Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предмет и понятие финансовогоправа. Содержание финансово-правового регулирования общественных отношений иего истоки…………………………………………………………………………...4
2. Понятие финансово-правовойответственности, её особенности и виды…………………………………………………………………………...9
3. Страховые взносы в государственныесоциальные внебюджетные фонды………………………………………………………………………….11
Списоклитературы……………………………………………………………...19
Введение
Переход к формированию рыночной экономики существенноповысил роль права в нашем обществе, так как рыночная экономика — это широкоеразвитие товарно-денежных отношений на основе признания равенства участниковэтих отношений, свободы договоров, неприкосновенности собственности,необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и их судебнойзащиты.
Все эти принципы функционирования рыночной экономики всовременных условиях находят закрепление в финансовом праве, которое являетсянеотъемлемой частью рыночных отношений и представляет собой одну изэкономических категорий.
В соответствии с государственными образовательнымистандартами поставлена задача дать студентам представление о финансовом праве,значении финансового контроля, назначении органов казначейства Министерствафинансов, правовом положении коммерческих банков, понятии денежной системыРоссийской Федерации.
Воплощение в жизнь финансовых законов требует ихтщательного изучения и, прежде всего, экономистами, так как умение их применятьобеспечит правильный выбор позиции в коммерческом праве и верную оценку состороны контролирующих органов.
1. Предмет и понятие финансового права. Содержаниефинансово-правового регулирования общественных отношений и его истоки.
Осуществление финансовой деятельности государства иорганов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающихв процессе ее осуществления отношений: четкого закрепления прав, обязанностей,ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключаетсяпредназначение финансового права. Посредством его норм финансовая системаприводится в действие и используется государством и органами местногосамоуправления в соответствии со стоящими перед ними задачами.
Область финансов и отдельные их стороны затрагиваютнормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права этаобласть подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормыраспространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметомфинансового права охватываются отношения, возникающие в связи сфункционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловленопубличным характером тех и других. С некоторыми составными частями финансовойсистемы эта отрасль права связана лишь постольку, поскольку регулируетотношения, касающиеся аккумуляции средств в денежные фонды государства иорганов местного самоуправлния, а также их использования (например, по поводуналоговых платежей из финансовых ресурсов предприятий, основанных нанегосударственных формах собственности).
В связи с финансовой деятельностью государства иорганов местного самоуправления возникают, помимо финансовых, другиеобщественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права:например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслямиправа. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения. [1]
Предметом финансового права являются финансовые отношения, складывающиеся впроцессе распределения и перераспределения национального дохода для образованияфондов потребления и фондов накопления; объектом этих отношений всегда являютсяденежные отношения или обязательства по поводу образования и использованияденежных фондов.
Прираспределении государственных денежных средств используются два основныхметода:финансирование(безвозвратное, безвозмездное) и кредитование(возмездное, платное, срочное, целевое).
Такимобразом финансовое правоможно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественныеотношения, возникающие в процессе распределения и использования денежных фондов(финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления.
Длярегулирования финансовых отношений государство устанавливает определенныеюридические нормы, которые в своей совокупности образуют финансовое право.Помимо общих юридических признаков финансово-правовыенормы имеют специфику: регулируют финансовую сторону деятельностигосударства, носят императивный характер, т.е. выражаются в категорическойформе, где условия, порядок действия этих норм, права и обязанности сторон,санкции определяются (диктуются) государством.
Основнымисточником финансово-правовых норм являются: Конституция РФ, законы иподзаконные акты, издаваемые органами законодательной и исполнительной властидля регулирования финансовых отношений (бюджетные, налоговые, страховые,кредитные). Большую группу источников финансового права составляют актыфинансово-кредитных органов: Министерства Финансов РФ, Центрального банка РФ,Государственной налоговой службы РФ, а также нормативные акты, издаваемые этимиорганами совместно с другими экономическими и иными службами (Государственныйтаможенный комитет, Госкомстат и т.д.).
Всясовокупность финансово-правовых норм представляет собой систему финансовогоправа, внутри которой эти нормы группируются />по определеннымпризнакам. Данные признаки имеют объективную основу, но одновременнооказываются под влиянием потребностей практики.
Системафинансового права включает в себя две части: Общуюи Особенную. Перваясостоит из норм, закрепляющих принципы, правовые формы и методы финансовойдеятельности государства; государственные органы, осуществляющие этудеятельность и их полномочия; формы и методы финансового контроля. В Особеннойчасти конкретизируются нормы, регулирующие отношения в области государственногобюджета, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, государственныхдоходов и расходов, государственного и банковского кредита, страхования,денежного обращения и расчетов, валютного регулирования, финансов государственныхпредприятий. [2]
Финансовые правоотношения — это урегулированныенормами финансового права общественные отношения, участники которых выступаюткак носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этихнормах предписания по образованию, распределению и использованиюгосударственных денежных фондов и доходов.Как и любое другое правовоеотношение, финансовое правовое отношение возникает между определеннымисубъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающеесячерез соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общийхарактер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношениеимеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы ихвозникновения.[3]
Финансовыеправоотношения отличаются тем, что: а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; /> в) они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа Б доход государства, государственного расхода и т.п.
Этитри отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничиваютфинансовые правоотношения от других видов правоотношений.
Вфинансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:1) государственно-властный и 2) имущественный.
Этадеятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация ирасходование государством денежных средств представляет собой деятельностьматериального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношенияявляются властно-имущественными отношениями.[4]
Следует различатьпонятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансовогоправоотношения”
Субъектфинансового права— это лицо, обладающее правосубъектностью, то естьпотенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъектфинансового правоотношения— это реальный участник конкретныхправоотношений.
Юридическиеправа и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектамфинансового права.[5]
Поматериальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:
· 1) бюджетные;
· 2) налоговые;
· 3) в области страхования;
· 4) кредита (государственногои банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;
· 5) финансовые правоотношения,связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.
Вовсех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующиесубъекты, а также граждане. />
Государствостановится субъектом финансовых правоотношений в том случае, когда онорегулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками,между Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местногосамоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших иместных органов власти, компетенция которых в области финансов установленаКонституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другиминормативными актами.
Крометого, как субъект финансового права государство выступает через специальныеуправомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие егоинтересы.
Финансовыйорган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того,кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган,хозяйствующий субъект или гражданин.
Учрежденияи организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являютсяучастниками финансовых правоотношений. Субъектами здесь выступают распорядителикредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетныхсредств в меру фактических потребностей, за учет и отчетность расходуемых посмете средств.
Субъектамифинансового права являются и отдельные граждане, физические лица. Основнымпризнаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях являетсяналичие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества натерритории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно вналоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство.В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанностигражданина как его субъекта.
Отношения,возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственногозайма, регулируются на основе общих положений финансового права,предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредиторагосударства.
Субъектамиправоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы,проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территориизаконом разрешенные источники доходов, если особыми /> соглашениямиони не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности вотношениях с другими государствами.
Основаниемвозникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являютсяюридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия илисобытия, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельныхюридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновениефинансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правовогонормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом вобласти финансовой деятельности государства является закон о федеральномбюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актомявляется извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатитькакой-либо налог.
Каксобытие может рассматриваться увеличение числа иждивенцев в семье, чтосказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет кизменению финансово-правового отношения.
Изменениефинансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению ихучастников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменениемпредусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения илиуменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данногоправоотношения.
Прекращениефинансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее частовстречаются следующие:
· - погашение финансовогообязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченногоплатежа).
· - выполнение задания погосударственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
· - использование выданныхбюджетных ассигнований;
· - осуществление компетентнымиорганами права сложения недоимок по налогам и т.д.
Прекращениеправоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенноговозраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, всвязи с призывом в армию и т.д. [6]
2. Понятие финансово-правовой ответственности, еёособенности и виды.
Всистеме юридической ответственности традиционно выделяются: административная,уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. В последние годыв связи с бурным развитием финансового, в частности налогового,законодательства в науке стала выделяться финансово-правовая ответственностькак самостоятельный вид ответственности/>1.На законодательном уровне понятие «финансовые санкции» впервые былоупомянуто в Законе РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговойслужбе РСФСР», а понятие «финансовая ответственность» впервыепоявилось в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Об осуществлениикомплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательныхплатежей»/>.
Финансово-правоваяответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, содержитвсе ее признаки, а именно, — юридическая, а следовательно, и финансоваяответственность: а) наступает лишь за правонарушение; б) устанавливаетсягосударством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых нормуполномоченными на это субъектами; в) связана с причинением правонарушителюопределенных отрицательных последствий; г) реализуется в процессуальной форме.
/>Эти признаки юридической ответственности, будучихарактерны и для финансово-правовой ответственности, имеют специфику,обусловленную особенностями финансово-правового регулирования.
Во-первых,финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение.Единого понятия «финансовое правонарушение» в финансовомзаконодательстве не дано. Однако в ст. 106 НК РФ дано понятие «налоговыеправонарушения», являющееся разновидностью правонарушения финансового, а вст. 281 БК РФ содержится понятие «нарушение бюджетногозаконодательства».
Во-вторых,финансово-правовая ответственность установлена государством вфинансово-правовых нормах, которые являются охранительными и содержат в своейструктуре финансово-правовые санкции. Они имеют место в НК РФ, ТК РФ, ежегоднопринимаемом законе о федеральном бюджете, ежегодно принимаемых законахсубъектов РФ об их бюджетах, Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Обосуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджетналогов и иных обязательных платежей» и т.д. Кроме того, такие нормыпредусмотрены в БК РФ.
Охранительныефинансово-правовые нормы применяют: Министерство по налогам и сборам РФ,Федеральное казначейство РФ, Государственный таможенный комитет РФ, суды общейюрисдикции и арбитражные суды РФ.
В-третьих,финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенныеотрицательные последствия, как-то лишения имущественного характера. Формальноэто обусловлено спецификой финансово-правовых санкций, имеющих имущественныйхарактер и, таким образом, воздействующих на экономические интересыправонарушителей. В сущности, это определено стремлением государства в первуюочередь получить возмещение финансового ущерба, причиненного ему финансовымправонарушением, а кроме того, — еще и наказать правонарушителя, но в форме,присущей сфере финансово-правового регулирования, т.е. в денежной. В связи сэтим финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной(право-восстановительной) ответственности и может быть сравнима сгражданско-правовой/>.
В-четвертых,финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальнойформе. Так, применение к />организациям восстановительных финансово-правовыхсанкций в виде пени за несвоевременную уплату налога или сбора осуществляется врамках налогово-процессуального производства, установленного в ст. 46-49 НК РФ,а в Бюджетном кодексе РФ применение восстановительных финансово-правовыхсанкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуальногопроизводства, установленного ст. 285.
Взысканиештрафных (карательных) финансово-правовых санкций за налоговые правонарушенияосуществляется в случае согласия налогоплательщика на их уплату в рамкахналогово-процессуального производства, предусмотренного в ст. 101 НК РФ, а вслучае несогласия — в рамках арбитражного процесса (ст. 105 НК РФ). При этомфинансовые санкции с физических лиц взыскиваются только в судебном порядке.
Взаконодательстве не содержится понятия «финансово-правоваяответственность», однако ее можно определить, анализируя понятие "юридическая ответственность ". Хотя в теории права нет единства взглядовна юридическую ответственность, в большинстве случаев ее определяют как применениек правонарушителю мер государственного принуждения. Однако в науке отмечается,что меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителюуполномоченными субъектами, различны/>1.Некоторые из них применяются до того, как сделан вывод о наличии в действияхлица состава правонарушения. Это меры пресечения, предупредительные меры и т.д.Другие же меры государственного принуждения применяются лишь после установленияфакта совершенного правонарушения и приводят к дополнительным обременениямправонарушителя, а именно: исполнению правонарушителем дополнительныхобязанностей по сравнению с теми, которые он должен был исполнить, но неисполнил. Например, с правонарушителя взыскивается штраф, его имуществоконфискуется. Именно такого рода меры государственного принуждения и входят впонятие «юридическая ответственность».
Финансово-правовую ответственность можно определитькак применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственногопринуждения уполномоченными на то государственными/>ораганами, возлагающими направонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.
Финансово-правоваяответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадииформирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификациифинансового законодательства, а значит, — разработкой единой системы мер финансово-правовойответственности и финансово-процессуальных производств.
Процессвыделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного видаюридической ответственности сопровождался рядом неопределенностей, которые исейчас еще имеют место. Это породило теории об отсутствии такого видаответственности, о существовании лишь административной ответственности занарушения налогового законодательства/>1.
Спецификафинансово-правовой ответственности и ее отличие от административнойответственности проявляется наиболее ярко в особенностях финансовогоправонарушения и финансово-правовых санкций.[7]
3.Страховые взносы в государственные социальныевнебюджетные фонды.
Основнымигосударственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются (ст. 144):
· Пенсионный фонд РоссийскойФедерации;
· Фонд социального страхованияРоссийской Федерации;
· Государственный фонд занятостинаселения Российской Федерации;
· фонды обязательного медицинскогострахования Российской Федерации.
Рассмотрим каждыйиз них отдельно.
Пенсионныйфонд Российской Федерации
Пенсионный фонд РФбыл образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение ипредназначен был для государственного управления финансами пенсионногообеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде.
Важный принциплюбого пенсионного фонда — солидарнаяответственность поколений. Цель пенсионного фонда -обеспечитьзаработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средствво времени (нынешние работники />содержат вчерашних, завтрашние — примут обеспечение нынешних) и в пространстве (где бы человек ни жил, даже заграницей, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантируетопределенный прожиточный минимум).
Финансовыесредства Пенсионного фонда РФ используются на выплату:
· государственных трудовых пенсий;
· пенсий военным;
· пенсий инвалидам;
· компенсаций пенсионерам;
· пособий детям в возрасте отполутора до 6 лет;
· пособия пострадавшим от аварии наЧернобыльской АЭС;
· на другие нужды.
Страховыеставки взносов в Пенсионный фонд РФ (тарифы) устанавливаются ежегодноФедеральным законом. Так, страховые ставки взносов, установленные в 2000 г.(Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 197 — ФЗ «О тарифах страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерациии в фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2000год»):
· для работодателей — юридическихлиц (предприятий, организаций, учреждений, в том числе иностранных) — в размере28 % от начисленной оплаты труда в денежной и натуральной формах по всемоснованиям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения подоговорам гражданско-правового характера;
· для работодателей — колхозов,совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции — в размере20,6 % от выплаченных работникам сумм;
· для граждан, занимающихсяиндивидуально-трудовой деятельностью и частной практикой (аудиторы, нотариусы идр.), — 28 % от полученного дохода;
· для крестьянских (фермерских)хозяйств — 20,6 % от дохода их деятельности за вычетом расходов, связанных с ихизвлечением; для работающих — 1 % от дохода.
Начисленнаязаработная плата включает все виды вознаграждений штатным, нештатным, сезонным,временным работникам, а также работающим по совместительству.
Переченьвыплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ,представлен в Постановлении />Правительства РФ от 13 октября 1999г. Кроме того, перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплатывзносов, также определяется Правительством РФ.
Отчисленияв фонд все хозяйствующие субъекты включают в себестоимость продукции (работ,оказанных услуг).
Срокоплаты страховых взносов в фонд для работодателей — один раз в месяц не позднее15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховыевзносы. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносыс работников, в том числе с работающих пенсионеров.
Предприниматели,осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, уплачиваютстраховые взносы в фонд в сроки, установленные для подоходного налога, т.е. по1/3 годовой суммы к 15 июля, 15 августа, 15 ноября.
Крестьянские(фермерские) хозяйства вносят платежи один раз в год не позднее 1 апреляследующего года.
Кработодателям и другим плательщикам страховых взносов, которые не внеслиустановленные для них средства в фонд или внесли в меньших размерах,применяются финансовые санкции.
Руководствофондом осуществляют правление фонда и его постоянно действующий орган — исполнительная дирекция, которой подчиняются отделения в республиках в составеРФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальныхобразованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные фонда.
ОтделенияПенсионного фонда РФ обеспечивают организационную работу фонда по сбору взносовна социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения,региональных программ социального обеспечения, а также контроль зарасходованием средств отделения фонда.
КромеПенсионного фонда назначением и перераспределением размера пенсий занимаютсяМинистерство труда и социальной защиты, Министерство связи (доставка пенсийнаселению), сберегательные банки (обеспечение пенсионеров наличными деньгами ипроизводство необходимых безналичных перечислений по их поручениям).
БюджетПенсионного фонда Российской Федерации подготавливается в рамках бюджетногозаконодательства в соответствии с постановлением Правительства РФ. В Законе обюджете утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общаясумма расходов по направлениям.
Фонд социального страхования РоссийскойФедерации
Фондсоциального страхования РФ (далее ФСС) создан 1 января 1991 г. ПостановлениемСовета Министров РСФСР от 25 декабря 1990г.
Сегодняэтот фонд в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. действуеткак самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. ФСС являетсяавтономным и строго целевым.
Положениео фонде утверждено Правительством РФ от 12 февраля 1992 г. Фонд социальногострахования состоит из региональных отраслевых отделений и филиалов отделений.Для обеспечения деятельности фонда создан центральный аппарат, а в региональныхи центральных отделениях — аппараты органов фонда. При фонде образуетсяправление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство фондом осуществляется его председателем,который назначается Правительством РФ.
Фондсоциального страхования РФ образуется за счет:
· страховых взносов предприятий,учреждений, организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо отформ собственности;
· доходов от инвестирования частивременно свободных средств фонда;
· добровольных взносов граждан июридических лиц;
· ассигнований из федеральногобюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам,пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
Целифонда — обеспечение государственных гарантий в системе социального страхованияи улучшение материальных условий определенных групп населения. Фонд предназначен:
· для выплат различных пособий (повременной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка иуходу за ним до достижения им полуторалетнего возраста);
· для оплаты путевоксанаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
· для частичного содержаниясанаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей июношества;
· для других целей.
/>Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г.№ 975 «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики кклассу профессионального риска» все отрасли (подотрасли) экономикидифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска.
Такимобразом, организации и физические лица подлежат отнесению к отрасли илиподотрасли экономики, которой соответствует их основная деятельность.
Наосновании классификации отраслей (подотраслей) экономики по классампрофессионального риска и страховых тарифов на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний на 2000 г. (ФЗ от 2 января 2000 г. № 10 — ФЗ) в процентах кначисленной оплате труда по всем основаниям (доходам) застрахованных был созданфонд для выплат пособий лицам, чье право на возмещение вреда, причиненногоувечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, установлено в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Федеральнымзаконом от 20 ноября 1999 г. № 197 — ФЗ установлен тариф страховых взносов вФонд социального страхования Российской Федерации для работодателей-организацийи граждан — физических лиц, осуществляющих прием на работу по трудовомудоговору, в размере 5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной форме,начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источниковфинансирования. Работники в этот фонд своихотчислений не делают.
Порядокперечисления средств страхователями в фонд отличается от порядка перечисления вдругие государственные внебюджетные фонды. В среднем более 85 % начисленныхстраховых взносов остается плательщику до конца отчетного года на целисоциального страхования. Если эти средства в текущем периоде не израсходованы,то остаток перечисляется в бюджет фонда следующего года.
Всесредства фонда учитываются на едином текущем счете фонда и его исполнительногооргана.
Государственныйфонд занятости населения Российской Федерации
Государственный фонд занятости населения РФ образованв соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. Он предназначен дляпроведения мероприятий, связанных с реализацией
/>государственных программ занятости населения. Порядокобразования и расходования средств Фонда занятости населения регулируетсяуказанным Законом и Положением о Государственном фонде занятости населения(далее ГФЗН).
Фонд формируется за счет обязательных страховыхвзносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетовсубъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут бытьдобровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Управление ГФЗН осуществляется Государственнымкомитетом РФ по занятости и его отделениями, а также центрами занятости припредставительных органах власти РФ. Непосредственное управление фондомвозложено на правление.
Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 197 — ФЗустановлен тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населенияна 2000 г. для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниямнезависимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорамгражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иоказание услуг.
От уплаты взносов в ГФЗН освобождаются инвалиды, общественныеорганизации инвалидов, религиозные объединения, Минобороны РФ, МВД РФ, Службавнешней разведки РФ, другие военные формирования.
Фонды обязательного медицинского страхованияРоссийской Федерации
Фондыобязательного медицинского страхования образованы в соответствии с ЗакономРСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня1991 г. с последующим внесением изменений в 1994 г. Закон определяет правовые,экономические и организационные основы медицинского страхования населения.
Фондыобязательного медицинского страхования РФ создаются на федеральном и натерриториальном уровне. Местные органы самоуправления утверждают эти фонды ирегулируют их деятельность на основе Положения о территориальных фондахобязательного медицинского страхования, утвержденного ПостановлениемПравительства РФ от 24 февраля 1993 г.
Федеральныйфонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуютсяпредставительными исполнительными />органами власти республик всоставе РФ и иных субъектов Федерации.
Главнойзадачей фондов обязательного медицинского страхования является реализациягосударственной политики в области обязательного медицинского страхования, аименно: подбор медицинских учреждений, способных оказывать качественнуюмедицинскую помощь, и заключение с ними договоров на обслуживание, а такжеоплата их услуг. Медицинские учреждения, осуществляющие медицинскоестрахование, обязаны иметь разрешение государственного органа (т.е. лицензию)на право заниматься такой деятельностью.
Фондыобязательного медицинского страхования формируются за счет страховых взносов ибюджетных ассигнований, иных поступлений.
БюджетФедерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о егоисполнении ежегодно рассматриваются Государственной думой.
Плательщикамивзносов выступают предприятия, учреждения, организации независимо от формсобственности и организационно-правовых форм, а также органы исполнительнойвласти, осуществляющие платежи за неработающих граждан (детей, учащихся истудентов, пенсионеров и других категорий).
Тарифстраховых взносов определяется федеральной властью по представлениюПравительства РФ. В 2000 г. он составлял 3,6 % по отношению к начисленнойоплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд — вразмере 0,2 % и в территориальные фонды — в размере 3,4 %. ПостановлениемПравительства РФ от 5 января 2000 г. № 9 утвержден Перечень выплат, на которыес 1 января 2000 г. не начисляются страховые взносы в фонды обязательногомедицинского страхования, в том числе выходное пособие при прекращениитрудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованныйотпуск, государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временнойнетрудоспособности и др.
Всемгражданам России по месту постоянного жительства или месту работы вручается страховой полис, дающий право наполучение бесплатно гарантированного объемамедицинских услуг. В этот объем медицинских услуг входятуслуги «скорой и неотложной помощи», лечение острых заболеваний,услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам иинвалидам. [8]
Список литературы:
1) Финансовое право: Учебник длястудентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»/Химичева, Н.И..- 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Юристъ,2002.- 733 с.
2) 27.1 Понятие финансов ифинансового права//Основы государства и права.- 3-е изд., испр. и доп… — М.,1998.
3) Финансовое право = FINANCIAL LAW:Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов/ Рассолов,М.М… — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 444.
4) Карасева, МаринаВалентиновна, Финансовое право. Общая часть: Учебник для студентов юридическихвузов. — М.: Юристъ, 2000.- 256 с.
5) § 3 Правовойрежим государственных и муниципальных внебюджетных фондов//Финансовое правоРоссийской Федерации… — М., 2002.
6) http://interlaw.dax.ru/student/4/M2.htm