Контрольная работапо дисциплине «Международное право»
Вариант – 5
Сущность понятий«территория» и «признание» в аспекте международного права
Содержание
1. Понятие территорий в международном праве, перечислите виды территорий иих правовые режимы
2. Понятие «международно-правовое признание»
3. Тест №5
Списокиспользуемой литературы
1. Понятие территорий в международном праве, видытерриторий и их правовые режимы
Термин «территория» используется в международном праведля обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства,отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) иимеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственнойтерритории) и соответствующий ему правовой режим.
В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего спонятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитанияземной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, средыобитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее иучитывается в нормах международного и национального права, касающихсяприродопользования.
Границей земного пространства, отделяющей его откосмического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющаяконфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровняморя). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровняЗемли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должнарасполагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться безсущественного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что этопримерно 110 км.
Космическое пространство можно условно подразделить наблизлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесныетела, и космическое пространство за этими пределами. Фактическимеждународно-правовое регулирование исследования и использования космическогопространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границыкоторого достаточно условны.
Собственно земное пространство с точки зрения егоюридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство,составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, ипространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).
Такие пространства — государственная территория инегосударственная (международная) территория — отделены друг от другаграницами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также(когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальныеповерхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — доцентра Земли вглубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения внедра глубину.
Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра ивоздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной инегосударственной территории, правовой режим которых и условия пользованиякоторыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предметрегулирования международного морского и воздушного права.
Правовой статус территорий определяется нормамивнутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются нагосударственные, территории со смешанным режимом и территории с международнымрежимом.
Государственные территории являются материальной базойсуществования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом.Основу правового статуса государственных территорий составляют нормынационального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф иэкономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однакоприбрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенныеправа, зафиксированные национальным законодательством и международнымидоговорами.
Территории с международным режимом (открытое море запределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторыемеждународные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство инебесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятсяв общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяетсяглавным образом международными договорами.
Международное право и национальные правовые системывыработали общепризнанные категории, обозначающие территорию. Как уже былосказано выше, под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и воднойповерхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающиеЗемлю Луна и другие небесные тела.
По основным видам правового режима вся территория земногошара подразделяется:
1. Территории государств – находится в пределахгосударственных границ и на нее распространяется полная и исключительная властьгосударства.
2. Территории со смешанным режимом – это территории, гдедействует одновременно нормы МП и национального законодательства прибрежногогосударства. Они не входят в состав государственной территории, на них нераспространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенныеправа на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.
Условно территории со смешанным режимом можноподразделить:
— Прилежащие, исключительные экономические зоны иконтинентальный шельф.
— Международные реки, международные проливы,перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы,входящие в состав территорий государств.
3. Территории с международным режимом – это территория невходящая в состав государственной территории: водные пространства за пределамиисключительных экономических зон; Международный район морского дна; воздушноепространство за пределами государственной территории, нтарктика; космическоепространство и небесные тела, находящиеся в нем. Эта часть земной территориинаходится в общем пользовании государств и регулируется нормами МП.
4. Территории со специальным международным режимом – это демилитаризованныеи нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовойстатус их устанавливается на основе международного договора, заключаемыхсубъектами МП. (Антарктика)
2. Понятие «международно-правовое признание»
С проблемой международной правосубъектности тесно связанывопросы признания. Признание в международном праве представляет собоймеждународно-правовое действие субъекта международного права, которым онконстатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъектамеждународного права.
Посредством акта признания государство соглашается ссоответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международнойправосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международнуюарену нового государства или правительства и направлено на установление междупризнающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объемкоторых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государствопризнает новое государство как юридическое лицо со всеми правами иобязанностями, вытекающими из международного права.
Возникающие на основе акта признания правоотношениясуществуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектомдипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания идипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норммеждународного права. Признание как юридический факт является базой для всехпоследующих отношений между субъектами международного права; дипломатические иконсульские отношения устанавливаются после признания.
В настоящее время существуют две теории признания(конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведениягосударств на международной арене.
По мнению сторонников конститутивной теории, признаниеобладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает)новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущихгосударств новое государство не может считаться субъектом международного права.Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.
С точки зрения представителей декларативной теории,признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенныхмеждународно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носитдекларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянныхмеждународных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9Устава Организации американских государств, например, гласит: политическоесуществование государства не зависит от его признания другими государствами.Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности инезависимости.
Государства, как уже отмечалось, обладают международнойправосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могутпользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности,вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другимисубъектами международного права.
Конститутивная теория была широко распространена доВторой мировой войны. Затем большее распространение получила декларативнаятеория, которой сейчас и придерживается в основном значительное числомеждународников, в том числе и российских. Однако в последнее время, на мойвзгляд, в практике международного общения наблюдается определенный возврат кконститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущихдержав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов международногоправа. Данное обстоятельство во многом обусловлено распадом СССР и изменениемсоотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы.
Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован:его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных),которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств,включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатсялишь отдельные нормы о признании.
Следует также учитывать, что институт признания носиткомплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международнойправосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международныхдоговоров, праве международных организаций и др.
Таким образом, акт признания является юридическим фактом,с которым международное право связывает возникновение, изменение илипрекращение международных правоотношений.
Международно-правовое признание – это акт государства,которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения спризнаваемой стороной.
Такой стороной может быть:
— вновь возникшее государство;
— новое правительство;
— нация или НОД, борющиеся за независимость;
— восставшая или воюющая сторона;
— международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания:
— конституитивная – признание рассматривается какконституирование нового субъекта МП;
— декларативная – признание есть констатация фактапоявлениянового субъекта международного права.
Российское международное право всегда стояло и стоит напозициях декларативной доктрины признания.
Формы признания:
1. Юридическое, которое выступает в двух видах:
— Де-юре – признание в полном объеме, когдаустанавливаются официальные отношения, признается право государствараспоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися заграницей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов.
— Де-факто – когда по соглашению устанавливаютсяотношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические).Носит временный, переходный характер.
2. Фактическое, или признание a d hoc – признание вкаждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридическойбазы для будущих отношений.
Способы признания:
1. Явно выраженное.
2. Молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания:
— создание правовых условий для сотрудничества;
— возможность установления дипломатических отношений изаключения международных договоров;
— признание национального законодательства друг друга;
— наступление судебного иммунитета;
— решение вопросов правопреемства.
3. Тест №5.
Г
Г
Б
Б
А
Г
А
А
Г
В
Список используемой литературы
1. Бирюков П.Н. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998.
2. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентовюридических факультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ВолтерсКлувер, 2005
3. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост..
4. Международное публичное право. Под ред. Бекяшева К.А., 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
5. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000