Вариант2
Рассматриваемыев данной задаче общественные отношения регулируются нормами комплексногоинститута экологических прав граждан.
«Экологическиеправа человека можно рассматривать как: 1) составную часть экономических,социальных, культурных, политических прав; 2) одну из самостоятельных категорийправ человека; 3) индивидуальное, естественное право каждого пользоваться вопределенных пределах окружающей средой независимо от правоустановленийгосударства; 4) коллективные права, отличительным признаком которых являетсято, что они могут осуществляться общностью, ассоциацией. Исходя из принятой вмеждународном праве классификации право на благоприятную окружающую средувключают в третье поколение прав человека (к первому поколению причисляютгражданские и политические права, ко второму -социальные, экономические,культурные)».
Основополагающиепринципы охраны окружающей среды и рационального природопользования содержатсяв международно-правовых актах, таких как Декларация прав человека, принятаяГенеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН«Экономическое развитие и охрана природы» (1962 г.); Декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам охраны окружающей среды (1972 г.). В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы.
«Признанныемировым сообществом экологические права человека могут быть реализованыпосредством их включения и развития в национальном законодательстве.
КонституцияРФ, а затем и экологическое законодательство предоставляют гражданамопределенные права и возлагают на них юридические обязанности в областиэкологических отношений.
Общаянорма о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информациюо ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением, а также о корреспондирующей обязанности посохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природнымбогатствам закреплена соответственно в ст. 42 и 58 Конституции РФ. Хотяпредметом экологического права являются отношения, связанные в первую очередь сохраной окружающей среды, конечной целью правового регулирования выступает,прежде всего, обязанность государства по охране здоровья человека, созданиюблагоприятных условий для его жизнедеятельности. Это подтверждается и ст. 9Конституции РФ, определяющей, что земля и другие природные ресурсы используютсяи охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории, и нормой ст. 41, провозглашающейправо каждого на охрану здоровья и поощряющей деятельность, способствующуюэкологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
«Правокаждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативноговоздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайнымиситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию осостоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде закреплено вст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды.
Вкачестве правовой и организационной основы реализации права граждан наблагоприятную окружающую среду выступают регламентированные нормативными правовымиактами функции экологического управления: экологический мониторинг,нормирование воздействий на окружающую среду, экологическая экспертиза,сертификация, лицензирование воздействий на окружающую среду, экологическийконтроль, реализуемые системой органов экологического управления.
Составнойчастью права граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 11Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ее защита отнегативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, со стороныгосударства.
Помимоназванных организационно-правовых мер, защита окружающей среды от негативноговоздействия хозяйственной и иной деятельности обеспечивается посредством правовойрегламентации этих видов деятельности. Соответствующие правила установлены гл.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды». «Статья 42 Конституции РФ,а вслед за ней и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляюттакже право каждого на информацию о состоянии окружающей среды.
Правограждан на получение информации содержится в ст. 29 Конституции РФ и принятом вее развитие Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (в ред. от 1 сентября 2000 г.), в соответствии с которым право на информацию признается одним из фундаментальных правчеловека. Этим же актом устанавливаются основополагающие принципыинформационной открытости, выражающиеся в: доступности для граждан информации,представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; систематическоминформировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществлениигражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций,общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями,связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан; созданииусловий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежнымиинформационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющихзарубежное происхождение.
Посколькуэкологически значимые сведения составляют информационный ресурс, их получение,обработка, накопление, фиксирование, хранение, использование и распространениедолжны основываться на нормах, установленных как в базовом акте — Федеральномзаконе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях ио защите информации», так и в экологическом законодательстве. Федеральный закон«Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на получениесвоевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды вместах своего проживания, а также о мерах по ее охране (ст. 11).
В то жевремя Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащиесведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую,демографическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимуюдля обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом».
«Законодательство,прямо или опосредованно регулирующее отношения, связанные с правом граждан наполучение информации о состоянии окружающей среды, ее компонентов, достаточнообширно.
Основызаконодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г., в ред. от 2 февраля 2006 г.) (ст. 19) обязывают местные администрации через средствамассовой информации или непосредственно по запросам граждан предоставлятьрегулярно и своевременно информацию о факторах, способствующих сохранениюздоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию осанитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания. Порядокпредоставления такой информации регламентируется приказом Министерстваздравоохранения РФ от 2 декабря 1999 г. № 429.
Право наполучение экологической информации обеспечено правовой защитой. Законодательнозакреплена административная ответственность за сокрытие или искажениеэкологической информации» (ст. 8.5 Кодекса РФ об административныхправонарушениях). «Наряду с административной законодательство предусматривает иуголовную ответственность, в частности за сокрытие информации обобстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УКРФ). В этой статье дополнительно по отношению к названию статьи предметомпосягательства названа окружающая среда. Несмотря на наличие механизмареализации прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды, включающегомеры государственного принуждения, которые могут и должны применяться кдолжностным лицам при нарушении указанного права, известны случаи ограничениядоступа к такой информации». Своевременность информации является одним изусловий обеспечения прав граждан. Согласно законодательству, а такжесуществующим правилам ответ на запрос об информации должен быть дан в течениемесяца (в исключительных случаях — с продлением еще на месяц), на запрос орассекречивании информации в течение трех месяцев. Распространенным нарушениемявляется затруднение доступа к информации. «Один из способов — приданиеэкологической информации категории ограниченного доступа. Федеральные законы «Огосударственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации», как уже отмечалось, запрещают относить к информации с ограниченнымдоступом экологическую и санитарно-эпидемиологическую информацию. Кроме того,коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей средыи вреде, нанесенном здоровью людей. Ограничение доступа к экологическойинформации может осуществляться и другими способами, в частности путемограничения ее распространения. Информация иногда публикуется небольшимитиражами или в малораспространенных специальных изданиях. Доступ к ней можетбыть затруднен ведомственными правилами.
Еще однакатегория нарушения прав граждан — предоставление неполной, а тем болееискаженной экологической информации. На решение этой задачи направленФедеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные среализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними КонституциейРФ права на обращение в государственные органы и органы местногосамоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан вгосударственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам».
Исходяиз вышесказанного, можно сделать вывод, что в рассматриваемой задаче былинарушены следующие права гражданина Петрова:
1) право на благоприятную окружающуюсреду;
2) право на информацию о состоянииокружающей среды.
Право каждого на благоприятную окружающую средузакреплено в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 20.12.2001 г. «Об охранеокружающей среды»: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающуюсреду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и инойдеятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера».Составной частью права граждан на благоприятную окружающую среду в соответствиисо ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ее защитаот негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, со стороныгосударства. В данном случае мы видим невыполнение со стороны государстваобязанностей по защите окружающей среды от негативного воздействия, вызванногохозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного итехногенного характера. Как сказано в задаче, в регионе наблюдаются признакиэкологического бедствия, однако «никаких видимых признаков этого Петров незаметил», то есть необходимые меры по ликвидации последствий экологическогобедствия не осуществлялись. Кроме того, о сложившейся ситуации Петров узналлишь от представителей милиции, что говорит о том, что население не былодолжным образом оповещено.
Право наинформацию о состоянии окружающей среды закреплено в статье 42 Конституции РФ:«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию оее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением», а также в статье 11 Федерального закона от20.12.2001 г. «Об охране окружающей среды»: «Каждый гражданин имеет право на …достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вредаокружающей среде».
Как мы видим, данное право гражданина Петрова былонарушено Челябинской администрацией, которая ответила отказом на его запрос осостоянии окружающей среды в Челябинской области, чем нарушила пункт 2 статьи 8Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации»: «Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение отгосударственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации,непосредственно затрагивающей его права и свободы». Кроме того, статья 13Федерального закона от 20.12.2001 г. «Об охране окружающей среды» гласит:«Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления идолжностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и инымнекоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающейсреды».
Ссылка на то, что эта информация составляетгосударственную тайну, не соответствует действительности. Федеральные законы «Огосударственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации» запрещают относить к информации с ограниченным доступом экологическуюи санитарно-эпидемиологическую информацию: «Не подлежат отнесению кгосударственной тайне и засекречиванию сведения: о состоянии экологии,здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, а также о состоянии преступности» (статья 7 Федерального закона «Огосударственной тайне»); «Не может быть ограничен доступ к: информации осостоянии окружающей среды» (п/п 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации»).
Всоответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации «каждомугарантируется судебная защита его прав и свобод», а «решения и действия (илибездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Крометого, в соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение,действие (бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, если они считают, что нарушены их права и свободы. А значит,гражданин Петров вправе обратиться в суд.
Всоответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации рассмотрение и разрешение исковых дел с участием граждан,организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления озащите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам,возникающим из экологических правоотношений, относятся к подведомственностисудов общей юрисдикции. То есть жалоба гражданина Петрова должна бытьнаправлена в суд общей юрисдикции.
В Челябинскийгородской суд Челябинской области от Петрова Геннадия Ивановича, проживающегопо адресу г. Москва, ул. Кировоградская, д. 25 ОТВЕТЧИК Челябинская городская администрация
ЖАЛОБА на неправомерные действия органа местного самоуправления
22 декабря 1999 г. Челябинскаягородская администрация ответила отказом на мой запрос о состоянии окружающейсреды в Челябинской области от 05 декабря 1999 г.
Неправомерные действия Челябинскойгородской администрации подтверждаются следующим: гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42Конституции РФ); органы местного самоуправления обязаны оказывать содействиегражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды (ст. 13 ФЗ «Обохране окружающей среды»).
На основании ЗаконаРоссийской Федерации от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан»,
Прошу: ОбязатьЧелябинскую городскую администрацию устранить допущенное нарушение моего права наполучение информации о состоянии окружающей среды.
Приложение:1. Ответ Челябинской городской администрации от 22.12.1999 г. на запрос от05.12.1999 г.
2. Квитанцияоб уплате госпошлины. 15 января 2000 г.
ПОДПИСЬ
Списокиспользованных источников
1. КонституцияРоссийской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2006. — 64 с. – (Кодексы и законы России).
2. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексовРоссийской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 952 с. –(Кодексы и законы России);
3. Закон РФ от21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Справочно-правовая система«Консультант Плюс»
4. Федеральный законРФ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и озащите информации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Федеральный законРФ от 20.12.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс»
6. Экологическоеправо: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [ и др.]; отв. ред.Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007. – 656 с.