Содержание
Введение. 2
Глава 1 Судья в хозяйственном процессе. 4
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственномпроцессе. 6
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе. 16
Глава 4 Прокурор в хозяйственном процессе. 19
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса. 21
Заключение. 26
Список использованной литературы… 28
/>Введение
С принятиемзаконодательства об хозяйственных судах, с созданием системы хозяйственныхсудов взамен системы государственных арбитражей в Республики Беларусь правосудиев области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно сталоосуществляться только хозяйственным судом. Судом, рассматривающим специфическиеспоры, возникающие в области предпринимательской деятельности и управления ею,а также области управления экономикой. В связи с этим представляется интереснымрассмотреть правовое положение участников хозяйственного процесса, каксубъектов этих правоотношений.
Совокупностьправовых норм, регулирующих процессуальное положение организаций,граждан-предпринимателей и их представителей в процессе рассмотрения дел вхозяйственном суде, представляет собой самостоятельный процессуальный институт- участников хозяйственного процесса. Эти процессуальные правовые нормы восновном сосредоточены в Хозяйственном процессуальном кодексе РеспубликиБеларусь. По смыслу ХПК РБ под лицами, участвующими в деле, понимаются теучастники процесса, которые непосредственно заинтересованы в исходе дела,выступающие в процессе от своего имени, способные влиять на его ход, так какнаделены определенным комплексом процессуальных прав, дающих им такуювозможность. Исходя из правового, статуса участников хозяйственного процесса ихможно разделить на несколько групп. Первую составляют суды (судьи),непосредственно разрешающие конкретное дело. Вторую группу составляют лица,участвующие в деле: стороны, третьи лица; заявители и иные заинтересованныелица — в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и онесостоятельности (банкротстве) прокурор, государственные органы, органыместного самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с искомв защиту государственных и общественных интересов. В третью группу входят лица,содействующие осуществлению правосудия, нормальному ходу разрешения спора. Онине являются лицами, участвующими в деле. Закон их называет «инымиучастниками хозяйственного процесса». Это — свидетели, эксперты,переводчики, представители. Обязательными участниками процесса являютсяхозяйственный суд (судья) и стороны или заявитель. Участие в процессе остальныхлиц не всегда обязательно, а состав их зависит от обстоятельств дела.
В даннойработе будут рассмотрены вышеуказанные участники хозяйственного процесса, сточки зрения их правового положения и непосредственного участия в нём.
В работебыла использована юридическая литература специфического плана, касающаясяхозяйственных судов, ХПК РБ, иные законодательные акты.
/>Глава 1 Судья вхозяйственном процессе
Судьямихозяйственных судов в Республики Беларусь являются Председатель ВысшегоХозяйственного Суда РБ, его заместители, судьи Высшего Хозяйственного Суда РБ,председатели, заместители председателя, судьи хозяйственных судов областейРеспублики Беларусь и г. Минска. Правовое положение судьи хозяйственных судовзакреплено в действующем законодательстве и характеризуется его руководящейролью в процессе и широким Кругом полномочий, направленных на защиту охраняемыхзаконом прав и интересов предпринимательских структур и других участниковхозяйственной деятельности.
Требованиясудьи обязательны для всех организации, предпринимателей, органовгосударственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, ккоторым они обращены. Закон подчеркивает, что все судьи равны между собой. Судьяединолично решает вопрос о принятии искового заявления. При этом он может егоне принять по основаниям, предусмотренным в законе: отказать в принятии иливозвратить. Председательствующий в заседании судья не только открываетзаседание, определяет порядок его ведения, но и руководит всем ходом процесса,обеспечивает выяснение обстоятельств дела, следит за правильным использованиемучастниками процесса своих прав и выполнением своих обязанностей. На стадииразрешения спора выявляют недостатки предыдущей стадии, подготовки крассмотрению дела. Права судьи предусмотрены в целом ряде статей. Так, ХПК РБнаделяет хозяйственный суд правом при определенных условиях привлечь в процессдругого ответчика, произвести замену первоначального истца или ответчиканадлежащим истцом или ответчиком, назначить экспертизу, решить вопрос обобеспечении иска, предложить лицам, участвующим в деле, представитьдополнительные доказательства и т.д. Однако следует иметь в виду, чтохозяйственный судья в своей деятельности руководствуется только законом ипользуется только теми правами, которыми он наделен законом. Так, хозяйственныйсуд не обязывает, а предлагает сторонам представить дополнительныедоказательства. Закон предусматривает возможность отвода судьи по основаниям,предусмотренным в ст.21 ХПК РБ. Судья не может участвовать в рассмотрении дела,если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей: еслион при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве эксперта,переводчика, прокурора представителя или свидетеля; если он лично, прямо иликосвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства,вызывающие сомнение в его беспристрастности. В состав суда рассматривающегодело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой. При наличии этихи других оснований судья обязан заявить самоотвод. Право заявить отводпринадлежит лицам, участвующим в деле. Отвод должен быть мотивирован и заявлендо начала рассмотрения дела по существу. Отвод в ходе рассмотрения деладопускается лишь в случаях, когда основания отвода стали известны лицу,заявившему отвод, после начала рассмотрения дела. Порядок разрешениязаявленного отвода определен ст.24 ХПК РБ. Решая вопрос об отводе,хозяйственный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а такжезаслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрособ отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателемхозяйственного суда или председателем судебной коллегии. Вопрос об отводе судьипри коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом хозяйственного суда,но при отсутствии судьи, которому заявлен отвод. В законе приведенисчерпывающий перечень оснований для отвода или самоотвода хозяйственного судьи.Он не подлежит расширительному толкованию. Поэтому правомерно было отказано,например в отводе всего состава хозяйственного суда по мотиву родственныхотношений представителя стороны и одного из руководителей этого суда, т.е. отводвсего состава суда законом не предусмотрен, а родственные связи участвовавшегов деле лица или его представителя с судьёй, не участвующим в разбирательстведела, не может служить основанием для отвода судьи, в том числе и должностноголица хозяйственного суда. Не могут служить основанием для отвода хозяйственногосудьи ссылки заявителя на то, что отводимый судья ранее по другому делу отказалзаявителю в удовлетворении исковых требований и якобы теперь он с пристрастиембудет относиться к решению нового дела или что другой судья ранее разбиралподобное дело и знаком с обстоятельствами рассматриваемого, а отводимому судьебудет сложнее разобраться в существе спора и вынести справедливое решение. Подобныеутверждения не могут служить поводом для сомнений в беспристрастности судьи. Отводсудьи допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственномпроцессе
Вхозяйственном процессе сторонами являются те из участвующих в деле лиц, междукоторыми возник спор из материального правоотношения. ХПК РБ сторонами называетистца и ответчика. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск всвоих интересах или в интересах которых предъявлен иск. Ответчиками являютсяорганизации и граждане, к которым предъявлено исковое требование. Термином «истец»охватывается и заявитель, возбудивший процесс о признании недействительнымиактов органов государственного управления и иных органов, когда такие акты несоответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя. Этимподчёркивается исковой характер подобного спора. В то же время заявление обустановлении фактов имеющих юридическое значение, не вытекает из спора оматериальном праве. В таких случаях заявитель при отсутствии спора с другимлицом или лицами просит хозяйственный суд установить факт, имеющий юридическоезначение. Например, факт принадлежности ему на праве собственности конкретногоимущества и т.п. В этом случае заявителю не противостоит никто, никто другой непретендует на его права. Поэтому такой заявитель не является истцом, а дела этирассматриваются в особом производстве. В любом хозяйственном споре имеются, какминимум, две стороны: истец и ответчик. В большинстве случаев сторонамихозяйственного процесса выступают организации, являющиеся юридическим лицами. Понятиеюридического лица в гражданском праве связано с понятием его правоспособности. Правоспособностьюридического лица возникает в момент его создания, то есть с моментагосударственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации иисключения из государственного реестра. Правоспобность юридического лица независит ни от формы собственности ни от организационно-правовой формы. Такимобразом, статус юридического лица позволяет организации выступать вхозяйственном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика. Сторонамихозяйственного процесса могут быть граждане, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуальногопредпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Всоответствии с Законом Республики Беларусь: «О несостоятельности(банкротстве) предприятий» граждане имеют право обратиться в хозяйственныйсуд с заявлением о признании предприятия банкротом. Правда, это возможно лишь втом случае, когда физическое лицо, гражданин является кредитором, то есть имеетимущественные требования к должнику, предприятию, о признании несостоятельностикоторого поставлен вопрос, поскольку вопрос о несостоятельности (банкротстве) предприятияразрешается только хозяйственным судом, то в хозяйственный суд может обратитсяи гражданин. Однако, ожидать широкой практики обращения граждан с указаннымизаявлениями в хозяйственный суд не следует. Сторонами хозяйственного процессамогут быть также иностранные организации, организации с иностраннымиинвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющиепредпринимательскую деятельность. Хозяйственный процессуальный кодекс РБпредусматривает возможность участия в определенных случаях и таких участниковхозяйственного процесса, как государственные органы, органы местногосамоуправления и иные органы, которые предъявляют иск в защиту государственныхи общественных интересов (п.4 ст.38 ХПК РБ). Орган, предъявивший исковоезаявление в защиту государства и общества, является процессуальным лицом, несетобязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мировогосоглашения. Истцом в материально-правовом смысле является то лицо, в защитуинтересов которого предъявлен иск. Поэтому отказ этого органа от иска не лишаетправа истца требовать рассмотрения дела по существу. В то же время, отказ истцаот иска, который был предъявлен в его интересах влечет оставление иска безрассмотрения. Законодатель предоставляет непосредственному истцу право назащиту или отказ от таковой. Вообще следует заметить, что названные органывыступают в защиту интересов государства или общества, которые они же, этиорганы, и представляют. Так, налоговые органы, антимонопольные органы выступаяв хозяйственном суде в качестве истца, защищают интересы государства, котороесамо не. может быть участником, истцом по хозяйственному делу. Эти органы немогут предъявлять иски в защиту других лиц. Они защищают только интересыгосударства и общества.
В делеодновременно может участвовать несколько истцов или ответчиков. Каждый изистцов или ответчиков выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могутпоручить ведение дела одному из соучастников. Стороны в хозяйственном процессепри разбирательстве дел пользуются равными процессуальными правами. Права иобязанности лиц, участвующих в деле, а следовательно и сторон, перечислены ст.39ХПК РБ. Сторонам, помимо общих прав, принадлежат ещё и отдельные исключительныеправа. Так, истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменитьоснование или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требованийлибо отказаться от иска (ч.1 ст.43 ХПК РБ). Под основанием иска понимаютсяюридические факты на которых истец основывает свои требования к ответчику. Коснованиям иска относятся обстоятельства, на которые ссылается истец. Кромефактических различают и правовые основания иска. В законе подчёркивается, что висковом заявлении должно содержаться указан на законодательство, на основаниикоторого предъявляется иск. Это правовая норма или их совокупность и являетсяправовым основанием иска. Эти правовые основания иска в процессе судебногоразбирательства истец бесспорно может менять. Фактические же основания являютсябазой для содержания искового требования. Именно «фактическиеоснования» составляют предмет иска, представляющий собой и предметсудебного разбирательства. Решая спор сторон, хозяйственный суд имеет дело сконкретным спорным материально-правовым отношением, и именно по нему суд долженвынести решение. Если же предмет требований меняется должен состояться новыйхозяйственный процесс по поводу нового требования. Изменение самого предметаиска возможно осуществить путем предъявления нового иска на общих основаниях. Ивсе хозяйственные суды обязаны рассматривать споры с изменением предмета ифактических оснований спора. Ответчику предоставлено право признать искполностью или частично. Стороны могут закончить дело мировым соглашением влюбой стадии.
Мировоесоглашение сторон оформляется в письменной форме и утверждается хозяйственнымсудом, о чем выносится определение, в котором указывается о прекращениипроизводства по делу. Хозяйственный суд в процессе не наделен правомвмешиваться в функции сторон, проявлять инициативу в пользу какой-либо стороны,выходить за рамки исковых требований в целях защиты прав сторон и т.д.,поскольку это означало бы вмешательство суда в сферу их полномочий. Органуправосудия непозволительно то, что было позволено государственному арбитражу,защищавшему в первую очередь интересы государства. Вместе с тем, хозяйственныйсуд осуществляет в некоторой степени контроль за действиями сторон. В ч.4 ст.43ХПК РБ предусмотрено: хозяйственный суд не принимает отказ от иска, уменьшениеразмера исковых требований, признание иска, не утверждает мировое соглашение,если это противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушаетправа и законные интересы других лиц. Отказ от иска — отказ истца отматериально-правовых требований к ответчику и, следовательно, от дальнейшегопроизводства по делу. Дело в этом случае подлежит прекращению, если отказпринят судом. Признание иска полное или частичное — согласие ответчика стребованиями истца, сформулированными в исковом заявлении. Распорядительныедействия сторон могут быть совершены в любой стадии процесса. Однакоиспользование прав истца изменить основание или предмет иска, увеличить илиуменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска ограничено моментомвынесения решения. Следовательно, эти права истец может использовать лишь впервой инстанции. Признание иска и мировое соглашение могут быть осуществлены влюбой стадии. С процессуальными правами сторон тесно связаны их обязанности. Закон,предоставляя сторонам достаточно широкие процессуальные права, указывает на то,что лица, участвующие в деле, в том числе и стороны, несут обязанности,предусмотренные законом и должны добросовестно пользоваться всемипринадлежащими им процессуальными правами. Стороны не могут совершать действий,противоречащих либо нарушающих чьи-либо права и интересы. Хозяйственный суд втаких ситуациях в целях обеспечения законности в экономических отношениях,применяет в необходимых случаях санкции. Если дело возникло вследствиенарушения лицом, участвующим в деле досудебного (претензионного) порядкаурегулирования споров, (оставление претензии без ответа, не высылкаистребованных документов), хозяйственный суд вправе отнести на это лицосудебные расходы независимо от исхода дела. Некоторые права сторон одновременноявляются их обязанностями. Так, сторона имеет право давать объяснения по искупо поводу своих исковых требований, но это право является и ее обязанностьюдать такие объяснения по требованию судьи хозяйственного суда. Предоставлениедоказательств по делу, с одной стороны, является правом стороны и в то же времяее обязанностью и т.д. В хозяйственном процессе в качестве истца или ответчикадолжно участвовать конкретное лицо. Возможны случаи, когда в судебном процессевыявляется, что истцу по делу спорное право не принадлежит или в качествеответчика привлечено лицо, которое не должно отвечать по предъявленному иску. Вподобных случаях в процессе участвуют ненадлежащие стороны, и спор по существурассмотрен быть не может. Для рассмотрения спора по существу необходима заменаненадлежащей стороны надлежащей. Хозяйственный суд, установив во время разбирательствадела, что иск предъявлен не тем лицом, которому принадлежит право требования,или не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истцадопустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом илиответчиком. Замена ненадлежащей стороны происходит при соблюдении определенныхусловий, предусмотренных в ст.42 ХПК РБ. Замена надлежащего истца можетпроизойти по инициативе самого хозяйственного суда, но с согласия первогоистца, не желающего уйти из процесса и с согласия надлежащего истца вступить впроцесс. Если ненадлежащий истец не согласен выйти из процесса, то надлежащийможет вступить в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиямина предмет спора. В этих случаях рассмотрение спора продолжается. Если жененадлежащий истец согласился выбыть из процесса, а надлежащий истец не даетсогласия на вступление в процесс, суд должен прекратить производство по делувследствие отказа первоначального истца от иска. Если ненадлежащий истецотказался выбыть из процесса, а надлежащий не дал согласия на вступление впроцесс, дело рассматривается по существу с участием ненадлежащего истца изаканчивается вынесением решения об отказе в удовлетворении иска. Условиязамены ненадлежащего ответчика несколько иные. Закон не требует согласияненадлежащего ответчика на его замену, но для такой замены требуется согласиеистца. Если истец согласен на замену ненадлежащего ответчика, то судосвобождает его от участия в деле и привлекает нового надлежащего ответчика. Еслиистец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицов качестве второго ответчика. В этом случае два ответчика (ненадлежащий инадлежащий) не являются соответчиками, поскольку имеют интересы, непротиворечащие друг другу. Хозяйственный суд в этом случае решает вопрос посуществу предъявленного искового требования. После того, как произошла заменаненадлежащей стороны рассмотрение дела производится с самого начала. При этомвсе действия, совершенные в процессе ненадлежащей стороной. не имеют никакихправовых последствий для надлежащей стороны. Замена ненадлежащей стороны можетиметь место только в суде первой инстанции. Институт замены ненадлежащейстороны надлежащей имеет существенное практическое значение, посколькупозволяет разрешить спор сторон по существу с наименьшей затратойпроцессуальных средств, создает реальные условия для защиты нарушенных прав иохраняемых законом интересов субъектов. Известен также институт процессуальногоправопреемства. Оно имеет место в случаях выбытия одной из сторон в спорном илиустановленном решением хозяйственного суда правоотношении (реорганизация,уступка требования, перевод долга, смерть гражданина). В этих случаях судпроводит замену стороны ее правопреемником, указывая об этом в определении, решенииили постановлении. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственногопроцесса, в отличие от замены ненадлежащей стороны надлежащей. Все действия,совершенные в процессе до его вступления в дело, обязательны в, той мере, вкоторой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил (ст.44ХПК РБ). Замена стороны правопреемником происходит, как правило, в случаяхперемены субъекта прав и обязанностей в правоотношении, когда новый субъектправа (истец или ответчик) полностью или частично принимает на себя права илиобязанности правопредшественника. В соответствии с ГК РБ при слиянииюридических лиц, права и обязанности каждого из них переходят к вновьвозникшему юридическом улицу в соответствии с передаточным актом. Приприсоединении юридического лица к другому юридическому к последнему переходятправа и обязанности присоединенного юридического лица, в соответствиипередаточным актом и т.д. Правопреемство в отдельном материальномправоотношении по гражданскому праву влечет за собой процессуальноеправопреемство. Так, уступка требования по кредитному договору допускается,если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Однако недопускается без согласия должника уступка требования по обязательству, вкотором личность кредитора имеет существенное значение для должника, а,следовательно, недопустимо и процессуальное правопреемство. С согласиякредитора допускается перевод должником своего долга на другое лицо. Такимобразом, как при уступке требований кредитором другому лицу, так и при переводедолга на другое лицо должником, допускается правопреемство в хозяйственномпроцессе. Процессуальное правопреемство возможно на любой стадии хозяйственногопроцесса. Оно осуществляется в порядке, регулируемом законом. При необходимостиосуществить процессуальное правопреемство хозяйственный суд приостанавливаетпроизводство по делу до вступления в процесс правопреемника выбывшего лица. Длядопуска в дело правопреемника суду необходимо предъявить доказательстваправопреемства (документы о реорганизации юридического лица, об уступке праватребования или переводе долга) возобновляя производство по делу, хозяйственныйсуд выносит определение. Граждане могут вести свои дела в хозяйственном суделично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает егоправа иметь по делу представителя. Руководители организаций, другие руководящиелица (председатель правления АО, председатель совета директоров) их заместителиявляются органом юридического лица и могут сами вести свои дела в хозяйственномсуде. Свои полномочия они подтверждают в суде документом, удостоверяющим ихслужебное положение или полномочия. Но личное участие руководителя врассмотрении хозяйственных споров не всегда возможно. Поэтому законодателемвведён и применяется на практике институт представительства. Подпредставительством в хозяйственном процессе понимается деятельностьпредставителя в судебном заседании, осуществляемая от имени представляемого сцелью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказанияпомощи в осуществлении прав. Необходимость в представительстве обусловлена,главным образом, физической невозможностью руководителя лично вести все дела вхозяйственных судах, а также желанием сторон получить квалифицированнуююридическую помощь при рассмотрении хозяйственных дел. Процессуально-правовойинститут представительства в хозяйственном суде является гарантией обеспечениязащиты прав организаций и граждан. Представителем в хозяйственном суде можетбыть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия наведение дела в хозяйственном суде. В месте с тем закон устанавливает круг лиц,которые не могут быть представителями в хозяйственном суде. Это лица, необладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством.Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры и работникиаппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанныелица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов,прокуратуры или как законные представители. Полномочия представителей наведение дела в хозяйственном суде должны быть оформлены в соответствии стребованиями закона, доверенности. Доверенность от имени организации выдаетсяза подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это ееучредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность,выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке, а такжеорганизацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационнойорганизацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебногоучреждения, в котором он находится на излечении, командованием соответствующейвоинской части, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность лиц,находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальникомсоответствующего места лишения свободы. Полномочия адвоката удостоверяются впорядке, установленном законом. Лица, не имеющие доверенности или иныхдокументов удостоверяющих их полномочия на ведение дела в хозяйственном суде немогут быть допущены в процесс в качестве представителей. При наличии надлежащимобразом оформленных полномочий на ведение дела представитель допускается впроцесс и приобретает право на совершение всех тех процессуальных действий, которыев праве совершать сам представляемый в суде. Однако закон определяет кругпроцессуальных действий, право на совершение которых представителем должно бытьспециально оговорено в доверенности. К числу этих действий относятся: право наподписание искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного иличастичного отказа от исковых требований и признания иска, предмета илиоснования иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другомулицу (передоверие), обжалование, судебного акта хозяйственного суда, подписаниязаявления о принесении протеста, требования принудительного исполнениясудебного акта, получения присужденных имущества или денег. Институтпредставительства в хозяйственном процессе распространяется не только на истцаи ответчика, но и на других лиц, участвующих в деле и осуществляющихпроцессуальные действия (третьи лица, заявители в делах об установлении фактов)и представительство в хозяйственном процессе добровольное и может возникатьтолько при наличии на это волеизъявления представляемого. Под личнымпредставительством следует иметь в виду представительство непосредственноруководителем или заместителем, другим должностным лицом, действующим в силуполномочий, представляемых им учредительными документами. Под функциональнымпредставительством понимается представительство, осуществляемое инымдолжностным лицом организации в силу его функциональных, должностныхобязанностей. Под договорным представительством следует пониматьпредставительство, осуществляемое посторонним для организации лицом погражданско-правовому договору или трудовому соглашению
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе
ХПК РБпредусмотрено участие в хозяйственном процессе третьих лиц двух видов: заявляющихсамостоятельные требования (ст.45 ХПК РБ) и не заявляющих самостоятельныетребования на предмет спора (ст.46 ХПК РБ). Третьи лица, заявляющиесамостоятельные требования на предмет спора могут вступить в дело до принятияхозяйственным решения. Они пользуются всеми правами и несут все обязанностиистца, кроме обязанности соблюдения досудебного (претензионного) порядкаурегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для даннойкатегории споров или договором. Это исключение вполне объяснимо, ибо впротивном случае третьи лица вряд ли смогут вступить в начавшийся хозяйственныйпроцесс. Третьи лица, не вступившие в «чужой» процесс, могутпредъявить свои требования в общем порядке. Но вступление третьего лица в чужойпроцесс имеет определенные преимущества. Во-первых: сокращается дается сроквосстановления нарушенных прав третьих лиц. Во-вторых, если спорное имуществобудет передано первоначальному истцу или оставлено у ответчика, то они могут имраспорядится что затруднит или сделает невозможным в последующем защиту правтретьих лиц. Заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица,заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, оплачиваетсягосударственной пошлиной в установленном порядке. Однако, расходы погосударственной пошлине относятся на ответчика на ответчика в размересоотносимом с удовлетворенными требованиями. Третьи лица с самостоятельнымитребованиями следует отличать от соистцов, которые вступают в процессодновременно в связи с возбуждением дела. Требования соистцов всегда направленык ответчику по первоначальному иску. Требования же третьего лица ссамостоятельными требованиями могут быть обращены как к истцу, так одновременнои к истцу, и к ответчику. Требования соистцов всегда тесно связаны между собой,требования же третьего лица и соистца носят взаимоисключающий характер. Третьилица, не заявляющие самостоятельных требования на предмет спора, могут вступитьв дело на стороне истца или ответчика до принятия хозяйственным судом решения. Онимогут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон или поинициативе суда. Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований напредмет спора, несут процессуальные обязанности и пользуются правами стороны,кроме права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшениеразмера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключениемирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного акта. Третьелицо без самостоятельных требований — это предполагаемый участник материально-правовогоотношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметомразбирательства в хозяйственном суде. Наиболее типичное основание вступлениятретьего лица без самостоятельных требований в дело, уже начатое — возможностьрегрессного иска одной из сторон спорного отношения третьему лицу послевынесения решения хозяйственным судом по основному спору. Интересы соответчикаи третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика различны. Соответчиквсегда противостоит истцу, несет перед ним непосредственно ответственностьцеликом или в части. Третье же лицо без самостоятельных требований на сторонеответчика находится в материальных правоотношениях лишь с ответчиком инепосредственно перед истцом ответственности не несет. На третье лицоответственность может быть возложена лишь посредством регрессного требованияответчика в отдельном процессе. Третье лицо без самостоятельных требований неявляется предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения и непретендует на объект спора. Из этого вытекает и то, что на третьих лицах безсамостоятельных требований не распространяется требование о соблюдениипретензионного порядка, хотя это и не предусмотрено в законе. Участие третьихлиц без самостоятельных требований в хозяйственном процессе создает возможностьзаранее предотвратить присуждение с них определенных сумм, например, попоследующему регрессивному иску, возможность заранее получить информацию орегрессном иске к третьим лицам. Третьи лица обоих видов могут вступить вхозяйственный процесс только до принятия хозяйственным судом решения, т.е. ихучастие возможно в суде первой инстанции и не возможно в апелляционном суде и вкассационной инстанции.
/>Глава 4 Прокурор вхозяйственном процессе
Хозяйственныйпроцессуальный кодекс Республики Беларусь (п.4 ст.38) наделяет правом наобращение в хозяйственный суд прокурора. Прокурор вправе обратиться вхозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. Например,о признании недействительными актов государственных и иных органов,учредительных документов предприятий, о применении мер имущественнойответственности к нарушителям природоохранного законодательства,законодательства о приватизации и т.п. В отдельных случаях прокурор можетпредъявить иск в интересах организации, гражданина-предпринимателя, еслиответчиками, которым предъявлены исковые требования, допущены нарушения,затрагивающие государственные и общественные интересы. Хозяйственный процессуальныйкодекс РБ прямо не предусматривает право прокурора на предъявление исков взащиту интересов организаций и граждан-предпринимателей. Однако прокурорыпродолжают предъявлять, а хозяйственные суды рассматривают иски в защиту правпредпринимательских структур. Если же в процессе заседания хозяйственного судавыяснится, что иск заявлен в интересах предпринимательской структуры и незатрагивает интересы государства или общества хозяйственному судупредоставляется право сообщить вышестоящему прокурору о нарушениизаконодательства. Причина предъявления прокурором исков в защиту интересовхозяйствующих субъектов проста: освободить предприятие от уплатыгосударственной пошлины. Исковое заявление прокурора «неоплачивается» даже при неудовлетворении его. А это порождает неравенствосубъектов перед законом. Ведь в условиях рыночных отношении сохранение денежныхсредств в обороте даже на небольшой срок имеет немаловажное значение. Поэтомуузаконение права прокурора на предъявление иска в интересах юридических лицнепременно должно сопровождаться такого правила при котором государственнаяпошлина по неудовлетворённым искам прокурора должна взыскиваться со стороны,чьи интересы отстаивал в хозяйственном суде прокурор. Уровень прокуроров,наделенных правом обратиться в хозяйственный суд с иском в защитугосударственных и общественных интересов, определен законом.
Прокурорлишен лишь права на заключение мирового соглашения. И это верно. Ведь он вобщем защищает не свои интересы, а интересы государства и общества, и вряд липодобные дела могут заканчиваться мировым соглашением. В то же время прокурорможет отказаться от предъявленного иска. Но истец при этом не лишается праватребовать рассмотрения дела по существу. Отказ же истца от иска, который былпредъявлен прокурором в его интересах влечёт оставление иска без рассмотрения. Посколькупрокурор, заявивший иск в хозяйственный суд в случаях, установленных в законе,пользуется практически всеми правами и несет обязанности истца, стороны поделу, то ему принадлежит право на подачу апелляционной и кассационной жалобы иучастие в их рассмотрении в соответствующей инстанции. Как сторона по делупрокурор, подававший иск, имеет право обратиться в хозяйственный суд сзаявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Протестна вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов могут приноситьтолько Генеральный прокурор РБ и его заместители в порядке, определяемомзаконом. Хозяйственное законодательство предусматривает вступление в хозяйственныйпроцесс прокурора только по инициативе самого прокурора.
/>Глава 5. Иные участникихозяйственного процесса
Вхозяйственном процессуальном законодательстве появился новый правовой институт- иные участники процесса. К ним законодатель относит свидетелей, экспертов,переводчиков, представителей, понятых. В соответствии со ст.51 ХПК РБ,свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства,имеющие значение для правильного разрешения спора хозяйственным судом. Свидетель,таким образом, рассматривается законодателем как источник сведений о фактах,положенных в основание иска или возражений против него. Знание этих сведенийсудом и другими участниками хозяйственного процесса позволит вынести правильноерешение. Поэтому свидетель обязан явиться в хозяйственный суд по вызову исообщить известные ему сведения по делу. Законодатель обязывает свидетелядавать правдивые показания, отвечать на вопросы судьи и лиц, участвующих вхозяйственном процессе. За дачу заведомо ложных показаний или уклонение от дачипоказаний свидетель несет уголовную ответственность. Законодатель неограничивает круг лиц, могущих быть вызванными в хозяйственный суд для дачиобъяснений, и может возникнуть проблема о правомерности вызова в качествесвидетелей таких лиц, представителей сторон, которым нужные сведения сталиизвестны в связи с выполнением ими функций представителя или лиц, которымизвестны сведения, содержащие коммерческую или государственную тайну. Показаниясвидетелей фиксируются в протоколе судебного задания. По предложениюхозяйственного суда, свидетель может изложить свои показания в письменном виде.Однако представление письменных свидетельских показаний по инициативе свидетеляили стороны по делу не предусмотрено. Нет в ХПК РБ и подробной регламентациипорядка получения свидетельских показаний. По уголовному и гражданскомупроцессуальному кодексам требуется удаление из зала судебного заседаниясвидетелей по даче ими свидетельских показаний. Хозяйственные суды действуютаналогичным образом, чтобы не снижались гарантии достоверности информации.
Дляразъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальныхпознаний, хозяйственный суд по хода лица, участвующего в деле, назначает экспертизу.В соответствии со ст.52 ХПК РБ экспертом может выступать лицо, обладающееспециальными познания, необходимыми для дачи заключения. Нетрудно убедиться,что экспертиза может быть назначена для разрешения вопросов из любой отраслинауки, техники, искусства и т.д., кроме правовой. Лицо, которому порученопроведение экспертизы, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и датьобъективное заключение по поставленным вопросам. Эксперт может отказаться отдачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или если он необладает знаниями, необходимыми для выполнения возложенной на него обязанности.При необходимости эксперт имеет право знакомиться с материалами дела,участвовать в заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, просить суд обистребовании дополнительных материалов. Лица, участвующие в деле, вправепредставить хозяйственному суду вопросы, которые должны быть разъяснены припроведении экспертизы, и предложения по кандидатурам экспертов. Ноокончательная формулировка вопросов производится судом в выносимом имопределении о назначении экспертизы. Отклонение вопросов, предложенныхучаствующими в деле лицами, суд обязан мотивировать в своём определении. Экспертизапроводится работниками экспертных учреждений либо иными специалистами, которымона поручена хозяйственным судом. Проведение экспертизы может быть порученонескольким экспертам. ХПК РБ устанавливает, что экспертиза проводится взаседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо похарактеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставкиматериалов для исследования в заседании. Лица, участвующие в деле, вправеприсутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие не мешаетнормальной работе экспертов. Если проведение экспертизы поручено двум или болееэкспертам, они вправе совещаться между собой и дать общее заключение. Эксперт,не согласный с другими экспертами, дает отдельное заключение. Основнаяпроцессуальная обязанность эксперта состоит в даче объективного заключения потем вопросам, которые поставлены на его разрешение, в соответствии с новейшимидостижения науки, техники, ремесла и т.д. Отказ от дачи заключения экспертавозможен, если причины отказа были признаны судом уважительными недостаточностьпредставленных материалов, отсутствие надлежащей квалификации эксперта, болезньи т.п.). Закон представляет вполне определенные требования к форме и содержаниюзаключения эксперта. Оно даётся в письменной форме и должно содержать подробноеописание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы напоставленные хозяйственным судом вопросы. Эксперт вправе сделать выводы и одругих обстоятельствах, в отношении которых вопросы поставлены не были. Вслучае недостаточной ясности ил неполноты заключения эксперта хозяйственный судможет назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же илидругому эксперту. При несогласии с заключением эксперта хозяйственный суд походатайству участвующего в деле лица может назначить повторную экспертизу,поручив ее проведение другому эксперту. Заключение эксперта исследуется взаседании хозяйственного суда и оценивается наряду с другими доказательствами. Экспертне может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу по основаниям,предусмотренным ХПК РБ: если он является родственником лиц, участвующих в деле,или их представителем; если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал вкачестве переводчика, прокурора, представителя или свидетеля; если он лично,прямо пли косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иныеобстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Основаниями дляотвода эксперта являются также: его служебная или иная зависимость в моментразбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или ихпредставителей; производство им ревизии, материалы которой послужили основаниеповодом для обращения в хозяйственный суд либо используются при рассмотрениидела. Участие эксперта в предыдущем рассмотрении дела в качестве эксперта неявляется основанием для его отвода. В соответствии с ХПК РБ судопроизводство вхозяйственном суде ведется на русском или белорусском языке. Участвующим в делелицам, не владеющим русским или белорусским языком, обеспечивается правополного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях черезпереводчика и право выступать в хозяйственном суде на родном языке. Нарушениеуказанных правил рассматривается как нарушение норм процессуального права,влекущих отмену судебных актов. Права и обязанности переводчика предусмотрены вст.53 ХПК РБ. Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которыхнеобходимо для перевода, и назначенное судом для участия в хозяйственномпроцессе. Переводчик может быть назначен из числа предложенных участникамихозяйственного процесса лиц. Однако сами участники хозяйственного процесса невправе принимать на обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимымдля перевода языками. Переводчик обязан явиться по вызову суда и полно,правильно и своевременно, осуществлять перевод письменных доказательств и устныхобъяснений всех участников процесса. При этом переводчик вправе задаватьприсутствующим при переводе лицам вопросы для уточнения перевода. Как и экспертпереводчик подлежит отводу в тех же случаях что и эксперт. Кроме того, эксперти переводчик при наличии оснований для отвода обязаны заявить самоотвод. Переводчикнесет уголовную ответственность в случае заведомого неправильного перевода. Обучастии в деле переводчика отмечается в решении суда. Оплата его услуготносится к хозяйственным расходам в форме издержек, связанных с рассмотрениемдела, и относится на стороны в зависимости от исхода дел.
/>Заключение
Основным иобязательным участником хозяйственного процесса является хозяйственный суд,осуществляющий судебную власть. В хозяйственном законодательстве нетспециальных норм определяющих правовое положение, права и обязанностихозяйственного суда (судьи) в хозяйственном процессе. Его положениеопределяется задачами хозяйственного судопроизводства: защита нарушенных илиоспариваемых прав предпринимателей и содействие укреплению законности ипредупреждению правонарушении в предпринимательской и экономическойдеятельности. Из всех участников хозяйственного процесса только хозяйственныйсуд (судья) наделен правом и обязан вынести законное и обоснованное судебноерешение.
Основнымиучастниками хозяйственного процесса являются непосредственные стороны: истец иответчик. В соответствии с принципом состязательности каждой из сторон впроцессе обеспечиваются широкие возможности отстаивать занятую в споре позицию.Истец и ответчик должны указать факты, подлежащие исследованию, и представитьдоказательства, подтверждающие эти факты; они имеют право активно участвовать висследовании имеющихся в деле доказательств, заявлять различные ходатайства,задавать представителям участников спора вопросы, высказывать свои мнения исоображения по всем возникающим в процессе рассмотрения дела вопросам,оспаривать доводы и соображения другой стороны. Стороны наделены также комплексомправ, защищающих стороны от необоснованных, неправильных решений суда, а именнопроверка решений суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
ХПК РБпредусмотрено так же участие в хозяйственном процессе третьих лиц двух видов: заявляющихсамостоятельные требования и не заявляющих самостоятельные требования напредмет спора.
Хозяйственныйпроцессуальный кодекс Республики Беларусь наделяет правом на обращение вхозяйственный суд прокурора. Прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд с искомв защиту государственных и общественных интересов.
В новомхозяйственном процессуальном законодательстве появился новый правовой институт- иные участники процесса. К ним законодатель относит свидетелей, экспертов,переводчиков, понятых.
Итак, участникихозяйственного процесса, обладают и пользуются достаточно широким комплексомправ, позволяющих объективно и легитимно разрешить возникающие споры. В тожевремя, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемыхзаконом прав и интересов граждан и юридических лиц, участвующих в хозяйственномпроцессе.
/>Список использованнойлитературы
1. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
4. Анохин В.С. “Предприниматель и хозяйственный суд” М. 1998
5. Арбитражный процесс. “Зерцало. ” М. 1995
6. Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.
7. Комментарий к ГК РБ “Спарк” М. 1995
8. Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.
9. Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.
10. Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн.,2001.