Реферат по предмету "Государство и право"


Сущность и типы государства

ВВЕДЕНИЕ
 
С общецивилизационных позицийгосударственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческаяценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечиваетпоследовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социальногопрогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости,полноценное и гармоничное развитие личности.
Каждый шаг вперёд по путикультуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общениевозникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и еёсообщества.
Государство – основнойинститут политической системы классового общества. Государство призвановоплощать в законы, реализовывать в жизнь правовые начала высшего,общесоциального порядка.
Тема моей курсовойработы: «Сущность и типы государства». Нет более спорного вопроса, чем вопрос огосударстве, его природе и роли в общественной жизни. Проблема типологиигосударства долгое время является актуальной в рамках теории государства иправа. Типология государства неразрывно связано с учением о форме государства,но не совпадает с ним.
В курсовой работе, какбыло отмечено, говорится о типах государства. На данный момент известно дваосновных подхода к типологии государства: формационный и цивилизованный.
Для написания курсовойработы были использованы несколько источников учебной литературы: учебноепособие «Теория государства и права» М.Н. Марченко; учебник «Теория государстваи права» Л.А. Морозова; учебник «Теория государства и права» В.Н. Хропанюк идругие.
Данная работа предполагаетдостижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и общиезакономерности возникновения государства; во-вторых, получить представление обосновных категориях, отражающих особые свойства государства и получитьпредставление о типах государств, характеризующихся общими сущностнымипризнаками.
Рассмотрение вопросагосударства имеет особое значение, без него нельзя понять сущностьгосударственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества илогику функционирования.

ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
 
§1. Важностьисследования происхождения государства
Познание государстваследует начинать с вопроса о происхождении государства. Это позволяет уяснитьпричины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты,отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Изучение процессапроисхождения государства имеет не только познавательный, но иполитическо-практический характер, позволяет лучше понять социальную природугосударства, его особенности, причины и условия его возникновения и развития,более чётко определить все свойственные ему функции основные направлениядеятельности, место и роль в жизни общества и политической системы.
В зависимости от того,как, каким образом формируется новое государство — создаётся ли путёмзавоевания одних народов другими; образуется ли в результате освобождениянародов и стран от колониальной зависимости, в момент образования оноприобретает далеко не одинаковую социальную и морально-политическую основу длясвоего существования и функционирования, а значит и соответственно далеко неравнозначную базу для своей правотворческой и правоприменительной деятельности.
В науке теориигосударства и права существует множество теорий о происхождении государства.Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1.    Формированиегосударства у разных народов шло различными путями, что обусловило разнуютрактовку условий и причин его возникновения;
2.    Неодинаковыммировоззрением исследователей;
3.    Сложностьюпроцесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватномвосприятии данного процесса.
Из опыта формирования ифункционирования многочисленных государств следует, что те из них, которые привозникновении пользовались широкой поддержкой народных масс, всегда имеютбольше шансов на выживание и развитие, нежели государства, не имеющие такойсоциальной опоры.
Первые государства наЗемле появились в Северо-Восточной Африке, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии(Египет, Вавилония, Индия, Китай). Для понимания сущности государства важнымпредставляется познание тех объективных причин, которые вызвали еговозникновение.
Основы современногонаучного ведения проблемы происхождения государства были заложены в трудахклассиков исторического материализма, сумевших раскрыть общие универсальныезаконы трансформации первобытной власти в государственную. Наиболее значимым изних является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности игосударства».
§2. Закономерностивозникновения государства
В литературе выделяетсяцелый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие:
1.        Возникновениегосударства – это не одномоментный акт, а
достаточно длительныйисторический процесс. Государство как система специальных органов и отношениймежду ними не может быть создано за короткий срок.
2.        Возникновениегосударства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотренияконкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличиясоответствующих условий создать или разрушить государственность определенногонарода.
3.        Государствовозникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не можетуправляться, а общественные противоречия– разрешаться в рамках родовойорганизации общества.
4.        Государствоявляется результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной емуизвне.
5.        Однажды возникнуву определённого народа, государство, как правило, уже не исчезает. Этоозначает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращаетсявпоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

ГЛАВА II. РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙГОСУДАРСТВА
Термин « государства»появился в XVI веке. Его ввёл итальянскийполитический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Разумеется, чтогосударство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.
Сложность государства каксоциального явления приводит к многообразию его определения. Так какгосударство представляет собой сложное явление с древних времён предпринималисьпопытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времениотсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовалигосударство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф.Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «обществолюдей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги«государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существуетполитическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом«политическая власть».    
Аристотель считал, чтогосударство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении ненуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли определялгосударство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальныхгосударственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривалгосударство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего сверховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра исправедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должносоставлять цель государственного устройства».
Английский философ Т.Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена,воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что ономожет употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».
Создательидейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял государство как«общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинстваграждан, «входящих в государство».
Гегелевское пониманиегосударства базируется на его общей философской системе, трактующей государствокак порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство естьдействительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себеясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, чтоона знает и поскольку она знает»[1].
Марксистско-ленинскаянаука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы.Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствиераскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу являетсягосударством самого могущественного, экономически господствующего класса,который при помощи государства становится также политически господствующимклассом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и угнетенияэксплуатируемого класса»[2].
В немецкой литературегосударство определялось в одних случаях как «организация совместной народнойжизни на определённой территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); вдругих – как «союз свободных людей на определённой территории под общейверховной властью, существующей для всестороннего пользования правовымсостоянием» (Н. Аретин); в третьих-как «естественно возникшая организациявластвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович).
Заслуживает внимания то,как определяли понятие государства русские юристы. Коркунов[3],например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собоюсамостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми».Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно иисключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей пододной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич иКокошкин.
В российской литературеразных периодов тоже можно найти немало определений государства. А.И. Денисов[4],опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал что «государствоназывается как раз та особая организация, по средствам которой классосуществляет свою не ограниченную никакими законами власть – диктатуру».
В учебной литературетакже рассматриваются взгляды на государство. Авторы учебника «Теориягосударства и права» М. П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькинвыделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Ониприходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономическигосподствующего класса, аппарат власти, посредствам которого этот классосуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников изащищает материальные условия своего существования от всяких посягательств наних со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за её пределами».Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства иправа» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нём государстворассматривается как «особая организация политической власти экономическигосподствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – всоциалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения ипридающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны»[5].
В силу своихспецифических признаков государство как институт или организация всегдаотличалась от других, догосударственных «существовавших до него» инегосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций.Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманиюне только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.
За всю историю развитиячеловечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времён быловысказано множество самых различных мнений и суждений об основных признакахгосударства.
По-видимому, каждыйподход отражает ту или иную характеристику государства, и только в совокупностиэти подходы позволяют сформировать понимание государства как целостногосоциального института.

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬГОСУДАРСТВА
 
§1. Понятие сущностигосударства
Определить и объяснитьосновные характеристики государства, то есть указать его главные признаки и темсамым раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), — одна из основных задач теории государства. Само понятие «сущность государства»стало широко использоваться в отечественной теории государства и права,опиравшейся на материалистическую трактовку платоновской и гегелевскойдиалектики. Под сущностью государства понимались его классовая природа,использование государства для утверждения власти господствующего класса. Притаком теоретическом понятии сущности государства становится понятными и тепрактические следствия, выводы, которые были положены в основу деятельностивластей на социалистическом этапе российской государственности.
Под сущностью любогоявления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых,глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данномуявлению и определяющих его главные черты и направления развития. Применительнок государству определить его сущность – значит установить, в чьих рукахсосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волювыражает.
Поэтому важное значение впроцессе познания государства имеет определение его сущности. Сущностьпредставляет собой один из наиболее глубинных аспектов исследования даннойорганизации. Выявление сущности государства в практическом плане означаетопределение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникаети развивается. Также различными составными частями государства – социальнымигруппами, классами, классовыми прослойками, кланами и т. п. означает выявлениеего сущности. Выявить сущность рабовладельческого, феодального или любого иногогосударства – значит определить:
1.        Служит лигосударство всему обществу или только его части;
2.        В какой мерегосударство выражает и защищает интересы всего общества и в какой – интересы иценности господствующих слоёв общества;
3.        Интересы, какойчасти общества государство полностью или частично игнорирует и ущемляет.
Сущность государстваимеет различные формы. Наиболее заметно она проявляется в его функциях, а такжев его правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
В отечественнойюридической науке советского периода внимание исследователей традиционнососредоточивалось на классовом характере и соответственно на классовой сущностигосударства. В постсоветский период ориентиры изменились, и теперь упорделается на общечеловеческом феномене государства.
История и современностьне дают примеров ни чисто классовой, ни чисто общечеловеческой сущностигосударства. Таковых государств в природе не было и нет. В действительностисуществуют государства, сочетающие неизменно приоритетные интересыгосподствующих классов, кланов, клик и прочих с интересами других слоёвнаселения или всего общества.
§2. Социальноеназначение сущности государства
Сущность государства какобщественного явления представляет собой, образно говоря, многогранныйстержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешнихсторон, придающих ему качественную определённость универсальной управляющейсистемы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное,определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, понять,почему общество не может существовать и развиваться без государства.Рассмотрение определённых экономических и социальных закономерностейвозникновения и функционирования государства главным образом с классовыхпозиций позволил, как считали основоположники марксизма-ленинизма, дать«универсальное» определение сущности государства, охватывающее все историческиетипы государства, в том числе и современные.
Сущность государства –достаточно стабильная категория. Это не означает стабильности данного качествагосударства. Как и другие основополагающие характеристики государства –содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов можетизменяться.
До определённого времениэти изменения могут не обнаруживать себя, и только по мере накоплениякачественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущностиодного уровня к сущности прочего качества и содержательной наполнености.
Так, вначале возникшеераннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своейсущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь только послетого, как отдельные социальные группы и слои уяснили уникальностьгосударственной организации общества и попытались использовать её в своихцелях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособленовыражать интересы социальных сил, стоящих у власти.
В юридической литературебыло выражено мнение, что сущность государства является составной частью егопонятия «профессор А. Б. Венгеров, профессор В.Н.Протасов». По-другому говоря,сущность государства представляет собой один из его признаков, но признаксущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаковгосударства своей сложностью и неоднозначностью.
Сущностью государстваопределяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства.Тем не менее, сущность – самостоятельная категория, обобщающая основныепроявления государственной власти, в том числе её социальное назначение инаправленность деятельности.
В настоящее времясложились два основных подхода к толкованию сущности любого государства.
Первый подход (такназываемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется каквыражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязываниеволи этого класса всему обществу. Данный подход характерен марксистскомупониманию государства, которое рассматривается, как классовая организация тех,кто стоит у власти и исполняет организованное насилие в отношении другихклассов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия,принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономическигосподствующего класса.
Надо отметить, чтооснователи марксистского учения признавали, что государство, будучи в первуюочередь классовой организацией политической власти, осуществляет одновременнонекоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех илибольшинства его членов. К этому относятся оборона страны, поддержаниеобщественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасностьнаселения, социальная поддержка малоимущих слоёв населения. Тем не менее данноеположение марксистской теории, вносящее серьёзное уточнение в пониманиесущности государства, не получила развития и было забыто.
Говоря о марксистскомподходе к сущности государства, можно отметить, что характеристика государствакак средство насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно вотношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государствотрактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Вдействительности во всех бывших социалистических странах государство проявлялои проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступаломашиной подавления инакомыслящих.
Второй подход берёт за основуобщесоциальную сущность государства. Соответственно сущность государствавидится в его способности объединять всё общество, решать возникающиепротиворечия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия икомпромисса.
Так как любое обществосостоит из различных групп и слоёв населения, которые часто имеютпротивоположные и даже враждебные потребности и интересы, государство обязановсеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, основываясьв первую очередь на средства соглашения и компромисса. Компромисс способенустранить противостояние групп и слоёв населения и предполагает демократическиесредства управления общества взамен насилия и подавления.
Рассматриваемый подход ксущности государства обладает очевидными достоинствами по сравнению с первымподходом (классовым).
Во-первых, оносновывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства,рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересахотдельного человека и общества в целом.
Во-вторых, он указываетна демократические методы управления обществом, поскольку социальногокомпромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.
В-третьих, подчёркиваетценность для общества государственной организации, так как человечество донастоящего времени не придумало более совершенной и рациональной организациижизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправлениегражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует оченьвысокой разумности самоорганизации населения, прочных навыков профессиональногоуправления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих другихусловий и причин, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество вмире.
Эти два противоположныхподхода к пониманию сущности государства не исключают друг друга. В юридическойлитературе сложилось мнение о двойственной природе сущности государства. В нейприсутствуют начала так называемой классовости, то есть стремления выражатьволю тех социальных сил, интересы которых они представляют. Тогда не было быожесточённой борьбы за овладение государственной властью, и значительнойприверженности современного государства общечеловеческим идеалам.
Следовательно, обехарактеристики свойственны сущности любого государства, но принцип того илидругого начала не одинаков в различных государствах на разных этапах ихразвития. Это объясняется множеством факторов, среди которых главную рольиграют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная,культурная специфика, географическое положение страны.
Кроме двух основныхподходов к толкованию сущности государства существуют религиозный,национальный, расовый и другие подходы.
В целом можно сказать,что сущность конкретного государства многоаспектна и не сводится только кклассовым и общесоциальным началам.
Следовательно, в сущностигосударства в зависимости от исторических условий на первый план может выходитьлюбое из вышеназванных начал.
Любое современноедемократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризоватькак орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – поформе. Сущность государства как политической организации особенно яркопроявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает всебя всё богатство общественных отношений за пределами политическогогосударства. Государство и гражданское общество представляют как единство формыи содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание –гражданским обществом.
Какова сущностьгосударства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которыеоно ставит перед собой.

ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИГОСУДАРСТВА
 
§1. Понятие типологиигосударства
Особенности историческихпериодов в развитии государственно-организованного общества у различных народовв различное историческое время позволяют показать общие черты, характерные длявсех государств данного периода.
Прогрессивные мыслителипрошлого искали те пути общественного развития, при которых государствовыступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Изэтого принципиального утверждения исходила передовая политико-правовая мысль,образовывая типологию государств.
Типология государств, тоесть их классификация по типам, способствует более глубокому выявлениюпризнаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности ихразвития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшеесуществование. Классификация может проводиться по разным критериям. При этомпод типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, характерныеконкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации иразвития.
Решение проблем типологиигосударств и правовых систем изначально предполагает акцентирование вниманиякак на вопросах понятия и содержания процесса типологии, так и на его исходныхпосылках, а также на социальном смысле и назначении данного процесса.
Типология иликлассификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективнонеобходимый, закономерный процесс познания государственно-историческогопроцесса развития государства и права. Она выступает как отражение историческинеизбежной смены одних типов государства другими.
Типология представляетсобой один из видов классификации и вместе с тем её высшую форму, поскольку воснове типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных ивысших классификационных критериев – типу государств.
§2. Социальнаязначимость типологии государств
В теоретическом иполитико-практическом плане значение процесса типологии заключается вследующем:
1. Вырабатываемые приэтом идеи о типах государства дают источник для правильного понимания процессаисторического развития рассматриваемых явлений и перехода их от одной ступени кдругой, от одного типа к другому.
2. Типология вооружаетисследователя пониманием логики и закономерностей процесса историческогоразвития государства, выступает как основа научного предвидения будущегогосударства и права России, также как и многих других стран.
3. Процесс типизациигосударства позволяет сочетать исследования общих закономерностей развитиягосударств; изучение процесса исторического развития государства в целом – спроцессом его отдельных составных частей.
4. В ходе типизациигосударств создаются необходимые предпосылки и возможности для широкогообобщения и анализа всего фактического и научного материала, который касаетсявсех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, ихпоследовательного перехода от одной ступени к другой.
5. Типология государствасоздаёт основу для научного исследования исторического развития государства иправа, позволяет разграничить научные и псевдонаучные государственно-правовыетеории.
6. Тип государстваопределяется на основании того, какой экономический базис это государствозащищает, интересам какого господствующего класса оно служит.
В настоящее время средиисследователей различных государственно-правовых систем наиболеераспространёнными критериями классификации государства являются так называемыеформационный и цивилизованный подходы.
§3. Формационныйподход
Формационный подходоснован на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономическойформации. Главным классификационным критерием служит способ производства, который,в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средствапроизводства.
Основной смысл исодержание формационного подхода заключается в том, что в процессе типологии заоснову классификации государств принимается их принадлежность к той или инойобщественно-экономической формации.
Формационный подход былразработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке.В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классоваясущность государства определяется экономическим фактором, состояниемпроизводственных отношений, способом производства в целом, а само государстволишь надстройка над экономическим базисом. То есть по существу и по формегосударство обусловлено экономическим строем общества.
Марксистская теорияразличает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный,капиталистический и социалистический.
Переход от одногоисторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальнойреволюции, объективной основой которой служит несоответствие характерапроизводственных отношений уровню развития производительных сил общества.
Рабовладельческоегосударство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами,являвшимися личной собственностью свободных граждан.
Рабовладельческий типгосударства – исторически первая государственно-классовая организация общества.По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политическойвласти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономическойформации. Важнейшая функция этих государств – защита собственностирабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Наиболеедревними были рабовладельческие государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте – Египетскоецарство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата – Шумерийские государства,Ассирийское государство, государства Индии и Китая и другие. К числу болеепоздних относятся рабовладельческие государства Древней Греции и Древнего Рима.
Рабовладельческая собственность– первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство создано вцелях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие ихклассового господства, орудие их диктатуры.
Рабство – этоэкономическое и юридическое состояние, выступающее в своём единстве. Оно имеломесто и на определённых последующих этапах развития раннеклассовогогосударства, но не было социально-экономической основой в процессе становленияэтого государства.
В числе внутреннихфункций можно назвать функцию создания и поддержания наиболее оптимальныхусловий для эксплуатации разорённых свободных масс и рабов. В данной функцииотчётливо проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государстваи его отношение к экономическим интересам господствующего класса.
Рабовладельческоегосударство выполняло также ряд внешних функций к ним относились такиенаправления деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощениемдругих народов, обороной страны от внешних противников, управлением захваченныхв результате войн территорий, установлением дипломатических связей с другимигосударствами.
Для выполнения внутреннихи внешних функций необходимо было создание специальных органов, составляющихгосударственный аппарат рабовладельческого государства.
Феодальное государство –это средство диктатуры класса феодалов – крупных собственников земли,эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян.
Феодальный типгосударства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновениефеодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласномарксистской теории, есть орудие классового господства помещиков, главноесредство защиты привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимогокрестьянства, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления иразвития феодального экономического базиса. Политическая власть в феодальномобществе, его политическая организация – это атрибуты феодальногоземлевладения. Феодальная собственность на землю составляла материальную основувзаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономическойзависимости последних от первых. Для удержания своего господства феодалы имелисвои репрессивные органы, свой аппарат, который имел в подчинении громадноеколичество людей, заставлял их повиноваться законам, правилам, которыесводились к одному – сохранять власть помещика над крепостным крестьянином.
Феодальному государству,как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций.
Внутренние функциисостояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; вохране феодальной собственности на землю и другие средства производства; вдуховном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий дляосуществления господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёвнаселения.
Внешние функциифеодального государства отражали характер его деятельности на международнойарене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установленииторгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своейтерритории от нападения извне.
Капиталистическоегосударство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом,который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силукапиталисту.
Капиталистический типгосударства приходит на смену феодальной государственности. Данный типгосударства действует на базе производственных отношений, основанных накапиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости,рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своегоразвития капиталистическое государство представляет собой орудие классовогогосподства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.
Экономическую основукапиталистического государства составляли капиталистическая системахозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства.Частная собственность была священной и неприкосновенной. На её охрану и защитубыло направлено всё буржуазное законодательство.
Возникновение буржуазногогосударства означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. Прикапитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, какэто было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый планздесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории этогосударство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например,противоречия между государством как политической организацией господствующегокласса в целом и теми или иными его слоями и группами.
Как утверждаютосновоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства – последний типэксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистическогообщества определяют неизбежность пролетарской революции, переходагосударственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом иего партией, возникновение социалистического типа государства.
Социалистическоегосударство – основано на общественной собственности на средства производства ивыражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.
Социалистический типгосударства отрицает предшествующий тип производственных отношений какэксплуататорский, новое государство создаёт такую систему экономическихотношений, которая основывается на общественной собственности на орудия исредства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатациилюдей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихсяклассов. По представлениям марксистско-ленинской науки оно выражает интересытрудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Согласно формационнойтеории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическоегосударство выявляет свою сущность в следующих чертах:
1.     Экономическую базусоциалистического государства составляют общественные социалистические формысобственности и социалистическая система хозяйства.
2.     Социалистическоегосударство становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, еёпорождающих.
3.     Социалистическоегосударство имеет более широкую социальную базу, чем любой выше названый типгосударства. Социалистическим государством управляют не представителиэксплуататорского меньшинства, а трудящиеся массы.
Таким образом, в рамкахформационной типологии тип государства характеризует, прежде всего, егоэкономическую основу и социальную сущность (показывает, какой социальный классосуществляет руководство обществом).
§4. Цивилизационныйподход
Наряду с формационнымподходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономическогостроя широко применяется и другой, получивший в общественных науках названиецивилизационного подхода.
Понятие «цивилизация»утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения. Учёные Запада и Востока всвоих исследованиях опираются на труды таких крупнейших представителейфилософско-социологической мысли, как О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, П.Сорокин и другие.
Понятие цивилизации внаиболее развёрнутом виде было сформулировано английским историком А. Тойнби.Цивилизация определялась им в виде относительно устойчивого состояния общества,которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иныхпризнаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностямисостоявшихся являются продолжительность их существования, охват обширныхтерриторий и распространение на огромное число людей[6].Заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизованный подход всеобъемлющимметодологическим инструментом познания истории развития общества.
Суть цивилизованногоподхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся непринадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, аих причастность к той или иной цивилизации.
Суть цивилизованногоподхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран инародов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовыхотношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовнойжизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения,исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев,традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», котороеслужит характерным способом бытия того или иного народа, конкретнойчеловеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
Цивилизованный подход кизучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития,в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваютсяи избирают разные пути достижения к прогрессу.
В обособлении ихарактеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из такихтипов цивилизаций, как первичный и вторичный.
Для первичных цивилизацийхарактерны:
1.     Огромная рольгосударства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, аопределяющей социальные и экономические структуры.
2.     Соединениегосударства с религией в политико-религиозном комплексе.
Вторичным цивилизациямсвойственны:
1.     Отчётливоеразличие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была впервичных цивилизациях.
2.     Двойственноеположение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоинвсяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствоватьсакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.
Цивилизованный подходпозволяет видеть в государстве не только инструмент политического господстваэксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе обществагосударство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовногоразвития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразныхпотребностей человека.
§5. Отличие междуформационным и цивилизационным подходами
Цивилизационый подход крешению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строяисходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономическогоначала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющеговоздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторовобщественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующегоналичие всеобщей детерминации государства экономическими причинами,цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминациидуховными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могутблокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Цивилизованный подход кистории человечества и его государственности получает в современной науке всёбольшее признание. История показала, что формационный подход развития обществаявляется одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера.За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляютособенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.
Во-первых, при анализеэкономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность,которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации.Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления озакономерностях развития экономического базиса.
Во-вторых, приформационном подходе к структуре классовых обществ их социальный составзначительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальныесоциальные слои находятся за пределами исследования.
В-третьих, формационныйподход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зренияостаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека,которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни ккакому-либо классовому началу.
Основное отличие понятия«цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущностилюбой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующихпредставлений каждой личности о характере общественной жизни. Теорияцивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изученииобщественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов исоциальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческихценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важноезначение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым врамках единого целого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство – этоуниверсальная организация политической власти, содействующая преимущественномуосуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных,национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Любое современноедемократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризоватькак орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – поформе. Сущность государства как политической организации особенно яркопроявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает всебя всё богатство общественных отношений за пределами политическогогосударства. Государство и гражданское общество представляют как единство формыи содержания.
Общество возникаетраньше, чем государство, а затем сосуществует с ним. Общество является формойсуществования человечества. Условиями существования любого общества считаютсявласть, порядок и согласие. Социальная власть – это способность одних индивидовили социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинятьих своей воле.
В мировой науке проблемасоотношения общества и государства является традиционной. Государство являетсярезультатом общественного развития, общественным продуктом, социальныминститутом. Особенности развития государства зависят от особенностей развитияобщества, его различных систем. Государство является аппаратом управленияобщественными процессами.
Особенности государстваконкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развитияобщества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти,суверенитета) государство в процессе общественного развития претерпеваетзначительные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачии социальная направленность. На характер государственности и государственноеустройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры,размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традициинарода, религиозные воззрения и другие факторы.
Важным средством познанияприроды государства является научная типология. Типология – это специфическаяклассификация государств, деление их на определённые виды на основе устойчивыхи существенных признаков. Понятие типа государства многомерно и многовариантно.Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделитьнаиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной историческойгруппы государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров.М.: Омега-Л, 2008.
2. Теория государства и права: конспект лекций/С.А. Жинкин. – Изд. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.
3. Теория государства и права: Краткий курс /О.А.Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2008. – 160 с.
4. Теория государства и права в схемах,определениях и комментариях: учеб. пособие / А.В.Малько. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2008. – 144 с.
 5. Теория государства и права. Элементарныйкурс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундриков. – 2-е изд., стер.– М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.
6. Теория государства и права. Элементарный курс:учеб. пособие / М.Н.Марченко. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 384 с.
7. Теория государства и права: учебник /Л.А.Морозова. М.: Эксмо, 2009.
8. Теория государства и права в схемах иопределениях: учебное пособие / Н.А.Недоцук. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС,2008. – 80 с.
9. Теория государства и права. Завтра экзамен /А.В. Попова. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
10. Теория государства и права: конспект лекций /В.Н.Протасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 155 с.
11. Теория государства и права. Учебник длявысших учебных заведений. / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд. «Интерстиль»,«Омега-Л», 2006. 382 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.