Введение
Юридические науки (правоведение)относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов,структуру и многообразные связи. Они различаются от других общественных наукобъектом познания. Объект правоведения — это государство и право во всех ихпроявлениях как разновидность социальной практики. Правоведение – отрасль спец.знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически- прикладноеосвоение государственно- правовой действительности. Правоведение — это целыйкомплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделитьна следующие блоки:
1.Теоретические и историческиеюридические науки (теория государства и права, история государства и права,история политических и правовых учений и др.). От других юр. наук ониотличаются тем, что изучают свойства госпрявлений в целом.
2.Отраслевые юридические науки (наукигосударственное (конституционное) право, ГП, АП, УП и т. п.). Они изучаютотдельные области, сферы государственно-правовой жизни.
3.Науки, изучающие систему,полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство,прокурорский надзор и др.).
4.Науки, изучающие международноеправо (науки международное публичное право, международное частное право и др.).
5.Прикладные юридические науки(криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.)
В ходе этой контрольной работы ярассмотрю некоторые аспекты теоретического правоведения и отраслевогоправоведения, что позволит рассмотреть важность этой науки в жизни общества игосударства в целом.
1. Теория государства и права
Понятие правового отношения и егосостав. Юридический факт.
Правоотношение — урегулированное нормами праваобщественное отношение, участники которого обладают субъективными правами иявляются носителями юридических обязанностей.
«Правоотношение представляет собойвид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественноеотношение».
Правовое регулирование не приводит ксозданию каких-либо новых общественных отношений, а лишь придает определённуюформу (правовую) уже существующим.
Состав правоотношения
Любое правоотношение представляетсобой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1)Субъект правоотношения:
Правоотношение — это взаимоотношениемежду субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которыхвозникают взаимные права и обязанности.
Участники правоотношений именуются ихсубъектами.
Субъекты правовых отношений – этосоциально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть этолица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; этонепосредственные участники правоотношения.
Субъекты правовых отношенийподразделяются на три категории:
1.Физические лица, например субъектыв правовых статусах: лицо без гражданства; гражданин; иностранец; беженец;индивидуальный предприниматель; учредитель юридического лица.
2.Юридические лица, как таковые. Уних нет обособленных правовых статусов.
3.Государство (лицом назвать егоможно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветвигосударственной власти, например: Президент; Правительство; Парламент; Судебнаявласть; Муниципальное образование.
2)Объект правоотношения:
Объект правоотношения — « это теявления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективныеюридические права и обязанности»
В соответствии со ст. 128 ГК(Гражданского кодекса РФ) объектами гражданских прав (а значит, и гражданскихправоотношений) являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество,имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальнойдеятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальнаясобственность), нематериальные блага.
Подытожив, можно сказать, чтообъектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовногомира, способные удовлетворять потребности субъектов – интерес управомоченного.Обобщенно говоря – это разнообразные материальные и нематериальные блага.
3) Содержание правоотношения:
Материальное содержание всякого правоотношенияэто «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченныйможет, а правообязанный должен совершить».
Материальное содержаниеправоотношения складывается из: «дозволенного поведения управомоченного идолжного поведения правообязанного»
Правоотношение как правовое явлениеобладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается всубъективных правах и обязанностях его участников.
Разграничение в правоотношенииюридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействийправ на общественную жизнь.
Точнее было бы рассматриватьматериальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания)«элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным июридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма исодержание (юридическая форма фактического общественного отношения, егоматериального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения,строго говоря, означает содержание юридической формы.
Составляющие юридического содержанияправоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.
Субъективные права и обязанностинеразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако вдальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участниковправоотношения могут появиться новые права и обязанности. В подавляющембольшинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права инесет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лицаесть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективнаяобязанность.
Юридический факт:
Юридический факт — конкретноежизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связываетвозникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Юридические факты, как правило,возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правовогохарактера необходимо для их регулирования и упорядочивания.
Юридические факты служатнепосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения,прекращения правовых отношений.
Некоторые юридические факты(например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственнойрегистрации.
Юридические факты многочисленны иразнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Выделяют юридические факты:правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие; правоподтверждающее(обоснованные факты).
По связи с волей субъекта юридическиефакты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно независит от воли сторон правоотношения) и деяния (появление которых связано сволей хотя бы одного из участников правоотношения).
События могут быть абсолютными иотносительными. Абсолютные события не зависят от действий человека (стихийныебедствия, падение метеорита, вспышка на солнце и т. д.), тогда какотносительные события зависят от участников данных правоотношений.
Деяния (действия и бездействия) могутбыть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные фактыподразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные —на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.
Юридические поступки — это поведениелюдей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы).
Юридические акты — это внешнее, документальноевыражение решений людей, направленное на достижение какого-либо правовогорезультата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты. Сделкипорождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могутпорождать ещё и административные последствия.
Сложные, комплексные факты, когда длявозникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколькоусловий (совокупность юридических фактов), называют юридическим составом.
Среди юридических фактов выделяютсятакже правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве,розыске и т. д.).
2.Конституционное право
Особенности Федеративного устройстваРФ и его основные принципы.
Конституционные основынационально-государственного устройства Российской Федерации установленынормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычномзаконодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятияновой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинальногоизменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основыконституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всюее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция РоссийскойФедерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РоссийскойФедерации.
Только Российская Федерация вправеобеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно,целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерациизакреплены такие принципы, как:
Государственная целостность;
Единство системы государственнойвласти;
Разграничение предметов веденияполномочий между органами государственной власти Федерации и органамигосударственной власти ее субъектов;
Равноправие и самоопределение народовРоссийской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправнымежду собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации,Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единогои равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований егоприобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территориивсеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренныеКонституцией РФ.
Основные вопросы, регулирующиефедеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции.Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации.В нее входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральногозначения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Всего в составеРоссийской Федерации 89 самостоятельных субъектов, построенных как понациональному, так и по территориальному принципам. Это означает, что вРоссийской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма иавтономии, обеспечивая тем самым государственную целостность РоссийскойФедерации как единого, самостоятельного государства. Очень важно, что текстомосновного закона РФ закреплен поименный состав субъектов Федерации, чтоозначает, что любое изменение общего состава субъектов Федерации требует какминимум внесения изменений в саму Конституцию.
Государственная целостность РФозначает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е.реализации права сецессии). Поскольку субъекты Федерации входят в составединого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, толюбое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушениецелостности государства. Как правило, современные федеративные государства непредусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из составаФедерации.
Федерации из состава единогоцелостного государства не противоречит принципам демократического общества ивполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Вместе с темКонституция Российской Федерации допускает принятие в состав единогогосударства и образование в нем нового субъекта на основе федеральногоконституционного закона.
Конституция РФ устанавливаетстатусный характер субъектов, в соответствии с которым статус республики каксубъекта Федерации определяется самой Конституцией РФ и конституцией даннойреспублики, а статус края, области, города федерального значения, автономнойобласти, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставомсоответствующего субъекта Федерации, принимаемым законодательным(представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Статус субъектаРоссийской Федерации может быть изменен по взаимному согласию РоссийскойФедерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральнымконституционным законом, а границы между субъектами Российской Федерации могутбыть изменены только с их взаимного согласия.
Важнейшее значение для нормальногофункционирования российского федерализма имеет принцип установления единогогосударственного языка на всей территории Российской Федерации, которымявляется русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать иреспублики. Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам правона сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития игарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии собщепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации.
3.Административное право
Срокидавности привлечения к административной ответственности согласно Кодексу РФ обадминистративных правонарушениях
Статья 4.5. Давность привлечения кадминистративной ответственности:
1. Постановление по делу обадминистративном правонарушении не может быть вынесено по истечении двухмесяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения,а за нарушение законодательства Российской Федерации по истечении одного годасо дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административномправонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинаютисчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административныеправонарушения, влекущие применение административного наказания в видедисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственностине позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, апри длящемся административном правонарушении — одного года со дня егообнаружения.
4. В случае отказа в возбужденииуголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действияхлица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе ввозбуждении уголовного дела или о его прекращении.
5. В случае удовлетворенияходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительстваданного лица срок давности привлечения к административной ответственностиприостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до моментапоступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченнымрассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении.
6. Срок давности привлечения кадминистративной ответственности за административные правонарушения,предусмотренные статьями 14.9,, 14.31.1 — 14.33 настоящего Кодекса, начинаетисчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа,которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РоссийскойФедерации.
Статья 4.6. Срок, в течение котороголицо считается подвергнутым административному наказанию
Лицо, которому назначеноадминистративное наказание за совершение административного правонарушения,считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончанияисполнения постановления о назначении административного наказания.
4. Уголовное право
правовой административныйответственность
Формывины, в совершении преступления предусмотренные Уголовным кодексом РФ.Невиновное причинение вреда. Статьи, в которых содержатся положения о вине
Вина в уголовном праве являетсяэлементом субъективной стороны состава преступления, обязательным условием уголовнойответственности. Согласно господствующей в настоящее время психологическойтеории вины, она определяется как психическое отношение лица к совершаемому имобщественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и егопоследствиям.
Формы вины:
В уголовном праве различается двеформы вины — умысел и неосторожность. В рамках умысла выделяется прямой икосвенный умысел, в рамках неосторожности — преступное легкомыслие и преступнаянебрежность. Выделяют также преступления с двойной (смешанной) формой вины.
Умышленная форма вины предполагаетосознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий иналичие воли, направленной к его совершению.
Неосторожность характеризуетсялегкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либоотсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожностьвстречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожныепреступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники,атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные.
Уголовный закон также можетпредусматривать ситуацию, когда в результате умышленного преступленияпричиняются тяжкие последствия, которые не охватывались умыслом лица. Уголовнаяответственность за такое преступление наступает только в случае, когда вотношении этих последствий имела место вина в форме легкомыслия илинебрежности. Такое преступление называется преступлением с двойной формой виныи в целом считается совершенным умышленно.
Невиновное причинение вреда:
Уголовным правом большинства стран недопускается объективное вменение, то есть ответственность за деяние,совершённое невиновно.
В ч. 1 ст. 28 УК закреплена такаяразновидность причинения вреда которая в теории уголовного права именуется субъективнымслучаем, или «казусом».
Невиновное причинение вреда илиуголовно-правовой казус имеет место, когда лицо по обстоятельствам дела немогло осознавать общественной опасности своего деяния, либо не предвиделовозможности наступления общественно опасных последствий и не должно или немогло их предвидеть. В последнее время наличие казуса также может признаватьсяв случаях, когда лицо хотя и предвидело возможность наступления последствий, ноне могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологическихкачеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Положение о вине содержится вследующих статьях:
Пункт 1 статьи 2.2 КОАП РФ
Пункт 2 статьи 2.2 КоАП РФ
статьи 5.14, 19.16, 21.7 КоАП РФ
Статья 402 ГК РФ
Статья 401 ГК РФ
5. Экологическое право
Источники Экологического права РФ.1. Российскоезаконодательство как источник экологического права:
В правовомгосударстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает,прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологическиеправа и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты,должно определяться основное содержание правового регулирования общественныхотношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охранеокружающей среды.2.Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств иведомств в системе источников права окружающей среды:Согласно ст. 114Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает Проведение единой государственнойполитики в области экологии и осуществляет меры по обеспечению законности, прави свобод граждан и охране собственности.
Международныедоговоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраныокружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источникаминационального экологического права. Более того, это – особый источник права.Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальнымзаконодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международнымдоговором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора. Придание договору особой роливызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сферевзаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.3. Конституция Российской Федерации:
Одной изгрупп, входящих в систему конституционных основ, являются гуманитарные нормы.Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности.Так, например, ст. 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином закрепленаобязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам[1].
Вторуюгруппу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля идругие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельностинародов, проживающих на соответствующей территории4. Международныедоговоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды:
Российская Федерация (в том числе вкачестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений,касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов.
6.Гражданское право
Правособственности. Формы собственности, предусмотренные Конституцией РФ иГражданским кодексом РФ.
Правособственности:
Экономическиеотношения собственности, урегулированные нормами права, приобретают форму правасобственности.
Термин" право собственности " применяются в 2-х значениях:
1)в объективном смысле;
2)в субъективном смысле.
Правособственности в объективном смысле — это установленные законодатели правовойнормы, определяющие границы возможных действий ему по присвоению, внедрению,пользованию и распоряжению всей совокупностью вещей, которые не исключены изгражданского оборота.
Совокупностьнорм, регламентирующих эти действия, образует институт права собственности,являющегося центральным институтом частного права. Его нормы оказывают влияниена семейное, наследственное право. Тесное взаимодействие в рамках гражданскогоправа происходит с нормами института обязательственного права. Особенно этопрослеживается при реализации правомочия по распоряжению имуществом, котороеневозможно осуществить, не вступая в обязательственные отношения, если речьидет о продаже, дарении и других видах передачи вещей другому лицу.
Правособственности в субъективном смысле означает юридически обеспеченнуювозможность для лица, присвоившего имущество, владеть, пользоваться ираспоряжаться этим имуществом по своему усмотрению в тех случаях, которыеустановил законодатель (ст. 209 ГК).
Вотличие от права собственности в объективном смысле право собственности всубъективном смысле возникает у конкретного лица только в результате егодействий по присвоению индивидуально-определенных предметов. Юридическимифактами, в результате которых возникает право собственности в субъективномсмысле, являются разнообразные сделки ( например, купля-продажа, принятиенаследства), создание новой вещи, давность владения и т.д.
Правособственности в субъективном смысле отличается от иных субъективных прав наконкретные вещи тем, что опирается непосредственно на закон и заранее неограничено во времени. Другие (например, обязательственные) права на имущество,например, вытекающие из договора хранения, залога, найма, возникая по волесобственника имеют срочный характер.
Этозначит, что каждый без ведома собственника завладевший или совершивший другиенеправомерные действия над его имуществом, обязан возвратить имущество,прекратить действия и возместить убытки, причиненные собственнику (ст. 15, 301- 304 ГК).
Формысобственности:
Формыправа собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение.В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится правособственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяетсяправовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр техвозможностей, которыми располагает его собственник.
Основныеформы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены вКонституции Российской Федерации п.2 ст.8[1]. Согласно этой статьи ныне в РФпризнаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальнаяи иные формы собственности.
Аналогичноеположение закреплено в ст.212 ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается,подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости оттого, находится имущество в собственности граждан и юридических лиц, РоссийскойФедерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
Переченьформ собственности, данный как в Конституции, так и в ГК РФ, не являетсяисчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФпризнаются иные формы собственности.
ЗаконРФ «Об основах федеральной жилищной политики» (с изменениями от 12 января 1996г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г.)[2] ныне действующийв РФ, подразделяет жилищный фонд на частный государственный, муниципальный иобщественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений.Выделение общественного жилого фонда, который мог бы быть отнесен к фонду,состоящему в частной собственности юридических лиц, объясняется особенностямиего правового режима. Он во многом сходен с правовым режимом государственного имуниципального фондов. С другой стороны существенно отличается от правовогорежима жилых домов, находящихся в собственности иных юридических лиц, неотносящихся к общественным объединениям. Этот Закон отказался от выделенияколлективной собственности, поскольку под коллективной понималасьсобственность, принадлежащая не одному субъекту, а двум или более субъектам, тоесть обпит собственность. В то же время в Законе по-прежнему говорится обимуществе кондоминиума, что юридически не точно, поскольку сам кондоминиумпредставляет собой единый комплекс недвижимого имущества. Правильнее поэтомувести речь об имуществе товарищества собственников жилья либо об имуществе вкондоминиуме, но никак не об имуществе кондоминиума.
Итак,собственность в РФ подразделяется на частную, государственную и муниципальную.Права всех собственников защищаются равным образом.
Всоставе частной собственности различают собственность граждан и юридическихяиц.
Всоставе государственной собственности — федеральная собственность исобственность субъектов федерации, муниципальной — собственность городских исельских поселений и собственность других муниципальных образований.
Имущество,относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно незакреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями,составляет имущество казны.
Взависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляетобщегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.
7. Трудовое право
Документы,предоставляемые работником при устройстве на работу согласно Трудовому кодексуРФ. Должен ли работник предоставлять при устройстве на работу свидетельство оприсвоении идентификационного налогового номера?
Предоставлениедокументов при устройстве на работу лиц достигших совершеннолетнего возраста.
Необходимопредставить следующие документы:
1.Паспорт (копия).
2.Трудовая книжка (предоставляется при наличии).
3.Военный билет (предоставляется при наличии).
4.Документ, подтверждающий образование.
5.Пенсионное свидетельство (предоставляется при наличии).
6.Справка об отсутствии судимости.
7.Статьей 213 Трудового кодекса предусмотрено предоставление медицинской справкиработниками пищевой промышленности, общественного питания и торговли,лечебно-профилактических и детских учреждений. Также медосмотры предусмотрены,например, для таких категорий работников как водители.
Каждый подросток при достижении им14-ти летнего возраста в соответствии с Трудовым кодексом Р.Ф. имеет право наофициальное трудоустройство.
Притрудоустройстве подростков помимо вышеуказанных документов требуется:
1.медицинская справка (с заключениемврача об отсутствии противопоказаний к выполнению конкретной работы);
2.согласие одного из родителей вписьменной форме (опекуна, попечителя);
3.разрешениеоргана опеки и попечительства – для подростков 14-15 лет (по запросуорганизации, в которую осуществляется оформление на работу
Таковперечень документов, указанный в Трудовом кодексе РФ. Требовать что-нибудьсверх этого работодатель не имеет права. Все дополнительные требования, вроде:предоставление свидетельства об окончании каких-либо курсов, рекомендаций, предложенияпройти тестирование и пр. являются незаконными и могут быть отклонены вами.
Чеготребовать не должны, но обычно требуют:
1.предоставлениеИНН (идентификационного номера налогоплательщика). Как обоснование этоготребования работодатель называет необходимость подачи сведений об НДФЛ вналоговую инспекцию. Но при подаче сведений по НДФЛ за сотрудников,проставление в справке сведений об их ИНН не обязательно. Закон призывает, ноне обязывает граждан РФ получать ИНН, это добровольное право. Нет и ответственностиработодателя за отсутствие ИНН у сотрудников.
8. Семейное право
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,предусмотренные Семейным кодексом РФ.
Защита прав и интересов детей вслучаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их вродительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей,длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей илиот защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детейиз воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защитынаселения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствияродительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительствавыявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей иисходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формыустройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящегоКодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания,воспитания и образования.
Федеральным законом № 32-ФЗ от02.01.2000 абзац первый пункта 1 дополнен словами «в том числе детскиедома семейного типа».
Дети, оставшиеся без попеченияродителей, подлежат передаче на воспитание в семью:
1.на усыновление (удочерение);
2.под опеку (попечительство);
3.в приемную семью.
А при отсутствии такой возможности вучреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всехтипов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа,лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другиеаналогичные учреждения).
Иные формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектовРоссийской Федерации.
При устройстве ребенка должныучитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религиии культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании иобразовании.
До устройства детей, оставшихся безпопечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временновозлагается на органы опеки и попечительства.
9.Задачи
Задача №1. Таможенный орган вынес решение о привлеченииналогоплательщика к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,в связи с тем, что тот указал в грузовой таможенной декларации недостоверноеколичество ввезённого товара.
Правильно ли таможенный орган квалифицировал действияналогоплательщика? В случае несогласия налогоплательщика с действиямитаможенного органа, в какой орган он может эти действия обжаловать?
Таможенный орган неверно квалифицировал действияналогоплательщика, привлекши его к административной ответственности по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ, т.к. ответственность за недостоверное декларирование товаров и(или) транспортных средств (в нашем случае, указание в грузовой таможеннойдекларации недостоверного количество ввезённого товара), предусмотрена частьювторой статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях (далее — КоАП РФ): Заявление декларантом либо таможеннымброкером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортныхсредств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, еслитакие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенныхпошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второйдо двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, с конфискациейтоваров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административногоправонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административногоправонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеровоплаты труда.
Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие)таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, по мнениюэтого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданыпрепятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.Такое право предусмотрено Конституцией и конкретизировано в ст. 45 новогоТаможенного кодекса РФ.
Существует несколько видов обжалования действия (бездействия)таможенного органа или его должностного лица:
Упрощенный порядок обжалования:
1. Обращения с устной жалобой
Устную жалобу должностные лица обязаны безотлагательнорассмотреть. По желанию лица должен быть составлен акт о рассмотрении жалобы.
Однако стоит знать, что упрощенный порядок предусмотрентолько для решения оперативных вопросов, возникающих на уровне таможенногопоста или таможни. К тому же он применим при перемещении через границу одноготранспортного средства или товаров, стоимость которых не превышает полторамиллиона рублей.
Альтернативный порядок обжалования:
лицо по своему усмотрению может выбрать:
2.обратиться в систему таможенных органов;
3.подать жалобу в суд.
Задача №2. Мухину принадлежит дом направе частной собственности. Решением администрации г. Волгограда дом Мухинаподлежит сносу в связи с отводом земельного участка под строительствотрамвайного парка. Собственнику дома и членам его семьи администрация города вкачестве компенсации выделила квартиру в 30 кв. метров на четверых, переселиться в которую он отказался. По мнению Мухина, администрация моглавыделить земельный участок под капитальную застройку в другом месте. Крометого, его не устроил метраж нового жилья.
Какие правоотношения возникли в связис изъятием земельного участка и сносом дома? Какие органы правомочны решать этиспоры?
В связи с изъятием земельного участкаи сносом дома, между участниками возникли жилищные правоотношения.
Жилищные споры — это особаяразновидность споров, затрагивающих жилищные права и интересы граждан иорганизаций, необходимость защиты их субъективных прав по владению, пользованиюи распоряжению жилыми помещениями. В судебной практике дела, связанные сжилищными спорами, условно охватываются более широким понятием «гражданскиедела». Жилищные споры разрешаются судом общей юрисдикции, арбитражнымсудом, третейским судом, а также другими уполномоченными на то органами.
Основными органами, осуществляющимиразрешение жилищных споров, являются суды общей юрисдикции, если одной изсторон участников спора является гражданин. Судами Российской Федерациирассматривается значительное количество исковых заявлений о защите жилищныхправ и охраняемых законом интересов граждан, а также прав организаций.
Право на судебную защиту жилищных правграждан опирается на принципиальные положения Конституции РФ (ст. 46 и др.),согласно которым каждому (в том числе каждому гражданину — собственнику жилья,нанимателю, членам их семей) гарантируется судебная защита прав и свобод.Исходя их этих конституционных положений, суды призваны обеспечивать надлежащуюзащиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильногорассмотрения дела.
Заключение
Правоведение – это совокупностьправовых норм, которые устанавливаются государством с помощью которогорегулируются общественные отношения, складывающиеся в обществе. Регулироватьобщественные отношения помогают функции права:
1.Регулятивные – регулируют наиболеезначимые общественные отношения;
2.Охранительные – охраняют интересыобщества;
3.Гуманистические – смягчаютпротиворечия и конфликты возникающие в обществе;
4.Воспитательные;
5.Идеологические — формирует всознании человека представление о принципах поведения и их необходимости.
Существует несколько отраслейПравоведения, такие как:Отрасль материального права: Отрасль процессуального права:
-конституционное;
-административное;
-гражданское;
-семейное;
-трудовое;
-финансовое.
-уголовное и т.д.
-гражданско — процессуальное;
-уголовно — процессуальное;
-арбитражно — процессуальное.
Как мы видим правоведение охватываетвсе сферы жизни общества и государства в целом, поэтому можно сделать вывод,что правоведение необходимо в жизни людей. Ведь право регулирует общественныесоциальные отношения. Даёт возможность наиболее верно решить возникшие вобществе проблемы. Облегчает задачу государства связанную с управлением ирегулированием общественных отношений.