Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу
1.Понятие и признаки информационного общества
Наукаразработала значительное количество теорий, касающихся развития человеческойцивилизации, то есть смен уровней, ступеней общественного развития,материальной и духовной культуры. С одними был знаком узкий круг специалистов,другие получили широкое распространение. Например, марксистско-ленинская теориястановится на значительном отрезке времени основной составляющей идеологиитакого государства как Советский Союз.
Применительнок нашему предмету мы будем руководствоваться теорией, которая объясняетсоциальный прогресс сменой различных технологических эпох во всемирной истории.
В основупериодизации мировой истории положим уровень техники производства, отраслевое ипрофессиональное разделение труда. Историю человечества, таким образом, можноразделить на следующие этапы:
— доиндустриальное (аграрное) общество(основная сфера деятельности — сельское хозяйство, господствующая форма социальнойорганизации — церковь и армия, господствующие сословия — священники и феодалы);
— индустриальное общество (основная сферадеятельности — промышленность, господствующая форма социальной организации — корпорация,господствующее сословие — бизнесмены);
— постиндустриальное общество (основнаясфера деятельности – сфера услуг, господствующая форма социальной организации — университет, господствующие сословия — ученые и профессиональные специалисты).
Основутеории перехода от индустриального общества к постиндустриальному заложили: Р.Арон (Франция), У. Ростоу (США).
Продолжилиразвитие теории: Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А.Тофлер (все — США), А. Турен(Франция).
Стечением времени стало понятно, что ведущую роль в обществе приобретаютинформация, наука и образование. Этому способствовали следующие произошедшиеинформационные революции:
- возникновениеречи — (возможность передачи информации, 100 000 лет назад);
- возникновениеписьменности — (фиксация информации, накопление, опосредованная передача, 5-6тысяч лет назад);
- возникновение технологиикнигопечатания — (тиражирование информации, 40-е годы XV века, Европа, Иоганн Гутенберг);
- компьютеры и сети(мгновенная передача информации, резкое удешевление тиражирования, 2-я половинаХХ века).
В 80-хгодах ХХ века под влиянием нового этапа научно-технической прогресса изложеннаяконцепция, не изменяя своего социально-экономического содержания, получаетразвитие в теории «Информационного общества». Ученые Е. Масуда и Дж.Нейсбит выступают с докладом Римскому клубу, который называется«Микроэлектроника». Озвученная ими теория основывается на том, чтопроизводство, распределение и потребление информации следует рассматривать какпреобладающую сферу экономической деятельности общества. А значит, наблюдаемыйэтап развития общества следует определять как информационное общество.
Стратегияразвития человеческой цивилизации по направлению к информационному обществубыла закреплена на совещании руководителей стран «Большой восьмерки»в виде Окинавской Хартии глобального информационного общества, документ былпринят 22 июля 2000 года.
В нейотмечается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются однимиз наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействиекасается:
образажизни людей,
ихобразования и работы,
взаимодействияправительства и гражданского общества.
ИКТбыстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Онитакже дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимсяпредпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решатьэкономические и социальные проблемы.
Задачаавторов Хартии заключается не только в стимулировании и содействии переходу кинформационному обществу, но также и в реализации его полных экономических,социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строитьработу по следующим ключевым направлениям.
1.Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановкиоткрытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которыедополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов иобеспечению социального согласия.
2. Рациональное управление макроэкономикой,способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов ипотребителей и использование преимуществ новых информационных технологий.
3. Разработка информационных сетей,обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощьюконкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевымтехнологиям, их обслуживанию и применению.
4. Развитие людских ресурсов, способныхотвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненногообучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ вомногих секторах экономики.
5. Активное использование ИКТ вгосударственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времениуслуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Средимножества граней категории «Информационное общество», отмечаемыхсовременными учеными, получили одобрение две ее стороны. Информационноеобщество – это, во-первых, общество, в котором целенаправленно приобретаемыезнания играют центральную роль, во-вторых, это общество, в котором возрастающеечисло общественных функций осуществляется на базе электронной сетевойкоммуникации.
2.Информатизация как сфера правового регулирования
Теперьопределимся с понятием «Информатизация». К сожалению, долгие годыэтот термин считался сугубо техническим. Такая позиция диктовала подход кпроцессам, происходящим, в том числе, и при написании и принятии нормативныхактов.
Государственнаяполитика информатизации в России начала оформляться с Указа Президента РФ №170от 20.01.1994 «Об основах государственной политики в сфереинформатизации». В этом документе сделан упор на обеспечение единствагосударственных стандартов в сфере информатизации и установление иных, побольшей мере технических, нормативов. Анализ последующих нормативно-правовыхдокументов показывает, что понятие информатизации получает более широкуютрактовку. Становится все более очевидным, что информатизация это не толькотехнический и технологический процесс, поскольку он способен воздействовать навсе сферы человеческой деятельности и на самого человека.
Термин«Информатизация» был определен в федеральном законе от 20.02.1995 «Обинформации, информатизации и защите информации» как «организационныйсоциально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условийдля удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,общественных объединений на основе формирования и использования информационныхресурсов». Таким образом, социальная составляющая становится неотъемлемойхарактеристикой процесса информатизации, а его основной целью – созданиеоптимальных условий для оборота информации.
Внастоящее время указанный закон не действует. Изменения, которые произошли вобществе, международной и национальной правовых системах, способствовалипринятию новой редакции, а именно, федерального закона «Об информации,информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006. Понятиеинформатизации в данном законе отсутствует. Поэтому может быть использованоопределение, фигурирующее в предыдущей редакции нормативного акта.
Какзначимый общественный процесс, который подлежит правовому регулированию,информатизация представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющихинформационную деятельность, объектов права, по отношению к которым этадеятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом.Качество правового регулирования процесса информатизации является существеннымфактором жизни общества. Оно активно влияет на состояние экономической,политической, оборонной и других составляющих функционирования и развитиягосударства.
3. Полномочиягосударственных и муниципальных органов в области информационных процессов
Всоответствии с первой статьей Конституции Российская Федерация являетсядемократическим федеративным правовым государством с республиканской формойправления.
Правовоегосударство характеризуется, прежде всего, тем, что оно самоограничивает себядействующими в нем правовыми нормами. Верховенство права означает верховенствоКонституции и законов. Оно выражается в том, что главные, ключевые,основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируютсязаконами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, вовсех политических институтах воплощаются правовые начала. Тем самымобеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный,гарантированный статус, юридическая защищенность. Верховенство закона означаетутверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устоиобщества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни безвсякого исключения подчинялись бы его нормам. То есть важнейшим принципомконституционного строя Российской Федерации является принцип верховенствазакона.
Являясьвысшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают болеевысокой юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актами составляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обеспечиваяверховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществекоренные принципы и ценности конституционного стоя, выраженные в законах,проводит в жизнь его главные цели.
Какая жесвязь существует между законодательной системой Российской Федерации имеждународными нормативными актами? Россия, являясь членом мирового сообщества,признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормымеждународного права и свои международные договоры. Часть 4 статьи 15Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры Российской Федерации являются составной частьюее правовой системы». Следовательно, если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены российскимзаконом, то согласно процитированной выше статье применяются правиламеждународного акта.
Актымеждународных организаций можно подразделить на акты универсальных (глобальных)международных организаций, например, ООН, акты региональных международныхорганизаций, например, СНГ, акты международных организаций, образованных надвусторонней основе, двухсторонние или многосторонние международные акты.
Вправовом государстве юридическая ответственность не может носить одностороннийхарактер. За государством закреплена, например, ответственность передгражданином в течение месяца ответить на поступившее от него заявление. Уграждан существует обязанность не разглашать сведения, отнесенные кгосударственной тайне. Правовому государству присущи такие регулируемые закономвзаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения идолжностные лица служат всему обществу, а не какой-либо ее части, ответственныперед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье,личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь идостоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любогопроизвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинствачеловека и гражданина главной обязанностью государственной власти, а граждане всвою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту егоинтересов.
Всемзаинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления снормативными актами. Это положение гарантирует часть 3 статьи 15 КонституцииРФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованыофициально для всеобщего сведения. Неопубликованные законы неприменяются». Официальным опубликованием федерального конституционногозакона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается перваяпубликация их полного текста в «Парламентской газете», «Российскойгазете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативныеакты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены довсеобщего сведения по телевидению, радио, разосланы государственным органам,должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, распространены впечатной форме. Следует отличать незнание закона от невозможности его узнать.
В Российской Федерации существуют три ветви власти:законодательная, исполнительная, судебная; три уровня власти: федеральный,региональный, местного самоуправления. Система государственного управленияизображена на рисунке 1.
информационныйзаконодательный правовой государственный Президент Российской Федерации Местного Региональный Федеральный самоуправления Законодательная Исполнительная Судебная Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума) Правительство РФ, Председатель Правительства РФ, Федеральные исполнительные органы Конституционный суд РФ Высший арбитражный суд РФ Верховный суд РФ Окружные, апелляционные арбитражные суды Законодательный орган субъекта РФ Исполнительный орган субъекта РФ, Высшее должностное лицо субъекта РФ Конституционный (уставный) суд субъекта РФ Арбитражный суд субъекта РФ Суд общей юрисдикции (гражданский) субъекта РФ Представительный орган муниципального образования Глава муниципального образования* Исполнительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования* Городские, районные суды общей юрисдикции (гражданские) Институт мировых судей
* — Глава муниципального образования является высшим должностным лицоммуниципального образования, в случае избрания на муниципальных выборах либовходит в состав представительного органа муниципального образования с правомрешающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляетместную администрацию (местная администрация относится к исполнительным органамвласти)
Рис. 1.Система управления Российской Федерацией
ВБелгородской области законодательным органом субъекта Российской Федерацииявляется Белгородская областная Дума, исполнительным органом – ПравительствоБелгородской области, высшим должностным лицом – Губернатор Белгородскойобласти. В городе Белгороде представительным органом муниципального образованияявляется
Советдепутатов города Белгорода, исполнительным органом -администрация городаБелгорода, главой муниципального образования -глава администрации городаБелгорода, который возглавляет администрацию города Белгорода.
Государственныеорганы и должностные лица уполномочены принимать нормативные акты, их можноразделить на три большие группы: федеральные акты, акты субъектов РоссийскойФедерации, акты местного самоуправления.
Кфедеральным нормативным актам относятся:
- акты органовзаконодательной власти (федеральные конституционные законы, федеральныезаконы);
- акты ПрезидентаРоссийской Федерации (указы, распоряжения);
- акты органовисполнительной власти, в том числе министерств и ведомств (постановления ираспоряжения Правительства Российской Федерации, приказы министерств);
- акты органовсудебной власти (постановления Пленума Верховного суда РФ).
К актамсубъектов Российской Федерации относятся:
- акты органовзаконодательной власти субъектов Российской Федерации (законы, например, законБелгородской области);
- акты органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановления, например,постановление Губернатора Белгородской области).
К актаморганов местного самоуправления относятся:
- актыпредставительных органов муниципального образования (решения, например, решениеСовета депутатов города Белгорода);
- актыисполнительных органов муниципального образования (постановления, например,постановление администрации города Белгорода).