Реферат по предмету "Государство и право"


Экологическое правоотношение и ответственность за нарушение лесного законодательства

СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАНТ 20
1.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Экологическиеправоотношения — это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающейприродной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия нанее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического исмежных отраслей права [8. с. 89].
Экологическиеправоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: посубъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам,степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом «Об охранеокружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:
— естественных экологическихсистем и озонового слоя атмосферы;
— земельных, водных,лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферноговоздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природныхландшафтов;
— особо охраняемыхприродных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).
Субъектами экологическихправоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица,государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношенияхдалеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многихслучаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив,предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, тогосударственные органы осуществляют регулирование рационального использования иохрану окружающей природной среды.
В учебной литературеобъекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:- интегрированные — окружающая природная среда в целом; — дифференцированные —отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность,атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты); — особоохраняемые — государственные природные заповедники, природные заказники,национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся подугрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Содержаниемправоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанностиучастников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношенийвзаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участникаправоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другойстороны.
Права граждан в областиохраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующихнормативных актах, и, прежде всего в Конституции Республики Беларусь. СогласноКонституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью илиимуществу экологическим правонарушением [9. с. 76].
Каждый гражданин имеетправо на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природнойсреды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф,стихийных бедствий. Предусмотрев и механизм обеспечения этого права, включающийпланирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры попредотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающейприродной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф,стихийных бедствий и др.
Правомочия граждан в областиохраны окружающей природной среды:
— создавать общественныеобъединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественныеформирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в членытаких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;
— принимать участие в собраниях,митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающейприродной среды;
— требовать отсоответствующих органов предоставления своевременной, полной и достовернойинформации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
— требовать в административномили судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и другихобъектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровьечеловека;
— ставить вопрос о привлечениик ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещениивреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическимиправонарушениями.
Основанием возникновения,изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являютсяюридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующемузаконодательству такие правовые последствия. Экологические правоотношениявозникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а такжеиз действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены закономи иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождаютправа и обязанности. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, актыгосударственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения,приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательноеобогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанныеоснования возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко нетакое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях. Так,договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальныхоснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительноменьшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительноеприменение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизмагосударственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда небыло и не могло быть". Действующее же законодательство значительнорасширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и другихотношений. Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительногоудельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое местосреди оснований возникновения, изменения и прекращения экологическихправоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.
 
2.ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Строгоесоблюдение законодательства об охране окружающей природной среды являетсяусловием обеспечения экологической безопасности и рационального использованияприродных ресурсов. В силу этого при рассмотрении дел о нарушениизаконодательства об охране окружающей природной среды следует обеспечиватьвсестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния,учитывать характер наступивших последствий, не допускать необоснованногоосвобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба,причиненного вредным воздействием на окружающую природную среду
Работасудов по рассмотрению дел о возмещении ущерба, причиненного уничтожением илиповреждением лесов, а также другими действиями, наносящими ущерб лесномухозяйству, должна способствовать сохранению лесных богатств.
Вместес тем при разрешении дел данной категории судами допускаются ошибки, возникаютспорные вопросы в применении законодательства, требующие разъяснения.
/>Лица, совершившие нарушение лесногозаконодательства, могут привлекаться к материальной, административной иуголовной ответственности.
/>Основными нормативными актами,регулирующими ответственность за лесонарушения, являются: Лесной кодексРеспублики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административныхправонарушениях, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь,определяющие порядок взыскания стоимости незаконно добытой древесины и инойлесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц, атакже ущерба, причиненного нарушениями лесного законодательства.
/>Примерный перечень действий, влекущихнаступление ответственности за нарушение лесного законодательства, содержится вст.97 Лесного кодекса Республики Беларусь. Законодательными актами может бытьустановлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.
«Лица,виновные в совершении предусмотренных статьей 96 настоящего Кодекса сделок, атакже в:
— незаконномуничтожении или повреждении древесно-кустарниковой растительности (насаждений),входящей в лесной фонд;
— нарушениитребований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на ихпосещение;
— загрязнениилеса сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами илииным способом;
— нарушенииправил использования участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведенияпостроек, переработки древесины, устройства складов без надлежащего разрешенияна использование этих участков;
— повреждениисенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, а равно самовольномсенокошении;
— нарушенииправил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или ихчастей;
— нарушенииустановленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозадревесины, а также заготовки живицы;
— самовольномсборе в промысловых целях, уничтожении или повреждении лесной подстилки,самовольном снятии, повреждении или уничтожении плодородного слоя лесных почв,включая подстилающие породы на землях лесного фонда;
— уничтоженииили повреждении отграничительных, лесоустроительных, лесохозяйственных или иныхинформационных знаков на землях лесного фонда;/>
— нарушениитребований экологической безопасности при проектировании, размещении,строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации,демонтажа, сноса промышленных, научных или иных объектов;
— осуществлениилесных пользований в нарушение требований, предусмотренных в лесорубочномбилете, ордере и (или) лесном билете;
— выпаседомашних животных на землях лесного фонда в неустановленных для этого местах;
уничтоженииили повреждении сооружений в местах отдыха, лесоосушительных сооружений,дренажных систем и дорог на землях лесного фонда, — несут ответственность всоответствии с законодательными актами Республики Беларусь» [3. с. 7].
Законодательнымиактами Республики Беларусь может быть установлена ответственность и за другиенарушения лесного законодательства. />Ущерб,причиненный лесонарушениями, в соответствии со ст. 101 Лесного кодексаРеспублики Беларусь подлежит возмещению в установленном размере независимо отпривлечения лесонарушителя к уголовной или административной ответственности.
/>Согласно ст. 100 Лесного кодексаРеспублики Беларусь, незаконно добытая древесина и иная лесная продукцияподлежат изъятию и передаче соответствующему юридическому лицу, ведущему лесноехозяйство, либо лесопользователю, если нарушены его права. />В тех случаях, когда незаконно добытаялесопродукция была сдана на хранение лесонарушителю либо неправомерно осталасьу него, суды, наряду с возмещением ущерба, должны разрешить вопрос об ееизъятии и передаче для реализации соответствующему юридическому лицу, ведущемулесное хозяйство, либо лесопользователю, права которого были нарушены. Приневозможности изъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукциивзыскивается их стоимость в размере и порядке, определяемом ПравительствомРеспублики Беларусь.
Приразрешении споров о возмещении ущерба, причиненного нарушением лесногозаконодательства, суды должны исходить из необходимости полного возмещенияущерба. В случаях, когда возникает вопрос о применении п. 3 ст. 952 ГКРеспублики Беларусь, суды обязаны мотивировать решение об уменьшении возмещениявреда. Юридические и физические лица, виновные в незаконном уничтожении илиповреждении полезащитных лесных полос либо иной защитной или озеленительнойдревесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав государственноголесного фонда, в соответствии со ст.99 Лесного кодекса несут ответственность,установленную нормативными правовыми актами за уничтожение или повреждениеособо охраняемых лесов первой группы, если законодательством РеспубликиБеларусь не установлена более строгая ответственность за указанные действия [2.с. 321].
/>Согласно ст.949 ГК лица, совместнопричинившие вред лесонарушениям, несут солидарную ответственность по возмещениюущерба. Долевая ответственность может быть возложена на эти лица лишь вотдельных случаях, в интересах истца, если такой порядок взыскания обеспечитболее быстрое и полное возмещение причиненного ущерба.
/>Судам следует иметь в виду, чтоущерб, наступивший в результате поджога леса или небрежного обращения с огнем,возмещается нарушителями в размере стоимости: потерь товарной ценности леса,исчисляемой по таксам на древесину основных лесных пород, отпускаемых на корню;выращивания новых лесных культур или молодняков естественного происхождениявзамен погибших; работ по очистке территории. В сумму ущерба включаются такжевсе расходы по тушению пожара. Возмещение ущерба, причиненного уничтожением илиповреждением находящихся в лесу зданий, сооружений и другого имущества врезультате пожара, возникшего вследствие лесонарушения, производится в порядкеи размерах, предусмотренных нормами гражданского и лесного законодательства.
Ущерб,причиненный лесному хозяйству самовольным сенокошением и пастьбой скота в лесахи на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, определяется потаксам, устанавливаемым для исчисления размера за данный вид лесонарушения,утверждаемым постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Материальнуюответственность за ущерб, причиненный лесному хозяйству самовольной пастьбой скота,уничтожением или повреждением при выпасе скота лесных культур, сеянцев исаженцев в лесных питомниках и на плантациях, несут виновные в потраве(владельцы скота, пастухи, другие лица).
/>Если ущерб лесному хозяйству причиненпо вине пастухов или других лиц при исполнении ими своих трудовых обязанностей,материальная ответственность возлагается в полном объеме на соответствующееюридическое лицо, с которыми указанные лица находятся в трудовыхправоотношениях (ст.937 ГК). Право регрессного требования к этим лицамвозникает со времени возмещения ущерба юридическим лицом. Ущерб, подлежащийвозмещению по регрессному иску, согласно действующему законодательствуопределяется в полном или ограниченном размере.
/>/>Всоответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля2001 г. «1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной леснойпродукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц»юридические лица, ведущие лесное хозяйство, освобождаются от уплатыгосударственной пошлины за подачу в суды исков о взыскании с юридических ифизических лиц стоимости незаконно добытой ими древесины и иной лесной продукциипри невозможности их изъятия [6. с. 5].
/>При удовлетворении иска с ответчикавзыскиваются судебные расходы на основании ст.ст. 124, 135, 142 ГПК. />Рассматривая жалобы должностных лиц и граждан напостановления о наложении на них штрафов за нарушение лесного законодательства,суды должны руководствоваться Кодексом Республики Беларусь об административныхправонарушениях, и ст.ст. 344--347 ГПК Республики Беларусь. При подготовке делк судебному разбирательству судьи должны выяснить, имеются ли в протоколесведения о том, в который раз совершено лесонарушение, изъята ли улесонарушителя незаконно добытая им лесопродукция, в соответствии ли с таксамиопределен размер ущерба, причиненного лесонарушением. Если необходимые данные впротоколе отсутствуют, следует принимать меры к тому, чтобы они былипредставлены суду. />/>При обнаружении в действиях лица, совершившеголесонарушение, признаков преступления, суд в соответствии со ст. 325 ГПК обязансообщить об этом прокурору.
Установивпри рассмотрении дел недостатки в охране лесов, суды в необходимых случаяхдолжны обсуждать вопрос о вынесении частных определений, направляя ихсоответствующим организациям для принятия надлежащих мер.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята нареспубликанском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г./>
2) Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.
3) Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. N420-З. Принят Палатой представителей 8 июня 2000 года. Одобрен СоветомРеспублики 30 июня 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,29.07.2000, № 70, рег. № 2/195 от 18.07.2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
4) Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»от 26.11.1992 года. №1982-хii.Ведомости Верховного совета Республики Беларусь 1993г. №1 ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА«ЮСИАС».
5) Постановление Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь от 18 декабря 2003 г. № 13 «О применении судами законодательства обответственности за правонарушения против экологической безопасности и природнойсреды» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2004, №4, рег. № 6/383 от 09.01.2004). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
6) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от20 июля 2001 г. № 1073 «О взысканиистоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможностиих изъятия у юридических и физических лиц»  (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 06.08.2001, N 72, рег. N 5/6461 от 30.07.2001).ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
7) Желваков Э. Н. Экологические правонарушения иответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2000.
8) Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Изданиевторое, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
9) С.А. Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право.Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. – 398с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.