Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Коммерческомуправу
тема: Субъектыкоммерческого права.
План
Введение
1. Понятиеи характеристика субъектов коммерческого права
2.Виды объединений субъектов коммерческого права
3. Функциональныевиды субъектов коммерческого права
Заключение
Литература
Введение
В России становление торгового права прошло следующиеосновные этапы: дореволюционный, советский и современный.
Крупные успехи в развитии торгового права были достигнутыпри Александре I. Благодаря государственному деятелю М.М. Сперанскому Россияполучила Свод законов, написанных без подражания иноземному законодательству.Реформы Александра II, прежде всего отмена крепостного права, дали мощныйимпульс всей социально-экономической жизни общества.[1]
В конце XIX – XX вв. наступает второй этап – зарождениероссийского торгового права. Экономика России встала на капиталистический путьразвития, что сопровождается принятием мер по развитию и систематизацииторгового права. В советской правовой литературе были высказаны принципиальныевозражения против рассмотрения торгового права как самостоятельной отраслиправа, действующей параллельно с гражданским. Авторы публикаций исходили изпроцессов не коммерциализации, а социализации, считая, что и то, и другое правопризвано служить общественным целям, коллективному интересу, что выделениеторгового права из общего гражданского права при советском строе лишенооснований. Критики исходили из того, что победа социалистического секторанеизбежна и поэтому нет необходимости закреплять на будущее приспособлениеинститутов буржуазного торгового права к условиям социалистической экономики.
Третий этап развития торгового права датируется 1991 г., когда в России началось создание коммерческого права, не имевшего аналогов в прошлом.Становление коммерческого права идет одновременно со становлением товарногорынка.
/>1. Понятие ихарактеристика субъектов коммерческого права
Субъектом коммерческого права является лицо,зарегистрированное в установленном законом порядке, действующее в торговом оборотена профессиональной основе, приобретающее права и обязанности от своего имени инесущее самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.Субъектами коммерческой деятельности являются физические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а такжеюридические лица.
Наиболее простая форма организации коммерческойдеятельности – предпринимательская деятельность гражданина без образованияюридического лица. Данной деятельностью он может заниматься с момента получениягражданской дееспособности, т.е. по достижении 18 лет. ГК РФ устанавливает дваисключения:
гражданин приобретает дееспособность в полном объеме смомента вступления в брак (ст. 21);
эмансипация – несовершеннолетний, достигший 16 лет, можетбыть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому договору, втом числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителязанимается предпринимательской деятельностью (ст. 27).
Гражданин вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица с момента государственнойрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). К даннойдеятельности применяются положения ГК РФ, регулирующие деятельность юридическихлиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законов.
Особая разновидность осуществления коммерческойдеятельности – ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, регулируемое ФЗот 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».[2]Оно представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или)свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющихпроизводственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку,хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции),основанную на их личном участии. Считается созданным со дня его государственнойрегистрации в установленном законодательством порядке. С 1 января 2004 г. государственную регистрацию предпринимателей, а также крестьянско-фермерских хозяйствосуществляет Министерство РФ по налогам и сборам[3](Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговуюслужбу).
Основную группу субъектов торговой деятельностисоставляют коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества;производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальныеунитарные предприятия. Они в полном объеме могут участвовать в торговомобороте.
Некоммерческие организации участвуют в торговойдеятельности ограниченно. Некоммерческие организации могут заниматьсякоммерческой деятельностью, если она служит достижению целей, ради которыхсозданы организации, и соответствующие этим целям. Такой деятельностьюпризнаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целямсоздания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценныхбумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах,в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческихорганизациях»).
Среди некоммерческих организаций необходимо выделитьособую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка.Цель их деятельности – не совершение сделок, не получение прибыли, а созданиеусловий для торговых операций другими лицами. К данным субъектам относятсятоварные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др.
2. Виды объединений субъектов коммерческого права
Субъекты коммерческой деятельности могут создаватьразличные объединения.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) впервые былазарегистрирована в 1994 г. В качестве ФПГ рассматривались группы предприятий,учреждений, финансово-кредитных организаций и инвестиционных институтов,капиталы которых объединялись. Основными организационно-правовыми формами былиакционерные общества открытого типа и холдинговые компании. Важнымобстоятельством было наличие у ФПГ статуса юридического лица. Формирование внашей стране ФПГ имеет большие перспективы, поскольку позволяет сохранить изначительно усилить конкурентоспособность крупных производственных комплексов.Образование ФПГ дает ее участникам возможность быстрее приспосабливаться кизменениям экономических условий, увеличивать территорию и объемы продаж,снижать предпринимательские риски.
Сегодня правовой основой организации и деятельностироссийских ФПГ являются ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ», постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. № 621 «О порядке ведения государственного реестра ФПГ РФ», а также правовое регулированиеосуществляется внутренними нормативными документами самой ФПГ: договором о создании,уставом центральной компании, а также др. договорами. Закон о ФПГ называет двевозможные разновидности ФПГ:
— совокупность входящих в группу юридических лиц,действующих как основное и дочерние общества;
— совокупность юридических лиц, объединивших полностьюили частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора осоздании ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческиеорганизации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозныхорганизаций. Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Существуют различныеклассификация ФПГ. По составу участников, масштабам и географии деятельностивыделяют:
— транснациональные, если среди их участников есть юр.лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников СНГ или имеющиесяподразделения на территории этих государств, а также осуществляющие тамкапитальное строительство;
— межправительственные, представляющие собойтранснациональные компании, созданные на основе межправительственногосоглашения;
— межрегиональные, функционирующие в нескольких субъектахФедерации;
— региональные, действующие в одном субъекте Федерации.
По формам производственной интеграции выделяютфинансово-промышленные группы: вертикальные, горизонтальные и конгломерат.
По отраслевой принадлежности ФПГ классифицируют наотраслевые и межотраслевые. По степени диверсификации различают монопрофильныеи многопрофильные ФПГ.[4]
Простое товарищество. По данному договору двое илинесколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать безобразования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели,не противоречащей закону (ст. 1041 ГК РФ). Участниками простого товариществамогут быть только коммерческие организации и (или) индивидуальныепредприниматели. Договор простого товарищества является консенсуальным,взаимным, многосторонним и фидуциарным (основанный на особых,лично-доверительных отношениях участников). Выход из товарищества одного изучастников влечет за собой прекращение договора. Существенными условиямидоговора простого товарищества являются: соединение вкладов участников исовместная деятельность в рамках организационного единства, не приобретающегостатуса юридического лица. В настоящее время активно развиваются такие формыпредпринимательских объединений, как консорциумы, картели, синдикаты, тресты идр.
Холдинги. Для России холдинги – явление достаточномолодое. Холдинги держат крупные пакеты акций или долей многочисленных дочернихкомпаний. Холдинг – разновидность группы лиц, основанная на экономическойсубординации и зависимости между основным и дочерними (зависимыми)хозяйственными обществами. Основанием для установления экономическойзависимости могут стать преобладающее участие основного общества в уставномкапитале дочернего, наличие договора и иных обстоятельств, позволяющихосновному обществу определять или влиять на решения зависимого общества.Холдинг не получил законодательного закрепления в качестве правовой формыобъединения хозяйствующих субъектов. В РФ первые холдинговые компании былигосударственными, так как возникли в связи с приватизацией государственныхпредприятий и необходимостью закрепления контрольного пакета их акций всобственности государства.
Ассоциации – договорные объединения коммерческихорганизаций, создаваемые в целях координации их предпринимательскойдеятельности, представления и зашиты их имущественных интересов. В ассоциациимогут объединяться и некоммерческие организации, в этом случае их возможности впредпринимательской деятельности более широки. Ассоциация – объединение,основанное на добровольном членстве. Права и обязанности членов закрепляются вих учредительных документах, отражающих специфику деятельности той или инойассоциации. Члены ассоциации сохраняют юридическую самостоятельность и праваюридического лица.
Торговые дома. Торговые дома могут создаваться как единоеюридическое лицо (в виде хозяйственных обществ, производственных кооперативов,государственных унитарных предприятий или объединений), а также в формеассоциаций, союзов, торговых, производственных, складских, транспортныхорганизаций и др. Торговый дом представляет собой многопрофильнуюпосредническую организацию, осуществляющую различные операции с товарами. Впоследнее десятилетие наблюдается активная динамика этой формы торговогопосредничества. Особо широко торговые дома получили распространение в крупныхгородах: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и др.
3. Функциональные виды субъектов коммерческого права
В зависимости от места и роли в торговом обороте субъектыкоммерческой деятельности можно подразделять на функциональные виды. Наиболееярко функциональные различия прослеживаются в оптовой торговле и посредническойдеятельности. Торговых посредников подразделяют на три группы. В первую группувключают независимых оптовых посредников, приобретающих права собственности натовар и реализующих его от собственного имени. К их числу относят дилеров,дистрибьюторов, стокистов, торговые дома.
Ко второй группе торговых посредников относятсяпосредники, не приобретающие права собственности на товар, а оказывающие вкачестве основного вида деятельности услуги по сведению продавцов ипокупателей. К этой группе посредников относятся брокеры, агенты, маклеры,комиссионеры.
К третьей группе торговых посредников относятсяспециальные участники рынка, которые не приобретают право собственности натовар, а являются организаторами торгового оборота. Цель их деятельности – несовершение сделок, а создание условий и возможностей для торговых операцийдругих лиц. К таким субъектам относятся: товарная биржа, оптовая ярмарка,оптовый рынок, торговый центр, торговые палаты. Торговые палаты –негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российскиепредприятия и российских предпринимателей. Поскольку палаты представляютинтересы предпринимателей различных сфер, то часто палаты называютторгово-промышленными. ТПП создается в целях содействия:
— развитию экономики РФ;
— ее интегрированию в мировую хозяйственную систему,формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры;
— созданию благоприятных условий для предпринимательскойдеятельности;
— урегулированию отношений предпринимателей с ихсоциальными партнерами;
— всемерному развитию всех видов предпринимательства,торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ спредпринимателями зарубежных стран.
Заключение
В настоящее время в стране набирает темпы развитиеторговой деятельности. Однако товарный рынок РФ и правовая база торговлинаходятся в стадии формирования. Все это негативно отражается на торговыхоперациях. Необходимо обеспечить единую направленность нормативных актов,преодолеть их противоречия, пробелы, создать четкую логическую схемурегулирования коммерческих процессов и отношений. Поднимается вопрос онеобходимости принятия Торгового кодекса России, который должен сыграть роль вформировании российского товарного рынка. По мнению других ученых, правила,регулирующие коммерческую деятельность, следует предусмотреть в специальномразделе Предпринимательского кодекса РФ, необходимость разработки и принятиякоторого обосновывается наукой предпринимательского права[5].
Литература
1. Булатецкий Ю.Е., Язев В.А. Коммерческое (торговое) право. – М., 2002.
2. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. – М., 1997.
3. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. Уч. пос. – М.: Юристъ,2006.