Реферат по предмету "Государство и право"


Специфика государственной власти

Оглавление:
Введение……………………………………………………………….........2
Основная часть:
Глава1. Сущность и социальное назначение государства………..4
Глава2. Функции государства……………………………………...8
Глава3. Понятие и общие черты государственной власти……...12
Глава4. Особенности государственной власти…………………..21
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованнойлитературы……………………………….........25

Введение
 
Актуальностьтемы исследования.
Государственная власть — это возможность и способность специализированных органов государстваосуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитромв нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применятьпринуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционированиеопределяется противоречивым единством деятельности институтов федеральногоцентра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственнойвласти местного самоуправления.
С момента разрушенияжесткой вертикали государственной власти в России начался процессфункционального передела власти. При этом не были четко определены полномочиягосударственной власти любого уровня. Региональная суверенизация, основанная наместных законах, порой противоречащих Конституции 1993 г., другим нормативно-правовым актам, привела к асимметричности субъектов государственной властив России, что повлекло за собой ее кризис.
При слабости единойвертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются нестратегическими функциями властвования, а решением повседневных проблем. Утеряединого государственного интереса, ослабление государственно-властной иерархии,слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию,неуправляемости процессов общественной жизни. Власть становится смешанной,гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежитведущее место.
Тенденции развитиягосударственной власти состоят в изменении соотношения государства игражданского общества, функциональной роли государства, приоритета права надгосударством, обострении национальной природы государства при расширении егосоциальной базы, усилении международно-правовых зависимостей государства,саморазвитии государства как системы со своими элементами.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотренииспецифики государственной власти.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.   рассмотреть сущность и социальноеназначение государства;
2.   рассмотреть функции государства;
3.   дать понятие и рассмотреть общие чертыгосударственной власти;
4.   рассмотреть особенностигосударственной власти.
Объект исследования – специфика государственной власти.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением специфики государственной власти.

Основная часть
 
Глава 1. Сущность исоциальное назначение государства
Сущность как философская категория означает главное,основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущностьгосударства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет егосодержание, социальное назначение и функционирование[1].
Без глубокого и разностороннего понимания природы исущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им.Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве помере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к немуи незнанием.
При рассмотрении сущности государства важноучитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организацияполитической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация(содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливатьсятолько на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое исовременное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корненеверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другимисловами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической властиосуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый,общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущностигосударства.
Хронологически первым выступает классовый подход, врамках которого государство можно определить как организацию политическойвласти экономически господствующего класса. Здесь государство используется вузких целях, как средство для обеспечения главным образом интересовгосподствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередноеудовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивленияу других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данногосопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие,феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата)государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с темобщечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств такжеприсутствуют, но они отходят на второй план[2].
Более прогрессивным является общечеловеческий (илиобщесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить какорганизацию политической власти, создающую условия для компромисса интересовразличных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется вболее широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества,концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населениястраны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.
Государство такой сущности, не занимая однозначнойклассовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласоватьимеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно,это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достиглитаких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились вдостижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. Ктаким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию,Швецию, Австрию, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить ирелигиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущностигосударства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовыеинтересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можноопределить как организацию политической власти, содействующую преимущественномуосуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан,исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия идр. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами[3].
В рамках национального (националистического) подходагосударство можно определить как организацию политической власти, содействующуюпреимущественному осуществлению интересов титульной нации за счетудовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые,провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности(и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят вомногом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременноинтересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытиирусскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка кореннойнации для занятия государственных должностей, для получения гражданства,продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можноопределить как организацию политической власти, содействующую преимущественномуосуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересовдругих рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь можетвыступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящиереакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношениикоренного африканского населения и в значительной степени против переселенцевиз Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав,помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободыпередвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущностигосударства в зависимости от исторических условий на первый план может выходитьлюбое из вышеназванных начал[4].
Социальное назначение государства вытекает из егосущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности,таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
Глава2. Функции государства
Функции государства — это основные направлениядеятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функцияхпроявляется сущность конкретного государства, его природа и социальноеназначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чемзанимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основныенаправления деятельности государства они не должны отождествляться с самойдеятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваныотражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобырешать поставленные перед ним задачи[5].
Функции характеризуют государство в развитии,динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями,устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящихперед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функцияхпроявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнятьгосударство на том или ином историческом этапе своего развития.
Всвязи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которыхвесьма разнообразно, необходима их научная классификация. Классификация функцийгосударства осуществляется по нескольким основаниям, или критериям.
Ониподразделяются на:
1.основные и неосновные – в зависимости от масштаба и важности социальной сферыили общественных проблем, в отношении которых осуществляется деятельностьгосударства или его воздействие.  Основные функции государства определяют егосущность и социальное назначение, его исключительность, поэтому их группируютпо наиболее важным направлениям деятельности государства. Неосновные – напрямуюне связаны с его сущностью и социальным назначением, и поэтому либо являютсяпреходящими, временными, обусловленными требованием исторического момента; либоявляются составными частями основных функций и представляют собой направлениядеятельности государства в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.
2.внутренние и внешние — в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни– внутри страны или за ее пределами – они осуществляются, разрешению какихзадач – внутриполитических или внешнеполитических – служат;
Современномугосударству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая;социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взиманияналогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, собственности,правопорядка[6].
Экономическаяфункция сегодня охватывает такие направления государственной деятельности, как:поддержка высококонкурентных и социально значимых для страны производств;демонополизация и стимулирование развития произ­водства; поддержкаотечественного производителя; реализация целенаправленной инвестиционнойполитики; защита интересов национальных компаний на внутреннем и мировом рынке;контроль инфляции и роста цен; формирование финансовой системы и т.д.
Социальнаяфункция направлена на создание условий, обеспечивающих социальные гарантиижизни и  развития граждан. В ее содержание входит: охра­на труда и здоровьялюдей; установление гарантирован­ного минимума оплаты труда; поддержка семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие сетисоциальных служб; установление государственных пенсий и пособий, иных гарантийсоциальной защиты граждан.
Социальнаяфункция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек, какбедность, социальное неравенство, безработица; на стабилизацию уровня жизнинаселения и более равномерное распределение бремени экономических проблем междуразлич­ными группами населения.
Функцияразвития культуры, науки и образования. Ее содержание составляет:государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра,кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; обеспечение развития науки иинтеллектуального потенциала нации; физкультуры и спорта; радио, телевидения идругих средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников,заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек; поддержка при­оритетногоразвития новых технологий; эффективное использование образовательного инаучного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшегообразования; меры по развитию и укреплению общеобразовательной школы, обеспечениедоступности и качества образования определенного уровня.
Экологическаяфункция, или функция охраны природы и рационального использования природныхресурсов. Ее содержание  составляют: государственное управление и координациядеятельности в об­ласти охраны окружающей среды; регулирование природополь­зования;обеспечение экологической безопасности; оздоровле­ние и улучшение качестваокружающей среды и др.
Функцияналогообложения и взимания налогов. Ее содержание составляют разработка иреализация налоговой политики; регулирование с ее помощью экономики;формирование и пополне­ние государственного и муниципального бюджета за счетналогов; контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью ихуплаты; выявление налоговых правонарушений и преступлений; соблюдение законо­дательствапредпринимательской деятельности; выдача патентов, лицензий; регистрацияпредприятий и др.
Однойиз главных функций государства является функция охраны правопорядка,обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений,обуздание преступности.
Косновным внешним функциям государства относятся функции обороны страны;обеспечения мира и поддержания мирового порядка; борьба с международнымтерроризмом; сотрудничество и укрепление связей с другими странами; участие вмеждународных организациях и союзах; интеграция в мировую экономику исотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем[7].
 
Глава3. Понятие и общие черты государственной власти
Власть — сложный, многоаспектный феномен,проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ееосуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одниавторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любомуколлективу, обществу; другие исследователи — как волевое отношение(властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи — какспособность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определеннойсоциальной общности других людей. Власть понимается также как управление,связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимаетсягосударство или его органы, осуществляющие власть.
Под социальной властью можно понимать присущеевсякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами,опирающееся на принуждение[8].
Социальная власть неотъемлема от любойорганизованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, игосударству, и обществу в целом, и т.п. Это — важнейшее средствофункционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любойорганизации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость,служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, этосистемообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Подвоздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными,приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизньлюдей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективахпроистекает из совместной осознанной общественной деятельности, чтопредполагает разделение труда, регулирование поведения, установлениеопределенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективовмежду собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формыпринуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, всвязи с чем различается множество разновидностей власти по самым различнымоснованиям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная,корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольновступившими в нее членами и т.д.
Государственная же власть представляет собой особуюразновидность социальной власти.
Государственная власть — более узкая категория, чемполитическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но идругими звеньями политической системы общества: органами местногосамоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациямии т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя иосуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8)[9].
Вместе с тем если государственная власть выступаетот имени всего общества, то политическая — зачастую от какой-либо его части илисоциальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличиеот власти политической, государственная власть имеет свойственные ей триосновные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующимипрерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому какполитическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическуювласть нельзя отождествлять с властью государственной[10].
Согласно другой точке зрения, понятие«политическая власть» тождественно категории «государственнаявласть», так как политическая власть исходит от государства и реализуетсяне иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Государственная власть — это публично-политическоеотношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся нагосударственное принуждение[11].
Подобная власть осуществляет функцию, связанную сруководством, управлением и координацией волевых действий людей.Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых онавыступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всемичленами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властноеруководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властныхфункций определять поведение людей, с другой — необходимость подвластныхподчинять свое поведение властному повелению. Подчинение — следствие какубеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утратаэтого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюдапоследствиями.
Государственная власть:
1)распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеетотношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, являетсяобщеобязательной);
2)носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции,решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного родаинтересов);
3)опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда этонеобходимо для достижения законных и справедливых целей);
4)осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) устанавливает систему налогов;
6) организует население по территориальномупризнаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью.
Легитимность и легальность власти — понятия несовпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, еесоответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, толегитимность — это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственнойхарактеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, нообеспечивающая их выполнение, — легальна, в то же время она может бытьнелегитимной, не приниматься народом[12].
Во все времена предметом постоянной озабоченностиправящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение ихпризнания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своейподдержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всемисредствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными,эмоционально-психологическими и т.п.
О степени легитимности государственной власти можносудить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политикив обществе, по количественному и качественному анализу попыток сверженияправителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданскогонеповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовымдемонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозициисуществующему режиму и др.
Власть является атрибутом(неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. Тообстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняетсятем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальныйорганизм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессеупорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособномсостоянии — состоянии функционирования. С точки зрения генезиса (происхождения)именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствиетакого феномена, как власть.
Но не наоборот, когдапредполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому,что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, чтовласть есть средство именно социального управления, поскольку управление можетбыть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлениемтехнической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление —явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубосоциальное. Суть этого момента более полно раскрывается в следующем признакевласти[13].
Власть может существоватьи функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такогоотношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, инымисоциальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком ивещью или между человеком и животным (даже если животное находится всобственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено этокачество уже следующей характерной особенностью власти.
Осуществление властивсегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властныйимпульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать(обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним,воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношениявласти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
Общественные отношения, врамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностьюобщественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегдапредставляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого являетсявластным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным. С точки зренияобщесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделеннымисознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъектвыступает как объект властного воздействия властвующего субъекта[14].
Важнейшим признакомвласти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силыопределяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Силавласти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, силаоружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета,убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.
В этой связи не следуетпутать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» — это все-такиразные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его волепосредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. Приэтом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегдасвязано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основепредполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Характернойособенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, чтопод влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам иценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, чтопредлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих,укладывается в систему ценностей подвластного.
Из-за того, что властьможет иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагаетподчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такогоподчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношениивласти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условиемналичия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Существуют различные видывласти.
Власть можноклассифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения еесоциального уровня можно различать:
1.        власть в масштабевсего общества;
2.        власть внутритого или иного коллектива (организации);
3.        власть вотношении между двумя индивидами.
Власть можно поделитьтакже на политическую и неполитическую. Политической является та власть,которая способна выступить средством решения политических задач, то естьсредством реализации, защиты интересов больших социальных групп.Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы(общности) над другой (например, господство одного класса над другим);государственная власть; власть партийная, а также иных политических организацийи движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф.Байтин), что власть государственная и власть политическая — это одно и то жеявление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна[15].
Власть внутри той илииной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимостиот способа организации и властвования может быть демократической илинедемократической. Причем это деление касается не только политической власти,но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократияможет быть и неполитической.
Политическая власть вобществе (и прежде всего это касается государственной власти) может бытьлегальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителямипоследней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты,мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальнаявласть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны.Легальность характеризует правомерность существования власти сформально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означаетпризнание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политическиоправданного явления. И может быть даже так, что государственная властьлегальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимностиполитического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономисти социолог Макс Вебер (1864–1920 гг.).
Среди неполитическихразновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть,властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнююисторию[16].
С точки зрениягенетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственнаявласть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (наопределенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущигосударственной власти, и обусловили появление государства. Государствовыступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую этавласть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметьвозможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть тувласть, которую и принято именовать государственной.
Говоря об особенностяхгосударственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в видудва обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связьгосударственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственнаявласть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюдаследует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государствавзаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают иподходы к их характеристике должны быть различными[17].
К особым свойствамгосударственной власти можно отнести следующие:
1. Для государственнойвласти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другаявласть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная властьпублична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякаявласть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционновкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная властьосуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от обществакак объекта власти.
3. Государственная властьсуверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны.Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она вышевласти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчинятьсявласти государства.
4. Государственная властьуниверсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все населениестраны.
5. Государственная властьобладает прерогативой, то есть исключительным правом на изданиеобщеобязательных правил поведения — юридических норм.
6. Во временигосударственная власть действует постоянно и непрерывно.
 
Глава 4. Особенностигосударственной власти
Политическая, илигосударственная, власть — не единственный вид общественной власти. Властьприсуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленнойобщности людей. Стержнем любой власти является возможность подчинить своей волеповедение других людей, заставить их повиноваться. Поэтому неотъемлемымэлементом содержания любой власти является принуждение. Общественное управлениеневозможно без принуждения, которое в разных исторических условиях приобретаетразличные содержание и форму.
Власть есть средствофункциониро­вания любой социальной общности, проявляющееся как отно­шениеподчинения входящих в это сообщество лиц единой руко­водящей в нем воле[18].
Политическая, илигосударственная, власть представляет собой особую разновидность общественнойвласти. Она исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямомили косвенном) участии. Она или осуществляется непосредственно самимгосударством, или делегирована, или санкционирована им, т.е. проводится от егоимени, по его уполномочию и при его поддержке.
Специфика политическойвласти заключается в следующем:
— политическая властьпредставляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части,социальной группы, класса;
— реализация политическойвласти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которыеотделены от общества и  профессионально выполняют управленческие функции,получая за это вознаграждение;
— обеспечение решений политическойвласти осуществляется с помощью специально созданного аппарата принуждения(армия, полиция,  тюрьмы и т.д.);
— государственная властьсуверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью вотношениях с другими государствами.
— для содержания аппаратагосударственных служащих, представляющих политическую власть, необхо­димы средства, что обеспечивается налогами с населения.
Непосредственнымвоплощением, особой организацией по­литической власти  является государство[19].

Заключение
Итак,мы рассмотрели сущность и социальное назначение государства, функциигосударства, дали понятие и рассмотрели общие черты государственной власти, атакже особенности государственной власти.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Государственная власть —фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественнойжизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения»преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражаетсясуровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий идвижений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют нынеученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностьюсоциальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней.Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенностьгосударственной власти заключена в ее политической и классовой природе. Внаучной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическаявласть» обычно отоиодествля-ются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно,допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политическойи содержит элемент классовости.
Особенностьюгосударственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно несовпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.
Государственная властьреализуется через государственное управление – целенаправленное воздействиегосударства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов длявыполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Еще одна важнейшаяособенность государственной власти состоит в том, что она проявляется вдеятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм(аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что еепрактически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, преждевсего, механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть частоотождествляют с органами государства, особенно высшими.
 

Список использованнойлитературы:
 
Нормативные правовыеакты:
1.   Конституция РФ от 12.12.1993г.Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Литература:
1.        Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001. С. 368.
2.        Василенко А. И.,Максимов М. В., Чистяков Н. М. Теория государства и права. М., 2007. С. 384.
3.        Венгеров А. Б.Теория государства и права. М., 2008. С. 608.
4.        Габричидзе Д.Основы органов государственной власти России. М., 2008. С. 352.
5.        Гаджиев К. С.Политология. М., 2008. С. 464.
6.        Гомеров И. Н.Государство и государственная власть. М., 2008. С. 832.
7.        Дмитриев Ю. А.,Николаев А. М. Система государственной власти в России и в мире:историко-правовая ретроспектива. М., 2002. С. 840.
8.        Каптерев С. Е.Авторитет государственной власти и процессы трансформации в современной России.М., 2005. С. 608.
9.        Клименко А. В.,Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2007. С. 224.
10.     Лазарев В.В.Общая теория государства и права. М., 2005. С. 575.
11.     Летушева Н. И.,Летушева М. В. Теория государства и права. М., 2008. С. 208.
12.     Лужков Ю. М. Путьк эффективному государству. План преобразования системы государственной властии управления в Российской Федерации. М., 2002. С. 206.
13.     Марченко М.Н.Общая теория государства и права. М., 2006. С. 648.
14.     Матузов Н.И.,Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 541.
15.     Мацнев А., КарбихЮ. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемыреализации. М., 2007. С. 384.
16.     Минниахметов Р.Г.Еще раз о соотношении права и государства // Право и политика. 2005. № 3.
17.     Морозова Л.А.Проблемы современной российской государственности. М., 2006. С. 256.
18.     Морозова Л. А.Теория государства и права. М., 2008. С. 480.
19.     Ракитская И.Ф.Теория государства. СПб., 2006. С. 381.
20.     Теория государстваи права: Краткий курс лекций / Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. СПб., 2006. С. 178.
21.     Теориягосударства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М.,2008. С. 752.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.