Введение
Вполне очевидно, правовое положение лица,проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оногражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами,составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временнопребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства(апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) идр. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализоватьправа и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности.Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свободгражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечениюэтих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именногражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ееправ, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений сгосударством.
Гражданство – неотъемлемое свойство, атрибутгосударственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства, насоответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данногогосударства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно натерритории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иноелицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективныхправ, но и получает возможность принимать участие в управлении делами участие вуправлении делами соответствующего общества и государства.
История показывает, что по разным причинам, и преждевсего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализацииэкономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения большихгрупп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные игрупповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств,постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьмаактуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и дляпрактики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции игражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты, изначительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства,разрешается с помощью норм международного права (например, по соглашениям,заключенными между государствами). В то же время основы гражданства чаще всегозакрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданстварегулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросыпризнания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие – соответствующимиподзаконными актами.
Объектом исследования данной работы являютсягражданско-правовые взаимоотношения, возникающие между государством и гражданами,по вопросам гражданства.
Предметом исследования являются элементы институтагражданства – понятие гражданства и его принципы, основания, условия и порядокприобретения и прекращения гражданства в РФ, полномочные органы, владеющиеделами о гражданстве РФ и их полномочия.
Целью данной работы является раскрытие механизмареализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном наположениях Конституции РФ.
Исходя из цели мы ставим перед собой следующиезадачи: изучить нормативный материал и литературу по данной теме; рассмотретьпонятие и принципы гражданства РФ; рассмотреть порядок приобретения гражданстваРФ; рассмотреть прекращение гражданства РФ; рассмотреть государственные органыРоссийской Федерации, ведающие делами о гражданстве и в заключении сделатьвывод.
1. Понятие, сущность,признаки и принципы российского гражданства
Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свободчеловека и гражданина – обязанность государства». Основы правового статусачеловека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства иличности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулированиеотношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право награжданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство РоссийскойФедерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом.Таким законом в настоящее время является Федеральный Закон Российской Федерацииот 19 апреля 2002 года «О гражданстве Российской Федерации». В первую очередьмы определим само понятие «гражданство». Согласно Федеральному Закону подгражданством Российской Федерации понимается – устойчивая правовая связь лица с РоссийскойФедерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на деньвступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации всоответствии с настоящим Федеральным законом.
По мнению Габричидзе Б.Н.: «гражданство этоодин из ключевых политико-правовых институтов демократического государства,неотъемлемая связь основ его конституционного строя».
Значение и ценность гражданства подчеркивается вряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6,61, 62, 63.
Как отмечает Козлова Е.И.:«обладаниегражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав исвобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутристраны, но и за ее пределами».
Гражданство это правовое, а не фактическоесостояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находитсяза пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждандругих государств, то они могут постоянно проживать в России, но они несвязанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица безгражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут статьего гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такиетребования в разных государствах не одинаковы.
Российский гражданин может приобрести гражданство ииного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное имножественноегражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении вбрак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что вРоссии такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественнымгражданством.
Исходя из основного понятия гражданства РоссийскойФедерации можно выделить ряд сущностных черт, характеризующих гражданство.
Правовой характер связи лица с государством,образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этойсвязи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую отфакта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживаетза границей, а население России включает не только граждан, но и постояннопроживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все этикатегории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется некак правовое, а как демографическое.
Гражданином государства лицо является не в силупроживания на его территории, а вследствие существующих между лицом игосударством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основанына юридическом оформлении отношений гражданства.
Гражданство каждого человека юридическиоформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспортгражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ,содержащий указание на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте гражданинаРоссийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.«паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданинаРоссийской Федерации на ее территории». Паспорт обязаны иметь все гражданеРоссии, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспортаизготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцуна русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могутизготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этихреспублик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина:фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: орегистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационногоучета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнеговозраста о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летноговозраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданинаРоссийской Федерации за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14лет – до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнеговозраста от 45 лет – бессрочно. Государство регистрирует такие актыгражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
По мнению Чиркина В.Е.: «устойчивостьотношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычноот рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядокпрекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке.»Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласиягосударства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченногона то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могутбыть расторгнуты.
Определение в Законе гражданства как устойчиваяправовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности ихвзаимных прав и обязанностей связи человека с государством, основанной напризнании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовалособой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
В теоретических исследованиях советского периодасодержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась ктаким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государстваи внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотойустановленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданствотрактовалось также как принадлежность лица государству.
Новый подход к содержанию отношений, связанных сгражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей,означает признание человека и государства равноправными, равнообязаннымисубъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Закон СССР о гражданстве 1990 года, принятый ужев годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом актесформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием,сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССРгражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Помнению Козловой Е.И.: «такая формулировка, исходившая из господствовавшейв прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа,не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношенийгражданства.»
Конституция Российской Федерации и Закон огражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяютсущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство Российской Федерации являетсяединым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейшихи закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятиеединого гражданства Российской Федерации. В ст. 4 Закона о гражданстве онораскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постояннопроживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременногражданами этой республики.
Значение данной нормы состоит не только вустановлении единого российского гражданства, но и в определении условийпринадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самымвосполняется пробел, который был в союзном законодательстве.
Единое гражданство в федеративном государстве –необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равнымнезависимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никакихособенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации поразличным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство,восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения ивремя приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеетоткрытый и свободныйхарактер. Во-первых, это выражается в том, что каждыйчеловек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретениягражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человекаоснованиях.
Во-вторых, свободный характер гражданстваРоссийской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляютправо гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означаетнасильственного, принудительного удержания человека в гражданстве.
4. Гражданин Российской Федерации не может бытьлишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.
Как отмечает Баглай М.В.: «всепредшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года,закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства – эторасторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннемпорядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина».
Кутафин О.Е. подчеркивает что, «лишениегражданства широко использовалось советским государством на протяжении всейистории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формойрепрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей».Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года несодержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишениегражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентныморганам.
Запрет в Конституции Российской Федерации и вЗаконе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека награжданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, чтопредполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только повзаимному согласию.
5. Гражданин Российской Федерации может иметьгражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможностьпредоставляется в соответствии с федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации. (ст. 62 Конституции РФ).
Признание двойного гражданства, закрепленное вКонституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лицао двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующегодоговора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которогосостоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение оразрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, имеющие также иноегражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться отвыполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих изгражданства Российской Федерации.
6. Как пишет Миронов В.Ф, «Российскоезаконодательство исходит из принципа сохранения гражданства РоссийскойФедерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает изестественного права человека избирать место своего жительства, свободновыезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, чтозакреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлосьгрубым ущемлением прав и свобод человека».
7. Российская Федерация гарантирует своимгражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принципзакреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе огражданстве (ст. 7). В Законе предусмотрено, что государственные органы,дипломатические представительства и консульские учреждения РоссийскойФедерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданамбыла обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами,установленными законодательством государства их пребывания, международнымидоговорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права иохраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлениюнарушенных прав граждан России.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод отом, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государствомвыражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы,признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но иза ее пределами.
2. Порядок приобретениягражданства РФ
В ФедеральномЗаконе О гражданстве Российской Федерации предусматриваются следующие способы приобретения гражданства РФ:по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановленияв гражданстве РФ; приобретаемое по иным основаниям, предусмотреннымзаконодательством РФ и международными договорами и соглашениями.
Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению,если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный егородитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рожденияребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, адругой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестноотсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от местарождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство РоссийскойФедерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, чторебенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае онстанет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный егородитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностраннымигражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился натерритории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являютсяего родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своегражданство.
В соответствии со статьей 12 Федеральным Законом О гражданстве ребенок,который находится на территории Российской Федерации и родители которогонеизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родителине объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Всоответствии с Законом гражданство РФ может быть приобретено как в общем, так ив упрощенном порядке.
Согласнозакону, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраставосемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением оприеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, еслиуказанные граждане и лица: проживают на территории Российской Федерации со дняполучения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме вгражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФсчитается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на тримесяца в течение одного года. Срок проживания иностранного гражданина или лицабез гражданства в России подтверждается видом на жительство. Это документ,выдаваемый иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение егоправа на постоянное проживание в России, а также на свободный выезд из России ивъезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства,является одновременно и документом, удостоверяющим личность данного лица.Иностранный гражданин обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств ксуществованию. Это, в частности, заработная плата, пенсии, социальные пособия,стипендии, алиментные выплаты; доходы от работы по совместительству, другиедоходы, которые включаются в налоговую базу; обратились в полномочный органиностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иногогражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотреномеждународным договором РФ или законом либо если отказ от иного гражданстваневозможен в силу не зависящих от лица причин; владеют русским языком.
Этоподтверждается одним из следующих документов: От предоставления документов,подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшиевозраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица;инвалиды I группы.
Приоформлении документов по поводу приема в гражданство вместе с заявлением оприеме в гражданство в общем порядке представляются: вид на жительство; один издокументов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию(справка о доходах физического
лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налоговогооргана, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение,справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение полученияалиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номерасчета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, наиждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающийполучение доходов от не запрещенной законом деятельности); документдипломатического представительства или консульского учреждения иностранногогосударства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранногогосударства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иногогражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства,либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данногообращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранногогосударства.
В случаеесли отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретениемгражданства Российской Федерации, заявитель обязуется в течение 1 года со дняприобретения гражданства Российской Федерации представить документ о выходе изиного гражданства.
В случаеесли иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданстваРоссийской Федерации, заявитель обязуется представить соответствующий документв течение трех месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
Представлениядокумента об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит вгражданстве государства, с которым Российская Федерация имеет международныйдоговор, предусматривающий возможность сохранения имеющегося гражданства приприобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанногодокумента не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежищена территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территорииРоссийской Федерации.
Иностранныеграждане также представляют документ дипломатического представительства иликонсульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либоиного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращениезаявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренномзаконодательством данного государства, либо невозможность отказа от иногогражданства, а также копию данного обращения, заверенную соответствующимполномочным органом иностранного государства.
Исключениеиз общих правил для приема в гражданство Российской Федерации допускается длялиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией. Они могут бытьприняты в российское гражданство без учета 5-летнего ценза оседлости, беззаконного источника существования, без знания русского языка и без отказа отиностранного гражданства.
Прием вгражданство Российской Федерации этих лиц осуществляется на основании обращенияк Президенту Российской Федерации федерального органа государственной властиили высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти) субъекта Российской Федерации. В обращении указываютсяособые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразностьего принятия в гражданство Российской Федерации.
Особымизаслугами перед Российской Федерацией являются выдающиеся достижения в областинауки, техники, производства культуры, спорта, значительный вклад в развитиеэкономики, обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и другиезаслуги, способствовавшие повышению международного престижа России.
Решение опредоставлении гражданства Российской Федерации лицу, имеющему особые заслугиперед Российской Федерацией, принимается Президентом Российской Федерации.
Всоответствии с Федеральным Законом, упрощенный порядок приобретения гражданстваРФ, когда на лиц, обращающихся с заявлением о приеме в российское гражданствораспространяются предусмотренные законом льготные условия. Исключительныйпорядок получения гражданства РФ в рамках Соглашения между РФ, Белоруссией,Казахстаном и Киргизией – без предъявления вида на жительство и без соблюденияо сроке проживания в РФ действовал только до 01.01.2008 года.
Законустанавливает условия, при соблюдении которых иностранные граждане вправеобратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке безнеобходимости оформлять разрешение на временное проживание и вид на жительство.
Такимильготами пользуются граждане и лица, которые имеют хотя бы одного родителя,имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; лица, которые имелигражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в составСССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицамибез гражданства; лица, которые родились на территории РСФСР и имели гражданствобывшего СССР; лица, состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет, атакже некоторые другие категории лиц.
Переченьдокументов, необходимых для подачи заявления на гражданство РФ.
Заявление –анкета (2 экземпляра); Заграничный паспорт (нотариально заверенная копия спереводом, срок окончания действия паспорта должен быть не менее 6 мес.);Фотографии (4 шт., цветные, размером 3,5 х 4,5) Свидетельство о рождении(нотариально заверенная копия с переводом); Свидетельство о браке (еслигражданин состоит в браке, нотариально заверенная копия с переводом); Выпискаиз домовой книги; Документ дипломатического представительства или консульскогоучреждения иностранного государства, подтверждающее отсутствие (отказ) отиностранного гражданства (заявление в 2-х экземплярах, оформленные внотариальной форме, с квитанциями об отправлении заказным письмом.
Пенсионноеудостоверение (при наличии такового – нотариально заверенная копия с переводом);Квитанция об уплате государственной пошлины (сумма 1500 рублей).
Основанием приобретения гражданства являетсятакже восстановление в гражданстве Российской Федерации. Оно предусматривалосьи в прежнем, союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качествеоснования приобретения гражданства.
Авакьян С.А. отмечает то что, «впервыепослевоенные годы (1946–1947 гг.) эта форма широко использовалась длявосстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а такжелиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории различныхстран».
Наряду сзаконодательством РФ, регулирующим вопросы гражданства РФ, существуютопределенные международные договоры и соглашения, также регламентирующие те илииные вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ. Например, Соглашениемежду Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой иРоссийской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданствапредусматривает возможность для граждан указанных государств приобрестигражданство РФ в упрощенном порядке за три месяца с предоставлениемминимального пакета документов. Существуют также договоры и соглашения,регулирующие вопросы двойного гражданства. На сегодняшний день гражданство РФможет быть приобретено без отказа от имеющегося гражданства только гражданамиРеспублики Туркменистан и Таджикистана.
При подачезаявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации представляютсядокументы: заявление; копия вида на жительство; копия свидетельства о рождении;один из документов, подтверждающих наличие законного источника средствсуществования; документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне,достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды;справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданстваРоссийской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшимзаконодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежеланиисостоять в гражданстве Российской Федерации. Вместе с заявлением о приобретениигражданства РФ представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающиеналичие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условийприобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографиизаявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины иликонсульского сбора.
/>К иным основаниямприобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом, относятсяусыновление, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка и оптация.
Ребенок, являющийся гражданином РоссийскойФедерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами илииностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. ГражданствоРоссийской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностраннымигражданами или иностранным гражданином.
В соответствии с Федеральным Законом, ребенок,усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами,являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которыхявляется гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства,приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления(удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя,являющегося гражданином Российской Федерации.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами,один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иноегражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенномпорядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
Оптации – такая форма применяется при изменениигосударственной принадлежности территории и по другим основаниям,предусмотренным международными договорами России. Проживающим на такихтерриториях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставлениепрежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, ккоторому отходит данная территория. Условия этого, порядок и сроки определяютсямеждународным договором Российской Федерации. Обычно такой выбор всоответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иноегражданство.
Исходя извыше изложенного можно сделать вывод о том, что в России широкие основания дляприобретения гражданства. Сегодня новый закон открывает возможность сделатьсвой свободный выбор всем, кто хочет приобрести российское гражданство.
3.Прекращение гражданства РФ
Согласно Конституции Российской Федерации, каждыйроссийский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно,прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. (ст. 6) Прекращениегражданства возможно, как правило, только на основе добровольноговолеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые необладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связис представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданствагосударственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФосуществляется федеральным актом (указом президента).
Закон о гражданстве предусматривает несколькооснований его прекращения, в том числе: вследствие выхода из гражданстваРоссийской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным федеральным закономили международным договором Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода изгражданства: в общем порядке и в упрощенном порядке. Если у лица, заявившего онамерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей,супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянноеместо жительства в другое государство в установленном законом порядке иотсутствием препятствий предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральным Законом, выход изгражданства Российской Федерациилица, проживающего на территорииРоссийской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявлениятакого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранногогосударства, то в упрощенном порядке.
При выходе из гражданства Российской Федерации наосновании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего натерритории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документполномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданстваили подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случаевыхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органаРоссийской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
При выходеиз гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 19Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства,вместе с заявлением представляются: документ, подтверждающий разрешениеполномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве(в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя); документ о снятии срегистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случаеотсутствия этих данных в паспорте заявителя); документ полномочного органаиностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства илиподтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случаеего выхода из гражданства Российской Федерации; документ налогового органаРоссийской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территорииРоссийской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.
В соответствии с Федеральным Законом, выход изгражданства не допускается, если российский гражданин имеет перед РоссийскойФедерацией обязательство, установленное законом (например, не уплатил налоги),привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его вынесенобвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Существуют также такиеобстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход недопускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативнуюслужбу и до ее окончания.
Решение о прекращении гражданства в связи с отменойрешения о приеме в гражданство принимается при представлении заявителемподложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления заведомоложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке.Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо отустановленной законом ответственности. Отмена решения осуществляетсяПрезидентом РФ, органом, принявшим решение о принятии в гражданство РФ иливышестоящим органом.
Заявление о выходе из гражданства РоссийскойФедерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либоединственным родителем на основании части второй статьи 24 и части пятой статьи25 Федерального закона оформляется на бланке заявления о выходе родителя изгражданства Российской Федерации.
СогласноФедеральному закону, при выходе из гражданства Российской Федерации одного изродителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляетсясогласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, навыход ребенка из гражданства Российской Федерации. Такое согласие дается в произвольнойформе. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.
При наличиисоответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляетсярешение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либоо лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, илизаявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителясведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, чтозаявитель является одинокой матерью.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданстваРоссийской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства РоссийскойФедерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Габричидзе Б.Н. пишет, «существует оговорка,что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо отустановленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отменарешения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется насупруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство РоссийскойФедерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, чтогражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем». Крометого, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5лет после приема.
К иным основаниям прекращения гражданства относитьсявыбор иного гражданства при изменении Государственной границе РоссийскойФедерации (оптация). Граждане Российской Федерации, проживающие на территории,отнесенной к иному в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации, могут сохранить или изменить свое гражданство, согласно условиямданного международного договора.
Так же гражданство прекращается в случае смертигражданина. Днем смерти гражданина считается день вступления в законную силурешения суда об объявлении его умершим, соответственно после этого официальнопрекращается гражданство.
На основе выше изложенного мы пришли к выводу, чтопрекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления(за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободойволи, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлениемложных сведений при его приобретении).
4. Государственные органы Российской Федерации,ведающие делами о гражданстве. Порядок рассмотрения и разрешениявопросов гражданства
ФедеральныйЗакон «О гражданстве Российской Федерации» определяет,государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляетпорядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов,связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладаетПрезидент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномоченофициально оформлять гражданство Российской Федерации. Исходя из этого,Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РоссийскойФедерации. (Конституция ст. 89.) Закон о гражданстве Российской Федерацииконкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятсярешения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановленияв гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства;разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданстводругого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставлениепочетного гражданства.
По всемэтим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы,связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам,ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относитКомиссиюпо вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. На основе Закона«О гражданстве Российской Федерации» распоряжением Президента РоссийскойФедерации от 11 ноября 2002 г. утверждено Положение «о Комиссии по вопросамгражданства при Президенте РФ». Она образуется Президентом и являетсягосударственным органом Российской Федерации, ведающим делами российскогогражданства. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для ПрезидентаРоссийской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единойгосударственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решенийпо вопросам гражданства.
Всоответствии с положением, «комиссия рассматривает ходатайства о приобретении ипрекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойногогражданства, о предоставлении почетного гражданства».
К еекомпетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных сразработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации огражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложениюпоследнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе наобщественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ееструктурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, котороеведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.
Остальные государственныеорганы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их,входят в систему исполнительной власти. К ним относятсяМинистерствовнутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатическиепредставительства и консульские учреждения, а также Федеральная миграционнаяслужба и её территориальные органы.
В функцииэтих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданстваРоссийской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направлениеходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства приПрезиденте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданствуРоссийской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращениягражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации инаделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы: принимаютот лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайствапо вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и документы, представленныев обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РоссийскойФедерации; направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе ссоответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе ссоответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президентеРоссийской Федерации;
определяют принадлежность лиц, проживающих натерритории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; позаявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории РоссийскойФедерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданстваРоссийской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерстваиностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства иконсульские учреждения Российской Федерации: принимают от лиц, проживающих запределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданстваРоссийской федерации; проверяют факты и документы, представленные в обоснованиезаявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
направляют ходатайства по вопросам гражданствавместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства приПрезиденте Российской Федерации; определяют принадлежность лиц, проживающих запределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации; ведут учетграждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами РоссийскойФедерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределамиРоссийской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращениягражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
В ФМС России и еетерриториальных органах исполнение законодательства о гражданстве РоссийскойФедерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями.
Согласно положению о ФМС, «впроцессе исполнения государственной функции в пределах своей компетенции такжеучаствуют: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и еетерриториальные органы, Министерство внутренних дел Российской Федерации иорганы внутренних дел Российской Федерации».
ФМС России, территориальныеорганы и их структурные подразделения при осуществлении полномочий в сферереализации законодательства о гражданстве Российской Федерации взаимодействуютс Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации,Управлением Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных правграждан, Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральнойналоговой службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации,Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерствомобороны Российской Федерации, органами судебной власти, Министерством юстицииРоссийской Федерации, иными органами государственной власти, учреждениями иорганизациями.
Полномочия ФМС: определяет наличие гражданства РоссийскойФедерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают отлиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросамгражданства Российской Федерации; проверяет факты и представленные дляобоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы ив случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующихгосударственных органах; исполняет принятые Президентом Российской Федерациирешения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц,проживающих на территории Российской Федерации; рассматривает заявления повопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими натерритории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданстваРоссийской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, счастью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федеральногозакона; ведет учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, или его территориальным органом приняты решения об изменениигражданства.
В соответствии с Законом, заявления о регистрацииизменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации поместу жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами РоссийскойФедерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульскиеучреждения Российской Федерации.
Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имяПрезидента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительствазаявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, черездипломатические представительства и консульские учреждения РоссийскойФедерации.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 №46 утвержденоПоложение «о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Заявления и ходатайства по вопросам гражданстваподаются в письменном виде. Подпись под этим документом удостоверяетсянотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами,могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскимиучреждениями Российской Федерации.
Если заявитель не может подписать заявление илиходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно поего просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующаянотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявленииили ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульскимучреждением Российской Федерации.
Оформление заявления или ходатайства по вопросамгражданства Российской Федерации производится органом внутренних дел РоссийскойФедерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявительпроживает за пределами Российской Федерации – соответствующим дипломатическимпредставительством или консульским учреждением Российской Федерации.
При наличии надлежащим образом оформленныхдокументов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, органвнутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждениеРоссийской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству,переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случаеподпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.
Согласно Закону, при подаче заявлений и ходатайствпо вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственнаяпошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации.Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственнойпошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Орган внутренних дел Российской Федерации либодипломатическое представительство или консульское учреждение РоссийскойФедерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданстваРоссийской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаяхсоставляет представление.
Заключения и представления по вопросам гражданстваРоссийской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию повопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданстване должен превышать шести месяцев, а ходатайств – девяти месяцев.
Срок подачи заявления по вопросам гражданстваРоссийской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть попросьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при ПрезидентеРоссийской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считаетсяприобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом илииздания указа Президента Российской Федерации.
Лицам, которые приобрели в установленном порядкегражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерациивыдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, адипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РоссийскойФедерации – паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, недостигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству РоссийскойФедерации.
Проживающим на территории Российской Федерациилицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено и которые при этомне состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних делРоссийской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.
Решения полномочного органа об отказе в регистрацииприобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо опринадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы вмесячный срок в суд.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросамгражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а такжедругие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядокрассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросамгражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядкевышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица,постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерныедействия должностных лиц дипломатических представительств и консульскихучреждений Российской Федерации в Московский городской суд.
В этом отношении подчеркнем и особо важное значение,которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений,связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданствуРоссийской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц прирассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейшихнарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой всуд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту правчеловека.
гражданство приобретение прекращениегосударственный
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные положения, касающиесягражданства Российской Федерации. Исходя из выше изложенного можно сделатьвывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека сгосударством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей иответственности.
Такимобразом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г.,ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Так, возможностьприобретения российского гражданства в упрощенномпорядке существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР иих родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождалозначительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением. Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, какширокие основания для приобретения гражданства.
Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращениегражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключениеммалолетних детей и недееспособных.) Лишение гражданства государственнымиорганами РФ теперь невозможно.
Следуетотметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам огражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко посравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуруподачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядокпринятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласнокоторой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документовприменительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российскогогражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданстваРоссийской Федерации.
Список литературы
1. Авакьян С.А. ГражданствоРоссийской Федерации. М., 2003.
2. Авакьян С.А. Россия:гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Спб., 2006.
3. Баглай М.В. Конституционноеправо Российской Федерации М., 2005 г.
4. Боярс Ю.Р. Вопросыгражданства в международном праве. М., 1986.
5. Габричидзе Б.Н. Конституционноеправо современной России М. «Норма». 2001 г.
6. Дмитриева Г.К. Международноечастное право – М, 2003 г.
7. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционноеправо М. «Юриспруденция» 2000 г.
8. Катков Д.Б.,Корчиго Е.В. Конституционное право России – М.: Юриспруденция, 1999.
9. Козлова Е.И. Конституционноеправо России М. «Юристъ» 2007 г.
10. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. КонституционноеПраво России. М. «Юристъ» 2007 г.
11. Кутафин О.Е. Российскоегражданство. М, 2003 г.
12. Миронов В.Ф. Гражданствов Российской Федерации М., «Белые альвы», 2003.
13. Овчинников И.И. Российскоегражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. №9/10
14. Хабриева Т.Я. Миграцияв России: о модели правового регулирования // Журнал российского права.2006. №7.
15. Чиркин В.Е. Конституционноеправо М., «Юрист» 2003 г.