СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, сущность, источники и система конституционногоправа зарубежных стран
2. Конституционно–правовой статус монарха
3. Определение: судебная система ЗС
Список использованной литературы
1. Предмет, сущность, источники исистема конституционного права зарубежных стран
Термин«конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,учебная дисциплина.
Какнаука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросамконституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научныхдокладах.
Какотрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованныхюридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указахпрезидента и регулирующих определенную группу общественных отношений.
Предметомправового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенныегруппы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществлениягосударственной власти.
Конституционно-правовыеотношения представляютсобой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессеосуществления государственной власти, которые регулируются нормамигосударственного права.
Субъектамиконституционно-правовых отношений являются центральные органы государственнойвласти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местныеорганы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местныхпредставительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странахсубъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местныепартийные органы.
Предметомконституционного права как отрасли права являются четыре группы общественныхотношений:
а)основы конституционного строя;
б)основы взаимоотношений государства и личности;
в)политико-территориальное устройство;
г)основы организации и деятельности органов государственной власти.
Методыправовогорегулирования конституционного права:
а)метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороныгосударственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органамивласти, что и определено в Конституции);
б)наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав иобязанностей;
в)совокупность классических принципов воздействия на участников общественныхотношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
Идеиконституционного значения – об устройстве общества и государства высказывалисьуже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, атакже в сочинениях известных мыслителей Рима – Цицерона и Гая. В более позднийпериод, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы ФомыАквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемамиконституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идейконституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизмаидеятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л.Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других.
Именноони в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основусовременного конституционного права – о разделении властей; народном суверенитете,парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственномправительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первыхконституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., КонституцииСША 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., вКонституции Польши 1791 г. На развитие науки конституционного права в XIX векебольшое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США,Ж.П. Эсмена во Франции.
Внастоящее время известными представителями зарубежной науки конституционногоправа являются: во Франции – М. Дюверже; в Великобритании – Д. Макинтош, Д.Маршалл; в Италии – Д. Верготти; в Германии – Штайн; в США – Л. Трайб и др. Тщательномуисследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российскиеученые – М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун,В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.
Внастоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует дваосновных направления: радикалистское и либеральное.
Либеральноенаправление. Представителиэтого направления выступают за демократическое, правовое и социальноегосударство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц иорганов государства перед народом, признание местного самоуправления, заподлинно народный характер государственной власти (а не классовый).
Радикалистскоенаправление .Ученыелеворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционногоправа заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма,они против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частнойсобственности и установление правления одной «коммунистической» партии.
Обаэтих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном правезарубежных стран. Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках,существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющихавторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая итеологическая. Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XXв. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства,его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавалисоциальный характер государства и призывали юристов изучать это государство,его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящеевремя практически утратила свое значение, но ее методы исследованияиспользуются в науке конституционного права и поныне.
Политологическаяшкола свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школыпризывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальнуюроль тех или иных институтов государственности, политических институтов.
Теологическаяшкола занимает особое место в юридической мысли. Оно смыкается своейрелигиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена онаглавным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонниковотличались идеями Халифата – справедливого правления, которое существовало припророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах.
Особенностинорм конституционного права. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, —это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовымиактами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением.Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создаются иначе – путемсудебного прецедента, конституционного обычая – или не обеспечиваются судебнойзащитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личностив некоторых странах).
Вотличие от отраслей частного права, где используется, как правило,диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выборатого или иного варианта поведения), в конституционном праве доминируетимперативный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права,будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий,обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение(нормы-веления). Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются иявляются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). Вконституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеетопосредованный характер. Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Францииопределяет государство как неделимую, светскую, социальную и демократическую республику.Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычносчитается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала дляпонимания сути данной конституции.
Структуранорм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормахконституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах другихотраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер:отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовнаяответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления иформулируется в самом общем виде (например, за государственную измену иливзяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должностии, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданскаяответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результатенезаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может бытьпредусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Чтокасается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеетсловесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается илиформулируется косвенным образом. Нормы конституционного права, как и другихотраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой – по волеученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа нормотносится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства,гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другаярегулирует положение главы государства (порядок выборов президента, егополномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья – личные свободыграждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такиеобъединения норм образуют институты конституционного права.
Институтконституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные ивзаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институтыконституционного права в зарубежных странах, в общем, совпадают с институтами,которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономическойсистемы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизниобщества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права,референдума, парламента, главы государства, правительства, местногосамоуправления и др. Названные выше институты существуют, однако, не во всехзарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где всоответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается,политическая система ограничивается, по существу, государственными органами иособый институт политической системы не складывается. С другой стороны, естьстраны, где реально существующая социально-экономическая структура общества ненашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтомконституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе стем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нетв России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии.
Источникамиконституционного права являются те формы, в которых выражаются нормыконституционного права.
Внауке конституционного права существуют определенные классификации (виды илигруппы):
Закон:
1)основной закон – Конституция;
2)конституционные законы – у них своя специфика и различают 3 их вида:
а)конституционные законы, которые предшествуют конституции (действуют до еепринятия – есть в любой стране);
б)конституционные законы, которые в своей совокупности составляют Конституцию(Швеция – 3 конституции закона);
в)конституционные законы, которые дополняют и изменяют Конституцию и могутстановиться частью этой Конституции, хотя в ее текст не входят.
3)органические законы – специфика зарубежных стран. Они тоже развивают идополняют положения Конституции, но их принятие обязательно. Оно предусмотренов самом тексте Конституции.
4)обычные законы – принимаются простым большинством голосов, регулируюткакую-либо одну сторону общественных отношений.
5)парламентские уставы – регламенты парламента, его палат – их нормы касаютсятолько депутатов и особенность их принятия в том, что они подписываются обычноСпикером.
6)акты Глав государств и исполнительной власти – обычно указы монархов, декретыпрезидентов, постановления правительств. Особую роль среди этих актов играютакты, имеющие силу закона. Они издаются на основе: делегированногозаконодательства; передачи законодательных полномочий Парламента названныморганам; принадлежащее Правительству по Конституции право регламентарнойвласти; в соответствии с исключительными полномочиями президента.
Судебныйпрецедент. Это терешения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для решенияпоследующих аналогичных дел. Он имеет место как источник права лишь в техстранах, которые входят в англосаксонскую систему права (Индия, США, Канада), –суды приобретают не только судебные, но и нормотворческие функции. Судебныйпрецедент определил многие важные конституционные положения (неответственностьмонарха, институт контрасигнатуры актов монарха).
Обычай – правило поведения, вошедшиевпривычку в силу его длительного применения. Конституционныйобычайотличается от бытового обычая тем, что они поддерживаетсягосударством.
Конституционныйобычай в зарубежных странах бывают двух видов:
1. Обычайцеремониального характера (тронная речь королевы, вхождение лорда в парламент);
2.Обычай материального характера (правила о порядке определения, назначенияпремьер-министра в Великобритании. Этот порядок нигде не записан, но в силуконституционного обычая – это лидер победившей в парламенте партии).
Актычрезвычайных органов государственной власти, которые принимаются врезультате военных, государственных переворотов, революций. Этими актами,пришедшие к власти силы могут делать практически всё. Президент получалнеограниченные полномочия и мог самостоятельно вводить осадное положение, мограспустить Парламент в любое время и осуществлять законодательство путемиздания декретов, имеющих силу закона. Всего за 3 года Президентом былоподписано 6 тысяч декретов.
Доктринальныеисточники – это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В томслучае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская системаправа), они применяются, когда нет правовой нормы, прецедент не срабатывает, непомогает обычай. Это не норма права, а лишь довод в пользу той или иной точкизрения.
Международныедоговоры – становятся источниками, когда:
–касаются конституционных проблем;
– ихпризнание предусмотрено Конституцией;
– современныеКонституции устанавливают приоритет норм международных договоров (ФРГ,Болгария, Польша).
Внутригосударственныедоговоры – во многих странах (Италия, Испания).
Религиозныеисточники (своды законов) – у мусульман – источник КП — религиозные нормы ишариат (в Иране).
Актыорганов конституционного контроля. Решая вопросы о соответствии законов Конституции, принимаютрешения, которые являются источником конституционного права некоторых стран. Актыместных органов – на уровне субъектов федерации, автономных образований. Совместныепостановления Парламента и Центрального Комитета Коммунистической партии – всоциалистических странах.
2. Конституционно– правовой статус монарха
Институтглавы государства своим появлением обязан абсолютной монархии. Правда, современныемонархии далеко не те, какими они являлись в эпоху средневековья. Во многихмонархических государствах под влиянием демократических сил монархи всоответствии с нормами конституций были лишены своих широких прерогатив и заними остались в основном представительские и церемониальные функции. Так,согласно Конституции Швеции 1974 г. король лишен права «вето», права выступатьв парламенте с тронной речью (он лишь официально открывает сессии), а такженазначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновниковгосударственного аппарата. Принадлежавшие ему ранее функции главыисполнительной власти полностью переданы правительству.
Аналогичнымограничениям подвергаются полномочия глава государства Японии в соответствии сКонституцией 1947 г. Если Конституция 1889 г. провозглашала, что «императорзанимает престол на вечные времена и правит в силу своего происхождения» (ст.1), что «личность императора священна и неприкосновенна» (ст. 26) и что он«глава империи, которому принадлежит суверенитет» (ст. 4), то в соответствии сКонституцией 1947 г. «император является символом государства и единстванарода, его статус определяется волей народа, которому принадлежит сувереннаявласть» (ст. 1). Правовое положение монарха в отличие от президентахарактеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, власть монархаюридически считается непроизводной ни от какой-либо другой власти, органа илиизбирательного корпуса. Он властвует бессрочно (ограниченно или абсолютно) пособственному праву и считается источником всей государственной власти в стране.Даже в парламентарных монархиях законодательный процесс, государственноеуправление, отправление правосудия осуществляются от имени монарха, хотя заэтим стоят парламент, правительство, суды. Во-вторых, власть монарханаследственна и переходит от одного представителя царствующего дома (династии)к другому в установленном законом порядке. Этот порядок закрепляется либоконституцией, либо конституционными законами, которые нередко дополняютсяобычаями.
Вовсех монархических государствах за их главой признается право на содержаниедвора, т.е. особого штата должностных лиц, ведающих не государственными, ачастными делами монарха. Штат это весьма большой и обходится налогоплательщикудовольно дорого. Достаточно отметить, что в Японии только за соблюдениемимператорского протокола следит управление двора со штатом 1130 человек и сгодовым бюджетом 11 миллионов иен.
Денежноесодержание монархов складывается из доходов от их личных имуществ иассигнований из государственного бюджета. Размер содержания монарха, а такжекруг членов его семьи, получающих содержание, обычно устанавливается закономпарламента в начале каждого царствования и выплачивается по цивильному листу.
Главнаяпричина сохранения института монарха в условиях сегодняшнего дня заключается втом, что он выгоден определенным политическим силам. Несмотря на то, что вовсех парламентарных монархиях (а их абсолютное большинство в сравнении сдуалистическими и абсолютными) наблюдается практическая нуллификация полномочиймонарха, заинтересованные в монархе силы доказывают и добиваются сохраненияэтого анахронизма прежней эпохи. Дело заключается в том, что монаршьипрерогативы значительно шире президентских. Это и абсолютное «вето», которое вотличие от президентского отменить нельзя, это и досрочный роспуск нижнейпалаты парламента, это и смещение правительства. Даже наделенный широкимиполномочиями президент США всем набором таких действенных прерогатив необладает. Сохранение монархии и широких полномочий монарха позволит в кризисныхситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтовиспользовать этот институт силам, находящимися у власти.
Говоряо причинах сохранения монархий как формы правления и монарха как главыгосударства при этой форме организации власти, нельзя не отметить и такойфактор, как дань традиции, консерватизму в организации функционированиягосударственной власти.
3. Определение:судебная система ЗС
Судебнаясистема ЗС — этосовокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией ипоставленными перед ними задачами и целями, отвечающая задачам, стоящим передстраной, доступная для граждан.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сизько И.А., Чепурнова Н.М.Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. — М.:МЭСИ, 2007. 184 с.
2. Ковачев Д.А. Федерация взарубежных странах // Журнал российского права. – 1997. – № 7. — 87 с.
3. Конституционное право зарубежныхстран: Учебник / М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. – М.: Норма, 2005. – 236с.
4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е.Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: АспектПресс, 2004. – 318 с.
5. Конституционное (государственное)право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Ї В 4 т. – М., 2002.
6. Кудинов О.А.Конституционное правозарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственныйуниверситет экономики, статистики и информатики. — М.: МЭСИ, 2003. — 238 с.