Реферат по предмету "Инвестиции"


Сельская кредитная кооперация

Содержание: Введени 1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации 2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России 3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.
Заключение Список использованной литературы
Введение. Возрождение кредитной кооперации в современной России было предопреде­лено экономическими преобразованиями, начатыми во время перестройки. Значи­тельная часть сельхозтоваропроизводите­лей в такие периоды, как правило, испы­тывает финансовые трудности, а отсут­ствие оборотных средств может привести к разорению даже стабильное сельхоз­предприятие. Снизить риск в сельском хо­зяйстве дает возможность значительное улучшение его финансового положения. Однако в настоящее время резко сокра­щается бюджетная поддержка и сохраняются разного рода препятствия для ста­новления системы сельскохозяйственно­го кредита. Активное развитие малого и средне­го предпринимательства в агробизнесе и недостаток денежных средств при недо­ступности финансово-кредитных ресурсов на селе послужили импульсом к созда­нию кредитных кооперативов. Инициатива прогрессивных современ­ных деятелей науки и представителей за­конодательных и исполнительных органов федеральных и региональных властей при поддержке международных организаций позволила реализовать идею кооператив­ного кредита как финансовой основы развития не только агробизнеса, но и социальной сферы села. Развитие кредитных кооперативов и формирование целостной системы кредит­ной кооперации в стране дадут возмож­ность снизить риски потерь АПК при вступлении во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО), а разработка и принятие федерального закона, который опреде­лил бы статус таких кооперативов в кре­дитно-финансовой сфере, обеспечит со­вершенствование самой системы кредит­ной кооперации. Существующая правовая база не толь­ко не позволяет развивать кредитные ко­оперативы, но и ограничивает возможно­сти вступления в них отдельных катего­рий хозяйствующих субъектов АПК. Глав­ным недостатком проектов законода­тельных актов является то, что в них не планируется придание этим кооперативам статуса кредитных организаций небанков­ского типа. Создание же кредитных коо­перативов, осуществляющих широкий спектр функций, наделенных правом вы­полнения отдельных или всех банковских операций не предусматривается вовсе. И, тем не менее, в состоянии полной неопределенности и неразберихи в зако­нодательно-правовой базе относительно кредитных кооперативов последние дос­таточно успешно работают. Так, суммы выданных ими сельчанам кредитов сопо­ставимы с объемом кредитования села банковским сектором. Предметом исследования курсовой работы является сельская кредитная кооперация. Цель работы-изучение сельской кредитной кооперации в рыночной экономике России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи: · Изучить сущность, основные черты сельских кредитных кооперативов. · Рассмотреть функционирование сельских кредитных кооперативов в рыночной экономике России · Определить проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения. Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время сельскохозяй­ственные кредитные кооперативы успеш­но функционируют в 54 регионах России и объединяют более 20 тыс. членов, что свидетельствует о востребованности их услуг. Наибольшую заинтересованность в деятельности этих кооперативов проявля­ют представители среднего и малого аг­робизнеса, на долю которых приходится более 54% производимой сельхозпродук­ции.
1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации. Кредитные кооперативы - это добровольные объединения физиче­ских и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их соб­ственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этом понятий обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию дви­жения кредитных кооперативов. В отсутствии специального федерального закона о кредитной коопе­рации порядок создания и деятельности сельского кредитного кооператива определяется действующим законодательством. В настоящее время создание финансовых организаций с кредитными функциями возможно по четырем организационно-правовым направлени­ям: · Кредитные организации, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; · Сельские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»; · кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О потребительской кооперации в Российской Феде­рации»; · общества взаимного кредитования, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает создание кооператива только из физических лиц, в то время как по закону «О сельскохозяйственной кооперации» и в соответствии со ст. 116 ПС РФ в числе участников потребительского кредитного кооператива могут быть и юридические лица. Целям и задачам организации кредитного кооператива на селе в большей мере отвечает Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Право включения в кооператив как физических, так и юридических лиц, предоставляемое этим законом, предопределяет ложность использования в своей деятельности более широкого спектра финансовых ресурсов: не только сбережений граждан, но и накоплений, а именно свободных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. Это в свою очередь расширяет круг и качество финансовых услуг, предоставляемых кооперативом своим членам. Целью сельского кредитного кооператива, создаваемого только физическими лицами, можно признать сохранение сбережений и предоставление займов на потребительские цели - приобретение товаров и услуг. Цель кооператива с участием юридических лип, занятых производственной сельскохозяйственной деятельностью, является улучшение финансовых условий по профилю основной деятельности Цель определяет предмет деятельности кооператива, который, как и сама цель, должен быть прописан в учредительных документах. В предмет деятельности кооператива могут включаться следующие положения: · сохранение сбережений и прием вкладов членов кооператива; · предоставление займов на производственные цели (покрытие недостатка собственных оборотных средств, приобретение средств производства и т.д.); · размещение временно свободных денежных средств на депозитах в банках или в ценных бумагах, · оказание услуг пайщикам по взаиморасчетам с третьими лицами, · оказание консультационных, информационных и других услуг членам в соответствии с действующим законодательством.
Обязательным условием целесообразности создания кредитных кооперативов является инициатива и заинтересованность отдельных групп граждан и юридических лиц. Они должны создаваться на основе опреде­ленных принципов, которые были выработаны в результате многолетнего опыта работы этих структур и теоретических разработок российских и зарубежных ученых- экономистов:
· Первый принцип: добровольное и открытое членство. · Второй принцип: демократический надзор со стороны членов. · Третий принцип: экономическое участие членов кооператива. · Четвертый принцип: автономия и независимость. · Пятый принцип: образование, обучение и информация. · Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами. · Седьмой принцип: заботя об обществе. Так как сельский кредитный кооператив действует в финансовой сфере, то важнейшее значение приобретают следующие принципы: взаимопомощь, самоуправление, взаимная ответственность, локальная ориентация, управление рисками. Законодательно определен следующий порядок образования кредит­ного кооператива: 1. Граждане и юридические лица, изъявившие желание создать коо­ператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входит: · подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающе­го размер первого фонда кооператива и источники его образования; · подготовка проекта устава кооператива; · прием заявлений о вступлении в члены кооператива; в заявлении должно быть отражено согласие члена участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива; · подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива. 2. Организационный комитет вправе установить размеры вступи­ тельных членских взносов. Эти средства предназначаются на покрытие организационных расходов по образованию кооператива и организации его хозяйственной деятельности. Отчет об их использовании представляется на общем собрании членов кооператива. 3.Общее организационное собрание членов кооператива: • принимает решение о приеме в члены кооператива; • утверждает устав кооператива; • избирает органы управления кооперативом - правление коопера­тива и, в установленных Федеральным законом случаях, наблюдательный совет кооператива. Вместо правления может избираться председатель кооператива. При создании сельского кредитного кооператива возникает необхо­димость осуществлять, помимо установленных основополагающим зако­ном мероприятий, ряд дополнительных действий, характерных для орга­низации предлагаемого вида деятельности. Создание кредитного кооператива может быть наиболее перспектив­ным, если инициатором его образования выступит группа лиц, обладаю­щая определенными навыками и опытом работы в банковских структурах. Виды деятельности кредитного кооператива не носят характера банков­ских операций только в силу ограниченного круга их обращения (для чле­нов кооператива) и обязательности условия их осуществления на беспри­быльной основе. Экономическое и организационное содержание работ од­нотипно. Профессионализм организаторов кооператива можно рассматривать как один из важнейших факторов его успешной деятельности. На этапе возрождения кредитной кооперации обнадеживающим моментом является поддержка областной и местной (районной) администраций. Инициаторы и другие лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанность которо­го входит подготовка и осуществление всех мероприятий, предшествую­щих проведению общего организационного собрания кооператива. Образование кредитного кооператива следует начать с оценки фи­нансовых потоков (выявление источников денежных ресурсов, соотноше­ние процессов потребления и накопления и т.п.) и подбора потенциальных членов кооператива. На этом этапе желательно определить возможные территориальные границы деятельности кооператива, характер занятости населения в этом регионе (физических и юридических лиц, как правило, из сферы малого предпринимательства), выявить мотивы, определяющие по­требность в организации кредитного кооператива. Данный этап организационных работ сопровождается выявлением ситуации с материально-техническим обеспечением создаваемой организации. Необходим подбор помещения с оборудованием, соответствующим характеру деятельности кредитного кооператива, выясняются условия его аренды или приобрете­ния в собственность. При благоприятной динамике финансовых ресурсов в выбранном регионе, наличии заинтересованных лиц, потенциальных источников кооперации и условий технического обеспечения организационный комитет раз­рабатывает технико-экономическое обоснование деятельности кредитного кооператива. Обосновываются организационные затраты, включающие расходы на подготовку учредительных документов и регистрационных мероприятий, определяется примерная смета расходов по осуществлению текущей деятельности кооператива. Как правило, эти расчеты, и ориентиро­вочная численность будущих участников кооператива служат основой для расчета вступительных взносов. Особое внимание организационному комитету следует уделить под­готовке устава. Устав следует рассматривать как основной закон, в наи­большей степени регламентирующий деятельность кооператива. Его под­готовку целесообразно осуществить до организации работ по приему желающих в члены кооператива. Ориентация на определенные уставные положения позволяет осознанно вступать в кооператив, основываясь не только на своих потребностях в предоставляемых услугах, но и согласо­вывая их со своими возможностями для выполнения принимаемых в связи со вступлением в кооператив определенных обязательств. Следующим этапом работы, проводимой организационным комите­том, является реальный подбор участников кооператива, завершающийся приемом заявлений о вступлении в кооператив. Кредитный кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц. Госу­дарственная регистрация кооператива осуществляется районными админи­страциями по месту его учреждения. Регистрация кооператива считается осуществленной при занесении его в журнал регистрации поступающих документов в учреждении, ве­дающим регистрацией, присвоении номера и проставлении специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой регистрации на титульном листе устава кооператива, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. В отделе регистрации необходимо получить справку о приеме документов созда­ваемого кооператива на регистрацию. Решение о регистрации должно быть принято не позднее, чем в ме­сячный срок с момента передачи документов. Принятие решения о регистрации кооператива сопровождается вы­дачей: • временного свидетельства о регистрации; • зарегистрированного устава кооператива; • сведений о государственной регистрации кооператива. При получении данных документов необходимо сделать копии до­кументов о регистрации и нотариально их заверить. Одновременно осуще­ствляются следующие действия:
• изготавливается печать; • кооператив ставится на учет в налоговой инспекции, в органах статистики, внебюджетных фондов; • открывается счет в банке - заполняются и нотариально заверяются специальные карточки с образцами подписей должностных лиц. Завершающим этапом образования кооператива следует передача во все инстанции копий постоянного свидетельства о регистрации и других, если требуется, учредительных документов.
Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации Учредители, члены и ассоциированные члены кредитного коопера­тива. Учредителями кредитного кооператива являются граждане, приня­тые в члены кооператива на его учредительном собрании. Их должно быть не менее 5 человек. Учредители имеют в кредитном кооперативе те же права и обязанности, что и другие члены кооператива. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации: • достигшие возрастали 18 лет; • признающие устав кооператива; • внесшие обязательный паевой взнос в кооператив; • принимающие личное трудовое участие в деятельности кооперати­ва; • взявшие на себя обязательство нести субсидиарную ответствен­ность по обязательствам кооператива. Таким образом, целью создания сельских кредитных кооперативов является сохранение сбережений граждан, проживающих в сельской местности, предоставление им займов, а также выдача целевых кредитов юридическим лицам. 2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России. В России формирование системы сель­ской кредитной кооперации — один из пу­тей реформирования финансово-кредитной сферы АПК, открывающий доступ сельхоз­товаропроизводителям и сельскому населе­нию к кредитным ресурсам. Сельскохозяйственный кредитный коо­ператив должен объединять сельских това­ропроизводителей всех уровней. Паевые взносы при этом следует скорректировать с учетом объединяемого имущества его бу­дущих участников. Соответственно разме­рам хозяйств правомерно выдаваемые им ссуды разделить на четыре вида: на приоб­ретение производственного оборудования; на производственные расходы; на иннова­ционные цели; кредиты, направляемые на создание и развитие объектов сельской инфраструктуры. Кроме того, следует различать кредиты краткосрочные, которые выдаются для по­купки семян, удобрений, ядохимикатов, кор­мов, топлива, для оплаты труда, воды, элек­тричества и т. д., и долгосрочные — для осуществления инвестиций. В настоящее время в 40 регионах Рос­сии функционирует около 200 сельских кредитных кооперативов, насчитывающих более 10 тыс. членов. За последние 4 года число таких кооперативов в стране увели­чилось в 10 раз. Активно ведется работа по созданию кредитных кооперативов в Вол­гоградской, Ростовской, Томской, Саратов­ской, Пермской, Тюменской, Ярославской и других областях. Эти кооперативы объе­динены в межрегиональный Союз сельских кредитных кооперативов. Организационную и финансовую под­держку кооперативам оказывает Фонд развития сельской кредитной кооперации, управление которым осуществляется с участием Минсельхоза России. За 1999— 2002 гг. Фонд выдал кооперативам 17 ре­гионов займы на сумму около 350 млн.руб. При этом их возвратность составила 99,6%. Первые кредитные кооперативы в новейшей истории России возникли в 1995 году в Волгоградской области. В Волгоградской областной администра­ции создана инспекция по кредитной кооперации, по инициативе которой был подготовлен и принят областной Думой действующий на территории области Закон о кредитных кооперативах. Дан­ный закон подвел правовую основу под кооперативы, представляющие своим членам кредит на потребительские цели. Сельские кредитные кооперативы выступают неотъемлемой частью бан­ковской системы для сельской террито­рии, кредитующей не только сельскохо­зяйственное производство, но и всю сельскую инфраструктуру. Важной отличительной особеннос­тью кредитных кооперативов является демократическая форма управления, солидарность участников в накоплении и использовании капитала, бесплат­ность труда в органах управления, рас­ходование полученных кредитов строго на производственные цели, географи­ческая ограниченность действия. В Волгоградской области районные и областной кредитные кооперативы перешли на долгосрочное кредитова­ние, накопив для этого в достаточном количестве собственные ресурсы. В Ростовской области региональный уровень кредитной кооперации пред­ставлен областным кредитным коопе­ративом "Донской фермер", местный уровень - его филиалами, иногда назы­ваемыми кооперативными участками. Областной кредитный кооператив "Донской фермер" включает в себя 16 структурных кооперативных участков и самостоятельных районных кредитных кооперативов из 16 районов области. Ростовская областная администра­ция оказывает помощь системе сельс­кой кредитной кооперации. С1998 года сельскохозяйственный потребительс­кий кредитный кооператив "Донской фермер" использует на возвратной ос­нове средства областного бюджета в размере 1,8 млн руб. В Саратовской области сельская кредитная кооперация представлена 20 кредитными кооперативами, четырьмя снабженческо-сбытовыми кооперати­вами, тремя обслуживающими коопера­тивами, двумя кооперативами по совме­стному приобретению и использованию техники. Названные кооперативы пред­ставляют 18 районов области. Важную роль в развитии сельской кредитной кооперации играет админис­трация Саратовской области, выделяя из местного бюджета денежные ресур­сы на помощь кредитным кооперативам, а также обеспечивая для них правовое поле функционирования. Саратовская областная Дума приняла закон "О госу­дарственной поддержке прав и закон­ных интересов кредитных кооперати­вов, сельскохозяйственных и потреби­тельских кооперативов и потребитель­ских обществ на территории Саратовс­кой области". На данном этапе системы сельской кредитной кооперации действуют вТомской, Ярославской областях, в Якутии и Бурятии. Представляет интерес опыт работы сельскохозяйственного потребительс­кого кредитного кооператива (СПКК) "Доверие" в Пермской области, в со­став которого входят крестьянские (фермерские) хозяйства, личные под­собные хозяйства граждан, сельскохо­зяйственные предприятия и малые пе­рерабатывающие предприятия. Благо­даря деятельности кредитного коопера­тива увеличиваются объемы работы и членов кооператива: из мелких они ста­новятся средними, из средних-крупны­ми. За время функционирования сельс­кого кредитного кооператива ни один из его членов не разорился, а наоборот, упрочил свое положение. Пермская областная администрация приняла решение: 1) разработать программу развития кредитной кооперации в АПК Пермской области на 2003-2005 годы; 2} использовать систему сельской кредитной кооперации для распределе­ния льготных кредитов, предоставляе­мых сельскохозяйственным товаропро­изводителям, предприятиям и органи­зациям АПК; 3) обеспечить условия равного учас­ти членов СПКК «Доверие» (наряду с другими сельскохозяйственными това­ропроизводителями) в получении час­тичного возмещения процентных ставок на условиях федеральных и областных субсидий по коммерческим кредитам.
В области в 2002 году введен поря­док возмещения разницы процентных ставок по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными производите­лями, предприятиями и организациями АПК, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, не только в кредитных орга­низациях, но и в кредитных кооперати­вах, за счет областного бюджета.
В Республике Марий Эл сельскохо­зяйственная потребительская кооперация развивается на базе СП КК «Фермер - Кредит», который создан в 1998 году. Его учредителями явились 4 крестьянс­ких хозяйства и страховая компания «МарийЭл - Поддержка». На данном этапе в республике фор­мируется двухуровневая система сель­ской кредитной кооперации. Кредитно­му кооперативу «Фермер - Кредит» при­дан статус регионального кооператива, его членами являются три районных кредитных кооператива и один снабженческо-сбытовой кооператив. Глав­ными источниками предоставления зай­мов являются привлеченные со сторо­ны кредиты. В кредитном капитале коо­ператива 80% составляют средства Фонда развития сельской кредитной кооперации, 10% - средства коммер­ческих банков. Существенную роль в развитии кре­дитной кооперации в республике игра­ет администрация. В феврале 2001 года Правительство Республики Марий Эл приняло распоряжение «О развитии сельскохозяйственной потребительс­кой кооперации Марий Эл». В целях укрепления стабильности и обеспечения надежности системы сель­ской кредитной кооперации админист­рациями районов республики создают­ся гарантийные фонды, являющиеся источником обеспечения для привлече­ния дополнительных средств со сторо­ны. Активно развивается кредитная кооперация и в Чувашии. Современная история кредитной кооперации Чувашской Республики на­чинается с 1998 г., когда были зарегистрированы первые кредитные ко­оперативы — Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей «Союз» и Республиканский сельскохозяйственный по­требительский кредитный кооператив «Согласие». Именно указанные кредитные коопе­ративы в настоящее время занимают ли­дирующее положение абсолютно по всем объемным показателям оказываемых ус­луг. Так, в частности, за период с мо­мента создания и по 1 июля 2002 г. «Союз» выдал своим членам 438 крат­косрочных займов на общую сумму бо­лее 29 млн. руб. У «Согласия» аналогич­ные показатели соответственно состав­ляют около 125 займов и 13 млн. руб. Сложившаяся ситуация в сфере кре­дитной кооперации в Чувашской Респуб­лике требует значительной активизации государственной политики, реализуемой в Республиканской целевой программе «Создание и развитие сети кредитной ко­операции в Чувашской Республике на 2003—2004 годы» {далее — Програм­ма). Основная цель Программы — обес­печение благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса путем создания финансово-устойчивой системы ссудосберегательных услуг кооператив­ного характера, удовлетворяющей по­требности субъектов малого предприни­мательства и населения Чувашской Рес­публики. Задачами Программы являются: со­здание правовых, экономических и со­циальных условий для развития кредит­ной кооперации, в том числе единой ре­гиональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных ко­оперативов, единой региональной инфор­мационной системы кредитных коопера­тивов; подготовка квалифицированных кадров для организации и управления кредитными кооперативами развитие механизмов финансово-имущественной под­держки кредитной кооперации; удовлет­ворение потребностей субъектов кредит­ной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах, в том числе с использованием передо­вых коммуникационных технологий; обес­печение допуска кредитных кооперати­вов к участию в выполнении государ­ственных заказов; внедрение системы аудита кредитных кооперативов; разра­ботка и реализация механизмов стиму­лирования привлечения финансовых средств отечественных и зарубежных ин­весторов для развития кредитной коо­перации в Чувашской Республике. Общий объем финансирования Про­граммы в 2003—2004 гг. составляет 42,6 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 1,5 млн руб., средства республи­канского Фонда поддержки малого пред­принимательства Чувашской Республи­ки — 3,05 млн руб., собственные сред­ства членов кредитных кооперативов Чу­вашской Республики — 15,96 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 22,09 млн руб Объем финансирования в 2003 г. — 15,2 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республи­ки — 0,5 млн руб., средства Республи­канского фонда поддержки малого пред­принимательства Чувашской Республи­ки — 1,5 млн руб., собственные сред­ства членов кредитных кооперативов Чу­вашской Республики — 5,45 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 7,75 млн руб. Объем финансирования в 2004 г. — 27,4 млн руб., в том числе из республи­канского бюджета Чувашской Республики — 1 млн руб., средства Республикан­ского фонда поддержки малого предпри­нимательства Чувашской Республики — 1,55 млн руб., собственные средства чле­нов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 10,51 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 14,34 млн руб. Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установлен­ном порядке при формировании проек­тов бюджетов участников Программы на соответствующий год. Реализация в полном объеме всех предусмотренных в Программе меропри­ятий обеспечит создание единого поля скоординированного и профессиональ­ного подхода к развитию кредитной ко­операции, будет содействовать привле­чению временно не задействованных денежных сбережений населения и субъектов малого предпринимательства в хозяйственный оборот для удовлетво­рения потребностей малого и среднего бизнеса Чувашской Республики. Таким образом, анализ работы сельской кредитной кооперации в России показывает, что развитию этого направления финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах придается определенное значение. Это вязано с тем, что надежно работающая система сельской кредитной кооперации расширяет круг инвесторов, заинтересованных выгодно и надежно вложить свои сбережения в сельскохозяйственное производство и развитие сельского предпринимательства. Больше внимания проблеме кредитной кооперации стало уделяться и на федеральном уровне. 3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения. Кооперация способствует развитию национального рынка и местных рынков регионов. Она противопоставляет глоба­лизации, трансграничному предприни­мательству более гуманную идею эконо­мического сотрудничества; выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Сельское производство в силу своей жесткой зависимости от природно-кли­матических факторов во многих странах является бесприбыльным или даже убы­точным и нуждается помимо всего про­чего в усиленной государственной под­держке. По данным Организации эконо­мического сотрудничества и развития, доля государственной помощи в дохо­дах фермеров составляет; в США - 30%, Канаде - 45, странах Общего Рынка - 49,
Выживанию кооперативов за рубе­жом во многом способствует политика государства, направленная на поддерж­ку кооперативных форм организации производства. В странах с развитой рыночной экономикой кооперация рас­сматривается с экономической и соци­альной точек зрения. Это, прежде всего источник дополнительных рабочих мест в случае ухудшения экономической си­туации или застоя в тех или иных отрас­лях производства, а также средство по­вышения жизненного уровня трудящих­ся.
Государственная поддержка коо­перативам может выражаться в следу­ющем: · законодательно гарантировать им снижение или освобождение от налогов; · предоставлять налоговые льготы коммерческим банкам на ссуды, которые на льготных условиях они предоставляют кредитным и другим видам кооперати­вов; · освобождать от налогов ту часть при­были, которая распределяется между членами-пайщиками в виде процента на паевой капитал и покупательского диви­денда; · осуществлять прямую финансовую или иную материальную помощь коопе­ративам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономичес­кого развития. В последнее время стало очевидным, что роль кооперации в рыночной эконо­мике имеет свою нишу, где она дает мак­симальный эффект, что государственное вмешательство не должно подавлять ос­новы рыночного механизма, конкурен­цию, самостоятельность товаропроизво­дителей, нарушать оправданные пропор­ции между накоплением и потреблени­ем. В настоящее время система государственного льготного кредитования фун­кционирует неэффективно - выделяе­мые государством средства до боль­шинства сельхозпроизводителей не до­ходят. Поэтому проблему обеспечения села финансовыми ресурсами призвана ре­шить сельская кредитная кооперация. Эффективность кредитования произ­водства определяется количеством и видовым составом основного и оборот­ного капитала в отрасли. Отрасль, в которой работает десятая часть трудоспо­собного населения страны, обладает 5,9% основных фондов РФ. Японии - 66, Норвегии - 77, Швейцарии -80%. В последние годы доля феде­рального бюджета в сельскохозяйствен­ном консолидированном бюджете и в субсидиях предприятиям системы Минсельхоза России стабилизировалась примерно на уровне 30% . По сравнению с традиционными формами кредитования кооперативный кредит обладает следующими преиму­ществами: оперативность в предостав­лении средств, простая процедура офор­мления кредитной сделки, выгодное для заемщика обеспечение, сравнительно невысокий уровень процента, более низ­кие затраты на оформление займов и оценку кредитоспособности заемщика. В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 230 сельских кредитных кооперативов, тогда как в 1996 году - всего 8, то есть за этот пери­од их количество увеличилось в 29 раз. В 2002-2003 годах в Оренбургской обла­сти зарегистрировано восемь сельских кредитных кооперативов, которые устой­чиво и эффективно функционируют. В перспективе до 2005 года планируется открытие пятнадцати самостоятельных кредитных кооперативов. Анализ данной информации позволяет утверждать, что динамика развития сельской кредитной кооперации в России имеет положитель­ную тенденцию. При этом влияние доли государственной поддержки на разви­тие кредитных кооперативов остается низким. По данным финансового дирек­тора фонда развития сельскохозяйствен­ной кредитной кооперации В.М. Пахомова, в2001 году в 40 кредитных коопе­ративах неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов составлял около 53% Общеизвестно, что на этапе станов­ления сельской кредитной кооперации, который она проходит в настоящее вре­мя должна обеспечиваться государ­ственная поддержка. В условиях глоба­лизации экономики и культуры будущее потребительской и сельскохозяйствен­ной кооперации во многом будет зави­сеть от отношения к ним государства. Для повышения значимости коопера­тивов в экономике АПК, по нашему мне­нию, необходимо: 1)разработать государственную коо­перативную политику; 2)закрепить в Конституции наличие в стране кооперативного сектора эконо­мики наряду с государственным и част­ным; 3} рассматривать все виды коопера­тивов как "народное предприниматель­ство" и как одну из структур социально ориентированной экономики страны; 4)провозгласить политику поощрения кооперативного движения с дополни­тельными льготами по налогам и креди­там; 5)разработать меры по созданиюфондов для гарантий и поддержки сбе­режений пайщиков. В период становления сельской кре­дитной кооперации следовало бы уста­новить льготное налогообложение сель­ских кредитных кооперативов. Желатель­но введение в качестве обязательной государственной регистрации кредитно­го кооператива проверки на соответствие действующему законодательству и на на­личие достаточной экономической базы. Необходимым условием регистрации ко­оперативного финансового института должна стать лицензия, выдаваемая ор­ганом государственного контроля. Для стабильной работы сельских кре­дитных кооперативов необходим Федераль­ный закон «О сельской кредитной коопе­рации». Кроме того, их деятельность долж­на регулироваться нормативными актами региональных (местных) администраций. В целях успешного развития коо­перации следует активизировать пропаганду кооперативных идей. Целесообразно в средствах массо­вой информации шире освещать ко­оперативные принципы: доброволь­ный и открытый характер членства, демократический контроль со сторо­ны их членов, участие членов коопе­ратива в экономической деятельно­сти, их самостоятельность и неза­висимость, сотрудничество и взаи­мопомощь. Наряду с этим следует активизи­ровать формирование кооператив­ных структур во всех сферах нацио­нальной экономики, совершенство­вать формы кооперации и механиз­мы взаимодействия их с другими организационно-правовыми форма­ми рыночной экономики. Необходимо также укреплять са­мобытность кооперативов на осно­ве кооперативных ценностей, содей­ствовать укреплению потенциала кооперативов независимо от уровня их развития, оказывать им государ­ственную поддержку в развитии их деятельности, повышении конкурентоспособности, получении доступа к рынкам и структурам финансирова­ния, укреплении социального и эко­номического благополучия. Желательно упростить процедуру регистрации кооперативов, способ­ствовать созданию в кооперативах надлежащих резервов, фондов соли­дарности, содействовать объедине­нию кооперативов в кооперативные структуры. В перспективе стоит задача со­здания многоуровневой системы сельской кредитной кооперации. В ряде регионов сформировались двухуровневые системы кредитной кооперации. Назрела объективная необходимость в объединении ре­гиональных кооперативов второго уровня в единую систему, функци­онирующую под контролем кредит­ного института третьего уровня. Первый уровень данной системы будет представлен локальными кредитными кооперативами, пай­щиками которых являются сельс­кохозяйственные товаропроизво­дители, сельский бизнес, жители села. Далее второй уровень - реги­ональный кооператив, который объединит все кооперативы низше­го звена в регионе. И уже на нацио­нальном уровне необходимо со­здать кредитный институт третье­го уровня. Таким институтом может выступить либо кредитный коопе­ратив третьего уровня, либо небан­ковская депозитно-кредитная орга­низация (НДКО), либо коммерчес­кий банк. Акционерами данной организации могут стать зарубеж­ные первоклассные банки, Фонд развития сельской кредитной коо­перации и непосредственно регио­нальные кооперативы.
Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует акти­визации государственной политики, реализуемой через законодательство и государственные программы. Кредитная кооперация должна стать пол­ноправным и неотъемлемым элементом современной экономической сис­темы хозяйствования, поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта стабильности государства.

Заключение. Следует отметить, что активное раз­витие кредитных кооперативов в России в последние годы свидетельствует о преобразовании их в массовые организации экономического взаимодействия раз­личных слоев населения. Для успешного становления сельс­кой кредитной кооперации необходима система мер государственного регули­рования. В современной России государство как гарант не только полити­ческой, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан дол­жно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на: · формирование законодательно-пра­вовой и нормативной базы, которая спо­собствовала бы развитию кредитных ко­оперативов и регулировала бы (при не­обходимости) порядок их лицензиро­вания; · становление системы аудита и улуч­шение стандартов работы кредитных ко­оперативов; · приведение налогообложения в со­ответствие с некоммерческим характером их деятельности; · обеспечение материальной (в том чис­ле финансовой) поддержки для пополне­ния кооперативных ресурсов. В решении этих задач неоценимо уча­стие экономистов-аграрников, так как выработке стратегии развития и форми­рованию законодательной базы предше­ствует разработка модели системы кре­дитной кооперации в России на основе изучения соответствующего отечественно­го и зарубежного опыта.
Список использованной литературы: 1 Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика. М.,2002. 2.Старостин В.М.,Филиппова Н.А. Кредитная кооперация/текст лекций. ЧКИ МУПК. - Чебоксары,2003 3.Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие.-2-е издание. - М.: Издат. - торг. Корпорация «Дашков и К»,2003 4.Шкляр М.Ф.Кредитная кооперация: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных заведений. - М.:Маркетинг,2002 5. Александров А. Сельские кредитные кооперативы в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2004,№9 6.Дахов И. Сельские кооперативы в системе многоукладной экономики России//АПК: экономика и управление,2003,№5 7.Ермаков В.Ф., Стариков И.В. Важный фактор возрождения села// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2 8.Коваленко С.Б. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: прошлое, настоящее, будущее//Банковские услуги,2003,№5 9.Коновалов М.В. Развитие сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№11 10.Коновалов М.В. Пути развития сельской кредитной кооперации в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№5 11. Краснов В. Сельская кредитная кооперация в Чувашской республике// Экономика сельского хозяйства России,2003,№2 12. Кредитную кооперацию поддержит государство (по материалам пресс-службы Минэкономразвития Чувашии)//Вести Чувашии,2004,№46 13.Крыгина А.П. Государственное регулирование и проблемы кооперации// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№8 14.Медведева Н.А. С международной научно-практической конференции «Стратегия развития сельской кредитной кооперации: концепция и правовое поле»//Деньги икредит,2003,№1 15.Михалев А. Развитию кооперации постоянную поддержку// Экономика сельского хозяйства России,2003,№1 16.Николаев О.А. Государство на стороне предпринимателя//Советская Чувашия,2004, №50 17.Пахомов В.М. Развивать кредитную кооперацию на селе// Экономика сельского хозяйства России,2003,№3 18.Рассказов А.Н. Развитие кредитной кооперации в России//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2003,№7 19.Сагайдачная О. Развивать сельскую кредитную кооперацию//// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий,2004,№3 20.Семенова Н. Развивать сельскохозяйственную кредитную кооперацию// Экономика сельского хозяйства России,2004,№5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рынок: сущность, функции, виды
Реферат Образ Чичикова. "Повесть о капитане Копейкине"
Реферат Русский язык и сравнительное языкознание
Реферат Homophobia And Coming Out Essay Research Paper
Реферат Transfer Essay Research Paper Procedures for Transferring
Реферат Эстетико-функциональная природа древнерусской литературы с точки зрения культурологического подхода
Реферат Полиомиелит: паралитическая, восстановительная и остаточная стадии
Реферат Боголюбов Микола Миколайович - український математик механік фізик
Реферат Своєрідність юридичної діяльності в англо-американській правовій сім’ї
Реферат Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками
Реферат Вооружение сторон перед началом русско-японской войны
Реферат Классификация отказов, параметры надежности
Реферат Суспільно-політичний лад і право України в період національно-визвольної війни під проводом Богд
Реферат Саморегуляция численности популяции
Реферат 40-е 50-е поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи история как трагедия, история как порочный круг