Реферат по предмету "Государство и право"


Суды субъектов РФ, порядок их формирования, их компетенция

РЕФЕРАТ натему «Суды субъектов РФ, порядок их формирования, их компетенция».

План
Введение
1. Конституционный (уставной) судсубъекта РФ
1.1 Состав и порядок формированияконституционного (уставного) суда субъекта РФ
1.2 Компетенция конституционного(уставного) суда субъекта РФ
2. Мировые судьи субъектов РФ
2.1 Требования, предъявляемые ккандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения
2.2 Компетенция (полномочия) мировогосудьи
Список литературы

Введение
К судам субъектов РФотносятся Конституционные (уставные) Суды субъектов РФ и мировые судьисубъектов РФ.
Конституционные(уставные) суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы,деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их ссудами общей юрисдикции.
Во многих конституцияхреспублик прямо указывается на осуществление в них судебной власти также вформе конституционного производства. В связи с этим конституционный судвключается в судебную систему республики и является ее составной частью.Основное предназначение конституционных судов республик как органовконституционного правосудия дается в Конституциях через определение понятияэтого органа либо обозначения целей его деятельности. В качестве целейдеятельности Конституционного Суда, Конституции республик называют защитуконституционного строя республики, основных прав и свободу человека,поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции республик навсей ее территории. Роднят Конституционные Суды с судами общей юрисдикции общиепринципы судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность,непрерывность, состоятельность и равноправие сторон. Они закреплены во всех законахреспублик о Конституционном Суде.
Мировые суды впервые былисозданы в Англии в XIV веке, затем во Франции в XVIII веке, в России — в 1864г. Однако уже в 1889 г. мировые суды в России были упразднены, а ихвосстановление началось в 1912 г. Мировые судьи избирались земским собраниемили городской думой. В 1917 г. после революции мировые суды вновь прекратилисвое существование.
Федеральнымконституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от31.12.96 г. предусмотрено восстановление мировых судов, которые отнесены книзшему звену судов общей юрисдикции субъектов РФ.
17.12.98 г. принятФедеральный закон № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
Мировые судьи в РФявляются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебнуюсистему РФ.
Мировые судьиосуществляют правосудие именем РФ. Вступившие в законную силу постановлениямировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовыи другие обращения являются обязательными для всех без исключения органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежатнеукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Статус мировых судейопределяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебнойсистеме Российской Федерации», федеральными законами.

1. Конституционный(уставной) суд субъекта РФ
1.1 Состав ипорядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ
Субъект Российской Федерациив значительной степени самостоятелен в решении вопросов организацииконституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится наего усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовомгосударстве, с учетом отношений (если следовать принципу единствагосударственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи сКонституционным Судом РФ.
Отдельные,незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судовотражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главнымобразом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируетсячисленный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всегоданные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных(уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:
1. Численный составназванных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти(Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуютсяконституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность судаопределяется наличием квалифицированного большинства судей.
2. Судьи назначаются надолжность по-разному. Один из вариантов — высшее должностное лицо субъектаФедерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченныхорганов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путемтайного голосования принимает соответствующее решение.
Выработаны и иныеподходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляютГосударственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равнойчисленности, по три человека. Подобным образом происходит назначение вКурганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по двекандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. ВКалининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправепредставлять кандидатуры (без гарантированного представительства) дляназначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по однойкандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. ВИркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда(допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернаторомконкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение оназначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальномформировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем — не болееодного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семичеловек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судейСанкт-Петербурга — не более шести кандидатов при первичном формировании Суда ине более одного — в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест)считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосовпо отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числаизбранных депутатов Законодательного собрания.
3. Организационные ипредставительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностныелица — председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенныйсостав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираютсяразными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностнымлицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и ПредседателяЗаконодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения покандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики;б) по предложению судей Суда.
При определении сроковполномочий руководителей судов сложилось три подхода:
1) устанавливаютсяспециально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностныхлиц, как правило, три — четыре года.
При этом не исключаетсяповторное их избрание на данные должности;
2) сроки полномочийназванных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;
3) сроки полномочий незакрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со срокамиполномочий судей.
В большинстве республикполномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, котороенаправляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, иявляется официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушенияпорядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь идостоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлениюКонституционного суда.
В конституциях и главнымобразом в законах республик устанавливаются определенные требования ккандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста,правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральныхкачеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданинсоответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всехреспубликах от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональныхзнаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейскихобязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования.10-летний стаж работы по юридической специальности.
В республиках, учредившихконституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьинесовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либооплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью кполитическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказауделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционныхсудов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, заисключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти,отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным,временного отсутствия или объявления умершим, являются:
1) нарушение порядкаизбрания судей Конституционного суда;
2) утрата гражданствареспублики;
3) вступивший в силуобвинительный приговор суда;
4) совершение проступка,порочащего честь и достоинство судьи;
5) занятие или совершениедействий, несовместимых с его должностью;
6) отсутствие судьи назаседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подрядбез уважительных причин;
7) неспособностьисполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинамв течение длительного времени.
1.2Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ
Конституционные судырассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросыи споры. Анализ законодательства республик Северного Кавказа позволяетутверждать, правда, с некоторыми оговорками, что они не вправе рассматриватьполитические вопросы, а также все, что связано с компетенцией других органов исудов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать и дела, относящиеся ккомпетенции КС РФ, хотя на это прямо и не указывается в большинстве законовреспублик о конституционных судах. С учетом уже предложенных в научной испециальной литературе моделей классификации предметной компетенцииКонституционного суда можно выделить следующие полномочия:
1) контроль законституционностью правовых актов республики, ее договора с РФ и другимисубъектами Федерации, а также международных договоров;
2) официальное толкованиеКонституции республики;
3) разрешение споров окомпетенции между органами государственной власти республики; между ними иорганами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;
4) защита конституционныхправ и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционностизакона республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
5) контроль за решениемПарламента о назначении;
6) контроль законституционностью политических партий и иных общественных объединений;разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями игосударственными органами;
7) защита Конституцииреспублики от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях — другими должностными лицами и судьями; участие в процедуре подтверждениястойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции;
8) защита Конституции отнарушения ее Парламентом республики путем дачи заключения, служащего основаниемдля решения вопроса о роспуске Парламента;
9) дача заключений осоответствии Конституции республики действующих на ее территории законов,других нормативных актов и международных договоров республики, о нарушенииреспубликанского суверенитета федеральными органами государственной власти иуправления;
10) участие взаконодательном процессе республики (осуществление права на законодательнуюинициативу);
11) иные полномочия,предусмотренные Конституцией и законами субъектов РФ (участие в процедурепринятия присяги высшим должностным лицом республики, право направлять посланиязаконодательному органу, принимать регламент).
Естественно, что не всеназванные полномочия тот или иной Конституционный суд осуществляет в полномобъеме. Конкретная компетенция каждого специализированного органаконституционного контроля значительно меньше. Почти всем судебным органамКонституционного свойственны первые четыре группы полномочий в приведенномперечне, а также право законодательной инициативы. Остальные полномочия имеютфакультативный характер и присущи лишь Конституционным судам отдельныхреспублик.

2. Мировыесудьи субъектов РФ
2.1Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядокназначения
Судопроизводствоосуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным,гражданским процессуальным законодательством РФ, административно-процессуальнымзаконодательством РФ и субъектов РФ, а также другими законами.
Мировые судьиосуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаютсяи упраздняются законами субъектов РФ.
Судебные участкисоздаются из расчета один мировой судья на не менее чем 15 тысяч и не более чем30 тысяч населения. При этом в административно-территориальных образованиях счисленностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Мировым судьей может бытьгражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование,стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершившийпорочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получившийрекомендацию квалификационной коллегии судей субъектов РФ.
Мировой судья не вправебыть депутатом представительных органов государственной власти или органовместного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям,осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу вдолжности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Мировые судьи назначаются(избираются) на должность представительным органом государственной властисубъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебногоучастка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Мировой судья назначается(избирается) на должность на срок пять лет. По истечении указанного срока лицо,занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатурудля назначения (избрания) на данную должность.
При повторном ипоследующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, а также приназначении (избрании) на указанную должность лица, имеющего стаж работы вдолжности судьи не менее пяти лет, мировой судья назначается (избирается) насрок, устанавливаемый законом субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
Полномочия мирового судьипрекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран).Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены либо прекращены досрочнорешением квалификационной коллегии субъекта РФ в случаях и порядке, которыепредусмотрены законодательством РФ.
Аппарат мирового судьиобеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьиустанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работникиаппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующегосубъекта РФ.
Финансирование расходовна заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные длясудей законодательством РФ, осуществляется из федерального бюджета черезтерриториальные органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Органы юстиции либоорганы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ организуютматериально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение ихквалификации, а также создают надлежащие условия для работы мировых судей.
В зале судебных заседаниймировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственногогерба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение гербасоответствующего субъекта РФ.
При осуществленииправосудия мировой судья заседает в мантии либо имеет другой отличительный знаксвоей должности, предусмотренный законом субъекта РФ.
Мировые судьи входят всудейское сообщество и пользуются всеми правами его членов.
2.2Компетенция (полномочия) мирового судьи
В компетенцию мировыхсудей входят:
-уголовные дела опреступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальноенаказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
-дела о выдаче судебногоприказа;
-дела о расторжениибрака, если между супругами отсутствует спор о детях;
-дела о разделе междусупругами совместно нажитого имущества;
-иные дела, возникающиеиз семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства(материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, обусыновлении (удочерении) ребенка;
-дела по имущественнымспорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда,установленных законом на момент подачи заявления;
-дела, возникающие изтрудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
-дела об определениипорядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимымимуществом;
-дела об административныхправонарушениях, отнесенные к компетенции морового судьи Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
Мировой судья единоличнорассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

Списоклитературы
1. Конституция РФ. Федеральноеконституционное право России. М., 1996
2. Федеральный закон «О судебнойсистеме РФ» № 1-ФКЗ от 31.12.96 г.
3. Федеральный закон «О мировыхсудьях в РФ» № 188-ФЗ от 17.12.98 г.
4. Федеральный закон «О статусе судейв Российской Федерации» № 3132-1 от 26.06.1992г.
4. Божьев В. П. Правоохранительныеорганы Российской Федерации. М. 2004год.
5. Мамаев Р.Б. Конституционнаяюстиция в субъектах Российской Федерации. Государство и право. 2003. № 4.
6. Митюков М. Организация икомпетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционноеправо. Восточноевропейское обозрение. 1996. N 3-4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.