Реферат по предмету "Государство и право"


Функции государства и их содержание

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»

Вопрос 1.Понятие и классификация функций государства
 
Функции государства и их содержаниеобусловлены, в основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самыхнеобходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, егоприродой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различныеварианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностейобщества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренниеи внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства);постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные(рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайныйхарактер).
Профессор М.И. Байтин полагает, чтосуществуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызываетсомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства,которого Байтин и придерживается) получаем в итоге «неосновные основныенаправления деятельности государства».
Еще 200 лет назад Адам Смит в книге«Исследование о природе и причинах богатства народов», обосновывая максимальнуюсвободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на трифункции государства:
1) оборону;
2) определение меры свободы каждогопосредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудиякак средства решения социальных конфликтов между членами общества;
3) организацию учреждений, которые немогут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты,полиции, и т. д.
По мнению проф. Л.И. Спиридонова,существует генеральная функция государства (реализация общих дел,обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), котораяреализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относитвоенную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороныили агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей иэкологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в делесохранения окружающей среды.
К числу внутренних автор, вчастности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охранапредпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка,разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.);культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную;фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всейгосударственной деятельности).
К внутренним функциям современногороссийского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:
функцию обеспечения народовластия;
экономическую функцию;
социальную функцию;
функцию налогообложения и финансовогоконтроля;
экологическую функцию;
функцию охраны прав и свобод граждан,обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям:
функцию интеграции в мировуюэкономику;
обороны страны;
поддержки мирового правопорядка;
сотрудничества с другимигосударствами в решении глобальных проблем современности.
 
Вопрос 2.Формы и методы реализации функции государства
 
Методы осуществленияфункций государства – способы воздействия государства на субъектов гражданскогообщества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Государственная власть,как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами:под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействиемсилы – методом принуждения.
В первом случае властныепредписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни,осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором –решения проводятся вопреки воле управляемых, когда они добровольно неподчиняются предписаниям государственной власти.
Принуждение можетреализоваться посредством подавления – ограничения возможностей для отдельныхлиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и вформе насилия – прямого психического или физического воздействия на людей, неподчиняющихся требованиям органов власти.
В процессе историческогоразвития все больший удельный вес при реализации функций государстваприобретает метод убеждения. Метод принуждения применяется в рамках, строгоопределенных правом, только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованномобществе основой осуществления функций государства является не сила, аавторитет государственной власти.

Вопрос 3.Структура государства и государственный аппарат
 
Термин «государственный аппарат» вотечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широкомсмысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органовгосударства и должностных лиц. В узком смысле под «государственным аппаратом»понимается подсистема органов государственного управления – исполнительно-распорядительный(профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Следует иметь в виду, что системаорганов государства – это еще не все государство. В целом государство состоитиз государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а) органы государства;
б) государственные учреждения;
в) государственные предприятия.
Государственные учреждения игосударственные предприятия выступают как самостоятельные подразделениягосударства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учрежденийвключаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что всистему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Наряду с государственными органамивыделяют должностных лиц государства. «Должностное лицо» – это не некоефизическое лицо, а «индивидуальный» элемент государства, своего рода«индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органовгосударства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо» можно понимать какячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени можетзанимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее даннойдолжности. Высшее должностное лицо России – Президент.
Для государственного органахарактерны следующие признаки:
государственный орган, как игосударство в целом, есть определенное социальное, то есть общественноеобразование;
государственный орган есть элементгосударства;
государственный орган представляетсобой целостное образование –систему, имеющую свой состав (совокупностьэлементов – подразделений государственного органа) и свою структуру (способсвязи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
государственный орган естьразновидность государственной организации;
от других государственных организацийгосударственный орган отличает то, что он наделен государственно-властнымиполномочиями;
каждый государственный орган имеетсвою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он идолжен действовать;
в рамках своей компетенциигосударственный орган выступает от имени государства;
каждый государственный орган имеетсвои функции.
Под принципами организации идеятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные,ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
 
Вопрос 4.Статус главы государства в монархической и республиканской форме правления
 
С точки зрения полноты власти монархаможно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) иконституционная (ограниченная).
В условиях абсолютноймонархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всейполнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной,судебной. В таком государстве нет парламента – законодательного органа,избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих властьмонарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является СаудовскаяАравия.
Конституционная монархия представляетсобой такую форму правления, при которой власть монарха по конституцииограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает впериод становления буржуазного общества и в настоящее время существует вАнглии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государстваэтой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Конституционная монархияможет быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархииорганизация высших органов государственной власти носит двойственный характер:монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формируетправительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежитпарламенту.
Для парламентарной монархиихарактерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всехсферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная властьосуществляется правительством, которое в соответствии с конституциейответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется изпредставителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становитсялидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, аподписание их монархом представляет формальный акт.
Характерным примером парламентарноймонархии является Великобритания.
Для президентской республикихарактерно:
а) соединение в руках президентаполномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия,Мексика);
б) президент избирается населениемили его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (неисключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственноперед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такимиполномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролироватьдеятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, правовето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентскойреспублики – США.
Главной отличительной особенностьюпарламентской республики является принцип политической ответственностиправительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующимичертами:
а) верховная власть принадлежитпарламенту, избираемому населением;
б) президент является главойгосударства, но не главой правительства;
в) правительство формируется толькопарламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии(располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно передпарламентом;
д) президент избирается либопарламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должностипремьер-министра, который является главой правительства и лидером правящейпартии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти дотех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (вдвухпалатных парламентах — большинства нижней палаты), а в случае утраты такойподдержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис,либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначениявнеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государстваобнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначаетглаву правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Парламентскими республиками являютсяИталия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Некоторые страны относят к«полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция,Финляндия, Россия).

Списоклитературы
 
1.      Конституция РФ.
2.      Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3.      Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4.      Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5.      Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6.      Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7.      Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8.      Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :