Оглавление
Введение
1.Понятие, признаки структура ТНК
1.1 Понятие ТНК
1.2 Структура и типы ТНК
1.3 Взаимоотношения ТНК справительствами
2.Правовое положение ТНК в международном частном праве
2.1Национальность ТНК, характеристика как юридического лица
2.2Социальные и правовые аспекты деятельности ТНК
2.3Организация и регулирование деятельности ТНК в мире
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Современное развитиекапиталистической экономики характеризуется все увеличивающимся ростомконцентрации производства и капитала как на уровне отдельных предприятий, так ина уровне корпораций. Развитие современных внешнеэкономических отношений вРоссийской Федерации обуславливает необходимость их надлежащего правовогорегулирования. Появление новых субъектов права, сочетающих в своей деятельностипублично-правовые и частно-правовые начала, требует переосмысления возможностиправового регулирования трансграничной деятельности в рамках национальногозаконодательства.
Цель настоящей работызаключается в правовом анализе транснациональной корпорации как субъектамеждународного частного права а также комплексного исследования частноправовойдеятельности транснациональных корпораций на основе отечественного изарубежного опыта. Рассматриваются проблемы правового статуса, вопросырегулирования инвестиционной деятельности, принципы формированиягосударственной инвестиционной политики в отношении российских и иностранныхтранснациональных корпораций. В работе затрагиваются некоторые аспектыгражданского, налогового и антимонопольного законодательства России изарубежных стран.
В курсовой работеставилась цель решить следующие принципиальные задачи:
1) выработатьопределение транснациональной корпорации как субъекта международного частногоправа;
2) исследоватьструктуру и типы транснациональных корпораций;
3) исследоватьдопустимость применения в отношении транснациональных корпораций некоторыххарактеристик юридических лиц, используемых в международном частном праве(национальность, правовая принадлежность);
4) обосноватьнеобходимость выделения комплексного института в рамках международного частногоправа, регулирующего деятельность транснациональных корпораций;
5) проанализироватьразвитие частноправовых отношений с участием транснациональных корпораций,оценить возможности их правового регулирования;
6) провести анализ организациии регулирования деятельности транснациональных корпораций в мире;
В курсовой работе наоснове комплексного и сравнительно-правового анализа была раскрыта сущностьтранснациональных корпораций, как субъектов международного частного права,сделан теоретический вывод, касающийся необходимости формирования в рамкахмеждународного частного права института, регулирующего отношения с участиемтранснациональных корпораций, а так же дано определение транснациональнойкорпорации как субъекта международного частного права, исходя из требованийсовременного российского законодательства.
Нормативную базувыполненной работы составили: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы: "Об акционерных обществах ", «Об обществах с ограниченной ответственностью»и постановление Правительства РФ от 8 июня 1994 г. «О государственнойрегистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации».
1. Понятие признаки иструктура ТНК
1.1 Понятие и признакитранснациональных корпораций
В научной экономическойлитературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорациине существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными,планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными,супернациональными, наднациональными, международными и т.д. Такая пестротатерминов отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций дляих характеристики используются различные критерии как количественного, так икачественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный признак или признаки,которые он считает наиболее характерными и важными. Для определения ТНКпредлагаются классификации, учитывающие количество стран, в которых корпорацииимеют свои филиалы, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорациив целом, национальную принадлежность капитала и др.
Отсутствиеобщепринятого определения ТНК весьма выгодно для корпораций в практическомплане. Эти корпорации не только «многонациональны», но и «многолики».Многообразие их специфики громадно. Используя различия в национальныхзаконодательствах, совершая обходные маневры там, где они не могут добитьсясвоих целей в открытую, маскируя филиалы под многонациональные предприятия,уходя от ответственности, ТНК чувствуют себя весьма уверенно. В немалой степенисоздавшееся положение объясняется тем, что при отсутствии формальногоопределения и согласованных критериев отбора с правовой точки зрения возникаетмного спорных вопросов о том, какие фирмы относить к категориитранснациональных, поскольку этот титул не регистрируется и в законодательномпорядке не защищается. Поэтому проблема научного определения ТНК имеет нетолько академический аспект, но и большое практическое значение.
Быстрый рост прямыхиностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределыфирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантскихмеждународных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах ина разных континентах.
Транснациональныекорпорации превращают мировую экономику в международное производство,обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях — технический уровень и качество продукции, эффективность производства,совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.
Таким образом, ТНК этотакие корпорации, производственная и торгово-сбытовая деятельность которыхвынесена за пределы национального государства, активно использующие объективныетенденции международного разделения труда и усиливающие процессыинтернационализации мира, способствующие установлению новых схем во всемирномразделении труда.
Транснациональнымкорпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства илиобслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорациибазируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах изанимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.
В иностранной литературевыделяются следующие признаки транснациональных корпораций:
1. фирма реализуетвыпускаемую продукцию более чем в одной стране;
2. ее предприятия ифилиалы расположены в двух и более странах;
3. ее собственникиявляются резидентами различных стран.
Следовательно, признакитранснациональных корпораций относятся к сфере обращения, производства исобственности.
Реально функционирующимфирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть вкатегорию транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всемитремя признаками одновременно.
Некоторые фирмы,обладающие признаками транснациональных корпораций, появились очень давно.Однако в основном формирование транснациональных корпораций относится к 60-мгодам ХХ века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлятьмассированный вывоз капитала. Научно-технический прогресс также способствовалих возникновению. Углубление общественного разделения труда и внедрение новыхтехнологий создавали возможности для пространственного разъединения отдельныхтехнологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовалореализации этих возможностей. Единый процесс производства стал дробиться иразмещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Сталаразвиваться пространственная децентрализация производства в планетарноммасштабе при концентрации капитала.
На первом этапетранснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировала,прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали вних собственных распределительные и сбытовые подразделения. Последнеевызывалось не только тем, что создание собственных заграничныхраспределительных и сбытовых подразделение требовало существенно меньшеинвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но ивозможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способностьподдерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятияхфирмы. Такое влияние проявлялось особенно сильно при производстве одинаковойили слабо дифференцированной продукции (например, этот фактор сдерживал ростпроизводственных инвестиций металлургических фирм, в то время как фирмы пищевойи других отраслей промышленности, производившие изделия с определеннымитоварными марками, более охотно инвестировали в создание производственныхпредприятий за границей).
Второй этап эволюциистратегии транснациональных корпораций связан с усилением роли зарубежныхпроизводственных подразделений транснациональных корпораций и интеграциизарубежных производственных и сбытовых операций.
При этомпроизводственные зарубежные отделения специализировались в основном напроизводстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного циклапроизводилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиленияинтеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалытранснациональных корпораций все более переориентируются на производствопродукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовыеподразделения — на обслуживание складывающихся региональных рынков. Насовременном этапе стратегия транснациональных корпораций характеризуетсястремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередкои глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования иразработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт.
1.2 Структура и типыТНК
По организационнойструктуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собоймногоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабомкорпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования онаосуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностьюзаграничных компаний и филиалов.
В последнее время вструктуре транснациональных корпораций происходят существенные изменения,главные из которых связаны с осуществлением так называемой комплекснойстратегии. Стратегия транснациональных корпораций основана на глобальномподходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельногозвена, а для объединения в целом. Комплексная стратегия заключается вдецентрализации управления международным концерном и значительном повышениироли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможнойблагодаря достижениям техники в области связи и информации, развитиюнациональных и международных банков данных, повсеместной компьютеризации. Онапозволяет транснациональным корпорациям координировать производственную ифинансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм. Комплекснаяинтеграция в рамках транснациональных корпораций требует и комплекснойорганизационной структуры, которая выражается в создании региональных системуправления и организации производств. Региональные системы управленияподразделяются на три основные вида:
-главные региональныеуправления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующемрегионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированиюдеятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главноерегиональное управление американского концерна «General motors» покоординации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре);
-региональныепроизводственные управления, координирующие деятельность предприятий по линиидвижения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такиеуправления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующихпредприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки,подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Онинацелены на развитие эффективных видов производств, новых моделей и товаров(например, корпорация «Hewlett-Packard»);
-функциональныерегиональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна:сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д
В настоящее времяпринято выделять следующие типы транснациональных корпораций:
-горизонтальноинтегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую частьпродукции (сеть предприятий «Fast Food»).
-вертикально интегрированныекорпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролемважнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтянойпромышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране,рафинирование — в другой, а продажа конечных нефтепродуктов — в третьихстранах.
-диверсифицированныетранснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятияс вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорациитакого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своегопроизводства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктовпитания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последниегоды быстро растет.
1.3ВзаимоотношенияТНК с правительствами
Современное развитиемировой экономики осуществляется в условиях усиления взаимозависимости ведущихстран в области торговли, инвестиций, допускающей лишь незначительныеограничения или дискриминацию в отношении иностранных фирм. Растущаявзаимозависимость проявляется в том, что темпы роста мировой торговли превышаюттемпы роста мирового ВВП, а темпы роста прямых зарубежных инвестиций в 4 разапревышают темпы роста мировой торговли, а также в увеличении международныхпотоков финансового капитала, вызванном дерегулированием рынков капитала.
Центральную роль впроцессе глобализации экономики играют ТНК, что проявляется в следующем: 1. Ужев 70-е годы объем производства иностранных филиалов ТНК превысил объем мировойторговли. Зарубежное производство ТНК имеет высокую концентрацию: более 50% еговеличины приходится на долю 420 из 37 тыс. крупнейших ТНК. 2. Рост доли ТНК вэкспорте как из страны происхождения, так и из стран размещения зарубежныхфилиалов. Объем экспорта американских зарубежных филиалов более чем в 2 разапревышает объем всего американского экспорта. 3. На долю ТНК приходитсяосновной объем научных исследований и разработок, финансируемых частнымкапиталом. 4.Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК иразвитие различных форм межфирменного сотрудничества.
За последние 20 летпроизошли значительные изменения в отношении к международным инвестициям как состороны правительств принимающих стран, так и со стороны ТНК. Если во второйполовине 70-х и в 80-х годах отношение правительств принимающих стран к прямыминостранным инвестициям часто носило враждебный характер, то с начала 90-хгодов это отношение стало одобрительным. Такое изменение объясняется следующимиобстоятельствами: возрождением рыночной системы; глобализацией экономическойактивности; ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числастран, достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономическихструктур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран; разработкойкритериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств принимающих стран.
В 90-х годах ТНКпревращаются в главного организатора наукоемкого производства, лежащего воснове экономического процветания в глобальном масштабе.
Проводя политикупривлечения иностранных инвестиций, правительства принимающих стран должныизучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой области в разных странах иразработать макроорганизационную стратегию, в наибольшей степенисоответствующую условиям и потребностям своей страны. Не следует ожидать общегоблагоприятного экономического эффекта от иностранных инвестиций, посколькутакой эффект зависит и от экономической политики принимающей страны и отвозможных альтернатив.
2. Правовое положениеТНК в МЧП
2.1 Национальность ТНК,характеристика как юридического лица
В связи с тем, чтообъем правомочий иностранного и национального юридического лица может оказатьсяразличным, в первую очередь важно верно определить национальность (личныйзакон) юридического лица.
Так, раздел VIГражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общую формулировку личногозакона юридического лица. По ст. 1202 ГК РФ «личным законом юридическоголица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». Поэтомуправо страны учреждения юридического лица всегда будет его личным закономнезависимо от государственной принадлежности его владельца или входящих в егосостав имущественных комплексов. Компания, учрежденная в России, в качествеличного закона всегда будет иметь российское право, даже если ее учредителямибудут иностранцы и ее капитал будет полностью иностранным. П. 2 ст. 1202 ГК РФопределяет круг вопросов, решаемых по их личному статусу юридического лица:организационно-правовую форму, требования к наименованию юридического лица,вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, а также веськомплекс гражданско-правовой правоспособности. Возможность иметь права ивыполнять обязанности входит в категорию правоспособности юридического лица, аправоспособность, ее содержание в соответствии со ст. 1202 ГК РФ, определяетсяличным законом этого лица, т.е. правом государства, где оно учреждено. Отсюдапри определении правоспособности юридического лица возникает вопрос осоотношении иностранного права (если юридическое лицо учреждено за рубежом) какличного закона и российского права, применение которого вытекает изнационального режима.
Личный законустанавливает пределы правоспособности: если иностранное юридическое лицо поличному закону имеет специальную (ограниченную) правоспособность, то за этимипределами оно не имеет права приобретать какие-либо права, заключать какие-либосделки. В пределах правоспособности, определенных личным законом, юридическоелицо может приобретать права, установленные российским законодательством.Например, если иностранное юридическое лицо (учреждение) создано дляосуществления туристической деятельности, и по иностранному праву у негоограниченная правоспособность, то и в России это лицо вправе заниматься толькодеятельностью в сфере туризма. Конкретные права в сфере туризма иностранногоюридического лица в России определяются российским гражданским ипредпринимательским правом.
От национальныхюридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличатьмеждународные юридические лица, которые создаются на основе международногодоговора. Личным законом таких компаний не может быть право одного государства.Личный статут таких международных организаций определяется международнымсоглашением. К международным юридическим лицам относятся, прежде всего, международныемежправительственные организации системы ООН.
Помимо указанных выше,существует и еще одна категория — транснациональные корпорации,многонациональные предприятия и т.д. Существует ряд сложностей при определенииличного закона таких образований. С одной стороны, они созданы по правукакого-либо конкретного государства, а с другой — имеют несколько дочернихкомпаний, которые в свою очередь создаются по праву государства, на территориикоторого осуществляют деятельность.
Транснациональныекорпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не только по сфередеятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой сложнейшуюмногоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическоелицо), дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические лица того жеили других государств), производственные компании (юридические лица третьихстран), холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран) ит.д. Национальность каждой «дочки» — самостоятельного юридическоголица — определяется в соответствии с законодательством того государства, начьей территории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК —юридическая множественность при экономическом единстве. На международном уровнеразработан «Кодекс поведения ТНК».
В современном миредеятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Microsoft»).Установить единый личный закон подобного объединения можно только прииспользовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко невсех государств): по личному закону головной компании.
Специфическим видомтранснациональных компаний являются оффшорные компании, в массовом масштабесоздаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона — это страна илитерритория, национальное законодательство которой предусматривает возможностьрегистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, ипредоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны создаются сцелью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест длясобственного населения.
Юридические лицасоздаются на территории определенного государства. Однако их деятельность неограничивается территорией этого государства и может осуществляться натерритории других стран. При осуществлении такой деятельности возникаютвопросы:
1) о признанииправосубъектности иностранного юридического лица;
2) о допуске его косуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и обусловиях такой .
Функции, которыевыполняют юридические лица в международных хозяйственных отношениях, позволяютутверждать, что именно они являются основными субъектами международногочастного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лицопределяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именнонациональность юридических лиц — основа их личного статута.
Правосубъектностьиностранных юридических лиц обычно признается на основании международныхдвусторонних договоров, содержащих коллизионные нормы. Вопрос о допускеиностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территориигосударства решается законодательством этого государства. В большинстве странтакая деятельность иностранного юридического лица возможна при выполненииопределенных правил, условий, установленных национальным законодательством(прямой метод).
Вопрос об определениинациональности иностранных юридических лиц возникает главным образом припризнании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой длязаключения с ними сделок.
В Российской договорнойпрактике применялись обычно два критерия для определения национальностиюридических лиц:
1) место учрежденияюридического лица;
2) место егопребывания.
По Федеральному закону «Обиностранных инвестициях в РФ» (1999 г.) иностранное юридическое лицо — этолицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии сзаконодательством государства, в котором оно учреждено. Аналогичное определениеиностранного юридического лица дается в Федеральном законе «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).
Сопоставлениесодержания приведенных понятий, сформулированных в этих законах, позволяетсделать вывод, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии сзаконами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющиесвое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться какиностранные.
В общеправовом же планевсе иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственнуюдеятельность:
заключать сделки;
создавать с участиемроссийских юридических и физических лиц, либо юридических и физических лиц «третьихгосударств» или без таковых новые общества в соответствии спредусмотренными законодательством Российской Федерацииорганизационно-правовыми формами;
открывать и закрыватьпредставительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговойдеятельности от имени иностранного юридического лица;
совершать связанные стакими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые,обеспечительные и другие операции.
В настоящее время вРоссийской Федерации не требуется никаких специальных разрешений для допускаиностранных юридических лиц на территорию РФ.
Таким образом,иностранные юридические лица могут участвовать в предпринимательскойдеятельности на территории РФ в различных формах. При этом объем ихправоспособности зависит, во-первых, от того, на основе какого режима онидействуют и, во-вторых, какие права и обязанности они могут реализовывать вконкретных сферах экономики.
Как правило,иностранным юридическим лицам на территории РФ предоставляется режимнаибольшего благоприятствования, установленный ст. 4. Федерального закона «Обиностранных инвестициях в РФ», заключающийся в том, что правовой режимдеятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестицийприбыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности ииспользования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, заизъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.В данной норме установленравный для всех иностранных фирм режим, включая равные изъятия из национальногорежима, что позволяет создать благоприятные инвестиционные условия для всехиностранных лиц в РФ. В то же время в Российском законодательстве установленыограничения в сфере предпринимательства для иностранных юридических лиц.
К числу ограниченийправ иностранных юридических лиц относится запрещение заниматься в Россиистраховой деятельностью, предусмотренное Законом РФ «Об организациистрахового дела в РФ».
2.2 Социальные иправовые аспекты деятельности транснациональных корпораций
Процессыцентрализации и концентрации капитала в эпоху империализма выходят за рамкигосударственных границ, приобретают международный характер. Наиболее важным ихотражением в последнее время явился стремительный рост могуществатранснациональных корпораций, транснационального монополистического капитала.Этот капитал подминает и монополизирует целые отрасли производства или сферыкак в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом. За последниечетверть века, — отмечают эксперты ООН, — мир явился свидетелем драматическогопревращения многонациональной корпорации в главный феномен международныхэкономических отношений. Социальные, экономические и правовые аспектыдеятельности транснациональных корпораций рассматриваются в многочисленныхспециализированных организациях правительственного, неправительственногохарактера, в комиссиях ООН и т.д. В начале 70-х гг.вмире насчитывалось около100 научных центров, которые занимались разработкой проблем, связанных сфункционированием этих корпораций. Литература по этим вопросам трудно обозрима.В последнее время расширяются исследования российскихюристов в этой области. Правовые проблемы ТНК освещаются в учебниках и учебныхпособиях по международному частному праву, анализируются в ряде монографий,кандидатских диссертаций и статей.
Вбуржуазной, да и в советской литературе для обозначения компаний, действующихна территории многих стран и способных оказывать заметное влияние на ихэкономику и социальную жизнь, используются различные термины, в том числе:многонациональные монополии, многонациональные корпорации, глобальные,сверхнациональные, межнациональные, транснациональные корпорации и, наконец,международные монополии (компании, предприятия, корпорации). Последний,пожалуй, является наименее удачным, ибо он может вызвать у юриста ложноепредставление, будто бы эти образования являются субъектами международногопубличного права. В современной западной литературе к международным относятюридические лица, которые были созданы непосредственно в силу международногодоговора, а также на основе внутреннего закона, однако принятого на баземеждународного договора.
Своекорыстнаядеятельность ТНК породила множество проблем. Возник и быстро затягивается новыйузел противоречий — между транснациональными корпорациями инационально-государственной формой политической организации общества.Транснациональные корпорации подрывают суверенитет как развивающихся, так иразвитых стран. Они активно используют государственно-монополистическоерегулирование, когда это им выгодно. И жестоко конфликтуют с ним, еслиусматривают в действиях буржуазных правительств малейшую угрозу своим прибылям.
Особеннонегативным является воздействие ТНК на экономику и социальную жизнь вразвивающихся странах. Основные проблемы, возникающие в связи с деятельностьюТНК, кратко сформулированы: страны испытывают тревогу по поводу сосредоточенияв руках ТНК собственности и контроля в ключевых отраслях их экономики,вмешательства во внутренние дела, отрицательного воздействия ТНК на системунациональных, социальных и культурных ценностей. Рабочее движение волнуетвлияние ТНК на занятость и уровень жизни рабочих, а также способностьпрофсоюзов противостоять таким корпорациям; потребителей — приемлемостькачества и цены товаров, производимых ТНК.
Транснациональныемонополии, оперируя в развивающихся странах в своих интересах, могут свести нанет усилия национальных правительств в области экономики. Не случайно поэтомуименно развивающиеся страны первыми предприняли попытки регламентироватьдеятельность ТНК на своей территории с помощью внутреннего законодательства.Однако вскоре обнаружилось, что ТНК, обладая огромной экономической мощью,превосходящей нередко во много раз экономический потенциал того или иногоафриканского либо азиатского государства, и имея возможность для маневрированияпроизводственными мощностями в глобальном масштабе, обходят положениявнутреннего инвестиционного права развивающихся государств. Стала очевиднойнеобходимость принятия более эффективных мер по регулированию деятельности ТНКв международном масштабе.
Основнымпризнаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей,является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такойкорпорации осуществляется на территории нескольких стран. Так, группа экспертовООН определяет многонациональную корпорацию как предпринимательскую единицу,владеющую или осуществляющую контроль над производством товаров или услуг запределами страны, в которой она базируется. Отличительной чертой монополийявляется международность, но уже не по признаку происхождения капитала, а порайону его деятельности. На авансцену здесь выходит вопрос не откуда, из какихстран поступает капитал, а куда он устремляется, где оперирует. Некоторыекомпании осуществляют производство на территории одной страны, а экспортируютсвою продукцию во множество других государств. Такой способ захвата внешнихрынков был, кстати, характерен для международных монополий первого поколения,существовавших в начале нашего столетия. Для современных транснациональныхкорпораций характерным является не столько вывоз товаров за границу, скольковывоз капитала в форме прямых инвестиций, что ведет к созданию на иностраннойтерритории подконтрольных материнскому обществу предприятий.
Следуетподдержать вывод, сделанный советскими юристами: Если рассматривать с точкизрения необходимости международно-правового регулирования все корпорации,имеющие международные связи, то из их числа следует исключить те, в которых этисвязи ограничены продажей товаров в других странах и их послепродажнымобслуживанием, а также банки, имеющие лишь корреспондентские связи сзарубежными партнерами.
Чтокасается правового регулирования внешней торговли, и, в частности, импортатоваров, то здесь государства имеют развитый механизм таможенной защиты,систему выдачи лицензий, контингентирования, валютного контроля. К сожалению,аналогичных государственных и правовых инструментов нет пока в отношении ввозапрямых капиталовложений и связанных с этим последствий.
Вторымважнейшим признаком транснациональных корпораций, на мой взгляд, является то,что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже — двум илинескольким государствам.
Вподавляющем большинстве ТНК господствует капитал какой-то одной страны. Капиталистическойэкономике известны ТНК, которые подчиняются не одной, а двум странам, вчастности Ройял-датч-Шелл и Юнилевер контролируются английским и голландскимкапиталом, Данлоп-Пирелли — капиталом Англии и Италии, Агфа-Геверт — ФРГ иБельгии, но это скорее исключения из правила.
Третьимпризнаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией илиштаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономическойзависимости, обычно системе участий. Финансовый контроль штаб-квартирыусиливается технологическим, патентно-лицензионным контролем. Для подчинениякомпании ТНК может использоваться и все чаще используется на практикезаключение различного рода договоров лицензионных, о промышленно-экономическомсотрудничестве и т.п… Согласно определению Организации экономическогосотрудничества и развития, многонациональные предприятия — это компании,находящиеся в частном, государственном или смешанном владении, созданные вразличных странах и соединенные таким образом, что одна или более из них могутосуществлять значительное влияние на деятельность других и, в частности,делиться технологией и ресурсами с другими.
Четвертыйпризнак транснациональных корпораций — это объединения монополистическогокапитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестицииза границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы даннойстраны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровнюконкурентоспособности.
Западныеисследователи считают обычно компанию крупной, если она имеет объем ежегодныхпродаж не менее 100 млн долл. или же включена в список 500 лидирующих компаний,составляемый каждый год журналом Форчун. Практически любая крупная монополия стремитсявложить свои капиталы в иностранное производство, т.е. пытается статьмногонациональной или транснациональной. На 50 крупнейших американскихкорпораций в середине 70-х гг. приходилось 60% общего объема прямыхамериканских инвестиций за границей, а 300 компаний контролировали 90%указанных капиталовложений.
Последнийпризнак позволяет отграничить ТНК от капиталистических компаний, имеющихзарубежные филиалы, но по своим размерам не являющихся монополиями. В связи сразработкой Кодекса поведения ТНК западные эксперты попытались максимальнорасширить определение ТНК, чтобы в нем как бы растворить самые опасные дляразвивающихся стран крупные корпорации и сделать тем самым неэффективными любыемеры регулирования их деятельности. Конечно, — пишет советский экономист В.Щетинин, — распространение на мелкие или средние предприятия с зарубежнымифилиалами Кодекса поведения ТНК противоречило бы самой идее регулированиядеятельности крупных монополий, ибо сама проблема была поставлена в связи снегативными последствиями деятельности в развивающихся странах именно такихкрупных капиталистических предприятий.
Правительстваимпериалистических государств да и сами транснациональные компании неотказались от мысли добиться признания ТНК в качестве субъекта международногопубличного права. Цель подобных попыток очевидна. Во-первых, транснациональныекомпании получают на территории иностранных государств соответствующие льготы ипривилегии. Во-вторых, в этом случае ТНК смогли бы пользоватьсямеждународно-правовыми гарантиями от политических рисков, т.е. гарантиями отнационализации, ограничительной политики молодого государства в валютной области.Конечно, указанные гарантии могут закрепляться не только нормами международногоправа, но и актами внутреннего права отдельных государств.
2.3 Организация ирегулирование деятельности ТНК в мире
Приорганизации своих предприятий транснациональные корпорации используют различныеправовые формы, в частности филиала и представительства, дочерней компании,правосубъектного и неправосубъектного совместного предприятия. Выбор той илииной организационно-правовой формы зависит от множества обстоятельств, в томчисле экономического, политического, правового характера.
Формуфилиала ТНК используют в тех случаях, когда хотят обеспечить жесткий иабсолютный контроль за деятельностью предприятия за границей. Это в полной мереотвечает интересам ТНК в вопросах внутреннего планирования своей деятельности.Все вопросы внутренней организации и жизни филиала определяются материнскимобществом, согласно правовым предписаниям, действующим в стране базирования. Вбольшинстве развивающихся стран устанавливается льготный налоговый режим дляфилиалов, которые не занимаются производственной деятельностью. Определенныельготы налогового порядка эта форма дает и для материнского общества. Но всеперечисленные преимущества филиалов, вытекающие из того известного факта, чтофилиал является лишь структурным подразделением юридического лица,обесцениваются не менее значительными отрицательными — с позиций межнациональныхмонополий — качествами филиала. По долгам филиала несет ответственность всякорпорация в целом. Правда, чтобы обойти это положение, ТНК зачастую прибегаютк различным уловкам, в частности создают промежуточную дочернюю компанию сотносительно небольшим капиталом, которая и отвечает по обязательствам филиала.Во многих странах открытие филиала предполагает исполнение ряда обременительныхдля ТНК обязанностей, в том числе государство может потребовать от монополиипредоставления исчерпывающей информации о деятельности компании, не исключая еедеятельности в третьих странах.
Вбольшинстве развивающихся стран существует отрицательное отношение киностранным корпорациям. А филиал выступает как часть именно иностранногоюридического лица.
Главнымобразом по этой причине иностранные вкладчики предпочитают использовать другуюформу организации предпринимательской деятельности — форму дочерней компании.Дочерняя компания, как мы установили в предыдущем параграфе, — это компания,которая находится под контролем другой компании, называемой материнской.Основное ее отличие от филиала в том и состоит, что дочерняя компания — самостоятельный с точки зрения права субъект. Если в стране, где создана,зарегистрирована и действует дочерняя компания, национальность юридическоголица определяется по признаку места инкорпорации или оседлости, то в этомслучае дочерняя компания будет признана национальным субъектом права, аследовательно, она будет иметь национальность, отличную от национальностисвоего материнского общества. Правительства большинства стран болееблагожелательно относятся к деятельности на своей территории дочерних компаний,которые считаются национальными юридическими лицами. Дочернее общество неотвечает по обязательствам головной фирмы, а та, в свою очередь, не несетответственности по долгам дочернего общества. Кроме того, материнская компанияне должна предоставлять по месту нахождения дочерней фирмы какой-либоинформации о своей организации и деятельности. Напротив, дочерняя компания потребованию материнского общества обязана отчитываться о результатах своегофункционирования. У дочерней компании имеются и определенные минусы с точкизрения возможности ее использования для организации производства за границей, втом числе налогового порядка.
Донедавнего времени дочерние компании продолжали оставаться основнойорганизационно-правовой формой деятельности ТНК за границей.
Справовой точки зрения понятие совместного предприятия является весьмарасплывчатым.
Всамом общем виде, на мой взгляд, следует выделить следующие общие признакилюбой совместной компании или предприятия:
— это должно быть объединение, образованное для ведения продолжительной, а неразовой деятельности;
— указанная форма обычно не используется для осуществления чисто торговых(торговых в экономическом значении этого термина) операций, т.е. посредничествав обороте товаров;
— участниками совместного предприятия, как правило, являются юридические лицаили, что значительно реже, — некорпорированные объединения;
— это предприятие, в котором участвует как местный, так и иностранный капитал.
Внастоящее время совместное предприятие обычно действует как акционерноеобщество.
Сточки зрения уже не формы, а состава участников можно различать три категориисовместных предприятий: первая, в которой и иностранный, и местный капиталпредставлен соответствующими государствами (такая разновидность совместногопредприятия не получила развития); вторая, в которой участвуют частные (местныеи иностранные) предприниматели; третья предполагает участие и государственного(обычно это капитал страны размещения предприятия) и частного (как правило,иностранного) капитала.
Каждаяв отдельности страна может воздействовать с помощью своего законодательства иадминистративных мер не на всю транснациональную корпорацию, а только на еечасть, функционирующую в пределах ее государственных границ, если только здесьне располагается штаб-квартира компании. В этой ограниченности правовоговоздействия и коренится его неэффективность. Повысить ее возможно только путемрегламентации деятельности центра управления ТНК — материнской или головнойкомпании. Однако регулирование деятельности ТНК — регулирование особого рода.Сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, онапредставляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен)самостоятельных в правовом отношении юридических образований.
Сточки зрения структуры ТНК ничем не отличается от группы товариществвнутреннего права, правовое регулирование которых рассматривалось в предыдущемпараграфе.
Вместес тем деятельность ТНК со всей остротой поставила проблему национальностикомпаний, входящих в ее состав. Согласно классической доктрине буржуазногомеждународного частного права, исходя из национальности устанавливается личныйстатут юридического лица, т.е. закон, который определяет, является ли вообщеданное образование юридическим лицом, в каком порядке оно должно быть учрежденоили ликвидировано, какова его правоспособность. Англо-американское право приустановлении национальности использовало критерий места создания юридическоголица или места инкорпорации. Право ФРГ и Франции руководствовалось признакомместонахождения. Однако и тот и другой критерии являются формальными. Ониигнорируют реальную зависимость юридического лица от других субъектов права.Такая конструкция стала нередко противоречить публичным интересам, в частности,препятствовать проведению политики, направленной на защиту национальнойэкономики. В некоторых случаях судебная, административная практика, а такжезаконодательство капиталистических стран стали использовать теорию контроля, всоответствии с которой компания имеет национальность той страны, лица которойосуществляют над ней фактический контроль. В доктрине стали разграничиватьличный статут и национальность юридического лица. По существу, во всех развитыхкапиталистических странах при определении статута одного и того же юридическоголица, но в разных сферах общественных отношений используют различные критерииустановления его государственной принадлежности.
Эффективноеправовое регулирование ТНК предполагает, чтобы это предприятие выступало какединый адресат предписаний, в частности, Кодекса поведения ТНК. Это значит, чтоих должны исполнять все юридические лица, принадлежащие к ТНК. В этой связиправомерно поставить вопрос о пределах имущественной ответственности головнойкомпании по обязательствам зависимой фирмы. Установление солидарной илисубсидиарной ответственности материнского общества за долги дочерней компанииво всех случаях противоречит самой идее юридического лица и стирает грань междуразличными организационно-правовыми формами деятельности ТНК за границей.Очевидно, что такая общая ответственность может иметь место только в тех сферахотношений, где в правовом документе обязанности возлагаются именно натранснациональную компанию как таковую. В проекте Кодекса поведения ТНК,представленном от имени Группы-77, перечисляются основные обязанности этихмонополий в принимающих странах. В их числе: обязанность невмешательства вовнутренние дела; принцип уважения национального суверенитета; обязанность ТНКспособствовать достижению национальных целей развития; она должна такжесодействовать ликвидации режима расизма и апартеида на Юге Африки.
Вместес тем нельзя пройти и мимо того, что в Кодексе поведения ТНК определяются нетолько их обязанности по отношению к государству, но и их права, гарантииинтересов. ТНК предоставляется: право на жизнеспособность, что означаетнедопустимость создания для них помех, если ТНК не нарушают своих договорныхобязательств; право на получение компенсации в случае национализации; право нанедискриминацию по сравнению с местными предприятиями. Наконец, принимающаястрана должна исходить в отношениях с транснациональной монополией из принциповмеждународного права и так называемых здоровых коммерческих принципов.Представляется, что перечисленные обязанности государства по отношению к ТНК визвестной степени превращают указанный Кодекс поведения ТНК в кодекс поведениягосударств, принимающих ТНК, что отвечает давним устремлениям корпорацийполучить единообразный инвестиционный кодекс, освещенный авторитетоммеждународного публичного права. Не спасает положенияи оговорка, включенная в проект, что применение положений об обязанностяхгосударства должно сочетаться с должным уважением к суверенным правамгосударств и применяемым национальным законам и правилам.
Эффективностьразрабатываемого кодекса будет в немалой степени зависеть от того, в какойправовой форме он будет принят: многосторонней международной конвенции,обязательной для подписавших ее государств.
Заключение
Вмеждународном частном праве при правоотношениях с иностранным элементом всегдавозникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двухколлидирующих законов подлежит применению — действующий на территории, гденаходится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон тойстраны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле. В светеизложенного можно сделать вывод о том, что касается правового положения ТНК внауке международного частного права, ТНК не являются субъектами международногоправа в силу того, что в настоящее время не существует каких-либомеждународно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точномюридическом значении этих терминов.
Длярешения вышеуказанных задач считаю, что необходимо:
— разработать и использовать многосторонний международный режим регулирования наоснове унификации имеющихся норм в отношении ТНК, регулирующих создание идеятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированныенормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры,имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц который, помоему мнению, станет эффективным регулятором деятельности ТНК с учетомспецифики регулирования ТНК как на национальном, так и региональном уровне.
— для должного уровня правового регулирования деятельности ТНК улучшитьвнутреннее законодательство а именно подчинить деятельность филиалов и дочернихпредприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны.
— заключение двухсторонних инвестиционных соглашений между заинтересованнымистранами
Проблемамирегулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление странбазирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежныеотделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национальногозаконодательства принимающих государств.
Международнаяпрактика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способомрегулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров междупринимающей страной и страной базирования.
Однако,особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или дажегрупп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладаетюрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что дляэффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимысовместные действия всех государств.
Список использованной литературы
Нормативно-правовыеакты
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (части первая, вторая и четвертая) от 18 дек. 2006г. № 230-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 1 нояб. 2004 г. (ред. от 08.11.2008) //Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5496; 2008. – № 45.– Ст. 5147.
2. Федеральныйзакон «Об акционерных обществах» от 18.07.2009 N 181-ФЗ[Текст]: ПринятГосударственной Думой 24 ноября 1995 года.: с изм., внесенными Федеральнымизаконами от 18.07.2009 N 181-ФЗ. (ред. от 18.07.2009 )// Собраниезаконодательства РФ. -1996.-№1.-Ст.1; № 25.
3. Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ[Текст]: принят Государственной Думой ФС РФ 27.09.2002 года.: с изм.,внесенными Федеральными законами от 26.10.2002 N 127-ФЗ. (ред. от 26.10.2002)//Собрание законодательства РФ.-2002.- № 2 .
4. ФедеральныйЗакон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»от 13.10.1995 № 164-ФЗ [Текст]: принят Государственной думой 21 ноября 2003года, одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года.: с изм., внесеннымиФедеральными законами от от 02.02.2006 N 19-ФЗ. (ред. от 02.02.2006)//Собраниезаконодательства РФ. -2010.-№42, ст. 3923.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 8 июня 1994 г. № 655 «О государственной регистрационнойпалате при Министерстве экономики Российской Федерации» [Текст] (ред. от03.10.2002)// Собрание Законодательства РФ. — 1994.
Международныедоговоры
6. «Осодействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно –финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений»:соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г.[Текст](ред. от 01.11.1999 )//Бюллетень международных договоров – 1994 — N 10- С. 25-27.
7. «Опризнании негосударственных организаций»: конвенция Совета Европы от 24 апреля 1986 г.:[Текст]:. конвенции Совета Европы и Российская Федерация.: сборникдокументов – М.: Норма, 2002. – С.115-118.
8. «Осодействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно — финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» соглашениестран СНГ от 15 апреля 1994г. [Текст]// Бюллетень международных договоров — 1994 — N 10- С. 25-27.
9. «Опартнерстве и сотрудничестве» соглашение, подписанное Россией иЕвропейским союзом 24 июня 1994 г… и ратифицированное 25.11.1996 г.:конвенции Совета Европы и Российская Федерация.:[Текст] сборник документов — М.: Норма, 2002. — С.145-148.
10. Конвенция«О разрешении инвестиционных споров между государствами и лицами другихгосударств».Вступила в силу 14 октября 1966 г.[Текст] сборник документов- М.: Норма, 2002. ст (18,20,25).
Специальнаялитература
11. БогуславскийМ.М. Международное частное право [Текст]: Учебник / М.М. Богуславский. – М.:Юристъ, 2004. – 604 с.
12. ГавриловВ.В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм[Текст]: Советский ежегодник международного права // Государство и право. —2005. — № 12
13. КашкинС.Ю., Кондратьев А.В. Юридические лица в ЕС: вопросы правового регулирования [Текст]://Советский ежегодник международного права // Юрист-международник. — 2004. — №4.
14. ЛяликоваЛ.А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности[Текст]: // Советский ежегодник международного права. 1981. — М., 1982.
15. МарышеваН.И. Международное частное право [Текст]: Учебник /Отв. ред. Н.И. Марышева.-М.: Юристъ, 2004.-604 с
16. ОсмининБ.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональныхкорпораций [Текст]: / Б.И. Осминин // Известия вузов. Правоведение. — 1982. — №4. — С. 74-75.
17. ЩегловС.С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций [Текст]: Учебник//С.С. Щеглов // Юрист. — 2007. — №12. – С. 12-17.