Оглавление:
Введение
Глава 1. Общая характеристика ролисуда в уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве
1.1 Сущность, назначение и полномочиясуда на предварительном следствии
1.2 Судебный порядок рассмотренияжалоб в досудебном производстве
Глава 2. Судебный контроль на досудебныхстадиях уголовного процесса
2.1. Санкционирование судом избранияв качестве меры пресечения заключения под стражу
2.2 Судебный контроль за проведениемследственных и иных действий, затрагивающих конституционные права граждан
Заключение
Список используемых источников илитературы
Введение
Судебная власть в системе иных ветвей властисамостоятельна и полновесна в силу своего высокого статуса, компетентности,авторитетности – именно она должна гарантировать обеспечение конституционныхправ и свобод личности, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства. ВПостановлении Пленума Верховного Суда № 8 от 31 октября 1995 года[1]отмечалось, что, учитывая положение ч. 1 ст. 46 Конституции РФ[2],гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаныобеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременногои правильного рассмотрения дел.
Провозглашение России правовым государствомпредполагает создание эффективного механизма защиты прав и свобод человека игражданина во всех сферах общественной жизни. Предварительное расследование сопряженос возможностями достаточно широкого ограничения прав граждан органамигосударства, в силу чего нуждается в особых гарантиях, предотвращающихпроизвольное их ущемление. Одним из гарантов здесь в настоящее время являетсясудебная власть, обеспечивающая защиту прав участников процесса в различныхформах, в том числе и посредством судебного контроля за предварительнымрасследованием. Эта функция судов является относительно новой для российскойправоприменительной практики, в связи с чем возникает множество проблем, отсвоевременного и правильного разрешения которых зависит эффективность защитыправ личности в уголовном процессе. В первую очередь это касается предмета ипределов судебного контроля, законодательного регламентирования его процедуры,значения результатов. На наш взгляд, оптимальное решение этих вопросов должнобыть основано не только на теоретических изысканиях, но и учитывать реалиироссийской правовой, экономической, политической, социальной действительности.
Актуальность темыобусловлена тем, что предусмотренный УПК РФ[3]судебный контроль за обоснованностью производства следственных действийявляется сравнительно новой и весьма специфической сферой судебнойдеятельности, не присущей в столь значительном объеме дореформенному уголовномупроцессу. Практическая реализация данной функции представляет для судейопределенную сложность. Предварительное расследование, особенно на начальномэтапе, осуществляется в совершенно иных информационных условиях, чем судебноеследствие, и характеризуется дефицитом сведений и времени при принятии решений,в том числе о проведении следственных действий. Здесь нет полной картинысобытия преступления, исчерпывающей совокупности доказательств, столь привычныхсудье при постановлении приговора. Вместе с тем от правильного установлениясудом наличия оснований для производства следственных действий (основногоспособа сбора доказательств) зависит очень многое, порой – исход дела. На этомфоне обращает на себя внимание недостаточная четкость законодательныхпредписаний относительно форм судейского контроля за следственными действиями иоценочный характер оснований их производства.
Поэтому цель даннойработы – изучение роли суда как субъекта уголовно-процессуальной деятельностина примере досудебного производства.
Объект исследования: Судкак субъект уголовно-процессуальной деятельности.
Предмет исследования:Деятельность суда, как субъекта уголовно-процессуальной деятельности в досудебномпроизводстве.
Задачи:
-определить сущность, назначение иполномочия суда на предварительном следствии;
-охарактеризовать судебный порядокрассмотрения жалоб в досудебном производстве;-проанализировать санкционирование судомизбрания в качестве меры пресечения заключения под стражу;-рассмотреть судебный контроль запроведением следственных и иных действий, затрагивающих конституционные праваграждан.
Методами исследования,применяемые для исследования указанных задач, являются современные положениятеории научного познания общественных процессов и правовых явлений.Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучнымиметодами: историческим, социально-правовым, системно-структурным.
Правоваяи информационная основа исследования включает в себя Конституцию РФ,международные акты, действующее уголовно-процессуальное законодательство,Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уголовное законодательство и иные российскиезаконы, подзаконные нормативно-правовые акты, руководящие разъяснения пленумаВерховного Суда РФ.
Освещение отдельныхпроблем судебного контроля имеет место в работах таких ученых, как А.Н. Гуев,И.Ф. Демидов, В.М. Лебедев, В.П. Божьев, А.П. Рыжаков, В.И. Радченков, Ф.Н. Багаутдинови др.
Структура работы состоитиз введения, двух глав, заключения и списка использованных источников илитературы.
Глава 1. Общая характеристика роли суда в уголовно-процессуальной деятельности вдосудебном производстве
1.1 Сущность,назначение и полномочия суда на предварительном следствии
Полномочиясуда на стадии предварительного расследования — закрепленнаяуголовно-процессуальным законом совокупность прав и обязанностей суда поосуществлению правосудия, реализуемая по средствам уголовно-процессуальныхотношений в ходе досудебного производства по уголовному делу.
Уголовно-процессуальноезаконодательство наделило суд властными полномочиями, отличными от полномочийдругих органов государственной власти. Суд, реализуя только ему присущиеполномочия, оказывает правовое воздействие на поведение соответствующихучастников в процессе расследования уголовного дела. Это воздействиеприменяется исключительно в целях уголовного судопроизводства, котороеосуществляется в соответствии с требованием процессуального закона. Использованиевластных полномочий суда, направленных на урегулирование субъективных прав изаконных интересов граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве, возможнов случае возникновения юридического конфликта или правового спора, а также вситуации посягательства на установленный в государстве правовой порядок.Требование о защите прав и законных интересов граждан отражает определенную позициюлица относительно нарушения его субъективного права или охраняемого закономинтереса, которое состоит в том, что он не просто информирует о нарушении, аименно требует у суда восстановить его в права, свободы и законные интересы[4].
Защитаправ участников уголовного судопроизводства заключается в том, что суд вустановленном законом процессуальном порядке, реализуя свои полномочия,устраняет незаконные и необоснованные решения либо пресекает действия либобездействие участников процесса, которые противоречат действующемууголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и препятствуютреализации прав и законных интересов граждан в надлежащем порядке.
Начальныйэтап предварительного расследования, как правило, характеризуетсянедостаточностью сведений и ограниченностью времени при принятии решений поуголовному делу. Правоотношения, складывающиеся на данной стадии уголовногопроцесса, на определенном этапе развития могут существовать в виде «чистыхправовых связей»*(1). Это своего рода правовой код, отраженный в нормахУПК РФ, которому следуют участники правоотношений на стадии предварительногорасследования. В нем, как в «генетическом» виде, опосредованно содержатсярегулируемые отношения и будущее фактическое поведение его участников. Приреализации правовой модели должностным лицом органов дознания илипредварительного следствия в процессе производства по уголовному делупоявляются фактические действия, в которых осуществляется данная модель, а сней — урегулированные отношения. Между правом и регулируемыми отношениямискладывается диалектическая взаимосвязь. Ее качество зависит отпрофессионализма и объективности участников уголовного судопроизводства. Поэтомуи в диалектической взаимосвязи может произойти возникновение конфликтнойситуации между публичными и частными интересами в процессе расследования уголовногодела, в которой затрудняется или становится невозможной реализация норм права,предоставленная подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также некоторымдругим участникам процесса. Это, как правило, выражается в юридически значимыхактивных действиях или решениях соответствующего должностного лица органовпредварительного расследования. Для устранения таких ситуаций в правовомрегулировании государство наделило суд самостоятельными полномочиями,направленными на обеспечение надлежащей реализации прав и обязанностей. Суд,реализуя полномочия, переводит общую модель поведения в конкретные меры правовогорегулирования разрешаемого общественного отношения[5].
Реализацияполномочий суда на стадии предварительного расследования обладает следующимиособенностями[6].
1. Настадии предварительного расследования на суд возложены две формы реализацииполномочий: во-первых, во-вторых — восстанавливать нарушенные конституционныеправа и свободы при производстве по уголовному делу.
Ходатайстваи жалобы, поданные участниками уголовного судопроизводства, являются поводомдля реализации судом его полномочий.
Реализацияполномочий суда представляет собой процесс применения средствуголовно-процессуального воздействия, предоставленных суду в целях обеспечениягосударственно-правовой защиты в досудебном производстве по уголовному делу.происходит при реализации полномочий суда по санкционированию отдельныхследственных действий, а также по применению мер уголовно-процессуальногопринуждения, которые востребуются по настоянию должностных лиц органовпредварительного расследования. Данные полномочия суда регулируют подозреваемогоили обвиняемого.
Проверитьсложившуюся конфликтную ситуацию, восстановить нарушенное право и тем самымподдержать установленный правовой порядок в уголовном судопроизводстве,призвано другое полномочие суда, направленное на разрешение вопросов, связанныхс проверкой действий (бездействия), а также решений должностных лиц органов предварительногорасследования (ст. 19, ч. 3 ст. 29, ст. 125 УПК РФ). Оно представляет собойпроцессуальный контроль со стороны суда за деятельностью должностных лицорганов предварительного расследования.
2.Реализация полномочий суда как элемент правового регулирования проявляется приприменении судом норм уголовно-процессуального права в общественных отношениях,требующих судебного вмешательства в сложившихся ситуациях между участниками входе предварительного расследования. Суд, оказывая правовое регулирование,реализует назначение уголовного судопроизводства.
Полномочиясуда воплощаются в правоотношениях, носящих властный характер по отношению кдругим участникам процесса. На предварительном расследовании эти отношения возникаютмежду судом и подозреваемым или обвиняемым и органом дознания, дознавателем,руководителем следственного органа, следователем, прокурором, а также другимиучастниками, которые присутствуют только на данной стадии процесса. Более того,законодатель четко закрепил способы воздействия суда на участников уголовногосудопроизводства. Они позволяют суду с помощью конкретных правовых действий приналичии определенных условий реализовать свое назначение, т.е. защитуконкретной личности (потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого) иобеспечение интересов общества и государства.
3.Реализация полномочий суда всегда осуществляется в форме многостороннихправоотношений. Например, заключение под стражу применяется судом при участиистороны обвинения и защиты. Реализация полномочий суда представляет собойпроцесс применения совокупности средств воздействия суда на участниковуголовного судопроизводства с целью обеспечить их надлежащее поведение вдосудебном производстве по уголовному делу посредством совершения уголовно-процессуальныхдействий и принятия решений, осуществляемых в рамках правоотношений вустановленной уголовно-процессуальным законом форме.
Реализацияполномочий суда — это непосредственная реакция на правонарушение, его ответ навозникшие отклонения в правовом регулировании.
4.Процессуальное оформление реализованных полномочий суда происходит в актахправоприменения. Акты правоприменения суда являются важным средством правовогорегулирования, в которых отражаются результаты реализации его функций. Вдосудебном производстве к ним относятся постановления суда (судьи). Ониявляются тем связующим звеном, которое объединяет переход от одногоправоприменительного этапа в уголовном судопроизводстве к другому, именно вданных судебных актах отражаются результаты использованного на стадиипредварительного расследования полномочия суда. Постановление суда, вынесенноепо итогам рассмотренной жалобы или ходатайства, как и другие решения суда,обеспечиваются процессуальным принуждением, в рамках которого права, свободы изаконные интересы участников уголовного судопроизводства получают защиту.
Посвоей сущности реализация полномочий суда носит правообеспечительный характер,поскольку, рассматривая жалобу или ходатайство, разрешая сложившийся конфликт,суд своим решением обеспечивает определенность, стабильность и упорядочение всуществующих конкретных правоотношениях и тем самым поддерживает установленныйправовой порядок в уголовном судопроизводстве.
Получитьсудебную защиту — значит использовать установленные процессуальные возможности,предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Обеспечение судомправ, свобод и законных интересов осуществляется посредством применениядействующего права к рассматриваемому конкретному случаю. Поскольку право вобществе выражает общую тенденцию правды и справедливости, то суд, реализуяполномочие, применяет право и таким образом восстанавливает справедливость вкаждом конкретном случае, что в итоге приводит к устранению сложившегося конфликтамежду соответствующими участниками уголовного досудебного производства. Поэтомуполномочия суда в досудебном производстве занимают важное место в правовомрегулировании уголовного процесса России[7].
Статья 29 УПК РФ определяет полномочия суда.Формулировка «только суд правомочен...» делает эти полномочия исключительными иозначает, что никакой другой орган, никакое иное должностное лицо не могут приниматькакое-либо решение, исчерпывающий перечень которых представлен в указаннойстатье.
Таким образом, в соответствии со ст. 29 УПК РФ толькосуд правомочен:
– признать лицо виновным в совершении преступления иназначить ему наказание;
– применить к лицу принудительные меры (медицинскогохарактера или воспитательного воздействия);
– отменить или изменить решение, принятое нижестоящимсудом.
Только суд, в том числе в ходе досудебногопроизводства, правомочен принимать решения:
1) обизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) опродлении срока содержания под стражей;
3) опомещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, вмедицинский или психиатрический стационар для производства соответственносудебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
4) опроизводстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) опроизводстве обыска и (или) выемки в жилище;
5.1)o производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
6) опроизводстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93Кодекса;
7) опроизводстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или инуюохраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов,содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитныхорганизациях;
8) оналожении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку вучреждениях связи;
9) оналожении ареста на имущество, включая денежные средства физических июридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках ииных кредитных организациях;
10) овременном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности всоответствии со статьей 114 Кодекса;
11) оконтроле и записи телефонных и иных переговоров.
Кроме этого, суд правомочен в ходе досудебногопроизводства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решенияпрокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке,которые предусмотрены статьей 125 УПК РФ.
И наконец, суд вправе вынести частное определение илипостановление, в котором обращает внимание соответствующих организаций и должностныхлиц на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прави свобод граждан, а также другие нарушения закона, требующие принятиянеобходимых мер.[8]
Как видим, новый уголовно-процессуальный законразделил полномочия суда на четыре группы. По УПК РСФСР 1960 г. суду былипредоставлены только две из указанных групп полномочий (первая и последняя).Право судебного контроля появилось в УПК РСФСР в 1992 году. Вторая группаполномочий – на принятие решений об аресте, продлении срока ареста, обыске вжилище и др. – является для суда в целом новой (хотя отдельные из этихполномочий суд начал применять и в период действия УПК РСФСР: о наложенииареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, о выемке предметов и документов,содержащих информацию о банковской тайне, о контроле и записи телефонных и иныхпереговоров).
1.2Судебный порядок рассмотрения жалоб в досудебном производстве
В статье 125 УПК РФ подробно определен судебныйпорядок рассмотрения жалоб. Постановления дознавателя, следователя, прокурораоб отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равноиные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущербконституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либозатруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по меступроизводства предварительного расследования.
Жалоба может быть подана заявителем, его защитником,законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя,следователя или прокурора.
УПК РФ допускает возможность судебного обжалованияпрактически любого решения и действия следователя, дознавателя, прокурора, чтовряд ли отвечает публичным интересам. Во многом это результат деятельности ВерховногоСуда РФ, Конституционного Суда РФ. В свое время не была дана решительная иотрицательная оценка фактам обжалования в суд постановления о возбужденииуголовного дела. Затем наступил черед обжалования в суд постановления опривлечении в качестве обвиняемого. Следуя логике ряда решений КонституционногоСуда РФ, суды общей юрисдикции принимали к рассмотрению подобные жалобы ирассматривали их по существу.[9]
В статье 125 УПК РФ говорится о возможности подачижалобы в порядке судебного контроля заявителем, его защитником, законнымпредставителем или представителем. Судья рассматривает жалобу с участием заявителяи его защитника, а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваютсяобжалуемым действием (бездействием) или решением.
В числе других лиц жалобу в порядке ст. 125 УПК РФможет подать и потерпевший. В то же время следует отметить, что УПК РФспециально не выделил и не подчеркнул возможность предоставления определенныхправ потерпевшему при подаче жалоб другими участниками расследования. Было быцелесообразным его участие при рассмотрении жалобы обвиняемого, подозреваемого,если она затрагивает права и интересы потерпевшего (например, при рассмотрениижалоб обвиняемого об отмене или изменении меры пресечения, об отмене ареста наего имущество и др.). Ведь практически любое обжалуемое обвиняемым,подозреваемым и их защитниками решение или действие органов расследования в тойили иной мере затрагивает интересы потерпевшего, и учет его мнения здесьнеобходим.
Жалоба подается врайонный суд по месту производства предварительного расследования самимзаявителем или лицом, представляющим его интересы, в том числе защитником,законным представителем или представителем.
При подаче жалобы черездознавателя, следователя или прокурора названные должностные лица обязанынемедленно препроводить жалобу в суд. Они вправе приложить к жалобе своиобъяснения по поводу действий (бездействия) или решений, вызвавших обращение сжалобой.
Судья, принявший жалобу ксвоему рассмотрению, обязан обеспечить своевременное уведомление заявителя, егозащитника, законного представителя или представителя в случае их участия вуголовном деле, иных заинтересованных в разрешении жалобы лиц, а такжепрокурора о месте и времени рассмотрения жалобы. Одновременно с уведомлениемперечисленным лицам сообщается о возможности рассмотрения жалобы в их отсутствие,если они не станут настаивать на своем участии в судебном заседании[10].
В целях надлежащейпроверки законности и обоснованности обжалуемых действий (бездействия) ирешений дознавателя, следователя, прокурора судья вправе потребовать от них, атакже иных физических или юридических лиц предоставления необходимых длявынесения решения по жалобе сведений или материалов.
Жалобы по общему правилурассматриваются в открытом судебном заседании. Проведение закрытого судебногозаседания допускается в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК.
Обоснование жалобызаявителем в судебном заседании заключается в разъяснении и аргументировании доводов,изложенных в жалобе, их подтверждении имеющимися в распоряжении заявителяфактическими данными и документами. Право выступить с репликой означает длязаявителя возможность отреагировать на выступления участвующих в рассмотрениижалобы лиц, в том числе на мнение прокурора по поводу наличия или отсутствия основанийдля удовлетворения жалобы.
Постановление судьи порезультатам проверки законности и обоснованности действий (бездействия) ирешений дознавателя, следователя, прокурора должно быть мотивированным. Судьяобязан указать в постановлении, какие именно установленные в судебном заседаниифакты или обстоятельства положены в основу принятого по жалобе решения.
Судья проверяет законность и обоснованность действий(бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чемчерез пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участиемзаявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если ониучаствуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваютсяобжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора.Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и ненастаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием длярассмотрения жалобы судом.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одноиз следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решениясоответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о егообязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения[11].
Возлагаемая судьей надознавателя, следователя, прокурора в случае удовлетворения жалобы обязанностьустранить допущенные нарушения подлежит незамедлительному исполнению.
Глава 2. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовногопроцесса 2.1 Санкционирование судом избрания вкачестве меры пресечения заключения под стражу
Для избрания меры пресечения в виде заключения подстражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокуроравозбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое оформляется в видепостановления. После получения согласия от прокурора следователь, дознавательобращаются в суд. Принятие решения об избрании меры пресечения входит вкомпетенцию судов общей юрисдикции. Согласно ч. 2 ст. 29 УПК РФ мера пресеченияв виде заключения под стражу избирается судом и в ходе досудебногопроизводства. Никакой другой орган, кроме суда, не вправе принять решение озаключении под стражу[12].
В постановлении овозбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникланеобходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу иневозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы,подтверждающие обоснованность ходатайства. Такими материалами могут быть: копиипостановлений о возбуждении уголовного дела и привлечения лица в качествеобвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого илиобвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличиеобстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресеченияв виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого илиобвиняемого, справки о его судимости, данные о том, что он может скрыться отследствия, о его угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.). В случаях,когда в уголовном деле защитник не участвует и об этом не сделана запись впротоколе допроса подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагаетсяего письменное заявление об отказе от защитника. Подобного рода материалыпредставляются в суд не позднее, чем за 8 часов до истечения срока ихзадержания.
Постановление иприложенные к нему материалы подлежат рассмотрению в судебном заседанииединолично судьей районного суда или военного гарнизонного суда по меступроизводства предварительного расследования либо по месту задержанияподозреваемого в течение 8 часов с момента поступления постановления овозбуждении ходатайства и материалов в суд.
Для участия в заседанииприглашаются подозреваемый, обвиняемый, прокурор, защитник, если последнийучаствует в уголовном деле. Задержанное лицо доставляется в судебное заседание.В судебном заседании вправе также участвовать законный представительнесовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, возбудивший ходатайствоследователь или дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон,своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствиемдля рассмотрения ходатайства. Но данное правило не распространяется на неявкуобвиняемого. Он, как правило, должен присутствовать. Изъятие установлено лишьдля случаев, когда решается вопрос о заключении под стражу обвиняемого, объявленногов международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).
В начале заседания судьяобъявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся всудебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по егопоручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. После этого заслушиваютсядругие явившиеся в судебное заседание лица.
Рассмотрев ходатайство, атакже представленные материалы и доказательства, судья выносит одно изследующих постановлений:
1) об избрании вотношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения подстражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретныефактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;
2) об отказе вудовлетворении ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственнойинициативе (при наличии предусмотренных в УПК оснований и условий) избрать мерупресечения в виде залога или домашнего ареста;
3) о продлении сроказадержания. Продление срока задержания возможно при условии признания судомзадержания законным и обоснованным. Допустимая продолжительность такогопродления — не более 72 часов с момента вынесения судебного решения. При этомважно иметь в виду, что, как уже отмечалось выше, решение может быть вынесенопо ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительныхдоказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения ввиде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержанияуказываются дата и время, до которых продлевается срок задержания[13].
Постановление судьинаправляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому илиобвиняемому и приводится в исполнение немедленно.
При отказе судьи вудовлетворении ходатайства повторное обращение в суд с ходатайством озаключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу возможнолишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимостьзаключения лица под стражу.
Когда вопрос об избраниив отношении подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение обэтом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Постановление судьи обизбрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этомможет быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение пожалобе или представлению не позднее, чем через 3 суток со дня их поступления.Возможна также проверка законности и обоснованности такого постановления и внадзорном порядке.
Лицо, в производствекоторого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить кого-либоиз близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — такжекомандование воинской части о месте содержания его под стражей или об измененииместа содержания под стражей.
Федеральный закон «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений» детально регламентирует принципы, основания, условия ипорядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права иобязанности заключенных, а также администрации мест предварительногозаключения; основания и порядок освобождения заключенных и другие положения.
Для избрания в качествемеры пресечения заключения под стражу, как и для задержания, в отношении лиц,наделенных процессуальными привилегиями, тоже установлены особые правила, регламентируемыест. 448 и 450 УПК. Коротко их суть можно свести к следующим двум положениям:
-если возбуждениеуголовного дела в отношении такого лица или привлечение его в качествеобвиняемого состоялось с соблюдением требований, установленных ст. 448 УПК, тозаключение под стражу производится по общим правилам, которые изложены выше внастоящем параграфе, т.е. по судебному постановлению, принимаемому в порядке,предусмотренном ст. 108 УПК. Специфика заключается лишь в том, что такое постановление,как правило, не исполняется немедленно и автоматически. Для его реализациидолжны быть приняты дополнительные решения: скажем, постановление о заключениипод стражу судьи общей юрисдикции может быть исполнено, если с этим согласитсяквалификационная коллегия судей соответствующего уровня (ч. 2 ст. 450 УПК);
-если вопрос о заключениипод стражу названного лица возникает, когда уголовное дело не возбуждалосьнепосредственно против него или когда еще не вынесено постановление о егопривлечении в качестве обвиняемого, то при решении этого вопроса должны соблюдатьсяупомянутые требования, которые предусмотрены ст. 448 УПК[14].
Срок заключения подстражу при производстве предварительного расследования, как правило, не долженпревышать двух месяцев (ч. 1 ст. 109).
В случае невозможностизакончить предварительное следствие до истечения 2-х месяцев и при отсутствииоснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлендо 6 месяцев судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня ссоблюдением процедуры, установленной ч. 3 ст. 108 УПК для вынесенияпостановления судьи по итогам рассмотрения ходатайства дознавателя, следователя,прокурора и приложенных к нему материалов.
Дальнейшее продлениесрока (до 12 месяцев) возможно только в отношении лица, обвиняемого всовершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в случае особойсложности уголовного дела. Решение об этом может принять судья того же уровняпо ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ илиприравненного к нему прокурора.
Срок содержания подстражей свыше 12 месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительномслучае в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления,судьей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня походатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ либоего заместителя.
Сроки содержанияобвиняемых под стражей при расследовании уголовных дел при продлении их до 12или тем более до 18 месяцев являются предельными. Их дальнейшее продление, какправило, не допускается.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 марта2004 г. «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РоссийскойФедерации»[15]уделил избранию в качестве меры пресечения заключения под стражу существенноевнимание.
В п. 11 Постановления говорится, что рассмотрениеходатайства об аресте производится «в открытом судебном заседании, заисключением случаев, указанных в части 2 статьи 241 УПК РФ». Представляется,что здесь Верховный Суд, по сути, указывает, что процедура рассмотренияходатайства о заключении под стражу должна, в случае возникновения пробелов правовогорегулирования, производиться по аналогии с процедурами судебного производства.
В ходе судебного заседания должны быть рассмотрены ивпоследствии разрешены судом вопросы о возможных намерениях обвиняемогоскрыться, заняться преступной деятельностью и т.д.
При рассмотрении вопроса об избрании анализируемоймеры пресечения суд проверяет данные о тяжести предъявленного обвинения,личности обвиняемого, его возрасте, состоянии здоровья, семейном положении,роде занятий и другие обстоятельства. На основе изучения этих вопросов судьядолжен прийти к заключению, что иная более мягкая мера пресечения не может бытьприменена.[16]
В п. 4 Постановления Пленум указал, что «рассматриваяходатайство об избрании подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечениязаключения под стражу, судья не вправе входить в обсуждение вопроса о виновностилица в инкриминируемом ему преступлении».[17]
Суд не должен предрешать вывод о виновности илиневиновности лица. Пример из практики.
«В кассационной жалобе М., не соглашаясь с продлениемсрока содержания его под стражей, утверждает, что судьей при разрешении ходатайстваорганов следствия учтена необъективная информация о его личности, не учтено то,что он, хотя и судим ранее, в то же время освобождался условно-досрочно запримерное поведение. Утверждает также, что он не имеет намерения скрыться оторганов следствия, не может повлиять на ход расследования, поскольку следствиепо делу завершено, ссылается на недоказанность его вины. Просит постановлениесудьи отменить.
Проверив представленные материалы, обсудив доводыкассационной жалобы, Судебная коллегия находит постановление судьи подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов, решение о продлениисрока содержания М. под стражей принято судьей в пределах своих полномочий, вполном соответствии с требованиями закона. Вывод судьи о необходимостидальнейшего содержания под стражей М., обвиняемого в совершении тяжких и особотяжких преступлений, в постановлении надлежаще обоснован.
При этом правильно учтено, что обстоятельства,послужившие основанием для применения к М. именно такой меры пресечения, неизменились.
Все доводы М. судом проверялись и были обоснованноотвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении.
Из представленных материалов усматривается, что врамках уголовного дела соединены 27 уголовных дел в отношении 10 обвиняемых. Объемуголовного дела составляет 61 том. С материалами дела, в том числе вещественнымидоказательствами, аудио-, видеозаписями, в порядке ст. 217 УПК РФ, начализнакомиться в установленные законом сроки обвиняемые и их защитники, в томчисле и М. со своим защитником. С учетом изложенного суд пришел к правильномувыводу об обоснованности ходатайства следствия о продлении срока содержания подстражей М. на указанный срок, который не превышает требований разумности, длязавершения ознакомления с материалами дела.
Как видно из представленных материалов, в нихсодержатся полные и достоверные данные о личности М., которые исследовалисьсудом, получили правильную оценку.
В том числе судом обоснованно учтено, что М. ранеебыл судим, обвиняется в том, что, имея непогашенную судимость, вновь совершилпреступления, отнесенные к категории особо тяжких, в связи с чем имеются основанияполагать, что, находясь на свободе, М. совершит новые преступления, а такжеможет скрыться от предварительного следствия и суда, воспрепятствоватьпроизводству по уголовному делу.
Из представленных материалов не усматриваетсяобстоятельств, препятствующих содержанию М. в условиях следственного изолятора.
В то же время судом ошибочно указано в постановлении,что ранее судимый М. «вновь совершил преступления».
В этой части постановление подлежит изменению.Следует считать, что М., ранее судимый, имея непогашенную судимость, обвиняетсяв том, что вновь совершил преступления».[18]
суд уголовныйпредварительный следствие2.2 Судебный контроль за проведением следственных и иных действий, затрагивающихконституционные права граждан
Право на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений предусмотрено ст. 23 Конституции РФ.Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья9 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,[19]базируясь на этой норме, устанавливает процедуру получения судебного решения.
Требование незамедлительного рассмотрения материаловозначает, что в любой период рабочего времени судья, в обязанность котороговходит принятие данного решения, не вправе без достаточных к тому основанийотложить рассмотрение вопроса по существу, если он не занят в судебном процессе.
Порядок рассмотрения судьей материалов не определен,имеется лишь указание, что рассмотрение осуществляется судьей единолично. Судьявправе ограничиться исследованием письменных документов. С согласия судьи приисследовании материалов могут присутствовать и давать пояснения представителиоргана, осуществляющего ОРД.
Некоторые черты процедуры рассмотрения судьейходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о дачеразрешения на проведение ОРМ сформулированы в описательно-мотивировочной частиопределения Конституционного Суда. В ней, в частности, указано, что «это несудебное разбирательство и даже не подготовительные действия к судебномузаседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно дляуголовного процесса… В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешениена проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверяемое лицо – не участникпроцесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательностисторон в этом процессе быть не может...».[20]
Основанием для рассмотрения судьей вопроса опроведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированноепостановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Посколькуперечень таких руководителей согласно закону устанавливается ведомственныминормативными актами, уполномоченный судья или председатель суда вправе ознакомитьсяс этими актами.
«Судья не вправе отказать в рассмотрении материаловоб ограничении конституционных прав граждан, но не обязан давать разрешение напроведение ОРМ лишь на основании поступившего к нему представления руководителяоргана, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, если не приходит квыводу о необходимости такого разрешения, его обоснованности и законности… Вданном случае обязанность обосновать необходимость проведения оперативно-розыскныхмероприятий лежит на лицах, обратившихся в суд за разрешением» (п. 6определения Конституционного Суда).[21]
Достаточность представленных фактических данныхоценивается судьей по внутреннему убеждению, основанному на их изучении. Судьявправе потребовать представления дополнительных материалов. Такое требование неявляется безусловно обязательным для органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность. Однако непредставление дополнительных материалов повышает рискпринятия судом решения, не благоприятного для инициатора ходатайства. По этойпричине отсутствие обязанности представлять суду материалы само по себе невлечет ущемления конституционных прав проверяемых лиц.[22]
Решение судьи о разрешении на проведение оперативно-розыскногомероприятия и об отказе в этом оформляется в виде мотивированного постановления.Следует признать неправильной практику, когда постановление об отказе впроведении мероприятия не составляется.
Судья определяет срок действия постановления с учетомисследованных фактических данных и ходатайства, содержащегося в постановленииинициатора проведения мероприятия. Срок не может превышать шести месяцев со днявынесения постановления.
Течение срока выполнения мероприятия не прерываетсяни отсрочкой, ни приостановлением или прекращением его проведения и не зависитот уголовно-процессуальных сроков производства по уголовному делу и принятогопо нему решения. Исключением является решение о прекращении дела или оправданииподсудимого за отсутствием события или состава преступления.
Постановление судьи об отказе в проведении оперативно-розыскногомероприятия обжалованию не подлежит. Однако орган, осуществляющий оперативно-розыскнуюдеятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Наряду сдругими материалами, подтверждающими необходимость и обоснованность проведениямероприятия, должно быть представлено постановление районного суда об отказе вдаче разрешения на проведение мероприятия. Если такое постановление инициаторупроведения мероприятия не выдано, он обязан указать в постановлении, когдавозбуждалось ходатайство перед нижестоящим судом и по каким основаниям решениеоб отказе следует считать неправомерным.[23]
Личный обыск – это самостоятельное следственноедействие, заключающееся в отыскании на теле обыскиваемого лица, в его одежде иобуви, а также в имеющихся при нем личных вещах предметов и документов, имеющихзначение для уголовного дела.
Фактическими основаниями производства личного обыскаявляются сведения, полученные при производстве других следственных действий илиоперативно-розыскных мероприятий, позволяющие выдвинуть обоснованноепредположение о том, что на теле подозреваемого или обвиняемого либо в егоодежде, обуви или в находящихся при нем личных вещах имеются предметы илидокументы, могущие иметь значение для уголовного дела.[24]
Формальным основанием производства личного обыскаявляется решение суда, принимаемое по ходатайству лица, осуществляющего предварительноерасследование, согласованному с прокурором (п. 6 ч. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 165 УПКРФ).
В исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст.165 УПК РФ, личный обыск может быть произведен на основании постановления лица,осуществляющего предварительное расследование, без получения судебного решенияс последующим уведомлением судьи и прокурора в течение 24 часов после началапроизводства следственного действия.
Личный обыск может быть также произведен безвынесения постановления лицом, осуществляющим предварительное расследование,равно как и без решения суда, при задержании лица или заключении его подстражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо,находящееся в помещении либо ином месте, в котором производится обыск, скрываетпри себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск производится по возбужденному уголовномуделу.
При производстве личного обыска не допускаютсядействия, которые могут причинить вред здоровью или жизни обыскиваемого, атакже унизить его человеческое достоинство.
Лица, принимающие участие в производстве личногообыска, за исключением врача, должны быть одного пола с обыскиваемым.
При личном обыске изъятию подлежат только те предметыи документы, которые имеют значение для уголовного дела. При производствеличного обыска по основаниям, предусмотренным ч. 2 статьи 184, изымаются такжепредметы, хранение которых запрещено в местах предварительного заключения илиместах нахождения под стражей.
При производстве личного обыска составляется протоколв соответствии с требованиями ст. 166 и ст. 167 УПК РФ. Его копия, в отличие отпроизводства обыска в жилище, обыскиваемому лицу не вручается.
Процессуальная форма задержания включает в себя иличный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК РФ дляпроизводства данного обыска не требуется вынесения специального постановления.Не требуется и составления отдельного протокола, поскольку результаты данногообыска должны быть отражены в протоколе задержания.[25]При оценке законности данного обыска суду следует, однако, учесть, чтоприсутствие понятых при этом, в отличие от самого задержания, являетсяобязательным (ст. 170, 184 УПК РФ).
На практике, таким образом, возникают определенныепроблемы судебного контроля за данным следственным действием. К примеру,очевидно, что вряд ли будет действовать и применяться п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ –о принятии судом решения о производстве личного обыска (за исключением случаев,предусмотренных ст. 93 УПК РФ). Внимательный анализ ст. 93 УПК РФ, отсылочных кней статей 182, 184 УПК РФ позволяет сделать вывод о возможности проведенияличного обыска без судебного решения в следующих случаях:
— при задержании лица или заключении его под стражу;
— при наличии достаточных оснований полагать, чтолицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск,скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение дляуголовного дела.
Таким образом, органы расследования имеют достаточноширокие возможности для проведения личного обыска без судебного решения. Востальных же случаях при необходимости личного обыска определенного лица сучетом времени, необходимого для получения судебного решения, вряд ли можнонадеяться на его результативность. Ведь личный обыск требует оперативногопроведения и лишь при таком подходе может дать результаты. Но когда он проводитсяне сразу, а только после получения судебного решения, тогда вряд ли можнонадеяться на то, что у конкретного лица останутся при себе интересующиеследствие предметы и документы.
Кстати, и обобщениепервого опыта применения нового УПК РФ показало, что обращения за судебнымрешением на производство личного обыска практически отсутствуют.[26]
Заключение
На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеетреальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных инеобоснованных действий и решений, которые «способны причинить ущерб конституционнымправам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступграждан к правосудию» (ч. 1 ст. 125 УПК). Он вправе не только признатьтакого рода решения и действия незаконными и необоснованными, но и обязатьсоответствующий орган или соответствующее должностное лицо устранить допущенноенарушение.
Расширение в УПК РФ сферы судебного контроля:принятие решений судом о производстве осмотра жилища при отсутствии согласияпроживающих в нем лиц, о производстве обыска и выемки в жилище, о производствеличного обыска, о производстве выемки предметов и документов, содержащихинформацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, оналожении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи, оналожении ареста на имущество, включая вклады, о контроле и записи телефонныхпереговоров — заменяет прокурорский надзор. Одновременно возрастает степеньответственности суда за результаты расследования, поскольку увеличивается еговозможность влияния на процесс формирования доказательственной базы по уголовномуделу. Причем это влияние в итоге будет выражаться не только в оценкедоказательств с точки зрения их допустимости, признания законности илинезаконности действий и решений органов дознания и предварительного следствия,но может приводить к косвенному участию суда в уголовном преследовании, чтопротиворечит его правовому статусу.
Важно осознать, ясно различить существенные моменты:реальные возможности судебного контроля в обеспечении режима законности прирасследовании преступлений, а также потребность в законодательном совершенствованииправил рассмотрения судом жалоб на действия (бездействие) следователя,дознавателя, прокурора.
Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации определил особое место суда в уголовномсудопроизводстве. Если раньше неофициально основной фигурой уголовногосудопроизводства (а на стадии предварительного следствия, пожалуй, и главнойфигурой) являлся прокурор с его ничем не ограниченным прокурорским надзором, тосегодня центральное место на стадии предварительного и судебного следствия, вневсякого сомнения, занимает именно суд.
Списокиспользуемых источников и литературы
Нормативные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст.4212.
2. Уголовно-процессуальныйКодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // СЗРФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
3. Уголовный КодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 4.10.2011) // СЗ РФ от 17.06.1996,№ 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
4. Федеральный закон«Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СЗ РФ от14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
5. Федеральный закон«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»от 15.07.1995 № 103-ФЗ // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст. 2759, СЗ РФ от07.03.2005, № 10, ст. 763.
Акты органов судебнойвласти:
6. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуальногоКодекса Российской Федерации» от 05.03.2004 № 1 // Бюллетень Верховного СудаРФ. – 2004. – № 5.
7. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанныхпринципов и норм международного права и международных договоров РоссийскойФедерации» от 10.10.2003 № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. – № 12.
8. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами КонституцииРоссийской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 № 8 //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1996. – № 1.
9. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применениемстатей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24.12.1993 № 13 // БюллетеньВерховного Суда РФ. – 1994. – № 3.
10. Постановление ВСРСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.1991 № 1801-1 // ВВСРСФСР, 1991, № 44, ст. 1435.
11. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О «По делу о проверке конституционностиотдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»по жалобе гражданки и.г. Черновой» // СЗ РФ от 24.08.1998, № 34, ст. 4368.
Литература
12. Гуев А.Н.Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РоссийскойФедерации. — Система ГАРАНТ, 2009.
13. Демидов И.Ф.Законность в Российской Федерации / И.Ф. Демидов — М.: Спарк, 2008. – 214 с.
14. Ковтун Н.Н.,Магизов Р.Р. Практика реализации судебного контроля за законностью иобоснованность мер процессуального принуждения: Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород, 2004. – 128 с.
15. Манова Н.С.Уголовный процесс. – М.: Экзамен, 2005. – 477 с.
16. Минов Г.М.Уголовный процесс. – М.: Феникс, 2006. – 530 с.
17. Муратова Н.Г.Значение судебного контроля в обеспечении законности и обоснованностипроведения оперативно-розыскных мероприятий // Ученые записки. Вып. 1 / Подред. А.П. Гуськовой. Оренбург, 2004. – 228 с.
18. Научно-практическийкомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под общ.ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев). – М.: «Юрайт-Издат»,2007. – 544 с.
19. Научно-практическийкомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под общ.ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев). – М.: «Юрайт-Издат»,2007. – 520 с.
20. Научно-практическийкомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под общ.ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев). – М.«Юрайт-Издат», 2007.– 620 с.
21. Рыжаков А.П.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — М.,издательство «Норма», 2008. – 525 с.
22. Петрушов А.В.Уголовно-правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина.- «Юстицинформ», 2006 г.
23. Смирнов А.В.,Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РоссийскойФедерации. Постатейный (под общ. ред. А.В. Смирнова). 4-е издание, дополненноеи переработанное. – М. 2007. – 680 с.
24. Уголовныйпроцесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2007. – 271 с.
25. Уголовныйпроцесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под редакциейГуценко К.Ф. — М., Изд. «Зерцало», 2008. – 531 с.
26. Рыжаков А.П.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд.,перераб.). — Система ГАРАНТ, 2009 г.
27. Рудинский Ф.М.Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве — М.: «Волтерс Клувер»- М., 2007 г. – 327 с.
28. Уголовныйпроцесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) — 2-е изд., перераб.и доп. – М.:«Юридический Дом „Юстицинформ“, 2006. – 554 с.
29. Уголовныйпроцесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов под ред. К.Ф.Гуценко). – М.: „Зерцало“, 2008. – 472 с.
Периодические источники:
30. Бабенко А.,Яблоков В. Судебный контроль за предварительным расследованием необходиморасширить // Российская юстиция. – 2007. – № 6. – С.6-8
31. Багаутдинов Ф.Н.О содержании судебного контроля на предварительном следствии // Журналроссийского права. – 2008. – № 12.
32. Багаутдинов Ф.Н.Состояние и перспективы судебного контроля // Российская юстиция. – 2007. – №3.
33. Дорошков В.Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования //Российская юстиция. – 2009. – № 7. – С. 21-22
34. Зинатуллин З.З.,Зезянов В.В. Судебная власть и правосудие по уголовным делам: соотношение ссудебным контролем // Российский судья. – 2008. – № 5. – С.4-6