Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
КафедраРегиональной экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине «Система государственного управления»
Москва2009
Формыгосударственной власти (правления) и государственного устройства
1. Особенности политико-правовой формы власти, ееисточники и ресурсы
Формаправления — организация верховной власти вгосударстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношенияорганов власти между собой и с населением.
Формаправления показывает:
· каксоздаются высшие органы власти в государстве
· ихструктуру
· какиепринципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами
· какстроятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны
· вкакой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права исвободы граждан
Форму правления неследует путать с формой государственного устройства и политическим режимомгосударства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга иописывают форму государства.
Форма государственногоустройства — способ территориальной организации государства или государств,образующих союз.
Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режимхарактеризуется методами осуществления политической власти, степеньюполитической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точкизрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статусаличности.
Насегодняшний день выделяют 2 формы правления (Рис.1):
1. Монархия
Этоформа правления, при которой верховная государственная власть принадлежитодному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства илинаследства, юридически бессрочно и безответственно.
2. Республика
Этоформа правления, при которой все высшие органы государственной власти либоизбираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительнымиучреждениями (парламентом).
Главноеразличие этих форм заключается в способах формированияинститутов высшей власти.
Монархияхарактеризуется как власть:
ü единоличная
ü наследственная
ü пожизненная
Республикаосновывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.
/>
Рис. 1. Формы правления
Видымонархии:
1)Абсолютнаямонархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачиваетсявся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственноруководить административной деятельностью или назначать для этого правительство,вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических,хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать иобычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).
2)Конституционная монархия делится на два вида:
а)Дуалистическаямонархия (начало 20в.)
Онахарактеризуется определенными признаками:
— правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собойгосударственную власть;
— монарха от парламента в сфере исполнительной власти;
— полномочия парламента, сильно урезанных монархом
-монархимеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
б)Парламентская монархия
Этаформа существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония,Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Признакипарламентарной монархии:
— ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и всфере государственного управления и контроля над правительством;
— отсутствие фактической ответственности министров и правительства передмонархом;
— центральное место правительства в системе государственных органов и егоответственность перед парламентом.
Республикабывает 3 видов:
1)Президентскаяреспублика
Этоформа правления, которая характеризуется соединением в руках президентаполномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).
Особенностью являетсято, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- главаисполнительной власти.
2)Парламентская республика
Онапредусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовомотношении.
Правительствоформируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция,Италия и др.).
3)Смешанная республика
Этотвид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики(Франция).
2. Формы государственного устройства по принципуполитико-административного устройства
Форма государственногоустройства — это национально-территориальная организациягосударственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельныхсоставных частей государства и их органов власти между собой и государством вцелом.
Формагосударственного устройства показывает:
— из каких частей состоит внутренняя структура государства;
— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
— как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственнымиорганами и др.
Различают3 основные формы (Рис.2):
1. Унитарноегосударство
2. Федерация
3. Конфедерация
/>
Рис.2 Различиямежду формами государственного устройства (схема Д. Найса)
1. Принцип унитаризма
Означает,что государство не имеет в своем составе иных государственных образований направах его субъектов.
Унитарноегосударство — единое, оно может делиться только наадминистративно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственнуюполитическую власть и проводить самостоятельную политику.
Наместах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненныецентральным органам власти.
Парламент-однопалатный.
Унитарноегосударство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованнойструктурой исполнительной власти.
Унитарнымиявляются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция,Египет, Греция, Норвегия и др.
2. Принцип федерализма
Предполагает объединениегосударственных образований на основе договора, конституции в единоегосударство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четкимправовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации.
Парламент — двухпалатный.
Федерацияхарактеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функцийсубъектом федерации
Федерация — сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований,обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
3. Принцип конфедерации
Предполагаетобъединение нескольких равноправных государств и создание общих центральныхорганов власти: парламент, правительство, верховный суд.
Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых странили республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиесястраны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость,передают часть своих властных полномочий совместным органам власти длякоординации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь,транспорт, вооружённые силы.
В отличие от членства водной федерации, государство может быть членом нескольких конфедерацийодновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либораспадается, либо становится федерацией.
Конфедерацияхарактеризуется неустойчивостью и, как правило, либо распадается, либоперерастает в федеративное или унитарное государство. Неустойчивость распадможет быть связан, например, с достижением цели для которой конфедерациясоздавалась или с тем, что, совмещая в себе черты как международно-правовой,так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин,зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.
В настоящее время конфедераций в мире нет. В то же времяконфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейскогосоюза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можноотнести Европейский союз, Карибское сообщество.
Последними изсуществовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия + Черногория, 2003—2006гг.)
Сербия и Черногория, две изшести союзных республик бывшего федеративного государства Югославия, пришли ксоглашению о сотрудничестве только в некоторых политических областях (например,оборонительный союз и международное представительство).
Каждоегосударство имело своё собственное законодательство и экономическую политику, апозже — валюту, таможню и другие государственные атрибуты.
В 2002 году,Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжениясотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди другихизменений, обещало окончание использования имени «Югославия». 4февраля 2003 годафедеральный парламент провозгласил создание конфедеративного ГосударственногоСоюза Сербии и Черногории, кратко — Сербия и Черногория.
После референдума онезависимости Черногории 21мая 2006 года, врезультате которого 55,5 % избирателей проголосовали за выход республики изсоюза, Черногория 3 июня 2006 года, а Сербия 5 июняпровозгласили независимость. Союз Сербии и Черногории прекратил существование.
Тесты
1. Демократия– это:
1) наличиемногопартийности
2) власть народа
3) наличиеконституции
4) наличие разделения властей
2. Унитарноегосударство характеризуется:
1) наличиемавтономных территориальных единиц
2) административно-территориальным делением
3) разделениемвласти по субъектам федерации
4) существованиемдвухпалатного парламента
Списокиспользованной литературы
1. Конституция Российской Федерации М. 2008г.
2. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М.: Знамя, 2005.
3. Чиркин В.Е. Пределы ведения федерации и ее субъектов:разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002.
4. Свободная электронная энциклопедия Википедия ru.wikipedia.org