Содержание
Введение. 3
1. Понятие и целиадминистративного наказания. 5
2. Классификация административныхнаказаний. 8
2.1. Понятие видовадминистративных наказаний. 8
2.2. Основные и дополнительныеадминистративные наказания. 10
3. Виды административныхнаказаний и их применение. 12
Заключение. 28
Список литературы… 29Введение
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единыедля всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целяхединообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельностипроизводства по делам об административных правонарушениях. По-новому была представленаи сама структура мер административной ответственности. Предваряя содержание каждойиз них, административно-деликтный закон прибегает к характеристике административногонаказания как комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правовогоявления.
Сама же совокупность административных наказаний уже не можетбыть представлена хаотичной, но принимает качества системной категории. Для административногонаказания как явления социально-правовой действительности системное представлениеего компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение.От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в какомпорядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятсяв действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.
Определение общетеоретических основ системы административныхнаказаний, её признаков, элементов, которые входят в неё, их особенности и спецификанеоднократно подвергались аналитическому рассмотрению в юридической литературе.Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко,Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве,возможности использования в административно-правовой науке системных подходов, некоторыеновые особенности практики применения административных наказаний, данный вопроснуждается в дополнительных исследованиях.
Объектом настоящего исследования является система административныхнаказаний как правовой феномен, её структура, особенности, виды административныхнаказаний.
Предметом исследования работы выступают нормы действующего законодательстваРоссийской Федерации, её субъектов, прежде всего, Кодекса об административных правонарушениях,других нормативно-правовых актов, практика их применения.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основеучета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых нормопределить теоретические основы системы административных наказаний.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить понятие, особенности и структуру системы административныхнаказаний.
2. Раскрыть сущность, специфику и практику применения каждоговида административных наказаний.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоитиз введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.1. Понятие и цели административного наказания
Административное наказание — это мера ответственности, применяемаяза совершение административного правонарушения. Новый КоАП РФ ввел новый термин«административные наказания» взамен ранее существовавшего — «административныевзыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываютсявсе установленные КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминовбыла обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себекакие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности.Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государствана совершенное правонарушение[1].
В статье 3.1. КоАП РФ подчеркивается государственный характерпринудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых,эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы,принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти. Во-вторых,именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательнаяоценка государством совершенного административного правонарушения.
Предписания статьи 3.1. КоАП РФ обращены как к законодателю,так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административноеправонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административногонаказания. В свою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматриватьдела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания,при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоватьсяустановками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
По своей правовой природе административными наказаниями являютсялишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административногопринуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административныминаказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личныйдосмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранениеот управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатациитранспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делуоб административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
Содержанием целей административных наказаний является соблюдениеустановленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридическихлиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специальногопредупреждения правонарушений (общая и частная превенция).
Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретномуправонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений.Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административнойответственности за возможное нарушение установленных государством правил.
Специальное предупреждение характеризуется тем, что административноенаказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершатьновых правонарушений.
В ч. 2 статьи 3.1. КоАП РФ находит свое проявление принцип гуманизмазаконодательства об административных правонарушениях. Административное наказаниек физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должноиметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физическихстраданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека,принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившейв силу в 1987 г., а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод.
Административное наказание, применяемое в отношении юридическоголица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.2. Классификация административных наказаний2.1. Понятие видов административных наказаний
В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы виды административныхнаказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административноеправонарушение[2].
Перечень видов административных наказаний в КоАП РФ претерпелсущественные изменения. Во-первых, из перечня наказаний исключены исправительныеработы, поскольку они могли применяться исключительно по месту работы и по существуявлялись штрафом в рассрочку. Во-вторых, в качестве новых видов административногонаказания введены такие меры, как дисквалификация и административное приостановлениедеятельности. Суть дисквалификации заключается в лишении физического лица правазанимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входитьв совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельностьпо управлению юридическим лицом, быть арбитражным управляющим. Предполагается, чтовозможность применения такого административного наказания будет служить дополнительнымрычагом в руках государства для усиления его влияния на ход экономических процессов.Административное приостановление деятельности предполагается применять к индивидуальнымпредпринимателям и юридическим лицам за такие противоправные деяния, которые представляютугрозу жизни или здоровью людей, связаны с возникновением эпидемий, причинениемсущественного вреда окружающей среде и т.п. В-третьих, с учетом того, что штрафкак мера наказания известен различным видам юридической ответственности (уголовной,административной, гражданско-правовой), в перечне административных наказаний, применяемыхза совершение административных правонарушений, он ныне назван административным штрафом[3].В-четвертых, изменены наименования некоторых видов административных наказаний, что,безусловно, повлекло и определенные изменения в их содержании. Например, в КоАПРСФСР говорилось о конфискации и возмездном изъятии «предмета, явившегося орудиемсовершения или непосредственным объектом административного правонарушений»(ст. 24). В данной статье наименования этих мер изменены. Теперь речь идет о конфискациии возмездном изъятии «орудия совершения или предмета административного правонарушения».Необходимость таких уточнений была вызвана тем, что в действовавшем ранее Кодекседопускалось смешение понятий «объект» и «предмет» административногоправонарушения.
В п. 7 ч. 1 статьи 3.2. КоАП РФ специально указан субъект правонарушения,к которому применимо административное выдворение за пределы Российской Федерации.Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства.Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола № 4 к ЕвропейскойКонвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано:"… никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер стерритории государства, гражданином которого он является".
Система административных наказаний включает разные по характеруи правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личностьнарушителя и обстоятельства правонарушения.
В отличие от УК РФ (ст. 44), в котором все наказания за преступлениярасположены в определенной последовательности — от менее тяжких к более тяжким,по расположению в перечне видов административных наказаний нельзя сделать выводотносительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказанийв их соотношении между собой.
Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим,поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу толькофедерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административныхнаказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.2.2. Основные и дополнительные административные наказания
Основными являются такие административные наказания, которыене могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение,административный штраф, лишение специального права, дисквалификация и административноеприостановление деятельности могут применяться только в качестве основных[4].
Остальные административные наказания, перечень которых дан вст. 3.2 КоАП РФ, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания,усиливая потенциал воздействия основного наказания.
Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом,должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказаниепредусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.
В санкциях некоторых статей Особенной части КоАП указываютсянаказания, которые могут (например, ст. 8.17-8.20, 8.37, 8.39) или должны (например,ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, гдесанкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией…или без таковой», «штраф с возмездным изъятием… или без такового»),дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи,органа, должностного лица, рассматривавшего дело об административном правонарушении.Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характеромправонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.
Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса несодержит альтернативы, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело,обязаны наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержатьсяот его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностьюнарушителя, правоприменитель уже не может.
Статья 3.3 КоАП РФ содержит важное положение о допустимых вариантахсочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретноеадминистративное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основноеплюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного засовершение административного правонарушения может назначаться только одно из основныхнаказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или законасубъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило,недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний[5].
При назначении административных наказаний за совершение несколькихадминистративных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одномуи тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основныхи дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4КоАП РФ.3. Виды административных наказаний и их применение
Предупреждение — один из видов административного наказания.Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административныхправонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкциисоответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административныхправонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативнос административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительныхадминистративных правонарушений в области дорожного движения (см., например, ст.12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и др.). Вместе с тем не допускается его применениевместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможностизамены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкциисоответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административногоправонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административномправонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотренопредупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Содержание предупреждения как меры административного наказаниявыражается в официальном порицании поведения липа, совершившего административноеправонарушение.
Применение предупреждения, равно как и другого административногонаказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которомуназначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказаниюв течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, ток нему может быть применено более строгое административное наказание.
Предупреждение как мера административного наказания может применятьсякак к физическим, так и юридическим лицам[6].
Административный штраф представляет собой административноенаказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражаетсяво взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств. В ином эквивалентеадминистративный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерацииденежной единицей в Российской Федерации является рубль. В письме Министерства финансовРФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемогоза административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальномукурсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особеннойчасти Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административныхправонарушениях. В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф можетустанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другимивидами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административныйштраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием(возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения).
Основной показатель правоограничений, составляющих содержаниерассматриваемого вида наказания, — величина административного штрафа. Статья 3.5КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа,которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размерадминистративного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размераоплаты труда[7].
В отличие от штрафа как вида уголовного наказания, размер которогоопределяется в твердых денежных суммах, исчисление размера административного штрафане основано на едином критерии. КоАП РФ предусматривает размер административногоштрафа как величину, кратную:
— минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральнымзаконом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Такойвариант исчисления размера административного штрафа является преобладающим в действующемКодексе. Размер административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной минимальномуразмеру оплаты труда, закон дифференцирует в зависимости от субъектов административногоправонарушения. Его размер не может превышать двадцать пять минимальных размеровоплаты труда для граждан, для должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплатытруда, для юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. За отдельныевиды административных правонарушений, представляющих значительную опасность (нарушениезаконодательства о внутренних морских водах, континентальном шельфе, об охране окружающейприродной среды и др.), административный штраф может устанавливаться в повышенномразмере, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплатытруда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда. Следуетиметь в виду, что перечень административных правонарушений, за которые может бытьустановлен административный штраф в таком размере, значительно расширен. В неговключены нарушения законодательства Российской Федерации о лотереях, о противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,а также нарушения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранныхграждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в РоссийскойФедерации иностранных работников;
— стоимости предмета административного правонарушения, но егоразмер не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административногоправонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончанияили пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин,либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимостивнутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнениемустановленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданнойв установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленныйсрок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенныхв установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административногоштрафа. Максимальный размер административного штрафа при этом не может превышатьтрехкратный размер соответствующей суммы неуплаченных налогов, сборов, таможенныхпошлин, административных штрафов или стоимости товаров, предметов. Данный вариантисчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административныхправонарушений: нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), незаконноеперемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РоссийскойФедерации (ст. 16.1 КоАП РФ) и др. Суммы административного штрафа в таких случаяхисчисляются исходя их соответствующих налоговых обязанностей субъектов, обязанностейпо уплате сборов, штрафов либо суммы незаконной операции. При определении этих исходныхдля исчисления административного штрафа сумм необходимо обращаться к действующимставкам налогов применительно к конкретному налогоплательщику (гражданину, предпринимателю,коммерческой организации и др.), нормативам валютных операций, размерам таможенныхпошлин и др.
Об административном штрафе выносится постановление судьей, органом,должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении. В случаях,предусмотренных ст. 28.6 Кодекса, административный штраф налагается и взимаетсяна месте совершения физическим лицом административного правонарушения.
Особенностью исполнения постановления о наложении административногоштрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самимлицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступленияпостановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Если постановление о наложении административного штрафа вынесенов отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствует самостоятельный заработок,то выносится решение о взыскании штрафа с его родителей или иных законных представителей.Помимо родителей законными представителями физического лица являются усыновители,опекуны или попечители. Требования к лицам, которые могут быть назначены опекунамиили попечителями, устанавливаются ст. 146 СК РФ[8].
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения является мерой административной ответственности имущественногохарактера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихсяв качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения.Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.
По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предметаадминистративного правонарушения состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых,принудительное изъятие предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов,в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов пореализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительнойчертой рассматриваемого вида административного наказания. По этому признаку оноотличается от другого административного наказания — конфискации орудия совершенияили предмета административного правонарушения.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, таки дополнительного вида административного наказания.
Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащихизъятию, устанавливаются КоАП РФ. Такими предметами и орудиями могут быть толькодозволенные орудия и предметы. Рассматриваемое административное наказание отличаетсяот изъятия предметов как меры административного пресечения, которое применяетсянезависимо от привлечения лица к административной ответственности, от принадлежностиорудий и предметов нарушителю, а также в отношении указанных объектов, изъятых изгражданского оборота. Законодатель устанавливает ограничения в применении возмездногоизъятия орудий или предметов административного правонарушения. Оно касается охотничьегооружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. Возмездноеизъятие указанных орудий и предметов не может применяться к лицам, для которых охотаили рыболовство является основным законным источником средств к существованию[9].
Применение возмездного изъятия указанных орудий и предметов приведенов соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не можетбыть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Возмездное изъятие можетназначаться только судьей.
Конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершенияили предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственностьсубъекта РФ.
Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений,предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметови орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.
Конфискация признается как основным, так и дополнительным административнымнаказанием (ч. 2 ст. 3.3).
Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятыхв процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избраниимеры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В то же время установлен порядок исполнения постановленияо конфискации как меры, примененной к виновному в совершении административного правонарушения(ст. 32.4).
Конфискация как мера административного наказания назначаетсяисключительно судьей[10].
Конфискация как мера административного наказания может бытьназначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей КоАПРФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.
Конфискация может устанавливаться исключительно КоАП РФ и назначатьсялишь в случаях, прямо указанных в норме об ответственности за конкретное административноеправонарушение. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащихконфискации, устанавливаются КоАП РФ и другим законодательством РФ.
Часть 2 статьи 3.7. КоАП РФ определяет некоторые категории лиц,к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения.Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудийохоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являютсяосновным законным источником существования.
Часть 3 статьи 3.7. КоАП РФ устанавливает, что не является конфискациейизъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административногоправонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом неявляется конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административноеправонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправномведении лица.
Лишение специального права заключается в том, что в течениеопределенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленнымему правом.
Предоставление специального права осуществляется в соответствиис установленными правилами. В настоящее время в соответствии со статьями Особеннойчасти КоАП РФ назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управлениятранспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение правауправления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском,внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортнымисредствами (ст. 12.8 и др.).
В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающихлишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующихправил (например, управление судном или автомототранспортным средством в состоянииопьянения). Следует иметь в виду, что повторное совершение однородного правонарушениялицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством,отягчающим административную ответственность. Поэтому систематическое нарушение порядкапользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишенияэтого права.
Лишение специального права назначается только судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяцаи более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторноенарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАПРФ.
Административный арест — одно из самых строгих наказаний,назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этогонаказания также строгие. Оно связано с ограничением конституционного права на свободуи личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также правана свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение,применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 КонституцииРФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов другихлиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказаниеможет на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайногоположения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцатисуток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
Административный арест заключается в содержании нарушителя вусловиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутыхаресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административногоареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726[11],и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемниковдля содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Административный арест применяется в исключительных случаях иэто указание адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административногоареста дается в конкретных статьях КоАП РФ, содержащих соответствующие санкции.Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела сучетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение другихмер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае,если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрениесудье.
Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками.Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административногоареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела,указанного в соответствующей статье Кодекса.
Административное выдворение за пределы Российской Федерациииностранного гражданина или лица без гражданства. Конституция РФ (ст. 62) установила,что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерацииправами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установленФедеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации»[12].
Понятие административного выдворения как вида административногонаказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранногогражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемомсамостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральномзаконе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установленпорядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административныхправонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такогонаказания, содержатся в ст. 18.1 (ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11КоАП РФ.
Административное выдворение как меру административного наказанияза совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждани лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяетсяв отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранногогосударства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственнойграницы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства поделам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правомполучения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальномпорядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственнуюграницу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотренадоговором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяютих за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворениииностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктовпропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (иличерез) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РоссийскойФедерации с соответствующим государством.
Административное выдворение как вид административного наказанияследует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительнаявысылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданствав случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания(проживания) в Российской Федерации (см. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля2002 г. № 115-ФЗ).
Постановления об административном выдворении выносятся судьямирайонных судов за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностраннойрабочей силы (ч. 2 ст. 18.10), нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11). Делао нарушении режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1), нарушении режимав пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4) и нарушениииностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18.8)рассматривают районные судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которымпоступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судьи с учетомвозможности применения административного выдворения. Постановления об административномвыдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима Государственнойграницы РФ и нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФвправе выносить также соответствующие должностные лица пограничных органов (ст.23.10).
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлятьдолжностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов(ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч.2 ст. 28.3).
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданствана основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничнымиорганами и органами внутренних дел (ст. 32.9 Кодекса)[13].
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам безгражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдвореныза пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет содня выдворения.
Дисквалификация является новым для отечественного законодательстваоб административных правонарушениях видом административного наказания.
По своей сути дисквалификация представляет собой ограничениеконституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещеннойзаконом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотреблениеуказанным правом.
Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права,а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ)[14].
Уголовное законодательство содержит общую характеристику перечнявидов деятельности, на которые может распространяться лишение права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью, что позволяет применять данноенаказание в любой сфере деятельности, тогда как дисквалификация может заключатьсялишь в лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением организациямиили осуществлением предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.
Дисквалификация устанавливается и назначается только в качествеосновного административного наказания, в то время как лишение права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью — в качестве как основного,так и дополнительного вида наказания. Дисквалификация назначается лишь в случаях,прямо предусмотренных санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, в то время как лишениеправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюв качестве дополнительного наказания может назначаться и в случаях, когда оно непредусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Существенно различаютсяи санкции соответствующих норм.
В КоАП РФ перечислены виды деятельности, применительно к которымможет быть назначена дисквалификация. В ст. 53 и других статьях ГК РФ определенывиды органов юридического лица, которые нужно иметь в виду при применении данноговида наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ административная ответственностьв виде дисквалификации может быть установлена только данным Кодексом, что отраженов его Особенной части.
КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлеченияк административной ответственности за административное правонарушение, влекущееприменение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершенияили обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административныхправонарушений и трудностью их выявления.
Административное приостановление деятельности преследуетцели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в видуэкологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмываниемдоходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.
Применение административного приостановления деятельности прирассмотрении дел об административных правонарушениях КоАП РФ возложил на федеральныхрайонных судей судов общей юридисдикции, поскольку соответствующие новеллы внесеныв ст. 23.1 КоАП РФ.
В КоАП РФ установлен максимальный срок административного приостановлениядеятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указанминимальный срок. В связи с этим отметим, что в главе 27 КоАП РФ в качестве мерыобеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный (до5 суток) запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделенийюридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, другихобъектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела судьей.
Законодатель рассматривает административное приостановлениедеятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение тольков случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения(засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационнойаварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию иликачеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказаниядопускается также за административные правонарушения в области оборота наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Приэтом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если судьясочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата.
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесенииизменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другиезаконодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополненияв ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административнаяответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охранетруда, а в качестве альтернативной административному штрафу от 300 до 500 МРОТ санкциипредусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охранытруда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения,направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошлоне по его вине[15].
Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателейпутем установления данного вида административного наказания за нарушение правил,направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, занарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушениеправил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований кохране лесов. Введена рассматриваемая санкция за нарушение требований промышленнойбезопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловыхсетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте,в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. Соответствующиедополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.
Исполнение постановления об административном приостановлениидеятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществлятьсянемедленно.
Часть 3 ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможностьдосрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченногок административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица,уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административномправонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившиеоснованием для назначения данного наказания[16].Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Административная ответственность – вид юридической ответственности,которая выражается в применении компетентными органами административного наказанияк лицу, совершившему административное правонарушение.
2. Понятие административного наказания содержится в ст. 3.1 КоАПРФ и предполагает установленную государством меру ответственности за совершениеадминистративного правонарушения, применяемую в целях предупреждения совершенияновых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
3. Административное наказание не может иметь своей целью унижениечеловеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение,или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутацииюридического лица.
4. В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административныхправонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершенияили предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершенияили предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленногофизическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределыРоссийской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация;9) административное приостановление деятельности.
5. Административные наказания как элементы единой системы характеризуютсяобщностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. №237.1993. 25 января.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1.
3. Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М., 2005.
4. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. – М., 1999.
5. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М., 2003.
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под общ. ред. А.А. Николаева. В 2-х т. Т. 1. – М., 2003.
7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.(5-е изд., перераб. и доп.) / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко – М., 2006.
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под ред. Ю.М. Козлова. – М, 2002.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под общ. ред. Э.Н. Ренова. – М., 2002.
10. ЛапачВ.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб., 2002.
11. ЛукьяновВ., Борисова Н. Угроза причинения вреда как последствие правонарушения // Российскаяюстиция. 2002. № 8.
12. МаксимовИ.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. – Саратов, 2004.
13. МанохинВ.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. – 2-е изд., испр.и доп. – Саратов, 2003.
14. ОвчароваЕ.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридическихлиц (к проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях) // Государство иправо. 1998. № 7.
15. Работа федеральных судов общейюрисдикции и мировых судей Российской Федерации в первом полугодии 2003 года //Российская юстиция. 2004. № 1.
16. Саввин М.Я. Административныйштраф. – М., 1994.