Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Администрация президента России

--PAGE_BREAK--
Глава II. Полномочия Администрации Президента РФ

2.1.Реализация функций Администрацией Президента РФ

Администрация при реализации возложенных на нее функций[5]:

-взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

-осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов и реформирования государственной и муниципальной службы;

-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

-ведет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, назначаемых на должности государственной службы и освобождаемых от указанных должностей Президентом Российской Федерации;

-запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

-пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

-осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

-организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

-исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

-осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.
2.2.Полномочия полномочных представителей Президента РФ

Территориальное представительство института Президента РФ доверено полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, входящим в состав Администрации Президента РФ. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[6] утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ.

 Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. На него возложена задача обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Вышеуказанным Указом Президента РФ утвержден и перечень соответствующих федеральных округов, объединяющих каждый территории нескольких субъектов Российской Федерации:

— Центральный федеральный округ;

— Северо-Западный федеральный округ;

— Южный федеральный округ;

— Приволжский федеральный округ;

— Уральский федеральный округ;

— Сибирский федеральный округ;

— Дальневосточный федеральный округ.

 Полномочный представитель является федеральным государственным служащим, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему, входит в состав Администрации Президента РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

 Основными задачами полномочных представителей являются:

-организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

-организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

-обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

-представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

 В целях решения возложенных на него задач полномочный представитель осуществляет следующие функции:

-обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

-анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

-организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

-разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

-согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

-организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

-согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

-согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента РФ, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

-вручает в федеральном округе по поручению Президента РФ государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента РФ;

-вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции;

-принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

-организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

-вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

-взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

 В рамках реализации порученных ему функций полномочный представитель имеет право:

-запрашивать и получать необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

-направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

-пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти;

-использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

-организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

-направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

-вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

-привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

-образовывать совещательные и консультативные органы.

 Кроме того, полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа[7].

 Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ. Непосредственное обеспечение его деятельности осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ.

 Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности полномочного представителя и его аппарата, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание полномочного представителя и работников его аппарата осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в соответствующем федеральном округе, на основе соглашений с Администрацией Президента РФ. Расходы на эти цели производятся за счет сметы Администрации Президента РФ.

 В соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. N 792 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»[8] полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации и полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Они также входят в состав Администрации Президента РФ.

 Указанные представители участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания без специального решения Президента РФ и осуществляют следующие функции:

 а) полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации представляет: позицию Президента РФ по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой; обоснования отклонения Президентом РФ принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; указы Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, внесенные на утверждение Совета Федерации; кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Совета Федерации Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ; предложение Президента РФ об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

 б) полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе представляет: законопроекты, внесенные Президентом РФ, на заседаниях Государственной Думы; позицию Президента РФ по законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой; обоснования отклонения Президентом РФ принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Государственной Думы Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ; предложение Президента РФ об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

 Для реализации своих функций представители имеют право: согласовывать законопроекты, вносимые Президентом РФ в Государственную Думу; участвовать в подготовке предложений Президенту РФ о подписании или отклонении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов; запрашивать и получать в установленном порядке необходимые заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти; пользоваться банками данных Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

 Таким образом, Президент РФ в своих управленческих проявлениях «многолик». Его деятельность обеспечивается массой обслуживающих управленческих структур, в которых задействовано большое число государственных служащих. Следует также иметь в виду, что в действующей структуре федеральных органов исполнительной власти действует специализированный орган, занимающийся реализаций президентских полномочий помимо Администрации Президента РФ и его полномочных представителей в федеральных округах — Управление делами Президента РФ, имеющее статус федерального агентства.
2.3.Некоторые вопросы правового статуса

 полномочного представителя Президента РФ

Закрепленное в самом общем виде в Основном законе страны полномочие главы государства по назначению своих полномочных представителей образует правовую основу деятельности всех полномочных представителей Президента РФ. Отсутствие конкретизации их правового статуса предоставляет Президенту России возможность самостоятельно решать вопрос о своих полномочных представителях в любых государственных органах и учреждениях, в том числе и в федеральных округах.

 Кроме того, по справедливому мнению ряда исследователей, правомочие Президента России по назначению полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах также проистекает и из так называемых подразумеваемых конституционных полномочий главы государства, обнаруживает в себе определенные элементы такого политико-правового явления, как государственная дискреция[9].

 В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее — Положение о полномочном представителе) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах представляют главу государства и обеспечивают в пределах соответствующих федеральных округов реализацию его конституционных полномочий. Срок назначения на должность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах определяется Президентом России, который, однако, не может превышать срока исполнения полномочий главы государства (4 года). Ему же принадлежит и право освобождения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Таким образом, фактический срок исполнения полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах своих обязанностей зависит исключительно от усмотрения Президента России.

 Положение о полномочном представителе не содержит норм, регламентирующих обязанности, гарантии деятельности, основания ответственности и отстранения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Данное обстоятельство трудно расценивать однозначно. Причина этого видится не столько в несовершенстве юридической техники акта, сколько в сочетании в современном государственном строительстве России одновременно двух диаметрально противоположных тенденций: централизации и децентрализации публичного управления.

 С одной стороны, отсутствие норм, регламентирующих обязанности, гарантии деятельности, основания ответственности и отстранения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах не позволяет конкретизировать их правовой статус в сравнении с другими федеральными государственными гражданскими служащими, делает чрезмерно уязвимыми от изменения политической ситуации в стране. С другой стороны — предоставляет Президенту России возможность не только самостоятельно, но и оперативно решать вопрос о персоналиях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в случае утраты ими доверия главы государства, изменения политических приоритетов и появления новых задач в сфере государственного управления.

 Анализ норм Положения о полномочном представителе и иных подзаконных нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, фактически свидетельствует о двойственности подчинения последних как главе государства, так и руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

 Наблюдающееся сегодня определенное дистанцирование полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах от Президента России и их некоторое переподчинение руководителю Администрации Президента РФ может весьма негативно сказаться на функционировании государственного аппарата, особенно в период политического противостояния и кризиса.

 Думается, что отнесение статьей 83 Конституции России к отдельным полномочиям главы государства формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента Российской Федерации предполагает более обособленное положение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по отношению к руководителю Администрации Президента России.

 В этой связи представляется целесообразным более четко нормативно установить зависимость полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах от главы государства. В частности, в Положении о полномочном представителе указать, что досрочное прекращение исполнения полномочий Президента России, отрешение главы государства от должности влечет за собой освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые при этом могут по соответствующему решению продолжать исполнять свои обязанности лишь временно. Перспективным видится и установление аналогии правовых статусов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и Председателя Правительства РФ в части сложения первыми своих полномочий перед вновь избранным главой государства.

 В то же время можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, во-первых, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и их аппараты являются более обособленными структурными подразделениями Администрации Президента России, чем были полномочные представители Президента РФ в регионах Российской Федерации и их аппараты; во-вторых, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах наделены более значимыми полномочиями в отношении своих аппаратов, как организационными, так и кадровыми, чем их предшественники, которые фактически полностью были подчинены руководителю Администрации Президента России и не имели возможности формировать свои аппараты.

 Следует отметить, что, с точки зрения большинства авторов, закрепление правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах нормами подзаконных нормативных актов представляется явно недостаточным, рамочным, не вполне отвечающим их значимости. Сам же институт нуждается в более полном и комплексном регулировании в федеральном и даже конституционном законодательстве.

 Соглашаясь с указанным суждением, выскажем точку зрения о целесообразности принятия Федерального закона «Об административно-территориальных округах Российской Федерации». Его нормы могли бы подробно закрепить не только основные элементы правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации РФ в федеральных округах, но и принципы построения, структуру системы самих федеральных округов как территориальную сферу их деятельности.

 Вместе с тем ошибочно было бы и полностью отказаться от практики издания подзаконных нормативных правовых актов, касающихся отдельных направлений деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и детализирующих предлагаемый федеральный закон. В противном случае будут ограничены конституционные права главы государства в области формирования Администрации Президента РФ, Совета Безопасности Российской Федерации, назначения и освобождения полномочных представителей Президента РФ. К тому же Президент России будет фактически лишен возможности оперативной модернизации своего аппарата на межтерриториальном уровне в соответствии с новыми задачами и меняющимися приоритетами.

Таким образом, Для достижения указанных целей Администрация наделена широкими полномочиями. Важное значение имеет положение о том, что Администрация при реализации своих функций взаимодействует с высшими органами законодательной, исполнительной, судебной власти нашей страны, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и иностранными организациями. Значительными полномочиями наделен Руководитель Администрации.     продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4. Структура Администрации Президента России

2.4.1.Общее руководство Администрацией. Руководитель Администрации Президента РФ

Общее руководство администрацией осуществляет Президент РФ.

 Президенту Российской Федерации в Администрации непосредственно подчиняются:

 Руководитель Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты и референты Президента Российской Федерации;

 Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

 Президент Российской Федерации:

-назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

-определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;

-утверждает положения об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

Заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.

Непосредственное обеспечение деятельности Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации и помощников Президента Российской Федерации (кроме случаев, устанавливаемых Руководителем Администрации) осуществляет Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации[10].

Руководитель Администрации Президента РФ:

-представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;

-осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации;

-распределяет обязанности между заместителями Руководителя Администрации;

-координирует деятельность помощников и советников Президента Российской Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению;

-координирует деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

-по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

-представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации;

-представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим Положением;

-утверждает по представлению заместителей Руководителя Администрации и помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют;

-утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

-утверждает по представлению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов;

-утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации;

-назначает на должность и освобождает от должности в Администрации руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений Администрации;

определяет полномочия заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;

-издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции;

-определяет должностных лиц Администрации, уполномоченных подписывать от имени представителя нанимателя служебные контракты о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы с гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу в Администрацию, а также утверждать должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации;

-обеспечивает проведение в Администрации конкурсов на замещение вакантных должностей федеральный государственной гражданской службы, аттестации работников Администрации и сдачу ими квалификационных экзаменов, присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам Администрации, кроме тех работников, которым указанные классные чины присваиваются Президентом Российской Федерации;

-организует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

-запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

-организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и содержания их заместителей;

-распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

-имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год;

-имеет право поручить одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.



2.4.2.Помощники Президента РФ. Советники Президента РФ

Помощники Президента Российской Федерации:

-подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

-подготавливают с участием управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента Российской Федерации;

-подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента Российской Федерации;

-участвуют совместно с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений;

-обеспечивают по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета Российской Федерации, иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

-подготавливают проекты поручений Президента Российской Федерации и исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

 Помощники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

-взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

-направляют по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации на рассмотрение управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации поступившие на имя Президента Российской Федерации обращения и другие материалы для подготовки проектов решений;

-обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, не входящим в состав Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции помощников Президента Российской Федерации, и получают от них соответствующую информацию;

-представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента Российской Федерации проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

-подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

-возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

-пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации;

-представляют Руководителю Администрации, а также одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента Российской Федерации.

 Помощники Президента Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации[11].

 Число помощников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

 Для целей настоящего Положения пресс-секретарь Президента Российской Федерации и руководитель протокола Президента Российской Федерации имеют статус помощника Президента Российской Федерации. По решению Руководителя Администрации на них может быть возложено руководство соответственно Управлением пресс-службы и информации Президента Российской Федерации и Протокольно-организационным управлением Президента Российской Федерации.

Советники Президента Российской Федерации:

-подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;

-обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

-исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

 Советники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

-взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

-подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

-возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

-пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации.

 Число советников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Таким образом, Администрация Президента РФ состоит из ее Руководителя, двух его заместителей, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов и иных должностных лиц Администрации; управления Президента РФ; иных самостоятельных подразделений Администрации. Самостоятельные подразделения состоят из департаментов. Президенту РФ принадлежит ключевая роль в деле осуществления руководства, формирования данного органа.
Глава III: История становления Администрации президента России.

3.1. Становление и развитие Администрации президента РФ до принятия Конституции РФ 1993г.

Лет двадцать назад вместе с появлением нового для российской властной конструкции института президентства ее неотъемлемой частью стала и президентская Администрация — орган, доселе в России не существовавший, и оттого, видимо, не совсем понятный и по своей природе, и по функциональной нагрузке, и по конструкции, причем как исследователям, так и самим создателям. Но с течением времени институциональный образ Администрации Президента РФ вырисовывался все отчетливее, и сегодня, как представляется, уже возможно, а по многим причинам необходимо, вести речь о некоей оптимальной и универсальной модели, нуждающейся в фиксации, но оставляющей каждому Президенту РФ возможность конструировать собственный вариант этого органа.

Конечно, Администрация российского Президента не была ноу-хау отечественного государственного строительства в отличие от структур советской эпохи. Аналогичные органы существовали и существуют практически во всех зарубежных государствах. Так, в США таким органом фактически является Исполнительное управление при Президенте, во Франции — Дом Президента (аппарат Президента). Суть у всех этих структур одна — это своеобразное министерство, которое отвечает за координацию деятельности всего государственного аппарата в соответствии с решениями главы государства. Но в российском варианте президентская Администрация, что вполне естественно, оказалась не лишенной определенной специфики.

Состав этого органа тоже был своеобразным: Секретариат Президента РСФСР, Секретариат Вице-президента РСФСР, Секретариат Председателя Совета Министров РСФСР, Канцелярия Государственного секретаря РСФСР, советники Президента РСФСР и их службы, Пресс-служба, Контрольное управление, Информационно-аналитический центр, Управление делами Президента РСФСР, Служба безопасности. И это был лишь первый «набросок» Администрации, возникшей скорее как оперативный штаб, чем как предварительно сконструированный и продуманный институт.

Администрация Президента РСФСР была учреждена в качестве аппарата Президента, обеспечивающего деятельность главы Российского государства и исполнение его решений, Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. № 13 «Об Администрации Президента РСФСР»[12]. В структуру Администрации были включены руководитель Администрации, советники Президента и 13 структурных подразделений (секретариаты, канцелярия, службы государственных советников, управление делами, контрольное управление, информационно-аналитический центр, пресс-служба и служба безопасности). 20 июля 1991 г. в состав Администрации были дополнительно включены помощники Президента[13], 5 августа 1991 г. — Управление Протокола Президента РСФСР[14], 8 мая 1992 г. — референты Президента Российской Федерации[15]. 12 декабря 1991 г. в составе Администрации Президента было создано Государственно-правовое управление[16].

По словам Л.А. Окунькова, «Администрация Президента в первые годы своей деятельности представляла собой рабочий аппарат, созданный специально для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и контроля за исполнением принятых решений»[17]. Следует обратить внимание на наличие уже в первоначальной структуре Администрации «команды» Президента (приближенных к главе государства руководящих должностных лиц Администрации), контрольного и протокольного управлений, службы безопасности. Наличие этих подразделений значительно повышало независимость Президента от иных структур государственного аппарата.

В связи с необходимостью установления президентского контроля в регионах страны в условиях преодоления августовского путча ГКЧП 1991 г. Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» были учреждены должности представителей Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде[18]. «Идея создания подобного института носилась в воздухе значительно раньше и, в частности, высказывалась… в июле 1990-го»[19]. Президентские представители «на местах» наделялись представительской, контрольной и кадровой функциями, однако в состав Администрации они были включены годом позже.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1995 г. № 773 «Об Администрации Президента Российской Федерации» устанавливалось, что в состав Администрации Президента Российской Федерации, наряду с подразделениями и органами, обеспечивающими деятельность Президента Российской Федерации, могут входить государственные органы, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент[20]. К таким органам были отнесены Служба безопасности Президента, Главное управление специальных программ Президента, Комитет при Президенте по политике информатизации, Главное управление казачьих войск при Президенте, Судебная палата по информационным спорам при Президенте (впоследствии они были упразднены или преобразованы в федеральные органы исполнительной власти).

В 1992 — 1993 гг. произошло расширение полномочий президентских представителей в субъектах Федерации (за счет аналитической и координационной по отношению к территориальным органам федеральных ведомств функций)[21], их признали должностными лицами Администрации, подчиненными непосредственно Президенту[22]. Примечательным признаком Администрации Президента периода 1991 — 1993 гг. являлось отсутствие в ее составе действующего на постоянной основе парламентского представителя Президента: взаимодействие главы государства с Верховным Советом России осуществлялось при посредстве официальных представителей, назначаемых на время рассмотрения конкретных законопроектов[23].

Как обоснованно указывает В.И. Кайнов, усиление конфронтации между Президентом и парламентом создало необходимые предпосылки для развития Администрации Президента. В результате была создана мощная структура, которая состояла из различных по своему функциональному назначению подразделений[24]. В п. 1 первого Положения об этом органе Администрация Президента называлась рабочим аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и вице-президента Российской Федерации, реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации.

Говоря о структуре Администрации Президента, стоит отметить, что она «рождалась в жутких муках и строжайшей тайне — по крайней мере, от прессы». Вот как об этом вспоминает С.А. Филатов, назначенный на должность Руководителя Администрации 19 января 1993 г.: «Я пришел вторым Руководителем Администрации Президента в начале 1993 года… когда я пришел, то обнаружил некоторый дисбаланс, беспорядок, потому что очень многие подразделения были самостоятельны, самостоятельно подчинялись Президенту. Фактически Администрация осталась как канцелярия и такого рода отделы, порядка 400 человек. Первое, что сделал, я все структуры объединил в Администрацию, вывел из-под прямого подчинения Президенту»[25]. Новым Руководителем Администрации также весьма активно лоббировался принцип структурного единства (согласно его проекту Руководитель Аппарата Правительства подчинялся, хотя и не непосредственно, Руководителю Администрации Президента), однако произошла «утечка информации» в Правительство, которое поспешило предпринять меры и переубедить Президента. В результате в окончательном тексте Указа Администрация и Аппарат Правительства оказались «разведены». Но в числе основных задач Администрации все-таки значились: организационное обеспечение деятельности Правительства РФ, а также обеспечение взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и организация информационного и правового обеспечения Правительства, а к функциям Администрации относилось в том числе обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ и материально-техническое, финансовое и социально-бытовое обеспечение высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, сотрудников Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ. Однако, что касается такого, пусть и смягченного, «вторжения» Администрации Президента в сферу деятельности Правительства и исполнительной власти в целом, следует еще раз напомнить, что по Конституции РСФСР на момент образования Администрации Президент являлся не только высшим должностным лицом РФ, но и главой исполнительной власти в РФ. Таким образом, некоторое объяснение подобной линии развития существует.

Справедливости ради стоит отметить, что в те годы развитие президентской Администрации могло пойти и по совершенно иному пути. Об этом свидетельствует Концепция исполнительной власти в РСФСР[26], подготовленная Рабочей группой Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР под общей редакцией Ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева. Одним из шагов по реализации предлагавшейся Концепции должно было стать принятие Закона РСФСР «Об учреждении Службы Президента РСФСР». Проект этого Закона предусматривал следующую структуру Службы: Государственный (Президентский) совет; Совет по делам Федерации, земель и национальностей; Государственная канцелярия (аппарат).

Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. С принятием Конституции РФ в 1993 г. Администрация Президента получила закрепление на конституционном уровне. Согласно п. «и» ст. 83 Конституции РФ Президент наделен правом формирования своей Администрации. Вместе с тем какого-либо существенного фактического изменения статуса Администрации не произошло. Конституция лишь упомянула этот орган, легитимировав его, но определение его задач и функций, состава и структуры осталось на усмотрение Президента РФ. Как следствие, роль Администрации (особенно в период руководства государством первым Президентом РФ Б.Н. Ельциным) постепенно становилась все более значимой. В СМИ ее сравнивали с «тайным орденом» или «теневым правительством», а то и с «регентом при недееспособном Президенте».
3.2. Развитие становления Администрации Президента РФ после принятия Конституции РФ.

Большое значение для развития Администрации Президента Российской Федерации имело принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая закрепила конституционный статус этого органа (п. «и» ст. 83) и расширила права Президента по назначению полномочных представителей (п. «к» ст. 83). Используя новые конституционные прерогативы, глава государства сформировал целую систему полномочных представителей Президента: в Федеральном Собрании Российской Федерации, в Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, в Конституционном Суде Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в том числе в Чеченской Республике[27], а также создал систему органов президентского контроля (в составе Контрольного управления и его 11 окружных инспекций)[28].

В 1996 г. произошло повышение правового статуса Администрации Президента Российской Федерации. Новым Положением об Администрации ей был придан статус государственного органа, формируемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации как главы государства по осуществлению им государственной власти в Российской Федерации[29]. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 мая 1997 г. N 55-О не дал юридической оценки этой новеллы, указав лишь, что «положения о том, что Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, носят общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена администрация»[30].

В связи с этим в конституционно-правовой науке сформировались различные точки зрения по этому дискуссионному вопросу[31]. Некоторыми учеными Администрация Президента характеризуется как конституционный государственный институт, играющий видную роль в функционировании всей системы органов государственной власти[32]. В.О. Лучин констатировал смещение реальной власти от Президента к его Администрации[33]. По мнению других авторов, наделение Администрации Президента статусом государственного органа является преувеличением ее конституционной роли, задачи Администрации должны сводиться исключительно к выполнению функций рабочего аппарата главы государства[34]. По мнению Л.А. Окунькова, политическая планка президентского аппарата необоснованно завышена[35].

Как справедливо замечает А.А. Панов, «значение Администрации Президента Российской Федерации особенно возрастает в условиях, когда четких критериев, служащих основанием для применения мер конституционно-правовой ответственности, не существует»[36].

Упрочив в 1996 г. свой статус, Администрация Президента стала оказывать значительное влияние на политические процессы (а после образования в апреле 1997 г. Экономического управления Администрации[37] — и на экономические). Дублирование президентской администрацией функций Правительства Российской Федерации позволяло обеспечивать стабильное осуществление полномочий верховной власти в период правительственных кризисов и отставок Правительства Российской Федерации в 1998 — 1999 гг. В этот период Администрацию стали сравнивать с аппаратом ЦК КПСС, именовать главным политическим штабом страны, теневым правительством, осуществляющим «контроль политики, экономики и кадровых вопросов»[38]. «В середине 90-х годов Администрация Президента являлась своеобразным „вторым правительством“, „идейно-политическим центром“[39]. Как отмечалось в 2001 г., «важное значение в современных условиях приобретает разграничение функций Администрации Президента и Правительства, которые в ряде случаев дублируют друг друга»[40].

В 1990-х годах произошли другие важные изменения в составе Администрации Президента, среди которых следует назвать разделение функций парламентского представителя главы государства между полномочными представителями Президента в Совете Федерации и в Государственной Думе[41], переименование полномочных представителей Президента в субъектах Российской Федерации в полномочных представителей Президента в регионах[42].

Существенные преобразования, придавшие Администрации Президента Российской Федерации современный облик, произошли в 2000 г. (с созданием института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах) и в 2004 г. (с началом проведения административной реформы и соответствующим изменением структуры Администрации Президента).

Как справедливо отмечает К.В. Черкасов, «созданный Б.Н. Ельциным институт представителей Президента Российской Федерации на местах был малоэффективным и не достиг поставленных целей. Полномочные представители российского Президента, как правило, обслуживали местную элиту, что не позволяло главе государства в полном объеме использовать свои конституционные полномочия на региональном уровне»[43]. Данный институт мыслился не как элемент целостной системы государственного управления, а как орган личной власти Президента, действующий по его усмотрению[44], поэтому был малоэффективным и не достиг поставленных целей [45].

В целях «укрупнения структур президентской вертикали в территориях», «повышения эффективности власти», «создания условий для упрочения федерализма»[46] Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» территория Российской Федерации была разделена на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) во главе с полномочными представителями Президента — должностными лицами, представляющими Президента Российской Федерации и обеспечивающими реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа[47]. Окружные инспекции Главного контрольного управления Президента прекратили свое существование, передав функции аппаратам окружных полпредов.

Проведение в Российской Федерации в 2004 г. первого этапа административной реформы не могло не сказаться на Администрации Президента. В целях реформирования этого органа был издан Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации», которым с целью создания более компактной структуры было сокращено количество самостоятельных подразделений Администрации[48]. Было упразднено Экономическое управление, а с ним ушел в прошлое контроль Администрации за правительственной деятельностью, превращавшийся «в мелочную опеку со стороны Администрации Президента»[49].

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации — государственном органе, обеспечивающем деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющем контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации[50]. В течение 2004 г. были пересмотрены положения обо всех управлениях и иных самостоятельных подразделениях Администрации.

За все время своего существования Администрация Президента многократно меняла свой состав, структурную организацию, изменялись ее политическая роль и правовой статус. Мобильность структуры Администрации объясняется различием задач, решаемых главой государства в разное время, текущей обстановкой, личными предпочтениями Президента. Современная Администрация Президента представляет собой результат поиска наилучшей конфигурации структур, обеспечивающих деятельность главы государства, итог длительного процесса образования, переименования, преобразования, упразднения, изменения статуса отдельных структурных подразделений, органов и организаций, учреждения и упразднения должностей. Однако частные изменения в Администрации Президента сочетались и сочетаются с неизменностью базовых параметров, определяющих общие требования к аппарату Президента, в качестве которых, по мнению автора настоящей статьи, выступают конституционный и законодательный набор президентских полномочий, а также установившиеся в ходе исторического развития формы организационных структур Администрации.

Как отмечается в исторической литературе, «сложившаяся в России система президентской власти должна постоянно совершенствоваться с учетом состояния политического и экономического развития, консолидации общества вокруг незыблемых демократических ценностей»[51].

Рассмотрение эволюции Администрации Президента России показывает, что, несмотря на многочисленные переименования, образования и упразднения различных подразделений и органов, президентская администрация сохраняет свои качества цельности и единства, выполняя свою основную задачу — обеспечение исполнения полномочий Президента Российской Федерации.
3.3. Становление и развитие института Администрации президента в республике Дагестан.

Понятие «президент» и «администрация президента» для нашей республики новый. Институт президентства в республике появился в 2006 году со вступления в должность первого президента республики Дагестан Муху Алиевича Гимбатова.  Именно в том же году 22 февраля был принят Указ президента РД «Об администрации президента и правительства РД».

В данном Указе президент Дагестана поручил сформировать свою Администрацию в соответствии со ст. 78 Конституции РД.

Да надо сказать, что до принятия данного указа привело к утрате силы указа «Об администрации ГосСовета РД». Данное положение указывает на имевшийся на тот момент у руководителей республики опыта по образованию данного органа, но и новизну данного органа нельзя забывать.
Заключение

Администрация Президента один из важнейших координационных органов в исполнительной власти России. Администрация Президента РФ — едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода «тайный орден», который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Однако об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента РФ по реализации того обширнейшего спектра полномочий, который возложен на него Конституцией РФ и законами, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований. Восполнению этого пробела и посвящена настоящая статья, в которой на основе анализа нормативной базы и некоторых фрагментарных материалов делается попытка проследить, как эволюционировала Администрация с момента ее создания и до сегодняшнего дня, и обозначить тенденции дальнейшего развития.

Администрация продолжала интенсивно формироваться и расширяться. Если на начальном этапе в нее входили тринадцать подразделений, то Положение зафиксировало уже, не считая аппаратов комиссий и комитетов при Президенте РФ, двадцать девять различных подразделений: Служба помощников Президента РФ; Канцелярия Президента РФ; Пресс-служба Президента РФ; Служба протокола Администрации Президента РФ; Секретариат Вице-президента РФ; Аппарат Совета Безопасности РФ; Секретариат Руководителя Администрации и его заместителей; Управление по работе с территориями, представителями Президента РФ, связям с Верховным Советом; Контрольное управление; Государственно-правовое управление Президента РФ; Аналитический центр по общей политике; Аналитический центр по социально-экономической политике; Аналитический центр по специальным президентским программам; Отдел по вопросам гражданства; Отдел по вопросам помилования; Отдел по государственным наградам; Отдел по вопросам реабилитации жертв политических репрессий; Управление кадров; Управление делопроизводства; Организационный отдел; рабочий аппарат Экспертного совета при Президенте РФ; Управление планирования и реализации специальных программ; Главное социально-производственное управление; Центр оперативной информации; Управление информационных ресурсов; издательство «Юридическая литература»; Библиотека; Архив Президента РФ; Отдел писем и приема граждан. Непосредственно Президенту РФ подчинялись первый помощник и Служба помощников Президента РФ, Канцелярия Президента РФ, представители Президента РФ в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Служба протокола Администрации Президента РФ.

Администрации президента выполняет важную роль в деле обеспечения эффективного осуществления полномочий Президентом РФ. многие практики называют Администрацию президента «исполнительным аппаратом». Само это понятие «исполнительный аппарат главы государства» фактически мало используется в российской государственно-правовой теории и практике[52]. Но оно, с нашей точки зрения, наиболее четко отражает позицию различного рода структур действующих при Президенте РФ в системе органов государственной власти РФ. Основой исполнительного аппарата главы нашего государства является Администрация Президента РФ. Это конституционный орган. Подробно вопросы его организации и деятельности определены в Положении об Администрации Президента РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г.

По опросам проведенным независимой аналитической группой  28% жителей России положительно оценивают деятельность Администрации Президента РФ, 28% — отрицательно, а вот 45% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Население Северного, Уральского и Восточно-Сибирского регионов чаще, чем в среднем по России, положительно оценивает деятельность Администрации Президента РФ. Москвичи, петербуржцы, жители Поволжского и Дальневосточного районов, а также население городов-мегаполисов чаще, по сравнению с общим показателем по стране, критически высказываются в адрес президентской администрации.

Респонденты в возрасте от 25 до 34 лет, предприниматели, студенты, безработные и домохозяйки чаще, чем по России в целом, положительно оценивают деятельность Администрации Президента РФ; пенсионеры – отрицательно.

Сторонники КПРФ, ЛДПР и “пессимисты” чаще, по сравнению с общероссийским показателем, критически оценивают деятельность президентской администрации; электорат межрегионального движения “Единство”, объединения “Союз правых сил” и респонденты с “правой” политической ориентацией больше склоняются к позитивной оценке.

Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

— Администрация Президента это устоявшийся орган, в котором хорошо налажена работа с населением и информирования Президента;

— структурные подразделения Администрации Президента России полностью выполняют поставленные перед ними задачи;

Взаимодействие Президента России и его Администрации хорошее.
Список использованной литературы:

Нормативно правовая база:

1.          Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года принятая путем референдума на всенародном голосовании. М., 2010.

2.          Постановление ГД ФС РФ от 09.06.2009 г. № 2250-5 ГД «О проекте Федерального закона № 313307-4 «Об Администрации Президента Российской Федерации»». Российская газета от 12 июня 2009 г.

3.          Указ Президента РФ от 11. 10. 2009 г. № 1139 «О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации». Российская газета от 15 октября 2009г.

4.          Указ Президента РФ от 25. 03. 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от  17. 02. 2010). Российская газета от 28 марта 2004г.

5.          Указ Президента РФ от 06. 04. 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от  12. 01. 2010). Российская газета от 10 апреля 2004г.

6.          Указ Президента РФ от 02. 08. 1999 г. № 949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» (в ред. от  07. 06. 2004). Российская газета от 05 августа 1999г.

7.          Указ Президента РФ от 12. 02. 1998 г. № 162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от  28. 06. 2005). Российская газета от 30 июня 2005г.

8.          Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. № 55-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» // «Вестник Конституционного Суда РФ», 1997, №5.

9.          Указ Президента РД от 24. 02. 2006 №3 «Об Администрации Президента и Правительства РД». Дагестанская правда от 28 февраля 2006.

10.      Указ Президента РД от 17. 03. 2006 г. № 20 «Вопросы Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан» (в ред. от  11. 03. 2010). Дагестанская правда от 20 марта 2006 г.
Учебная литература:

1.     Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юрист, 2005.

2.     Агапов А.Б. Федеральное право России. М.: Юристъ, 2005.

3.     Административно-правовой статус Президента России: Автореф. дис.… канд. юрид. наук / Соболевский И.Б. М., 2002.

4.     Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

5.     Дзидзоев Р.М. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (на опыте Южного федерального округа). Б.м., 2004.

6.    

7.     Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Хаманевой Н.Ю. М., 2005.

8.     Конституционное право / Под ред Колюшин Е.А. М., 2007.

9.     Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Баглай М.В. М., 2008.

10.Конституционное право в Российской Федерации / Под ред. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. М., 2004.

11. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Юрист, 2003.

12.Конституционное право России: Учебник / Стрекозов В.Г. М.; Спарк, 2002.

13.Козлова Е.И. Президент Российской Федерации: порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия / Предисл. О.Е. Кутафина. М., 2004.

14.Осавелюк А.М. Вспомогательный аппарат высших органов государственой власти в механизме государства. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

15.Петровский Д.Н. Конституционно-правовой статус вспомогательных органов при главе государства (сравнительно-правовое исследование). Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
Научные статьи:

1.     Иксанов И.С. Аппарат главы государства // Конституционное и муниципальное право. № 3, 2007.

2.     Как не допустить правительственной чехарды (Интервью с Н.Харитоновым) // Обозреватель, № 8, 2004.

3.     Лучин В.О. Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право России. // Государство и право, № 10.

4.     Мамитов Н.В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России // Конституционное и муниципальное право, 2005. № 4.

5.     Панов А.А. Администрация Президента Российской Федерации — рабочий аппарат главы государства // Право и государство: теория и практика. № 10, 2007.

6.     Петровский Д.Н. К вопросу об устройстве вспомогательных органов общей компетенции при главе государства // Конституционное и муниципальное право. № 6, 2005.

7.     Святенков П. Заметки об Администрации // «Агентство Политических Новостей» от 30.05.2006.

8.     Сивицкий В.А. Живое конституционное право России // Гражданин и право, 2001. № 5.

9.     Черкасов К.В. О месте полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в системе и структуре администрации Президента Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 5, 2007. 

10.Щипанов А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009, №10.      

11. Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра. // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 8.

12.Нарышкина С.Е. Административная реформа в субъектах Российской Федерации. // Журнал российского права, 2008, №11.

13. Мельников В.И. О правовом статусе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации // Юридический мир, 2009, №9.





--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Координація боротьби з організованою злочинністю і корупцією в Україні та за кордоном
Реферат Конкуренція - як рушійна сила розвитку економіки
Реферат Генеральные штаты Франция
Реферат Комплексное исследование природных ресурсов Республики Бурятия на основе данных дистанционного
Реферат Коммерческая деятельность на транспорте и сервисное обслуживание потребителей пассажирских и
Реферат Концепция атомизма как концепция корпускулярно волнового дуализма
Реферат Latin America Essay Research Paper Early Farmers
Реферат Игра как форма развития личности ребенка
Реферат Интерфейсы жестких дисков
Реферат Пешком в прошлое или Прогулка по залам Палеонтологического музея
Реферат Galapagos Islands
Реферат Тон Дык Тханг
Реферат «Економіка Третього Гетьманату» (етг, далі Гра) є інформаційно-фінансовою надбудовою соціальної мережі
Реферат Країни Тропічної і Південної Африки 19002002 рр
Реферат Расчет бизнес-плана одного из цехов полиграфического производства