--PAGE_BREAK--
Драматические произведения
Под данными объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.
Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление).
Музыкальные произведения
Музыкальные произведения с текстом и без текста и музыкально-драматические произведения также являются объектами авторского права.
Музыкальным признается такое произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств. Например, мелодия подлежит защите, но только вместе с другими элементами музыкального произведения.
К музыкальным произведениям относят: аранжировки, оркестровки и вариации. Аранжировка - это переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов. Охраняется авторским правом и такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.
Аудиовизуальные произведения
Аудиовизуальные произведения являются особым видом произведений, упоминаемых законодателем в ст. 7 ЗоАП.
Термин «аудиовизуальное произведение» в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. На данный момент полное определение этого понятия дается в ст. 4 ЗоАП. К аудиовизуальным произведениям относится широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей - художников, композиторов, актеров и т.д. Такие произведения являются результатом деятельности коллектива людей. Возникает вопрос о признании их соавторства. Действующее законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» признает авторство за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существующих ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Согласно п. 3 ст. 13 ЗоАП право на вознаграждение закреплено за автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении. Эта норма адресована прежде всего кинотеатрам, которые должны выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведения согласно Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21 мая 1994 г. N 218.
К большому сожалению, переговоры РАО с кинотеатрами показали, что кинотеатры отказываются от выплаты вознаграждения, ссылаясь на то, что более 50% своей выручки они отдают производителю. В связи с этим уже имели место судебные споры с кинотеатрами. Например, в Санкт-Петербурге суд обязал кинотеатр «Аврора» выплатить положенное вознаграждение автору музыки к фильму «Ширли-мырли» Т. Когану. А РАО (Российское авторское общество) решило взыскать более 380 тыс. руб. с нескольких столичных кинотеатров в качестве вознаграждения в пользу американского композитора Д. Уильямса - автора музыки к фильму «Гарри Поттер и философский камень».
Произведения изобразительного и декоративного искусства
Закон не раскрывает понятия «произведение изобразительного искусства» в связи с тем, что существует большое разнообразие форм и иных технических способов выражения указанных произведений. К данным видам произведений относят: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие аналогичные произведения.
Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является их тесная, неразрывная связь с материальным носителем, в которых они воплощены.
Произведения архитектуры, градостроительного и садово-паркового хозяйства
Следующим объектом авторского права являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового хозяйства.
Такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений, поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть.
Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты. Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.
Примером нарушения исключительных прав автора на использование архитектурного проекта могут быть признаны действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.
Приведем пример из судебной практики ВАС РФ (см. п. 9 постановления Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). «Акционерное общество „Институт экспериментального проектирования“ обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.
При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.
Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.
Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.
Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком.
Суд апелляционной инстанции отменил названное решение и удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации „Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.
Согласно ст. 16 Закона об авторском праве исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.
Статьей 17 Закона Российской Федерации „Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“, регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.
При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя. Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу ст. 14 Закона об авторском праве удовлетворены правомерно».
Следует учитывать, что правовое регулирование охраны данных произведений осуществляется не только ЗоАП, но и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
Произведения хореографии и пантомимы
Закон «Об авторском праве и смежных правах» гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские права на произведение.
Значимым моментом в отношении этих произведений является их фиксация, например, с помощью видео- или фотосъемки. Однако и без фиксации подобные произведения могут быть воспроизведены весьма точно.
Объектом авторского права в данном случае является само хореографическое произведение.
Картографические произведения
К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Правда, не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя имеет в данном случае решающее значение.
В итоге основная задача, которая появляется применительно к охране таких произведений, состоит в том, чтобы выяснить, являются ли они результатом творческой деятельности.
Служебные произведения
Часто объекты авторского права создаются в порядке служебного задания или служебных обязанностей, и на практике возникает большое количество споров и разногласий по вопросу защиты авторских прав.
Итак, согласно ст. 14 ЗоАП «авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения» (чаще это бывают штатные сотрудники газет, журналов).
Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю). Однако данная регламентация Закона дает право выбора, в связи с тем, что в этом же пункте подчеркивается: «если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (п. 2 ст. 14 ЗоАП). Размер авторского вознаграждения и иные выплаты регулируются также договором между автором и работодателем.
Важно отметить, что работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.
Глава 3. Субъекты авторского права
§ 1. Авторы произведений
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, а также их правопреемники, работодатели и иные лица по закону или договору, приобретающие исключительные права.
Слово «автор» пришло к нам из французского языка (auteur) и толкуется как «создатель какого-нибудь произведения».
Определяя круг субъектов авторского права, ст. 2 Бернской конвенции устанавливает, что конвенционная охрана «действует в пользу автора или его правопреемников».
Статья I Всемирной конвенции упоминает «авторов и всех других обладателей прав на литературные, научные и художественные произведения». По мнению Ю.Г. Матвеева, «такие широкие формулировки позволяют, с одной стороны, охватить практически любые правила, устанавливаемые на этот счет национальными нормами участвующих в конвенциях государств, а с другой - обеспечивают интересы тех, кому авторское право переходит в силу соглашений». В связи с этим наш ЗоАП различает субъектов первоначального и производного авторского права.
Субъектами первоначального авторского права в первую очередь являются физические лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.
Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают сразу, при принятии произведением объективной формы.
В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также Российская Федерация.
§ 2. Несовершеннолетние авторы и авторы, не обладающие полной дееспособностью
Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные граждане также могут быть авторами (например, сборник стихов известной в России поэтессы (трагически погибшей) Ники Турбиной вышел в свет, когда девочке было всего 8 лет), но имеют ряд ограничений в реализации авторских прав.
Согласно ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Граждане, не обладающие полной дееспособностью, не могут заключать авторские договоры, самостоятельно защищать свои права в судах.
Ограниченно дееспособные граждане вправе заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам (ст. 30 Гражданского кодекса РФ).
Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения.
§ 3. Соавторство
Соавторство - это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Такие случаи известны: в литературе - знаменитые И. Ильф и Е. Петров; в музыке - Р. Щедрин и Ж. Бизе и многие, многие другие.
Соавторство относится к первоначальным субъектам авторского права. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т.е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Соавторство может образовывать как единое произведение (созданное как единое целое), так и состоящее из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Например, музыкально-драматическое произведение с текстом - опера, будучи единым объектом авторского права, легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Так, ст. 10 ЗоАП указывает, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Вместе с тем взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними (например, на основании договора).
§ 4. Иные участники авторских правоотношений
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы. Их права также охраняются на территории России, однако эта охрана зависит от ряда условий, предусмотренных в ст. 5 ЗоАП.
Субъектами авторского права выступают переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Авторы производных произведений пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Следующими субъектами производного авторского права являются организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений). Права автора служебного произведения ограничены, он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.
Наследники также являются субъектами производного авторского права в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Важной особенностью наследования авторских прав является следующее обстоятельство: по наследству наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. Так, не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако «наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав» (ст. 29 ЗоАП).
Помимо наследников субъектами авторского права считают издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов, а также театры, киностудии и т.д. Они приобретают свои права на основании договоров, заключаемых с наследниками или авторами.
§ 5. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе
Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить:
предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права;
сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.
Данным организациям посвящен разд. IV ЗоАП (ст. 44-47). Анализ положений данного раздела позволяет выделить следующие особенности коллективного института.
1. Коллективное управление осуществляется организацией, которая должна быть юридическим лицом, а юридическое лицо в данном случае может быть только некоммерческой организацией.
2. Организация действует от имени правообладателей и на основании полномочий, полученных от правообладателей.
3. Данная организация может осуществлять как юридические, так и фактические действия в интересах правообладателя.
На сегодняшний день организацией по коллективному управлению авторскими правами является РАО (Российское авторское общество). РАО регистрирует произведения российских авторов, хотя данная регистрация - это «ритуал, который большого юридического значения не имеет, однако бумага с печатью, получаемая РАО, может сыграть ключевую роль в судебном разбирательстве».
Глава 4. Права авторов произведений науки, литературы и искусства
§ 1. Общие положения
Прежде чем непосредственно приступать к анализу авторских прав, следует принять к сведению, как важно специалистам по интеллектуальной собственности знать не только национальное законодательство, но и международное право. Ведь если юрист не примет нужных мер для охраны авторских прав, автор может потерять их не только по закону своей страны, но и по международному законодательству. Поэтому так важны и необходимы сейчас международные конвенции и соглашения в области охраны авторских прав.
Российское авторское право принадлежит к семье европейского континентального права и всегда, даже в советский период, развивалось в целом в рамках традиций последнего. Согласно традициям континентального европейского права новый ЗоАП четко делит права на личные неимущественные (моральные права - droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством, в частности ГК РСФСР 1964 г. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены и расширены.
Деление авторских прав на две группы является признанием, во-первых, того факта, что творческая деятельность носит сугубо личный характер, и во-вторых, необходимости предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную выгоду из использования произведения. Вместе с тем данное деление необходимо, чтобы обеспечить несколько отличное правовое регулирование (возможно, только охрану) каждому виду права.
§ 2. Личные неимущественные права
Право авторства
Статья 6 bis Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимает право на авторство и на воспрепятствование всякому изменению, искажению и другого рода посягательства в отношении авторской работы, которые могут быть направлены против репутации либо чести автора.
В пункте 1 ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах» перечислены личные неимущественные права автора, которые принадлежат ему в отношении произведения:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использование произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведения, в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав. В целом личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Эти права не ограничены сроком, т.е. охраняются бессрочно. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на обнародование, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Первым важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. право творца быть признанным обществом в качестве автора произведения на основе факта его создания. «Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения»*(13) и требовать признания данного факта от других лиц. Опираясь на это право, автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицам.
Например, в Останкинском суде рассматривалось дело телекомпании о нарушении права авторства. «В одной из музыкальных программ постоянно как „некий атрибут“ программы известным певцом исполнялась песня, в титрах передачи указывался не истец, а другое лицо. Автору удалось доказать свое авторство путем представления справки из РАО о регистрации текста песни в РАО. В итоге с автором было заключено мировое соглашение».
Право авторства возникает в силу создания произведения, и осуществления каких-либо формальностей не требуется, однако, как видно из примера, не мешало бы осуществлять регистрацию в РАО. Тем более что в настоящее время участились случаи, когда лица не только используют чужие материалы, но и выдают их за свои. Так, в журнале «Интеллектуальная собственность» был опубликован следующий случай. Т.Б. разместил свои материалы на сайте. Позднее им было обнаружено, что издательство «Познавательная книга плюс» выпустило в свет книгу «Реклама в Интернете», текст которой на 54% состоит из материалов, размещенных на сайте Т.Б. В качестве автора указан А. Высоткин.
Право авторства обладает также другими важными характеристиками:
право авторства может осуществляться только автором;
право авторства неотчуждаемо от личности автора (принадлежит только его создателю и неотчуждаемо);
от права авторства нельзя отказаться;
право авторства является абсолютным; прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться.
Помимо того, законодательством установлена презумпция авторства. Согласно п. 2 ст. 9 ЗоАП «при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное на экземпляре произведения».
После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. У наследников и иных правопреемников автора имеются особые интересы в том случае, если авторство умершего автора присваивается другим лицом или приписывается другим лицам. Наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, т.к. остальные права производны от него. продолжение
--PAGE_BREAK--
Право на имя
Следующим личным неимущественным правом, указанным в ЗоАП, является право на имя. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним). В частности, автор сам выбирает способ и полноту указания своего имени.
Избирая один из этих способов, автор реализует право на это имя. В подавляющем большинстве случаев произведения выпускаются в свет с указанием подлинного имени автора или псевдонима. В данном случае автор по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.
Автор также имеет право требовать указание своего имени каждый раз при создании, в публичном исполнении, при передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Таким образом, рекорд-компания или телеканал, представившие на рынок соответственно аудио- или аудиовизуальные произведения без указания имени автора, рискуют быть разоренными этим автором, т.к. разрешения на выпуск в свет произведения без указания имени он не предоставлял. И отсутствие договора с автором в этом случае будет трактоваться как доказательство в пользу претензии автора. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение. Важно отметить, что право на имя тесно связано с правом авторства. Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на избранное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени, или наоборот.
Право на обнародование и право на отзыв
Следующим личным неимущественным правомочием автора считается право на обнародование произведения или его отзыв. Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование в любой форме. Под обнародованием понимается осуществление согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Таким образом, обнародование включает в себя следующие признаки:
1) наличие такого действия, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (обеспечить к произведению доступ третьих лиц);
2) действие должно происходить впервые;
3) наличие согласия авторов на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
Получается, что никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. без специального договора автора с исполнителем на обнародование нового произведения такое исполнение невозможно.
Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Так, публикация автореферата диссертации не считается выпуском в свет самой диссертации; а публикация анонса кинофильма не является публикацией кинофильма.
Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация данного права может нанести ущерб интересам пользователей произведения, поэтому осуществление права на отзыв (как верно указывает законодательство) допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений. Само отозванное автором произведение считается не обнародованным, это позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения (поскольку обнародованные произведения в определенных рамках могут свободно использоваться третьими лицами без выплаты авторского вознаграждения).
Право на защиту репутации автора
Данное неимущественное авторское право означает возможность автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателю произведения. Право на защиту произведения от искажения возникает с момента его создания и прекращается в связи со смертью автора. Это абсолютно правильный подход, ведь если Закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты.
В советском законодательстве существовало право на неприкосновенность произведения (ст. 480 ГК РСФСР 1964 г.). Теперь это право называется «право на защиту репутации автора». Оно точно определяет сущность данного права и совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции, а также в законодательных актах многих других стран. Закон «Об авторском праве и смежных правах» в отношении права на защиту репутации автора устанавливает достаточно широкие полномочия. В Законе ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. Никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием, разрешать перевод, переделку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.
Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству, однако ст. 29 ЗоАП разрешает наследникам осуществлять защиту этого права (наравне с правом на авторство и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемые кем-либо личные неимущественные права покойного автора.
§ 3. Имущественные права
Имущественные права автора сводятся к единому праву - праву на использование произведения в любой форме и любым способом. Право на использование произведения есть возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использованием.
Имущественными правами права называются потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Это, пожалуй, одно из главных отличий имущественных прав от личных неимущественных. Кроме того, имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 27 ЗоАП).
В статье 16 ЗоАП перечислены конкретные способы использования произведения, на каждый из которых должно быть получено разрешение автора, ибо он обладает изначально исключительными правами на каждый из них. Перечень способов использования произведений в данной статье, по мнению А.П. Сергеева, не является исчерпывающим, потому как этот перечень охватывает собой лишь типичный случай использования произведений.
Право на воспроизведение
Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звука и видеозаписи. Воспроизведение - это исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. «Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копии книг, что нашло свое отражение в термине „право на копирование“ (copyright)»*(14). Соответственно, воспроизводить - значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Запись произведений означает фиксацию звуков или изображений с помощью технических средств (магнитные пленки, кассеты) и приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в памяти ЭВМ.
Примером нарушения авторского права на воспроизведение можно считать следующий случай из практики. В 1997 г. ООО «Продюсерская компания А. Воропаева» выпустила кинофильм, в который вошла песня Иванова Д. «Летка-енька». С автором песни договор на воспроизведение не заключался, кроме того, в титрах фильма она значится как народная. В связи с изложенным истец указал на нарушение со стороны общества его права на воспроизведение. Суд правильно вынес решение, удовлетворив исковые требования истца.
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставление возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может сделать копии своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению.
Право на распространение
Право на распространение экземпляров произведения - второе имущественное авторское правомочие. Право на распространение произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, во многих зарубежных странах оно и теперь не признается отдельным авторским правомочием. Однако из нового ЗоАП следует, что распространение произведения есть введение его в гражданский оборот. Законодатель указывает на способы распространения произведения (перечень не является исчерпывающим), в частности: продажа, сдача в прокат. Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Вместе с тем лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение (п. 12 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). Например, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.
Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя.
Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял в соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 49 названного Закона решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возмещения убытков.
Существуют, правда, и другие способы распространения произведений, например передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно.
С правом распространения экземпляров произведения неразрывно связано правило, именуемое как «принцип исчерпания авторских прав», широко известный за рубежом и установленный в нашем ЗоАП в п. 3 ст. 16. Этот принцип применяется в тех случаях, когда экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот посредством их продажи; дальнейшее распространение экземпляров может производиться без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения.
Право на импорт
Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы экземпляры произведения в целях их распространения. Стоит сразу отметить, что это правило относится к экземплярам произведений, а не к оригиналам; присутствует наличие в цели ввоза распространения. Следовательно, если экземпляры произведения ввозятся для представления их на выставках, публичного исполнения и других видов, то власть автора на данный ввоз не распространяется. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической базе. Данные положения кроме Закона «Об авторском праве и смежных правах» регулируются письмом ГТК России от 28 октября 1997 г. «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность».
Право на публичный показ и публичное исполнение
Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, пения, танцев как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана. Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т.е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для всеобщего посещения.
Интересным судебным примером явилось сообщение журнала «7 дней» за 2005 г. Так, "… суд отклонил иск Леонида Ярмольника к ВГИКу. После того как в киновузе показали фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» без ведома его создателей, продюсер картины Ярмольник возмутился и подал в суд иск за нарушение авторских прав на сумму 5 млн. руб. Но адвокаты Александр Островский и Арман Гукасян сумели доказать, что показ был закрытым, учебным и некоммерческим". Дело было выиграно совершенно справедливо на основании п. 1 ст. 19 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Право на передачу произведения в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю
Передача произведения в эфир или по кабелю предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведения для всеобщего сведения по кабелю. В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщения (в том числе и передачи в эфир) по кабелю лицам, имеющим специальные приставки к своим радио- и телеприемникам, провода или иные аналогичные средства.
§ 4. Иные права авторов
Также к имущественным правам автора относятся право на перевод и право на переработку произведения. Право на перевод и обработку иногда именуется правом на изменение формы произведения.
Право на перевод - одно из важнейших прав автора, введенных в наше право Всемирной конвенцией об авторском праве. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически. Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с организацией, которая собирается использовать его произведение в переводе.
Наряду с рассмотренными выше имущественными правами автора существуют и иные права. Некоторые из этих прав непосредственно указаны в ЗоАП, другие, хотя прямо и не указаны, следуют из него, т.к. автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16 ЗоАП). Например, в перечне имущественных прав автора не выделено право на вознаграждение (авторский гонорар), как в советском законодательстве в ст. 479 ГК РСФСР. И это не случайно, т.к. авторское вознаграждение всегда (кроме случаев победы на конкурсе) выплачивается в рамках договоров об использовании произведений, а размер и порядок исчислений и выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведений определяются не в Законе (как это было прежде), а в авторском или ином договоре, заключаемом в установленном порядке. Более того, во избежание необоснованного ущемления прав автора постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения.
Далее следует перейти к такой важной особенности, как ограничение имущественных авторских прав. Ограничения авторских прав известны законодательству всех государств и прямо допускаются международными конвенциями по авторскому праву. Иногда данные ограничения называют изъятиями из авторских прав или свободным использованием произведения. Сейчас действующее авторское право России все случаи изъятия согласует с международными стандартами (в том числе с Бернской конвенцией). Сущность данных изъятий из правил охраны сводится к тому, что изъятия касаются лишь правомерно обнародованных произведений; изъятия не затрагивают личных неимущественных правомочий автора и не наносят ущерб нормальному использованию прав авторов. Перечень этих ограничений исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.
Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения.
Первую такую группу образуют виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость обеспечения доступа к произведениям в целях свободного распространения информации.
Вторую группу изъятия из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли. Это разрешается делать библиотекам и архивам для замены и дополнения испорченных экземпляров.
Третья группа случаев свободного использования произведения включает публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний (ст. 20 ЗоАП). Кроме того, допускается воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 22, 23 ЗоАП).
Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных.
Пятую группу образуют случаи использования произведений исключительно в личных целях (ст. 18 ЗоАП), ведь при этом вообще не происходит использование произведения в том смысле, какое в него вкладывает законодательство. Например, читая приобретенную книгу, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности.
§ 5. Сроки охраны авторского права
Рассматривая права авторов и изъятия из этих прав в целях изучения охраны авторского права, необходимо прежде всего узнать сроки охраны данных прав. Российское авторское право устанавливает единый срок правовой охраны для любых произведений. Так, на основании ст. 27 ЗоАП авторское право действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти, в отличие от личных неимущественных прав, которые охраняются бессрочно. Различия в фактических сроках охраны авторских прав на отдельные виды произведений могут возникать лишь по причинам, связанным с разным порядком определения начального момента охраны. Например, авторское право на анонимное произведение действует в течение 70 лет после даты его правомерного опубликования; произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, охраняются в течение 70 лет после их выпуска.
Кроме того, автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти (п. 2 ст. 27 ЗоАП).
Глава 5. Авторский договор
§ 1. Понятие и виды авторских договоров
Автор располагает исключительными правами в отношении своего произведения: может использовать его в любой форме, любым способом. Имущественные права автора могут переходить как по наследству, так и передаваться только по авторскому договору (дело в том, что «переход» более широкое понятие, чем «передача»).
Передача имущественных прав по авторскому договору на практике, по нашему мнению, имеет большое значение. Существование авторского договора помогает реализации охраны авторских прав, а впоследствии и защите авторских прав (например в суде). Авторский договор представляет собой широкое понятие, означающее, что одна из сторон, субъект авторского права, передает другой стороне, пользователю, имущественные права на условиях и на срок, определенных договором. Поскольку в России авторский договор относится к гражданско-правовым отношениям, к нему применимы нормы Гражданского кодекса РФ (гл. 27-29). Соответственно, авторский договор - это один из видов договора, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Проще говоря, это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром (и другими организациями) об использовании произведений литературы, науки или искусства.
Как ранее, так и сейчас авторские договоры делятся на виды в зависимости от вида произведения и способа использования. В связи с этим могут быть выделены договоры на создание и использование литературных, музыкальных, архитектурных и других произведений. Самый распространенный из авторских договоров - издательский договор. Постановочный договор и сценарный договор используют, но все же не так часто, как издательский. Это обусловлено тем, что специфика способа использования существенно влияет на содержание договора. Например, под издательским договором, по мнению Г.Ф. Шершеневича, "… понимается такое соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и берет на себя обязанности напечатания и распространения за свой счет литературного произведения, принадлежащего второму".
Авторские договоры делятся также на договоры на готовое произведение и договоры заказов (ст. 33 ЗоАП). Авторский договор заказов предполагает создание произведения в будущем, и при этом автор, в соответствии с условиями договора, обязан создать и передать такое произведение заказчику. В этом случае издатель (организация) стремится подробно регламентировать правоотношения в тексте договора: указывает требования, предъявляемые к будущему произведению, устанавливает сроки и формы сдачи произведения, а также срок и порядок устранения замечаний по произведению. По такому договору автор несет ответственность за взятые на себя обязанности. Кроме того, заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплачивать автору аванс.
С принятием Закона «Об авторском праве и смежных правах» законодатель пошел по пути отказа от деления авторского договора на типы, которое было предусмотрено в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Положения об авторских договорах в ЗоАП предоставляют большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем деление авторских договоров на типы ставится в зависимость от того, становится приобретатель авторских прав по договору единственным обладателем или не становится таковым. В зависимости от этого авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав (ст. 30 ЗоАП). В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Также следует учитывать, что если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать (п. 8 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).
Приведем следующий пример. «Акционерное общество „Телекомпания“ обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.
Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика - принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.
Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.
Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Закона об авторском праве предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав».
В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, основные положения о которых даны в ст. 30. Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Таким образом, ЗоАП не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16. Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.
Вернемся к нашему примеру. Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. продолжение
--PAGE_BREAK--
§ 2. Элементы и содержание авторского договора
Условия содержания авторского договора очень подробно изложены в ст. 31 ЗоАП.
Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник и пользователь, осуществляющий подготовку произведения к обнародованию. После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или по завещанию. Стороны авторского договора, кроме того, принимают на себя взаимные права и обязанности, которые они должны исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства (ст. 309 ГК РФ).
Важное значение для заключения договора имеют существенные условия. Существенными условиями любого договора являются условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным. Статья 432 ГК РФ использует четыре признака, каждый из которых является необходимым и достаточным для того, чтобы признать условие существенным.
Для любого договора существенным является условие его принятия.
Под предметом авторского договора следует понимать конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестного на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.
Условие авторского договора, ограничивающее авторов в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Более того, включение в договор о передаче исключительных прав условия, ограничивающего права лица, которому они передаются, на их защиту, противоречит законодательству (п. 7 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).
Приведем пример. «Государственное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к частному издательству о взыскании с ответчика компенсации за нарушения исключительных прав на литературное произведение „Учебник “Русский язык».
В обоснование требования истец ссылался на то, что исключительные права на названное произведение он приобрел по авторскому договору, заключенному с физическим лицом, создавшим это произведение. Ответчик издал учебник тиражом 20 тысяч экземпляров без разрешения правообладателя, поэтому в соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве должен выплатить истцу компенсацию в сумме 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Арбитражный суд прекратил производство по делу со ссылкой на неподведомственность дела арбитражному суду. Согласно условиям авторского договора о передаче исключительных прав от автора произведения к государственному предприятию (истцу) стороны договорились, что «в случае нарушения прав автора и предприятия со стороны третьих лиц автор и предприятие обращаются в суд совместно и поровну делят судебные расходы». Поэтому истец не мог предъявлять названные требования без автора. Однако дела с участием физических лиц арбитражному суду неподведомственны.
Определение о прекращении производства по делу обоснованно отменено, а исковые требования удовлетворены по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об авторском праве за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд.
Судом установлено, что истцу по авторскому договору в порядке, установленном ст. 30 названного Закона, передавались исключительные права на произведение.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
При указанных обстоятельствах включение в договор условия, ограничивающего права обладателя исключительных прав на их защиту, противоречит нормам Закона об авторском праве.
Автор произведения согласно п. 2 ст. 30 названного Закона может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Иных имущественных прав у автора произведения не имеется.
Право на обращение в суд не может быть отнято, а отказ от права на обращение в суд недействителен в соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве право требовать от нарушителя выплаты компенсации предоставлено обладателю исключительных прав, т.е. государственному предприятию, а не автору - физическому лицу.
Учитывая изложенное, с нарушителя правомерно взыскана компенсация в пользу правообладателя, получившего исключительные права по договору с автором".
Условия авторского договора, противоречащие положениям ЗоАП, являются недействительными (ст. 31 ЗоАП).
Помимо предмета авторского договора другими существенными условиями авторского договора согласно ст. 31 Закона являются: способы использования произведения, конкретные права, передаваемые по этому договору, срок и территория, на которые эти права передаются, и размер вознаграждения (порядок его определения, порядок и сроки его выплаты), а также другие условия, которые стороны сочтут для данного договора существенными.
Важно отметить, что способы использования произведений должны быть конкретно указаны в договоре (например, воспроизведение на компакт-дисках, передача по телевидению). При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения. При отсутствии в авторском договоре такого существенного условия, как территория, на которую передаются права, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.
Вознаграждение определяется в виде процента от дохода на соответствующий способ использования произведения, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки авторского вознаграждения.
В силу ст. 32 Закона «авторский договор должен быть заключен в простой письменной форме», за исключением договоров об использовании произведения в периодической печати, для которых предусмотрена устная форма. На практике чаще всего пользователь предоставляет автору готовый, так называемый типовой, бланк авторского договора. Такие типовые бланки организация разрабатывает для удобства заключения договора. Как было сказано, стороны авторского договора принимают на себя взаимные права и обязанности по договорам, которые они должны исполнять надлежащим образом. При этом обязанности одной стороны являются правами другой. В то же время объем прав и обязанностей сторон зависит от типа и вида договора. Вопросы, связанные с изменением и прекращением авторских договоров, регламентируются нормами действующего законодательства, прежде всего ГК РФ (ст. 450, 451).
Несмотря на то, что имущественные права, названные в ст. 16 Закона, могут передаваться только по авторскому договору, широко распространена практика бездоговорного использования произведения как при жизни автора, так и после его смерти. «В РАО обратился автор с просьбой оказать помощь в получении компенсации за бездоговорное использование его музыки к спектаклю одного из театров и о запрещении дальнейшего ее использования. В соответствии с действующим законодательством любое использование произведения возможно только на основании лицензионного соглашения с РАО. Театр же такового не имел. Кроме того, не был заключен договор с автором на создание музыки. РАО пришлось обратиться в суд о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Результат - дело было выиграно РАО».
Раздел III. Гражданско-правовая защита авторских прав
Глава 1. Защита авторских прав
§ 1. Общая характеристика форм и способов защиты авторских прав
Установленные законом авторские права иногда (а в нашем государстве довольно часто) нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает. По данным статистики, честные издатели и авторы, впрочем, как и госбюджет, теряют десятки, если не сотни тысяч долларов, которые уходят в карманы к процветающим воротилам пиратского бизнеса. Обычно нарушителями авторского права выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливающие и распространяющие экземпляры, копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях (указанные копии именуются контрафактными экземплярами). Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только «пиратство» и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения. Мало кто из юристов не признает, что современное правовое регулирование сферы интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, нуждается в качественном совершенствовании, а соответствующая правовая база, несмотря на ее недавнее обновление, далека от совершенства. Правда, по данным статистики, за период 1999-2002 гг. увеличилось удовлетворение исков по гражданским делам (по авторскому праву). По уровню реализуемой контрафактной (фальсифицированной) продукции Россия прочно стоит на втором месте в мире (90%), первое занимает Китай (98%). В 2001-2002 гг. рост преступности в сфере интеллектуальной собственности увеличился. Например, только по факту нарушения авторских прав в 2002 г. было зарегистрировано 949 нарушений, из которых только 370 уголовных дел было направлено в суд. Один из таких примеров был опубликован в газете «Телевизор». «Олег Павлович Табаков твердо намерен разобраться в суде с теми, кто тиражирует кассеты с записью озвученных им старых мультфильмов и радиоспектаклей. Дело в том, что Табаков не давал разрешения на использование этих записей. Рассмотрение иска О.П. Табакова Измайловский суд Москвы назначил на 4 июня. О.П. Табаков намерен взыскать 5 миллионов рублей со звукозаписывающих компаний „Мелодия“ и ЗАО „Твик-Лирек“. Именно эти компании, по мнению артиста, незаконно распространяют аудиозаписи».
Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.
Как известно, защищенность права предполагает адекватную ответственность нарушителя. Иными словами, авторские и смежные права защищены не тем, как это указано в Законе, а тем, что Закон предусматривает ответственность за их нарушение.
В целом выделяют две основные формы защиты авторских прав:
1) юрисдикционную, т.е. обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских и смежных прав);
2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам.
Наибольшее практическое значение имеют, конечно, юрисдикционные формы защиты - иски в суды (общей юрисдикции и арбитражного), административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских и смежных прав. Авторские и смежные права, в зависимости от степени и характера их нарушений, могут влечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (п. 1 ст. 48 ЗоАП). Новый Закон «Об авторском праве и смежных правах» не содержит специальных норм об уголовной и административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс РФ (ст. 146) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12).
Стоит отметить, что если ранее в ст. 49 ЗоАП предусматривались «гражданско-правовые меры защиты авторских прав», то теперь в статье говорится о «способах защиты авторских прав». При этом перечень способов расширен в связи с тем, что он подробно не регламентирован. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 49 ЗоАП).
По нашему мнению, данную норму следует понимать как отсылку прежде всего к ст. 12 ГК РФ, где содержится перечисление различных способов защиты гражданских прав:
о признании прав;
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, и др. При этом указанные меры могут применяться по выбору обладателя авторских прав, т.е. без ограничения какими-либо рамками. Важно отметить, что суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограмм, материалов и оборудования, используемых для воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы по требованию обладателя авторских и смежных прав могут быть переданы последнему (ст. 49.1 ЗоАП).
Кроме того, следует иметь в виду, что суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца (п. 15 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).
Приведем следующий пример. «Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении распространять повесть, выпущенную в свет ответчиком, поскольку исключительные права на эту повесть принадлежат издательству.
Суд первой инстанции, признав истца обладателем исключительных прав на издание и распространение повести, иск удовлетворил.
Обжалуя это решение, истец сослался на то, что суд в нарушение п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве не принял решения о конфискации и уничтожении контрафактных экземпляров произведения.
Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, указав на непредъявление такого требования истцом.
Суд кассационной инстанции изменил решение и постановление со ссылкой на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ) контрафактные экземпляры произведений подлежат обязательной конфискации по решению арбитражного суда. Конфискованные экземпляры подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав.
Поскольку требование о передаче контрафактных экземпляров издательству действительно не предъявлялось, суд кассационной инстанции принял решение об их конфискации и уничтожении независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца».
Следует отметить, что за защитой своего права обладатели исключительного авторского права вправе обратиться в суд, арбитражный суд и другие органы. Подача иска в суд общей юрисдикции и арбитражный суд имеет смысл только в отношении так называемого легального пирата, т.е. фирмы, которая официально зарегистрирована, имеет постоянное местонахождение, действующий счет в банке и имущество, если она допустила, например, бездоговорное использование чужой интеллектуальной собственности. В других случаях обращение в суд положительных результатов не даст, а принесет заявителю лишь одни убытки (потеря времени, расходы на уплату госпошлины, адвоката).
§ 2. Способы гражданско-правовой охраны авторских прав
Рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы защиты авторских прав.
1. Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к неимущественным правам. Данный способ может сопровождаться публичным заявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Указанная мера защиты особенно актуальна в случаях нарушения личных неимущественных прав автора.
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Мерой по восстановлению положения может являться, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения. Прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может выражаться, например, в прекращении подготовки к выпуску в свет бездоговорного издания или компакт-диска или запрете рекламы. Под исполнением обязанностей в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в отношении потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих стороны.
3. Способ возмещения убытков, включая упущенную выгоду, является наиболее действенным способом защиты авторских прав. Выдвигая требование о возмещении убытков, обладатель авторских и смежных прав должен доказать факт наличия убытков, их документальное подтверждение, а также размер и то, что убытки были причинены действиями нарушителя. На практике такой способ восстановления нарушенных прав затруднителен. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ), т.е. той суммы, которую правообладатель мог получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.
В соответствии с новым ЗоАП наиболее простым и вследствие этого распространенным способом защиты нарушенных прав является требование от нарушителя компенсации в размере от 10 до 5 млн. руб., по усмотрению суда (п. 2 ст. 49 ЗоАП).
Однако прежде чем стремиться защитить свои интеллектуальные права, следует хорошо обдумать все обстоятельства. Президиум ВАС РФ в п. 13 вышеуказанного письма N 47 заключил, что компенсация, определенная подп. 5 ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах», подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. Например, «Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент.
Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано.
При этом суд сослался на ст. 49 Закона об авторском праве, предусматривающую обязанность нарушителя авторских прав возместить правообладателю понесенные неправомерными действиями убытки, включая упущенную выгоду.
Указанное решение обоснованно отменено по следующим основаниям.
Установленная подп. 5 п. 1 ст. 49 названного Закона мера ответственности применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, т.е. факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств».
Одновременно необходимо иметь в виду, что при подаче искового заявления о выплате компенсации вместо убытков, причиненных нарушением авторских прав, должна быть определена цена иска и уплачена государственная пошлина, установленная для исков имущественного характера.
Кроме того, авторы и исполнители в случае нарушения их личных или неимущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда (п. 3 ст. 49 ЗоАП).
§ 3. Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав
Как уже было сказано, в России наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административная и уголовная ответственность за их нарушения. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.
Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП. Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За подобные действия предусмотрен штраф. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.
Следующим средством борьбы с нарушением авторских прав является уголовная ответственность и уголовное преследование нарушителя. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и эффективным, однако несовершенство уголовного законодательства и слабая работа правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушения. В связи с этим 26 марта и 8 декабря 2003 г. были внесены изменения в ст. 146 Уголовного кодекса РФ (в иные статьи последние изменения были внесены 11 марта 2004 г.). Благодаря этому повышение качества расследования по пресечению соответствующих преступлений не заставило себя долго ждать. А проиллюстрировать данную ситуацию можно следующим примером.
5 февраля 2004 г. в Зеленоградском суде г. Москвы рассмотрено уголовное дело по ст. 146 УК РФ, по которому к одному году лишения свободы условно осуждено лицо, организовавшее изготовление контрафактных оптических дисков на оборудовании, арендованном у Зеленоградского завода музыкальных технологий. По данному делу было изъято 234 493 пиратских оптических диска, в том числе 60 000 СD с записью музыкальных произведений в исполнении американских артистов. К взысканию с преступника присуждено 180 тыс. долл. США в пользу компании Sonу, EMI, а также некоторых других правообладателей, чьи права были нарушены.
Какие же изменения внесены в ст. 146 УК РФ?
Во-первых, изменилась юридическая конструкция статьи: если ранее в ней было две части, то теперь их три. В новой редакции ч. 1 ст. 146 УК содержится лишь состав присвоения авторства (плагиата), повлекшего причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав перешло в ч. 2 статьи, в которой, кроме того, криминализированы приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Часть 3 устанавливает ответственность за злодеяния, предусмотренные ч. 2, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой в особо крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. Статья снабжена примечанием, дающим определение крупного размера.
Объект преступления остался без изменения - общественные отношения по реализации человеком и гражданином авторских и смежных прав, гарантированных Конституцией РФ. Состав ч. 1 ст. 146 УК как был, так и остался материальным, но с учетом того, что причинение крупного ущерба является теперь обязательным элементом только для состава присвоения авторства; он изменился по содержанию. продолжение
--PAGE_BREAK--