Реферат по предмету "Государство и право"


Социологические аспекты правомерного поведения

Курсовая работа
По дисциплине
ТЕОРИЯГОУДАРСТВА И ПРАВА
Тема работы:
понятие и предпосылки ПРАВОМЕРНОго ПОВЕДЕНИя
 

Содержание
Введение
Глава 1.
1.1 Правосознание и правопослушание
1.2 Понятие и общественная значимостьправомерного поведения
1.3 Структура правомерного поведения
Глава 2
2.1 Виды и особенности поведения
2.2 Правовая активность граждан
2.3 Правомерное причинение вреда
Заключение
Список литературы

Введение
 
В эпоху больших перемен, когда законы с невероятной скоростью сменяютодин другой, даже взрослый человек зачастую не способен руководствоваться толькособственными правовыми установками, чувствами, эмоциями, не говоря уже омолодежи, которой в недалеком будущем придется самой вступать во взрослуюжизнь. И насколько грамотно сейчас ею будут усвоены правовые основыобновляющегося общества, настолько успешнее молодое поколение осуществитпроцесс общей социализации. Одним из элементов, составляющих основу этогопроцесса, является правомерное поведение.
Деятельность человекасостоит из поступков. Поступок — главный элемент человеческих взаимоотношений,в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные,отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступоквлечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в ихсознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступоквсегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия, засвое поведение.
Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. Вотечественной юриспруденции проблема правомерного поведения интенсивно сталаразрабатываться не столь давно (примерно в 70-е — 80-е годы XX в.), когда всоветском обществе стала насущной задача повышения правовой активности егочленов. Традиционным же объектом внимания правоведов всегда было поведениенеправомерное, и это вполне объяснимо, поскольку право имеет дело, прежде всегос отклоняющимся от нормы поведением. (Поэтому, характеризуя правомерноеповедение, следует всегда «держать в уме» детально разработанныехарактеристики и конструкции неправомерного поведения и использовать их).
Приступая к анализуправомерного поведения, следует сразу определиться с тем, что в юриспруденциипонятие поведения ограничено деяниями, выраженными вовне — действиями,бездействием или вербально, то есть словесно (например, оскорбление словом). Вфилософии же, психологии, деятельность человека понимается более широко: каклюбая активность, в том числе и внутренняя, мыслительная деятельность.
Поведениечеловека всегда является, сознательным волевым проявлением, тем самым,отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либорефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человексоотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписаниялибо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках законаосновываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает вопределенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий(соблюдатьправовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права).В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту прававозможность выбора того или иного действия, то есть использовать правовые нормыпо своему усмотрениювопроса " как поступить?". Здесь вступаютв силу внутренние регуляторы поведения, связанные как с осознанием возможногопринуждения со стороны государственных органов, так и с нравственно-этическиммиром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культурыповедения, а также правовыми традициями общества.[1]Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которыхмогут возникать соответствующие права и обязанности.
Поведениеявляется важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формывыражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различныхвысказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннемсостоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себеопределенные действия людей.
В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, ноони все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания онивысвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.

Глава 1
 
1.1 Правосознаниеи правопослушание
 
Правосознание – этопредставления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву,знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности ипротивозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейнымвыражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических исоциальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнеереализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувствособственного достоинства, совесть и внутреннюю дисциплину воли, взаимноеуважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти – к гражданам.
История знает острыеконфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующиминормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когдачеловек ставит свое Я выше норм права и морали общества, порой руководствуясьпри этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол.
Правосознание занимаеткак бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Вотличие от политического сознания оно относится к государству не как к объектуборьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующейбезусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определеннуюоценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, ноот самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеютсилы закона, в правосознании понятия должного и справедливого рассматриваютсякак то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которогодолжны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается вподдержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностьюправосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше инадежнее даже отличных законов.
Правосознание во многомориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью иправом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственныйсмысл. Как нравственное, так и правовое сознание – это различные граниедино-цельной духовной жизни человека и общества. Будучи связанными,нравственность и право – это вместе с тем сущностно различные формы личного иобщественного сознания. Различие между ними состоит, в частности, внеограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовыхтребований. Александр Георгиевич Спиркин определяет право как «минимумнравственности», который юридически закреплен в соответствующих законах. Правотребует от своих граждан главным образом объективной реализации этого «минимумадобра» или реального устранения «известной доли зла», и в этой реализации правос неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала – в совестичеловека, в его доброй воле.[2] Иначе говоря, право естьпринудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка,не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двухцелей: личной свободы и общего блага.
Понимание правапредполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, чтоисполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долги не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть толькосвинство. Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе.Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабыпредоставить свободу другим.
Итак,обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующиезаконы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовоемышление рассматривает действующее право с позиции его социального иполитического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективнообусловленным реальным процессом общественной и политической жизни. Это можнорассматривать как противоречие, а можно и как взаимодополнение. Такие дваподхода основываются на практике: в жизни реализуются и тот, и другой.
1.2 Понятие иобщественная значимость правомерного поведения
 
В научной литературе существуетнесколько понятий правомерного поведения:
—   Правомерным считается такоеповедение, которое соответствует требованиям юридических норм[3].
—   Правомерным считается любоеповедение, не запрещенное юридическими нормами[4].
При этом подчинение правовымимперативам не является в большинстве случаев чисто механическим, а обусловленовсем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовымивоззрениями.
Поведение должно соответствовать невсей структуре юридических норм, а лишь гипотезе (в регулятивных нормах) илидиспозиции (в охранительных нормах).
Право не является единственным и универсальнымрегулятором общественных отношений — оно охватывает не все сферы жизни исуществует такое поведение, которое является юридически нейтральным(индифферентным), но в то же время отрицательным для общественной жизни. Всфере действия права поведение человека может быть правомерным и неправомерным.В последних двух случаях поведение является правовым, поскольку оноопосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить своипоступки с их предписаниями. В первом случае поведение не является правовым,так как оно выходит за рамки правового поля и, стало быть, не опосредуетсяправом. Там действуют другие регуляторы – мораль, обычаи, традиции и т. д. Какправило, они оценивают поведение посредством своих критериев – добра, зла, совести,чести, благородства и других неюридических понятий…
Объектом правового регулированияявляются общественные отношения классового общества. Но сами общественныеотношения складываются из разнообразных поведенческих актов отдельныхиндивидов, воли и сознанию которых адресованы правовые установления.
Основными чертами правомерногоповедения, являются:
Общественная полезность правомерногоповедения означает заинтересованность общества в соблюдении установленногоправопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований. Это действия,адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые длянормального функционирования общества. Положительную роль она играет и дляличности, ибо благодаря ей обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.
Массовость проявления определяетсятем, что правомерное поведение присуще многим или большинству людей, иначеобщество не могло бы нормально функционировать.
Сознательность сводится к выборучеловеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку онсвободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своимиинтересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу)поведения.
Активность в выполнении установленныхправом требований предполагает самостоятельность гражданской и нравственнойпозиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков,соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом.
Такое поведение создает основустабильности и организованности общества, формирует предпосылки для егоразвития и совершенствования, а также способствует укреплению законности иконституционности.
Однако если любое правомерноеповедение является общественно необходимым и полезным, то это вовсе неозначает, что любое общественно необходимое и полезное деяние автоматическисчитается правомерным. Правомерным может быть лишь то общественно полезное инеобходимое деяние, которое связано с осуществлением вытекающих из содержаниянорм права субъективных прав и юридических обязанностей. Все другие общественнополезные и общественно необходимые деяния, не урегулированные правовыминормами, не могут рассматриваться в качестве правомерных. Они могут оцениватьсялишь под углом зрения их соотношения с нормами морали, религиозными нормами,нормами, содержащимися в актах партийных органов и общественных организаций,обычаями и другими.
Не могут подвергаться правовой оценкена предмет установления правомерности или неправомерности поведения такжедеяния лиц, обладающих правоспособностью, но не имеющих дееспособности. Деяниянесовершеннолетних лиц или невменяемых, несмотря на то, что они урегулированынормами права, не будут иметь юридических последствий в силу указанных причин.
Исключение составляют деяния несовершеннолетних,оговоренные в законе. Так, согласно ст.28 (п. 2) Гражданского кодексаРоссийской Федерации малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельносовершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездноеполучение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственнойрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законнымпредставителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной целиили для свободного распоряжения.[5]
В данном случае действиянесовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений следуетрассматривать с точки зрения их соответствия или несоответствия правовымвелениям, на предмет определения их правомерности или неправомерности. Однако вслучае неправомерности действий несовершеннолетних, причинивших ущерб другомулицу, имущественная ответственность по сделкам лежит на их родителях, опекунахили усыновителях. Исключение, согласно российскому законодательству, составляюттакже некоторые действия лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствиезлоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. О правовойоценке их самостоятельного поведения можно говорить лишь применительно ксовершению ими мелких бытовых сделок, которые им разрешается заключать всоответствии с законом (ст. 30 ГК РФ)[6]. Только об этих деянияхможно говорить как о правомерных или неправомерных, но не о каких-либо иных.
Правомерное поведение неразрывносвязано с различными формами реализации права (см. табл.). Правомерноеповедение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) взависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования,исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованноутверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использованиепредоставленных прав, применение права государственными органами и должностнымилицами составляют суть правомерного поведения.
Согласование индивидуальногоповедения с правовыми установлениями является сложным социально-психологическимпроцессом, зависящим от многих субъективных и объективных факторов. Социальнаяроль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой тунаиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именночерез правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений,необходимое для нормального функционирования и развития общества,обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение являетсяважнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальнаяроль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Неменее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектовправовых действий.
Поскольку общество и государствозаинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами,поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерныхдействий, пресекаются государством.
Вместе с тем социальная значимостьразличных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическоезакрепление.
Таким образом, в целом правомерноеповедение можно охарактеризовать следующим образом:
Правомерное поведение – это осознанная форма деятельностисубъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов исообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращаетдолг кредитору). Правомерное поведение – долг и обязанность субъектовправа.
Правомерное поведение – типичная форма юридически значимыхпоступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечаетинтересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинениеиндивидуальной воли лица общей воле. Правомерное поведение – этоследование праву в целях достижения социально-полезного результата, этосоответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам исубъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.
Правомерноеповедение —юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом,соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние,направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.
 
1.3 Структураправомерного поведения
 
Структура правомерногоповедения представляет собой единство четырех элементов:
— субъекта (право- идееспособного лица);
— объекта (общественнополезного результата);
— субъективной стороны (позитивныхцелей, мотивов, установок);
— объективной стороны(действия либо бездействия, не противоречащего праву);
Субъектами выступают физические (частные) илиюридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке.
Объектами правомерного поведения являютсяпредметы материального мира или поведение субъектов.
Объективная сторона включает в себя все элементы,характеризующие правомерное поведение как акт внешнего действия, ибо о помыслахи чувствах реальных личностей можно сулить лишь по одному признаку — действиям.Правомерные поступки субъектов отличаются друг от друга, а также отпротивоправных и юридически нейтральных именно своей внешней стороной[7].
Субъективная сторона правомерного поведения отражает еговнутреннюю сторону. Ее характеризуют, прежде всего, мотивы, из которых исходятправомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, накоторые направлены их действия или бездействие (см. табл. на стр. 14).
Объектом правомерногоповедения являются общественные отношения, в которых действует субъект права.
 
Таблица
/>

Глава 2
 
2.1 Виды иособенности поведения
 
Поведение являетсяважнейшей социальной характеристикой личности, одной из разновидностейсоциального поведения людей. В зависимости от формы выражения оно может бытвербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений иоценок, которые дают представление внутреннем состоянии индивида, и реальным(практическим) которое заключает в себе определенные действия людей. В условияхсуществования правового государства и гражданского общества оно выступает какведущая разновидность всей совокупности социально-значимых действий, поступковлюдей.
Проанализировавлитературу, можно сделать вывод, что правомерное поведение классифицируютпо-разному, но в одном направлении:
1) По степени социальнойзначимости оно подразделяется:
♦ Объективно необходимые — этозащита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннеготрудового распорядка, правил дорожного движения и т. д. Варианты такогоповедения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей.Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства)угрозой государственного принуждения.
♦ Желательные для общества — (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действийдолжностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность,а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересовсамого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены вдиспозитивных нормах.
♦ Социально допустимоеповедение — таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка.Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако эти действияправомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершенияобеспечивается государством.
♦ Социально вредное,нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов.
Нормы права способнывоздействовать на сознание и волю людей, стимулировать их правомерноеповедение, сдерживать или подавлять мотивы к совершению неправомерных исоциально опасных действий.
2) В зависимости отмотивов, т.е. субъективной стороны, правомерное поведение подразделяется (см.табл. на стр. 14):
—  социальноактивное;
—  социальнопассивное;
—  привычное;
—  конформистское;
—  маргинальное;
—  нигилистическое.
Социально активноеповедение. Этоглубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное наосуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности,стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Здесьсубъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а наоснове убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Нонередко субъект предпринимает решительные действия и по пресечениюправонарушений, содействуя правоохранительным органам в их борьбе спреступностью. Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые,целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления(так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянноеповышение его производительности, инициатива и дисциплинированность в работе).Социально активное поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:
—  активность вгосударственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества иправореализации;
—  активность вдеятельности добровольных организаций;
—  активность всоздании и деятельности общественных и общественно-государственных структур;
—  самостоятельнуюактивность личности в сфере права.
Социально пассивноеповедение. Субъектыв основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особойактивности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними несогласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Научныеисследования показывают, что примерно 20% россиян не идут на совершениеуголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолеваюткриминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Выходит,эта часть граждан соблюдает право не за совесть, а за страх. Только боязньответственности, удерживает их от рокового шага. Но это все же правомерноеповедение, как бы оно ни обеспечивалось – подчинение закону налицо, целизаконодателя достигаются.
Привычное поведение. Согласно социологическим опросампримерно одна треть российских граждан соблюдает правовые нормы по привычке(привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемыхв уже привычной, известной обстановке), не задумываясь над тем, почему именнотак поступают. Они обычно затрудняются даже внятно объяснить мотивы своегозаконопослушания. Для них правомерное поведение является естественным, самособой разумеющимся образом жизни. Так, шофер со стажем останавливается накрасный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала,последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактическихэлементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий иотсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение. Оно формируетсяпод влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания,здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления кпорядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно,комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний,успеха. Оправдывается известная сентенция о том, что привычка – вторая натура. Имеетсяи весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ееопределенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности всовершении определенного действия, такая потребность уже исчезла[8].Привычка как бы освобождает личность от многократного обращения к своемусознанию, от построения новой модели своего поведения, давая ему заранее предварительнуюоценку, таким образом, регулируя ее.[9]Конформистскоеповедение. Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанныйвыше, поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от«чужого мнения» и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным,несамостоятельным, приспособленческим. Слово «конформизм» в переводе слатинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию,единомыслию. Поступаю «как все» – вот суть конформистского поведения. Это восновном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию,которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая:нежелание слыть «белой вороной», поступать так «как поступают другие»[10].боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремлениезаслужить их одобрение, похвалу. Немаловажное значение имеет фактор подражания.
Маргинальноеповедение.Маргиналы – это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ееобочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хроническиеалкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные;беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые «группариска» и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерногои неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского языка как раз иозначает край, граница, промежуточность.Это тип правомерного поведения,построенного на мотивах страха перед ответственностью, личных расчетов, боязниосуждения со стороны окружающих, диктуется особым «пограничным» состоянием личности,не преступающей границ дозволенного и запрещенного, но обладающейпредосудительностью к совершению противоправных действий.[11]
 В этих случаях субъектылишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому,что в автобусе находится контролер, который может наложить штраф за безбилетныйпроезд), но не признают, не уважают его. Оторванные от социальных корней, сизломанной судьбой, эти люди готовы на все. В целях выживания способны пойти наразличные правонарушения и преступления. Сама потенциально криминальная средаопределяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир замкнуттолько на себя.
Нигилистическоеповедение. Нигилизмозначает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам,взглядам, законам, образу жизни. Это – одна из форм мироощущения и социальногоповедения индивида. Поведение нигилистически настроенных людей имеет свои особенности(скептицизм, сомнения, протест, экстремизм, радикализм). При этом саминигилисты, как правило, никаких позитивных программ и методов их осуществленияне выдвигают. Их действия чаще всего балансируют на грани дозволенного инедозволенного. Нередко они считают, что уважать и соблюдать закон это«старомодно», склонны к максимализму, завышенным требованиям. Однако ихповедение не приводит к конфликтам с законом, к правонарушениям.
Запрещая, обязывая или управомачивая,нормы права направляют поведение людей в русло социально-полезной деятельности.Знание и понимание норм права, их целей и назначения населением являются однимиз средств воздействия права на поведение людей. Правовая информированностьчеловека обеспечивает правильный выбор целей и средств их достижения,ориентирует на социально полезные действия, дает верные представления овозможных правовых последствиях их совершения. Знание и понимание права,формирование правосознания — необходимые составные части общей и правовойкультуры члена общества, определяющие его уважительное отношение к праву,стремление к сознательному правомерному поведению, важнейшая предпосылка егосоциальной, гражданской активности.
 
2.2 Правоваяактивность граждан
Правомерное поведение какспецифическая форма деятельности представляет собой осознанную,целенаправленную, общественнополезную деятельность, выраженную в правовойактивности граждан. Правовая активность по-своему содержанию — это единстводвух сторон — объективной и субъективной. Объективная сторона характеризуетсякак акт внешнего поведения. Это само деяние, причинная связь между правомернымповедением и наступившими последствиями, место, время, способ совершения такогодеяния. Объективная сторона правовой активности выражается в правомерномповедении субъектов. Но не любое правомерное поведение может быть признанопроявлением правовой активности. Во-первых, это должна быть инициативная,наиболее эффективная деятельность по достижению целей, установленных в правовыхнормах, во-вторых, правовую активность следует рассматривать как специфическуюдеятельность субъектов, критерии, возможность и предметная направленностькоторой связаны с функционированием права и других правовых средств. С этойстороны правовая активность отличается от иных видов социальной активности:производственной, общественно-политической, нравственной и др. Для проявленияправовой активности лица должны обладать общей и отраслевой правосубъектностью,выступать в качестве субъектов правоотношений. Их правомерная деятельностьоблекается в определенные правовые формы[12].  Субъективную сторонуправовой активности составляет осознание субъектом потребностей и интересов вположительной правовой деятельности по реализации субъективных прав иобязанностей, отношение к правовым явлениям как необходимым и целесообразным,их готовность к активной правовой деятельности.
2.3 Правомерное причинение вреда
 
В законодательстве Российской Федерацииучтены и случаи правомерного причинения вреда.
Во-первых, все рассматриваемые мерыответственности причиняют вред правонарушителю: лишают его свободы,ограничивают свободу, умаляют имущество (конфискация, штраф).
Во-вторых, вред причиняют мерыгосударственного принуждения, применяются государственными органами поопределенной законом процедуре, а потому являются правомерными.
В ряде случаев правомерный вред можетбыть причинен и гражданами. Имеется в виду случаи необходимой обороны, крайнейнеобходимости, исполнение законного приказа и т.д.[13]
В случае причинения вредаправомерными действиями законодательство освобождает от ответственности. И это,я думаю, вполне логично, если нет другого способа воздействия на человека. Но влюбом случае нужно осознавать разницу между дозволенным и необходимым.

Заключение
 
В заключении хотелось быотметить то, что проблема правомерного поведения не решена должным образом.Необходимоповышать уровень правовой грамотности, культуры, и, наконец, уделять должноевнимание правовому поведению, хотя в настоящее время сделать это непросто.Усложнение социальных процессов, развивающийся динамизм и увеличивающийся темпжизни предъявляют к человеку всё более высокие требования, повышают егоответственность перед обществом. И продвижение вперёд станет тем быстрее, чемвыше будут дисциплина, организованность и ответственность каждого за свою деятельность,за её результаты.
К сожалению, в настоящеевремя не все субъекты права ведут себя в соответствии с юридическими нормами,т.е. законно. Есть такие личности, которые считают, что законы для того инаписаны, чтобы их нарушать. Лично я не сторонница таких убеждений ипридерживаюсь предписаниям юридических норм.
Тему своей работы ясчитаю очень важной, поскольку выделение и изучение различных видовправомерного поведения позволяет глубже понять его природу, мотивы, содержание,назначение, роль в общественной и государственно-правовой жизни.

Списоклитературы
 
1) Спиркин А.Г. Философия: учебникдля технических вузов. – М.: Гардарики, 2003.
2) Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
3) Бабаев В.К. Теория государства иправа в схемах и определениях: учебное пособие / В.К. Бабаев. – М.: Юристь, 1998.
4) Юрашевич Н.М. Эволюция понятияправового сознания / Н.М. Юрашевич // Известия вузов. Правоведение. – 2004. — №2.
5) Жеругов Р.Т. Правомерное поведение(материалы к лекции)// Право. Культура. Сб. ст. М., – 1995.
6) Марченко М.Н. Теория государства иправа: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.
7) Черданцев А.Ф. Теория государстваи права: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 1999г.
8) Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теориягосударства и права: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА – ИНФРА •М, 2000г.
9) Кудрявцев В.Н. Правовое поведение:норма и патология. – М.: Изд-во Наука, 1982 г.
10) Оксамытный В.В. Правомерноеповедение личности. – Киев, 1985 г.
11) Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., ЛазаревВ.В. и др. Общая теория права: Учебник для юридических вузов \ Под редакциейА.С. Пиколкина. – М., 1995г.
12) Комаров С.А., Малько А.В., Теориягосударства и права – учебно-методологическое пособие М. 2000г.
13) Царева Т.А. «Правомерноеповедение молодежи: социологический аспект», Вестник КазГУ. Серияэкономическая. – Алматы, 1998, №7.
14) Рыбаков В.А. Проблемыформирования гражданско-правовой активности. – Уфа, 1993.
15) Кожевников С.Н. Правомерноеповедение и правонарушение: сущность и содержание: Учебно-методическое пособиепо курсу «Общая теория права». Нижний Новгород, 2001.
16) Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (по состоянию на 1 октября 2006 года). – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2006. – (Кодексы и законы России).
17) Мириенко М.Н. Теория государстваи права: учебное пособие / М.Н.Мириенко. – М.: Юристь, 1996.
18) Байниязов Р.С. Правосознание иправовой менталитет в России. Введение в общую теорию. Саратов, 2001.
19) Кен А.С. Правомерное поведение//Становление и развитие научных школ права в государственных университетахРоссии. СПб., 1999.
20) Колеватова В.С. Правомерноеповедение как форма реализации законных интересов граждан // ВестникУдмуртского университета.1998. № 1.
21)Щегорцев В.А. Социологияправосознания – М., 1981.
22) Теория государства и права:Учебник / Под ред. Профессора А.С. Пиголкина. М., 2005.
23) Татаринцева Е.В. Правовоевоспитание. – М., 1990.
24) Ильин И.А. О сущностиправосознания. – М., 1993.
25) Щербакова Н. В. Правоваяустановка и социальная активн6ость личности. – М., 1986.
26) Малько А.В. Поощрение какправовое средство // Правоведение. – М., 1996. № 1.
27) Барциц И.Н. Правоведение: учебноепособие. Под. ред. Г.В.Мальцева / И.Н. Барциц. – М.: Издательство РАГС. 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами личностно-ориентированных развивающих комплектов (на содержании умк «Перспективная начальная школа»)»
Реферат Строительство соединительных линий между узлами коммутации г. Магнитогорска и г. Учалы
Реферат Западноевропейский вариант средневекового общественного устройств
Реферат Музей Шерлока Холмса
Реферат Актуальные проблемы современной политической теории и права в трудах Ю Хабермаса
Реферат Таможенные преференции
Реферат Русь в период феодальной раздробленности Реформы МС Горбачева
Реферат Oedipus Rex 7 Essay Research Paper Oedipus
Реферат Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения
Реферат Расчетно графическое задание по курсу общей теории
Реферат О метафоре
Реферат Социология религий
Реферат Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы
Реферат Карлсефни Эрик и Торфин
Реферат Keeping our environment clean