ВВЕДЕНИЕ
Договор коммерческойконцессии (франчайзинга) — новый для нашего гражданского права.
Термином «франчайзинг»(«франшиза») в средневековой Франции обозначалась купленная у короля привилегия(право) осуществления определенной деятельности. В современном пониманиифранчайзинг, развившийся в прошлом веке в США, — полученное однимпредпринимателем у другого разрешение на коммерческое использование комплексапринадлежащих последнему исключительных и иных прав. Для ГК законодателем былопринято достаточно условное понятие «коммерческая концессия» (вримском праве concessio — специальное разрешение, которое государство давалотовариществу) как наиболее соответствующее по смыслу английскому«franchising» (в первоначальных проектах ГК, а также в Модельном ГКдля стран СНГ этот институт именовался «комплексной предпринимательскойлицензией»).
Достаточно широкоераспространение этого договора, как в зарубежной, так и в отечественнойпредпринимательской практике привело к необходимости его прямогозаконодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторыхразвитых правопорядках). В Российском законодательстве этот новый договорнойинститут регулируется нормами главы 54 ГК РФ.
Включение коммерческойконцессии в ГК вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере.Первые договоры коммерческой концессии (они именовались лицензионными) былизаключены в России, когда на российский рынок вышли такие фирмы, какМакдональдс, «Пицца-хат» и «Баскин Роббинс». Именно так,например, у нас и в других странах возникли действующие под вывеской известныхкомпаний некоторые предприятия общественного питания (рестораны Макдоналдс и«Пицца-Хат»), гостиничного хозяйства (отели «Шератон», Хилтон,Холидей-Инн), другие предприятия сферы обслуживания, производители многихпользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники ит.д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей«вывеской» огромные международные сети производителей илиуслугодателей. Все они являются не дочерними компаниями или филиаламиправообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными)предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров(Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business FormatFranchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственныйфранчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногдатакже и торговый франчайзинг.
§ 1.Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинга)/>1.1Понятие и предмет договора коммерческой концессии
По договорукоммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставитьдругой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срокаправо использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплексисключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).
По своей юридическойприроде данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
Необходимо подчеркнуть,что данный договор может использоваться исключительно в сферепредпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишькоммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК).Это — один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому котношениям между его участниками применимы специальные правила ГК обобязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предмет договоракоммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, которыепозволяют обеспечить пользователю монополию на использование объектовпромышленной собственности правообладателя, либо его (право на фирменноенаименование или коммерческое обозначение, которое представляет собойнезарегистрированное, но общеизвестное наименование предпринимателя илирезультатов его деятельности, охраняемое без специальной регистрации именно всилу его общеизвестности (ст. 6-bis Парижской конвенции по охране промышленнойсобственности), например «Мерседес» или «Кока-кола»), закрепленныхза правообладателем и индивидуализирующих либо также производимые им товары,выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знакобслуживания).
Природа исключительногоправа такова, что только его субъект вправе использовать соответствующие объектыинтеллектуальной или промышленной собственности, а также запрещать илиразрешать другим лицам их использование. Такая монополия на использованиедолжна быть ограничена сроком и территорией. При этом условие о сроке итерритории не является существенным в силу закона. Если срок в договоре неустановлен, считается, что стороны заключили договор без указания срока, и егопрекращение определяется п. 1 ст. 1037 ГК. Если в нем неопределена территория, то пользователь вправе использовать данный комплекс на всейтерритории РФ. Из этого следует, что в течение действия договора ни самправообладатель, ни другие лица не вправе использовать данные объекты науказанной территории.
Объектамиисключительных прав по договору являются объекты промышленной собственности,т.е. такие идеальные объекты, которые используются в предпринимательскойдеятельности.
Основнымконституирующим данный договор исключительным правом в комплексе является правона индивидуализацию правообладателя — фирменное наименование и (или) коммерческоеобозначение, поскольку его судьба определяет юридическую судьбу договора.Учитывая требование комплексности, предмет договора должен включать, какминимум, исключительные права на два различных объекта промышленнойсобственности, например на фирму и товарный знак или на фирму и запатентованныеобъекты. Эти объекты можно разделить на две группы. В первую группу входяттакие объекты, с которыми у третьих лиц прочно связывается представление оделовой репутации производителя товара, о качестве и особых свойствах товара.Это средства индивидуализации производителя товара — фирменное наименование иликоммерческое обозначение, средства индивидуализации самого товара — товарныйзнак (знак обслуживания).
Юридическиелица — коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование.Исключительное право на фирменное наименование, согласно ст. 54 ГК,возникает у коммерческой организации с момента его регистрации. Наименованиеюридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.Что касается предпринимательских организаций, то их фирменное наименование(«фирма») может быть абстрактным (отвлеченным, безотносительным копределенным параметрам организации — составу участников, роду деятельности ит.д.) или конкретным. Абстрактное фирменное наименование могут иметьхозяйственные общества и производственные кооперативы (артели), напримерОткрытое акционерное общество «Вереск». Фирменное наименованиетоварищества конкретно: оно включает в себя имя (наименование) одного илинескольких участников с добавлением слов — «и компания», например«Полное товарищество „Морозов и компания“. Если в фирменномнаименовании полного товарищества указаны имена (наименования) всех полныхтоварищей, то слова „и компания“ в него не включаются (ст. 69 ГК).
Фирменноенаименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственникаимущества предприятия, а фирменное наименование предприятий, основанные направе оперативного управления — слово „казенное“. В случаях, предусмотренныхзаконом, коммерческие организации в своем фирменном наименовании должныуказывать также характер своей деятельности.
Фирменное наименованиеподлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляетсякомпетентным органом путем его внесения в единый государственный реестр.Согласно ст. 54 ГК порядок регистрации фирменных наименований определяетсязаконом и иными правовыми актами в соответствии с ГК. Пока такого закона нет,регистрация фирменных наименований осуществляется в порядке регистрации самогоюридического лица в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Понятие и содержание»коммерческого обозначения" в законодательстве РФ не раскрывается.Согласно обычаям делового оборота под коммерческим обозначением понимаютнаименование, устойчиво закрепившееся за предпринимателем в его практическойдеятельности, но не зарегистрированное в установленном порядке.
Товарныйзнак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товарапредпринимателя. Права на товарный знак и знак обслуживания являютсяисключительными правами и защищены законом. Отношения по регистрации ииспользованию прав на товарный знак и знак обслуживания помимо статей ГКрегулируются нормами Закона о товарных знаках. В частности, в него включеныновая редакция ряда статей, а также новая глава 2.1 «Общеизвестныйтоварный знак, его правовая охрана».
Права на использованиетакого средства индивидуализации товара, как наименование места егопроисхождения, не могут передаваться другим лицам, и, следовательно, не могутвключаться в предмет договора. Договором может быть предусмотренопредоставление пользователю прав на использование других объектов«интеллектуальной собственности» — изобретений, промышленныхобразцов, программ для ЭВМ и т.д.
Во-вторых,предметом договора является возможность использования принадлежащейправообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), неподлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), атакже его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различнойдокументации по организации и ведению предпринимательской деятельности. Подтакой информацией согласно ст. 139 ГК понимается информация, составляющаяслужебную или коммерческую тайну в случае, если она: во-первых, имеетдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестноститретьим лицам; во-вторых, к такой информации нет свободного доступа на законномосновании; в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ееконфиденциальности. Только при соблюдении всех этих требований такая информацияподлежит правовой защите. Она не патентуется и, следовательно, не подлежитпатентной охране. Подобная информация включает в себя технологические приемы иметоды (ноу-хау), деловые связи, коммерческий опыт и т.п. Среди цивилистов нетединого мнения в отношении природы прав на охраняемую коммерческую информацию:одни относят их к исключительным, другие нет. Согласно ст. 138 ГКисключительное право признается в случаях и в порядке, установленных ГК идругими законами. Поскольку пока исключительное право на коммерческую тайну неустановлено в этих источниках, можно сделать вывод, что права на коммерческуютайну, секреты производства (ноу-хау) и иную конфиденциальную информацию неявляются исключительными.
В договоре должен бытьопределен также объем использования, под которым следует понимать способыиспользования объектов исключительных прав. Поскольку способы использованияразличных объектов, не всегда совпадают, при формулировании данного условиянеобходимо ориентироваться на те возможности, которые указаны в ГК и вспециальных законах, регулирующих отношения по поводу соответствующих объектов,- Патентный закон, Законы об авторском праве, о товарных знаках и др. Учитывая,что перечень способов использования в законе не исчерпывающий, стороны могутустановить и иные способы использования. Такой объем может быть какминимальным, так и максимальным, который задается, согласно ст.1027 ГК РФ,таким объективным параметром, как сфера предпринимательской деятельности. Инымисловами, речь идет о таком объеме, который необходим для: а) продажи товаров,полученных от правообладателя; б) для продажи товаров, произведенных самимпользователем; в) производства им работ; г) оказания пользователем услуг; д)осуществления иной торговой деятельности.
Франчайзингпредполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователюсо стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качествапроизводимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров,выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает этоусловие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст.1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора, всоответствии с п. 1 ст. 1031 ГК РФ, является инструктаж пользователя и егоработников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных емуправообладателем прав.
Таким образом, вконцессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора(разрешение на использование объектов исключительных прав), договора обоказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договорапростого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общихпредпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретениенеобходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор несодержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так какпользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и всвоих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность.Как справедливо заметил Г.Е.Авилов, если дистрибьютор по агентскому (иликомиссионному) договору получает от производителя товаров вознаграждение за ихсбыт, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платитпроизводителю за возможность работать под его фирмой. Однако договоркоммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных(комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он иразновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых онразвивался. Договор коммерческой концессии нередко рассматривают какразновидность лицензионного договора[1].Данные суждения основываются на том, что необходимым элементом предметадоговора коммерческой концессии является разрешение (лицензия) на использованиеисключительных прав. Однако, по мнению Б.И. Пугинского, вопросы лицензионныхсоглашений являются лишь вспомогательной частью по отношению к задачереализации товаров в рамках договора коммерческой концессии[2].
Однако в отличие от лицензионногодоговора франчайзинг дает возможность использовать не один определенный объект«интеллектуальной собственности», а комплекс объектов исключительных,а также иных имущественных прав. Кроме того, в лицензионных отношенияхфактический изготовитель или услугодатель (лицензиат) всегда обязан так илииначе информировать о себе клиентов-потребителей и не вправе целиком скрыватьсяпод фирмой правообладателя (лицензиара).
В соответствии с ГКдоговор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный видгражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение крегулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).
2.1 Форма и регистрациядоговора коммерческой концессии
Концессионный договордолжен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028ГК). Невыполнение требования о письменной форме сделки, согласно ст. 166ГК, не порождает для сторон юридических последствий, за исключением тех,которые связаны с ее недействительностью (реституции). Такой договор считаетсянедействительным с момента его заключения. Для судебного признания ничтожноститакой сделки не требуется рассмотрения дела по существу в судебном заседании,достаточно констатации судьей факта отсутствия письменной формы сделки. Крометого, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившемрегистрацию правообладателя (как юридического лица или в качествеиндивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован виностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнениюв России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрациюпользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя,в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызываетсяиспользованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализациипредпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересыдругих участников имущественного оборота, прежде всего потребителей.
Регистрацияосуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрирующий орган.
Регистрацияосуществляется посредством внесения записи о договоре коммерческой концессии(субконцессии) (изменении или прекращении договора) в Журнал учета регистрациидоговоров коммерческой концессии (субконцессии) (далее — Журнал) и проставленияна представленных экземплярах договора коммерческой концессии (субконцессии),изменений договора, соглашения о прекращении договора соответствующей надписи(штампа) и печати регистрирующего органа.
Журнал ведется набумажном носителе, каждой записи в Журнале присваивается регистрационный номер.Нумерация производится путем присвоения каждой записи очередного порядковогономера, начиная с единицы. Нумерация является сквозной, переходящей наследующий год без изменений. Для каждой записи указывается дата ее внесения вЖурнал (дата регистрации).
Заявление о регистрациидоговора коммерческой концессии (субконцессии) (изменения или прекращениядоговора) может быть подано:
руководителем постояннодействующего исполнительного органа юридического лица — правообладателя илииным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридическоголица;
иным лицом, действующимна основании доверенности.
Заявление о регистрациидоговора коммерческой концессии (субконцессии) (изменения или прекращениядоговора) составляется в произвольной форме.
Заявитель заверяетзаявление своей подписью и указывает свои фамилию, имя, отчество, паспортныеданные и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Приподписании заявления руководителем юридического лица указывается его должность,подпись заверяется печатью.
Документыпредставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом (заявителем)непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностьюпри его пересылке и описью вложения.
Датой представлениядокументов при осуществлении государственной регистрации является день ихполучения регистрирующим органом.
Заявителю выдаетсярасписка в получении документов с указанием перечня и даты их получениярегистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документоврегистрирующим органом.
При поступлении врегистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается непозднее рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующиморганом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий органобеспечивает учет и хранение всех представленных при регистрации документов, атакже полученных уведомлений с отметкой отделения почтовой связи о датевручения заявителю зарегистрированного договора коммерческой концессии(субконцессии) (изменений и соглашений о прекращении договора) в случае ихнаправления по почте.
Порядок регистрациидоговора коммерческой субконцессии аналогичен порядку регистрации договоракоммерческой концессии.
При отсутствии такойрегистрации заключенный в письменной форме концессионный договор не приобретаетсилы в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК), но связываетзаключивших его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК). С одной стороны, такоеположение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начатьиспользование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой — позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимойподготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.)уже на основе признанного заключенным договора.
Поскольку предметомданного договора может стать разрешение на использование некоторых объектовисключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемыхпатентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становитсянеобходимой также государственная регистрация концессионного договора впатентном ведомстве под страхом признания его ничтожным (абз. 4 п. 2 ст. 1028ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона, ст. 27 Закона о товарных знаках). По смыслузакона речь идет о регистрации договора лишь в части использованиясоответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлениисоответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлини сборов. Поскольку в отсутствие регистрации договора в патентном ведомстве онсчитается ничтожным, следует согласиться с мнением о том, что при необходимоститакой регистрации ее следует осуществлять до регистрации договора в органерегистрации юридических лиц[3].В противном случае данный договор как ничтожный не приобретет юридической силыне только для третьих лиц, но и для его участников.
§ 2. Содержание договора коммерческой концессии/>1.2Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии
Концессионный договоркак предпринимательский всегда является возмездным,чтообусловлено предпринимательским характером деятельности сторон и целью договора.При этом он должен содержать конкретные условия определения и выплатывознаграждения правообладателю. В силу этого правообладатель имеет правотребования к пользователю на оплату предоставленных исключительных прав.
Формой возмездности вданном договоре выступают деньги, при этом оплата может производиться вразличных формах. Законодатель называет только некоторые из них, оставляя наусмотрение сторон возможность использования иных, не предусмотренных в ст.1030ГК форм. ГК указывает на следующие формы: а) фиксированный разовый платеж(аналог паушальной оплаты в лицензионных договорах, оформляющих право наиспользование результатов творческой деятельности); б) фиксированныепериодические платежи (аналог роялти в лицензионных договорах); в)фиксированные отчисления от выручки пользователя; г) наценки на оптовую ценутоваров, передаваемых правообладателем пользователю на исключительной основедля перепродажи.
Законодатель прямо непредусматривает возможности комбинации различных форм оплаты, например разовыхи периодических отчислений, но и не запрещает этого.
Возможно и сочетаниеэтих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключениядоговора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений отвыручки). Вместе с тем вознаграждение в рассматриваемом договоре не можетустанавливаться в соответствии с общим правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является егосущественным условием, которое стороны обязаны согласовать.
Существенными условиямиконцессионного договора являются императивно сформулированные закономобязанности правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК). К ним относятся:
— обязанность передатьпользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществленияпредоставленных ему прав. Порядок передачи информации законодателем непредусмотрен, но, как всякий юридический факт, такое действие должно бытьюридически оформлено. В ГК нет указания и на то, в какой форме должнапередаваться иная информация, если в отношении нее не предусмотренаовеществленная форма (в виде документов, чертежей, схем), т.е. устные описания,пояснения и т.п. В этом случае, видимо, возможна устная форма передачиинформации;
— обязанностьпроинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным сосуществлением этих прав. ГК не содержит расшифровки понятия«инструктаж». Опираясь на толкование этого термина в общем, а не вузко специальном значении, можно сказать, что речь идет также о передачеинформации, устанавливающей порядок и способ осуществления каких-либо операций(наставление, обучение специальности, мастерству). Форма и процедура проведенияинструктажа должны быть предусмотрены в самом договоре;
— обязанностьобеспечить оформление необходимых лицензий и передачу их пользователю. Речь вданном случае идет не о лицензии (разрешении) на осуществление определенныхвидов деятельности, выдаваемой компетентным государственным органом в административномпорядке. Право, получаемое по такой лицензии, носит личный характер, и такогорода лицензии, по общему правилу, не могут передаваться.
Имеется в виду передачалицензий (разрешений) на использование объектов, которые защищаются патентнымзаконодательством. Передача этих прав сопровождается представлениемправообладателем лицензии документа, составленного по установленной форме, ссоблюдением обязательных реквизитов, удостоверяющего разрешение правообладателяна использование третьим лицом объекта исключительного права — товарного знака,знака обслуживания, изобретения, полезной модели, промышленного образца.
Порядок выдачи такихлицензий регулируется, в частности, Патентным законом и соответствующимиправилами, издаваемыми Роспатентом.
На правообладателявозлагаются и другие обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотреносоглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). В их число включены:
— обязанностьобеспечить регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрациююридических лиц). Под таким обеспечением следует понимать осуществлениеорганизационных мероприятий и финансирование расходов по регистрации;
— обязанность оказыватьпостоянное техническое и консультативное содействие пользователю, включаясодействие в обучении и повышении квалификации работников. Эта обязанностьносит не разовый, а регулярный характер, чем отличается от установленной вп. 1 ст. 1031 ГК обязанности правообладателя провести инструктажпользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением исключительныхправ;
— обязанностьконтролировать качество товаров и услуг, производимых или оказываемыхпользователем на основании договора. Законодатель справедливо сформулировалтребование по контролю за качеством как обязанность, а не как правоправообладателя. Таким образом, защищаются права покупателей, клиентов,заказчиков пользователя (третьих лиц).
Перечисленныеобязанности сформулированы диспозитивным правилом закона и не относятся к числусущественных условий договора. Они, следовательно, могут и отсутствовать вконкретном договоре, а регистрация договора (например, с иностраннымправообладателем) может даже стать обязанностью пользователя. Исключениесоставляет обязанность контроля правообладателя за качеством товаровпользователя в случае передачи ему права использования товарного знака, котораяв соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о товарных знаках всегда составляетсущественное условие соответствующего договора.
В то же время было быне совсем верно рассматривать эти отношения только в порядке обязывания правообладателя.Это должно быть также и его право, которое позволяло бы ему применятьустановленные сторонами санкции за ненадлежащее качество производимыхпользователем товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Иначе самаконтрольная функция теряет смысл, не будучи обеспечена негативными правовымипоследствиями для нарушителя.
Императивносформулированные законом обязанности пользователя также являются существеннымиусловиями концессионного договора. На их формулирование и на характеррегулирования оказывает влияние ряд факторов: специфика предмета договора, егоэкономическая цель, характер и объем использования передаваемых пользователюправ.
В соответствии со ст.1032 ГК к ним относятся:
— Обязанностьиспользования фирменного наименования и коммерческого обозначенияправообладателя лишь строго определенным в договоре способом. Прежде всего, нахарактер обязанностей пользователя влияет специфика предмета договора.Поскольку им является право на использование фирменного наименования и (или)коммерческого обозначения правообладателя, стороны должны установить, какимобразом оно должно использоваться: фиксироваться на документах, бланках,применяться при маркировке продукции, в рекламе, внешнем оформлении помещений ит.д.
— Поскольку договорявляется юридическим основанием для передачи прав, которые представляют собойкоммерческую тайну (секреты производства и иные), на пользователя возлагаетсяобязанность сохранять конфиденциальность переданной информации.
— Для правообладателяразрешение использовать свое имя и иные права имеет определенную экономическуюцель — продвижение разработанного им образца товара на рынке. Поэтому для неговажна репутация этого товара даже в том случае, если он произведенпользователем. Этим обусловлена обязанность пользователя обеспечиватьсоответствие качества производимых им на основе договора коммерческой концессиитоваров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров,работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственноправообладателем. Речь, как говорилось выше, идет о том, что, хотя товар и неявляется оригинальным, он должен по всем параметрам совпадать с оригинальным.Только в этом случае он может распространяться на рынке под единым товарнымзнаком или знаком обслуживания и отождествляться с фирменным товаром.
— С выше указаннойобязанностью пользователя связана и другая его обязанность — соблюдатьинструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствияхарактера, способов и условий использования комплекса исключительных прав такимже образом, как он используется правообладателем. Целям максимального эффекта«фирмы» служит и требование относительно внешнего и внутреннегооформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлениипредоставленных ему прав по данному договору. Они должны быть оформлены всоответствии с указаниями правообладателя и не могут отличаться от оформленияпомещений правообладателя.
— Покупатели(заказчики, услугополучатели) имеют право на получение тех же дополнительныхуслуг по договору, заключенному с пользователем, как если бы они заключилидоговор с правообладателем. В силу этого пользователь обязан оказыватьпокупателям (заказчикам) такие услуги.
— Задача законодателясостоит в том, чтобы защитить права третьих лиц, которые, отождествляя товар(работу, услугу) пользователя с оригинальным товаром (работой, услугой)товаропроизводителя (правообладателя), не должны отождествлять личности самихпользователя и правообладателя. Иными словами, они должны ясно представлятьсебе, что приобретают товар у другого лица, хотя и принявшего на себяобязательство обеспечить товару тот же вид и качество, все те характерныесвойства, которые присущи оригинальному товару. Поэтому ч. 8 ст.1032 ГКсодержит требование к пользователю информировать покупателей (заказчиков)наиболее очевидным для них способом о том, что пользователь используетфирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знакобслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя в силу договоракоммерческой концессии. Наиболее простым способом является указание наряду счужим собственного фирменного наименования или имени. Поскольку пользователь подоговору коммерческой концессии — юридическое или физическое лицо, занимающеесяпредпринимательством, он тоже должным образом зарегистрирован и имеетсобственное средство индивидуализации, юридически и имущественно самостоятелен.Использование им чужого имени имеет для него рекламную цель, а в договор стретьими лицами пользователь вступает, приобретая права и исполняя обязанностипод собственным именем. Ответственность он несет также от своего имени всемпринадлежащим ему имуществом.
Кроме того,пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное договоромвознаграждение. По соглашению сторон на пользователя могут быть возложены ииные обязанности.
Концессионныйдоговор может предусматривать определенный срок использования полученных отправообладателя прав либо заключаться без указания срока. Следовательно, срокне относится к числу его существенных условий.
2.2 Ответственностьправообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю
Обе стороны несутответственность за ненадлежащее качество товара (работ, услуг), которыепредоставляются (выполняются, оказываются) в рамках договора коммерческойконцессии третьим лицам — покупателям, заказчикам, услугополучателям.Возможность привлечения наряду с пользователем в качестве обязанной стороныправообладателя определяется тем, что он является первоначальным, оригинальнымпроизводителем данного товара, работы или услуги, «слепком» скоторого становится деятельность пользователя. Ответственность правообладателяносит субсидиарный характер, если речь идет о перепродаже товара в форме вещей,производимых правообладателем. Она регулируется по правилам ст. 399 ГК ипредполагает хронологически последовательное предъявление требований. Сначалаони предъявляются к основному должнику, которым является пользователь. И толькопри условии неудовлетворения им требований кредитора (покупателя, заказчика,услугополучателя) эти требования предъявляются кредитором дополнительному(запасному) должнику, которым является правообладатель.
Если же речь идет отоваре, производимом самим пользователем по разработкам и технологиямправообладателя, то в этом случае предполагается солидарная ответственностьобеих сторон, как наиболее полно обеспечивающая защиту прав потребителей. И этосправедливо, поскольку качество товара в данном случае зависит от обоих — правообладателя как лица, предоставившего информацию по изготовлению товара, ипользователя как лица, изготовившего товар. Регулирование этих отношенийосуществляется по правилам ст. 322-324 ГК. Кредитор (потребитель) в данномслучае имеет право обратить свои требования по своему выбору против любого из должников(пользователя или правообладателя) как в части, так и в целом. Исполнившийдолжник получает право регрессного требования к оставшемуся солидарномудолжнику.
Содержаниеобязательства, порождаемого ненадлежащим качеством товара, работ или услуг, регулируетсянормами соответствующих разделов ГК и иными правовыми актами, в частностиЗаконом о защите прав потребителей. В этой связи следует отметить, чтоупотребляемое в ч. 2 ст.1034 ГК понятие «продукция» охватываетлюбые результаты коммерческой (производственной) деятельности сторон. Онипредставляют собой не только товар в форме вещей (т.е. объект обязательства подоговору купли-продажи), но и товар в форме работ, представляющих собойдействия по созданию новых материальных объектов. В обоих случаях определяющиммоментом качества продукции является качество передаваемых правообладателемпатентных прав (прежде всего, прав на технологию). 3.2Коммерческая субконцессия
По концессионномудоговору возможно установление обязанности пользователя по предоставлениюоговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование наопределенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или егоопределенной части (субконцессия).
По условиям конкретногодоговора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя,так и его правом (п. 1 ст. 1029 ГК).
С помощью субконцессийправообладатель еще более расширяет свою сферу влияния на соответствующемрынке, создавая целые сети своих сбытовых или торговых организаций и управляяими. Поэтому он может быть заинтересован в выдаче субконцессий. Первичный жепользователь в этом случае берет на себя дополнительныеорганизационно-управленческие функции в отношении субконцессионеров и ещетеснее связывается с первоначальным правообладателем.
К субконцессионномудоговору по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии(п. 5 ст. 1029). Это касается, прежде всего, содержания (обязательных условий),оформления и регистрации такого договора. Договор субконцессии зависит отосновного концессионного договора. Поэтому срок субконцессии не может превышатьсрока действия основного концессионного договора, а недействительностьпоследнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения(абз. 2 п. 1 и 2 ст. 1029 ГК).
Вместе с темтрадиционные правила о заключении субдоговоров в отношениях коммерческойконцессии подвергаются некоторым изменениям. Во-первых, в случае досрочногопрекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения такогодоговора (заключенного без указания срока), в заключенном на его основесубконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя(пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем(п. 3 ст. 1029 ГК). Ведь последний обычно заинтересован в сохраненииконцессионных отношений. Иначе говоря, здесь допускается замена участника(кредитора) по субдоговору участником (кредитором) по основному договору.Замена, разумеется, исключается в случае отказа самого правообладателя отпринятия на себя прав и обязанностей стороны по такому договору либо в случаезапрета такой замены основным концессионным договором.
Во-вторых, за вред,причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей (посубконцессионным договорам), его контрагент-пользователь (по основномуконцессионному договору) по общему правилу отвечает субсидиарно ссубконцессионерами (п. 4 ст. 1029 ГК), если только иное прямо не предусмотреноконцессионным договором. В обычных субдоговорах (субаренды, субподряда и т.п.)первоначальный должник остается полностью ответственным перед кредитором задействия субдолжников — третьих лиц.
Это объясняется тем,что предметом концессионных договоров являются исключительные права, содержащиев себе как имущественные, так и неимущественные правомочия. Их ненадлежащееосуществление во многих случаях причиняет вред непосредственно первоначальномуправообладателю, остающемуся неизменным субъектом этих прав. Речь, в частности,идет о ситуациях, когда в результате деятельности указанных пользователейпричиняется вред деловой репутации правообладателя, сокращается спрос на еготовары или услуги и т.п. Поэтому и пользователь, переуступивший право наиспользование исключительных прав, не исключается вовсе из общей цепочкиправоотношений, о чем свидетельствует субсидиарный характер егоответственности.4.2 Ограничения прав сторон по договору коммерческойконцессии
Концессионный договорможет предусматривать конкретный объем использования полученных пользователемот правообладателя исключительных прав и коммерческой информации (например, постоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг,использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве ит.п.), причем с указанием или без указания территории использования (например,торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только вданном регионе). Такого рода ограничения предпринимательской деятельности,вытекающие из договорных условий, будучи по сути ограничениями конкуренции насоответствующем рынке, не могут нарушать запреты антимонопольногозаконодательства и должны исключать цели монополизации определенного рынка илиограничения доступа определенных потребителей к товарам и услугам.
Вместе с тем поусловиям концессионного договора допускаются известные ограничения(самоограничения) прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК). Правообладатель может взятьна себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительныхправ для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться отаналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользовательприобретает, по сути, монопольные возможности на соответствующем рынке,поскольку на нем уже не могут выступать с аналогичными товарами или услугами нидругие пользователи, ни даже сам правообладатель.
Со своей стороны,пользователь может принять на себя обязательства об отказе от конкуренции справообладателем на территории, где действует концессионный договор, либо оботказе от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (включая,например, отказ от приобретения значительных долей участия в их уставномкапитале). Это гарантирует правообладателю возможность самостоятельноговыступления на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограниченияправ пользователя закон относит также его обязательство согласовывать справообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений,используемых при реализации предоставленных правообладателем исключительныхправ.
Любые из перечисленныхусловий также не должны нарушать установленных законом антимонопольных запретов(под страхом признания их недействительными). Более того, два вида возможныхограничительных условий договора заранее объявлены ничтожными (п. 2 ст. 1033ГК). К ним отнесены условия, по которым либо правообладатель получает правоопределять цену реализуемых пользователем товаров или услуг (как в видеконкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела),либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своихпотребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либолицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).
В ином случае речьмогла бы идти о попытке раздела рынка (путем фактического прикрепления потребителейк строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта накотором, по сути, диктовал бы не участвующий в нем правообладатель. Исключениетерриториальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать вэтом качестве более широкому кругу потребителей, которым пользователь поконцессионному договору не сможет отказать в предоставлении соответствующихтоваров или услуг.
§ 3.Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии 1.3Исполнение договора коммерческой концессии
Правообладательзаинтересован в надлежащем исполнении пользователем его обязанностей подоговору, прежде всего обязанностей по обеспечению качества предоставляемыхпотребителям товаров и услуг. Ведь последний выступает под его фирмой, поэтомунедостатки в деятельности пользователя непосредственно сказываются на деловойрепутации правообладателя. С другой стороны, потребители во многих случаяхуверены, что приобретают товар или услугу у самого правообладателя.
Поэтому в соответствиис ч. 1 ст. 1034 ГК правообладатель несет субсидиарную с пользователемответственность по требованиям, предъявляемым заказчиком (потребителем) кпользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг.Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя,используя его товарные знаки и другие фирменные обозначения (производственныйфранчайзинг), правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно спользователем (ч. 2 ст. 1034 ГК). Ведь потребитель в этом случае не знаетфактического изготовителя товара и правообладатель не может ссылаться на то,что товары изготовлены не им, а пользователем.
Во время действиядоговора правообладатель, остающийся субъектом комплекса исключительных прав,используемых пользователем, вправе передать эти права, их часть или отдельноеправо другому лицу. В такой ситуации концессионный договор сохраняется, однакоего участником становится новый правообладатель (в части прав и обязанностей,относящихся к перешедшим к нему исключительным правам) (п. 1 ст. 1038 ГК). Приэтом возможно появление множественности лиц на стороне правообладателя (причастичном отчуждении принадлежавших первоначальному правообладателюисключительных прав).
Аналогичное положениескладывается в случае смерти правообладателя — физического лица, на местокоторого по общему правилу встает его наследник (наследники) (либореорганизации юридического лица, место которого в договоре занимает егоправопреемник). При этом необходима регистрация наследника в качествеиндивидуального предпринимателя в течение срока для принятия наследства (аправопреемник юридического лица должен быть коммерческой организацией). Доэтого момента или до принятия наследником наследства осуществление прав иобязанностей правообладателя возлагается на назначенного нотариусомуправляющего (абз. 2 п. 2 ст. 1038 ГК), который действует по правилам одоговоре доверительного управления. При отказе наследников или отсутствии ихрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в установленный срокдоговор франчайзинга прекращается.
При прекращениииспользовавшегося по договору франчайзинга исключительного права, в том числе всвязи с истечением установленного соответствующим законом срока его действия,договор сохраняет силу в отношении оставшихся прав, т.е. действует заисключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ч. 1 ст. 1040 ГК)(если только речь не идет о праве пользования фирменным наименованием иликоммерческим обозначением). Однако пользователь вправе в этом случаепотребовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения (еслитолько иное прямо не предусмотрено договором).
Поскольку договоркоммерческой концессии является предпринимательским, взаимная ответственностьсторон за его нарушение наступает независимо от их вины, если только иное прямоне установлено их договором (п. 3 ст. 401 ГК).2.3 Изменение и прекращение договора коммерческой концессии
Как и всякий другойдоговор, договор коммерческой концессии может изменяться по соглашению сторон.Речь идет об изменении его условий. В частности, могут изменяться условия,касающиеся предмета договора — комплекса передаваемых прав, характера ихиспользования, или условия относительно цены и способов оплаты, сроки договора(если он заключен с указанием срока действия). Могут также изменяться прежниеили вноситься новые условия о заключении договоров коммерческой субконцессии,ограничительные условия и иные. Эти изменения и дополнения могут вноситься сучетом требований, содержащихся в гл. 29 ГК «Изменение и расторжениедоговора» в части, регулирующей отношения по изменению условий договора.
Концессионный договорможет быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам обизменении гражданско-правовых договоров. В гл. 29 ГК указывается, вчастности, что основанием одностороннего изменения договора в судебном порядкеявляется существенное нарушение договора другой стороной. Согласно ст. 452ГК соглашение об изменении договора совершается в той же форме, в который былзаключен сам договор. Следовательно, изменения должны быть зарегистрированы втом же порядке и в тех же органах, что и сам договор коммерческой концессии.Только после этого стороны договора в отношениях с третьими лицами могутссылаться на изменение его условий. Вместе с тем они не лишаются правадоказывать, что данное третье лицо знало или должно было знать ранее о такомизменении. Лишь с момента такой регистрации соответствующие измененияприобретают силу для третьих лиц, в том числе для потребителей (контрагентов)пользователя (если, конечно, указанные лица ранее не знали и не должны былизнать о таких изменениях).
При изменении илизамене правообладателем своего фирменного наименования или коммерческогообозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, вслучаях преобразования, изменения основного профиля деятельности и т.д.),договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишьпри условии согласия на это пользователя (который в соответствии со ст. 1039 ГКвправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненныхему убытков). При этом договор должен быть соответствующим образом изменен иперерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием илиобозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправетребовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегосяправообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуетсятакой же коммерческой репутацией, как и прежнее.
Основания прекращениядоговора коммерческой концессии различны. В частности, он может быть прекращенв силу изменения фирменного наименования или коммерческого обозначенияправообладателя по требованию пользователя (ст. 1039 ГК), прекращенияисключительного права на эти объекты (ст. 1040 ГК), смерти правообладателя(физического лица), если правопреемник не получит статус предпринимателя вустановленном законом порядке (ст. 1038 ГК), и др.
Способы прекращениядоговора коммерческой концессии тоже различны. Прежде всего, они зависят оттого, обозначен ли в договоре срок его действия. Если договор заключен безуказания срока, то применяется общее правило, согласно которому любая сторонадоговора во всякое время вправе по своему усмотрению от него отказаться. Отказот договора представляет собой одностороннюю сделку, следовательно, речь вданном случае идет не о соглашении сторон. Более того, законодатель не требуетсогласия другой стороны на расторжение договора. В то же время он указывает,что такой отказ будет правомерным действием, если сторона, отказывающаяся отдоговора, заранее уведомит контрагента о своем решении. Если в самом договорене предусмотрен срок для такого уведомления, то действует правило,сформулированное в п. 1 ст. 1037 ГК РФ, устанавливающее 6-месячный срок.Этот срок необходим для того, чтобы другая сторона приняла необходимые меры,чтобы избежать возможные убытки, связанные с прекращением обязательства.
Концессионный договор,заключенный на срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорныхобязательств. При этом досрочное прекращение такого договора, как и расторжениедоговора, заключенного без указания срока, подлежит обязательнойгосударственной регистрации.
Кроме того, договоркоммерческой концессии прекращается:
— при прекращении принадлежащихправообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение беззамены их новыми аналогичными правами. Такая ситуация возможна в случаеликвидации юридического лица или признания недействительной регистрации егофирменного наименования. В этом случае договор прекращается в безусловномпорядке, поскольку исчезает предмет договора (объект обязательства). Если жепроисходит изменение фирменного наименования или коммерческого обозначенияправообладателя, у пользователя есть право выбора — расторгнуть договор илисохранить. Если же прекращается иное исключительное право (право на охраняемыйпатентом объект интеллектуальной собственности, такой, как изобретение,полезная модель, промышленный образец, а также на товарный знак), то это не влечетпрекращения договора, поскольку такое право входит в комплекс исключительныхправ в качестве дополнительных, а основным, определяющим судьбу договора,является право на использование фирменного наименования, которое носитбессрочный характер (ст. 1037 ГК);
— при измененииправообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения иотсутствии согласия пользователя на продолжение действия договора в измененномвиде. Изменение фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателясвидетельствует об изменении самого предмета договора. В этом случае упользователя появляется право по своему выбору либо продолжить концессионныеотношения, либо потребовать расторжения договора. В случае продолжения договорак пользователю переходит право на использование нового фирменного наименованияили коммерческого обозначения правообладателя. Качественное изменение предметадоговора, если широко известная «фирма» меняется на новую, мало комуизвестную, может повлечь дополнительный предпринимательский риск и негативноотразиться на прибыли пользователя, поэтому одновременно он получает правопотребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателювознаграждения.
Изменение фирменногонаименования или коммерческого обозначения правообладателя является специальнымоснованием для расторжения договора коммерческой концессии. Следовательно,здесь не требуется судебного доказывания существенного изменения обстоятельствкак общего основания для одностороннего расторжения договора согласност. 451 ГК. Иными словами, не надо доказывать, что сторона в значительноймере лишается того, на что она могла бы рассчитывать при заключении договора наиспользование прежнего фирменного наименования. Достаточно констатировать фактего изменения.
Тем не менее еслипользователь расторгает договор в связи с изменением фирменного наименованияправообладателя, он имеет право потребовать возмещения связанных с этим убытков(ст. 1039 ГК);
— при объявлении одногоиз участников договора банкротом (поскольку при этом такой участник лишаетсястатуса предпринимателя). Это основание прекращения договора тоже имеетспециальный характер, ибо оно отсутствует в общем перечне оснований прекращенияобязательств в гл. 26 ГК. ГК предполагает в качестве общего основания прекращенияобязательства ликвидацию юридического лица (ст. 419). В то же времяобъявление его банкротом не всегда автоматически влечет его ликвидацию. В целяхзащиты прав его кредиторов законодатель предусматривает процедуры повосстановлению состоятельности юридического лица, например назначение внешнегоуправляющего, санацию (см. ст. 65 ГК, а также законодательство РФ обанкротстве). В случае банкротства предпринимателя (в том числе и гражданина,согласно ст. 25 ГК) основанием прекращения договора является вступившее взаконную силу судебное решение о признании лица банкротом. На основании такогорешения должна быть произведена запись об аннулировании регистрации договора всоответствующих государственных органах (п. 4 ст. 1037 ГК);
— если какое-либоисключительное право, входящее в комплекс исключительных прав, являющихсяпредметом договора коммерческой концессии, нa законных основаниях переходит кдругому лицу, то договор коммерческой концессии сохраняется в силе. При этом наодной стороне — правообладателя — имеет место перемена лиц (правопреемство).Такая перемена возможна в случае реорганизации юридического лица, смертифизического лица — индивидуального предпринимателя, являющихсяправообладателями в договоре коммерческой концессии, уступки правообладателемпатента другому лицу. В этом случае применяются правила гл. 24 ГК«Перемена лиц в обязательстве» и ст.1038 ГК.
Если из всего комплексаправ, являющихся предметом договора коммерческой концессии, к новому лицупереходит одно или несколько прав, то договор сохраняется, носторона-правообладатель будет представлена уже несколькими лицами. Этамножественность будет носить долевой характер при делимости предметаобязательства и солидарный — при неделимости, однако обязанности этих лиц вотношении пользователя будут солидарными в силу общего правила п. 2 ст. 322 ГК.
Поскольку договоркоммерческой концессии возможен лишь между предпринимателями, то в случаесмерти правообладателя-гражданина договор сохраняет силу только тогда, когданаследник также является предпринимателем или успеет зарегистрироваться вкачестве такового в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Таким днемпризнается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим в судебномпорядке — день, указанный в п. 3 ст. 45 ГК. Если наследник не является предпринимателемили не зарегистрировался в этом качестве в указанный срок, договор коммерческойконцессии прекращается.
Напериод времени, пока наследник не вступил в права наследования или не зарегистрировалсяв качестве индивидуального предпринимателя, его интересы будут представлены в договореуправляющим, назначаемым нотариусом. Помимо ст.1038 ГК основанием для возникновениятаких отношений является ст. 1173 ГК «Доверительное управление наследственнымимуществом» и ст. 1026 ГК, предусматривающая доверительное управление имуществом(абз. 4 п. 1).
3.3Право пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок
По правилам ст. 1035 ГКРФ, пользователь по договору коммерческой концессии имеет право на заключение договорана новый срок на прежних условиях.
При этом должны быть соблюденыследующие требования. Во-первых, пользователь должен быть добросовестным контрагентом,т.е. исполнить свои обязанности по прежнему договору надлежащим образом (в соответствиис условиями договора). Во-вторых, приведенное правило действует в отношении пользователейпо договору коммерческой концессии, заключенному на определенный срок. Пользовательпо договору, заключенному без указания срока его действия, не обладает таким правом.
Это правило защищает интересыпользователя как более слабой стороны договора, оказывающейся после его расторженияв весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность,не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя.Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя сможет занятьновый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежнимпользователем положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнегои сам правообладатель расширил сферу свой деятельности. Кроме того, возобновлениедоговора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынкетоваров или услуг.
С другой стороны, такоеправо пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило бы законным интересамправообладателя, который, например, может утратить интерес к рынку, где работалпользователь. Поэтому возможность понуждения правообладателя к возобновлению договорныхотношений с пользователем ограничивается законом. Разумеется, правообладатель можетотказать в возобновлении договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшемусвои обязанности по ранее действовавшему договору (п.1 ст.1035 ГК). Добросовестномупользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объясненияпричин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другимипользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии)на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК). Иными словами,такой запрет ограничен пространственными и временными пределами. В течение этогоже 3-летнего периода времени прежний контрагент сохраняет за собой преимущественноеправо на заключение договора. То есть, если в течение 3 лет после прекращения предыдущегодоговора правообладатель пожелает заключить договор коммерческой концессии на даннойтерритории с передачей того же комплекса прав, он обязан направить оферту прежнемупользователю. В противном случае прежний пользователь может требовать возмещенияпонесенных им убытков включая упущенную выгоду.
В п. 2 ст.1035 ГК указывается,что условия нового договора должны быть не менее благоприятны для пользователя,чем условия прекратившегося договора. Действительно, законодатель, таким образом,в большей степени защищает интересы пользователя. Однако формулировка п. 1 даннойстатьи об обязанности правообладателя заключить договор на прежних условиях ставитего в невыгодную ситуацию. Например, условие о цене договора вряд ли возможно фиксироватьв тех же цифрах, учитывая меняющуюся конъюнктуру на рынке, а также инфляционныетенденции нынешней экономической ситуации в стране. Стороны, однако, вправе заключитьновый договор на новых условиях по взаимному согласию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из изученного материала,можно сделать следующий вывод: договор коммерческой концессии заключается с цельюсоздания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.),расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличаетего от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использоватьотдельные объекты интеллектуальной собственности — изобретение, полезную модель,товарный знак, литературное произведение и др. охраняемые объекты, права на которыепринадлежат лицензиату (см., например, ст.13 Патентного закона).
Речь идет о возмездном приобретенииодним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно — у коммерческойорганизации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя),права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров,выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации(ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационнойи иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступалина рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.
Таким образом, предприниматель-пользовательв отношениях со своими контрагентами-потребителями выступает под маской правообладателя,оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшейсебя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать,что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичнымрезультатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, чтоэту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такойпользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельнуюпредпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначальногоправообладателя).
Такие отношения весьма выгодныих участникам. Первоначальный правообладатель расширяет границы своего влияния нетолько без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, созданиесовместных или дочерних компаний и т.п.), но и получает прибыль в виде платы отпользователя, а также большие возможности контроля за его производственно-коммерческойдеятельностью. Последний же выходит на сложившийся рынок в форме уже известного,зарекомендовавшего себя потребителям производителя или услугодателя, не неся приэтом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийсястабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги.Поэтому франчайзинг характеризуют как «удачный союз умной головы (правообладателя)и прилежной посредственности».
Вместе с тем здесь возникаетпроблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечитьполучение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемыхпервоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены)одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участниковфранчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистическогохарактера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующихтоваров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулированияинститута франчайзинга.
Список использованныхнормативных актов
1. ГражданскийКодекс РФ от 1 января 1995 года.2. Закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-I «Отоварных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»(с изменениями от 24 декабря 2002 г.)3. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992г. №3517-I (с изменениями от 7 февраля 2003 г.)4. Закон РФ от 9 июля 1993г. № 5351-I «Обавторском праве и смежных правах» (с изменениями от 20 июля 2004 г.)
5. Порядокрегистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)
(утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730)
СПИСОКиспользованной литературы
1. Гражданскоеправо. Часть 2. Обязательственное право/Под ред. В.В.Залесского. М., 1998.
2. Гражданскоеправо. Учебник. Том 2./ Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер-2004.
3. Гражданскоеправо. Учебник. Часть 2. Издание пятое, переработанное и дополненное./ Под ред.А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004.
4. Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой иА.Ю.Кабалкина) — М.: Юрайт-Издат, 2004
5. Постатейныйнаучно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерациипод общей редакцией А.М. Эрделевского. Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ»,М., 2001.
6. Коммерческоеправо. Учебник./ Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. Изд-во Санкт-Петербургскогоуниверситета, 1998г.
7. «Законодательствои экономика», № 6, июнь 2003 г. О.А. Орлова «Местои роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров».
8. Справочно-правоваясистема «ГАРАНТ», 2005г.