Содержание
Введение
1. Понятие конституционно-правового отношения вконституционном праве Российской Федерации
1.1 Понятие и особенностиконституционно-правовых отношений
1.2 Объектыконституционно-правовых отношений
2. Основные субъекты и объекты конституционно-правовых отношений
2.1 Народ, гражданское общество,общественность как субъекты конституционно-правовых отношений
2.2 Российское государство — субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений
2.3 Другие субъектыконституционных правоотношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Назначениемконституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений,составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действияконституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Ониобладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо оттого, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение естьрезультат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствиеэтого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, вкоторых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами иобязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.
Специфика конституционно-правовых отношений посравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственноесодержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предметконституционного права;
2) конституционно-правовым отношениям свойственособый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут бытьучастниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуютсябольшим разнообразием, что создает многослойные юридические связи междусубъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собойправоотношений.
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного праваи содержанием которого является юридическая связь между субъектами в формевзаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Целькурсовой работы раскрыть понятие, объект, субъекты, содержаниеконституционно-правовых отношений.
Для достижения указаннойцели перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
- во-первых,изучить понятие конституционно-правового отношения;
- во-вторых,рассмотреть общие положения о составе (элементах) правоотношения, а именноопределить объекты конституционно-правового отношения;
- в-третьих, датьхарактеристику основным субъектам конституционно-правового отношения;
- в-пятых, сделатьосновные выводы по курсовой работе.
При написании курсовойработы использована вся доступная литература: изучены научные исследованияотечественных авторов в области общей теории государства и права иконституционного права. При этом, особо следует отметить труды таких ученых какХалфина Р.О., Дудин А.П., Гревцов Ю.И., Алексеев С.С., М.С. Матейкович, В.В.Воронина, Н.В. Бутусова, М.М. Сперанского, М.Н. Марченко, С.И. Архипова и т.д.
1. Понятие конституционно-правовогоотношения в конституционном праве Российской Федерации1.1 Понятие и особенности конституционно-правовых отношений
Как уже отмечалось, всферу конституционного права попадает только определенная часть общественныхотношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулированиянезначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношениявесьма важны. Более того, оставаясь только частью гражданского общества,государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Этопроисходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти техили иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложненияэкономических, политических и социальных отношений, возникновения все новыхпрепятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, падение нравови духовности, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные созлоупотреблениями научно-техническими открытиями, и др.).
Отсюда усиливающийсясоблазн решать общественные проблемы авторитарными методами, тенденциясползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществесуществуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционноеправо должно быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условияхне утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создаваяопределенный общественный порядок и условия для их благополучия.
Из общей теории праваизвестно, что воздействие права на общественные отношения порождаетправоотношения, через которые происходит реализация права. Что касаетсяконституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения.Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций,которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, ноне через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия налюдей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют насоздание конкретных норм.
Примером такойдекларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма непорождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не можетбыть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Ноона важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритетечеловека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы дляподдержания демократического порядка.
Однако большинствоконституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, ипоэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений,без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, аследовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения.Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например,гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятсяспециальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотяподчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту состороны органов общей и конституционной юстиции.
Своеобразие предмета конституционного права,многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовыхотношений.
Правоотношения классического вида возникают врезультате реализации норм — правил поведения. На их основе складываютсяконкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты,их взаимные права и обязанности.
Реализацией же таких норм, как нормы-принципы,нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида — правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, неустановлены их конкретные права и обязанности.
Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например,основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принципразделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений,в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения,которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С таким общимправоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, должныереализовывать названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет вобщей форме их права, вытекающие из предписаний данной нормы-принципа.
Особым видом конституционно-правовых отношенийявляются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта — четкаяопределенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав иобязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает изустановлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовымиотношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектовРоссийской Федерации в ее составе.
В качестве вида конституционно-правовых отношенийможно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянныхправоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование вконкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения погражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результатереализации конкретных норм — правил поведения. С выполнением заложенной вправоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения междуизбирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнениемпоследней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень иобеспечить ему установленные условия для голосования.
Особыми видами конституционно-правовых отношенийявляются материальные и процессуальные правоотношения. В первых — реализуютсяправа и обязанности, которые составляют содержание правоотношения(правоустановительные отношения), во вторых — реализуются права и обязанности,связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовыхнормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительныеотношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции,закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникаютправоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том,что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2ст. 8), — правоустановительные отношения.
Возникновению конкретного конституционно-правовогоотношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с негоначинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретныйсубъект права становится участником данного правоотношения, обладателемсоответствующих правообязанностей.
Юридический факт — это событие или действие, котороевлечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано сволеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться наюридические акты и юридические поступки.
Как правило, развитие правоотношения, его движениепобуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновениеправоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождениегражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого являетсяреализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридическихфактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательныхокругов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение всписки данного гражданина, наступление срока, установленного для началаголосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализацииправа избирать заканчивается.
Рассмотрим в следующейглаве более подробно основные виды конституционно-правовых отношений.1.2 Объекты конституционно-правовых отношений
Объектами конституционно-правовых отношенийвыступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида.
Этосоциально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство властипосредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделениевластей и т.п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другиеприродные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода,личная неприкосновенность и т.д.
Содержание конституционно-правовых отношенийраспадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержаниеправоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанностиего участников, определенные нормой конституционного права. Фактическоесодержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правовогоотношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав иобязанностей.
Субъективноеправо в юридическомсодержании конституционно-правового отношения — это мера дозволенного поведениялица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность — предписанная лицумера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовыхотношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются навсех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы),обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам(например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет обиспользовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления стаким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могутпринадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например,обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародоватьпринятый федеральный конституционный закон).
Длявозникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношенийнеобходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правоваянорма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическимифактами могут быть либо события, либо действия.
События — это обстоятельства, не зависящиеот воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновенияу него личных прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинстволичности и др.
Действия как волевое поведение людей, внешнеевыражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные.Правомерное действие — это волевое поведение, которое соответствует правовымпредписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов.Неправомерное действие — это волевое поведение, которое не соответствуетправовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется свозложенными на лиц юридическими обязанностями.
Особенностьююридических фактов в конституционном праве является широкое распространениеюридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуютдлительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниямотносится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовыесостояния одновременно сами являются правоотношениями.
Конституционно-правовыеотношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием неодного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактическийсостав — система юридических фактов, необходимых для наступления юридическихпоследствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например,для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходимфактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданствоРоссийской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание вРоссийской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должностиПрезидента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.
2. Основные субъекты и объекты конституционно-правовыхотношений2.1 Народ, гражданское общество, общественность как субъектыконституционно-правовых отношений
Конституционноеправо активно использует понятия «народ», «гражданское общество»,«общественность». По сути, речь идет о важнейших субъектахконституционно-правовых отношений, участвующих в осуществлении государственнойвласти в стране.
Вотечественном законодательстве наметилась тенденция определения народа каксовокупности народов (национальных общностей), проживающих на соответствующейтерритории.
Согласночасти 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природныересурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Как следует изправовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 23 апреля2004 года N 8-П, народы, проживающие на территории Российской Федерации, иобразуют весь ее многонациональный народ.
Аналогичныйподход отражен в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «Онедрах» (часть 2 статьи 2 актуальной редакции), где предусматривается, что«владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр впределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих насоответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляютсясовместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации».
Приведеннаяконцепция представляется не вполне убедительной, поскольку отражает только однукачественную сторону российского народа — его многонациональный характер.Определение народа только как совокупности национальных общностей (народов),проживающих внутри России, стирает грань между гражданами и иностранцами,выводит за грань народа граждан страны, проживающих за рубежом. Ставится подсомнение идея единого суверенитета народа, что дает повод заинтересованнымлицам ставить вопрос о суверенитете республик, о необходимости восстановленияреспубликанского гражданства. По данной проблеме в связи с запросомГосударственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан КонституционныйСуд России даже сформулировал правовую позицию: «Тот очевидный факт, накоторый ссылается заявитель, — что население (народ) Российской Федерации „распределено“по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя потерминологии запроса, можно говорить о „населении“ или „народереспублики“), — не дает оснований говорить о наличии конституционныхоснований для установления республикой (государством) как субъектом РоссийскойФедерации своего гражданства» (Определение от 6 декабря 2001 года N250-О).
Очевидно,что для определения категории «народ», помимо гражданства, полиэтничности,необходима иная качественная характеристика, позволяющая считать совокупностьграждан различных национальностей единым целым — народом страны. Такимобъединяющим началом выступают общие, публичные интересы. Еще в I веке до н.э.римский философ и политический деятель Цицерон указывал, что народ есть «нелюбое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, асоединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права иобщностью интересов».
Пониманиеобщих интересов подвержено трансформации по мере развития цивилизации,укрепления суверенитета народа, демократизации юридического статуса личности наоснове принципов свободы, равноправия, гуманизма. Так, М.М. Сперанским вовведении к Уложению государственных законов 1809 года проводилось жесткоеразграничение интересов людей, имеющих собственность (люди с «правильнымусмотрением»), и лиц, собственности не имеющих и не допускаемых косуществлению политической власти в силу их многочисленности и неспособности к «правильному»выбору. Отсюда и отсутствие общности населения, разделяемого М.М. Сперанским натри сословия: 1) дворянство; 2) люди среднего сословия; 3) народ рабочий.
Всовременной Концепции национальной безопасности Российской Федерации,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N24, под национальными (общенародными) интересами России понимается «совокупностьсбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической,внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной,пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер иопределяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешнейполитики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственнойвласти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии сдействующими на основе Конституции и законодательства общественнымиорганизациями».
Нельзязабывать и о духовных, нравственных началах, объединяющих людей в сувереннуюобщность, отличающуюся особой культурной самоидентификацией. Как справедливоотметил в Послании Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года ПрезидентРоссийской Федерации В.В. Путин, «духовное единство народа и объединяющиенас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическаяи экономическая стабильность… Общество лишь тогда способно ставить и решатьмасштабные национальные задачи — когда у него есть общая система нравственныхориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытнымкультурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашейотечественной истории».
Такимобразом, под народом следует понимать совокупность граждан государства,связанных общими интересами долгосрочного характера в экономической, внутриполитической,социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологическойи других сферах.
Становлениеи развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества,государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результатеотделения государства от социальных структур, обособления его как относительносамостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления рядаобщественных отношений.
Гегельопределял гражданское общество как связь (общение) лиц через системупотребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения иправопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). К правовым основамгражданского общества он относил равенство людей как субъектов права, ихюридическую свободу, индивидуальную частную собственность, незыблемостьдоговоров, охрану права от нарушений, а также упорядоченное законодательство иавторитетный суд, в том числе суд присяжных.
К.Маркс и Ф. Энгельс обоснованно связывали возникновение выражения «гражданскоеобщество» с высвобождением отношений собственности из-под жесткогогосударственного контроля античных времен и Средневековья. Укрепление частнойсобственности, развитие горизонтальных связей между людьми на основе договорови соглашений привело к тому, что «государство приобрело самостоятельноесуществование наряду с гражданским обществом и вне его». Термин «гражданскоеобщество» как более высокая степень в развитии социума, «мера егозрелости, разумности, справедливости, человечности» получил широкоераспространение в отечественной литературе с начала 90-х годов двадцатогостолетия. Г.Н. Чеботарев определяет гражданское общество как «целостнуюобщественную систему, характеризующуюся развитостью рыночных отношений,наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые отгосударства источники существования; экономической свободой производителей,демократичностью политических, социальных и личных свобод граждан,демократизмом политической власти, верховенством права во всех областяхобщественной деятельности, включая государственную». М.В. Баглай и В.А.Туманов считают, что понятие «гражданское общество» охватывает «совокупностьнеполитических отношений в обществе, т.е. отношения в сфере экономики, духовнойжизни, образа жизни… это сфера реализации экономических, социальных икультурных прав человека и гражданина, его личных свобод и интересов».
Гражданскоеобщество независимо от государства, но не противопоставлено ему. Гражданскоеобщество диктует государству свои интересы, второе зависимо от первого и егопотребностей. Именно из представителей гражданского общества формируются органыгосударства; за осуществление государственной власти борются добровольносоздаваемые гражданами объединения — политические партии. Однако если в сферысоциально-экономических, лично-семейных, культурных, межнациональных инекоторых других отношений, где удовлетворяются частные интересы, вовлеченогражданское общество, объединяющее все постоянное и временное население страны(включая законно проживающих иностранцев), то во взаимоотношения сгосударством, реализующим интересы публичные, вступает только та частьгражданского общества, которая связана с ним особой политико-правовой связью — гражданством. Данная часть гражданского общества именуется народом.
Вотечественной Конституции словосочетание «гражданское общество» непредставлено, хотя в проекте Основного Закона, подготовленном в 1990 годуКонституционной комиссией Съезда народных депутатов, присутствовалсоответствующий раздел. Идею включения в Основной Закон страны норм огражданском обществе активно отстаивал ответственный секретарь Конституционнойкомиссии О.Г. Румянцев. Отсутствие подобных норм, писал он, «препятствуетформированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве котороготолько и реализуется справедливый конституционный строй». Данная позицияподвергалась обоснованной критике. Так, по мнению А.В. Мицкевича, векторконституционного регулирования должен склоняться в сторону регламентациигосударственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства обществадолжна быть предоставлена саморегулированию. В итоге раздела и термина «гражданскоеобщество» в действующей Конституции нет, а соответствующие нормыраспределены между ее первой и второй главами. На уровне российских регионовкатегория «гражданское общество» присутствует в преамбулах к Уставамвосьми субъектов Федерации (Краснодарский край, Тамбовская, Магаданская,Московская и др. области), а также в статье 7 Конституции Республики Саха(Якутия), которая гласит: «Настоящая Конституция устанавливает основыгражданского общества и государственного устройства Республики Саха (Якутия)».Такую норму-принцип нельзя признать точной, ибо общество возникает само по себеи становится гражданским отнюдь не по воле законодателя, да и сфера частногоправа не относится к ведению регионального законодателя. Под общественностью мыпонимаем граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, участвующихв деятельности общественных объединений и иных некоммерческих неправительственныхорганизаций, трудовые, научно-педагогические коллективы. При этом иностранныеграждане и лица без гражданства не могут представлять общественность, если онапривлекается к деятельности государственных органов (такое привлечениепроизводно от права исключительно граждан России участвовать в управленииделами государства). Участие общественности во властеотношениях ограниченоформами, установленными федеральным законом. В частности, она не можетосуществлять власть как таковую — это делает весь народ: непосредственно либочерез органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однакоинституты прямой демократии не годны для повседневного использования, апредставительная демократия имеет существенный недостаток — опасность утратысвязи представителей народа с самим народом, а значит, и подмены публичныхинтересов личными потребностями государственных и муниципальных служащих. Вэтой связи в механизме государства необходимы инструменты, позволяющиеобеспечить повседневное сотрудничество публичной власти с населением черезобщественный контроль, независимое консультирование, правотворческую инициативуи т.д. В этих процедурах объективно может принять участие только наиболееактивная часть народа — общественность. Из представителей общественностиформируется Общественная палата России и общественные палаты субъектовФедерации, создаваемые для выдвижения и поддержки гражданских инициатив,проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, выработкирекомендаций государственным органам. Перспективной задачей являетсяформирование общественных советов при исполнительных органах государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Федеральнымзаконом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества вРоссийской Федерации» представители общественности включаются в составквалификационных коллегий судей, обладающих широкими полномочиями в отношениисудей в части назначения, оценки профессиональной деятельности и наложениявзысканий.2.2 Российское государство — субъект конституционного права иконституционно-правовых отношений
Вюридической науке государство как субъект права и правоотношений изучено явнонедостаточно. В значительной степени это объясняется слабой разработанностьюданной проблемы в общей теории права и государства, где проблема субъекта праваи правоотношений традиционно рассматривалась на примере личности и в лучшемслучае отмечались лишь отдельные особенности государства в этом качестве.
Вюридической науке существует множество определений государства, позволяющихпонять его природу и общественно-политическую сущность. Сложность имноговариантность государства как явления и понятия, а также субъективность еговосприятия разными авторами объективно обусловливают возможность и неизбежностьего многовариантного понимания и разнообразного толкования. Более того, посправедливому замечанию М.Н. Марченко, «множественность определенийпонятия государства является не только оправданной, но и объективно необходимой»,открывая широкие возможности для более глубокого и разностороннего познания каксамого государства, так и его понятия (разумеется, при условии, что этиопределения не носят «умозрительный, оторванный от жизни,государственно-правовой действительности характер»).
Современныеподходы к определению сущностных характеристик государства подтверждают исправедливость высказывания М. Вебера о том, что понятие государства, как быоно ни было сформулировано, является синтетическим, создаваемым лишь дляопределенных целей познания. Признавая безусловную важность многоаспектного,всестороннего анализа столь сложного феномена, коим является государство,следует отметить, что далеко не все определения государства в равной мерепомогают уяснить особенности государства как субъекта права и правовыхотношений, дать его характеристику в этом качестве. В этом отношении наибольшийинтерес представляет классическое, или так называемое элементное, определениегосударства: когда определение государства выводится через характеристику егопризнаков. Определение государства посредством выделения совокупности егопризнаков было особенно популярно в марксистско-ленинской теории государства иправа.
Вконституционном праве государство может быть определено в качестве политическойорганизации всего российского народа и российского общества в целом как самоймногочисленной социальной общности, объединяющей все население страны, высшейформы объединения и организации, самоорганизации человеческих сообществ,индивидов, между которыми в результате исторического развития в пределахопределенной территории сложились устойчивые экономические, социальные,культурные, этнические, духовно-психологические связи и отношения. Верховнаявласть, исходящая от народа, находит свое воплощение в государстве в целом какспособе народной самоорганизации в рамках социума. Государство в целомпредставляет все общество в совокупности, от его имени принимает законы и иныевластные решения, обязательные для выполнения всеми членами общества, вотношении каждого из которых государство, в свою очередь, несет обязанностьпризнавать, соблюдать и защищать его основные права и свободы (ст. 2Конституции РФ).
Вэтой связи едва ли можно согласиться с С.И. Архиповым, предлагающим единоеопределение государства как субъекта права. По его мнению, государство является«сложной системой корпораций, связанных между собой общими принципамипостроения и функционирования». «Государство (как правоваякорпорация) предстает не единым суверенным замкнутым образованием, аоказывается множеством открытых, взаимодействующих между собой правовых союзов(муниципальных, региональных и т.д.)».
Вцелях адекватного отражения государственно-правовой действительностиопределение Российского государства в качестве субъекта конституционного правадолжно, во-первых, отталкиваться от определения субъекта права,сформулированного теорией права как лица, организации или иного образования, закоторыми законом признается способность быть носителем субъективных прав иобязанностей; во-вторых, учитывать различные дефиниции государства,сформулированные в правовой и политической науке, призванные отразитьсоциально-политическую сущность и назначение государства, его связь с народом иобществом; в-третьих, учитывать производность государственной власти игосударственного суверенитета от власти народа (ст. 3 — 4 Конституции РФ), атакже главное конституционное предназначение и единственную обязанностьгосударства, прямо сформулированную Основным Законом, — создавать такие условияжизнедеятельности общества, когда человек, его права и свободы являются высшейсоциальной ценностью (ст. 2 Конституции РФ); в-четвертых, данное определениепризвано «материализовать» понятие «государство», выяснить,что же представляет собой эта «организация» как субъект общественныхотношений с точки зрения ее строения и структуры, т.е. определить феноменгосударства в институциональном аспекте. В этом аспекте государство — этоорганизация, ассоциация, «интегрируемая публично-властными отношениями иинститутами», «комплекс институтов, учреждений и органов, каждый изкоторых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительногои судебного характера». Институциональный аспект в понимании государствапозволяет представить этого субъекта конституционного права достаточноопределенно: это система всех органов государственной власти.
Такимобразом, государство как субъект конституционного права(конституционно-правовых отношений) представляет собой политическую организациювсего российского народа и общества в целом, выступающую в качестве системывсех органов государственной власти, реализующих полномочия и функциигосударства как важнейшей формы народовластия, осуществляющих социальноеназначение государства и выполняющих его роль в обеспечении прав человека игражданина.
Классическаятеория правоотношений в России разрабатывалась в 70 — 80-е гг., и сегодня онане в состоянии объяснить специфику Российского государства как субъектаконституционного права и правоотношений, раскрыть содержание его основополагающихконституционно-правовых связей с народом, обществом, человеком и гражданином. Всамом деле, с позиций «узкого» понимания правоотношений, связывающегоих возникновение с действием юридических фактов, невозможно, например, понять,с какого момента российское правовое государство должно выполнять своюконституционную обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свободчеловека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) или создавать условия,обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КонституцииРФ)?!
Отразитьодну из наиболее ярких особенностей конституционно-правовых отношений сучастием государства, их «многоструктурность», «многослойность»позволяет концепция общих правоотношений. С одной стороны, это отношения, таксказать, в чистом виде (традиционные конкретные отношения, субъекты которых «определеныпутем поименной индивидуализации»), с другой — это общие конституционныепринципы, правовые состояния, отражающие сущностные черты Российскогогосударства и общества, положения в нем человека и гражданина. Различные формыправового общения, взаимосвязи, взаимодействия Российского государства с инымисубъектами (прежде всего человеком и гражданином, народом, обществом)складываются в результате реализации конституционно-правовых норм разнойстепени определенности: нормы конкретно-регулирующего действия реализуются вконкретных правоотношениях, общерегулирующего — в общих.
Государствоучаствует в конституционно-правовых отношениях как непосредственно (выступаякак система органов государственной власти), так и тогда, когда от именигосударства вступают в правоотношения органы государства, реализующиеконституционно-правовую правосубъектность государства. В первом случае речьидет об участии государства в общих правоотношениях, а во втором — вконкретных. Поскольку в конституционно-правовых отношениях государствовыступает как носитель государственного суверенитета, представляют государствов конкретных конституционно-правовых отношениях, реализуют егоконституционно-правовую правосубъектность высшие органы власти и должностныелица, главным образом осуществляющие суверенные права государства и егофункции. В деятельности этих органов проявляется верховенство и независимостькак суверенные свойства государства и государственной власти, выражающие ееполитико-правовую сущность (это прежде всего Президент РФ, а такжеПравительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, ВерховныйСуд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ). Таким образом, водних случаях Президент РФ и другие высшие органы государственной властидействуют как самостоятельные участники конституционно-правовых отношений — органы государства (т.е. в этом случае участниками конституционно-правовыхотношений является не государство в целом, а соответствующие органы). Когда женазванные государственные органы реализуют суверенные права государства — ониолицетворяют собой участие в правоотношениях самого государства. Так,фактически имеет место участие в правоотношениях самого государства, когдаПрезидент РФ определяет основные направления его внешней и внутренней политики,принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственнойцелостности, совершает конкретные действия для обеспечения согласованногофункционирования и взаимодействие органов государственной власти, реализуетиные суверенные права государства в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации (ст. 80, 83 — 90 Конституции РФ). Государство в лице Президента ииных высших органов власти вступает в конкретные конституционно-правовыеотношения с человеком и гражданином, например, в связи с: приемом вгражданство, его восстановлением и прекращением; награждением орденами,медалями, знаками отличия Российской Федерации, а также лишениемгосударственных наград Российской Федерации; рассмотрением предложений и жалоб,адресованных Президенту РФ, иным высшим органам государственной власти;назначением референдума РФ, всенародных обсуждений по наиболее важным вопросамгосударственного значения и т.д.
Неумаляя значения конкретных конституционно-правовых отношений с участиемРоссийского государства, следует подчеркнуть особую важность общихправоотношений (правовых состояний), между государством, народом, личностью.Несомненная ценность концепции общих правоотношений, прежде всего, состоит втом, что она позволяет конструктивно подойти к изучению механизманепосредственного (прямого) действия норм Конституции РФ (ст. 15), согласнокоторому с момента ее введения в действие все конституционные нормы должныжить, работать — реализовываться. Государство, его органы обязаны реализовыватьположения Конституции независимо от наличия конкретизирующих правовых актов.
Именнов этих правоотношениях, складывающихся в результате реализацииконституционно-правовых норм, и в первую очередь норм Конституции, закрепляющихустои, сущностные черты российского общества и государства, государство вкаждодневной деятельности в направлениях, в общей форме очерченных Конституцией(ст. 2, 3, 7, 8, 13 — 15), реализует свои обязанности в политической,социально-экономической, духовной сферах жизни общества.
Посколькудля возникновения общих правоотношений не требуется юридических фактов (онивозникают непосредственно из закона и прекращают свое существование лишь тогда,когда соответствующий закон отменяется), не требуется какого-то механизма «перевода»Российского государства из субъекта конституционного права в субъектконституционно-правовых отношений: оно одновременно существует и выступает и втом и другом качестве. В литературе предложено ввести понятия субъектовконституционно-правовых отношений «в широком» и в «узком»смысле слова: в первом случае речь должна идти о государстве — участнике общихправоотношений, а во втором — конкретных правоотношений, которые складываютсялишь при наступлении соответствующих юридических фактов. Но, учитываяосновополагающее значение именно общих правоотношений как основного средствареализации конституционных прав и обязанностей Российского государства, можноговорить о том, что нахождение в постоянных, длящихся правовых связях снародом, обществом, человеком и гражданином является важнейшей качественнойхарактеристикой и свойством государства — субъекта конституционного права:именно в этих взаимоотношениях Российское государство раскрывает свои основныехарактеристики как демократического, федеративного, правового, социального исветского (ст. 1, 5, 7, 13, 14 Конституции РФ). Но, с другой стороны,государство как субъект права является необходимым элементом составаконституционно-правовых отношений.
Диалектическаявзаимосвязь качеств и свойств государства как субъекта конституционного права иправоотношений проявляется и при рассмотрении государства в иных правовыхаспектах. В частности, для рассмотрения конституционно-правового статусаРоссийского государства как субъекта права и правоотношений представляетинтерес характеристика субъекта права как «правового лица» или «юридическойличности».
Понятиелица в юридическом смысле не совпадает с понятием человека, индивида, и кправовым лицам относятся юридические лица, различные организации.Представляется, современное правовое государство в полной мере обладаеткачествами (признаками) правового лица. К числу последних в литературе, вчастности, относят: свойства обособленности, автономности лица; возможность егоидентификации; способность обладать волей и быть ее носителем; способностьпроявлять себя в качестве участника, стороны социальных отношений и связей.
Такимобразом, государство как правовое лицо в общественной жизни проявляет себя вкачестве участника, стороны общественных отношений, части данных отношений,элемента состава конституционно-правовых отношений. Выступая в этом качестве,государство не может «произвольно отказаться от своей правовой роли, снять»правовую маску", оно «обязывается правом исполнять свои функцииучастника правоотношений» независимо от воли и желания конкретныхличностей, составляющих властвующую элиту или персональный состав органовгосударственной власти, персонифицирующих и представляющих государство вовзаимоотношениях с обществом, народом, человеком и гражданином.2.3 Другие субъекты конституционных правоотношений
Особенностьюконституционного права является наличие широкого круга субъектовконституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфическиесубъекты как:
- субъекты Федерации;
- депутаты;
- коренные малочисленные народы;
- население;
- муниципальное образование;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ России (российский народ) как общность гражданРоссийской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений припроведении всероссийского референдума, выборов депутатов в ГосударственнуюДуму, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии,реализуемых на общероссийском уровне.
Аналогичная общность, но только в пределахконкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации(республики, края, области, автономного округа и т. д.). Народ субъектаРоссийской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределахправ конкретного государственно-территориального илинационально-территориального образования Российской Федерации. Данный субъектконституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие вреферендуме, в выборах в законодательные и исполнительные органыгосударственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретногосубъекта Российской Федерации.
Еще одна категория народ, рассматриваемая вконституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, — коренныемалочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантируетправа коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнаннымипринципами и нормами международного права и международными договорамиРоссийской Федерации. С этой целью в России принимаются законы и иныенормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности.
Особым субъектом конституционно-правовых отношенийявляется государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статусопределяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основныесвойства государственного суверенитета Российской Федерации, еевнутригосударственный и международно-правовой статус.
К участникам конституционно-правовых отношенийотносятся также субъекты Российской Федерации:
- республики;
- края;
- города федерального значения;
- автономная область;
- атомные округа.
Основы конституционно-правового статуса составныхчастей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами)субъектов РФ.
Сторонами конституционно-правовых отношений являютсятакже:
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- население местного самоуправления;
- этнические группы;
- политические партии и другие общественные объединения граждан;
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Определяющий критерий для идентификации субъектаконституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта,регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят ксубъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическомсмысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъектконституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамкахконкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъектмеждународного права.
Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых)отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в периодсуществования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульнуюнациональность союзной республики. В соответствии с конституционной доктриной СоюзаССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правоваявозможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов,армян, грузин и т.д.) на самоопределение.
В современном российском конституционном праве в связис отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией инационально-территориальными образованиями-республиками в составе России нацияв этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъектаконституционно-правовых отношений.
В Российском обществе за последние годы произошлизначительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической,экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношенийне потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно,конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многихполитических отношений. Объектами этих отношений выступаютсоциально-экономические и социально-политические ценности, национальныеотношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовыеотношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой дляотраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаевпредопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понятьведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Спецификаконституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них несодержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связимежду субъектами права выражается в определенной всеобщности прав иобязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъектыконституционного права или вся определенная их группа.
Содержание конституционных правоотношений являетсясоциальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичени широк.
Заключение
Отношение, возникающее поповоду реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод иобязанностей, а также осуществления органами государственной властиконституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношенийсостоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности игосударства, органов власти различных уровней (федерального, регионального,муниципального), т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционногоправа.
Конституционно-правовыеотношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступаютсвобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственнаявласть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральныеконституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составомсубъектов указанных отношений. Являясь разновидностью публично-правовыхотношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическимпотенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и вэтой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересыобщества в целом.
Конституционныеправоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного прававыступают участники конституционно-правовых отношений — физические лица(граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы)и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти,субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования,общественные объединения, международные организации и др.).
Все субъектыконституционного права наделены конституционной правосубъектностью(способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их всвоих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченнойничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель иисточник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах,формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума.Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционнаяправосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальнуюрегламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношениегосударства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управленииделами общества и государства; возможности личности пользоваться определеннымиблагами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Как субъектыконституционных правоотношений, государство (Российская Федерация), органыгосударственной власти и местного самоуправления обладают смешаннойправосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определеннымв Конституции РФ.
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Законе РоссийскойФедерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» // ВедомостиСъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. — 1992. — № 16. — Ст. 834.
3. Концепциинациональной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 10 января 2000 года № 24 // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. — 2000. — № 2. Ст. 170.
4. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность. – «Сашко»,2000.
5. Архипов С.И.Субъект права (теоретическое исследование): Автореф. дис.… докт. юрид. наук.- С. 43.
6. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006.
7. Бутусова Н.В.Российское государство — субъект конституционного права иконституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. –2006. — № 7.
8. Гаджиев К.С.Введение в политическую науку. Учебник для высших учебных заведений. М., 1997.- С. 76.
9. Гомеров И.Н.Государство и государственная власть. М., 2002. — С. 304 – 324.
10. Гаджиев К.С.Политическая философия. М., 1999. — С. 218.
11. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.:Издательство «Зерцало», 2007. – 354 с.
12. Кутафин О.Е.Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические иприравненные к ним лица. — М., 2007.
13. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Юрист, 2005.
14. Конституционноеправо России / Под ред. Червонюк В.И. – М., 2004.
15. Марченко М.Н.Проблемы теории государства и права. — С. 126.
16. Матейкович М.С.,Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъектыконституционно-правовых отношений // Право и политика. – 2007. — № 10.
17. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курслекций. 3-е издание, Уфа РИО БашГУ. – 2004.