СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие и общая характеристикаэкологических прав граждан
1.1 Права граждан в области охраныокружающей среды
2 Экологические обязанности граждан иих объединений
3 Экологические правомочияобщественных и иных некоммерческих объединений
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Экологические праваграждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой прававозможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологическойбезопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических правявляется основой экологической политики государства и целью ее осуществления.Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека,необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека какнаивысшей социальной ценности.
Экологические праваграждан установлены в Законе «Об охране окружающей среды».
Они связаны с правом наблагоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной,неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются егоестественные условия.
Вопрос об экологическихправах человека и гражданина является центральным в национальном имеждународном экологическом праве. Оно тесно связано с правом на жизнь издравоохранение населения.
1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Основным правом каждогочеловека является право на жизнь. Это положение закреплено в КонституцииРоссийской Федерации в ч.1 ст. 20.3 Право это основано на положениях Хартии оправах человека Всемирной декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией прав и свобод человека игражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это правозакреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охранеокружающей среды (1972) и в последующих документах.
Статья 42 Конституции РФзакрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собойэкологических права человека:
1) право на благоприятнуюокружающую среду;
2) право на достовернуюинформацию о ее состоянии;
3) право на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Содержание экологическихправ граждан состоит из трех частей:
1) возможностьдействовать определенным образом в своих интересах;
2) право требовать отсубъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иныедействия или воздерживаться от их совершения;
3) обращаться за защитойнарушенного права к государственным органам.
Конституция впервыенаделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционнойлегитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст.11Закона РФ от 10 января 2002г. " Об охране окружающей среды".
Окружающая среда являетсяблагоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся еечистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видовогоразнообразия и эстетического богатства.
Конституцией РФ такжепредусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающейсреды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающейсреде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы вобласти охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит отуровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.
Третье экологическоеправо, закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба,причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Законе «Об охранеокружающей среды», который занимает центральное место в системеэкологического законодательства РФ, приняты основные положения следующегосодержания:
Статья 11 Законапровозглашает права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды:
1. Каждый гражданин имеетправо на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациямиприродного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянииокружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Граждане имеют право:
— создавать общественныеобъединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющиедеятельность в области охраны окружающей среды;
— направлять обращения ворганы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ,органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам ополучении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающейсреды в местах проживания, мерах по ее охране;
— принимать участие всобраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписейпод петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иныенепротиворечащие законодательству РФ акциях;
— выдвигать предложения опроведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведениив установленном порядке;
— оказывать содействиеорганам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ,органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
— обращаться в органыгосударственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями ипредложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативноговоздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованныеответы;
— предъявлять в суд искио возмещении вреда окружающей среде;
— осуществлять другиепредусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
-сохранять природу иокружающую среду;
-бережно относиться кприроде и природным богатствам;
-соблюдать иные требованиязаконодательства.
Статья 12 Права иобязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющихдеятельность в области охраны окружающей среды,
Общественные и иныенекоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающейсреды, имеют право:
— разрабатывать,пропагандировать и реализовать в установленном порядке программы в областиохраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в областиохраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан косуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
— за счет общественных ипривлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в областиохраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспеченияэкологической безопасности;
— оказывать содействиеорганам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ,органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
— организовыватьсобрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей подпетициями и принимать участие в указанных мероприятиях, в соответствии сзаконодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросамохраны окружающей среды и об обслуживании проектов, касающихся охраныокружающей среды;
— обращаться в органыгосударственной власти РФ и местного самоуправления по вопросам о получениисвоевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а также сжалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду;
— организовывать ипроводить в установленном порядке слушания и экологическую экспертизу повопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельностькоторых может нанести вред окружающей среде;
Подавать в органыгосударственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене решений опроектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатацииобъектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативноевоздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски овозмещении вреда окружающей среде.
Статья 13 п.3 указываетна то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и инымнекоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраныокружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Статьи 11 и 12 Законазатрагивают важный элемент правового статуса гражданина России — егоэкологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этихстатьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляютсодержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона«О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.
1.1 Права граждан вобласти охраны окружающей среды
Право на благоприятнуюокружающую среду является разновидностью субъективных прав граждан, которомукорреспондируют обязанности органов публичной власти по поддержанию окружающейсреды в благоприятном состоянии, а также про ведению различных мероприятий поустранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на жизнь и здоровьелюдей.
Субъективное право — этогарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности,важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного прававсегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться отдействий (например, требовать или не требовать от компетентных органовпредоставления экологически значимой информации)[1].
В юридической наукедостаточно четко сформулированы основные различия между категориями «правачеловека» и «права гражданина». Суть их сводится к следующему.
Права человека могутсуществовать независимо от их государственного признания и законодательногозакрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, такимобразом, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения.Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежитданное лицо.
Таким образом, правагражданина — форма опосредования прав человека, которые признаны государством ипоставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в миревообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формальноявляются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.
Поэтому право человека иправо гражданина на благоприятную окружающую среду различаются по своемуобъекту и субъекту. Если объектом права человека является состояние биосферыЗемли в целом, благоприятное качество которой определяет здоровье всегонаселения планеты, то объектом права гражданина является определенноекачественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной изчастей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъектыданного права[2].
Субъектами права человекаявляются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства,места нахождения и Т.д., а субъектами права гражданина будут являться толькограждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранныеграждане, апатриды).
Права человека игражданина на благоприятную окружающую среду принципиально различаются и посредствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую средузащищается в судебном или административном порядке при помощи системыправоохранительных органов РФ, то для защиты права человека существует нетолько эта система, но и довольно сложная система международных органов позащите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы.
Наконец, в отличие отправа человека, закрепленного главным образом в Декларациях и иныхмеждународных документах, право гражданина на благоприятную окружающую средузакреплено в Конституции и конкретизировано в отраслевом экологическомзаконодательстве РФ и субъектов РФ.
Следует отметить, чтопараллельно с развитием международного сотрудничества в области экологическихправ человека, на внутригосударственном уровне осуществлялась научнаяразработка понятия и содержания данного права.
Еще до принятиядействующей Конституции во многих научных работах отмечалось формирование«права на благоприятную окружающую среду». Другие ученые говорили о «правечеловека и гражданина на здоровую (безопасную) окружающую среду». Однако впоследнем случае, мы полагаем, что авторы обращали внимание лишь на один, хотяи важнейший элемент благоприятного качества окружающей среды — ее соответствиесанитарно-гигиеническим нормативам.
Существенным дляопределения содержания права на благоприятную окружающую среду является вопросо содержании понятия «благоприятной окружающей среды».
Закон об охранеокружающей среды дает определение «благоприятной окружающей среды» в узкомсмысле, понимая под ней такую окружающую среду, качество которой обеспечиваетустойчивое функционирование естественных экологических систем, природных иприродно-антропогенных объектов. Ранее действовавший Закон об охране окружающейприродной среды 1991 г., равно как и ряд действующих федеральных законов,используют термин «окружающая природная среда».
Таким образом, долгоевремя была не ясна разница между этими терминами. Существует два подхода кпроблеме соотношения указанных понятий.
С одной стороны, понятия«окружающая среда» и «окружающая при родная среда» можно считать идентичными. Сдругой стороны, понятие «окружающая природная среда» имеет более узкийхарактер, чем понятие «окружающая среда», поскольку последняя включает в себяне только природную составляющую той среды, в которой мы живем, но и бытовую ипроизводственную сферу, в которых и проходит большая часть жизни человека.Последнюю позицию разделяет и Закон об охране окружающей среды, в преамбулекоторого отмечается, что закон регулирует отношения, связанные «с воздействиемна природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды… ».
Под «благоприятнойокружающей средой» в широком смысле следует понимать такое состояние средыобитания человека, которое соответствует нормативам, касающимся ее чистоты,ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия, способностиудовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении, а также включатьв себя эталонные участки природы, не тронутой человеческой жизнедеятельностью.Данное право включает в себя возможность граждан пользоваться дарами природы(право общего природопользования), но исключает отношения собственности наприродные объекты и возможности коммерческого их использования (право специальногоприродопользования).
Такое понимание «благоприятнойокружающей среды» прямо вытекает из положений Закона об особо охраняемыхприродных территориях.
Учитывая взаимосвязь ивзаимообусловленность прав и обязанностей, следует отметить вытекающие из п. 1и п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды обязанности органов публичнойвласти, необходимые для реализации права граждан на благоприятную окружающуюсреду. В числе таких обязанностей органов власти следует выделить разработкуприродоохранных нормативов; привлечение виновных в нарушении экологическихпредписаний к юридической ответственности; финансирование из бюджетов всехуровней экологических мероприятий и программ; обязанность соответствующихдолжностных лиц предоставлять экологическую информацию; учитывать экологическиетребования в ходе территориального планирования и градостроительногозонирования территорий; про водить государственный экологический контроль;государственную экологическую и иные экспертизы и т.д.
Из Конституции иэкологического законодательства следует ряд конкретных правомочий граждан вобласти охраны окружающей среды. По логике законодателя, использованиеуказанных правомочий гражданами Российской Федерации позволит им реализоватьсвое конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Все правомочия гражданмогут быть классифицированы в две большие группы по критерию способа защиты:самозащита своих экологических прав и защита с помощью государственныхинститутов. В первую группу входят правомочия граждан по проведению демонстраций,пикетирования и иных подобных мероприятий, а во вторую группу — обращения ворганы государственной власти с заявлениями, жалобами, предложениями, исками ит.д.
В их числе следует особовыделить следующие:
1. Право на создание общественных объединений, фондови иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраныокружающей среды.
Порядок создания такихнекоммерческих объединений предусмотрен в ГК и иных федеральных законах. Так,порядок создания общественных объединений указан в Федеральном законе от19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Все юридические лица,включая некоммерческие экологические объединения, приобретают предусмотренныезаконодательством права и обязанности с момента их государственной регистрации.
Деятельность общественныхобъединений является важным элементом гражданского общества, формой егоконтроля за эффективностью работы государственного аппарата. В развитых странахмира общественные экологические объединения являются внушительной политическойсилой, побеждая на выборах и получая значительное количество мест впредставительных органах государственной власти и органах местногосамоуправления. Под влиянием неправительственных экологических организацийпроисходит экологизация ряда других международных и государственных институтов,а также общественных структур (церковь, средства массовой информации,профсоюзы, политические партии, другие общественные организации, рядовыеграждане). И. В. Башурова отмечает, что повсеместно наблюдается политизация экологическихдвижений, приобретая глобальный характер и определяя глобальную тенденциюразвития мирового экологического движения[3].
2. Граждане вправе принимать участие всобраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах и иных непротиворечащих законодательству акциях по охране окружающей среды.
Данная нормаконкретизирует предоставленную ст. 31 Конституции гражданам возможностьсобираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирование. При осуществлении данного права не допускаетсянарушение прав и свобод других лиц, а также использование этого права длянасильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой,национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.В Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права напроведение публичных мероприятий, Т.е. для их проведения не требуетсяспециального разрешения властей.
Вопросы организацииданных мероприятий детально урегулированы Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Проводившиеся в формедемонстраций, пикетов и митингов протесты против строительства различныххозяйственных объектов конца 1980-х — начала 1990-х гг. сменились насегодняшний день практически полной апатией населения к подобным формампротеста.
Более востребованнойформой защиты гражданами своих экологических прав в настоящий момент являетсяих участие в проведении референдумов по экологическим вопросам. Согласно ч. 3СТ. 3 Конституции, высшим непосредственным выражением власти народа являютсяреферендум и свободные выборы. Право на участие в референдуме предусмотренотакже Ч. 2 СТ. 32 Конституции. Референдумы могут быть трех уровней — федеральные, региональные (субъекта РФ) и местные.
В соответствии со ст. 1Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме вРоссийской Федерации» референдум РФ — это всенародное голосование гражданРоссийской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросамгосударственного значения. Одним из таких вопросов государственного значениявполне может быть и охрана окружающей среды.
С 1997 г. резко возрослочисло таких референдумов, расширился региональный охват и тематика вопросов,выносящихся на них, что свидетельствует о росте гражданской активности населения.В последние десятилетия в Российской Федерации неоднократно предпринималисьпопытки провести референдумы по объектам, затрагивающим экологические интересынаселения[4].
Во многом возможность ирезультативность их проведения была обусловлена позицией соответствующихорганов публичной власти. В этом смысле примечательны референдумы по поводустроительства морского порта в г. Геленджик (1998 и 2000 гг.); референдум вКалининградской области по поводу строительства нефтеперевалочных баз (2005г.); референдум по поводу строительства Сосновоборского алюминиевого завода вКингесепском районе (2004 г.)[5].
Из числа референдумов,получивших наибольший общественный резонанс, следует выделить проходивший вначале 2001 г. в ряде субъектов РФ сбор подписей для проведения референдума повопросу о возможности ввоза в Россию отработавших ядерных материалов и ядерноготоплива зарубежных АЭС в целях захоронения и переработки на территории РФ (впервом чтении Государственной думой в декабре 2000 г. был принят закон, которымтакая возможность допускалась). Однако данная инициатива общественности по рядупричин не была реализована, а вступивший в силу Закон об охране окружающейсреды урегулировал данную процедуру и закрыл дискуссию.
Как показывает практика,проведение референдума даже с положительным для инициаторов — общественныхэкологических объединений и граждан — результатом еще не создает само по себенеобходимых гарантий от нарушения экологических прав граждан. Так, в г. Калугебыл проведен референдум по вопросу строительства второй атомной станции.Отрицательный результат референдума был обжалован Минатомом России в ВерховныйСуд РФ, который согласился с его доводами о необходимости строительства этойстанции.
Следует обратить вниманиена следующее обстоятельство. В большинстве случаев граждане и их объединенияпытаются проводить региональные и местные референдумы по вопросам в сфереатомной энергетики (например, по запрету строительства АЭС). Такие действияпрямо противоречат правовым нормам.
В ст. 12 Федеральногозакона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется, что нареферендум субъекта РФ или местный референдум могут быть вынесены вопросы,находящиеся соответственно в ведении субъекта РФ или органа местногосамоуправления. Статья 71 Конституции указывает, что федеральные энергетическиесистемы и ядерная энергетика находятся в ведении Российской Федерации.
Таким образом, вопросыатомной энергетики не находятся в ведении субъектов РФ или совместном веденииРоссийской Федерации и субъектов РФ.
Значительно более редкимиявляются попытки проведения референдумов по охране уникальных, экологическиценных территорий или другим вопросам природопользования.
3. Право граждан требовать от органовгосударственной власти, местного самоуправления, иных организацийпредоставления своевременной, полной и достоверной экологической информации.
Оно закрепляется в п. 2СТ. 11 Закона об охране окружающей среды. Это положение является конкретизациейодного из основных принципов охраны окружающей среды. Статья 2 Федеральногозакона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и озащите информации» понимает под информацией «сведения (сообщения, данные)независимо от формы их представления».
Проблемам, возникающимпри получении, использовании, защите информации, уделяется внимание в рамкахпрактически всех отраслей российского права.
Так, Ч. 2 СТ. 24 Конституциипредусматривает обязанность органов государственной власти и местногосамоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможностьознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими егоправа и свободы. Данное положение корреспондирует и с Ч. 4 СТ. 29 Конституции,согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать необходимую длянего информацию (в том числе в сфере экологии).
Под экологическойинформацией понимается любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы,живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах,которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также озапланированной или осуществляемой деятельности по использованию природныхресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимыедля оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а, кроме того, омерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды[6].
Указанной информациейрасполагают, в первую очередь, специально уполномоченные органы государства вобласти охраны окружающей среды. Такую информацию о состоянии окружающей средыони получают посредством мониторинга (наблюдения за качественным состояниемокружающей среды). Однако если речь идет о размере и характере вредноговоздействия хозяйствующего субъекта, то по запросу общественного экологическогообъединения соответствующую информацию обязан предоставить его руководитель.
Но, несмотря назакрепление права граждан и их объединений на получение экологическойинформации в Конституции и федеральных законах, а также наличии утверждаемыхПравительством РФ положений о специально уполномоченных федеральных органах вобласти охраны окружающей среды, которым вменяется в обязанность предоставлятьгражданам экологическую информацию, получение последней до сих пор связано сбольшими проблемами[7].
Одной из них являл осьотсутствие механизма реализации данного права. Подзаконными актами не былустановлен порядок предоставления информации: какие должностные лица, в какомобъеме, в какие сроки должны ее предоставлять. В качестве шага к решению даннойпроблемы можно рассматривать создание в Минприроды России (в том числе втерриториальных структурах) общественных приемных, одной из задач которыхявляется обеспечение работы с общественностью и обращениями граждан повопросам, относящимся к сфере деятельности Минприроды России, а такжеорганизация личного приема граждан руководством Минприроды России[8].
Также возникают сложностис привлечением к ответственности должностных лиц, виновных в непредставленииэкологической информации, несмотря на наличие соответствующего составаправонарушения. Так, ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации»КоАП предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленноеискажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации осостоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источникахзагрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, атакже искажение сведений о состоянии земель, водных и других объектовокружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Вопределении объективной стороны состава указанного правонарушения четкуюправовую регламентацию имеют только категории «своевременная» и «достоверная»информация.
Законами предусмотренсрок рассмотрения заявления граждан о предоставлении информации (1 месяц),пропуск которого означает нарушение должностными лицами требований закона.Недостоверной информацией могут считаться заведомо ложные, не соответствующиедействительности сведения о состоянии окружающей среды. Типичным примером былаавария на Чернобыльской АЭС, правду о которой российские граждане узнали сбольшим опозданием. До этого соответствующие должностные лица сообщали, чтоничего особенного на Чернобыльской АЭС не произошло, Т.е. предоставляли недостоверную экологическую информацию.
Категория «полная»информация носит оценочный характер. Оценка полноты предоставленных сведенийзависит от содержания и четкости предмета информационного запроса,сформулированного гражданами и их объединениями. В этом плане как раз исуществуют сложности субъективного плана, связанные с тем, что граждане невсегда обладают необходимыми знаниями для того, чтобы юридически грамотносформулировать вопрос к соответствующим должностным лицам. Следовательно,«полнота» или «не полнота» ответа соответствующих должностных лиц на запросыграждан подлежат индивидуальной оценке, в которой могут присутствовать элементысубъективизма, поскольку законом критерии «полноты» экологической информации неопределены.
Одним из способовреализации права граждан на экологическую информацию могло бы стать болееширокое распространение Государственного доклада о состоянии окружающей среды.Такой доклад издается на уровне Российской Федерации и субъектов РФ и отражаетреальные факты состояния окружающей среды, но он не доступен для широкогоознакомления. Например, Федеральный доклад публикуется в газете «Зеленый мир»,число читателей которой невелико, а Государственный доклад о состоянииокружающей природной среды субъекта РФ не публикуется в средствах массовойинформации и не поступает в открытую продажу.
Необходимо подчеркнуть,что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 №2 5485-1 «Огосударственной тайне» информация о состоянии окружающей среды не относится кчислу сведений, которые составляют государственную тайну.
4. Граждане вправе обращаться в органыгосударственной власти и местного самоуправления, иные организации с жалобами,заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативноговоздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы.
Данная нормакорреспондирует с положениями ст. 33 Конституции, согласно которой гражданеРоссийской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления. Данное право является важным средством защитыэкологических прав граждан, а также формой их участия в управлении деламигосударства. Праву граждан на обращение соответствует обязанность органов идолжностных лиц рассмотреть в установленном порядке и определенный срокобращения граждан и уведомить их о результатах. Действующее законодательствопредусматривает три основные формы обращения.
Граждане могут обращатьсяв органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями посовершенствованию работы природоохранных органов, их структуры, путей решенияотдельных экологических задач. Посредством заявления гражданин обращается кконкретному должностному лицу о содействии в реализации принадлежащего емуконституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементыкоторого конкретизированы в законах РФ и субъектов РФ. Подавая жалобы, гражданевправе требовать устранения допущенных нарушений своих экологических прав врезультате принятия решения, либо иных действий (бездействия) соответствующихдолжностных лиц. Предложения и заявления подаются тем должностным лицам, введении которых находится решение соответствующего экологического вопроса.Жалобы подаются должностным лицам, в подчинении которых находится лицо,принявшее обжалуемое решение, либо в суд.
Граждане вправепредъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде, а также их жизни,здоровью и имуществу.
Л. Н. Буркова подэкологическим вредом понимает любое ухудшение состояния окружающей среды,произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований и связанноес ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага,включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц[9].
Право гражданина навозмещение вреда, причиненного окружающей среде, следует рассмотреть вконтексте действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПКв случаях, предусмотренных законом, граждане и организации вправе обратиться всуд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов других лиц по ихпросьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного кругалиц. Такая же возможность продублирована и в п. 1 ст. 11 Закона об охранеокружающей среды.
Экологическиеправонарушения могут причинять вред окружающей среде, который, в свою очередь,может как повлечь, так и не повлечь причинение вреда здоровью и имуществуграждан. Например, уничтожение лесных массивов в отдаленных районахнепосредственно вреда здоровью и имуществу граждан не причиняет, но вредэкологическому состоянию лесов очевиден. Пункты 1 и 2 СТ. 11 Закона об охранеокружающей среды предоставляют гражданам право на судебную защитублагоприятного качества окружающей среды независимо от того, причинен линепосредственно правонарушением вред их здоровью и имуществу или нет.
В случае причинениятакого вреда ст. 79 Закона об охране окружающей среды и гражданскоезаконодательство предусматривают порядок возмещение вреда, причиненногоздоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в областиохраны окружающей среды. Обязанности по предъявлению исков в суд по возмещениювреда окружающей среде возложены также на специально уполномоченныегосударственные органы в области охраны окружающей среды.
Существует множествопримеров реализации гражданами и их объединениями своего конституционного правана возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, посредствомобращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ.
Так, постановлениемКонституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверкеконституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября1995 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС» были признаны неконституционными положенияуказанного Федерального закона об уменьшении размера выплат и льгот гражданам,пострадавшим от радиации, сужен круг лиц, пользующихся такими льготами. Судуказал на недопустимость сокращения объема обязательств, ранее принятых на себягосударством в отношении таких граждан.
В последние годыформируется и практика защиты экологических прав на международном уровне,поскольку Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите правчеловека и основных свобод (г. Рим, 4 декабря 1950 г.). Следовательно,российские граждане и юридические лица получили возможность обращаться длязащиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд поправам человека, когда исчерпаны внутригосударственные возможности защиты ихэкологических прав[10].
Россия признаетюрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросамтолкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемогонарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когдапредполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношенииРоссийской Федерации. Поэтому применение судами Конвенции о защите правчеловека и основных свобод осуществляется с учетом практики Европейского Судапо правам человека во избежание любого нарушения вышеназванной Конвенции.
Формально решенияЕвропейского Суда по правам человека, конечно, не обязательны для государств,подписавших конвенцию, но фактически все они следуют практике суда, посколькуконтрольные органы Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаютсебя связанными прецедентом. Существует достаточно примеров того, что высшиесудебные инстанции РФ при рассмотрении гражданских и иных дел опираются наположения прецедентной практики Европейского Суда.
Несмотря на то, что вКонвенции о защите прав человека и основных свобод нет статьи, посвященнойэкологическим правам, это не препятствует защите последних посредствомапелляции к другим статьям конвенции. В числе наиболее интересных дел по защитеэкологических прав человека в практике Европейского Суда по правам человекаможно выделить следующие.
2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Под обязанностями вюридической науке понимается установленные законом вид и мера должного,общественно необходимого поведения, обеспечивающего право другой стороны игарантированного государством. В отличие от прав граждан, реализуемых свободнои по своему усмотрению, обязанность как предусмотренная Конституцией иэкологическим законодательством форма регулирования общественных отношений,опирается на властное начало, предполагающее в случае необходимостигосударственное принуждение.
Экологические обязанноститесно связаны с субъективными правами — это парные, взаимосвязанные категории[11].
Данный принцип единстваправ и обязанностей следует из ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека, всоответствии с которой «каждый человек имеет обязанности перед обществом, вкотором только и возможно свободное и полное развитие его личности, осуществлениеправ и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свободдругих, удовлетворения справедливых требований в демократическом обществе». ВПреамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-0М пленарном заседанииГенеральной Ассамблеи ООН), также закреплено, что «отдельный человек имеетобязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому онпринадлежит». Отсюда следует, что право на благоприятную окружающую среду такжереализуется через права и обязанности как органов публичной власти, так и самихграждан и их объединений.
В отличие от большинстваобязанностей, предусмотренных нормами гражданского права, и направленных наобеспечение интересов отдельных граждан или хозяйствующих субъектов,предусмотренные п. 3 ст. 11 Закона об охране окружающей среды экологическиеобязанности устанавливаются в интересах общества в целом. Невыполнение илиненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением ивлечет меры государственного принуждения. Данная норма конкретизирует положенияст. 58 Конституции, согласно которой каждый обязан сохранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Аналогично правамКонституция разграничивает также и обязанности человека и гражданина. Например,в соответствии со ст. 59 Конституции обязанность защиты отечества возложенатолько на граждан. Относительно обязанности беречь природу и окружающую среду,Конституция использует термин «каждый», распространяя эту обязанность как нароссийских, так и на иностранных граждан и апатридов, находящихся на территорииРФ.
Рассматриваяэкологические обязанности необходимо, во-первых, разграничивать экологическиеобязанности граждан и юридических лиц (к последним примыкаютграждане-предприниматели). Во-вторых, следует различать экологическиеобязанности в различных сферах взаимодействия человека и природы(строительство, размещение отходов, водопользование, лесопользование и т.д.)[12].
Другая классификацияэкологических обязанностей граждан и их объединений, предусмотренных ст. 58Конституции и различными актами экологического законодательства, предполагаетих подразделение на экологические обязанности общего и специального характера.
Так, п. 1 ст. 77 Законаоб охране окружающей среды предусматривает общую обязанность граждан,причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчии иного вредного воздействия возместить его в полном объеме.
В соответствии со ст. 13ЗК на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участковвозложена специальная обязанность по охране земель от различных видов вредноговоздействия, а также бережному отношению к земле как природному объекту,вытекающая из наличия прав на земельный участок Аналогичные специальныеприродоохранные требования содержаться в лесном, водном, горном и иномприродоресурсовом законодательстве. Эти нормы отраслевых законовкорреспондируют с положениями ст. 36 Конституции, в которой выделяетсяобязанность не наносить ушерба окружающей среде при владении, пользовании ираспоряжении землей и другими природными ресурсами.
Отдельная группаспециальных экологических обязанностей предусмотрена экологическимзаконодательством для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, а также для граждан, занимающих определеннуюдолжность. Так, п. 1 ст. 73 Закона об охране окружающей средыпредусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные запринятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, котораяоказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должныиметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологическойбезопасности.
Таким образом,обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам распространяется не только на жителей городских и сельскихнаселенных пунктов (или, например, охотников и туристов), но и напредпринимателей и должностных лиц, занимающихся определенными видамидеятельности и сталкивающихся с решением экологических вопросов. Выполнениетакими лицами своих специальных обязанностей и должно обеспечить благоприятноекачество окружающей среды.
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕПРАВОМОЧИЯ ОБЩЕСВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Для более эффективной иорганизованной защиты своих экологических прав граждане вправе создаватьобщественные и иные некоммерческие экологические объединения.
Действующая норма ст. 12Закона об охране окружающей среды является более прогрессивной по сравнению сранее предусматривавшейся аналогичной нормой Закона об охране окружающейприродной среды 1991 г., согласно которой в Российской Федерации действовалиэкологические и иные общественные объединения.
Такая классификация формучастия общественности в области охраны окружающей среды конкретизировалась и виных экологических законах. Например, согласно ст. 20 Закона об экологическойэкспертизе, общественная экологическая экспертиза может проводиться только темиобщественными объединениями, основным направлением деятельности которых всоответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в томчисле организация и проведение экологической экспертизы.
В действующем законепредлагается другая классификация форм экологического объединения граждан,упоминая наряду со ставшими традиционными формами — общественными объединениями- еще и некоммерческие экологические объединения.
С позиций гражданскогозаконодательства, некоммерческие объединения (юридические лица) — это категорияродовая, включающая в себя в качестве разновидности и общественные объединения.Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться вформе потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций(объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иныхфондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, Федеральныйзакон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает,кроме указанных в ГК, и ряд других организационно-правовых форм некоммерческихобъединений, таких, например, как некоммерческое партнерство или автономнаянекоммерческая организация, создаваемые для достижения общественно полезныхцелей.
На сегодняшний деньнаиболее характерной для Российской Федерации формой организации граждан покапродолжает оставаться общественное объединение. Такие объединения всоответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Обобщественных объединениях» могут создаваться в несколькихорганизационно-правовых формах: общественная организация; общественноедвижение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественнойсамодеятельности.
Общественныеэкологические объединения по критерию численности могут различаться отнасчитывающих в своем составе нескольких человек до нескольких десятков и дажесотен; по территориальному охвату они могут быть локальные, региональные иобщероссийские; по уровню решаемых проблем — от локальных до глобальных; поспециализации от небольшого числа рассматриваемых проблем до проведенияширокого комплекса экологически значимых работ; по отношению к государственныморганам — от сотрудничества до выступления с альтернативных позиций.
В настоящий момент вРоссийской Федерации действует более одной тысячи общественных экологическихобъединений.
Все экологическиеорганизации (объединения) по критерию характера осуществляемых видовдеятельности можно подразделить на три группы.
Во-первых, общественные объединения,осуществляющие открытый перечень неюридических видов природоохраннойдеятельности, например, научную, образовательную, воспитательную,культурно-оздоровительную и т.д.
Во-вторых, общественные организации,занимающиеся конкретными проблемами охраны окружающей среды, например, охранойживотных (Межреспубликанский благотворительный фонд в защиту животных«Россиянин») или сохранением видового разнообразия птиц (Союз охраны птиц вРоссии).
В-третьих, общественные объединения,участвующие в разработке нормативных правовых актов, парламентских слушаниях,осуществляющие защиту экологических прав граждан в судах и другую правовуюпомощь населению, проводящие общественные экологические экспертизы, участвующиев подготовке референдумов по экологическим вопросам и т.д.
Именно осуществлениесудебной защиты экологических прав и законных интересов граждан представляетсянаиболее важным в практическом отношении видом деятельности общественных и иныхнекоммерческих объединений.
Формирование институтаучастия общественности в процедуре принятия экологически значимых решенийявляется необходимым условием становления демократического правовогогосударства в Российской Федерации, поскольку именно гражданские инициативыявляются той движущей силой, которая способствует недопущению негативноговоздействия на окружающую среду при размещении потенциально опасныхпромышленных объектов.
Наиболее эффективнойформой участия общественности в принятии таких решений является участие граждани их объединений в обсуждении генеральных планов городских округов и поселений,а также правил землепользования и застройки, поскольку именно этими видамиградостроительной документации определяются стратегические параметры застройкитерритории муниципальных образований, и на этой стадии оптимальнее всегообратить внимание органов власти на недопустимость игнорирования экологическихинтересов населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечениясоблюдения экологических прав государства всего мира в лице законодательныхорганов создают систему современного экологического законодательства,обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связис этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованиюэкологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлениюадекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде впроцессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основепредварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения гражданв механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состоянияокружающей среды.
Хотя закрепленные вКонституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, дляпоследовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридическихмеханизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических,культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлятьэкологические функции более эффективно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Правовые акты
1 Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993г.
2 Земельный кодекс РФ
3 Лесной кодекс РФ
4 Федеральный Закон «Об общественныхобъединениях»
5 Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»
6 Федеральный Закон «Об экологическойэкспертизе» (Глава IV)
7 Федеральный Закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
II. Специальная литература
8 Анисимов, А. П. Учет экологическихинтересов граждан при осуществлении градостроительной деятельности: хроникаодного дела / А. П. Анисимов, И. В. Гайдадина / / Юристъ- Правоведъ. 2004. — NQ2.
9 Боголюбов, С. А. Соотношениепублично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических правграждан / С. А. Боголюбов / / Журнал российского права. — 2005. — № 7.
10 Бринчук, М. М. Теоретическиеосновы экологических прав человека / М. М. Бринчук / / Государство и право. — 2004. — № 5.
11 Башурова, И. В. Политическиеаспекты развития общественных экологических движений в условиях глобализации:автореф. дис… канд. политических наук / И. В. Башурова. — М., 2007. — С.12.
12 Буркова, Л. Н. Экологические правачеловека в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): автореф. дис… канд. юрид. наук / л. Н. Буркова. — Волгоград, 2005. — С. 11.
13 Васильева, М. И. Проблемы защитыобщественного интереса в экологическом праве / М. и. Васильева / / Государствои право. — 1999. — № 8.
14 Воронцова, А. А. Экологическиеправа граждан в международных документах о правах человека и гражданина / А. А.Воронцова / / Экологическое право. — 2005. — № 1.
15 Клинов, В. В. О понятииэкологических обязанностей граждан / В. В. Клинов / / Экологическое право. — 2005. — № 4.
16 Клюканова, Л. Г. Экологическийаспект интеграционных процессов в Европейском Союзе и Содружестве независимыхгосударств (международно-правовой анализ) / л. г. Клюканова. — СП6., 2001. — С.111.
17 Мисник, Г. А. Субъективныеэкологические права / г. А. Мисник / / Государство и право. — 2004. — № 12.
18 Мисник, Г. А. Право на доступ кэкологической информации / г. А. Мисник / / Журнал российского права. — 2007. — № 2.
19 Попов, А. А. Экологическаяинформация: правовое регулирование доступа и предоставления / А. А. Попов / /Законодательство и экономика. — 2005. — № 6.
20 Федоткина, Н. В. Экологическийреферендум в России: вчера и сегодня / Н. В. Федоткина / / Законодательство иэкономика. — 2006. – № 9.
21 Фокин, А. В. Экологическиеобязанности человека и гражданина / А. В. Фокин / / Новая правовая мысль. — 2007. — № 1.
22 Шемшученко, ю. С. Человек и егоправо на безопасную (здоровую) окружающую среду / ю. с. Шемшученко //Государство и право. — 1993. — № 10.
23 Экологическое право: курс лекций ипрактикум / под ред. ю. Е. Винокурова. — М.: Издательство Экзамен, 2003.