Государственный комитет РоссийскойФедерации
по высшему образованию
САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ ПРАВАПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
кафедраадминистративного и муниципального права
КУРСОВАЯРАБОТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 6. Функции и основныепринципы организации местного самоуправления
Выполнил:
Студент 3 курса
1группы заочного
отделения
Шонин А. А.
Саратов 1999
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие функций местного самоуправления
2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
6. Охрана общественного порядка
7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
8. Понятие основных принципов местного самоуправления
9. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
10. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
11. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления
3
5
7
9
12
14
16
18
20
21
23 Список использованных источников 25
1. Понятие функций местногосамоуправления
Местным самоуправлением называетсяорганизация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населениемвопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямоговолеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Местное (муниципальное)самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом игосударством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст.3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органыместного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти».
Местное самоуправление – этоодна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающаясамостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросовлокального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направлениямуниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем пониматьправовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основныефункции:
- обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);
- управление муниципальной собственностью (ст. 132);
- обеспечение развития соответствующей территории;
- охрана общественного порядка (ст.132);
- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных КонституциейРФ (ст. 133);
- обеспечение потребностей населения в социально-культурных,коммунально-бытовых и иных услугах;
- распоряжения муниципальной собственностью.
2. Обеспечение участия населения в решениивопросов местного значения
Устав муниципальногообразования закрепляет формы, порядок и гарантии непосредственного участиянаселения в решении вопросов местного значения. Речь едет о таких институтахмуниципальной демократии, как местный референдум, муниципальные выборы,собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения гражданв органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправлениеи другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Население — субъектместного самоуправления. Ему как сообществу граждан, проживающих насоответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право наосуществление местного самоуправления непосредственно и через своихпредставителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Указанное правоконкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией:избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать вреферендуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомитьсяс документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственнозатрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуруорганов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводуизменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищатьправо на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке
Население вносит ворганы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежатобязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителейнаселения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию(обнародованию).
Граждане непосредственноучаствуют в решении дел местного значения путем индивидуальных и коллективныхобращений, направляемых в органы местного самоуправления и должностным лицамместного самоуправления.
3. Управление муниципальнойсобственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Экономическая основаместного самоуправления с наделением населения правами собственника — владения,пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищаетсянаравне с другими формами собственности. Под муниципальной собственностьюпонимается собственность муниципальных образований — городских, сельских и иных(ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средстваместного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местногосамоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия иорганизации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы местного самоуправленияуправляют муниципальной собственностью. Они же от имени муниципальногообразования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего всостав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектовРоссийской Федерации и уставами муниципальных образований, это право может бытьреализовано населением непосредственно.
В соответствии с Законом органыместного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственностиво временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдаватьих в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорахи соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых впользование объектов. В интересах населения они могут устанавливать условияиспользования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Муниципальная собственностьможет быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизацииопределяются непосредственно населением или представительными органами местногосамоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственностипоступают в полном объеме в местный бюджет.
Право муниципальнойсобственности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 125 идр.). Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и прекращенияправа собственности на имущество, включая имущество, находящееся всобственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом(ч. 3 ст. 212).
Органы местногосамоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленномпорядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации дляосуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации иликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельностимуниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифына их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнятьруководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчетыоб их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовыесредства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ поблагоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительствуи ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33).
4.Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования
Социально-экономическоеразвитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличиисоответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны бытьсоразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет заорганами местного самоуправления.
Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей комплексноесоциально-экономическое развитие муниципального образования, выступаетзакрепляемая законодательством финансово-экономическая база местногосамоуправления.
Федеральный закон «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образованиямуниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).
При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиямдолжна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность всоответствии с разграничением предметов ведения между муниципальнымиобразованиями (ст. 6).
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищаетсягосударством наряду с другими формами собственности.
Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальнымимуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашенияхусловия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектовмуниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизациимуниципальной собственности определяет муниципальное образованиесамостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственностипоступают в полном объеме в местный бюджет.
2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии сЗаконом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществленияхозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Ониопределяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий,учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняютруководителей данных предприятий, учреждений и организаций.
3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают нафедеральные органы государственной власти и органы государственной властисубъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовойсамостоятельности местного самоуправления.
К таким гарантиям закон относитобеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственнойвласти путем закрепления доходных источников для покрытия минимальнонеобходимых расходов местных бюджетов.
4. Соответствующие органы государственной власти обязаныфинансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которыезаконом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, ониобязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы,вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируетсяконституционным правом органов местного самоуправления самостоятельноформировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Органы местного самоуправления вправе образовывать такжецелевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправленияустанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
6. Органам местного самоуправления принадлежит право выпускатьмуниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создаватьмуниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
В интересах населения органыместного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлятьвнешнеэкономическую деятельность
5. Удовлетворение основных жизненных потребностейнаселения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
К основнымцелям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан,создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципальногообразования. Важнуюроль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправленияпо удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагаетразвитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворениепотребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления,во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальныепредприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местногосамоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляетст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Ст. б данного Закона обязываеторганы местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания иразвития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессиональногообразования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализациии др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправлениявопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработкибытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условиядля жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населенияуслугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, длядеятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организациизрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправленияобеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку исодействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальномобразовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы,относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительныеорганы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этимвопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют вэтой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимыхпредпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан,обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 37федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворениеосновных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведениюмуниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственныхсоциальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путемзакрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственнойвласти, органами государственной власти субъектов Российской Федерацииотчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
6. Охрана общественного порядка
Ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, чтоорганы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок — это составная часть правопорядка внашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан.Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступаетодним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности,укрепления правопорядка в Российской Федерации.
Общественный порядок — основа нормальной жизни муниципальногообразования, функционирования местной демократии, необходимое условиереализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизнимуниципального образования, уровень правовой культуры и правосознаниямуниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упроченияобщественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.
Все это предполагаетсоздание на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасностьличности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав исвобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственноеотношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах,установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушениеадминистративную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права,свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официальногоопубликования (обнародования).
В настоящее время охранаобщественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощьюмилиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно ЗаконуРоссийской Федерации «О милиции» (1991 г) является составной частью милицииРоссийской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних делРоссийской Федерации. В районах, городах,районах городов она создается и функционирует в качестве структурного звена всоставе отделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъектаРоссийской Федерации. Их начальники назначаются вышестоящими руководителями посогласованию с исполнительными органами с последующим утверждениемпредставительными органами муниципальных образований. Численность местноймилиции (с учетом действующих нормативов) обеспечивается финансированием избюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальные образования вправе засчет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численностьмилиции общественной безопасности, контролировать ее деятельность.
В обеспечении охраны общественного порядка на территориимуниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие приместной администрации: административные, по делам несовершеннолетних,наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации даннойфункции путем создания народных дружин, использования других форм общественнойсамодеятельности граждан.
Также в обеспечении охраны общественного порядка натерритории муниципального образования принимают участие комиссии,функционирующие при местной администрации: административные, по деламнесовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения вреализации данной функции путем создания народных дружин, использования другихформ общественной самодеятельности граждан.
7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированныхгосударством
В Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции Российской Федерации).Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления,установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. ВРоссийской Федерации действует система государственных гарантий местногосамоуправления, включая право на судебную защиту Таким образом, защита правместного самоуправления — это важная сторона государственной деятельности
Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко права изаконные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализациимуниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе игосударственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя сгосударственными и иными органами и организациями в различных сферах местнойжизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальныхобразований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную ииные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае ихигнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функцииместного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправленияпо защите интересов и прав муниципальных образований, их населения
Ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г.предоставляет гражданам, органам и должностным лицам местного самоуправленияправо на судебную защиту местного самоуправления. Судебная защита выступает как барьер от неправомерных действий ирешений, ущемляющих права местного самоуправления. В Законе установлено, что граждане, проживающиена территории муниципального образования, органы местного самоуправления идолжностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд илиарбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местногосамоуправления актов органов государственной власти и государственныхдолжностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественныхобъединений (ст. 46). Данные обращения подлежат обязательномурассмотрению.
Конституция (ст. 125)создает предпосылки к тому, что Конституционный Суд РФ также может бытьгарантом прав местного самоуправления. В этом качестве он выступает,осуществляя проверку конституционности соответствующих нормативных правовыхактов и договоров, вынося решения по жалобам на нарушение конституционных прави свобод граждан и по запросам судов в связи с проверкой конституционностизакона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, даваятолкование Конституции Российской Федерации.
Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляетсяфункция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации исоюзы муниципальных образований. Они образуются в целях координациидеятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своихправ и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские,межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления,деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественнойжизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных интересов местногосамоуправления на различных уровнях государственной власти.
8. Понятие основных принципов местного самоуправления
Основополагающие начала организации и деятельности местногосамоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемыеКонституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28 августа 1995 г.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации данныйфедеральный закон определяет единые принципы формирования и развития основместного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных,организационных и финансово-экономических.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»составляют, таким образом, юридическую базу для правового регулированияместного самоуправления субъектами Российской Федерации.
Значение Конституции Российской Федерации и федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в развитие правовой основы местного самоуправления определяется также и тем,что они разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти иорганов государственной власти субъектов Российской Федерации в областиместного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерацииустанавливает ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации».
На федеральном уровне осуществляется законодательное регулированиеобщих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контрольза соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только оКонституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о другихфедеральных чаконах, регулирующих отдельные вопросы построения ифункционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственностиорганов местною самоуправления за нарушение законов; организации местногосамоуправления в приграничных территориях, закрытыхадминистративно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы ит.д.
Ст. 133 Конституции Российскойфедерации устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления,которые закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.При этом следует учитывать особую роль закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» в системе федеральныхзаконов. Согласно статье 7 данного Закона, ему не могут противоречить другиефедеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае жепротиворечия норм муниципального права, содержащихся в законах, положенияхКонституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применятьсяположения Конституции Российской федерации и названного Федерального закона.При этом положения распространяются на республики, края, области, города федеральногозначения, автономную область, автономные округа.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении,обеспечивая общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросамформирования и развития правовой основы местного самоуправления, даетопределения основных понятий и терминов, используемых при правовомрегулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросовместного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления;муниципальной службы и других.
9. Соблюдение прав и свобод человека
и гражданина
Органы местногосамоуправления призваны соблюдать права и свободы граждан. Этому способствуетправомерное ведение деятельности местных образований, соответствие организациии развития местных самоуправлений предусмотренным нормативным актам. В полноймере и в соответствии с Конституцией РФ должны соблюдаться такие праваграждан, как право на бесплатное получение медицинских услуг, образование,право избирать и быть избранными, право на получение социальных льгот,предусмотренных законодательством.
Поэтому для соблюденияправ и свобод граждан первоочередную роль играет реформирование, развитие икачественное совершенствование социальной сферы экономики. Это должно статьважнейшей задачей деятельности органов муниципальных образований.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органыместного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных правграждан — жителей муниципального образования. Так, в соответствии сФедеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправленияобращаются в суд в защиту прав потребителей (неопределенного кругапотребителей) с исками о признании действий продавца противоправными ипрекращении этих действий.
10. Законность в организации и деятельностиместного самоуправления
КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иныеправовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местноесамоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на достижениязаконности в организации и деятельности местного самоуправления.
Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих законностьместного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправленияна судебную защиту. Суд — инстанция,которая способна вводить деятельность местного самоуправления, его органов идолжностных лиц в правовое русло.
В правовом государстве судвыступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры онарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствоватьобеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защитеконституционного строя, одним из элементов которого является местноесамоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд илиарбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов,нарушающих права местного самоуправления:
а) органов государственной властии государственных должностных лиц;
б) органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) предприятий, учреждений иорганизаций;
г) общественных объединений.
С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращатьсяне только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане,проживающие на территории муниципального образования.
Закон также предусматривает судебную форму защиты правмуниципального образования в случае отказа в государственной регистрации уставамуниципального образования.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органыместного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных правграждан-жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаютсяв суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с искамио признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.
Гарантией судебной защиты прав местного самоуправленияявляется порядок признания недействительными решений органов и должностных лицместного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решениесуда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего судасубъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрениязаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органаместного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Гарантией правовой защиты местного самоуправления являетсяобязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решенийорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территориимуниципального образования предприятиями, учреждениями и организацияминезависимо от их организационно-правовых форм, а также органами местногосамоуправления и гражданами.
Ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию,устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправлениямогут быть отмечены органами и должностными лицами, их принявшими, либопризнаны недействительными по решению суда.
11. Государственные гарантии в реализации принципов местногосамоуправления
Важнейшим и необходимым условием реализации принциповместного самоуправления является гарантированность прав местногосамоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемаямуниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств,обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация ихправ осуществляется в определенных социально-экономических, политическихусловиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людейв обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативноевлияние на процесс самоуправления.
Поэтому в качестве общих гарантий прав местногосамоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения,духовные устои и ценности общества, которые: служат предпосылкамистимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определеннуюустойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм,устанавливающих компетенцию» органов местного самоуправления.
Экономической гарантией местного самоуправления служитэкономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободыэкономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия иравноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; ихравной правовой защиты и др.
Государственные гарантии местного самоуправления — это политико-правовойрежим нашего государства: система государственной власти, основанная напринципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основеполитического и идеологического многообразия непосредственно народом, а такжечерез органы государственной власти и органы местного самоуправления;самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнотаи гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Необходимо учитывать, что наше общество и государствопереживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новомукачественному состоянию, и поэтому те основы и принципы политической,экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременнопредпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются вподдержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формированиядемократического, правового государства, в котором в полной мере будут созданыи обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этомнаправлении пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие.
Список использованныхисточниковЛитература
1. ФадеевВ.И. Муниципальное право России. М.,1994.
2. БарабашевГ.В. Местное самоуправление. МГУ. 1996.
3. ШугринаЕ.В. Муниципальное право. Новосибирск. 1995.
4. ПисаревА.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997.
5. Муниципальноеправо. Под ред. д.ю.н., профессора Коваленко А.И. М., 1997. Нормативные акты
1. КонституцияРФ от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданскийкодекс РФ
3. Собраниезаконодательства РФ. 1995.
4. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995 г.
5. Федеральныйзакон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25сентября 1997 г. № 126-ФЗ
6. УказПрезидента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября1993 г.
7. УказПрезидента РФ «О гарантиях местного самоуправления» от 22 декабря1993 г.