Оглавление:
Введение 3
Основная часть
1. Понятие, предмет,система науки конституционного права 4
2. Развитие наукиконституционного права России на современном этапе 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение
Наука конституционногоправа особенно актуальна на современном этапе развития.
Важными задачами наукиконституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработкапроблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции,которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройствагосударства и общества, дала общую характеристику исходных начал всехконституционно-правовых институтов.
Наука конституционногоправа признает приоритет общечеловеческих ценностей, необходимость созданиягражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления,присущего социалистическому этапу развития страны.
Конституционно-правоваянаука изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки, источникиотрасли конституционного права, а также конституционно-правовые отношения, какрезультат урегулирования общественных отношений и эффективности воздействияправовых норм, а изучение места отрасли конституционного права в общей системеправа Российской Федерации, способствует правильному определению предметаотрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношенийдругих видов, облегчающей правоприменительную деятельность.
В этой работе мы рассмотримпонятие, предмет, система науки конституционного права, развитие науки конституционного права России на современномэтапе.
Основнаячасть
1. Понятие, предмет,система науки конституционного права
Конституционное право какнаука – это система знаний о конституционномправе как отрасли права[1].
Ноесть и другие подходы к более глубокому пониманию науки конституционного права.Каждая отрасль науки, по мнению академика РАН B.C. Нерсесянца, — это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах,изучением которых она занимается[2]. Следовательно,российская юридическая наука является определенным способом производства иорганизации знаний о праве России. А конституционное право России – этоотрасль, составная часть российского права. Из сказанного можно сделать вывод: наукаконституционного права – это способ производства и организации знанийо конституционном праве Российской Федерации.
Такоеновое понимание науки конституционного права не опровергает, а лишьразвивает ранее сложившееся понятие науки конституционного права каксовокупности систематизированных знаний (идей, понятий, суждений) оконституционном праве как отрасли права. Дело в том, что эти знания, особенноновые, не появляются сами по себе, не даруются обществу в готовом и завершенномвиде. Они – результат творческой деятельности ученых, владеющих определеннымиспособами исследования, в результате которого к уже имеющимся знаниямприрастают новые, чем и обеспечивается поступательное развитие наукиконституционного права.
Как правило, объект ипредмет науки конституционного права (как и других отраслей права) в юридическойлитературе не различаются. Под предметом науки конституционного права чащевсего понимается одноименная отрасль права[3].
Между тем в последниегоды некоторые ученые стали не только различать объект и предмет науки, но ивкладывать в эти понятия разные содержания. И объясняется это тем, что один итот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучаетданный объект с позиции своих особых предмета и метода. Например, право можетизучаться не только правовыми науками, но философией, психологией,криминологией и многими другими отраслями науки. Если это положение относится кправу в целом, то оно полностью распространяется и на одну из его отраслей – конституционноеправо. Нормы конституционного права и, прежде всего его основного источника – КонституцииРФ, представляют большой интерес не только для теории государства и права иотраслевых правовых наук, но и для таких наук, как политология, философия,экономика.
Вот почему важноразличать объект и предмет каждой науки, втом числе и наукиконституционного права.
По мнению B. C. Нерсесянца, объект – этото, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств иприемов соответствующей науки. В процессе научного изучении исходные эмпирическиезнания об объекте дополняют теоретическими знаниями, т.е. системой понятий обосновных сущностных свойствах, признаках и характере исследуемого объекта, озакономерностях его возникновения, функционирования и развития. Эти сущностныесвойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметомсоответствующей науки. В весьма упрошенном виде можно сказать, что объект науки– это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – то,что мы знаем после научного познания.
Аналогичноепонимание объекта и предмета науки применительно теории государства и прававысказал и профессор В. М. Сырых[4]. Он считает,что объект, являясь объективной реальностью, выступает началом научного познания,а выявленные в процессе изучения закономерности функционирования и развитияисследуемою объекта являются предметом науки. Таким образом, заключает В. МСырых, понятие объекта и предмета науки характеризуют качественно разныесостояния в познании, каким являются начальный и конечный пункты научногоисследования, и определяют совокупность методов, приемов, способных обеспечитьуспешное восхождение от объекта к предмету науки.
Следуя концепции B.C. Нерсесянца и В. М. Сырых, можно определить объект и предмет науки конституционного права.
Подобъектом науки конституционного права необходимо понимать конституционное право какотрасль права со всеми его источниками – нормативными актами, содержащими конституционно-правовыенормы.
Предметом же наукиконституционного права является понятие(т.е. теоретическая концепция, теория) конституционного права (а не, скажем, само позитивное конституционноеправо, не сами
по себе соответствующиенормативно-правовые акты и т.п., которыеотносятся к объекту данной науки).
Уконституционного права России как отрасли права своя история. За годы этойистории конституционное право было и остается сейчас
объектомнаучного исследования. В результате этих исследований накоплены немалыезнания о конституционном праве, о его свойствах,закономерностях его развития, о структуре конституционно-правовых норм, об институтах конституционногоправа и т.д.
При этом накопленныезнания представляют собой не разрозненную суммурезультатов отдельных научных исследований, а совокупность знаний, определенным образом систематизированных,что помогает не только их усвоениюпоследующими поколениями, но и использованию их при решении практических задач по конституционно-правовомурегулированию современных общественных отношений.
Такимобразом, как отмечает Н. А. Богданова, объект и предмет изучения наукой конституционногоправа – разнопорядковые явления. Если первое из них (объект) относится кконституционному праву и объективизируетсяв конституционно-правовых отношениях инормах, то второе (предмет) – к научному знанию о таких нормах иотношениях, оформляемому в научных источниках.
Объекты изучения конституционногоправа охватываются более общим понятием — «конституционно-правовая действительность».Это познаваемая наукой область правовой действительности, которая складываетсяв сфере действия норм конституционногоправа и исследуется одноименной наукой посредством различных
методологических приемов.
Кобъектам науки конституционного права относятся нормы конституционногоправа, формализованные в различных источниках, конституционно-правовыеотношения, а также само конституционно-правовое знание как результат изученияназванных объектов. Исследование различных проявлений объектов науки конституционногоправа способствует всестороннему постижению ее предмета. Поэтому можно утверждать,что объект заключен в предмете науки, а предмет раскрывается черезпознание объекта. Данный тезис подтверждается соотношением предмета науки и предмета отрасли.
Взаимосвязьпредмета науки и предмета отрасли конституционного права естественна иочевидна, как очевидно и их несовпадение. Они существуют в неразрывной связи иво взаимном влиянии. С одной стороны, нормы и институтыконституционного права, взятые в отдельности или определенным образомсистематизированные, будучи объектом познания науки, задают темы инаправления исследования, способствуя постижению ее предмета. С другой стороны,наука, критически оценивая право, решает задачу его совершенствования и таким образом влияет на предметотрасли[5].
Наукаконституционного права изучает соответствующую отрасль права какобъект познания и со стороны формы, и со стороны содержания.
Наукаконституционного права России – это не просто совокупность, сумма знаний о предметеее изучения, а определенная система этих знаний.
Поэтомуанализ системы науки конституционного права предполагает выделение составляющихее компонентов или подсистем и раскрытие их внутренних и внешних связей иотношений, а такжеметодологических блоков конституционно-правовых знаний.
Проблемасистемы науки в современной отечественной конституционно-правовой литературе неполучила должного раскрытия, и предлагает в зависимости от критерияклассификации три варианта системы конституционного права.
Первыйвариант, или первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционногочленения науки по предметно- тематическомупризнаку, которая наиболее близка к системе учебной дисциплины. Данная модель системы наукиконституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи стематической конкретизациейпредмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:
1.конституционное право как юридическая наука;
2.конституционное право как отрасль права;
3.конституционные основы устройства общества государства;
4.конституционные основы правового положения личности;
5.конституционные основы территориальной организации государственнойвласти;
6.конституционные основы системы государственных органов и ихконституционно-правовое положение.
Всхему включены основные разделы науки конституционного права,представляющие собой блоки конституционно-правового знания.
Воснову второго варианта системы науки конституционного
праваН. А. Богданова предлагает положить доктринальный конституционно-правовойстатус, под которым понимается конструкция, соединяющая конституционно-правовыехарактеристики, теоретические представления и практику реализацииконституционно-правовыхпредставлений. Статусная конструкция системы науки
конституционного права опирается натеоретическое обобщение,
правового положения основныхсубъектов конституционно-правовых отношений – государство, общество иличность[6].
Критериями,положенными Н. А. Богдановой в основу разделения науки на общее и особенноеконституционное право (третий вариант формализации ее системы), служат уровень обобщения и характер нормативной ориентацииконституционно-правового знания.Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений вразличных странах, что позволяетстроить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) имоделировать конституционно-правовыеинституты (своего рода «идеальные» модели), создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличаеттесная привязанность к национальномуконституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретномгосударстве.
Такаямодель внутреннего деления конституционного (государственного) правана общую и особенную части распространена в зарубежных странах. Материал общейчасти, излагаемый, начиная с вопросов науки и отрасли, которую она изучает, по сути,представляет собой общую теорию, формируемую в значительной степени с помощьюсравнительного метода исследования. Особенная часть включает знание,полученное путем анализа и объяснения норм позитивногоконституционного (государственного) права конкретных стран, ставших объектомизучения. При этом преимущественно используются формально-юридический иполитологический подходы.
Общееконституционное право аккумулирует знание о соответствующей отраслиправа современного государства, поднимаясь над национальными правовымисистемами и создавая общую теорию конституционного права. Последнее жедает теоретическое объяснение институтам соответствующей отрасли национальногоправа и практике их реализации в конкретном государстве или группе государств, выделенных по определенномупризнаку. Общее конституционное правостроит свои выводы на основе достижений особенного конституционного права. Особенное конституционное право ориентируется на «теоретические построения общего конституционногоправа.
Предлагая три возможных варианта системы науки конституционного права, Н. А.Богданова не исключает и иных вариантов формализации системы наук.
Наука конституционногоправа изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; системуэтих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правовогорегулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционногоправа, ее институтов.
Конституционно-правовыенормы – это общеобязательные правила поведения,установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулированияопределенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретныеправа и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Характеристика отраслиправа немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Конституционно-правовымнормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам,безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их всамостоятельную часть системы права.
От норм других отраслейправа конституционно-правовые нормы отличаются:
1. своим, содержанием,зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых этинормы направлены;
2. источниками, в которыхони выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особомакте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — вКонституции Российской Федерации;
3. своеобразием видов:среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях,общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Онирассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений,участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых,административно-правовых, трудовых и др.);
4. учредительным характеромсодержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны,устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок:определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия иопубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименованиепринимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и самусистему государственных органов;
5. особым механизмомреализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не свозникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общегохарактера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектовв составе Российской Федерации);
6. специфическим характеромсубъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такимиособыми субъектами можно назвать народ, государство, нации и народности,представительные (законодательные) органы государственной власти;
7. особенностями структуры:для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура,выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. Врассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельныхслучаях – санкция.
Обладая спецификой посравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы самипо себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму,необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности,связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос оклассификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать последующим основаниям:
1. по содержанию;
2) по юридической силе;
3) по территории действия;
4) по характеру предписания;
5) по степениопределенности предписаний.
Формулируятеоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую системуисточников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основынаучного познания.
К такимисточникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащиенаиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых дляконституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы,имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественногоразвития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научногопознания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мировогоопыта развития цивилизации.
Источникаминауки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в том числеи ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всегоКонституция РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные внормативных правовых актах концепции, понятия, используемые вконституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.
Наука немогла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источникомнаучного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базедействия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником наукиконституционного права является и конкретная практическая деятельность органовгосударственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая набазе норм конституционного права.
Методологиянауки конституционного права представляет собой особое направление этой науки.И хотя это направление носит вспомогательный характер, подчиненный главной цели– познанию предмета науки конституционного права, однако нельзя недооцениватьего значение.
Некоторыеученые отмечают, что, к сожалению, приходится констатировать то, что всовременной науке конституционного права учению о методах исследованияконституционного праваРоссии уделяется внимания явно недостаточно. Об этом свидетельствует отсутствиенаучных работ по методологии конституционного права. В учебниках поконституционному праву России о методах или говорится весьма скупо, в тезисномпорядке, либо вовсе умалчивается. И уже совсем трудно понять, почему те юристы,которые намерены заняться глубоким изучением проблем конституционного права(аспиранты и соискатели), прежде чем приступать к исследованию с цельюполучения новых знаний, специально не овладевают инструментарием познания – методаминауки конституционного права.
Аспиранты и соискатели,прежде чем приступить к самостоятельным научным исследованиям, обязаны овладетьправовой методологией в целом и ее особенностями применительно к той отраслевойнауке, которой они занимаются, и сдать по этой научной дисциплине кандидатскийэкзамен. В настоящее время это почему-то не делается[7].
При этом следует иметь ввиду, что процесс познания науки конституционного права можно разделить на дваосновных этапа. Первый – это усвоение тех знаний, которые уже накоплены. И чемполнее усвоение этих знаний, тем надежнее основа для продвижения вперед по путиполучения новых знаний. Вторым этапом научного исследования необходимо считатьдвижение научного мышления к новым результатам.
Наукаисследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Этонеобходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научныхвыводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественногоразвития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и в политической,и в нормативной форме признаются приоритетными на данномэтапе.
Вот почемунаука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии,выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развитияконституций, текущего конституционно-правового законодательства.
В настоящеевремя исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционногоправа должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного)права дооктябрьской России.
Наукаконституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования.Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм,регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Этоважный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в даннойобласти, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правовогорегулирования.
Всравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира,государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализконституционно-правового законодательства последних имеет особое значение всилу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельныеправовые системы.
В научныхисследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наука конституционногоправа рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру,составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и системукаждого правового института. Большое внимание уделяется и выявлению местаотрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации,соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определениюпредмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений отправоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.
Статистическийметод помогаетанализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияниена общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальностидемократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наукаконституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всехсфер, регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основеэтих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показателиучастия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов сизбирателями и т.п.
Обрабатываяданные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые,политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолениюнегативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократичных по формеправовых установлениях.
Метод конкретно-социологическихисследований используется наукой конституционного права для изучения социальнойи политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовыхнорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественногосознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческиеустановки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовыхнорм.
В задачунауки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов,касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такиеэксперименты получают некоторое применение на практике.
2.Развитие науки конституционного права России на современном этапе
Наука конституционногоправа России последние почти три четверти века не существовала каксамостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственноеправо». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России былиполностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующейидеологии – марксизму-ленинизму.
В советский периодсформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которойстали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве,демократии. Только на их основе допускались, в частности, иконституционно-правовые исследования[8].
Исходные положения ивыводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признаниисоциалистического характера советского государства, где якобы утвердилосьподлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком,достигнуто морально-политическое единство народа – новой исторической общности,отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественногоразвития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС – ядра всейполитической системы.
Все эти и другиеидеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер длягосударственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условияхтоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идейжестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе.
Поэтому в методологическомплане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должныбыли служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.
Однако сказанное не даетоснований зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода. Еслиснять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых былапоставлена наука государственного права, то бесспорны большие достижения впознании чисто правовых теоретических проблем.
Это относится, прежде всего,к общетеоретическим проблемам отрасли, к изучению ее специфики, особенностей еепредмета, способов реализации государственно-правовых норм, видовгосударственно-правовых отношений, их субъектов и т.д. Значительныисследования, касающиеся источников государственного права, обоснованияюридического значения такого акта, как конституция, ее функций, юридическихсвойств.
Обстоятельно разработаныпроблемы ответственности в государственном праве, санкций, присущих этойотрасли.
Серьезные исследованияпосвящены сущности государственного суверенитета, общим аспектам теориинародного представительства, формам непосредственной демократии, проблемамправового статуса личности.
Рамки общеидеологическихустановок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовымпроблемам для критики действовавшего государственно-правового законодательства,в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развитиягосударственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.
Определенный вклад внесланаука в разработку и обоснование теоретических понятий и категорий, которымиоперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство,в научное обоснование их содержания.
Научные исследованияспособствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретныхзаконодательных актов, систематизацией государственно-правовогозаконодательства, планами законодательных работ. Научными проблемами занималисьученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Этоотносилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и кспецифическим, присущим каждой данной национальной республике.
Научные разработкиконцентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканскихакадемий наук, в высших юридических учебных заведениях.
Образование на местебывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовыхсистем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовойнауки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права.Ее становление связано с отказом от названных выше социалистическихприоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциалпредшествующего этапа развития науки государственного права, наукаконституционного права освобождается от догматического подхода к исследованиюпроблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассоваятрактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующегоэтапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития обществана современном этапе.
Признание приоритетаобщечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества,освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическомуэтапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либолюбой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современныхконституционно-правовых исследований.
Изменяются и подходы наукик трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переходна рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности формсобственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическомуанализу конституционных положений в этой сфере.
Заключение
Таким образом,конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенныхтеоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественныхотношениях, им регулируемых. Конституционно-правовая наука использует различныеметоды – приемы, способы научного познания своего предмета и получения научногорезультата. В науке конституционного права используются исторический,системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологическийи другие методы научного познания.
Взаимосвязь науки конституционногоправа с общей теорией государства и права и с юридическими науками
Наука конституционногоправа Российской Федерации – не единственная наука, изучающая конституционноеправо. Она входит в блок конституционно-правовых наук наряду с конституционнымправом зарубежных стран (иностранным конституционным правом), изучающимконституционно-правовые институты иностранных государств; сравнительнымконституционным правом (общим конституционным правом), изучающимконституционное право всех стран мира, в том числе России.
Источниками наукиконституционного права являются, во-первых, труды ученых – специалистов вобласти конституционного права, теории права, во-вторых, нормативные правовыеакты, которые содержат Конституционно-правовые нормы, в-третьих, практикареализации конституционно-правовых норм: правомерное и неправомерное поведениесубъектов права, реализующих свои конституционно-правовые права и обязанности.
Список использованнойлитературы
1. Конституция РФ от12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
1. Богданова Н. А.Система науки конституционного права. М., 2001.
2. ДмитриевЮ. А., Мухачев И. В. Понятие, предмет и метод конституционного права РоссийскойФедерации – от исторических истоков к современности. М., 1998.
3. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура //Правоведение, 1998, № 1.
4. Кокотов А.Н., Кукушкин М. И. Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998.
5. Конституционное правоРоссии: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. А. Безуглова, Л. Л.Беломестных. М., 2004.
6. Конституционное правоРоссии / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. М., 2002.
7. Нерсесянц В. С. Общаятеория права и государства. М., 1999.
8. Сырых В. М. Теориягосударства и права. М., 1998.
9. ТихомировЮ. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право, 1998, № 7.