Реферат по предмету "Государство и право"


Унитарное предприятие: выбор способа распоряжения имуществом как фактор развития

Контрольная работа
По предпринимательскому праву
Студентки 4курса заочного
Юридическогоотделения
Поповой ЮлииАлексеевны
Группа 402П
Курган

СОДЕРЖАНИЕ
1.Унитарное предприятие: выбор способа распоряженияимуществом как фактор развития. 3
2.Система органов, осуществляющих стандартизацию и сертификацию продукции. 7
Литература… 14
1. Унитарное предприятие: выбор способараспоряжения имуществом как фактор развития
Право хозяйственного ведения имущества – это правопредставляет собой производное от права собственности вещное право юридическихлиц – не собственников по хозяйственному и иному использованию имуществасобственника. Основы современного правового режима хозяйственного ведениязакреплены в главе 19 ГК РФ. Субъектами права хозяйственного ведения могут бытьгосударственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданноепредприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладаниясобственника-учредителя, зачисляется на баланс предприятия и служит базой егосамостоятельной имущественной ответственности.
Законодательство определяет права и самого собственника вотношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В силу ст.295 ГК РФсобственник, которым в данном случае является публичное образование, принимаетрешение о создании, реорганизации, ликвидации государственного илимуниципального предприятия.
Права предприятия по владению, пользованию и распоряжениюимуществом. Правомочие владения реализуется предприятием путем закрепленияпереданного имущества на самостоятельном балансе. Правомочие пользованияосуществляется в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.
Государственные и муниципальные предприятия пользуются всемиправами, предоставленными законом собственнику, на судебную защитузакрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая правона предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношениисобственника указанного имущества.
Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществомимеет следующие особенности. В соответствии со ст.295 ГК РФ предприятие вправесамостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом,за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Чтоже касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдаватьв аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться имтолько с согласия собственника. Порядок получения согласия должен быть урегулированв уставе предприятия или договоре о передаче имущества. В любом случае согласиедолжно быть предварительным и облечено в письменную форму.
В соответствии со ст.299 ГК РФ плоды, продукция и доходы отиспользования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а такжеимущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или инымоснованиям, поступают в хозяйственное ведение предприятия.
Определяя в ст.294, 295 ГК РФ правомочия унитарногопредприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным(муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодательне предусматривает обязательности заключения договоров между собственникомсоответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает сторон праватакой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права,обязанности, ответственность сторон.
Право оперативного управления представляет собой производноеот права собственности вещное право. Субъектами права оперативного управлениямогут быть только казенные предприятия и учреждения.
Собственником имущества казенного предприятия являетсяРоссийская Федерация. Полномочия собственника имущества казенного предприятия восновном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных направе хозяйственного ведения. Как дополнительное можно выделить предусмотренноезаконодательством право собственника изъять излишнее, неиспользуемое илииспользуемое не по назначению имущество и распорядиться им по своемуусмотрению.
Так, в силу ст.297 ГК РФ казенное предприятие вправераспоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласиясобственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимуюим готовую продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.Собственником определен порядок использования прибыли предприятия. За счетприбыли от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии спланом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственнойдеятельности, предприятие создает фонды. Средства фондов могут использоватьсяна финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, планаразвития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие.Фонды создаются по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели,подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Гражданским кодексом РФпредусмотрена обязанность Российской Федерации как собственника нести субсидиарнуюответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности егоимущества. Право оперативного управления возникает с момента передачиимущества. Закон не устанавливает обязанности заключения договора междусобственником и казенным предприятием, однако и не ограничивает их.
Для использования в хозяйственной деятельности в целяхполучения прибыли государственное и муниципальное имущество передаваться вовременное пользование организациям. Основной правовой формой передачи имуществаво временное пользование является договор аренды (имущественного найма). Глава34 ГК РФ содержит общие положения, применяемые ко всем договорам арендынезависимо от вида арендуемого имущества, а также нормы, относящиеся кразновидностям данного договора.
Важнейшим источником формирования имущественнойсамостоятельности хозяйствующих субъектов является прибыль. Именно в результатераспределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды, которыеиспользуются на самые различные нужды. Источником формирования фондовпредприятия помимо прибыли предприятия являются амортизационные отчисления,бюджетные ассигнования, кредиты банков, и прочие поступления, не противоречащиезаконодательству.
Амортизационные отчисления-средства, накапливаемые напредприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определеннымнормам на текущие издержки производства и обращения.
Бюджетный кредит согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ — этоформа финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставлениесредств на возвратной и возмездной основе. Бюджетные кредиты предоставляютсяхозяйствующим субъектам на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотренысоответствующими бюджетами. Государственным и муниципальным унитарнымпредприятиям бюджетные кредиты могут быть предоставлены как процентные, так ибеспроцентные (ст.77 БК РФ).
Бюджетный кредит должен быть возвращен в установленный срок.Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет обиспользовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольныеорганы соответствующих законодательных (представительных) органов.
Источником финансовых ресурсов предприятий являются кредитыбанков. Коммерческие банки предоставляют кредиты на самые различные цели: дляосуществления планов технической реконструкции, расширения производства и т.д.
Особенностью банковского кредита как источника формированияфинансовых ресурсов является его возвратность и платность.
Источником формирования ресурсов могут быть целевыесредства, выделяемые из отраслевых фондов на возвратной основе.
2. Система органов, осуществляющих стандартизацию исертификацию продукции
Стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровнябезопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридическихлиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности,безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдениютребований технических регламентов;
• повышения уровня безопасности объектов с учетом рискавозникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• обеспечения научно-технического прогресса;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
• рационального использования ресурсов;
• технической и информационной совместимости;
• сопоставимости результатов исследований (испытаний) иизмерений, технических и экономико-статистических данных;
• взаимозаменяемости продукции.
Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется всоответствии с принципами:
• добровольного применения стандартов;
• максимального учета при разработке стандартов законныхинтересов заинтересованных лиц;
• применения международного стандарта как основы разработкинационального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признаноневозможным вследствие несоответствия требований международных стандартовклиматическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и(или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо РоссийскаяФедерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятиямеждународного стандарта или отдельного его положения;
• недопустимости создания препятствий производству иобращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чемэто минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11настоящего Федерального закона;
• недопустимости установления таких стандартов, которыепротиворечат техническим регламентам;
• обеспечения условий для единообразного применениястандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территорииРоссийской Федерации, относятся:
• национальные стандарты;
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в областистандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации,общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации(далее — национальный орган по стандартизации):
• утверждает национальные стандарты;
• принимает программу разработки национальных стандартов;
• организует экспертизу проектов национальных стандартов;
• обеспечивает соответствие национальной системыстандартизации интересам национальной экономики, состояниюматериально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
• осуществляет учет национальных стандартов, правилстандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает ихдоступность заинтересованным лицам;
• создает технические комитеты по стандартизации и координируетих деятельность;
• организует опубликование национальных стандартов и ихраспространение;
• участвует в соответствии с уставами международныхорганизаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересовРоссийской Федерации при их принятии;
• утверждает изображение знака соответствия национальнымстандартам;
• представляет Российскую Федерацию в международныхорганизациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии определен органом,уполномоченным исполнять функции национального органа Российской Федерации постандартизации.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторытехнико-экономической и социальной информации, в том числе правила ихразработки и применения, представляют собой национальную системустандартизации.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке,установленном Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальныморганом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами ирекомендациями в этой области.
Общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации — нормативные документы, распределяющиетехнико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ееклассификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательнымидля применения при создании государственных информационных систем иинформационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих,общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединенийюридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходяиз необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11настоящего Федерального закона, для совершенствования производства иобеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также дляраспространения и использования полученных в различных областях знанийрезультатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Обязательная сертификация. Обязательная сертификацияосуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции,устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентовподтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом посертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
• наименование и местонахождение заявителя;
• наименование и местонахождение изготовителя продукции,прошедшей сертификацию;
• наименование и местонахождение органа по сертификации,выдавшего сертификат соответствия;
• информацию об объекте сертификации, позволяющуюидентифицировать этот объект;
• наименование технического регламента, на соответствиетребованиям которого проводилась сертификация;
• информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) иизмерениях;
• информацию о документах, представленных заявителем в органпо сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиямтехнических регламентов;
• срок действия сертификата соответствия.
Срок действия сертификата соответствия определяетсясоответствующим техническим регламентом.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральныморганом исполнительной власти по техническому регулированию.
Организация обязательной сертификации. Обязательнаясертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.
Орган по сертификации:
• привлекает на договорной основе для проведенияисследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры),аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации(далее — аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
• осуществляет контроль за объектами сертификации, еслитакой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации идоговором;
• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
• информирует соответствующие органы государственногоконтроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов опродукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
• приостанавливает или прекращает действие выданного имсертификата соответствия;
• обеспечивает предоставление заявителям информации опорядке проведения обязательной сертификации;
• устанавливает стоимость работ по сертификации на основеутвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимоститаких работ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническомурегулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.
Порядок ведения единого реестра выданных сертификатовсоответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений ипорядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведенийустанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи сведений о выданных сертификатахсоответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральныморганом исполнительной власти по техническому регулированию.
Задача.
В одном из жилых домов в Санкт-Петербурге освободиласьквартира. Между комитетом по жилищной политике администрации Санкт-Петербурга иадминистрации Центрального района возник спор: кто имеет право заселить этуквартиру и выдать ордер? По мнению комитета по жилищной политике, жилой домявляется собственностью города, а потому именно ему принадлежит правораспоряжения квартирой.
Администрация Центрального района считала, что дом относитсяк муниципальной собственности. При этом она ссылалась на то, что заселение домапроисходит по ордерам, выдаваемым в районе, и дом значится на балансе одной израйонных жилищно-эксплутационных организаций.
Решите дело.
По каким основаниям происходит разграничение государственнойи муниципальной собственности?
Ответ.
Право государственной собственности характеризуетсямножественностью субъектов, в роли которых выступает Российская Федерация вцелом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и еесубъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества,составляющего их собственность). Следовательно, субъектом права государственнойсобственности выступают именно соответствующие государственные(публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие вее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти илиуправления (п.3 ст.214).
Муниципальная собственность относится к публичной частнойсобственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.Муниципальная собственность является разновидностью государственнойсобственности и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.
Субъектами права в муниципальной собственности в п.1 ст.2 ГКРФ объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образованияв целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственникаего правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иныеего органы (ст.125 п.2 ст.215 ГК РФ), что не делает их собственникамисоответствующего имущества.
Находясь в государственной или муниципальной собственностиимущество подразделяется, на две части. Одна часть закрепляется загосударственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на правехозяйственного ведения или оперативного управления.
Я считаю, что дом относится к муниципальной собственноститак как в ст.215 п.1 сказано: " Имущество, принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальнымобразованиям, является муниципальной собственностью".
Литература
1.     Т.А. Гусева «Предпринимательское право», издательство«Экзамен», г. Москва, 2006 год.
2.     И.В. Ершова, Т.М. Иванова «Предпринимательское право»,издательство «Юриспруденция», г. Москва, 2000 год.
3.     М.Б. Смоленский, А.А. Новикова «Гражданское право»,издательский центр «МарТ», Москва – Ростов-на-Дону, 2005 год.
4.     Гражданский Кодекс Российской Федерации ТОО «МЕДИУМ-КОММ» 1995год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.