Министерство науки и образования РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Право интеллектуальной собственности
на тему:
Система российского законодательства «Об охране интеллектуальной собственности»
Выполнил студентка гр. 761062В Бабаева И.Б.
Проверил
доц. Аристархова Т.А.
Тула 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Понятиеи виды объектов интеллектуальной собственности
1.1 Интеллектуальная собственностькак объект гражданского права
1.2 Виды объектов интеллектуальнойсобственности по российскому законодательству
II. Спецификарегулирования отдельных видов объектов интеллектуальной собственности
2.1 Особенности правовогорегулирования авторского права
2.2 Особенности правовогорегулирования патентного права
III. Гражданско-правовыеспособы защиты объектов интеллектуальной собственности
3.1 Защита авторских и смежных прав
3.2 Защита прав авторов ипатентообладателей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
/>
Одним из главныхпоказателей цивилизованности общества во все времена было и продолжаетоставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры итехники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества иуровень его культурного развития, зависит вконечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В своюочередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только приналичии соответствующих условий, включаянеобходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнестизаконодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимсяв обществе товарно-денежным отношениям.
Результатыинтеллектуальной творческой деятельности занимают особое место среди объектовгражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав:авторское право и промышленную собственность.
Главная задача авторскогоправа и промышленной собственности (интеллектуальной собственности) — защитаправ авторов и патентообладателей и пресечение недобросовестной конкуренции.
Переход России к частнойсобственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовалреформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений,которые связаны с охраной и использованиемрезультатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство,характеризовалось рядом негативных моментов.
Прежде всего, в России,как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы обохране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование обеспечивалосьв основном подзаконными актами.
Срок охраны авторскихправ на произведения науки, литературы и искусства составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г.—15 лет); права исполнителей и иных обладателей смежных прав законом вообще не охранялись;создатели изобретений и промышленных образцов во многих случаях были лишенывозможности получения патентов на свои разработки и т.п.
В России к настоящемувремени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальнойсобственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов поохране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках,знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране программ дляэлектронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом рядеподзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентнымведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИВИДЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Интеллектуальнаясобственность как объект гражданского права
Среди объектовгражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собойв правовые отношения, ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее— ГК РФ) называет результаты интеллектуальнойдеятельности, в том числе исключительные права на них. Одновременно законодательиспользует для их обозначения такое собирательное понятие, как интеллектуальнаясобственность. В обобщенном виде содержание данного понятия раскрывает ст. 138ГК РФ, указывающая, что «в случаях и в порядке, установленных настоящимКодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальнаясобственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование,товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Более детально понятиеинтеллектуальной собственности будет раскрыто, по всей видимости, в третьейчасти ГК РФ, проект которой разрабатывается в настоящее время.
Однако независимо оттого, в какой конкретной форме это будет сделано, уже сейчас в отечественнойюриспруденции, равно как и в зарубежной юридической науке, наметились дваосновных подхода к рассматриваемому понятию. Одни ученые приветствуют закреплениев законе данного понятия и не усматривают в использовании законодателем термина»интеллектуальная собственность" каких-либо элементов ненаучногоподхода. По мнению других ученых, данный термин является изначально неточным иненаучным, в связи с чем он может применяться лишь в политических актах, ноникак не в правовых нормах, имеющих практическую направленность.
Следует отметить, чтоданный спор возник не сегодня, а уходит своими корнями еще к концу XIX века.Уже тогда понятие интеллектуальной собственности и его составляющие —литературная (художественная) и промышленная собственность — которые широкоиспользовались в законодательстве многих стран мира и в важнейших международныхконвенциях, подвергались резкой критике со стороны ряда известных ученых.Однако прежде чем обратиться к анализу доводов, приводимых обычно сторонникамии противниками рассматриваемого понятия и, надо сказать, мало изменившихся запрошедшее столетие, целесообразно хотя бы вкратце осветить генезис понятия «интеллектуальнаясобственность».
Происхождение самоготермина «интеллектуальная собственность» обычно связывается сфранцузским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскомуи патентному праву не только родилась во Франции,но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудахфранцузских философов-просветителей (Вольтер,Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Так, во вводной частифранцузского патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществлениекоторой может быть полезным для общества, принадлежиттому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматриватьновое промышленное изобретение как собственность его творца». Логическимследствием такого подхода стало закрепление во французском законодательствепонятий литературной и промышленной собственности. Справедливости ради нужно,однако, отметить, что еще раньше идея об авторскомправе как «самом священном виде собственности» была воплощена взаконах некоторых штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, котораяявляется результатом его умственного труда»1. Аналогичные конструкции были закреплены также взаконодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегиии ряда других стран.
Родиной первых авторскогои патентного законов в их современном смысле по праву считается Англия. Именно здесь еще в 1623 г. при короле Якове Стюарте был принят «Статуто монополиях», которым провозглашалось исключительное и независимое отволи короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество,монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами,доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появляется и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны», которымавтору предоставлялось исключительное право на публикациюпроизведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продленияэтого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные иавторские законы были приняты в ряде другихевропейских стран и в США.
Оценивая значение этихпервых законов, следует отметить, что основной их целью было ограждениеинтересов издателей и промышленников. Как правило, именно они, а не авторы иизобретатели выносили на рынок результаты творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.
Подход к авторскому ипатентному праву как к собственности получилнаибольшее распространение в XIX веке. Авторские и патентные законы большинстваевропейских стран в той или в иной степени приравнивали права создателейтворческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо относили их кдвижимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охранепромышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшиммеждународным соглашением в области охраны промышленных прав. Традиция проприетарного подхода к авторскомуи патентному праву достаточно сильна и в настоящее время. Термин «интеллектуальнаясобственность» широко используется в законодательстве, в научнойлитературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирнуюорганизацию интеллектуальной собственности (ВОИС),в соответствии с которой объектами охраны являютсяправа, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности впроизводственной, научной и художественной областях.
Однако, как уже отмечалось,несмотря на свое широкое распространение, понятие интеллектуальнойсобственности практически сразу же с момента своего появления подверглоськритике со стороны многих ученых. Противники данного понятия обычно указывали ипродолжают подчеркивать в настоящее время, что нельзя отождествлять правовойрежим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются по своейсути авторские произведения и различные технические новшества; что в отличие отправа собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либотерриториальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемниковизначально ограничены во времени и в пространстве;что авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовыхсредств по сравнению с теми, которые применяются для защиты правасобственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностьюего создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые замечания,сторонники теории интеллектуальной собственности стали подчеркивать, что речь вданном случае идет о собственности особого рода, которая требует специальногорегулирования в виду ее нематериального характера2, из-затого, что объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являютсянеосязаемые и бестелесные вещи3 .
Свое логическоезавершение подобный подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствиис которой права авторов, изобретателей, патентообладателей и т.д. должны бытьпризнаны правами sui generis, т.е. правами особого рода, находящимися вне классического делениягражданских прав на вещные, обязательные и личные. Теория особых интеллектуальных прав,многие сторонники которой вообще выступают противиспользования термина «интеллектуальнаясобственность», являетсяв наши дни одной из наиболее распространенных.
В этой связи небезынтереснопроследить за тем, как менялось отношение к понятию интеллектуальнойсобственности в отечественном законодательстве и в юридической науке.Российское законодательство XIX века прямо относило права авторов,изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и т.д. к правусобственности. В частности, содержание прав авторов раскрывалось в примечании кст. 420 т. Х ч. 1 Свода законов Российской Империи,которая давала общую характеристику правасобственности. Попытки подвести права на творческие достижения под вещное правопредпринимались также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальныхзаконов об охране прав на творческие результаты, которые разрабатывались в Россиив конце XIX — начале XX веков1. Однакоуже тогда такой подход был отвергнут, так как большинство ученых высказывалосьв пользу использования в законодательстве болееточного термина «исключительные права»2.Понятия литературной и промышленной собственности практически пересталиприменяться для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав, аесли и использовались, то в основном в качестве объекта для критики. Отношение к понятиюинтеллектуальной собственности в советский период развития российскогозаконодательства было однозначно отрицательным.Помимо ссылок на его неточность, большинство авторовподчеркивали еще и буржуазную, эксплуататорскую сущность данного понятия.Единственное исключение в этом плане составляли нормы авторского права, которыебыли сосредоточены в специальном законе, а с середины 60-х годов — в особомразделе Гражданского кодекса РСФСР 1964г.
Впервые после длительногоперерыва термин «интеллектуальнаясобственность» появился в Законе СССР «Особственности в СССР» от 6 марта 1990 г.3 В ст. 2 данного закона, посвященнойзаконодательству о собственности, было указано, что «отношения по созданиюи использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы,искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Союза ССР,союзных и автономных республик». Принятый вскоре Закон РСФСР «Особственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.4 нарядус повторением в п. 4 ст. 1, в сущности, той же мысли,в ч. 2 п. 4 ст. 2 дополнительно разъяснял, что «объектамиинтеллектуальной собственности являютсяпроизведения науки, литературы, искусства и других видов творческойдеятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторскиепредложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертныесистемы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования изнаки обслуживания». Оставляя в стороне вопросы об уместности помещенияданной нормы в Законе о собственности и корректности перечня названных в нейобъектов правовой охраны, отметим лишь, что ссамого начала и союзное, и российское законодательство исходили из того, чтоинтеллектуальная собственность на результаты творческой деятельности и иныеприравненные к ним объекты, с одной стороны, и собственность на имущество, сдругой стороны, являются хотя и близкими, но разными правовыми институтами .
Основы гражданскогозаконодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. хотя и включали в свой состав два специальных раздела, посвященные авторскому праву и праву на изобретение идругие результаты творчества, используемые в производстве, понятием интеллектуальной собственности не оперировали.
Однако ко временивведения в действие Основ гражданского законодательства на территорииРоссийской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной собственностиуже прочно вошло в юридический оборот, т.е. широкоиспользовалось в различных подзаконных актах и впубликациях на юридические темы. Правда, из принятых в 1992—1993 гг. законов обохране результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутыйрезультат, да и то в условном, собирательном смысле, говорилось лишь в одном изних, а именно в Патентном законе РФ.
Окончательно термин «интеллектуальнаясобственность» был узаконен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя статья 44 Конституции РФ, посвященная свободе литературного, художественного, научного,технического и других видов творчества, и не раскрывает содержание данногопонятия, но подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняетсязаконом».
1.2 Виды объектовинтеллектуальной собственности
Как уже отмечалось, ГК РФ, который также оперирует данным понятием,раскрывает в общем, виде его содержание в ст. 138. Анализ указанной статьипозволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под интеллектуальной собственностьюв российском законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительныхправ на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иныеприравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участниковгражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечняконкретных объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальной собственности, кодекс не содержит.Однако из ст. 138 ГК РФ однозначно следует, что соответствующая правовая охранарезультатов интеллектуальной деятельности и других приравненных к ним объектовобеспечивается лишь «в случаях и в порядке, установленных настоящимКодексом и другими законами». Это означает, что для отнесения того илииного результата интеллектуальной деятельности или иного объекта кинтеллектуальной собственности требуется прямое указание закона.
Подобный подход насегодняшний день представляется оправданным, поскольку,во-первых, в настоящее время еще отсутствуют реальные возможности дляобеспечения правовой охраны любых интеллектуальныхдостижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд лицелесообразно по чисто практическим соображениям. Так, не вызывает сомненийправомерность постановки вопроса о введении правовой охраны научных идей,гипотез, теорий и иных подобных научных результатов.Проблема, однако, состоит в том, как создать соответствующийправовой механизм, не прибегая к коренной ломке сложившихся правовых институтови не ставя препятствий для развития научно-технического прогресса. Пока попыткиотдельных ученых и законодателей решить эту проблему какими-либо значительнымиуспехами не увенчались. Примером объекта, охрана которого вполне может быть обеспечена в традиционных законодательныхрамках, но вряд ли целесообразна на современном этапе, может служить видеозапись.В принципиальном плане видеозаписи ничем не отличаются от звукозаписей, охраняемыхв качестве одного из объектов смежных прав, и с теоретической точки зрения,безусловно, должны быть причислены к числу объектов интеллектуальнойсобственности. Однако в настоящее время в большинствестран, предусматривающих охрану смежных прав, видеозаписи объектами смежныхправ не признаются.
Не обеспечивается ихохрана и Международной конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей,производителей фонограмм и вещательных организаций. В этих условиях введение вроссийское законодательство специальной охраны видеозаписей представляется нецелесообразным, тем более с учетом того, чтона них распространяются общие нормы авторского права.
Отсутствие в ГК РФуказания на конкретные виды охраняемых объектов интеллектуальной собственностипредоставляет возможность путем принятия соответствующих законов или внесения вних изменений и дополнений относить к их числу те или иные результатыинтеллектуальной деятельности, т.е. более оперативно и не меняя самого ГК РФрешать все эти вопросы. Как показывает мировой опыт последних двух-трехдесятилетий, число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельностипостоянно расширяются. Так, только за последние пять лет круг охраняемых вРоссийской Федерации объектов интеллектуальнойсобственности пополнился полезными моделями,наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных микросхем,программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой тайной, объектамисмежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной деятельности, какоткрытия и рационализаторские предложения, лишились практической охраны, хотявопрос о них в законодательном плане до сих пор пока окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектовинтеллектуальной собственности не находится взастывшем состоянии, а, напротив, постоянно уточняетсяи конкретизируется.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКАРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1 Особенностиправового регулирования авторского права
Как уже неоднократноотмечалось, понятие «интеллектуальная собственность» являетсяобобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и в юридическойлитературе понятиям, как «литературная и художественная собственность». Последнееобозначает, соответственно, авторское право, действие которого распространяетсятакже как результаты научного творчества («научная собственность»).
Им регулируютсяотношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки,литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок,передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединениев едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться простоавторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостьювозникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческихпроизведений, а также урегулированностьюсоответствующих отношений единым законом.
В качестве основных задач(функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют двеследующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулироватьдеятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этихцелях авторское право способствует созданию условий длязанятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутыхтворческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданныхими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачейавторского права считается создание условий дляширокого использования произведений в интересах общества. Иными словами,повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствоватьиспользованию их произведений в целях образования и просвещения или служитьпомехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателейзнакомиться с ними.
Указанные задачиавторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторскогоправа — это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью,высшей императивностью и общезначимостью. Они как бы пронизывают содержаниевсей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционнуюдеятельность ивоплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными вконкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупностиавторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширномавторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельныеего нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.
Представляется, что кчислу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержанииего норм на современном этапе развития, относятсяследующие положения.
Во-первых, принципомавторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, которыйпрямо закреплен статьей 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавнонаполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательствои конкретизируется в целом ряде его норм. Так, известно, что свобода творчестванесовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящеевремя цензура в России запрещена в законодательном порядке. Например, ст. 33Закона РФ «О средствах массой информации» от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что «требование от редакции средства массовойинформации со стороны должностных лиц, государственных органов, учреждений илиобщественных организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы(кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), аравно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельныхчастей, — не допускаются»1 .
Обеспечивая свободутворчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы иискусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этихже целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнеми охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективнойформе. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формывоплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а такжесамостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданиипроизведению окончательной формы и т.п.
Во-вторых, принципомавторского права является сочетание личных интересов автора с интересамиобщества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтахправа интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторскомправе он имеет особое значение. Общеизвестно, что в основе авторского правалежит признанное за автором монопольное право наиспользование созданного им произведения.Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось однойиз главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает,что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своихпроизведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь вотношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия авторастало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут бытьстоль обширными, чтобы полностью игнорировалисьинтересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества нетолько гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют правочленов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениямикультуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
В-третьих, в качествеодного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прававтора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторскогоправа от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательствуличные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) немогут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор ивыразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридическойсилы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведениесоздано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные правасохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениямипродиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что правоавторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора непереходят по наследству, что в случаях так называемого«свободного» использования произведенийобязательно указание имени автора и т.д. Что касается имущественных прававторов, то они могут передаваться другим лицам поавторскому договору, в порядке наследования, атакже в силу закона (свободное использованиепроизведений).
В-четвертых, для современного российского авторского правахарактерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действовавшему авторскому правупринцип нормативнойрегламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам.Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовыхавторских договоров (издательских, сценарных, 1 постановочных и др.), которыеимели нормативное значение и подробно регламентировалиотношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими имправами. Как известно, одной из главных функцийтиповых договоров было ограждение авторов отпроизвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенныйминимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с соответствующимтиповым договором, признавались недействительными и заменялись условиями,закрепленными в типовом договоре.
Вместе с тем присутствиев законодательстве правил, детально регулирующих сферу отношений, которая впринципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самихсторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российскоеавторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторонавторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторскихдоговоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательномпорядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то ониобеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторскиедоговоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче правна произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны,правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжениюавторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретныйсрок договора сторонами не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например по выплате автору аванса подоговору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержанияи иных условий авторского договора.
2.2 Особенности правового регулированияпатентного права
Вторым правовыминститутом, посредством которого охраняются права на интеллектуальнуюсобственность, является патентное право. Оно регулируетимущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения,возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделейи промышленных образцов. Объединение трех названныхобъектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентногоправа объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезныемодели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению другк другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов интеллектуальнойсобственности, с другой стороны. Все они являются результатами творческойдеятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются иохраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых,их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачипатента/>1. В-третьих, правовое регулированиесвязанных с этими тремя объектами общественных отношенийимеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется вРоссии единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Всесказанное свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентногоправа лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.
Следует отметить, что самтермин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен вроссийское законодательство. Как известно, в течение длительного времени вРоссии, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие техническиеновшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами.
Как и авторское право,патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных благ,являющихся продуктами интеллектуального творчества.Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки,литературы и искусства, охраняемые авторскимправом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или иныхтехнических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе ихвнедрения, онивоплощаются в конкретные устройства,механизмы, процессы, вещества и. т.п. Наряду сосходством сравниваемые объекты имеют между собой и существенныеразличия.
В объектах патентногоправа ценность представляет само содержание тех решений, которые придуманыизобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права.
Прежде всего, важнейшим отправным началом патентного права являетсяпризнание за патентообладателем исключительного права на использованиезапатентованного объекта.
Признание и всемернаяохрана патентной монополии не исключают, однако, выполненияпатентным правом и функции защиты общественных интересов. Более того, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, содной стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне можетрассматриваться в качестве второго исходного начала (принципа) патентногоправа. Одним из конкретных его проявлений служитограничение действия патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает во всеобщее пользование.Кроме того, условием предоставленияпатентно-правовой охраны той или иной разработке являетсявнесение разработчиком действительного вклада в уровень техники и тем самымобогащение общественных знаний.
Наконец, в общественныхинтересах закон устанавливает случаи так называемого свободного использованиязапатентованных разработок. Разовое изготовление лекарств в аптеках по рецептамврача, проведение научного эксперимента и т.д. — эти и некоторые другие изъятияиз сферы патентной монополии, продиктованные общественными потребностями,выражают взвешенный баланс интересов патентообладателя и общества.
Следующим принципом патентногоправа является предоставление охраны лишь тем разработкам, которые вофициальном порядке признаны патентоспособными изобретениями, полезнымимоделями и промышленными образцами.
Если заявка на выдачупатента в Патентное ведомство не подавалась, разработка, которая объективно отвечает всем критериям патентоспособности, объектомохраны со стороны патентного права не становится. В этом состоит еще односущественное различие между патентным и авторским правом.
Наконец, в качествепринципа патентного права может рассматриваться положение,согласно которому законом признаются и охраняютсяправаи интересы не только патентодателей,но и действительных создателей изобретений, полезныхмоделей и промышленных образцов.
Названные выше принципыопределяют конкретное содержание основных нормпатентного права, являются его исходными началами и служат 'предпосылками его дальнейшего развития. Знание этихпринципов помогает лучше понять содержаниеконкретных патентно-правовых норм, способствует их правильному применению напрактике и дает определенные ориентиры для разрешения тех жизненных ситуаций,которые прямо не урегулированы действующимзаконодательством.
ГЛАВА 3.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
3.1 Защита авторских и смежных прав
В общем виде право назащиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможностьприменения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенногоили оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызываетспоры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту являетсясоставной частью самого субъективного права наряду с правом на собственныедействия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.1Такому пониманию права на защиту противостоитполучающее все большее распространение среди специалистов мнение, всоответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельноесубъективное право2.
Данное право в качествереальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивногогражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего иреализуется в рамках возникшего при этом охранительного гражданскогоправоотношения. Эта позиция представляется наиболее верной.
Одним из важных условийуспешного развития науки, литературы и искусства является не только признаниеза создателями творческих произведений и лицами, которыеих правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но иобеспечение их надежной правовой защитой.
Действующеезаконодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств испособов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности,заложенные в нормах права, реализуются на практике.
В последние годы в Россиинаблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появлениеммножества частных издательств, фирм звукозаписи, видео залов, средств массовойинформации и т. д. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторови организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимание органывласти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских прав,которые предоставляет российское законодательство, имеет особую актуальность.
Предметом защиты являютсяне только субъективные авторские и смежные права, но и охраняемые закономинтересы (ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР). Субъективноеавторское право и охраняемый законом интерес являются очень близкими и зачастуюсовпадающими правовыми категориями, в связи, с чем они не всегдаразграничиваются в литературе и на практике.
Однако субъектыавторского или смежного с ним права могут обладать и такими интересами, которыене опосредуются субъективными правами, а существуют самостоятельно в формеохраняемых законом интересов и как таковые подлежат судебной защите в случае ихнарушения. Примером могут служить требования об учете интересов всех соавторовпри определении способов использования произведения и о признании авторскогодоговора недействительным.
Субъектами права назащиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы иискусства, обладатели смежных прав, а 'также их наследники и иныеправопреемники.
На основании ст. 41Гражданско-процессуального кодекса РСФСР иска интересах автора может бытьзаявлен прокурором. Права на произведения, созданные несколькими соавторами,могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После смерти авторатребования, вытекающие из нарушения его Авторства, неправильного указания имениавтора, неприкосновенности произведения могут быть заявлены наследникамиавтора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своихпроизведений после смерти, а также авторско-правовой организацией илипрокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, даютпоследним право на защиту своих имущественных интересов.
Если автор или егонаследники по авторскому договору о передаче /исключительных прав переуступилисвои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру,студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии со ст. 30 Закона РФ «Обавторском праве и смежных правах» возлагается на это лицо.
Нарушителем авторских исмежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое невыполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иныхзаконодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения.
Защита авторских исмежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренномзаконом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств испособов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованныхорганизационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.1Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
В рамках юрисдикционнойформы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защитынарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских исмежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке.
Специальной формой защитыавторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст.II ГК РФ следует признать административный порядок их защиты. Он применяется ввиде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законеслучаях.
Неюрисдикционная формазащиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских исмежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются имисамостоятельно, без обращения за помощью к государственным или инымкомпетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законныесредства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправныхдействий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемыхзаконом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемыев порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемойобласти спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути деласводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересахнеисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведениеизменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказуот исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическуюзначимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеетгражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамкахюрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных закономспособов защиты.
Способыгражданско-правовой защиты авторских и смежных прав. В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Обавторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских исмежных прав вправе требовать от нарушителя: 1) признания прав; 2)восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращениядействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 4) возмещенияубытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушенияавторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных закономпределах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, ккоторым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прави охраняемых законом интересов.
Следует учитывать, чтопомимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующееавторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителямнекоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Обавторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взысканиянезаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражныйсуд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере, 10% отсуммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется вустановленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.
Обратимся к анализуконкретных гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
а) Признаниеавторских и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когданаличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторскоеили смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза такихдействий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит кневозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такоеиспользование.
Признание права авторствакак раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношенияхсубъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения состороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.
Признание права каксредство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь вюрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либосамостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании праваобращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердитьналичие или отсутствие у истца данного права. В большинстве случаев требованиео признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иныхпредусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки,связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, чтоон обладает авторским правом на это произведение.
б) Восстановлениеположения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты применяется втех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результатеправонарушения не прекращает своего существования и может быть реальновосстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор,обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или впроцессе его использования в него внесены несогласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в егопервоначальном виде.
В тех случаях, когдапроизведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц,восстановить нарушенные авторскиеправа в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенныхинтересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.
Восстановление нарушенныхправ автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересыпотерпевшего.
в) Пресечениедействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способзащиты может применяться в сочетании с другимиспособами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельноезначение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшегоиспользования, так и возмещения убытков, которые онпонес в связи с таким использованием. Однако интересавтора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить(пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу егонарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использованияотрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для чтенияс эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагмента детективногоплана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественнойнаправленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР былозапрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады1.Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфереявляются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещениедальнейшего распространения произведения, запрет на использованиеперевода или переработки и др.
г) Принуждение кисполнению обязанности в натуре. Принуждение к исполнению обязанностив натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защитыгражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства,связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежнойкомпенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдьне всегда может быть удовлетворен такой заменой.
Лишь в тех случаях, когдареальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно дляпотерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты повыбору потерпевшего.
В частности, автор можетпотребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдачепричитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведенияизобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских правсоздателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальнойвозможности для их реализации и т. п.
д) Возмещениеубытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации. В данном случае имущественныйинтерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных имимущественных потерь. При этом такая 5 компенсация может быть либо прямоувязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с нимлишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительнонезависима от него (выплата компенсации).
В соответствии с п. 1 ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» основной формойкомпенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Подубытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено,утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученныедоходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы егоправо не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области всоответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме.
Обоснование размерапричиненных убытков, включая упущенную выгоду, являетсязадачей самого потерпевшего. Им же доказывается самфакт нарушения принадлежащих ему авторских илисмежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшимиубытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушительавторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будетдоказано противное.
Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер,особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегдапросто, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предоставляетпотерпевшим возможность компенсировать понесенныеими убытки двумя другими, более простыми способами.
Во-первых, они могутвзыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный им вследствиенарушения авторских и смежных прав. Нетрудно заметить, что в данном случаеответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем егонезаконном доходе, а не о полученной им прибыли.
Во-вторых, обладателинарушенных авторских иди смежных прав могут поступить еще проще, потребовав отнарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется по усмотрениюсуда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50тыс. минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ.1
Наряду с возмещениемубытков, взысканием незаконно полученного дохода иди компенсации обладателинарушенных авторских или смежных прав вправетребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда.Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ,которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере.Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо отподлежащего возмещению имущественного вреда.
е) Прекращение или изменениеправоотношения. Данныйспособ защиты субъективных авторских и смежных прав и охраняемых закономинтересов в рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находитдостаточно широкое применение.
Чаще всего указанныйспособ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан спринудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе неисключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобывозможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотреназаконом или договором.
Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет)права и обязанности участников авторских правоотношений на будущее время.Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано недействительным ссамого начала. Например, если при заключении авторского договора допущенысерьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признаетсянедействительным с момента его заключения.
ж) Признаниенедействительным не соответствующего законодательству ненормативного актаоргана государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин илиюридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены изданиемуказанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд(арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительныхуказаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых,нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых,административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен сточки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности можетбыть принят не уполномоченным на то органом.
Требование о признанииадминистративного акта недействительным может сочетаться с другими мерамизащиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта авторского илисмежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как препятствия вреализации права.
Уголовнаяответственность за нарушение авторских и смежных прав. Объектомданного преступления являются не все охраняемые законом авторские и смежные сними права, а лишь право авторства, а также право на использование, т.е. всясовокупность принадлежащих обладателям авторских и смежных прав правомочийимущественного характера. Нарушение иных прав авторов, в частности, права наимя, права на обнародование, право на защиту репутации и т. д., уголовнонаказуемого деяния не образуют.
Объективная сторонарассматриваемого преступления может состоять из одного или нескольких действий,подпадающих под ст. 146 УК РФ, а именнозаключаться: а) в присвоении авторства на произведение (исполнение, постановку), т. е. в выдаче чужого результата творческого труда засобственный; б) в совершении любого действия, связанного с незаконнымиспользованием произведения или объекта смежныхправ, т. е. их незаконное воспроизведение, распространение, передача в эфир ит. д. Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам фактсовершения указанных выше действий еще не заключает в себе составаокончательного преступления. Лишь при действительном причинении этимидействиями крупного ущерба преступление считается совершенным.
Субъективная сторонапреступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.Это означает, что лицо не только сознает, что, например,совершает плагиат или незаконно использует чужое произведение, но и желает этого.
Уголовную ответственностьза нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Данноепреступление наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсотминимальных размеров оплаты труда или в размерезаработной платы иди иного дохода осужденного за период от двух до четырехмесяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсотсорока часов, либо лишением свободы на срок до двухлет.
Те же действия,совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительномусговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от четырехсотдо восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либоарестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок допяти лет.
Возбуждение ирассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важныхпроцессуальных особенностей.
Прежде всего они являютсяделами так называемого частного обвинения, т. е. делами, которые возбуждаютсяне иначе, как по желанию потерпевшего.
Дела о нарушенииавторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего иобвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производствопо этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительногорасследования, которое производится органами прокуратуры.
В реальной жизни мерыуголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практикекрайне редко.
3.2 Защита прав авторов ипатентообладателей
Одним из важнейшихпоказателей эффективности патентного законодательства являетсягарантированность и защищенность прав и законных интересов действительных создателей разработок и патентообладателей. Ссожалением приходится констатировать, что по этому показателю изобретательскоезаконодательство бывшего Советского Союза было всегда крайне неэффективным. Советские изобретатели иноваторы были не только лишены возможности приобретения исключительных прав на использованиесоздаваемых ими разработок, но очень часто не могли фактически реализовать и реально защититьи те субъективные права, которые предоставлялисьим действующим законодательством.
Как отмечалось влитературе, среди руководителей предприятий даже бытовало мнение, что недоплатаили невыплата автору причитающегося ему по закону вознаграждения — это ненарушение закона, а чуть ли не забота о государственных интересах. 1
По приводимым вюридической литературе статистическим данным, вцелом в масштабах бывшего Союза ССР ежегодно вовсех судах рассматривалось не более 250 дел, связанных с изобретательством и рационализацией. 2
К сожалению, новыйПатентный закон РФ, как и ранее действовавшее законодательство, такогомеханизма не содержит. Более того, можно констатировать, что раздел VII «Защитаправ патентообладателей и авторов» Патентного закона РФ является самымслабым и бессодержательным в новом законе. Он имеет лишь две статьи, в одной изкоторых перечислены примерные виды патентных и изобретательских споров,разрешаемых в судебных органах, а вторая носит декларативный отсылочныйхарактер к уголовному законодательству, которое вообще не реализуется напрактике.
Можно лишь надеяться, чтов ближайшее время в Патентный закон РФ в этой части будут внесенысоответствующие изменения. Это несложно сделать, так как законодательный опытболее эффективного решения этих вопросов уже имеется, например, в Законах РФ «Обавторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ дляЭВМ и баз данных» и «О правовой охране технологий интегральныхмикросхем». Однако пока этого не сделано, приходится опираться лишь наобщие положения российского гражданского права, касающиеся защиты нарушенныхправ.
Гражданско-правовыеспособы защиты прав авторов. В самом Патентном законе РФ эти меры не названы, однакоперечень, возможных способов защиты субъективных гражданских прав содержится 1в ст. 12 ГК РФ. К ним, в частности, относятся требования опризнании права, о восстановлении положения,существовавшего до нарушения права, о пресечении действий, нарушающих право или создающихугрозу его нарушения, о присуждении к исполнению обязанностив натуре, о взыскании убытков иди неустойки и др. Выбор потерпевшим конкретногоспособа защиты из числа возможных, как правило, предопределен содержаниенарушенного права и характером совершенного правонарушения. Если в конкретнойситуации имеется возможность воспользоваться несколькими способами защиты,потерпевший сам избирает ту меру принудительного воздействия на нарушителя,которая в большей степени отвечает его интересам или может быть легчереализована на практике.
Так, заявка может бытьподана лицом, которому стал известен творческий замысел автора и который выдаетего за собственную разработку. Независимо от того, когда обнаружен данный факт— до или уже после выдачи патента, средством защиты является судебный иск либоо пресечении незаконных действий лица, претендующего на получение патента, либоо признании выданного патента недействительным.
Как правило, подобныетребования заявляются одновременно с иском о признании права авторства наразработку, однако в принципе могут заявляться и самостоятельно.
Чаще всего данноенарушение связано с нарушениями других прав, в частности права на получение патента, права на вознаграждение заиспользование разработки и т.п., поскольку, как уже отмечалось, на правеавторства базируются все другие права разработчиков. Однако иногда правоавторства нарушается в чистом виде. На практике это чаще всего происходит в техслучаях, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец создаютсяв соавторстве. Исключение из числа соавторов лиц,принимавших творческое участие в работе надсоответствующим объектом, подача заявки от своего имени лишь одним из соавторов, включение в состав соавторов лиц, которыеоказывали лишь техническое содействие в работе, являютсянаиболее типичными видами нарушений праваавторства.
Гражданско-правоваязащита рассматриваемого права осуществляется путемзаявления иска о признании права авторства либо, напротив,иска об исключении конкретных лиц из числасоавторов.
Право на авторское имяможет быть нарушено прежде всего путем неуказания имени действительногоразработчика в опубликованных сведениях о заявке на изобретение, сведениях овыданном патенте, в других официальных и неофициальных публикациях, в которыхговорится о созданной разработке. Если автор, наоборот, отказался бытьупомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке, нарушением будет публикация его имени. Наконец,право на имя может быть нарушено путем искажения действительного имени автора.Способом защиты права на имя является требование овосстановлении нарушенного права, в частности о внесении исправлений всделанную публикацию.
Гражданско-правовыеспособы защиты прав патентообладателей. соответствии со ст. 14 Патентного закона РФ любое физическоеили юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель илипромышленный образец, защищенные патентом, в противоречии с настоящим законом,считается нарушителем патента. Конкретные виды нарушений исключительного правапатентообладателя указаны в п. 3 ст. 10 Патентного закона и включают в себянесанкционированное изготовление, применение, вывоз, предложение к продаже,продажу и иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой цельюпродукта, содержащего запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, атакже применение способа, охраняемого патентом наизобретение, или введение в хозяйственный оборотлибо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемымпатентом на изобретение.
Подчеркнем только, что взаконе названы лишь наиболее типичные виды нарушений прав патентообладателя,которыми не исчерпываются все возможные случаи несанкционированного введения вхозяйственный оборот запатентованных разработок.
Исходя из смысла закона,можно сделать вывод, что нарушениями патентных прав должны признаваться любыедействия, имеющие прямой или косвенной цельюнесанкционированное введение в хозяйственныйоборот охраняемых объектов.
Права патентообладателеймогут быть нарушены как в рамках заключенных ими лицензионных договоров, так ивне договоров.
Как правило, лицензионныйдоговор предусматривает возможность применения к нарушителю таких санкций, каквзыскание неустойки и возмещение убытков, а также досрочное расторжениедоговора в одностороннем порядке. Размер и вид неустойки, в частности сесоотношение с убытками, устанавливаются самими сторонами.
Внедоговорное нарушениепатентных прав имеет место при любом несанкционированном использованиизапатентованной разработки третьими лицами, кроме установленных законом случаевсвободного использования чужих охраняемых объектов. Обязанность доказыванияфакта нарушения патента возлагается на патентообладателя.
Нередко нарушителипатентных прав, желая замаскировать свои противоправные действия, вносятнекоторые внешние изменения в заимствованные объекты, в частности производятзамену одних признаков другими. Если такая замена не привносит в объект техникиничего существенно нового, в частности не изменяет достигаемого результата, этоне препятствует признанию патентных прав нарушенными.
Выбор конкретного способазащиты осуществляется потерпевшим, однако, как правило, он предопределяетсявидом и последствиями самого нарушения. Предусмотренные закономгражданско-правовые способы защиты патентных прав также неоднородны. В теориигражданского права они подразделяются на меры гражданско-правовой защиты и меныгражданско-правовой ответственности. Если для реализации первых достаточно лишьсамого факта нарушения патентных прав, то для использования вторых требуетсяряд условий, в частности наличие противоправности, вреда, причинной связи междудействиями нарушителя и наступившими последствиями, а также вины нарушителя.
Самым распространеннымспособом защиты патентных прав является требование патентообладателя опрекращении нарушения.
С точки зрения юридическойсущности рассматриваемая санкция является мерой гражданско-правовойзащиты, а не мерой ответственности.
Другим способом защитынарушенных патентных прав является требование о возмещении убытков.
В рассматриваемой области убытки патентообладателя чаще всеговыражаются в форме упущенной выгоды, что может быть связано с сокращением объемов производства и реализации запатентованнойпродукции, вынужденным понижением цен и т.п. В задачу патентообладателя входитобоснование размера неполученных доходов и доказательство причинной связиупущенной выгоды с действиями нарушителя. Весьма важным для потерпевшегоявляется указание п. 2 ст. 15 ГК РФ на то, что еслилицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевший вправепотребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере неменьшем, чем такие доходы.
Право на компенсациюпричиненного ему морального вредапатентообладатель по общему правилу не имеет ввидутого, что за нарушение принадлежащих ему имущественных прав такой санкциизаконом не установлено. Однако если одновременно с этимбыли нарушены личные неимущественные правапотерпевшего — гражданина (например, нарушено право авторства изобретателя,являющегося одновременно и патентообладателем), он может, опираясь на. ст.151 ГК РФ, потребовать имущественной компенсации своих нравственных страданий.Размер компенсации определяется судом с учетом степени этих страданий, вины нарушителя и иных заслуживающихвнимания обстоятельств.
Применениегражданско-правовых санкций за нарушение патентных прав возможно в пределахобщего срока исковой давности, т.е. в течение трех лет со дня, когдапатентообладатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Искзаявляется в соответствии с общими правилами подсудности по месту жительства ответчика или местунахождения органа или имущества юридического лица (ст. 117 ГПК РСФСР, ст. 25 АПКРФ).
Наиболее распространенным способом защитыответчика является встречныйиск о признании патента недействительным.
Уголовнаяответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей. Наряду с гражданско-правовымисанкциями российское законодательство предусматривает уголовно-правовуюответственность за некоторыенарушения прав изобретателей и патентообладателей.Так, в соответствии со ст. 147 УК РФ к числу уголовно-правовых нарушений отнесенынезаконное использование изобретения, полезной модели или промышленногообразца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения,полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений оних, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действияпричинили крупный ущерб. Никакие другие действия, затрагивающие права наобъекты промышленной собственности, состава преступления не образуют ввидутого, «по в уголовном праве нормы не подлежатникакому распространительному толкованию илиприменению по аналогии.
Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Лицо, незаконно использующееобъект промышленной собственности, разглашающеесущность изобретения, полезной модели или промышленного образца, присваивающееавторство на чужую разработку или принуждающее к соавторству, совершает этидействия, сознавая их последствия и желая их наступления. Если сведения оразработке разглашены, а авторство на чужую разработку присвоено понеосторожности, основания для привлечения лица к уголовной ответственностиотсутствуют. Принуждение к соавторству по неосторожности вообще исключено. Всоответствии с общим правилом, действующим вуголовном праве, нарушитель предполагаетсяневиновным и сто вина должна быть установлена в судебном порядке.
Привлечение нарушителя к уголовнойответственности зарассматриваемые действия возможно лишь по жалобепотерпевшего. В качестве наказания предусматриваетсяприменение к нарушителю штрафа в размере отдвухсот до четырехсот минимальных размеров оплатытруда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период отдвух до четырех месяцев, либо обязательнымиработами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишениемсвободы на срок до двух лет. Те же деяния,совершенные неоднократно или группой лиц по предварительному сговору илиорганизованной группой, наказываются штрафом в размереот четырехсот до восьмисот минимальных размеровоплаты труда или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестомна срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пятилет.
Как уже отмечалось, на практикемеры уголовной ответственности за нарушения изобретательских и патентных правне применяются. По мнению ряда специалистов, это не дискредитирует данныенормы, поскольку они выполняют превентивные функции.1Такой вывод представляется спорным. Бездействие механизма уголовнойответственности в условиях, когда нарушения прав изобретателей носят массовыйхарактер, порождает атмосферу беззакония. Поэтому более убедительными являютсяпредложения тех ученых, которые предлагают либо вообще исключить из уголовногозаконодательства эти составы, либо реально применять на практике мерыуголовно-правовой ответственности к конкретным нарушителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
интеллектуальныйсобственность авторский патентный право
В связи с распадом СССРреформа законодательства об охране интеллектуальной собственности в рамкахединого союзного государства оказалась незавершенной. Большинство названныхвыше союзных законов даже не успело вступить в действие, что, безусловно, накакое-то время затормозило процесс реформирования рассматриваемой области.Перед бывшими союзными республиками, а ныне — независимыми государствами встала задача самостоятельного развитияначатого процесса. Наибольших успехов на этом пути достигла РоссийскаяФедерация.
Одновременно с созданиемнормативной базы в 1992—994 гг. в Российской Федерации была проделана большаяработа по созданию и реформированию системы органов, занимающихся практическойработой по охране интеллектуальной собственности.
Таким образом, кнастоящему времени в Российской Федерации в целом преодолената кризисная ситуация, которая возникла в областиохраны интеллектуальной собственности в связи с распадом СССР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародномголосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (частьчетвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от04.10.2010)
3. «Таможенный кодекс Таможенного союза»(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятомуРешением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
Литература:
4. Гражданскоеправо: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. В 2 тт. – М., 2004.
5. Гаврилов Э.П.Закон об охране авторских прав (с комментарием специалиста) / Э.П.Гаврилов. –М., 2003.
6. Лещенко В.М.Патентное дело: Правовые аспекты / В.М.Лещенко. – М., 2002.
7. Люкшин А.М.Защита интеллектуальной собственности. 2000г.
8. Сергеев А.П.Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник /А.П.Сергеев. – М., 2005.
9. Еременко В.И.Критерии патентоспособности по европейскому патентному праву / В.И.Еременко //Вопросы изобретательства. – 1999. – №12. – С. 27-33.
10. Еременко В.И. Патенты и лицензии /В.И.Еременко. – М., 2001. – 156 с.
11. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон поавторскому договору / Н.Л.Клык. – Красноярск, 2003. – 249 с.
12. Макагонова Н.В. Авторское право:Учебное пособие / Н.В.Макагонова. – М., 1999г. – 247 с.
13. Никитина М.Н. Авторское право напроизведения науки, литературы и искусства / М.Н.Никитина. – М., 1998. – 244 с.
14. Попова И.В. Авторское право и смежныеправа / И.В.Попова – Минск, 2001. – 331 с.
15. Плотников В.Ю. Патентованиеизобретений и продажа лицензий на внешнем рынке / В.Ю.Плотников. – М., 2004. –113 с.
16. Пустозерова В.М. Авторское ипатентное право: Нормативная база, образцы документов / В.М.Пустозерова. – М.,2000г. – 223 с.
17. Татевосян В.П. Все об авторскихправах. М., 2000г. – 345 с.
18. Товарные знаки, знаки обслуживания,наименование мест происхождения товаров: Официальный бюллетень Комитета РФ попатентам и товарным знакам. – 1999. – №5. – С. 51-57.
19. Трунцевский Ю.В. Видеопиратство:Уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений /Ю.В.Трунцевский. – М., 2000. – 165 с.
20. Чернышева С.А. Авторское правоРоссии: основные положения: Учебное пособие. М., 2003. – 357 с.