Федеральное агентство по образованию
Южно — Сахалинский промышленно-экономический техникум
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету «Трудовое право»
На тему: «Трудовое законодательство и проблемы егосовершенствования»
Выполнила: Лавриненко И.В.
Студентка 5 курса группыЗЮ-0701
Специальность: «Правоведение»
Преподаватель: Некрылова М.В.
Холмск 2009
Содержание
Введение
1. Общая характеристика трудового законодательства
1.1 Цели и задачи трудового законодательства
1.2 Понятие принципов трудового права и их значение
1.3 Источники трудового права
2. История возникновения и развития трудовогозаконодательства
2.1 Трудовые отношения
3. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудовогозаконодательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основная роль трудового права — этоурегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстветак, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный периодего развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению ихусловий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальное партнерство, консенсусмежду ними, т.е. социальный мир. А ныне актуальна необходимость гражданскогомира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда междуработниками и работодателями, но и всеми слоями общества и всеми тремя ветвямивласти. В сфере труда социальный мир ныне призваны укреплятьсоциально-партнерские соглашения.
Цели, задачи, роль и функциитрудового права РФ тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества,государства, а также работников и работодателей.
Труд — целенаправленнаядеятельность человека, реализующего свои физические и умственные способностидля получения определенных материальных и духовных благ, именуемых продуктомтруда, продуктом производства.
Существующая в данном обществе игосударстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая ихотношения по собственности производства и к продукту труда именуетсяобщественной организацией труда. Это определенные социальные связи между людьмив процессе общего труда.
Предметом трудового праваявляется не вообще всякий труд, а лишь трудовые отношения в общественнойорганизации труда и примыкающие, производственные от них отношения, т.е. целыйкомплекс общественных отношений по труду на производстве (производство — любоеместо работника).
Отношение работника сработодателем по использованию его способностей к труду (его рабочей силы) вобщем процессе конкретной организации представляет собой трудовое отношение.
Законодательные и иныенормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называютсяисточниками трудового права, а их совокупность — трудовым законодательством.
Трудовое законодательство впоследние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс,заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы,полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства,федеральные законы, определяющие правовой статус новых для Россииорганизационно-правовых форм юридических лиц — акционерных обществ и обществ сограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовыедоговоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы — овозмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении безотрыва от работы, и т.д. Существуют и другие новые положения, применение напрактике которых играет важную роль для защиты, как работников, так иработодателей.
Цель курсовой работы заключаетсяв комплексном исследовании трудового законодательства, дать общуюхарактеристику трудового законодательства, рассмотреть цели и задачи.
Цель данной курсовой работыпоставила перед нами следующие задачи: раскрыть источники трудового права и ихсистемы, дать понятие принципов трудового права и их значение, а так жепроблемы совершенствования трудового законодательства.
1. Общая характеристика трудового законодательства
Трудовое право — самостоятельнаяотрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующихтрудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с нимииные отношения.
В России основным источникомтрудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской. Изтрудового права в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие,как право социального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным«социальным фондам») или особенности найма труда для исполненияисключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций.
1.1 Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудовогозаконодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав исвобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересовработников и работодателей.
Основными задачами трудовогозаконодательства являются создание необходимых правовых условий для достиженияоптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересовгосударства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлениютрудом;
трудоустройству у данногоработодателя;
профессиональной подготовке,переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данногоработодателя;
социальному партнерству, ведениюколлективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональныхсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства впредусмотренных законом случаях;
материальной ответственностиработодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числепрофсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включаязаконодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащихнормы трудового права;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальномустрахованию в случаях, предусмотренных федеральными законами[1].1.2 Понятие принципов трудового права и их значение
Известно, что право выступает ввиде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.),регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание иназначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, вкоторых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другимифакторами общественного развития и определить их основную направленность. Этизадачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристикусистемы права или ее отдельных частей.
Принципы не возникают просто так.Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми,продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следуетотличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей обобщеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленныев законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов).
Они закрепляются в КонституцииРФ, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многихконкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективныезакономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность ихарактер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовойполитике.
Таким образом, исходя извышеизложенного, под правовым принципом принято понимать выраженные взаконодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основноесодержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.
Правовые принципы следуетотличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения наоснове руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементовправовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзяурегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однакоправовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы,которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовыепринципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но ибудущих правовых норм. В необходимых случаях они восполняют пробелы взаконодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, неурегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решениивопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильномприменении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов.
По сфере действия правовыепринципы классифицируются на четыре вида:
1) общеправовые, свойственныевсем отраслям российского права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека,равноправия, гуманности и др.);
2) межотраслевые принципы,основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права(например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но иадминистративному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);
3) отраслевые, отражающиеспецифику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудовогоправа[2],являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или сбольшинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевойпринцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудовогодоговора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющейнаибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику иработодателю);
4) внутриотраслевые, отражающиесуть группы норм определенного института данной отрасли права (например,принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споровлибо социального партнерства и др.). Таким образом, природу норм трудовогоправа выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступенямправовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывнаясвязь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политическойи социальной основы российского общества.
Принципы, обладая всеобщностью иобязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны,всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права. Следовательно,принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящиеначала правовой политики в области организации и применения труда работников иобщую направленность развития данной системы правовых норм.1.3 Источники трудового права
Источниками трудового праваявляются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сферетрудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудовогоправа, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшуююридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормыТрудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции,так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии сКонституцией РФ и федеральными конституционными законами:
Трудовым законодательством,которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые всоответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащиенормы трудового права;
Иными нормативно-правовымиактами, содержащими нормы трудового права;
Указами Президента РФ;
Постановлениями Правительства РФи нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
Нормативно-правовыми актамиорганов исполнительной власти субъектов РФ;
Коллективными договорами,соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормытрудового права;
Нормативно-правовыми актамиорганов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции.
2. История возникновения и развития трудовогозаконодательства
Трудовое законодательство всоветское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривалсякак товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи, с чемвозросло влияние административно-правовых приказно — надзорных,мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенноявно последнее проявилось в после нэповском законодательстве).
Поскольку главным работодателембыло само государство, которое и составляло законы, для работника советскоетрудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например,длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщиндетородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т.п.), которыетрудноосуществимы в рыночной экономике.
Вместе с тем, и в правовыхсистемах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышеннойнормативно-правовой защиты наемного работника как экономически более слабойстороны отношений.
Все системы трудового правапрошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до19 в) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, азатем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочногодвижения. В настоящее время любая национальная система трудового права состоитиз того или иного сочетания трех основных элементов: индивидуальных трудовыхдоговоров, коллективных договоров и законодательного регулирования. Существеннуюроль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенцииМеждународной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идет о методетрудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного изаконодательного регулирования, а также равенство сторон при заключениидоговора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудовогораспорядка.
Для России историческихарактерно преобладание законодательного регулирования.
Трудовое право как отрасльсочетает в себе черты публичного и частного права.
Коллективно-договорноерегулирование осуществляется на разных уровнях — от уровня одной организации,до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств.В российской терминологии коллективным договором называется договор междуработниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровняхсоответствующий акт называется соглашением.
Со стороны некоторыхспециалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаютсяпредложения о включении трудового права в предмет гражданского. Эти предложенияотвергаются учеными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие отгражданского права, в трудовом сильны начала публичные. Это связано снеобходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защитыработника.2.1 Трудовые отношения
Существует несколько теорий. Перваяконцепция «несамостоятельного» или «зависимого» трударазработана еще Л.С. Талем до революции. Формально свободный и равноправныйработник включается в хозяйственную деятельность чуждого ему предприятия истановится в положение несамостоятельного работника. Имущество работника должнобыть использовано против него в суде.
3. Правовая действительность жизни трудовогокодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства
Закон живет, когда онисполняется. Трудовой кодекс РФ, регулирующий важную сферу общественных отношений- трудовые правоотношения, остается одним из самых нарушаемых законов.
Ежегодно госинспекторы трудаГострудинспекции в Омской области проводят в среднем от 4000 до 4500 проверок: комплексных,тематических, целевых. В их ходе выявляется 21 — 22 тыс. нарушений трудовыхправ работников. За эти нарушения к административной ответственности ежегоднопривлекается до 1500 работодателей.
Нарушения фиксируютсяпрактически во всех институтах трудового права. По итогам 2008 г. госинспекторытруда наибольшее количество нарушений трудового законодательства выявили повопросам:
трудового договора — 1221;
рабочего времени и времениотдыха — 574;
оплаты и нормирования труда — 2292;
обучения и инструктирования поохране труда — 2727;
обеспечения средствами защиты — 833;
расследования, оформления иучета несчастных случаев — 740.
Нужно отдавать себе отчет, чтоэто только вершина айсберга трудовых правонарушений.
В Омской области, по даннымГоскомстата, действуют 102 тыс. работодателей, из которых 60 — 61 тыс. — этоиндивидуальные предприниматели. Госинспекторов труда в штате Госинспекции трудав Омской области 45 человек. Нетрудно подсчитать, что в плановом порядкепроверить соблюдение трудового законодательства работодателем возможно один разв 25 лет.
Конечно, в сфере надзора засоблюдением трудового законодательства госинспекция труда работает не одна. Неменьшую, если не большую, работу проводит в области выявления нарушенийтрудового законодательства прокуратура. Госинспекция труда систематическиобменивается информацией и получает сведения о нарушениях законодательства отруде от органов исполнительной власти Омской области, от Федерации омскихпрофсоюзов и других заинтересованных организаций.
Но даже при этом внимании ивзаимодействии показатели соблюдения требований Трудового кодекса и трудовогозаконодательства следует оценить как малоутешительные. Основные причины, на мойвзгляд, имеют как субъективный, так и объективный характер.
Практика госинспекции труда, втом числе консультации, которые ежедневно проводятся госинспекторами труда,позволяет сделать вывод, что большинство работников не осознают себя субъектамитрудовых отношений, опираясь в их регулировании на мнимое, предполагаемоетрудовое право. Это право, к сожалению, стойко живет в обычаях, привычках,традициях. Оно основано на доверии работника к работодателю, на убеждении, чтоон справедлив и обязательно без обмана будет заботиться обо всех сторонах жизниработника. Однако в своем большинстве такие патриархальные ожидания неоправдываются. Особенно явно это стало проявляться в ходефинансово-экономического кризиса, когда внешне благополучные трудовые отношенияс работодателями, основанные на мнимом, предполагаемом трудовом праве, сталиразрушаться. Работодатели в силу своей более активной позиции в экономикеначали делать попытки расторгнуть трудовые договоры с работниками, используяразличные правовые манипуляции.
Например, они могут устнозаявлять, что будут сокращать работника, но при этом требовать от негозаявление на увольнение по собственному желанию. Работники воспринимают такоетребование почти однозначно как давление на них и приходят к госинспекторутруда посоветоваться, надо ли писать заявление на увольнение по собственномужеланию. Другой яркий, но, к сожалению, типичный пример — это так называемые«двойные» зарплаты, когда в трудовом договоре условия оплаты трудасформулированы по минимуму, а фактически сумма зарплаты значительно больше.
Таким образом, я на практикестолкнулась с очень важной теоретической проблемой: соотношение субъективныхпредставлений о трудовом праве, которые сложились у работника, с требованияминорм трудового закона, т.е. с объективным трудовым правом, созданнымгосударством. Однако только этим данная проблема не исчерпывается.
Статья 9 ТК РФ[3],развивая принцип ст.2 ТК РФ о сочетании государственного и договорногорегулирования трудовых отношений, отдает особое предпочтение именно договорномурегулированию. Трудовой кодекс, как известно, достаточно предметно регулируетпорядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. На мой взгляд,трудовой договор может и должен признаваться как источник трудового права,которое создается субъектами трудовых отношений в рамках правовых норм,выработанных государством в трудовом законе. К сожалению, у субъектов трудовыхправоотношений, прежде всего у работников, этого осознания не наблюдается. Врезультате трудовой договор не рассматривается ими как источник трудовогоправа, поэтому он не выполняет необходимой регулятивной функции, а простозанимает место заявления о приеме на работу. Необходимы очень серьезные усилия,как теоретиков, так и практиков — юристов, экономистов, общественных деятелей,законодателей — для преодоления этой проблемы.
Работодатель, к сожалению, такжене является субъектом трудовых правоотношений. Прежде всего, этому мешает то,что ТК РФ экономически недостаточно обоснован. Никто не подсчитывал, например,сколько требуется средств на выполнение 22 обязанностей работодателя пообеспечению безопасных условий и охраны труда[4].Работодателям зачастую остаются непонятными требования[5]о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с учебой вобразовательных учреждениях профессионального образования. Особенно еслиработник поступил в такое учреждение самостоятельно, учится не по профилюдеятельности своего работодателя, да еще на коммерческой основе. Встает вопрос:почему работодатель должен оплачивать установленные законом, а не трудовымдоговором гарантии и компенсации? Экономико-правового обоснования этому пока невстречается.
Поэтому ТК РФ сегодняэкономически невыгодно исполнять, его экономически выгодно не исполнять. Штрафныесанкции за нарушения требований трудового законодательства минимальны. По ст.5.27КоАП РФ работодатель (индивидуальный предприниматель или должностное лицо) можетбыть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 руб., юридическое лицо — от 30 000 до50 000 руб. Такие санкции за нарушение трудового закона, как свидетельствуетпрактика госинспекции труда, большинство работодателей не тревожат. Зачастую неостанавливает нарушителей трудового законодательства даже дисквалификация,применение которой, как известно, возможно при совершении аналогичноготрудового правонарушения в течение срока действия первого административногонаказания.
Вторая причина, по которойработодатель не является субъектом трудовых правоотношений, — это егодезориентация государственной политикой в сфере оплаты труда. Минимальныйразмер заработной платы (МРОТ) как вид государственной гарантии представляетсобой требования общества к собственникам-предпринимателям относительно нижнегоуровня оплаты труда неквалифицированного работника, отработавшего фонд рабочеговремени и выполнившего свои трудовые обязанности. Это требование в соответствиис ТК РФ является одинаковым по всей территории России и не подлежит никакойдифференциации: ни по профессиям, ни по территории, ни по виду экономическойдеятельности. Работодатель, таким образом, в какой бы сфере деятельности он нитрудился (высокодоходная нефтедобывающая отрасль или низкодоходное сельскоехозяйство), имеет право оплачивать труд неквалифицированного работника науровне МРОТ или максимально приближенного к МРОТ. Тот факт, что многиеработодатели платят больше, не означает, что они никогда этим правом невоспользуются.
В частности, в ходефинансово-экономического кризиса многие филиалы банков, которые действуют вОмске, выполняя приказы головных офисов, использовали процедуру ст.74 ТК РФпрежде всего именно для пересмотра условий оплаты труда в сторону уменьшения.
МРОТ — это определенная сумма,всегда имеющая количественное выражение, своеобразный эталон, которыйоценивается и работником, и работодателем. Работник оценивает МРОТ с позициидохода, который гарантирует воспроизводство жизни, а работодатель — с позициииздержек, которые ему предстоит нести на оплату неквалифицированного труда.
Действующая в России величинаМРОТ никаких обоснований с точки зрения указанных интересов не имеет. Онасложилась как продукт преобразования советской минимальной зарплаты и являетсяследствием спонтанных корректировок, которые проводят органы государственнойвласти под влиянием инфляционных и кризисных явлений в экономике впостперестроечный период.
Советская модель оплаты трудастроилась на строгой централизации оплаты труда через всеохватывающую системутарифных ставок и должностных окладов. Российская модель организации заработнойплаты отличается от советской тем, что все нормы оплаты труда устанавливаются ворганизации. В ст.135 ТК РФ прямо записано, что заработная платаустанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данногоработодателя системами оплаты труда. Работодатель сам формирует фонд оплатытруда, локальными актами устанавливает системы доплат, надбавок,компенсационных и стимулирующих выплат.
В ст.129 ТК РФ в размер оплатытруда включаются все виды выплат, в том числе и компенсационные, и социальные. Следовательно,это относится и к МРОТ. Однако по своей природе компенсационные выплаты связаныили с отклонениями от нормального использования рабочей силы (в выходные,праздничные дни и т.д.), или с повышенным расходованием рабочей силы подвлиянием тяжелых либо вредных условий труда.
МРОТ должен исходить изнормального режима и нормальных условий использования рабочей силы. Чтокасается социальных выплат, то, по нашему мнению, они вообще не относятся кзаработной плате. Поэтому при общей положительной оценке подхода пониманиязаконодателями минимальной заработной платы нельзя не отметить, что в немнаметился перекос в другую сторону — отягощение содержания МРОТ ненужнымисоставляющими.
Третье, почему работодатель — несубъект трудовых отношений. Слишком стремительное изменение ТК РФ, появление нетолько новых концептуальных подходов, но и многочисленных новых редакцийправовых норм ТК РФ привели к тому, что многие работодатели вообще не знают нетолько новелл, но даже наиболее применяемых статей ТК РФ. Это в наибольшей мереотносится к работодателям сферы малого и среднего бизнеса, которые чаще всегодо регулируют трудовые отношения именно на основе мнимого, предполагаемоготрудового права.
Имеющиеся проблемы и трудности врегулировании трудовых отношений невозможно преодолеть без повышения значениягосударства. Речь не идет о прямом вмешательстве в отношения «работодатель- работник». Однако практика свидетельствует, что изменения в экономике, втом числе реализация идей экономического либерализма, формирование разных формсобственности, привели к тому, что возникли экономические интересы и появилисьносители этих интересов, которых не охватывает своим регулированием созданноегосударством объективное трудовое право. В результате родилась система мнимогосубъективного трудового права, которое проявляется в привычках, обычаях,традициях. Возникло противоречие, которое должно решаться через всемерноеразвитие института договорного регулирования трудовых отношений, черезколлективные договоры, соглашения и, главное, через трудовой договор, которыйна деле должен выполнять регулятивную функцию в трудовых отношениях.
Пока же правовой потенциал ст.57ТК РФ о содержании трудового договора для этих целей до конца не используетсяни работниками, ни работодателями. Учитывая, например, то, что переченьобязательных условий трудового договора не является исчерпывающим, сторонытрудового договора могут признать обязательными и другие условия через ихвключение в трудовой договор в случаях, предусмотренных нормами трудового права.При этом положение работника по сравнению с имеющимися государственнымигарантиями не может быть ухудшено.
По-прежнему широко бытуетконструкция трудового договора, где на одном из первых мест находятся несведения о персонах, то есть о работодателе и работнике, а условия, связанные сих правами и обязанностями, которые часто декларируются на уровне переписыванияст. ст.21 и 22 ТК РФ. Нередко наименование работодателя указывают с местом егонахождения, но без банковских реквизитов, без расчетного счета, с которогомогут быть взысканы денежные средства, в частности долги по зарплате. Нетнеобходимой конкретизации даже такого обязательного условия трудового договора,как оплата труда.
Практически не применяютсявозможности сформулировать в качестве дополнительных условий трудового договоравопросы уточнения применительно к условиям работы данного работника прав иобязанностей работника и работодателя, установленных нормами трудового права. Практикуетсявозложение на работника дополнительных обязанностей по сравнению сзаконодательством, локальными нормативными актами без предоставлениясоответствующих компенсаций, что ухудшает положение работника. При этомработник зачастую мирится с таким положением, избегает конфликта сработодателем, не осознавая, что устранить из трудового договора такие условияможно только при волеизъявлении работника, заключившего трудовой договор. Распространеноиспользование для регулирования труда вместо трудового договора различныхгражданско-правовых договоров.
Для реализации регулятивнойфункции трудового договора особо следует обратить внимание на норму ч.5 ст.57ТК РФ. Здесь записано, что в трудовом договоре могут быть не перечисленытрудовые права работника и обязанности работодателя. Однако их отсутствие не освобождаетработодателя и работника от обязанности выполнения норм трудового права,содержащихся в различных нормативных актах трудового законодательства.
Таким образом, изменениеправовой действительности жизни Трудового кодекса РФ возможно через рост самосознанияработников и работодателей как субъектов трудовых отношений, преодолениеформализма в содержании трудового договора, которые позволят по-настоящемураскрыть его регулятивную функцию.
Заключение
Анализ трудового законодательстваРоссии свидетельствует, что его эффективность во многом определяется разумнымсочетанием в нем поощрительных и принудительных средств обеспечения трудовыхправ работников. Причем средства поощрения и убеждения всегда играли и играютглавенствующую роль. Вместе с тем в действующем трудовом законодательствеимеются достаточно эффективные средства принуждения, которые применяются вслучаях, когда нормальное осуществление трудовых прав наталкивается на какое-тосопротивление со стороны отдельных должностных лиц и органов.
Так же мне бы хотелось отметить,что общество, пренебрегающее трудом, обречено. Принято считать, что собственникна себя плохо работать не может. Между тем социологические исследованияпоказывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцамисредств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизацияне способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.
Основные пути выхода изпереживаемого кризиса связываются с решением финансовых проблем, ибо наповерхности лежат: неплатежи, задержки по заработной плате и т.д.
И при определении путей выходаиз сложившегося кризиса, и при выработке рекомендаций должен быть обеспеченкомплексный подход к исследуемой проблеме, как экономистов, так и юристов, испециалистов именно в области трудового права.
К сожалению, в нормативныхактах, устанавливающих статус новых, не известных нашему обществу в советскийпериод организационно-правовых форм хозяйствования, закреплен практически лишьимущественный аспект их деятельности, полномочия этих организаций и отношениячленов лишь в этой сфере (кроме Закона РФ «О производственных кооперативах»,в котором достаточно четко закреплены права и обязанности членов (совладельцев)и наемных работников). Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах»содержит лишь две статьи, касающиеся отношений руководителей исполнительныхорганов с обществом, т.е. внутренних, трудовых отношений, а Федеральный закон«Об обществах с ограниченной ответственностью» — всего одну, которуюс определенной натяжкой можно считать регулирующей трудовые отношения, — обисключении из членов общества.
И хотя это базовые законы оновых формах хозяйственной деятельности, в которых занята практически всятрудоспособная часть населения, они не содержат четкого ответа на вопрос осоотношении трудового и гражданского законодательства и, в частности, на вопросо том, какими нормами регулируются трудовые отношения работающих в них лиц. Соответствующиестатьи Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» отменены.
Незащищенность работника, асейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированиюего заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (атолько в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше,заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.
Рыночная экономика поставилаперед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследованиятаких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов иколлективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм,принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивномрегулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остаетсянедостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок инекоторых других.
Все изложенное требует глубокихисследований и дальнейшего развития науки трудового права. В современных условияхэто особенно необходимо.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. — 2002.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. — 2002.
3. Викторов И.С. Основные научные и практические вопросыправоприменительной практики и прокурорского надзора за исполнением требованийТрудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2005., № 10.
4. Горохов Б.А. Как применять ТК РФ: Верховный Суд уточняет позицию // Справочниккадровика. 2007., № 4.
5. Катульский Е.Д., Меньшикова О.И. Коллективно-договорное регулированиесоциально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки // Экономика иправо, 2008, № 8.
6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Основные государственные гарантии поохране труда: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. 2005., №2.
7. Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в условиях рынка. М.: МАКСПресс, 2008.
8. Миронов В.И. Трудовое право: Учебник для вузов. СПб.: С. — Петербург,2009.
9. Миронов В.И. Я полагаю, что Трудовой кодекс сейчас какую-либосущественную роль в регулировании трудовых отношений играть не может // Трудовоеправо. 2005., № 12.
10.Нетеребский О.В. Крупные структуры порой считают себя вправепренебрегать законом // Трудовое право. 2008., № 11.
11.Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса РоссийскойФедерации // Трудовое право, 2004.
12.Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журналроссийского права. — 2004., №6.
13.Сонин А.И. По итогам I полугодия 2008 года государственной инспекциейтруда выявлено более 76 тысяч разных нарушений // Трудовое право., 2008., № 9.
14.Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования трудового законодательства ипрактики его применения // Адвокат, — 2003., №4.
15.Трудовое право России. Учебник / Под ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф.,Изд. Инфра — М., 2008.
16.Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова.- М.: Юридическая фирма КОНТАКТ, ИНФРА — М, 2003.
17.Трудовое право. (Серия «Завтра экзамен») Магницкая Е.В., ЕвстигнеевЕ.Н., СПб.: Питер, 2008, 2-е изд.