Реферат по предмету "Государство и право"


Структура, состав, полномочия, порядок формирования районных судов

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Ульяновский государственный университет
Институт дополнительного образования
Юридический заочный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоохранительные органы»
на тему: «Структура, состав, полномочия, порядокформирования районных судов»
Ульяновск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Место районного суда в судебной системе Российской Федерации
1.1 История созданиярайонных судов в Российской Федерации
1.2 Районный суд всудебной системе Российской Федерации: понятие и основы деятельности
Глава2. Организация деятельности районного суда
2.1 Порядокформирования, состав и структура районного суда
2.2 Организационныеосновы деятельности районного суда
Глава 3.Полномочиярайонного суда
3.1 Полномочия районногосуда по рассмотрению уголовных дел
3.2 Полномочиярайонного суда по рассмотрению гражданских дел
3.3 Полномочиярайонного суда по рассмотрению дел об административно – правовых нарушениях
Заключение
Список литературы

Введение
В современных условиях развития в Российской Федерации(далее – РФ) демократии, большую роль играет развитие и совершенствованиесудебной власти. Судебная власть должна стать одним из важнейших элементовструктуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Конституция, как нормативный источник права высшейюридической силы и прямого действия, является источником права о судебнойвласти. Районные судыобразуют основное звено системы судов общей юрисдикции РФ. Федеральныйконституционный закон «О судебной системе РФ» (№1-ФКЗ) принятГосударственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря1996г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемыйЗакон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыгралосновополагающую роль в формировании действующей системы органов судебнойвласти в стране.
Один районный суд может создаваться и осуществлятьсудебную власть на территории района, района и города, района и несколькихгородов.
Районные суды являются основным звеном судебнойсистемы прежде всего потому, что по своему местонахождению они наиболее близкик населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений,организаций обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав изаконных интересов. Каждый административный район (и равная ему структура) вРоссии имеет свой районный суд. Общее число районных судов — 2456; численностьсудей в них по штату превышает 12,5 тыс. человек.
Районный суд не имеет каких-либо структурных судебныхподразделений. В его составе действуют председатель суда, заместители (до двухв больших по численности) и судьи. Судьи (в том числе председатели, заместителипредседателей) районных судов назначаются на должность Президентом РФ попредставлению Председателя Верховного Суда (далее – ВС) РФ, основанному назаключении квалификационных коллегий этих судов и согласованному сзаконодательными (представительными) органами государственной властисоответствующих субъектов РФ. (ст.13 п.6 ФКЗ о Суд. С). Районный суд являетсянепосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям,действующим на территории соответствующего судебного района. Мировой судья впределах своей компетенции рассматривает единолично гражданские,административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировыесуды будут действовать в судебных участках.
Судебные обязанности между судьями распределяетпредседатель суда. При этом учитывается стаж работы судьи, его теоретическаяподготовка, склонности и другие факторы. Распределение обязанностейосуществляется:
1) по зональному или территориальному признаку. Судьяобслуживает определенную территорию (города, поселки, села) и рассматривает всеуголовные, гражданские и административные дела на этой территории;
2) по предметному признаку. Судья рассматриваетуголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательнаядифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных илигражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные,жилищные дела и т.п.;
3) по смешанному признаку (зонально-предметному).
Исходя из сказанного в различных судах применяютсяразличные формы построения работы.

Глава 1. Месторайонного суда в судебной системе РФ
1.1 Историясоздания районных судов в РФ
После Октябрьского вооруженного восстания,провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная системаРоссийской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, быласломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первогонормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В немот имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружныхсудебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всехнаименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основаниидемократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшиеинституты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частнойадвокатуры.
Для борьбы против контрреволюционных сил, рассмотрениядел «о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениямиторговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц» учреждались рабочие икрестьянские революционные трибуналы, состав которых избирался губернскими илигородскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилосьв действие с 1 января 1923 года.
В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единаятрехзвенная система судебных учреждений:
1) народный суд:
— в составе постоянного народного судьи;
— в составе постоянного народного судьи и двухнародный заседателей;
2) губернский суд;
3) Верховный Суд РСФСР.
25 сентября 1948года былоутверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дваждывносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избиралисьгражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательногоправа при тайном голосовании.
27 октября 1960года ВерховныйСовет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР».
В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР. Встатье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началахвыборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских)народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пятьлет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются насобраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованиемсроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны передизбирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут бытьими отозваны в установленном законом порядке.
Народный суд в СССР являлся основным звеном советскойсудебной системы. Такое положение народного суда было связано прежде всего сего широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал иразрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме делоб умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищенияхгосударственного и общественного имущества в особо крупных размерах,государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведениюиных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела обадминистративных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются мерыадминистративного воздействия.
Положение народного суда было обусловлено и характеромего взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием«народный». Основной формой участия граждан в судебной деятельности«народного» суда являлось включение в состав суда народныхзаседателей.
Районный (городской) народный суд, рассматривавший в70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел, чаще других судоввосстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненныхобязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим иобъясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
Процесс обновленияроссийского судоустройства активизировался в значительной мере со второйполовины 1990 г., после того как состоялось одобрение Декларации «Огосударственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990г. В действовавшую тогдаКонституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения, имевшиепрямое или косвенное отношение к судам.
1.2 Районный суд в судебной системе РоссийскойФедерации — понятие и основы деятельности
Районные суды — это суды первого звена федеральныхсудов общей юрисдикции судебной системы РФ. Каждый из таковых является вышестоящимсудебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебнойдеятельностью названных судов. В районных судах нет Президиума суда, судебныхколлегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда,члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут бытьдолжности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, топоследний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
Председатель районного суда, его заместители и судьиэтого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению ПредседателяВерховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационныхколлегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, судагорода федерального значения, суда автономной области или автономного округа. Районныйсуд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федеральногоконституционного закона «О судебной системе РФ»).
Районный суд в пределахсвоей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционнойинстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновьоткрывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебнойинстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территориисоответствующего района.
В первой инстанциирайонный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционномпорядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений ипостановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимсяобстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой иапелляционной инстанции, ст. 393 Гражданского процессуального кодекса (далее-ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешенияуголовных и гражданских дел районным судом:
а) рассматриваются:
— дела обадминистративных правонарушениях;
— вопросы, связанные сисполнением приговора (к примеру, применение к лицу институтаусловно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
— вопросы о применении клицу принудительных мер медицинского характера;
— вопросы о применении клицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии стребованиями главы 50 Уголовным процессуальным кодексом (далее — УПК);
— жалобы на действия(бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя вслучаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;
б) принимаются в ходедосудебного производства решения:
— об избрании мерыпресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
— о продлении срокасодержания под стражей;
— о помещенииподозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский илипсихиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинскойили судебно-психиатрической экспертизы;
— о производстве осмотражилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
— о производстве обыска и(или) выемки в жилище;
— о производстве личногообыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
— о производстве выемкипредметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках ииных кредитных организациях;
— о наложении ареста накорреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
— о наложении ареста наимущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиесяна счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
— о временном отстраненииподозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
— о контроле и записителефонных и иных переговоров.
Районный суд изучает и обобщаетсудебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные емузаконодательством.

Глава 2. Организация деятельности районного суда
2.1 Порядок формирования, состав и структура районногосуда
Районный суд может быть создан и упразднен толькофедеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «Осудебной системе РФ»).
Районный суд являетсяосновным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Всоответствии со ст. 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (в ред.От 2 июля 2003 г.) районный суд создается в судебном районе, территориякоторого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующейадминистративно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан такжев судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные)границы территории нескольких районов или иных соответствующих имадминистративно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе,в городах могут бытьгородские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. Всельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районныйцентр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляетсятысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматриваютлишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях,которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судовобщей юрисдикции— среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. Вих ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избраниемер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продлениеего срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственныхдействий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления,контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел(проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдачасудебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действийсвидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена.Статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционнымзаконом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральнымзаконом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группысудов. Решение об образованиирайонного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлениюуправления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъектаРФ.
Районный суд состоит из профессионалов-судей,количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюсянагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополненииПленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существеннопрепятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков.Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемыпривлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельностиконвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительномприводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от судаподсудимых.
Внутреннее устройство — структура районного суда как государственногоучреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним (см. схему 1).

/>
Схема 1. Структурарайонного суда как государственного учреждения
1.Председательрайонного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяетобязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственныеорганы.
2.        Народныесудьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально.Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органаисполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
3.        Народныезаседатели — коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие,при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи
4.        Консультантсуда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения взаконодательстве и оповещает о них судей.
5.        Секретарисудебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протоколсудебного заседания, проверяют явку в суд.
6.Канцелярия — в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским иуголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределениюкорреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомленияуголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
7.Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения,выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечениюопределенного срока.
При небольшом объемеработы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (имравных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один изкоторых является председателем суда.
Судьи районных (имравных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению ПредседателяВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собраниясоответствующего субъекта РФ4. Судьи районных судов впервые назначаются срокомна три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядкебез ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должностисудьи — 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судовназначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлениюПредседателя ВС РФ. Председатель ВС РФ вносит указанное представлениеПрезиденту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя,заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочногопрекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дняоткрытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя,заместителя председателя районного суда производится только при наличииположительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судейсубъектов РФ.
Удостоверение судьирайонного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, имустановленном — председателем вышестоящего суда, полномочным представителемПрезидента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществленииправосудия судьи облачаются в мантии.
2.2 Организационныеосновы деятельности районного суда
Организация работырайонного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. Впланах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами,мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности врайоне и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел,организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включаютопределение очередности, времени и места проведения судебных заседаний,организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационнойработе в соответствии с общим планом работы районного суда.
Федеральным законом от 8января 1998 г. «О Судебном департаменте при ВС РФ» учреждена должность администратора суда, который назначается на должность иосвобождается от должности начальником управления (отдела) Судебногодепартамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда2. Онподчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения.Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районногосуда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными идругими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в томчисле нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебнойстатистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное исоциальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания,помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работусредств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой,слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работойкоторого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав.канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза,машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их надолжность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должностьи освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подборсотрудников — это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческиекачества — добросовестность, способность сопереживать, общая культура ивежливость — «визитная карточка» суда в целом в общественном мнении ипредставлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансированиесудов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.
Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан,принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, подруководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательствуи судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вноситв контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей инародных заседателей и т.д.
Как правило, в районном(ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, вкоторых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел,вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда,исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями иделопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводствув районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 24августа 1999 г. № 8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводствовозложена на заведующегоканцелярией. Онраспределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение,готовит материалы постотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду,оформляет служебную переписку.
В районном судеорганизуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняютсясоответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работынесет председатель суда.
Как правило, в районном (городском)суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которыеведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихсяв производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями.Для хранения рассмотренных дел организуется архив.
Секретари судебных заседаний, какправило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведениепротокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность.Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началомсудебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых,потерпевших.
В районном суде организуетсясправочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, какправило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольныеэкземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений ПравительстваРФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями взаконодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе пообобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
При районных (городских) судахсостоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органамиюстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстициикраев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцатичеловек и зависит от объема выполняемой работы.
Судебный пристав являетсядолжностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений иопределений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам ипостановлений по административным делам в части имущественных взысканий.
Районные суды функционируют в настоящее время каксуды первой инстанции. Однако, как отмечалось,законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй(апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировымсудьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Глава 3. Полномочия районного суда
3.1 Полномочия районного суда по рассмотрениюуголовных дел
Компетенция районного суда определяется, прежде всего,тем, что он действует в качестве суда первой инстанции и суда апелляционной инстанциина решения мировых судей .
Районный суд правомочен рассматривать большуючасть уголовных дел. Емуподсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел,отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4ст. 31 УПК).
В связи с реализацийположений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в томчисле и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихсявыявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК), в случаях, когда их действия связаны сограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
Полномочия судьи по поступившему в суд уголовномуделу:
1. По поступившему уголовному делу судья принимаетодно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности;
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
2. Решение судьи оформляется постановлением, вкотором указываются:
1) дата и место вынесения постановления;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи,вынесшего постановление;
3) основания принятого решения.
3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток содня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовноедело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимаетрешение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Попросьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительногоознакомления с материалами уголовного дела.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
4. Копия постановления судьи направляетсяобвиняемому, потерпевшему и прокурору (ст. 227 УПК)
Полномочия судьи районныхсудов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 2ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничиваютконституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетямэлектрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища,допускается не иначе как на основании судебного решения.
Отмеченныезаконодательные новеллы способствуют приближению правосудия России кмеждународным стандартам в области соблюдения прав человека, хотя, очевидно,значительно увеличивают нагрузку на основное звено судов общей юрисдикции.Теперь, по истечении 48 часов, без санкции суда на арест любого задержанногоначальник места содержания подозреваемого немедленно его освобождает. Толькоблагодаря этой норме (п. 3ст. 94 УПК) число заключенных в следственныхизоляторах страны за полгода ее действия сократилось почти на треть, внебезызвестных «Крестах» уменьшилось с 9 тыс. до 5 тыс. человек.Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору илив суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося подстражей. Жалоба должна быть рассмотрена в судебном заседании не позднее пятисуток со дня ее поступления (ст. 125, 126 УПК).
В районном судегражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судомв составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует всудебном заседании. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступленияхрассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а приналичии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания,— коллегией в составе судьии двух народных заседателей. После указанной даты предполагается, рассмотрение уголовных дел опреступлениях указанных категорий в районном суде коллегией из трех судей,образуемой тоже толькопо ходатайству подсудимого (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г.).
Постановление овозбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения подстражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного судасоответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора,защитника в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Законзапрещает возложение указанных полномочий на одного и того же судью напостоянной основе. Они должны распределяться между судьями соответствующегосуда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.
Согласно УПК суд на любомэтапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлятьследующие действия (принимать решения).
1) откладывает судебноеразбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК);
2) приостанавливаетпроизводство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253УПК);
3) принимает решение орозыске скрывшегося подсудимого (ч.3 ст. 253 УПК);
4) прекращает в судебномзаседании уголовное дело (ст. 254 УПК);
5) предоставляет вновьвступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время дляознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебномразбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);
6) избирает, изменяет илиотменяет меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК);
7) продлить сроксодержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существудела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК).
Определения илипостановления о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовногодела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого,о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебнойэкспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться ввиде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями,если уголовное дело рассматривается судом коллегиально.
3.2 Полномочия районного суда по рассмотрениюгражданских дел
Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числерайонным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих делвозможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК).
Как определеноФедеральным конституционным законом. «О судебной системе Российской Федерации»,районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношениюк мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка(п. 2 ст. 21). К компетенции федеральных районных судов относится такжерассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей.Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие взаконную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьямисоответствующих районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК, ч. 3 ст. 30 УПК).
Районные суды обращают к исполнению вынесенные имирешения по гражданскимделам, приговоры по уголовным делам в части, касающейся удовлетворениягражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебныеприставы-исполнители. Районные суды обращают к исполнению вынесенные имиприговоры, которые вступили в законную силу.
Районный суд рассматривает гражданские дела, за исключением дел,которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами (статьи113, 114_1 -116 ГПК РСФСР). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) надолжность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваютсясудьями районных судов единолично. В случае когда при объединении несколькихсвязанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлениивстречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, аостальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районномсуде; гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов,имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим иоб объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным илинедееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлениинеправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам надействия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; овосстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностьютаких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либоспора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющихюридическое значение; гражданские дела из административно-правовых отношений.Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерныедействия (решения) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественныхорганизаций, должностных лиц;
3.3 Полномочия районного суда по рассмотрению дел обадминистративных правонарушениях
Полномочия судей районных (городских) судов по новомуКодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), вступившему в действие 1 июля 2002 г. имеют две стороны: компетенционнуюи административно — процессуальную.
Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит перечень 124 статей,дела по которым подведомственны районному судье. Часть 2 ст. 23.1 дает списокеще 55 статей, дела по которым могут быть переданы ему на рассмотрениесоответствующим органом или должностным лицом. Много это или мало, нонесомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебнойсистемы судейская компетенция по делам об административных правонарушенияхбудет расширяться: судебное производство — безусловно, наиболееквалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека- высшей государственной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и ореализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права насудебную защиту.
Особенность, можно даже сказать особость,административно-процессуального статуса судьи проявляется и в том, что толькоон вправе назначать наиболее строгие административные наказания, такие, каквозмездное или безвозмездное изъятие орудия или предмета совершенияадминистративного правонарушения, лишение специального права, административныйарест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина илилица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 — 3.11 КоАП).
Указанные административные наказания существеннозатрагивают имущественные и личные права человека; их правильное применениетребует судейской квалификации.
Среди приведенных «судебных»административных наказаний действительно новым является только дисквалификация- лишение физического лица права занимать руководящие должности висполнительном органе управления юридического лица (ст. 3.11 КоАП). Часть 3 ст.23.1 КоАП устанавливает исключительную подсудность дел, производство по которымосуществляется в форме административного расследования. Административноерасследование проводится только по наиболее сложным категориям дел — онарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защитеправ потребителей и др. (ч. 1 ст. 28.7 КоАП). Продление месячного, по общемуправилу, срока административного расследования еще до одного месяца, а по деламо нарушении таможенных правил — до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП),естественно, не прерывает сроки давности привлечения к административнойответственности, установленные ст. 4.5 КоАП.
Частью 1 ст. 29.6 КоАП установлен 15-дневный срокрассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. КоАП непредполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административномправонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протоколасудебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, чтов одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всехучастников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одногоили нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.

Заключение
В результате проведённой работы становиться понятно,что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направленийгосударственной власти ложится на суды районного масштаба. Это составляет до90% всех рассматриваемых дел.
Отрицательным моментом главы 7 Конституции являетсято, что в систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура(статья 129), что конечно не соответствует роли прокуратуры и ведет кнеобоснованному расширению и размыванию содержания дефиниции «судебнаявласть».
Несомненно, что положительным моментом является то,что суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом.Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важноеполитическое и правовое значение и, как правило, определяется наконституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, тоникакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так какдля этого необходимо изменить Конституцию.
Также,положительным моментом является возрождение в России нановой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близостиот населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав исвобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менеезначительных уголовных и гражданских дел.
Повышаетсяулучшение стабильности приговоров, продолжается снижение остатканерассмотренных дел и дел рассмотренных районными судами с нарушениемустановленного законом срока, что подтверждается проверкой дел поданных вкассационном порядке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Г.Н.,Альтшуль. Ю.В Суд и правосудие в СССР: Учебник.- М.: Юридическая литература,1974.- 360 с.
2. Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- 4-е изд., испр.И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.
3. Рыжаков А.П. Правоохранительныеорганы: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2004. – 438 с.
4. Гуськова А.П.,Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. –М.: ИГ «Юрист»,2005. — 321 с.
Нормативно- правовыеакты
1. Федеральныйконституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»от 31 декабря 1996 г.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.122001
3. Закон «О судоустройствеРСФСР» от 8.07.1981 г.
4. Федеральный законот 29 апреля 2002 г. «О создании Володарского районного суда Нижегородскойобласти» // СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1790.
5.Федеральный законот 29 июля 1998 г. «О создании и об упразднении некоторых районных судов»// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3811.
6. Закон «Остатусе судей в Российской Федерации» 26.06.1992 г.
7. Положение опорядке выдачи удостоверения судьи судьям Конституционного Суда РФ, ВерховногоСуда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и судьям, назначаемым ПрезидентомРоссийской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. №1624
8. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12. 1993 г.
9. Российская газета. 2003. 17 марта
10. Федеральный закон«Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.09.1995 г.
11. Кодекс обадминистративных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.