Контрольнаяработа
По дисциплине
История государстваи права зарубежных стран
Тема: СШАновейшего времени
План
Введение
1.Особенности развития государства иправа США новейшего времени
2.Деятельность государства поподдержанию политической и экономической стабильности
3.Изменение в системе избирательногоправа
4.Централизация федеральной власти
5.Расширение законодательной деятельностиКонгресса
Заключение
Введение
К концу XX в. СШАстановятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Вомногом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим,внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа онивыходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Населениестраны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежниеотечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, ановое пожинает плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, вкоторых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войнона вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении.Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились встрану-кредитора. За это время американская экономика претерпела важныеструктурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство вамериканской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям,присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживалоразвития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговыхпредприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условияхначавшейся в середине 50-х годов научно-технической революции позволилаправящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за своисоциально-экономические и политические права.
Все это в совокупностиповлияло на развитие американской государственности, которое носило главнымобразом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. Посвоему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные,типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оноопределяется, по меньшей мере, несколькими принципиальной важности тенденциями,которые взаимодополняют и как бы уравновешивают друг друга.
1.Особенности развитиягосударства и права США новейшего времени
США — относительномолодое государство, ему немногим более 200 лет, но оно уже имеет большиетрадиции. Конституция США является самой старой в мире среди ныне действующих.Конституциясостоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) —исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) —основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправокк Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживатьКонституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституцииуказывает на основные цели американского государства: установить правосудие,гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону,содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.[1] Онаследует идеям французских просветителей и английских государствоведов XVIII в.(защита гражданских прав и свобод как главная цель государства, его светскийхарактер, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,выборность руководителей и др.), но в ней есть чисто американские нововведения.Главные из них — большая власть президента, система сдержек и противовесов ифедеральное устройство страны.
Президент СШАизбирается гражданами и считается высшим должностным лицом государства, главойего правительства (исполнительной власти) и верховным главнокомандующим;президент может накладывать вето на законы Конгресса (парламента) и назначаетчленов Верховного суда при появлении в нем вакансий. Его власть и авторитеточень велики.
Президента США наделяютмногими титулами. Один из них «главный законодатель». Здесь необходимапоправка: возможно, зачастую и главный, но далеко не всегда и отнюдь неединственный. Однако, как ультимативная блокада против злоупотребления властьюпланировался импичмент. «Президент, вице-президент и все гражданскиедолжностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности послеосуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество илидругие важные преступления»[2].
Однако в США властьпрезидента существенно ограничена двумя другими ветвями — Конгрессом, которыйможет преодолеть вето президента и даже отрешить его от должности, и Верховнымсудом, который вправе отменить любое решение других ветвей власти, если сочтет,что оно противоречит конституции страны. Такая система взаимного контроляветвей власти друг за другом называется системой сдержек и противовесов и непозволяет какой-либо одной ветви захватить слишком большие полномочия.
Законодательная власть- Конгресс, который состоит из двух палат. В сенат избирается по два сенатораот каждого штата. Палата представителей формируется из 435 конгрессменовпропорционально численности населения (согласно переписи, которая проводитсякаждые десять лет). Обе палаты равноправны, обе имеют похожие комитеты дляразработки законопроектов, и закон считается принятым в конгрессе только послеодобрения обеими палатами. Чтобы избежать полного обновления властей иобеспечить их преемственность, они избираются на разные сроки: президент начетыре года, конгрессмены на два, сенаторы на шесть, причем сенат обновляетсяпо одной трети каждые два года. Все эти выборы проводятся в одну и ту же дату — в первый вторник после первого понедельника ноября.
США — федеративноегосударство. Объединившись в федерацию, штаты по конституции отказались впользу нее от существенной части своих суверенных прав, в том числе от права навыход из федерации. Тем не менее, у штатов остались очень большие права поустройству внутренней жизни. Каждый из них обладает собственной конституцией,сходной структурой властей (губернатор вместо президента, легислатура вместоКонгресса). Внутренние законы штатов сильно различаются, отражая спецификуисторически сложившегося здесь социально-культурного уклада, и это причиняетгражданам немалые неудобства во время поездок за пределы своего штата.
Почти во всех штатахимеется развитое местное самоуправление в виде муниципальных властей разногоуровня (округ, город, поселок и т.п.). Размах их самостоятельности, уровеньквалификации и численность персонала сильно колеблются от штата к штату.Относительная самостоятельность федеральных, штатных и муниципальных властейдруг от друга обеспечена независимостью налоговой базы каждого уровня: обычно вфедеральную казну идут подоходные налоги, в казну штата — налог с оборота, амуниципалитетам — налог с недвижимости, расположенной на их территории.
Основным источникомправа является Конституция, за ней следуют федеральные законы, конституции изаконы штатов. Для судов всех инстанций обязательными считаются решенияВерховного суда США. Каждый штат издает свои законы по гражданскому, трудовому,уголовному и процессуальному праву. Почти в каждом штате имеется своя системаправа. К середине ХХ в. в США насчитывалось свыше полутора миллионов законов.Многие решения верховных судов штатов (даже по совершенно одинаковымобстоятельствам) часто противоречат друг другу. Попытки Верховного суда внестиединообразие в правовую систему оказались безуспешными. Интересно отметить, чтопервая кодификация права была начата по инициативе видного американского юристаФильда. Составленный им в 1848 г. кодекс гражданского и уголовного судопроизводствадля штата Нью-Йорк оказался настолько удачным, что с незначительными поправкамибыл воспроизведен во многих штатах.
Гражданское и уголовноеправо в общефедеральном масштабе не кодифицировано. Каждый штат его определяетпо-своему. Усердие местных законодателей иногда выходит за рамки разумного.Так, например, в некоторых штатах запрещено стрелять лягушек в воскресенье,стрелять по кроликам из заднего окошка трамвая, сидеть на середине улицы ичитать газету, носить ложки в кармане, спать в собачьих конурах, вести в киноживого льва, пристроить осла на ночь в ванне, подзывать свистом вылетевшую изклетки канарейку, домашним псам на выгуле нельзя собираться больше трех, нельзяперевозить пассажиров на крыше такси, засыпать во время бритья в парикмахерской,в штате Монтана женщинам-присяжным во время судебного заседания нельзя вязать.В штате Техас запрещено доить корову, если она не ваша. В Вашингтоне — отрезатьхвосты лошадям, в штате Нью-Мексико — мужчинам и женщинам ходить небритыми, вштате Нью-Джерси — шумно есть суп, в штате Вайоминг — женщина, пьющая вобщественном месте, должна стоять в полуторах метрах от бара, в штатеПенсильвания все рестораны должны иметь в своем распоряжении носилки, в штатеАйова пожарники перед тушением огня должны сделать 15-минутную тренировку.Особенность американской системы права состоит в том, что она признает многиедоктрины и положения английского прецедентного и статутного права. Этозафиксировано в конституциях некоторых штатов. Совпадение буржуазных правовых принциповобеих стран дает основание говорить о существовании англосаксонской системыправа. В области гражданского права важнейшими являются институт частнойсобственности, свобода и незыблемость договора, широкая свобода распоряжениянаследством, право судебной защиты нарушенных прав и т.д. Суды штатов привынесении решений по гражданским делам имели широкую самостоятельность. Онимогли ссылаться на законы своего штата, на местное прецедентное право или дажена английские законы. Источником права является прецедент. Гражданское правооставалось запутанным. Противоречивость, пестрота решений порождали обилиеколлизий. По словам одного судьи, трудность состояла не в том, чтобы знатьнорму права, а в том, чтобы найти ее.
В 1938 г. Верховный суддал совершенно однозначный ответ на поставленный судебной практикой вопрос:является ли общее право правом федерации или существует право каждого штата?Высший судебный орган разъяснил: общее право — это право отдельного штата,федерального общего права не существует. Суды каждого штата осуществляют своююрисдикцию независимо один от другого, и поэтому решениям, принятым в судаходного штата, не обязаны следовать суды других штатов. Существенную роль врегулировании вопросов судопроизводства по гражданским и уголовным делам играютнормативные акты, изданные Верховным судом США на основании полномочий,предоставленных ему в ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральнымсудам правила процедуры по гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этихпостановлений Верховного суда являются следующие федеральные правила:гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946 г.),апелляционного производства (1968 г.) и доказательствах (1975 г.). ОтдельноВерховным судом были изданы также правила производства в самом этом суде (1980г.), правила судебного разбирательства федеральными магистратами дел омалозначительных преступлениях (1971 г.). Издан ряд законодательных актов:Закон 1970 г. о контроле над организованной преступностью (с дополнениями 1986г.) и др.; направлены на борьбу с торговлей наркотиками федеральные законы 1986и 1988 гг. и др.; федеральный Закон 1986 г. о мошенничестве и злоупотреблениях,связанных с компьютерами.
В США функционируютпараллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системыкаждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. Вкомпетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дело преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданскихдел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи сприменением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двухразличных странах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов.
По ряду вопросовкомпетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так ипо гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграниченияих функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов погражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного изштатов либо в федеральный суд. Основными элементами системы наказаний,сложившейся в США, являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф.Как дополнительные наказания применяются конфискация имущества, возложениеобязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав, трудовые услуги вобщественных интересах и др.
2. Деятельностьгосударства по поддержанию политической и экономической стабильности
Политическая жизньстраны организована вокруг двух крупных партий — демократической иреспубликанской. Они сложились еще в прошлом веке (демократическая партия — самая старая из тех, которые действуют ныне в мире), и к сегодняшнему дню ихоблик таков. Республиканская партия считается респектабельной, консервативной,ориентированной в основном на внутренние проблемы, ее поддерживают зажиточные иконсервативные слои населения. Оплоты этой партии — Новая Англия и сельскаяглубинка Среднего Запада. Демократы, напротив, поддерживают репутацию защитникатрудящихся и вообще всех угнетенных, особенно иммигрантов, чернокожих,индустриальных рабочих. Этой партии присуща большая внешнеполитическаяактивность. Демократы господствуют, как правило, в крупных городах Севера и всельской местности Юга. Демократы гораздо многочисленнее, а республиканцы — богаче.
Республиканская иДемократическая партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Онипопеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая — в оппозиции.Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент,конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителямиРеспубликанской или Демократической партий. Подобную партийную систему можноотнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивостьгосударственного строя США.
В первой четверти 20века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной вэкономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма кмонополистическому, центр мирового экономического развития переместился изЕвропы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили большевсех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнеепозиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счетзначительных прибылей от поставок странам Антантам вооружения и боеприпасов.Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал,увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории вечногопроцветания этого государства. Как потом выяснилось, что это оказалось «великойиллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразилсямировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно исильнее всех поразил именно США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовойбирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.Этоткризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название «Великаядепрессия». По своему характеру он представлял собой циклический кризисперепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способностинаселения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказаласьнереализованной. Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США.Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынкисбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капиталаразвернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явилисьтакже обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей,банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании. Приотсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся настрану экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовыепротиворечия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америкаоказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старогоуклада жизни.
Первые попыткиостановить волну банкротств путем государственного кредитования былипредприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была созданаНациональная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. вРеконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен насельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. ПравительствоГувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемусяфинансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась сосвоими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так каквозглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимымивластными полномочиями.
Весной 1933 г., когдакризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократическойпартии Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальныхмер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма,проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массовогодвижения протеста в Америке по революционному пути. Разработаннаяправительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории СШАназвание «Нового курса», основные реформы которого были проведены в периодпервых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое числозаконов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизнистраны.
На следующий день,после принятия присяги, Рузвельт своим решением приостановил операции во всехбанках страны. Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков изащите вкладов. На основании принятогоКонгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкиеполномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банковстраны с целью их полной ревизии. Десятого марта, Ф. Рузвельт издалисполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полногогосударственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как навнутреннем, так и на международном рынке. Это предотвращало утечку золота заграницу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности.
На основе Закона обанковской деятельности 1933 г. были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхованияссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защититьбанковские вклады населения. Закон о помощи сельскому хозяйству, принятый 12мая 1933 г., давал президенту право (не обязывая его) выпустить большую суммунеобеспеченных бумажных денег, прибегнуть к чеканке серебряной монеты илиуменьшить золотое содержание доллара. Администрация Рузвельта воспользоваласьтретьим вариантом. Девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частныхрук и запрещение свободного обмена бумажных денег на золото, облегчение поднажимом государства доступа к кредиту создавали механизм инфляционного развитияамериканской экономики, действие которого в полной мере стало ощущаться лишьпосле второй мировой войны.
В 1934 г. был принят Закон об обращении ценных бумаг, на основании которого была создана Федеральнаякомиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ). Закон 1934 г. предусматривал предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующихсвободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. Вгосударственно-монополистическом направлении шли и попытки восстановленияиндустриального механизма. Они в основном связаны с принятым 16 июня 1933 г. законом о восстановлении промышленности (NationalIndustrial RecoveryAct — НИРА). НИРА разрешал ассоциациямпредпринимателей формулировать, а президенту — санкционировать «кодексы честнойконкуренции», превращая их в правовую норму, нарушение которой подлежалопресечению со стороны Федеральной торговой комиссии. Кодексы устанавливалиобъемы производства, цены и другие правила сбыта, а также предписывали условиятруда.
Аграрная политика«Нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов.ПодписанныйФ. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложнымзаконодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулированиисельского хозяйства (AgriculturalAdjustment Act— ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановитьтакое их соотношение (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерамипродукцию, которое существовало в период с августа 1909г. по июль 1914г. В 1935году было начато проведение широкой программы помощи фермерам. СозданаАдминистрация по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которойвходило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов,оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородныеземли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр. С подписанием 1марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннегорынка открылся второй этап в аграрной политике «Нового курса». Цельправительства осталась прежней — поднять цены на продукцию, поставлявшуюся нарынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительновидоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникамземли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ееистощали. Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «Нового курса». Сохранив идею улучшения плодородияземли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписанийгосударства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственныхпродуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normalgranary), согласно которойподдержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатамифермерам в счет еще не проданных ими товаров. Больше всего правительствобеспокоила проблема безработицы. 12мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила закон об ассигновании 500 млн.долл. на оказание помощи безработным. Зимой1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлосьвзяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобычем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельтсоздал Администрацию гражданских работ (CivilWorks Administration- СВА).
Одним из важнейших актоввнутренней политики «Нового курса» было создание системы социальногообеспечения, которая затем получила дальнейшее развитие. Принятый в августе 1935 г. закон предусматривал страхование двух типов — по старости и безработице, был первым в историиСША общефедеральным нормативным актом такого рода. Общими чертами обоих видовстрахования были изъятие из сферы действия статута больших групп трудящихся(сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, государственные служащие и др.),низкий уровень страховых выплат, множество оговорок права получения пособия. Ноимелись и важные различия. Пенсионное обеспечение было полностью федеральнойпрограммой. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.Реформы «Нового курса» заложили фундамент современного государственногорегулирования условий труда и взаимоотношений организованных рабочих спредпринимателями. В 1936 г. был принят закон Уолша — Хили об установлении максимальной продолжительности рабочей недели иминимума заработной платы для рабочих, занятых на предприятиях, которыевыполняют заказы федерального правительства. Важнейшим завоеванием рабочегокласса США следует признать принятие закона Вангера, биль которого был внесенна рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В биле признавались необходимостьколлективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы ипутем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочимипризнавалось право на стачки. Не менее важное значение имел закон о социальномобеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Имвводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако законраспространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывалрабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Современные США — экономическивысокоразвитое государство со сложной экономической географией. Сохраняялидерство в области научно-технического прогресса и международной политике,эффективно используя внутренние природные и трудовые ресурсы, а такжемеждународное разделение труда и усиление мировой интеграции, оно занимаетпервое место в мире по величине ВНП.
3.Изменения в системеизбирательного права
Конституция СШАсодержит лишь некоторые положения, регулирующие выборы. Федеральные законы обизбирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополниликонституционные положения. По-прежнему большая часть норм избирательного праваустанавливается законодательством штатов. В конституции записано: «Избирателикаждого штата должны отвечать тем требованиям, которые установлены дляизбирателей наиболее многочисленной палатой Законодательного собрания штата»(разд. 2, ст.I). Следовательно,конституция вопрос о требованиях, предъявляемых к избирателям, полностью передаетна усмотрение штатов. Однако практически федеральные власти вмешивались вкомпетенцию штатов по вопросам избирательного права. Прежде всего, это касаетсяпринципов избирательного права. Принцип всеобщих выборов вводился федеральнымивластями в течение целого века. В 1870 г. XV поправка к конституции СШАнаделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новаяпоправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964 г. поправка XXIVотменила избирательный налог. Закон 1970 г. снизил ценз оседлости нафедеральных выборах. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз дляизбирателей до 18 лет.[3]Избирательный закон 1975 г. окончательно отменил ценз грамотности. В настоящеевремя сохранился лишь один ценз оседлости: на президентских выборах — 30 дней,на других — от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательствомштатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости дляизбирателей отменены. В конституции США ничего не сказано о принципе равныхвыборов. Реализацией этого принципа занимались штаты, которые часто создавалинеравные по численности избирательные округа. Таким образом, в США зародиласьспециальная наука – «избирательная география» (джерримендеринг) как способнарезки избирательных округов, предоставляющий преимущества какой-либо партиина выборах.[4]Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа сравным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этогоположения. В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд. В 1964 г.Суд определил, что разд. 2 ст.Iконституции подразумевает равное представительство при выборах депутатов палатыпредставителей. В 1969 г. Верховный суд конкретизировал свою позицию, указав,что каждый штат должен приложить «добросовестные усилия для достижения точногоматематического равенства» округов.
Принцип прямых выборовпервоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнююпалату Конгресса — палату представителей. Сенаторы избирались на основемногостепенных выборов: законодательными собраниями штатов. Лишь в 1913 г. былоустановлено, что сенаторы должны избираться «народом штата» (XVIIпоправка). Президент и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем(выборщиками). Принцип тайного голосования обеспечивается применениемизбирательных бюллетеней или специальных машин для голосования. Избирательныемашины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчетеголосов, обеспечивают надежную тайну голосования. Для кандидатов на выборныедолжности конституция и законы США установили дополнительные условия:возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание вмомент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Нынев США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживатьв том избирательном округе, от которого он избирается.
Победители на выборах вСША определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этойсистеме для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить хотябы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числапроголосовавших избирателей.[5]Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутатыизбираются незначительным большинством голосов. В 2002 году Сенат СоединенныхШтатов Америки проголосовал за реформу избирательной системы страны,необходимость которой стала очевидной после проведения президентских выборов2000 года. Сенаторы одобрили законопроект, который вводит единый стандартподсчета голосов для всей страны. Согласно нему оборудование, используемое вовремя выборов, и система регистрации избирателей должны были бытьстандартизированы по всей стране к 2006 году. Избиратели также впервые получиливозможность исправить ошибки, допущенные при заполнении бюллетеней, перед темкак опустить их в урну для голосования. Кроме того, предполагалось созданиеспециального федерального агентства для недопущения нарушений избирательногозаконодательства и наблюдения за финансированием кампаний кандидатов.
4.Централизацияфедеральной власти
Конституция 1787 г.преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и нынепродолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация былаобразована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и,как сказано в конституции, для «обеспечения внутреннего спокойствия».
После долгих дебатовсреди творцов американской Конституции возобладало представление о том, чтовысшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться вруках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построениифедеральной исполнительной власти США изначально установился принципединоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране сталименоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки:«Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Онзанимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе свице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом…(Ст. II, раздел 1)».[6]Такое наименование главы государства было связано не только с тем, чтопрезидент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что вряде американских штатов в то время главы исполнительной власти называлисьпрезидентами, а не губернаторами. На протяжении всей истории США президентыоставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чащевсего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработкирешений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большоговлияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинстваамериканцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенноизменилась роль президентской деятельности и значимость самого институтапрезидентства.
Президентствостановилось в США главным звеном в процессе принятия решений. Начиная современи «нового курса» президенты обрели мощные средства определения политики(закрепленные в законах), которых не было у их предшественников. Стало самосамим разумеющимся, что президент играет доминирующую роль в процессе принятияважных для страны решений. Он получил в свое распоряжение официальныхпомощников, сконцентрированных в аппарате президента, а также мог привлекатьлюбых сотрудников из органов исполнительной власти (Ст. II, раздел 2)[7].В 1940-1950 гг. изменения, начавшиеся при Рузвельте, былиинституционализированны его преемниками и в настоящее время являются одним изпостулатов американской политики. Сегодня, когда Америка является великойиндустриальной державой, американцы оценили мудрость известного изречения, чтосовременная демократия — это «просто-напросто один треклятый кризис за другим»[8].Вот почему центр американской политической жизни переместился от двух других властейименно к исполнительной власти, и та система, которая в ранний периодсуществования государства именовала себя «правлением Конгресса», а вдесятилетие «невмешательства» (laisser faire) конца XIX в. звалась «правлениемзаконников», теперь называется «президентским правлением».
Будучи главойправительства, президент контролирует федеральную исполнительную власть ипроведение в жизнь законодательных актов. В качестве руководителядипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения,устанавливает дипломатические отношения. Как лидер партии он осуществляетконтроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа,благодаря престижу может воздействовать также на партийные организации в штатахи на местах. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в видезапросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные емузаконопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палатконгресса. В качестве главнокомандующего он возглавляет армию и флот США,производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевыхдействий и пользуется широкими полномочиями в период войны, (статья II).[9]
В последние десятилетияпрезидент выступает также как ведущий координатор экономической и социальнойполитики США, центральная фигура в регулировании отношений федерации и штатов,главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов. Помимоэтого глава исполнительной власти имеет в своем распоряжении обширный арсеналсредств влияния на законодательство; личное давление (встречи, письма, звонки ит.д.), правительственный лоббизм, призывы к партийной лояльности конгрессменовили защите «общенациональных интересов» и др. Он имеет право отсрочкиисполнения приговоров и помилования за преступления против США (за исключениемдел по импичменту); имеет право требовать в письменном виде от высшихдолжностных лиц каждого из департаментов исполнительной власти мнение по любомувопросу, касающемуся их обязанностей по должности; заполнять вакансии,открывающиеся в период между сессиями Сената, выдавая удостоверения надолжности, сроки действия которых истекают к концу следующей сессии;рекомендовать к рассмотрению Конгресса целесообразные, с его точки зрения,меры; принимать послов и других официальных представителей; заботиться обисполнении законов; подтверждать назначение на должности всех высшихдолжностных лиц Соединенных Штатов.
5.Расширение законодательнойдеятельности Конгресса
Конгресс США — высшийпредставительный и законодательный орган. Состоит из двух палат — палатыпредставителей и сената. Роль конгресса в политическом механизме СШАопределяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США имеханизмом «разделения властей». Первый из них определяет предметы веденияконгресса. Второй — конкретные формы и объем реализации властных полномочийконгресса.
В основеконституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально,если следовать логике Конституции, федеральные органы и органы штатовнезависимы. С момента избрания президента и конгресса США — институтов,формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между нимиобрывается. Каждый из уровней власти, в пределах предоставленных Конституциейправ суверенен. Таким мыслился федерализм «Отцам-основателям». Но реальныймеханизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию иштаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое.
Формально предметыведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией,разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции конгресса. Вих число авторы Конституции ввели: регулирование междуштатной и внешнейторговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов,учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии ивоенно-морского флота, ведение международных дел, организацию почтовых служб,регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управлениетерриториальными владениями США.
Этот перечень дополненпринципом «подразумеваемых» полномочий. Установленный последним пунктом 8-гораздела I статьи он наделяетконгресс «правом издавать все законы, которые необходимы и уместны дляприведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий,предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов».
В процессе развитияфедеративных отношений данная норма сыграла едва ли не решающую роль врасширении прав конгресса. Свободное ее толкование Верховным судом СШАутвердило за ним исключительные права в области финансов и авторского права,позволило создать целостный свод уголовного законодательства, карающего занарушения федерального права.
Принцип«подразумеваемых» полномочий позволил утвердить верховенство федерации ифедерального законодательства во многих областях социально-экономической иполитической жизни. Но пределы его применения не безграничны. В конечном счете,он должен опираться на «букву» Конституции, иметь хотя бы отдаленное отношениек тем полномочиям, которые перечислены в самом тексте Основного закона. А тотпробел, который возникает в обосновании власти конгресса, восполняетсядоктриной «присущих» ему полномочий. Они, как утверждает Верховный суд США, неотделимыот самого понятия государственного суверенитета.
Формально в вопросыведения штатов вмешиваться конгресс не вправе. В действительности же делообстоит не совсем так. На территории штатов могут вводиться войска в случаевнутренних беспорядков и необходимости защиты федерального законодательства отсамих штатов. В федеральных судах может быть возбуждено уголовное преследованиедолжностных лиц штатов, виновных в нарушении федерального права. Но наиболеемощной остается «власть кошелька».
Согласно Конституции,«конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни былисточник их поступлений» (XVI поправка). Используя это право, конгресс в 1986г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого рядабюджетных источников. Увеличилась зависимость штатов от программ оказанияпомощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерациисопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять наполитику в штатах.
Заключение
Конституция 1787 г.преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. В итоге США сталипервой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одномлице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в СШАзародился институт президентства как один из важнейших институтов политическойсистемы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная властьповсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главугосударства стали избирать в ходе всеобщих выборов (Ст. II, раздел 1)[10].В первую мировую войну США вступили одной из крупнейших мировых держав. Однаков 1929 г. разразилась «Великая депрессия» — жестокий экономический кризис. Егоудалось побороть только к 40-м годам с помощью «Нового курса» президентаФранклина Рузвельта — политики активного вмешательства государства в экономику.Из второй мировой войны США вышли наименее пострадавшей среди великих держав инадолго захватили мировое лидерство, которое мог у них оспаривать только СССР.
Рабочеезаконодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих. Всемеры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивныхстраниц истории США. Оценивая «Новый курс», следует отметить, что онсоответствовал исторической эпохе утверждениягосударственного-монополистического капитализма (ГКМ) и отражал тенденциюперехода экономики США на стадию ГКМ. Благодаря активной регулирующей ролигосударства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополийпошли в гору. Хочется отметить, что Конституция США — «жесткий»,трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, чтонеобходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз.Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточнопродуманные и устойчивые. По конституции, все три ветви власти формируютсяразличным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент —коллегией выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различнысроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть,президент — на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно.В США взаимоотношения между Президентом, Конгрессом и Верховным судом строятсяна принципе разделения властей — законодательная власть принадлежит Конгрессу,исполнительная — Президенту, судебная — Верховному суду и другим судам. Сутьпринципа разделения властей заключается в том, чтобы обеспечить равновесие междутремя ветвями власти, не допуская возвышения одного органа государства наддругим. Американская конституция практически достигает этого равновесия путемчеткого разделения функций между органами государственной власти и установлениявзаимозависимости между ними на основе системы «сдержек и противовесов». Напротяжении двух веков система «сдержек и противовесов» не допускаетзлоупотребления какой-либо ветви государственной власти. Государственныймеханизм США работает эффективно и слаженно, обеспечивая устойчивость игибкость всех подразделений государственной власти. Что касается политическойжизни страны, она организована вокруг двух крупных партий — демократической иреспубликанской. Обе эти чисто буржуазные партии различаются мало, и в ихидеологическом сходстве — залог политической устойчивости США, так какостальные партии не идут ни в какое сравнение с этими двумя по влиянию ивозможностям возглавить страну. В целом американская история этих лет богатасобытиями социально-экономического, политического, а также военного характера.Они оказали определенное воздействие на духовную жизнь общества, на развитиенауки, культуры, искусства, на настроения масс.
Список литературыиспользованной при написании контрольной работы
1. КонституцияСША. Бэррес Р.: Указ. соч.
2. Р.Бэррес. Документы Американской Революции. – Тверь-Москва «Альба»,1994.
3. КонституцияСША. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Сост.Крашенинников).
4. СоединенныеШтаты Америки: Конституция и законодательные акты. Сост. В.И. Лафитский. — М.1993.
5. ЛёрнерМ. Развитие цивилизации в Америке. — М., 1992. Т. 1.
6. МишинА.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. – М.:Международные отношения, 1985.
7. СиротаН.М. Политология: Курс лекций. – СПб.: Паритет, 2000.
8. ЧиркинВ.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд. — М.: Юрист,2006.