Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшегообразовательного образования
«Сибирская академия государственной службы»
Письменное контрольное задание
Система муниципального управления
г. Абакан 2010 г
Задание1. Записка о местномсамоуправлении в республике Хакасия. Органы местного самоуправления. Организационнаяструктура и содержание деятельности
Административно-территориальноеустройство Республики Хакасия установлено ЗакономРеспублики Хакасия от 5 мая 2004 года № 20 «Об административно-территориальном устройствеРеспублики Хакасия» (с последующими изменениями).Согласно данному закону территория Республики Хакасия является неотъемлемой частьюединой территории Российской Федерации. Правовую основу административно территориальногоустройства Республики Хакасия составляют Конституция Российской Федерации, федеральныезаконы, Конституция Республики Хакасия, Закон Республики Хакасия от 5 мая 2004 года№ 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» (с последующимиизменениями) настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия.
Столицей РеспубликиХакасия является город Абакан. Город расположен при впадениив Енисей реки Абакан. Основан в 1675 г. (Абаканский острог), с 1780-х гг. — с. Усть-Абаканское,с 1925 г. — посёлок Хакасск, с 1931 г. — город Абакан.
В 2004 году принятызаконы Республики Хакасия об утверждении границ городских округов и муниципальныхрайонов и наделении их соответствующим статуcом.
Административно-территориальноеустройство Республики Хакасия основывается на следующих принципах: самостоятельного,в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройстваи порядка его изменения; соответствия исторически сложившейся системе расселенияжителей в Республике Хакасия и устойчивым тенденциям ее развития; создания экономических,финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственнойвласти, органов местного самоуправления; содействия рациональному использованиюприродных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальнойинфраструктуры; обеспечения здоровой и экологически безопасной среды обитания ижизнедеятельности населения; обязательности учета мнения населения в решении вопросовадминистративно-территориального устройства.
В соответствиис Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Хакасия продолжаетсяпоследовательная работа по развитию местного самоуправления. В 2004 году принятызаконы, утверждающие границы и определяющие статус муниципальных образований (далее- МО). С 1 января 2006 г. по 31 декабря 2009 г. в республике действовало 101 муниципальноеобразование. В 2009 г. произошло упразднение муниципального образования Большеонскийсельсовет, а данная территория была выделена в межселенную территорию муниципальногообразования Таштыпский район. Данные изменения закреплены Законом Республики Хакасияот 19.10.2009 №98-ЗРХ «Об упразднении муниципального образования Большеонский сельсовети о внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об утверждении границ муниципальныхобразований Таштыпского района и наделении их соответственно статусом муниципальногорайона, сельского поселения» и вступили в силус 1 января 2010 г. В одноммуниципальном образовании республики — г. Сорске — имеется анклавная территория.Поселок Улень, находящийся на территории г. Сорска, входит в состав муниципальногообразования Туимский сельсовет Ширинского района.
Таким образом,в настоящее время в Республике Хакасия образовано 100 муниципальных образований,из них 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 5 городских и 82 сельских поселения.
В целях обеспеченияустойчивого экономического и социального развития территории, установления границнезастроенных земельных участков, рационального землепользования на основе комплексногофункционального зонирования территории разрабатывается схема территориального планированияРеспублики Хакасия до 2025 года. Основаниями для разработки схемы являются Градостроительныйкодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Закон Республики Хакасия от 24.12.2007 № 96-ЗРХ«О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования РеспубликиХакасия и порядке внесения в нее изменений».
Самой существеннойпроблемой территориальной организации местного самоуправления является отсутствиенеобходимых финансовых средств для разработки генеральных планов муниципальных образований.Экономическую основу самоуправления республики Хакасия составляют находящееся вмуниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественныеправа муниципальных образований. В широком смысле такую основу составляет местнаяэкономика республики в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихсяв муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическуюподдержку российского государства. Успешное финансовое обеспечение задач и функцийместного управления всецело зависит от местного бюджета — формы образования и расходованияфонда денежных средств.
Исходя из этого,возникает необходимость поиска альтернативных финансовых инструментов. Такие финансовыеинструменты в сложившихся условиях могут быть в основном ориентированы на внутреннийфинансовый рынок и целевые средства, в том числе бюджетные.
Мировой финансовыйкризис внес свои коррективы в организацию муниципальных финансов и еще больше обострилимеющиеся проблемы и противоречия в этой сфере. Расширение кризиса негативно повлиялов первую очередь не на федеральный бюджет, а на региональные и местные бюджеты.Это и снижение поступлений от налога на прибыль организаций, рост безработицы, влекущийза собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегосяосновной составляющей доходов региональных и местных бюджетов. Поэтому важнейшаязадача в настоящее время — обеспечение достаточного финансового наполнения бюджетовдля выполнения расходных обязательств не только государства, но, в первую очередь,расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Необходимо повышатьэффективность межбюджетных отношений и совершенствование организации муниципальныхфинансов в условиях финансового кризиса путем: уточнения прогноза доходов на основеоценки конкурентоспособности налогоплательщиков; направления дополнительных доходовбюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетоврезервов, используемых в случае сокращения доходных источников; анализа налоговыхдоходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости; анализа неналоговыхдоходов бюджета и рекомендаций по совершенствованию управления имуществом (активами);прогноза объема трансфертов всех видов из вышестоящего бюджета; анализа эффективностирасходов на предоставление бюджетных услуг; анализа эффективности социальных выплати льгот; разработки критериев отбора инвестиционных проектов и других капитальныхвложений для их досрочного прекращения (приостановления); ограничения принятия новыхрасходных обязательств, уменьшения финансирования действующих расходных обязательств;разработки мер по оптимизации расходов на оплату труда работникам бюджетных учреждений;разработки системы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов; определенияразмера дефицита бюджета с учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможностиразмещения ценных бумаг; снижения нагрузки на бюджет, а именно: разработка альтернативныхсценариев бюджета; разработка системы показателей для анализа финансовых рисков;разработка рекомендаций по принципам корректировки годового и среднесрочного бюджета;подготовка проектов бюджетов исходя из консервативного сценария развития экономикии динамики налоговых поступлений в целях недопущения в течение следующего финансовогогода секвестра расходов; разработки мероприятий, направленных на корректировку стратегийсоциально-экономического развития в соответствии с новыми бюджетными ограничениями.
Кроме того, врамках совершенствования межбюджетных отношений, в том числе по укреплению финансовыхоснов местного самоуправления, а также учитывая, что основным доходным источникомместного бюджета является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), необходимо: дляполноты поступлений по данному налогу в местный бюджет необходимо введение налоговойотчетности, так как применение мер принудительного взыскания к недобросовестнымналогоплательщикам используется только по результатам налоговых проверок, а данноевведение позволит более своевременно и четко контролировать НДФЛ; изменение существующегопорядка зачисления НДФЛ – зачислять его не по месту работы гражданина, а по местуего проживания. Такая мера устранила бы ныне существующее противоречие между тем,что налог этот зачисляется по месту работы, и тем, что социальные услуги и налоговыевычеты оказываются по месту жительства гражданина. В условиях, когда система оценкиэффективности деятельности органов местного самоуправления требует качества бюджетногопроцесса, приходится неизбежно сталкиваться с отсутствием сведений для анализа ипрогнозирования. В настоящее время у финансовых органов нет информации о начисленныхи уплаченных суммах налогов по конкретным налогоплательщикам, что ведет к нарушениюбюджетного процесса, не позволяет финансовым органам оперативно влиять на процессформирования доходов бюджета. Поэтому возникает вопрос о возможности включения вперечень должностных лиц, имеющих доступ к налоговой тайне, руководителей и заместителейфинансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований для возможности работыс данными материалами.
Задание 2
По теме 6. Назовите и раскройтесодержание основных направлений взаимодействия органов государственной власти иместного самоуправления
Государственное управлениеподразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничествогосударства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленноеи эффективное функционирование муниципальных образований. Взаимодействие органовгосударственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры,по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляетсяради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждогомуниципального образования и региона в целом.
Проблема взаимодействия местногосамоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практическина всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.
Конституция России закрепилаорганизационную обособленность местного самоуправления от органов государственнойвласти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможнобез четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике,социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.
Вопросы местного значениянеотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияниягосударства. На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаютсядве задачи — обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственнойполитики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами: устанавливаютсяобщие принципы организации местного самоуправления; принимаются программы государственнойподдержки местного самоуправления; для обеспечения федерального закона «Обобщих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимаютсяряд федеральных законов.
В становлении и развитии местногосамоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительнойстепени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических,политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъектав целом. Такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики,способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственныхзадач: укре ление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненныхинтересов населения, проведение мероприятий по социальной за щите населения, стабилизацияполитической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.
Взаимодействие региональныхорганов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основедругих принципов:
- законности,
- сочетания интересовнаселения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета историческихи местных традиций,
- самостоятельностиорганов местного самоуправления в пределах их полномочий,
- взаимного согласияорганов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместногорешения;
- обеспеченности финансовымии материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
- добровольности заключениядоговоров и соглашений;
- взаимной ответственности,
- гласности.
Характер полномочий местнойвласти позволяет определить основные направления взаимодействия органов государственнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления: правовое регулирование организациии деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления, совершенствованиеразграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления, содействие сохранениюи развитию исторических и иных местных традиций, защита прав граждан на осуществлениеместного самоуправления.
Взаимодействие органов государственнойвласти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в формах:
- главными взаимодействующимиструктурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;
- создаются совместныевременные группы и комиссии;
- для решения вопросовтребующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;
- по вопросам, касающимсявсех муниципальных образований, возможна совместная работа через ассоциации муниципальныхобразований.
По теме 8. Раскройте содержаниекадровой работы на муниципальном уровне в соответствии с федеральным законом № 25– ФЗ «О муниципальной службе в РФ»За последние годы в Российской Федерации была проделана исключительнобольшая работа по становлению и развитию новой системы государственного и муниципальногоуправления и самоуправления, по совершенствованию работы органов власти и управлениявсех уровней. Однако, весьма актуальны пути повышения эффективности деятельностиорганов государственной и муниципальной власти, кадровых работников государственнойи муниципальной службы.Предметом регулирования Федерального закона№ 25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» являются отношения, связанные с поступлениемна муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств- участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которымииностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее — граждане),прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правовогоположения (статуса) муниципальных служащих.
/>Статей 2 Законапояснено понятие муниципальнойслужбы. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, котораяосуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемыхпутем заключения трудового договора (контракта)./>
Нанимателем для муниципальногослужащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателяосуществляет представитель нанимателя (работодатель)./>
Представителем нанимателя(работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органаместного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образованияили иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
/>/>На муниципальных служащих распространяется действие трудовогозаконодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
/>На муниципальную службу вправе поступатьграждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РоссийскойФедерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствиис настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, приотсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона вкачестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Статьей № 16 Закона определен порядок поступления на муниципальнуюслужбу. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускаетсяустановление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществв зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональнымии деловыми качествами муниципального служащего.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должностимуниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме,установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовойдоговор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельствообязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор(контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учетв налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документывоинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлениюна муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступленияна муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РоссийскойФедерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергатьсяпроверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальныхобразованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требованияк проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальнуюслужбу. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующихпоступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируетсяв письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляетсяв результате назначения на должность муниципальной службы на условиях договора всоответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрациипо результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядокзамещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключенияи расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту,определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации». Поступление гражданинана муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя)о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договорапри поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель)и муниципальный служащий.
По теме 11. Раскройте порядокосуществления бюджетного процесса на уровне муниципального района
Доходы и расходы местных бюджетовформируются по статьям единой бюджетной классификации,установленной Федеральным законом «О бюджетной классификации в РФ» с использованиемединой методологии и нормативной базы.
Законодательство разделяетдоходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществленияотдельных государственных полномочий. Однако следует отметить, что, несмотря надекларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органовместного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результатеорганы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянииобеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическоеразвитие территорий.Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БюджетнымКодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательствмуниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленномрешением представительного органа муниципального образования.Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размерыи условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления,выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочияна постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятийи учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другиенормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченностикоторых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетнойобеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членоввыборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работниковмуниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельныминормативами, установленными законом субъекта РФ.Порядок осуществления расходов местных бюджетов на выполнениеотдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ,а в случаях, установленных названными законами, — еще и нормативными правовыми актамиорганов местного самоуправления.Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочийфедеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектовРФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами,законами субъектов РФ.Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. Кпервым относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местногосамоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельнымотраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование,а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствиис бюджетной классификацией. Расходная часть местных бюджетов включает: расходы, связанныес решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектовРФ; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданныхорганам местного самоуправления; расходы, связанные с обслуживанием и погашениемдолга по муниципальным займам и ссудам; ассигнования на страхование муниципальныхслужащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательскогориска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.В расходной части муниципального бюджета предусматривается созданиерезервных фондов. Их средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов,в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствийстихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Порядокрасходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органовместного самоуправления.В местных бюджетах в качестве составной части могут быть предусмотренысметы расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы,однако большинство муниципальных образований вынуждено принимать бюджеты с дефицитом.Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета приего утверждении. При этом должны быть указаны источники покрытия дефицита.Под доходами местных бюджетов понимаются денежные средства,поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местногосамоуправления. К собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложенияграждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов;доходы от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов другихуровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальныхобразований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, другиебезвозмездные перечисления; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборови осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходовот оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платныхуслуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых всоответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами,законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.Состав собственных доходов местных бюджетов может быть измененфедеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значенияи (или) изменения системы налогов и сборов РФ. Федеральный закон, предусматривающийизменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с началаочередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции на осуществление органами местногосамоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в порядке наделения.Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическомулицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевыхрасходов.Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных налогови сборов. В местные бюджеты зачисляется часть доходов федеральных, региональныхбюджетов по законодательно установленным налоговым ставкам или нормативам отчислений.Ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы как стоимостной,физической или иной характеристики объекта налогообложения. В бюджеты поселений,входящих в состав муниципального района, в соответствии с решениями представительногооргана муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных, региональныхналогов, сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов.
По теме 10. Раскройте понятие«муниципальная собственность» и проанализируйте качество и эффективность использованиямуниципальной собственности в вашем муниципальном образовании
Муниципальнаясобственность республики Хакасии представляет собой вид публичной собственностинаряду с государственной собственностью. Решение о порядке формирования муниципальнойсобственности принимается на федеральном уровне, а передачу этой собственности осуществляютПравительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Муниципальная собственность — одно из обязательных условий существования местногосамоуправления, но ее отсутствие не является основанием для упразднения муниципальногообразования.
Закон от 6 октября2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальныхрайонов, городских округов. Содержание права муниципальной собственности в соответствиисо ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальнымимуществом.
На отношения муниципальнойсобственности республики Хакасия распространяются общие правила гражданского законодательства.Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственностиопределяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чьююридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное населениев сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником.Органы местного самоуправления определены как публичные собственники, т.е. как органы,которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но иформулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношениимуниципального имущества в рамках своей компетенции.
В собственностимуниципальных образований республики находится имущество, предназначенное, во-первых,для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданныхорганам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих,для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальныхслужащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. Порядок и сроки отчужденияимущества устанавливаются федеральным законом. Так, Постановлением ПравительстваРХ от 13 июля 2004 года «О порядке принятия в государственную собственность РХ объектовмуниципальной собственности и в соответствии со статьей 6 Закона Республики Хакасияот 25.06.1998 N 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия»(с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия принято Положениео порядке принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальнойсобственности. В Положении озвучены следующие этапы:
1. Настоящее Положение регулируетпорядок принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальнойсобственности.
2. В государственную собственностьРеспублики Хакасия могут приниматься находящиеся в муниципальной собственности объекты,необходимые для решения вопросов регионального значения, в соответствии с законодательствомРФ и законодательством РХ.
3. Для осуществления принятияв государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственностиорганы исполнительной власти Республики Хакасия направляют в Государственный комитетРеспублики Хакасия по управлению государственным имуществом предложения по принятиюобъектов с приложением: перечня объектов, принимаемых в государственную собственностьРеспублики Хакасия из муниципальной собственности, по форме, указанной в приложениик настоящему Положению; обоснования необходимости использования данных объектовдля решения вопросов регионального значения; предварительного согласия органов местногосамоуправления соответствующего муниципального образования на передачу объектовмуниципальной собственности.
4. Государственный комитетРеспублики Хакасия по управлению государственным имуществом выносит на рассмотрениеПравительства РХ вопрос о целесообразности принятия в государственную собственностьРХ объектов муниципальной собственности.
5. В случае принятия ПравительствомРеспублики Хакасия решения о целесообразности принятия в государственную собственностьРеспублики Хакасия объектов муниципальной собственности, перечень объектов, принимаемыхв государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности,направляется на утверждение в Верховный Совет Республики Хакасия с приложением следующихдокументов: постановление Правительства Республики Хакасия о целесообразности принятияв государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности;пояснительная записка.
6. Верховный Совет РеспубликиХакасия утверждает перечень объектов, принимаемых в государственную собственностьРеспублики Хакасия из муниципальной собственности.
7. Утвержденный ВерховнымСоветом Республики Хакасия перечень объектов, принимаемых в государственную собственностьРеспублики Хакасия из муниципальной собственности, с приложением документов, указанныхв п. 5 настоящего Положения, направляется Государственным комитетом Республики Хакасияпо управлению государственным имуществом в соответствующее муниципальное образованиедля принятия решения о передаче объектов.
8. Решение о передаче илиоб отказе в передаче в государственную собственность Республики Хакасия объектовмуниципальной собственности принимается уполномоченным органом местного самоуправлениясоответствующего муниципального образования в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, законодательством Республики Хакасия, правовыми актами соответствующегомуниципального образования в месячный срок с момента получения уполномоченным органомместного самоуправления перечня объектов, принимаемых в государственную собственностьРеспублики Хакасия из муниципальной собственности. Решение об отказе в передачев государственную собственность РХ объектов муниципальной собственности должно бытьмотивированным и содержать указания на причины такого отказа.
9. Государственный комитетРеспублики Хакасия по управлению государственным имуществом и органы местного самоуправленияв месячный срок с момента принятия решения о передаче в государственную собственностьРеспублики Хакасия объектов муниципальной собственности оформляют необходимую документацию,акты приема-передачи.
10. После подписания актовприема-передачи и государственной регистрации права государственной собственностиРеспублики Хакасия на переданные объекты недвижимого имущества в Едином государственномреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся соответствующие измененияв реестр республиканского имущества и реестр муниципальной собственности соответствующегомуниципального образования.
11. Информирование и консультированиепо вопросам, связанным с принятием объектов муниципальной собственности в государственнуюсобственность Республики Хакасия, осуществляются Государственным комитетом РеспубликиХакасия по управлению государственным имуществом.
Проанализировав действия региональныхвластей по управлению государственным имуществом, можно констатировать, что в республикеналажены связи между региональными структурами, в ведомстве которых находится собственность.Порядок и сроки отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Упорядочиваяна территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иныхсубъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления республикине устанавливают ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций,за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законамисубъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления,их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальнойсобственности, а также с физическими лицами строятся строго на основе договоров.
Библиография
1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основысамоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2002. — С. 80.
2. Андреева Е.М. Становление права муниципальнойсобственности в Российской Федерации // Государство и право. — 2001. — № 3.
3. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник.- М., 2005. — С. 445.
4. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н.и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М., 2005. — С. 559.
5. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н.Основы управления муниципальным хозяйством. — М., 1997. – С.46.
6. Воронин А.Г. Основы управления муниципальнымимуществом. М., 2004. С. 86.
7. Ефимчук И.В. Муниципальная собственностьи ее эффективность в системе рыночных отношений. — Н. Новгород, 1999. — С. 76.
8. Зуев В.М., Кузнецов С.С. Финансовые основыместного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. — Томск, 1999.- С.10.
9. Муниципальное право:учебное пособие / Н Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. — М., 2004. — С. 559.