывать деньги в производство было невозможно, вывоз капитала был так же невозможен. Прибыль частного сектора шла на потребление. Большевики такой политикой утратили возможность использовать средства частного сектора при проведении индустриализации.
Кулаки и буржуазия были немногочисленны и бедны, а окулачиванию мешала налоговая политика и уравнительное землепользование. С конца 20-х г. началась коллективизации, которая больно ударила по кулачеству и постепенно его уничтожила.
Только рабочий класс был привилегированной и защищенной КЗОТом группой. Но наблюдалось ухудшение качественного состава пролетариата, его основную массу составляли крестьяне, который были мало образованы и заняты в основном на черновых работах. Сливалась прослойка кадровых рабочих, именно эта категория была мобилизована во время гражданской войны. В результате часть рабочих погибла, а остальные были отправлены в деревню на сельхоз. работы.
Крестьянство –эта группа сейчас активно изучается – люди, занятые аграрным трудом. То есть это были люди, которые работали на своих участках, но в ходе коллективизации были ликвидированы, т.к. появилась колхозная собственность и колхозы.
Интеллигенция – эта группа людей формировалась большими темпами, старая же ее прослойка была либо репрессирована, либо лишена возможности высказывать своё мнение (т.е. работать). В 1921 г. часть интеллигенции выехала за границу. Но одновременно с этим процессом создавались рабфаки, курсы, партийные школы, ускоренные способы получения высшего образования. Но интеллигенция не класс, а лишь прослойка.
В итоге социальная структура выглядела так:
· рабочий класс;
· между ними прослойка интеллигенции;
· крестьянство.
Политический строй меняется и в центре партии. Происходило укрепление номенклатуры: расширялось число должностей, совершенствовалась система кадров. Партия сращивалась с государственным и хозяйственным аппаратом. Формировалась элита советского общества, но она как раз и была наиболее подвержена репрессиям. Существуют различные мнения о таких репрессиях: 1) репрессии поддерживали эту группу в мобильном виде, мешали ее бюрократизации и препятствовали коррупции; 2) репрессии сыграли роковую роль в судьбе социализма, т.к. погибли лучшие представители элиты, в результате чего произошло быстрое выдвижение вторых секретарей (Брежнев, Суслов, Черненко и др.). Изменение в государственном строе зафиксировала Конституция СССР 1936 г.
13. Реорганизация репрессивных органов. Создание НКВД СССР и Особого совещания при НКВД.
После расформирования ВЧК некоторые ее функции были переданы ГПУ (государственное политическое управление), а после образования СССР оно стало называться ОГПУ (объединенное). В конце 20-х его полномочия были расширены постановлениями ВЦИК СССР – у ОГПУ появилось право внесудебной репрессии, например, запрещение проживать в определенных местах лицам после ссылки и каторги. В конце 20-х гг. было образовано Особое совещание ОГПУ СССР. Увеличивалось и число отделов ОГПУ, в сентябре 1930 г. создан Особый отдел, который занимался государственной безопасностью в Красной Армии, шпионажем, в 1931 г. — секретный политический отдел (работа среди бывших членов партий (эсеров и т.д.)). Всего было создано 8 отделов, в них образованы “тройки” с правом внесудебной репрессии.
НКВД по Конституции 1924 г. был республиканским органом.
С 1930 г. милиция и уголовный розыск работают под началом ОГПУ.
В 1932 г. при ОГПУ создано Главное управление рабоче-крестьянской милиции.
В 1934 г. ликвидируются НКВД республик, создается НКВД СССР, происходит изменение его функций и структуры. В республиках НКВД до этого занимался пожарной охраной и т.д., теперь НКВД — главное управление по государственной безопасности. ГУЛАГ – главное управление лагерей, также созданное в составе ОГПУ. В том же году ОГПУ объединяется с НКВД, все его отделы (ОГПУ) входят в ГУГБ. Численность НКВД: 1935 – 8 тыс., 1940 – 33 тыс. служащих.
Особое совещание при НКВД состояло из: заместителя НКВД, уполномоченного НКВД по РСФСР, начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Особое совещание рассматривало дела заочно.
Создавались также “тройки” на местах в составе 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурора края, области или республики. Прокуратуру возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, ведь сначала они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизировались также и военные трибуналы.
14. Конституция СССР 1936 г.
Основные изменения, зафиксированные в Конституции СССР 1936 г:
1) в общественном строе (см. выше);
2) изменения в системе органов власти и в избирательной системе. Впервые после выборов в Учредительное Собрание вводились прямые, равные, пропорциональные выборы в советы при тайном голосовании. Появился избирательный бюллетень, но его форма не предполагала работу с ним избирателя. Но всё же не надо идеализировать процедуру выборов, в тех условиях она лишь способствовала укреплению тоталитарного режима.
Конституция содержала статью о ВКП (б) – называла её ядром политической системы, и в этом плане наиболее реально отражала механизм государственной власти.
Произошло изменение видов собственности: была ликвидирована частная собственность, и в результате остались следующие виды собственности:
1. государственная собственность;
2. колхозно-кооперативная;
3. личная собственность.
Вывод по Конституции 1936 г. можно сделать следующий — полностью построен социализм и исключена реставрация капитализма изнутри.
15. Изменения в уголовном праве в конце 20-х — начале 40-х.
Источники: УК РСФСР 1926 г., законы, которые его меняли. Особенностью принятия актов Союзных органов было то, что действовали они на весь СССР и принимались ЦИКом, Президиумом ЦИКа, СНК, а после 1936 г. Верховным Советом и его Президиумом.
Отличие нового уголовного права от прежнего – это инструмент политики, при помощи которого идёт перестройка социальной структуры, коллективизация и индустриализация. Это появляется в 1929 г. в «Общесоюзном положении о государственных и особо опасных преступлениях», конкретизация 58 статьи.
Криминализируются некоторые проступки, это выразилось принятием в 1929 г. постановления Президиума ВЦИКа – не вернувшиеся из-за границы граждане или добровольно покинувшие СССР, объявляются вне закона, и подлежат расстрелу в течение 24 часов.
Постановление ЦИКа от 7 августа 1932 г. – «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, кооперации, укреплении общественной социалистической собственности» (наиболее применяемо). Является примером несоизмеримости наказания с общественной опасностью деяния. Размер похищенного не имел значения, т.к. хищение наказывалось расстрелом с конфискацией имущества, если есть смягчающие обстоятельства — 10 лет. Это был явный политический заказ Сталина, он уравнивал собственность государственную, колхозную и кооперативную, и они стали называться общественной “социалистической” собственностью. Постановление было мало похоже на юридический документ, носило декларативный характер и больше подходило для устрашения населения. Но сильного влияния это постановление не оказало.
1940 г. Закон «Об уголовной ответственности за мелкие кражи и хулиганство на производстве». В разделе «О производстве» повторили нормы постановления от 1932 г.
1930 г. Ужесточение уголовных репрессий (санкций).
Постановление ВЦИК 1934 г. «За измену Родине» (шпионаж и др.), санкция: военнослужащие подлежали расстрелу, а гражданские получали 10 лет с конфискацией имущества. Этот акт известен тем, что вводит понятие “член семьи изменника Родины” – это все совершеннолетние лица, проживавшие и не проживавшие (родственники) с этим лицом. Для них вводится уголовная ответственность за недонесение, их отправляли в спец. лагеря. В этом документе нет основного принципа уголовного закона – ответственность при наличии вины.
В законодательстве несовершеннолетних:
1. Постановление 1935 г. – уголовная ответственность за особо тяжкие преступления наступает с 12 лет, с применением всех мер уголовного наказания (могли назначить даже высшую меру – расстрел).
2. В 1941 г. перечень преступлений, по которым наступает ответственность с 12 лет, был расширен, за все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет.
3. 1937 г. — увеличиваются сроки лишения свободы с 10 до 25 лет.
Уголовное право вторгается в те отрасли и общественные отношения, которые должны регулироваться другими отраслями права (административными и др.). В 1940 г. установлена уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной продукции, за невыполнение плана, по этому акту предусмотрена уголовная ответственность руководителей предприятий за перечисленные проступки. Суды применяли этот закон, но по 80% дел выносили оправдательные решения. Была также установлена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Уголовное право 30-х г. — это инструмент политики и репрессий, в нем наблюдается отход от гуманности русского уголовного права.
продолжение
--PAGE_BREAK--