Введение
Управляющее воздействие на сферу занятости и рыноктруда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего череззаконодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели,администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости(прежде всего ее местные органы).
Государство реализует стратегическое управлениезанятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимаетсясовокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическоеразвитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выборасредств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимыхгосударством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматриваетмероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работниковдля сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификациилиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансированиесоздания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивнаяполитика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставлениеуслуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Государство осуществляет нормативно-правовоеобеспечение трудовых отношений и отношений занятости.
Служба занятости, действуя в установленных закономрамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.
Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Основнымипринципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость имобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных игоризонтальных связей.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостьюданного органа как основного звена в осуществлении политики занятостинаселения.
Цель работы – раскрыть сущность Федеральной службыпо труду и занятости Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставленыследующие задачи: дать понятие федеральной службы населения и осветить основыорганизации ее деятельности; раскрыть основные полномочия органа; датьхарактеристику основным мероприятиям Федеральной службы по труду и занятостинаселения России за последние два года.
Предметом исследования является орган федеральнойслужбы по труду и занятости населения.
Объект исследования – совокупность отношений в сферезанятости населения.
При выполнении работыбыл изучен ряд учебной и научной литературы, такой как: «Экономика и занятость»под редакцией Кашепова А.В., «Рынок труда и занятость населения» под редакциейКязимова К.Г. и т.д., а также статьи таких журналов как «Вопросы экономики» идр.
Глава 1. Федеральная служба по труду и занятостинаселения как орган исполнительной власти
1.1 Понятие федеральной службы по труду и занятостинаселения и организация ее деятельности
Федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услугв сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, являетсяФедеральная служба по труду и занятости.
Следует отметить, чтовозложение на Федеральную службу функций по оказанию государственных услуг несогласуется с отраженной в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»(с последующими изменениями и дополнениями) концепцией разграничениякомпетенции между федеральными министерствами, федеральными службами ифедеральными агентствами.
В соответствии с даннымУказом федеральное министерство является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ иПравительства Российской Федерации сфере деятельности.
Федеральная службаявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции поконтролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальныефункции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраныгосударственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью,общественной безопасности.
Федеральная служба по труду и занятостируководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,федеральными конституционными законами, федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актамиМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляетсвою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Данный орган исполнительной власти возглавляетруководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должностиПравительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения исоциального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы потруду и занятости несет персональную ответственность за осуществлениевозложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду изанятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых отдолжности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерациипо представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральнойслужбы по труду и занятости устанавливается Правительством РоссийскойФедерации. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы потруду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств,предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Федеральная служба по труду и занятости являетсяюридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланкиустановленного образца, а также счета, открываемые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. 1.2 Полномочия Федеральной службы потруду и занятости населенияФедеральная служба потруду и занятости осуществляет следующие полномочия:— осуществляетгосударственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполненияпредписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административныхправонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов опривлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации;— осуществляет надзорза нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий вобласти содействия занятости населения, с правом направления обязательных дляисполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или овнесении в них изменений;— осуществляетконтроль за:1) прохождениемгражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
2) расходованиеморганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств,предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществлениепереданных полномочий, в пределах своей компетенции;
— регистрирует вуведомительном порядке:
1) отраслевые(межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социальногопартнерства;
2) коллективныетрудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений,заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективныетрудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а такжеколлективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективноготрудового спора забастовка не может быть проведена;
— осуществляетрассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел обадминистративных правонарушениях;
— осуществляет информирование и консультированиеработодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства инормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— осуществляет обобщение практики применения ианализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовыхактов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости иальтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующихпредложений по их совершенствованию;
— производит анализ состояния и причинпроизводственного травматизма и разработку предложений по егопрофилактике;
— осуществляет реализацию федеральных программ всфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан ичленов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройстваили обучения;
— принимает решения о переводе гражданина,проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
— оказывает содействие в урегулировании коллективныхтрудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений,заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективныхтрудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а такжеколлективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективноготрудового спора забастовка не может быть проведена;
— осуществляет организацию подготовки трудовыхарбитров
— осуществляет информирование о положении на рынкетруда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населенияи защиты от безработицы;
— осуществляет государственную экспертизу условийтруда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— производит формирование и ведение в установленномпорядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятостинаселения;
— согласовывает в установленном порядке схемуразмещения государственных учреждений службы занятости населения субъектаРоссийской Федерации;
— устанавливает требования к содержанию и формамотчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлениипереданных полномочий;
— в случаях, установленных федеральными законами,готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющийфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятиисоответствующих полномочий у органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
— анализирует обстоятельства и причины выявленныхнарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлениюнарушенных трудовых прав граждан;
— участвует в подготовке предложений о потребности впривлечении иностранных работников и формировании квот на осуществлениеиностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
— осуществляет функции главного распорядителя иполучателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы иреализацию возложенных на нее функций;
— обеспечивает в пределах своей компетенции защитусведений, составляющих государственную тайну;
— организует прием граждан, обеспечиваетсвоевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решенияи направляет заявителям ответы в установленный законодательством РоссийскойФедерации срок;
— представляет в установленном порядке в судебныхорганах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесеннымк компетенции Службы;
— обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, атакже контроль и координацию деятельности территориальных органов по ихмобилизационной подготовке;
— осуществляет профессиональную подготовкуработников центрального аппарата Службы, территориальных органов, ихпереподготовку, повышение квалификации и стажировку;
— осуществляет в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованиюархивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
— взаимодействует в установленном порядке с органамигосударственной власти иностранных государств и международными организациями вустановленной сфере деятельности;
— в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, атакже иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательскихработ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
— осуществляет иные функции в установленной сфередеятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами,нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или ПравительстваРоссийской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости с цельюреализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать проведение необходимыхобследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научныхисследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказаниягосударственных услуг в установленной сфере деятельности;
2) давать юридическим и физическим лицам разъясненияпо вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые дляпринятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4) привлекать в установленном порядке для проработкивопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых испециалистов;
5) применять предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации меры ограничительного, предупредительного ипрофилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидациюпоследствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требованийв установленной сфере деятельности;
6) составлять протоколы об административныхправонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации об административных правонарушениях;
7) осуществлять контроль за деятельностьютерриториальных органов Службы;
8) создавать совещательные и экспертные органы(советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
9) разрабатывать и утверждать в установленномпорядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
Федеральная служба по труду и занятости не вправеосуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовоерегулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РоссийскойФедерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а такжеуправление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Глава 2. Основныемероприятия Федеральной службы по труду и занятости населения по реализацииполитики занятости
В 2009 году в условияхмассового высвобождения работников и введения режимов неполной занятостивозросла востребованность государственных услуг в сфере занятости населения иусиления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В этойсвязи в 2009 году в деятельности Роструда обеспечение реализации антикризисныхмер в сфере труда и сфере занятости населения, предусмотренных Программойантикризисных мер Правительства Российской Федерации, занимало особое место.Системная работа государственной службы занятости населения и государственныхинспекций труда, последовательная реализация дополнительных мероприятий,направленных на снижение напряженности на рынке труда, позволили не допустить массовыхувольнений работников, сократить неполную занятость, не допустить массовогонарушения трудовых прав работников, значительного роста задолженности позаработной плате и социальной напряженности.
В 2009 году в органыгосударственной службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек, в том числе8,5 млн. человек обратились за содействием в поиске подходящей работы, что в1,5 раза больше, чем в 2008 году. Дополнительными мероприятиями было охваченосвыше 2,8 млн. человек; было сохранено свыше 2,3 млн. рабочих мест; почти 128тыс. человек была оказана поддержка в организации собственного дела. Рострудомв 2009 году был реализован комплекс мероприятий по информированию работодателейи работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в рамках которогобыли созданы информационные центры, разработаны стандарты информационнойполиграфической продукции, аудио и видеороликов, информационных щитов, которыебыли переданы для использования и распространения в государственные инспекциитруда в субъектах Российской Федерации.
В целях информированияо положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения,защиты от безработицы и трудовых отношений в органах государственной службызанятости субъектов Российской Федерации и государственных инспекциях труда с ноября2008 года была организованна работа консультационных пунктов, «горячих линий» иналажена система предувольнительных консультаций работников. Только инспекциямитруда в период с 14 ноября 2008 года по 31 декабря 2009 года было дано свыше173 тыс. устных консультаций работникам и работодателям.
В 2009 годугосударственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации былопроведено около 218 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства отруде, из которых свыше 110 тыс. проверок (более 50,5 %) было проведено повопросам охраны труда работников. Специфика 2009 года обусловила снижение доли плановыхпроверок (в 2009 — 43%, в 2008 году – 56%) и увеличение внеплановых (целевых),проводимых в целях рассмотрения жалоб и обращений граждан, в том числепоступивших в ходе проведенных консультаций, расследования несчастных случаевна производстве. Особое внимание уделялось контролю своевременности выплатызаработной платы. Исполнение работодателями требований государственныхинспекторов труда обеспечило выплату задержанной заработной платы 1 млн. 241тыс. работникам на общую сумму более 15,1 млрд. рублей. В целях повышенияэффективности контрольно-надзорной деятельности государственными инспекциямитруда заключены соглашения о взаимодействии при осуществлениинадзорно-контрольных мероприятий в трудовой сфере с высшими должностными лицамиорганов исполнительной власти в 49 субъектах Российской Федерации; 25 проектовсоглашений находятся в настоящее время на согласовании. В 2009 году активнореализовывался проект Роструда «Декларирование деятельности по реализациитрудовых прав работников».
В настоящее время«Сертификат доверия» вручен 841 работодателю и более 150 заявок находится нарассмотрении в государственных инспекциях труда. Надзорно-контрольнымимероприятиями за исполнением переданных полномочий Российской Федерации вобласти содействия занятости в 2009 году были охвачены органы исполнительнойвласти, осуществляющие переданные полномочия, в 29 субъектах РоссийскойФедерации. В ходе проверок было выявлено 1924 факта нарушений, подготовлено 200предписаний. Несмотря на то, что все выявленные нарушения были устранены вполном объеме и в установленные сроки, анализ документов по исполнениюпредписаний показал, что планы мероприятий по устранению нарушений не всегдапрорабатываются в полном объеме. В ходе осуществления надзора занормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочийРоссийской Федерации в области содействия занятости населения былипроанализированы 305 экземпляров нормативных правовых актов.
Коллегия Федеральнойслужбой по труду и занятости отмечает, что ведомством проделана значительнаяработа, в том числе: расширено применение и обеспечено внедрение вконтрольно-надзорной деятельности Роструда ведомственной информационной системыАИС ГИТ; проведены работы по автоматизации представления в Рострудведомственной отчетности с использованием подсистемы «Информационная системаконсолидации отчетности»; продолжена реализация мероприятий Роструда поадминистративной реформе, в том числе расширение взаимодействия Роструда смногофункциональными центрами по предоставлению государственных и муниципальныхуслуг; Федеральной службой по труду и занятости были открыты: информационныйпортал «Работа в России», который содержит нормативные правовые акты в сферетруда и занятости населения, разъяснения по применению положений данных актов,информацию о государственной службе занятости населения в субъектах РоссийскойФедерации, а также обновляемый в ежедневном режиме Общероссийский банквакансий; единый портал Федеральной службы по труду и занятости, включающийофициальный сайт Роструда и 82 WEB-представительства государственных инспекцийтруда; существенно улучшена материально-техническая база территориальныхорганов Роструда, а также оснащение органов государственной службы занятостисубъектов Российской Федерации.
ОсуществлениеФедеральной службой по труду и занятости полномочий в установленной сфере былополностью обеспечено необходимыми финансовыми средствами. В 2009 году бюджетныеассигнования из федерального бюджета были определены в размере 135 345,5 млн.рублей. Финансирование субвенций субъектам Российской Федерации наосуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействиязанятости населения составило 78108,9 млн. рублей, включая остатки бюджетныхсредств 2008 года; кассовое исполнение органами службы занятости субъектовРоссийской Федерации средств субвенций — 96,4% от их общего объема.
Основную частьнеиспользованного остатка в 2009 году составили остатки средств, предназначенныхдля социальных выплат безработным. В соответствии с заключенными Рострудомсоглашениями с субъектами Российской Федерации о реализации региональных программ,предусматривающих дополнительные меры по снижению напряженности на рынке трудаиз выделенных Правительством Российской Федерации средств федерального бюджетав размере 43 488,3 млн. рублей в 2009 году было них изменений) нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральной службой потруду и занятости были открыты: информационный портал «Работа в России»,который содержит нормативные правовые акты в сфере труда и занятости населения,разъяснения по применению положений данных актов, информацию о государственнойслужбе занятости населения в субъектах Российской Федерации, а такжеобновляемый в ежедневном режиме Общероссийский банк вакансий; единый порталФедеральной службы по труду и занятости, включающий официальный сайт Роструда и82 WEB-представительства государственных инспекций труда; существенно улучшенаматериально-техническая база территориальных органов Роструда, а такжеоснащение органов государственной службы занятости субъектов РоссийскойФедерации.
В целях повышения эффективностии результативности работы в сфере содействия занятости населения и надзора иконтроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службой по труду изанятости запланирован следующий ряд мероприятий:
— до 1 мая 2010 годаподготовить и утвердить план мероприятий по повышению эффективности исовершенствованию осуществления надзора и контроля за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, в том числе в целях обеспечения реализации положений Федерального законаот 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»;
— обеспечить заключениедополнительных соглашений между Федеральной службой по труду и занятости ивысшими исполнительными органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации о реализации в 2010 году региональных программ с учетом согласованныхпредложений по использованию не использованных в 2009 году средств субсидий;обеспечить контроль за реализацией в 2010 году антикризисных мероприятий,предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федеральногобюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительныхмероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектовРоссийской Федерации»;
— обеспечитьсвоевременное перечисление субъектам Российской Федерации субсидий изфедерального бюджета в соответствии с заключенными соглашениями междуФедеральной службой по труду и занятости и высшими исполнительными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий,направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РоссийскойФедерации;
— направить вМинздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства озанятости населения с учетом практики проведения надзора и контроля за предоставлениемгосударственных услуг в сфере занятости населения; принять необходимые меры посовершенствованию надзорно-контрольной деятельности за предоставлениемгосударственных услуг в сфере содействия занятости населения;
— в ходе проведениянадзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятостинаселения обеспечить контроль за соблюдением органами государственной службызанятости населения субъектов Российской Федерации утвержденных нормативов истандартов оказания государственных услуг, за качеством и полнотой ихпредоставления. Представить доклад по данному вопросу в МинздравсоцразвитияРоссии до 1 июля 2010 г.;
— внадзорно-контрольной деятельности практиковать внедрение дистанционного надзораи контроля за предоставлением государственных услуг в сфере содействиязанятости населения с использованием сведений, содержащихся в регистрахполучателей государственных услуг в сфере занятости населения;
— обеспечить переход наприем региональных сегментов регистров получателей государственных услуг всфере занятости населения в защищенном варианте согласно порядку организациизащищенного взаимодействия ежемесячно, в срок до 20 числа месяца, следующего заотчетным периодом;
— продолжить практикупроведения совещаний по актуальным вопросам труда и занятости в федеральныхокругах, а также совещаний в субъектах Российской Федерации, в которых имеетсязначительная задолженность по заработной плате.
— рекомендовать высшимдолжностным лицам субъектов Российской Федерации: при подготовке предложений посовершенствованию структуры органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости иназначению руководителей данных органов строго руководствоваться требованиямифедерального законодательства;
— обеспечить принятиенормативных правовых актов для реализации переданных полномочий в соответствиис законодательством о занятости населения; обеспечить соблюдение нормативов прираспределении объема субвенции по направлениям расходования в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 35«Об утверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных вфедеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в областисодействия занятости населения».
Таким образом,мероприятия, проводимые Федеральной службой занятости населения имеют высокиерезультаты. В 2010 год основной комплекс мероприятий направлен на повышениеэффективности и результативности работы в сфере содействия занятости населенияи надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральнойслужбой по труду, что является основой в проведении политики занятости населения.
Заключение
Федеральная службаявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции поконтролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальныефункции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраныгосударственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью,общественной безопасности.
Федеральная служба по труду и занятости являетсяюридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланкиустановленного образца, а также счета, открываемые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Основнымиполномочиями Федеральной службы по труду и занятости являются:— осуществлениегосударственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполненияпредписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административныхправонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов опривлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации;— осуществлениенадзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданныхполномочий в области содействия занятости населения, с правом направленияобязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативныхправовых актов или о внесении в них изменений.
В 2009 году системнаяработа государственной службы занятости населения и государственных инспекцийтруда, последовательная реализация дополнительных мероприятий, направленных наснижение напряженности на рынке труда, позволили не допустить массовыхувольнений работников, сократить неполную занятость, не допустить массовогонарушения трудовых прав работников, значительного роста задолженности позаработной плате и социальной напряженности.
Список использованныхисточников
1. Федеральныйзакон «О занятости населения» от 19 апреля 1991 годаN 1032-1.2. Постановление правительства Российской Федерации «Обутверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004года N 324(с изменениями на 27 января 2009 года).3. Постановление правительства Российской Федерации «Обутверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных вфедеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в областисодействия занятости населения» от 22 января 2007 года № 35.
4. УказПрезидента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314.
5. Протоколрасширенного заседания Коллегии Федеральной службы по труду и занятости от 26февраля 2010 года.
6. АгабекянР.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости: Учеб. пособие для студентоввузов, обучающихся по экон. специальностям. — М.: ЮНИТИ (UNITY), 2009. — 189 с.
7. АдамчукВ.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 407с.
8. БрагинВ., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003.гг. / Вопросы экономики. 2008. № 3.
9. БреевБ.Д. Безработица в современной России. — М.: Наука, 2008 — 269 с.
10. Занятостьи безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. С.В. Дудникова. — М.: Изд-во«Ж.-д. дело», 2009. — 46 с.
11. КашеповА.В. Экономика и занятость: Монография. — М.: ИМЭИ, 2008. — 233 с.
12. КиселеваЕ.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А. Киселева. — М.:Эксмо, 2009. — 352 с.
13. КязимовК.Г. Рынок труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). — М.:Перспектива.2008. — 368с.
14. НикифороваА.А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Междунар. отношения, 2008. –180 с.
15. Обзорзанятости в России / Фонд «Бюро экон. анализа. — М.: ТЕИС, 2008.
16. Общаяи регистрируемая безработица: в чем причины разрыва / Р.И. Капелюшников. — М.:ГУ ВШЭ, 2008. — 446 с.
17. ПавленковВ.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. — М.: Изд-во Московскогоуниверситета. 2009. — 368с.
18. ПашинВ.П., Богданов С.В. Государство и безработица в России: 1900-2000 гг. — Курск:Кур. гос. техн. ун-т, 2009. — 299 с.
19. ПлаксяВ.И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: Изд-во РАГС,2008. — 381 с.
20. Региональнаяэкономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 686 с.
21. Рыноктруда и доходы населения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений,обучающихся по экон. специальностям / Бреев Б. Д. и др. Под общ. ред. Н.А.Волгина. — М.: Филинъ, 2009. — 277 с.
22. ЧетвертаковаЕ.Г. Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость ибезработица. — М.: Книга сервис, Приор. 2008. — 380с.
23. ШульгинаЛ.В., Тамошина Г.И., Щевелева Т.А. Занятость населения и человеческий капитал(монография). — Белгород: Тип. БГУ. 2009. – 346 с.
24. ЯковлеваЕ.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. — СПб.: Поиск,2009. – 457 с.