Реферат по предмету "Государство и право"


Функции государства, формы и методы их осуществления

Содержание
Введение
1. Функции государства
1.1 Функции государства иих классификация
1.2 Формы и методы реализациифункций государства
2. Аппарат (механизм) государства
2.1Основные понятия аппарата (механизма) государства
2.2Признаки механизма государства
2.3Структура государственного аппарата
2.4.Принципы функционирования государственного аппарата
3. Государственные органы
3.1 Государственный орган.Признаки и классификация
3.2Глава государства
3.3Исполнительные органы
3.4Законодательные (представительные) органы
3.5Судебные органы
4. Бюрократия и бюрократизм
4.1Разграничение понятий бюрократия и бюрократизм
4.2Концепция бюрократииМакса Вебера
4.3Концепция бюрократии Карла Маркса
4.4 Имперская модель бюрократии
4.5 Реалистичная модель бюрократии
4.6 Бюрократизм
Заключение
Список литературы

Введение
Государство какинститут организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческогоразвития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появилисьоколо пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множествоопределений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство– это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободусвоего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечестваразвивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления властигосударством. Современное государство является государством социальным соединяющимвсе группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единоецелое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государствонемыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти.Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлятьгосударство.
Целью данной работыявляется, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления,раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своейработе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуруи принципы функционирования. Третья часть работы посвящена основным государственныморганам в механизме государства. И, наконец, в заключение своей работы я рассмотрюфеномен бюрократии и её побочного эффекта бюрократизма.

1. Функциигосударства
 
1.1 Функциигосударства и их классификация
Функции государства– это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государствав обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичнойполитической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функцийгосударства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделитьтот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различнымицелями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основныекритерии классификации:
1.        По сферамобщественной жизни выделяют политическую, социальную, экономическую, духовную, экологическую.
2.        По принципуразделения властей: законодательную, управленческую, судебную, информационную.
3.        По способуосуществления: регулятивные и охранительные.
4.        По степенисоциальной важности: основные и неосновные.
5.        По продолжительности:постоянные и временные.
6.        По сферамполитической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередьтакже подразделяются:
–         Внутренниена: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующегокласса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные,политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законностии правопорядка.
–         Внешниена: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границыи территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.
Как видно из вышеизложенного,некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимостиот конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать,что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мереразвития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторыеиз них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделитьчетыре основные функции, которые выполняет любое государство:
—       экономическая,т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международныхэкономических связей;
—       политическая,т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне,защита государственного суверенитета;
—       социальная,т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод,удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;
—       идеологическая,т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной,нравственной идеологии;
В свою очередьНерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства,отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных,экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащемрешении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существои смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят ворганизации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного)государственно-правового порядка жизни свободных людей».В связи с этим онвыделяет в качестве основных функций:
—       правоустановительнаяфункция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;
—       правореализаторскаяфункция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;
—       правозащитнаяфункция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;
—       внешнегосударственнаяфункция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;
Можно отметить,что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда какчетвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.
С развитием человечествау государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половинеXX века добавилась экологическая.Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именнона государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.
Таким образом,можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходяиз того, какие конкретно при этом преследуются цели.
1.2 Формы иметоды реализации функций государства
Все функции государствареализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературепод формами осуществления функций государства понимаются:
1.        Деятельностьосновных звеньев механизма государства, именно специфические виды государственнойдеятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являютсязаконодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорнаядеятельность.
Рассмотрим основныеспецифические виды государственной деятельности.
Законодательнаядеятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительнымиорганами законов, обязательных для исполнения.
Управленческаяили исполнительная деятельностьпредставляет собой основанное на законахоперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функцийгосударства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения,транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность,т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньямисудебной системы страны.
Контрольно-надзорнаядеятельность — это выполнение функций государства посредством действия всехразновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особоеместо в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнениемдействующих законов.
Данная классификацияспособствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньямимеханизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципомразделения властей.
2.        Однороднаяпо своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятсяего функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет егофункции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач ифункций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государстваразличают:
a)        Правовыеформы
Под правовымиформами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешнимпризнакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридическихактов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формамреализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительнаядеятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительнуюи правоохранительную.
Правотворческаядеятельность- это государственная деятельность, выражающаяся в разработке,принятии, издании изменении или отмене юридических норм.
Правоприменительнаядеятельность- это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконныхнормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительнойдеятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительнаядеятельность– повседневная деятельность государства по разрешению разностороннихвопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительнаяработа государственных органов по осуществлению функций государства путем изданияактов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения илипрекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность- это государственная деятельностьпо контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мерк их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применениянорм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговорыи решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране правличности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольнойи надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятияследует различать. А. Шафранов, рассуждая о разграничении контрольной и надзорнойдеятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроляявляется определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактическихпараметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формойконтроля и здесь А. Шафранов отмечает: «Сущность надзора — проверка правильностиисполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями,в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективномсмысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм.В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношенияв виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными емуполномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм.При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования техили иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав илиобязанностей».
Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролеми надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзорасоздаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могутвыполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены.Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительногоисполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта илидействия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не толькозаконность, но и целесообразное государственное управление.
б) Неправовые(организационные) формы
Организационныеформы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакамдеятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то жевремя формы организационной, фактической деятельности государства реализуются наоснове выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования,
Среди неправовыхформ выделяют:Организационно-регламентирующаядеятельность — это оперативная работа соответствующих органов связанная с организациейфункционирования органов государства, которая выражается в решении тех или иныхзадач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственногомеханизма.
Организационно-хозяйственнаядеятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальномуобеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа,связанная с контрольно-ревизионной деятельностью, статистикой, организаций снабжения,сбыта и т.п.
Организационно-идеологическаядеятельность — воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения,обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законови иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.
ГоловистиковаА.Н. отмечает что: «В настоящее время особое внимание уделяется договорной формеосуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальнойсфере)».
Методами осуществленияфункций государства являются:
·         Стимулирование,т.е. побуждение к выполнению тех или иных действий. Стимулы могут быть моральнымии материальными. Д.Н. Бахрах отмечает «С помощью закрепляемых правом стимулов осуществляетсяцеленаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованностьв совершении определенных поступков» Стимулирование, побуждение к действию реализовываютсявоздействием на потребности и интересы людей и соответственно, на их волю и поведение.
·         Убеждениеможет реализовываться путем воздействия на общественное и индивидуальное сознаниепосредством обсуждения, объяснения, демонстрации примера, внушения и т.п.
·         Принуждение,т.е. воздействие через возможность применения силы, может осуществляться путем пресечения,предупреждения, ответственности за действия или бездействие. Основные виды принуждения— дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное.
Таким образом,проанализировав все выше сказанное можно отметить, что многие из перечисленных форми методов могут быть реализованы только государством через систему органов, учрежденийи должностных лиц, наделенных властными полномочиями в установленном правовом порядке,т.е. государственным аппаратом.

2. Аппарат(механизм) государства
 
2.1 Основные понятия аппарата (механизма) государства
Прежде всего, необходимо понять являются ли понятия механизм государстваи государственный аппарат тождественными. Так что же такое механизм государства?Вот какое определение дает Дмитриев Ю. А.:
Механизм государства — это система государственных органов, призванныхосуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государстваесть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государствопроводит ту или иную политику. Следует добавить, что эта система связана иерархическойсоподчиненностью и правомочна совершать действия, составляющие монополию государства.Механизм государства включает в себя совокупность органов государственной власти,т.е. тот особый слой людей, которые обеспечивают исполнение полномочий государственныхорганов, осуществляя профессиональную деятельность и которых называют чиновникамиили служащими.
Понятие государственныйаппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широкомсмысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственныхорганов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственныйаппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно– распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственныйаппарат» используют в науке административного права. В теории государства и правапонятие государственного аппарата употребляют как адекватное понятию механизма государства.
Исходя из названий понятий «аппарат» и «механизм» можно сделать вывод,что система государственных органов воспринимается как нечто механическое, как техническиймеханизм «модель и образец для конструирования и работы государственной машины».Для того чтобы разобраться так ли это, необходимо обратиться к определению понятиягосударства. Понятие государства на разных этапах развития общества определялосьпо-разному. Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственныхи нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей,объединенных общими началами права и общей пользой.
Русские юристы давали следующие определения: Естественно возникшаяорганизация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка– так определяет государство Л. Гумплович. Как соединение людей под одной властьюи в пределах одной территории трактует государство Г.Ф. Шершеневич. Общественныйсоюз, представляющий собою, признанное принудительное властвование над свободнымилюдьми, так определяет государство Н.М. Коркунов. Н.Н Деев дает следующее определениегосударства: «Государство — социально-организационный институт, представляющий собойсистему взаимодействия многообразных социальных общностей и аппарата», т.е. государственныйаппарат это рабочий орган государства. Соответственно этим определениям можно сделатьвывод, что государство это не механически-техническое образование, а социальное.«Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники,а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей».
Таким образом, государственный аппарат (механизм) можно понимать какорганизованные группы граждан, которые в определенном правовом порядке наделяютсягосударственно-властными полномочиями и осуществляют их.

2.2 Признакимеханизма государства
Изучение понятия механизма государства определяется раскрытием егохарактерных черт или признаков, которые помогают отличать это понятие от негосударственныхструктур в политической системе общества и от отдельных государственных органов.Вот эти признаки.
1.        Механизм(аппарат) государства — это система государственных органов, проникнутая единствомпринципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, и федеральныхзаконах.
2.        Системагосударственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящихорганов вышестоящим. Это сложная структура, отражающая то определенное место, котороев ней занимают различные органы, их соотношение и взаимодействие.
3.        Механизмгосударства неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует теснаяобратная связь. Так функции реализуются через государственный механизм, которыйв свою очередь зависит от того, какие функции выполняет государство, и соответственноименно функции государства определяют структуру, развитие, и содержание деятельноститех или иных органов государственного аппарата.
4.        Для обеспечениясвоей деятельности государственный аппарат обладает необходимыми материальными средствами,без которых не может функционировать ни одно государство.
5.        Все органыгосударственного механизма имеют определенную компетенцию, т.е. совокупность егоправ и обязанностей. При этом необходимо отметить, что права государственного органаодновременно и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами.
Таким образом, можно дать следующее определение механизму современногогосударства:
Механизм современного государства – это пронизанная едиными, законодательнозакрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимымиматериальными придатками система государственных органов, обладающих определеннойкомпетенцией, осуществляющая задачи и функции государства.
 
2.3 Структурагосударственного аппарата
Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру:
1.        Государственный аппарат – это закрепленная законом система ведомств,государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственноосуществляющих государственную власть.
2.        Ведомство – это совокупность государственных органов специальной компетенциии подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственногоуправления и линейно подчиненных единому центру — центральному органу (министерству,государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённоеколичество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинениявертикального типа.
3.        Государственный орган – это некоммерческая организация, наделеннаякомпетенцией для реализации публичных задач и функций государства.
4.        Структурное подразделение – это обособленная часть государственногооргана — отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны откомпетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделениене обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношенияот своего имени с третьими лицами.
5.        Государственный служащий – это гражданин, занимающий должность в государственноморгане и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемоеза счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.
2.4 Принципы функционирования государственного аппарата
Построение и деятельность современного Российского государственногоаппарата осуществляется на основе определенных принципов. Принципы – это основныеначала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которымони должны следовать в своей деятельности. Принцип потому и принцип, что он требует,чтобы его придерживались, соблюдали его. Принципы организации и деятельности государственногоаппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующихзаконах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства:законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуреи т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычлененыиз законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.
До недавнего времениосновными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическаянаука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократическийцентрализм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическуюплановость, учёт и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственногоаппарата.
Кардинальные изменения,происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашейстраны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельностивсех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новыхпринципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.
Рассмотрим эти принципы подробнее:
·         принципразделения властей (законодательной, исполнитель ной, судебной), который обеспечиваетсистему сдержек и противовесов и формирует механизмы, исключающие произвол со сторонывластных органов и должностных лиц;
·         принципгласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государствапутем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересамнарода постановления любых органов государства;
·       принципзаконности, правовыхначал в деятельности всех органов механизма государства в их взаимоотношениях междусобой и с народом, а также с различными общественными организациями;
·       профессионализми компетентность государственных органов, Профессиональный принцип в государственном управленииозначает, прежде всего, использование квалифицированных профессиональных управленцев.Печальный опыт организации государственного аппарата нашей страны показал, что каждыйпрофессионал хорош на своем месте. Хороший специалист в области промышленного илисельскохозяйственного производства, но не обладающий достаточными навыками управленияспособен нанести огромный вред стране, даже руководствуясь при этом наилучшими мотивами;
·       Централизм.Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государствадолжны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними.Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое«двойное подчинение» — по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например,отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальномуили центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальномуоргану;
·       Сочетаниеединоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способыпринятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случаерешения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылкидля эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решенийбольшинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам.В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуютразличные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скоростьработы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткойпозиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведенииопределённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетаниев тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельностипрактически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основеединоначалия или коллегиальности;
·       принциппредставительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Этотпринцип закреплен в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства», а значит и государственного аппарата;
·       принципдемократизма в формировании и деятельности государственных органов, он позволяет учитывать разнообразныеинтересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения,особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
·       Принципнационального равноправия означает, что доступ к замещению должностей в государственномаппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальнойпринадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопросаразлична, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа.Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовомили национальном, но и равенстве прав на замещение должностей в государственномаппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д.;
·         субординацияи четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственнойвластью членов федерации этот принцип характерен для федеративных (союзных) государств.Он позволяет разграничить компетенцию этих органов и определяет границы самостоятельностисубъектов федерации;
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственногомеханизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государстванеобходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

3. Государственные органы
 
3.1 Государственный орган. Признаки и классификация
Первичным и наиболее важным структурным звеном государственного аппаратаявляется государственный орган, т.е. элемент механизма государства, который имеетсобственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлениюконкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементамимеханизма, образующими единое целое. Как видно из определения государственный органимеет определенные признаки:
–         образование и функциональная деятельность органа государстваосуществляется на строго правовой основе, т.е. образование и компетенция государственногооргана определяются законодателем. Компетенция государственного органа – это совокупностьего государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. При этом какотмечает В.С. Несесянц: «права государственного органа (учреждения, должностноголица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с даннымиему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В своюочередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственныйорган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленномпорядке) соответствующие действия государственно-властного характера».
–         орган государства, действуя специализированно в системе другихорганов, является самостоятельным элементом государственного аппарата;
–         Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Ониобразуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечениенормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности,охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
–         Органгосударства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношенияхмежду собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений,не имеющих связи с государственной службой, являются официальными;
–         Органыгосударства обладают властными полномочиями, которые определяются их компетенцией;
–         Органыгосударства имеют внутреннее строение. Они состоят из структурных подразделений,которые осуществляют те или иные функции и реализуют цели, ради которых они образованы;
–         Для осуществлениясвоей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеетфинансовые средства, свой счет в банке, источник государственного финансирования;
–         Наконец,орган государства активно участвует в реализации функций государства, используядля этого соответствующие формы и методы
Наделение государственных органов полномочиямигосударственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственногооргана. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкоеразличие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями(предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациямис другой стороны.
Основное свойство государственного органа,качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридическиеакты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения,убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзорза их реализацией.
Государственные органы можно классифицироватьпо различным видам и по различным основаниям. Рассмотрим основные классификации:
–         по порядкуих создания и характеру выполняемых ими задач. Исходя из этого, государственныеорганы подразделяются на: законодательные (представительные), исполнительные и судебные;
–         по порядкуосуществления компетенции различают единоличные и коллегиальные, при этом единоличныйорган отличается от должностного лица государства не являющегося государственныморганом тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органасовпадают;
–         по характеруполномочий государственных органов выделяют органы общей компетенции и органы специальнойкомпетенции;
–         по структуреили способу организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннегоподразделения, и сложные, обладающие соответствующей структурой организаций;
–         по территориальномупризнаку государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерациии местные, при этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычноне являются государственными и не входят в систему органов государства. Но, какправило, они не только осуществляют местное самоуправление, но и выступают как специфическиеэлементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельнымигосударственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
–         по способувозникновениягосударственные подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государстваникакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования(наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получаютвластные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органысоздаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями;
Далее в своей работе я более подробно рассмотрю государственныеорганы, классифицированные по принципу разделения властей.

3.2 Главагосударства
 
В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителемвысшей исполнительной власти.
В конституционных монархиях главой государства формально считаетсямонарх. В отношении парламента он обладает рядом прав: правом созыва сессий, роспусканижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов,в некоторых случаях правом «вето». Обычно монарх считается верховным главнокомандующими представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочияот его имени осуществляются правительством и его органами.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно являетсяпрезидент. В целом полномочия президента сводятся к следующему:
–         президентпринимает иностранных дипломатов, назначает послов;
–         ратифицируетмеждународные договора и соглашения;
–         являетсяглавнокомандующим вооруженными силами страны.
В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президентимеет право:
–         отказатьв одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента;
–         распуститьпарламент, прервать сессию или отложить ее созыв.
Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государствав президентских республиках. Кроме вышеперечисленных полномочий, президент имеетправо:
–         назначатьи смещать министров (секретарей) и всех высших гражданских и военных чиновников,а также судей;
–         издаватьуказы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являютсяактами высшей исполнительной власти.
В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее.Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ееосуществляет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя иоформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; актыпрезидента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.
В России институт президентства является относительно молодым, новым и еще неполностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политическойпрактике. В момент своего появления в России он существенно отличался от современного.Создание института президентства преследовало целъ восстановить авторитет государственнойвласти и укрепить исполнительную власть.
3.3 Исполнительные органы
Исполнительныеорганы государственной власти – это исполнительно-распорядительные органы, ведущиеповседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессамив интересах общества или его части.
Органы исполнительнойвласти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органамизаконодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий,а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своейкомпетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормальногофункционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственныезадачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельностиобщества и государства, которые закрепляются в конституционных и обычных правовыхактах. Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства– премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этогоже обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.
Правительственная власть может составлять прерогативуодного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случаеправительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента,а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во второмслучае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента.Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинстваи обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридическиепоследствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентныхактов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочийорганы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой испециальной компетенции. Органы общей компетенции объединяют и направляют работупо руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органыотраслевой и специальной компетенции осуществляют руководство лишь отдельными отраслямигосударственного управления.
В Российской Федерацииисполнительную власть, согласно Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящееиз Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. ПредседательПравительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип являетсяпримером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президентупридется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерацииобладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

3.4 Законодательные(представительные) органы
 
Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственногоаппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательнаявласть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования,которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательнойосновой для деятельности судебной власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным изаконодательным органом является парламент.Он представляет суверенитет народа,и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Как отмечает О.Булаков: «Возникновение принципа и идеи суверенитета народа обусловило новое содержаниепарламентаризма, а именно: верховная власть принадлежит не парламенту, а на роду,парламентская власть в этом случае – лишь уполномоченная, акцидентная власть, ибосуверенен народ, а парламент только олицетворяет народный суверенитет, не вносяпри этом изменений в объект прав суверенности».
«Парламент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии,Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом.В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм- в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в СоединенныхШтатах Америки).
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.
В федеративных государствах парламенты состоят из двух па лат – нижнейи верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями,например, в США — это Палата представителей и Сенат, в Индии — Народная палата иСовет штатов, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет. В Федеративной РеспубликеГермании законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат,осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того илииного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарныхгосударствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому соотношению сил междуисполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживаетсясозданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палаталордов в Англии).
Двухпалатная структура парламента получила значительное распространениев мире т.к. дает возможность обеспечить наряду с общим представительством интересоввсей нации также особое представительство общих интересов населения крупных регионов,либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль. Так же эта структураустанавливает противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательнымрешениям одной палаты.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации являетсяФедеральное собрание. Это первый после Октябрьской революции парламент России, ибобывший Верховный Совет СССР лишь формально назывался парламентом, но никогда посуществу им не был. Статус российского законодательного органа закреплен КонституциейРФ.
3.5 Судебные органы
В системе государственных властей судебная власть выступает главнымуравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательнойи исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различныеспецифические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортныеи иные суды. Подобно тому, как представительные органы и органы управления являютсяносителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебныхорганов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляетсяв конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закони только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такимидемократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжныхзаседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Органы, осуществляющиеправосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль ив механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая рольорганов судебной власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Толькосудебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие.Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух другихвластей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществленияконституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органовправосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной,общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
Вся система судоввозглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняютодновременно функции конституционного суда. Внекоторых странах конституционныесуды не входят в систему судов общей юрисдикции. Наряду с осуществлением конституционногонадзора конституционный суд имеет право толкования конституции.
Структура судебныхорганов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например,- это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальныенародные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США,Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналови других судов. В Италии судебная система включает Высший кассационный суд, судыпо гражданским делам; суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленноеместо в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей,назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и высшимиобщей и административной магистратурами. В Англии все судьи назначаются монархом.В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом.В других странах существуют иные правила формирования судебных органов.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,это отражено в Конституции РФ.

4. Бюрократия и бюрократизм
 
4.1 Разграничение понятий бюрократия и бюрократизм
Сегодня понятиебюрократии прочно ассоциируется в общественном сознании с волокитой и невозможностьюлогически выстроить необходимую цепь действий чиновников для достижения какой-либоцели. Между тем бюрократия в классическом смысле подразумевает всего лишь системувласти и управления, основанную на формализованной системности, четких правилах,прозрачных правах и обязанностях, а также ту социальную группу, которая это управлениеосуществляет. Почему же в России произошло смешение понятий, и бюрократия сталасинонимом непрозрачности и бессистемности?
Явление бюрократии, изученное в свое время Максом Вебером и Рицци,сегодня охотно сравнивают с раковой опухолью, подтачивающей общественный организм.При этом очень часто понятия бюрократии и бюрократизма смешиваются, а нередко иотождествляются, тогда как это разные понятия.
Бюрократия – это организация современного типа, предполагающая господствообщеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не должно зависетьот того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком.
Бюрократизм жеэто можно сказать побочный эффект бюрократии, так сказать стиль работы части управленцев.
Как считает А.Оболенский вопросы о сути бюрократии и бюрократизма «одни из основных в любом серьезноманализе или обсуждении механизмов современного государства, а теория бюрократииявляется центральной концепцией в классических теориях государственного управления».С ним нельзя не согласится, поэтому рассмотрим основные концепции бюрократии и причиныпоявления сопровождающего её бюрократизма.
 
4.2концепциябюрократии Макса Вебера
Впервые к проблеме бюрократии обратился немецкий ученый Макс Вебер,по его мнению, бюрократия – это форма управления отличная от других форм, инструментпрофессионального чиновничества, прогрессивная технология, которая может и должнаупростить процесс и организацию управления. Сама по себе бюрократия не являетсязлом. Есть области человеческой деятельности, где она необходима, такой областьюи является деятельность государственного аппарата. Рациональная бюрократия пришлана смену патриархальному типу организации связей в обществе, когда добиться справедливостибыло практически невозможно. Не существовало ни сроков рассмотрения дел, ни порядкаих производства, подведомственность их была весьма неопределенна, а главное – вовсем царил произвол, личное усмотрение решающего вопрос со своими неизбежными спутниками– взятками, вымогательством, протекцией. Статус, богатство, связи, ловкость, умениезадобрить нужную персону решали исход дела. В качестве альтернативы такому положениюдел складывается организация современного типа, где основными положениями являютсяупорядочивание делопроизводства, компетентность и непредвзятость исполнителей, строгаярегламентация всех процедур, т.е. все равны перед единым порядком. По Веберу основныехарактеристики бюрократии сводятся к следующим четырем:
—       бюрократическая юрисдикция четко зафиксирована нормативным образом;
—       иерархическая организация бюрократической структуры основана на базетвердо установленных принципов должностной субординации;
—       вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространениеинформации, принятие решений, директивы и т. п.) осуществляется в форме письменныхдокументов, подлежащих последующему хранению;
—       все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования,компетентными не только в сфере собственно своих должностных обязанностей, но такжеи в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.
Согласно веберовской теории именно бюрократия это наиболее рациональнаяорганизация управления и основа ее рациональности именно в обезличенности ее функционирования,что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
Безусловно, этоименно идеальная модель бюрократии. В нашей стране, к сожалению, до этого идеаладалеко. Та форма бюрократического аппарата, которая сложилась во времена СССР, никакнепохожа на то, о чем говорил Вебер. При наличии коллективной (а не частной) собственностиосновная борьба разворачивается за право распределения общественного продукта, чемзанимались именно управленцы. При этом в их руках сосредотачивалась огромная власть,и постепенно аппарат управления отчуждался от основной массы населения. Вместе сэтим отчуждением расцвели все характерные для бюрократизма явления: корпоративность,формализм, ведомственность, карьеризм, авторитарность. Бюрократизм приобрел большойразмах из-за разбухания государственного аппарата в результате чрезмерного огосударствлениясредств производства и установления жесткого государственного контроля над экономикойи всей общественной жизнью. С последствиями этого явления наша страна не может справитьсядо сих пор. Именно общество, в том числе путем коррупции, позволяет бюрократии существоватьв ее сегодняшнем виде и молчаливо санкционирует все ее действия.

4.3 Концепция бюрократии КарлаМаркса
В описании Марксабюрократия выглядит абсолютным злом. «Маркс, а вслед за ним и Ленин по существуотождествляли бюрократию, то есть определенного рода организацию и аппарат, необходимыедля осуществления функций управления, с бюрократизмом – косностью, канцелярщиной,пренебрежением к существу дела ради соблюдения формальностей. Методологической основойтакого подхода был классовый подход к госаппарату как особому комитету по защитеинтересов буржуазии». При этом Маркс достаточно точно обозначил негативные чертыбюрократии. Среди них он выделял подмену общественного интереса частным интересомвласти и конкретного чиновника, т. е. «присвоение государства» чиновничеством;формализм; притязания на монопольную компетентность; неспособность бюрократии решатьподлинные проблемы развития общества; отсутствие государственного разума у бюрократии;и извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол,возрастающие по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; и корпоративность,своекорыстие этой иерархии; и карьеризм как образ ее жизни. Теория Маркса выглядиткрайне однобоко т.к. он не отмечал социальной полезности государственной бюрократии. Как отмечает А. Оболонский:«Как последовательный антигосударственник, Маркс, естественно, не видит ничего хорошегои в современной ему форме государственного управления. (Кстати, в этом он оченьблизок к Бакунину и Кропоткину.) Но если принять такого рода критику за полный анализ,то остается непонятным, каким образом и почему современные бюрократические аппаратыв разных странах не только не “рушатся под тяжестью собственных преступлений”, нои достаточно успешно справляются с решением сложнейших проблем и к тому же пользуютсядовольно высоким авторитетом у граждан». Современное государство с его огромнымиресурсами просто не в состоянии существовать без государственного аппарата, которыйв свою очередь не может функционировать без бюрократической организации.
4.4 Имперская модель бюрократии
Несмотря на некоторые формальные совпадения с веберовской моделью (преждевсего – система экзаменов на право получения должности и ступенчатая должностнаяиерархия), по своей фундаментальной логике и целям они – антагонисты. Изложим основныепринципы “восточной” модели.
Имперская модель бюрократии наиболее полное воплощение получила в азиатскихимпериях. Ее классической формой принято считать модель организации бюрократии вКитае. Стабильность системы власти и управления в Китае была беспрецедентной. Онапросуществовала почти без изменений больше двух тысяч лет — до XX века. Считается,что одним из главных секретов этой уникальной стабильности было то, что при всейгигантской роли, которую играло в функционировании системы чиновничество, оно неимело возможности осознать себя самостоятельной политической силой, и оставалосьна положении императорских лакеев.
К основным чертам китайской модели бюрократии можно отнести:
–         отсутствие у чиновников узкой специализации, что позволяло их безболезненновзаимозаменять;
–         постоянный избыток кандидатов на должности. Сдача экзаменов отнюдьне гарантировала получение должности, а лишь позволяла войти в число претендентовна нее. Получения должности можно было ждать очень долго, но с помощью взятки срокиможно было ускорить;
–         ограниченность перспектив служебной карьеры (чиновник часто оставалсяв одной и той же должности весь срок своей службы, часто составлявший лишь нескольколет), что лишало смысла создание столь обычной в других бюрократических системахлестницы личных связей для продвижения наверх;
–         жесткие меры против неформальных связей в среде чиновников, чтобы предотвратитьвозникновение в их среде устойчивых коалиций. К числу таких мер относились: запретна личную дружбу, запрещение чиновникам, принадлежащим к одному семейному клану,служить в одной провинции, запрет на браки с женщинами из числа местных жителейи т.п.;
–         финансовую зависимость чиновника не от императорского жалованья (обычнодовольно небольшого), а от его умения выжать из императорских подданных максимумдоходов, в том числе и в свою личную пользу, что неизбежно превращало чиновникав легкоуязвимого нарушителя законов со всеми последствиями — страхом разоблачения,неуверенностью даже в своем ближайшем будущем, возможностью держать его на крючкеи т. п.;
–         отсутствие у чиновников каких-либо гарантий от увольнения, пониженийв должности и перемещений;
–         тщательный контроль над потенциально более опасной для власти высшейи средней бюрократии посредством разветвленной сети секретной полиции (цензоров);
–         практика непосредственной связи императора с низшим эшелоном бюрократии,минуя ее промежуточные уровни, личной системы всех назначений.
4.5 Реалистичная модель бюрократии
В настоящее время в странах западной демократии господствует «реалистическая»концепция бюрократии. По существу речь идет о дополнении и модернизации веберовскоймодели рациональной бюрократии. В этой связи возникают концепции «отзывчивой»администрации, полицентризма, «плоских» структур и т.д.
Суть эволюции современных западных взглядов на бюрократии состоит вследующем:
–         в дополнение к веберовской модели субъективный фактор выступает ужене как источник «помех», подлежащих уменьшению и в идеале устранению,но как неотъемлемый и существенный, а в известном смысле и главный компонент любойреальной организации. С этим фактором нужно не бороться, а стремиться глубже понятьего и, соединив с формальными компонентами веберовской модели, создать единую, модельорганизации.
–         подвергнуты сомнению сами притязания представить модель бюрократическойорганизации как наилучший для всех случаев механизм решения проблем современногообщества.
Таким образом, “реалистическая” трактовка феномена бюрократии – эторазвивающийся подход, соединяющий в себе основы веберовской модели с критикой ееабсолютизации в качестве универсального образца.
4.6 Бюрократизм
Бюрократизм, в отличие от рациональной бюрократии, в теории оцениваетсякак явление отрицательное. Чаще всего это понятие связывают с формальным подходомк делу, созданием видимости работы, равнодушным отношением к судьбе человека, стремлениемпревратить власть в собственность, неоправданным ростом численности аппарата и т.п.На взгляд В. Смолькова, бюрократизм — «это замкнутый, действующий по законамиерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества».Такой стиль работы государственного аппарата неизбежно ведет к неэффективному управлению,и при отсутствии контроля со стороны общества государственный аппарат утрачиваетсвою сугубо служебную роль и начинает использовать властные полномочия преимущественнов своих интересах. Именно такая ситуация наблюдается сегодня в России. Дело в том,что бюрократы образуют особую социальную группу, обладающую определенной независимостьюи преследующую свои корпоративные интересы, связанные со стремлением обеспечитьсвое привилегированное положение в обществе. Более того, они не только стремятсязакрепиться в аппарате управления сами, рассматривая его как пожизненную кормушку,но и делают все возможное для передачи доступа к указанной кормушке по наследству.
К причинам существования бюрократизма в сфере государственной службыможно отнести:
–         коллективный эгоизм работников аппарата, стремящихся реализовать своиинтересы, которые нередко не совпадают с интересами общества и даже противоречатим;
–         отсутствие разумной системы отбора и продвижения государственных служащих;
–         нерациональное построение государственного аппарата, в котором немалодублирующих, параллельных структур;
–         низкий уровень контроля за соблюдением установленных управленческихпроцедур;
–         недостаточная профессиональная подготовка (а иногда отсутствие таковойв принципе) политических деятелей и государственных служащих;
–         отсутствие реальных действий по борьбе с бюрократизмом;
–         чрезмерная централизация государственного управления;
–         неразвитость демократических начал в обществе;
–         отсутствие контроля деятельности исполнительной власти;
–         отсутствие строгого разграничения функций управления;
Бюрократизм — это неотъемлемая часть любой системы управления. Поэтомуполностью уничтожить бюрократизм невозможно. Скорее нужно свести к минимуму егопроявления, сузить сферу его господства, ограничить его возможности. В то же времяследует подчеркнуть, что современный государственный аппарат не является сплошьбюрократизированным. В нем немало квалифицированных и честных работников, выполняющихполезную для общества работу. Однако чаще всего не они определяют ведущую тенденциюразвития государственного аппарата.
Какими же способами можно ограничить бюрократизм? Необходимо принятиеследующих мер:
–         развитие самоуправленческих начал в обществе, в том числе на производстве;
–         выявление, согласование и реализация интересов основных социальныхгрупп общества, а не только привилегированных;
–         преимущественно конкурсный отбор и продвижение государственных служащих;
–         аттестация государственных служащих независимыми комиссиями;
–         борьба с коррупцией в государственном аппарате;
–         формирование новой культуры взаимоотношений между властью и обществом;
–         развитие институтов гражданского общества;
–         формирование социально-правового государства;
–         и т.д.
При этом следует помнить исторические уроки борьбы с бюрократизмом.Обычно те, кто находился и находится за пределами государственной власти и с вожделениемсмотрит на нее, с удовольствием разоблачают и критикуют бюрократические извращенияв формировании и реализации государственной власти. Но стоит только тем же самымлицам, партиям, движениям прийти к власти, овладеть государственным аппаратом, какони тут же воспроизводят бюрократизм не меньший, чем он существовал ранее.

Заключение
В результате проведенного исследования можно сказать, что качественнаяреализация государством его функций невозможна без, должным образом организованного,государственного аппарата. Вся система органов государственной власти должна бытьстрого организована, и каждый структурный элемент должен выполнять именно те функции,которые на него возложены. Любое отклонение от этих норм ведет к сбою во всей системеуправления. И именно в нашей стране вопрос эффективности работы государственногоаппарата возникает особенно часто. Возможно, это обусловлено тем, что не совсемчетко определено какой орган, какую функцию должен реализовывать или же одна и таже функция осуществляется несколькими органами, которые не могут или не хотят взаимодействовать.
Есть в механизме нашего государства и ещё одна проблема сильно развитыйбюрократизмом в системе органов государственной власти. Его могли бы поставить внекоторые рамки только две силы. Это либо гражданское общество, которое у нас несформировано, либо новые бюрократы, которые более приспособляемы, более многофункциональны,готовы подвинуть старые кадры для того, чтобы занять их место, чтобы получить большефункций и в этом случае быть более компактными, более динамичными. Бюрократ – этоуправленец. Если он управленец, то он должен быть компетентным управленцем.
Таким образом, можно сказать, что задачей любого государства являетсявыстроить такой механизм осуществления государственной власти который способен реализоватьвсе без исключения функции государства.
 

Список литературы
 
1.        А. Оболонский«Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса)» Государство и право №12 1993
2.        А. Шафранов«Разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти»Право и Жизнь №91(1) 2006
3.        В. Смольков«Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму?» РАГС-вести №1(15) 2002
4.        ГоловистиковаА. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО2005
5.        Д. Н.Бахрах «Вопросы законности в государственном управлении».Правоведение. -1992. — № 3.
6.        Деев,Н. Н. От государства-аппарата к государству-ассоциации. //Правоведение. -1990. — № 5.
7.        КонституцияРоссийской Федерации. – М.: Известия, 1993
8.        НерсесянцВ.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов– М.; Издательство НОРМА – ИНФРА ∙ М 2001г
9.        О. Булаков«Понятие и сущность парламентаризма как института представительной демократии» Правои жизнь №55(3) 2003
10.     Общаятеория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "...Я так люблю Татьяну милую мою"
Реферат Курс лекций по Политологии
Реферат Обґрунтування маркетингової (ринкової) стратегії підприємства і механізмів її реалізації ( на матеріалах
Реферат Hitler Adolf
Реферат Стратегия финансового развития и выбор инвестиционной политики
Реферат Сборник Тимура Кибирова "Избранные послания" в социокультурном контексте 1980-х - 1990-х годов
Реферат «за выдающийся личный вклад в развитие санаторно-курортной сферы» глава администрации краснодарского края а. Н. Ткачев
Реферат Щедрин, Семён Фёдорович
Реферат Метали в організмі людини
Реферат Третьеиюньская монархия и ее сущность
Реферат Фотографія та хронометраж робочого часу як методи аналізу його затрат
Реферат Дерматоглифические признаки в антропологии
Реферат История болезни - кожные болезни псориаз
Реферат Внешне экономическая деятельность предприятия на примере ООО «Евролифт"
Реферат Экономическое развитие и экономическая безопасность взаимоисключение или взаимодополнение