Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехов. «Хамелеон». В творческой лаборатории писателя

А. П. Чехов. «Хамелеон».В творческой лаборатории писателя.(урок-мастерская) Цели урока:            - выяснить особенности стиля писателя, детали, подтекста;                                 - учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское                                   отношение к лицемерию. Оформление:          - портрет А. П. Чехова, иллюстрации к рассказу. Запись на доске:     - «Краткость – сестра таланта» (А. П. Чехов);                                    Лаконизм – предельная краткость, сжатость;                                    «Лучше недосказать, чем пересказать»                                                                                                                             Ход урокаСлово учителя.       Литература, как и любой другой вид искусства, действует на нас непосредственно своими образами, увлекает, заставляет переживать происходящее…Мы забываем, что читаем книгу. Но многие и ,быть может самые любознательные, не довольствуются этим. Их интересует еще, как «сделано» само художественное произведение. И этот интерес ведет в творческую лабораторию писателя. Нам, читателям. необходимо выработать в себе умение анализировать литературный текст, создать свою собственную лабораторию изучения языка художественного произведения. Следуя за писателем,  мы проделаем сходный путь, продумаем сходные мысли, будем учиться у писателя мастерству художественного слова.      Чехов, мастер лаконичной речи, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому слову. Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учится вчитываться в текст. - Начнем  с заглавия. Что должно отражать заглавие? (основную мысль). По мнению Чехова, заглавие это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким. - Известно, что первоначально в журнале рассказ «Хамелеон» вышел под заглавием «Сценка». Почему автор отказался от этого названия. (Отказ от заголовка снимал бытовую направленность рассказа, и он приобретал широкий обобщающий смысл).   В тетрадях: ^ Простое, предельно краткое заглавие.       - Как вводит нас писатель в мир своих рассказов: пространно, обстоятельно?        ( Нет, несколькими фразами).     - С чего начинается рассказ?  (Экспозиция). О чем мы узнаем из экспозиции?     - Найдите завязку рассказа.  (- Так ты кусаться…)         Что  из себя представляет завязка.  (Реплика, диалоги).     - Чего больше в рассказа  Чехова: описания, повествования, диалога? (Автор почти           устранен). ( Рассказ-сценка).           В тетрадях: ^ Диалоговые построения рассказа.      - Что мы узнаем из диалогов. ( О героях рассказа).        Речь-основное средство в рассказах Чехова, раскрывающее характеры героев.     - Проанализируйте реплики Очумелова. В чем своеобразие  речи этого героя?                    Чисто полицейский характер языка. Очумелов показан с помощью                    официальных оборотов из уложения и приказов.                    Обилие вульгаризмов («болван», «кузькина мать»)                   Обращение к подчиненным и зависимым (глаголы повелительного                     наклонения и неопределенной формы: «Не рассуждать!», «Узнай, чья                      собака…»)                    Подчеркивание своей значимости, выраженное постоянным                    употреблением личных местоимений 1 лица («Я покажу вам…»,                    «Я этого так не оставлю…»)      - О каких свойствах характера  героя говорят эти признаки?  ( Наглость,       самомнение…).           - Тональность, интонация речи создается не  только словом, но и знаками               препинания. Какой особый знак  изобилует в речи Очумелова. (Эпизод               « генерала Жигалова?...» Какое значение мысли выражает этот знак в               зависимости от контекста? Попробуйте прочитать предложение так, чтобы              передать интонацией значение знака препинания).                       В тетрадях: ^ Индивидуальная неповторимость речи героев.                       - Обратимся к авторским ремаркам.              «Кашляя и шевеля бровями», «врезаясь в толпу».              Что они добавляют для характеристики героев.           - Рисует ли автор портреты героев? Вернемся  к экспозиции рассказа. На какие               детали обращает внимание автор?              Деталь – одно из важных художетсвеных открытий Чехова.              (Словарь литературоведческих терминов).          - Узелок, решето с конфискованным крыжовником. Что это значит? Какой здесь      подтекст? (очередная дань?)     «Продолжает путь по базарной площади».      О чем хочет сказать автор?          - На какую деталь во внешности героя обращает внимание автор?           Почему не на глаза, например, а на шинель?           - В какие моменты в рассказе говорится о шинели? 4 раза (Начало; « Сними-ка,            Елдырин…»; «Надень-ка Елдырин…»; «…запахивая шинель…».         - О чем говорит эта эта деталь?                      В зависимости от обстоятельств, Очумелова бросает                      то в жар, то в холод. Деталь характера Очумелова как подхалима,                      приоткрывает его душевное состояние.         - Параллельно выразительной детали-шинели происходят превращения с            пальцами.          Проследите по тексту.                                                                     В тетради: ^ Говорящая деталь, заменяющая подробности описания.        - Обратимся еще к одному образу рассказа – толпе.            Почему автор употребляет здесь именно это слово, а не слово «народ»?               - Что сказано о толпе, о его появлении?          «Словно из земли выросла».           Как вы понимаете это выражение?         - Проанализируйте реплику из толпы.            Как характеризует говорящего эта реплика?            Почему она помещена после слов Очумелова?         - Много ли эпитетов, метафор, сравнений – признаков художественной речи-      - в рассказе Чехова.        Обратимся  к статье в учебнике «Из воспоминаний о Чехове». Бунин.       - Почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений?             (Уж очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет).       В тетради: ^ Отсутствие эпитетов, простые предложения, простота и лаконизм        фразы.         От языка идем к идее произведения – разоблачению хамелеонства, угодничества,          чинопочитания.        - Обобщение. Каковы же стилевые особенности рассказов Чехова?Обратите внимание на эпиграф к уроку «Краткость-сестра таланта»       -Какие слова мы чаще  всего употребляли при анализе рассказа? (Кратко, лаконично,     просто).     Горький о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно,     мыслям – просторно».    Язык в художественном произведении силен не сам по себе, а поскольку содержит      авторскую душу и мысль.                                                                                                                    К. Станиславский.         - Мы заканчиваем работу нашей читательской «лаборатории» писателя и           читателя – это не одно и то же. многое в творческой истории создания          литературного произведения остается так и не узнанным, неясным.          Важнее другое: вдумчивый читатель, следуя за писателем , проделывает          сходный путь, продумывает сходные мысли, учится у писателя мастерству          художественного слова. Домашнее задание:                                  Написать свой «чеховский рассказ», взяв в качестве                                        названия одного из рассказов Чехова, учитывая                                        стилистические особенности его рассказов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.