Введение
Все мы родом из семьи.Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека,играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новыхпоколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Актуальностью темы:является семья как клиент социальной работы. Семья является первичной защитнойсредой индивида. Однако она может стать причиной лишений и ущемления индивида ифактором жизненных кризисов.
Что касается современныхроссийских семей, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом.Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающиебезработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовыхнагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятныйсоциально-психологический климат отражается на отношениях между детьми иродителями, что отражает процесс их социализации.[1]
Принимая семью в качествеобъекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру,окружение, функционирование, традиции и обычаи. Что касается предмета, курсовойработы, то этим предметом в данном случаи, является семья в которой находятотражение все социальные проблемы, характерные для современного общества,поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальнойработы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов,оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим. Существуют такжеспецифические технологии, предназначенные для оказания помощи семье кактаковой.
Задачи помогу изучить«семью как клиента социальной работы», для этого следует раскрыть следующиевопросы:
1. Семья как социальный институт иобъект социальной работы.
2. Социальные проблемы российских семей.
3. Социальная защита семей.
Традиции семейноговоспитания складывались веками.
Семья во всевремена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли,прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов икончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляетсобой сложную систему социального функционирования человека, одним из основныхинститутов общества. Сегодня в России свыше 40 миллионов семей. Семья, поопределению А.Г. Харчева, — это малая социальная группа общества, основанная насупружеском союзе и родственных связях: муж, жена, родители, дети и другиеродственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральнойответственности.[2]
Процессысоциализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня. Враспределение ролей членов семьи, в том числе и детей в определениеразрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых.
Структурапроцесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы иконфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни всемье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем,которые характерны для развития ребенка, как и для развития семьи в целом.
Причины,вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.
Самыеразнообразные семейные коллизии становятся для ребенка психологическимпрессингом, трагически воздействуют на его неокрашенную, ранимую психику.
Дети во всемидут дальше своих родителей, возможно в этом и заключается поступательноеразвитие, они развивают приобретенное и унаследованное от родителей, в томчисле и негативное. В итоге они могут отвергать и те моральные нормы, которыесоблюдали родители.
Уважительноотносится к жизни каждого ее члена, радоваться успехам друг друга, совместнопреодолевать трудности – такова цель преодоления основных межпоколенныхконфликтов.
Социальнаяработа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых – психическоездоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми,социальное обеспечение семьи.[3]
1. Семья как социальный институт и объект социальной работы
Единственное,что представляет действительную ценность в этом мире – это семья. Только семьядает нам силы и уверенность в себе, помогает постигать уроки, которыепреподносит нам жизнь, учит моральным ценностям. Становление будущей личностиво многом зависит от того, в какой среде она воспитывается, какие окружают еелюди, какие между ними существуют отношения. Семья является миниатюрной модельюобщества, где все роли распределены, и от мастерства исполнения каждой ролизависит дальнейшая жизнь маленького человека, постоянно наблюдающего заразвитием «семейного сюжета».1
В основесемьи лежат функции защиты и удовлетворения потребностей, ведь изначально впонятие «семья» входили представления о питании или кормлении, утолении голода,а также обучение подрастающего поколения каким-либо необходимым жизненнымнавыкам. Семья является самой первой защитной средой новорожденного, благоприятныммикроклиматом, в котором будет происходить рост и развитие ребенка. Однако онаже может стать фактором жизненных кризисов, причиной лишений и ущемлениямаленького существа. Так, внутрисемейные конфликты, ссоры между родителямимогут вызвать у детей болезненные психические реакции, провоцировать суицидныепопытки и даже самоубийство. По-прежнему актуальна тема противостояния «отцов идетей», когда естественное разделение семьи на поколения может сопровождатьсяразличными формами насилия.2
Одним изважных и ответственных направлений работы органов социальной защиты населенияявляется работа с семьями. Семья – социальный институт, который закладываетосновы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы этибудут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои рядысовершеннолетних граждан.
Сегоднятрудно точно предсказать, каким станет тот или иной ребенок. Но вот то, чтовнесет он с собой в окружающий мир, какие мысли поступки, жизненные принципывместе с ним «проникнут» в социум, можно вполне предвидеть, учитывая поведениеродителей, наблюдая взаимоотношения в семье, анализируя те привычки и традиции,которые через несколько лет станут привычками самого ребенка.
Конечно, ненова мысль о том, что все достижения и все проблемы нашего будущего инастоящего происходят из семьи. Исправить то, что многие годы разрушалось исоздавалось, трудно. Но попытаться не только можно – нужно. А мы, каксоциальные работники просто обязаны это сделать. Существует много различныхмероприятий направленных на профилактику семейного неблагополучия, своевнимание я хочу остановить на одном из них. В Калининградском районекраснодарского края попробовали такую форму работы с семьей – «отправили» вшколу самих родителей. Почему выбор пал именно на этот метод? Потому, чтоименно этот метод позволил сузить круг участников, оказать почтииндивидуальную, очень конкретную помощь семье.
Созданиясистемы «родительских школ». Мысль, может, и не совсем новая, но способ еепретворения в жизнь для Калининградского района стал нетрадиционным. Работаначалась с опроса самих родителе при помощи анкетирования, затем проводилибеседы с детьми. Причем задача при подготовке предварительного материала былаодна: как можно шире охватить различные категории семей – и благополучные, иасоциальные, и многодетные, и неполные. Не было установлено никаких ограниченийни по демографическим, ни по социально-экономическим, ни по каким-либо другимпризнакам. Был проведен анализ проблем, с которыми родители чаще всегообращались в управления социальной защиты населения, образования,здравоохранения. Пообщались с работниками школ и детских садов — ведь родителидетей младшего возраста не всегда могут скрыть внутреннюю проблему в семье, таккак дети пока еще открыты и доверчивы. Откровенны и отзывчивы. Поработали наданкетами школьников старшего возраста, которые предлагали им работники больници специалисты по делам молодежи.
Работа заняланемало времени, но это не стало помехой. Наоборот: именно в этойпредварительной подготовке и был весь смысл – чем шире будет охват, изученияразличных семей, тем больше будет потом конкретной пользы. Кроме того, параллельноеще смотрели, будет ли смысл в такой работе? Нужна ли эта своеобразная помощьсемьям, будет ли она востребована?
Круг наиболееострых вопросов был очерчен. Следующим шагом стало обсуждение задуманного сработниками управления образования – проблема общая и решать ее нужно сообща.Подход педагогических работников не совсем совпадал с проектом работниковсоциальной службы. И тогда нашли компромисс – обговорили и запланировали двеосновные формы работы «родительских школ»: массовую и индивидуальную. Решилипосмотреть, какая форма проведения занятий будет более востребована, полезна,посещаема.
Разработалиплан-график, согласовали тематику, место проведения. Ответственнымиисполнителями стали специалисты по вопросам семьи. К участию в работе«родительских школ» договорились привлекать школьных психологов, социальныхпедагогов, школьных участковых инспекторов милиции, медицинских работников.
В чемзаключалась основная задача? Она была двойная: первое – научить решению проблемродителей разных социальных групп, второе – дать понять некоторым родителям,что их проблема на фоне некоторых других бед не так уж неисправима, а этозначит – избавить их от безысходности. Заранее подбирая родителей из однойсоциальной группы, выясняя их проблемы. Вопросы, с которыми они столкнулись ипока не нашли ответов, специалист берет на себя ответственность по обсуждению иразъяснению трудной темы.
Группыродителей складывались самые разные: родители детей-инвалидов, женщины,страдающие от семейного насилия, матери одиночки, которым не под силу справитсяс «трудными подростками» без мужчины в семье. Были и такие группы, которыеприглашали и подбирали сами специалисты: родители, злоупотребляющие спиртныминапитками, родители детей, замеченных в пристрастии к алкоголю или наркотикам,родители прогульщиков школьных занятий.
Работа сродителями из различных социальных и демографических групп оказалась оченьинтересной, дала очень неплохие результаты. Родители детей-инвалидов приобщении в таких группах давали уроки выживания многодетным, потерявшим надеждуна избавление от безденежья. Ведь на фоне практически неисправимого горя –болезни ребенка – все остальное кажется не таким страшным. А матери одиночки,общаясь с женщинами, страдающими от насилия, убеждали, что «тверда мужскаярука» в семье – не панацея. А зачастую только источник озлобления, отчужденияродителей и детей.
К сожалению,массовая форма работы, как и предполагалось, не нашла ни понимания со стороныродителей, ни поддержки. Интерес к лекциям о вреде наркотиков пропал уже давно.А вот беседы почти с глазу на глаз, выяснение вопросов, на которые нет ответадома, стали интересными для многих родителей. Можно сказать, что работать потакой почти индивидуальной форме в сельской местности гораздо эффективнее – нетугрозы для родителей, что с их бедой завтра будет знакомы «в лицо» все жителистаницы или хуторка. Ведь дурные новости разлетаются на селе очень быстро. Апотом жди разбирательств от мужа-дебошира или проблем у ребенка, который и такне знает, как выпутаться из трудной ситуации. В управлении основной упорсделали на индивидуальную работу в немногочисленных группах родителей. Однимнужно было узнать, где и как можно предотвратить нежелательную беременность,других волновали первые признаки употребления наркотиков, третьи интересовалисьсвоими правилами и социальными гарантиями.
Планпроведения заседаний «родительских школ» разбили на тематические группы:
— работа ссемьями детей-инвалидов;
— работа снеблагополучными семьями;
— работа ссемьями детей, склонных к девиантному поведению;
— работасмешанных семейных групп;
— работа сблагополучными семьями, желающими предотвратить отклонения в социальномповедении детей;
— работа ссемьями, в которых наблюдалось насилие в различных его проявлениях.
Сначалаучастники встреч не очень уютно чувствовали себя, но потом, поняв, что вседелается для их пользы, они все активнее включались в обмен мнениями,обсуждение проблемы, вступая с предложениями, «заявками» по теме следующихзанятий. Дальше решили, что уже сложившиеся группы должны брать к себе«новеньких», но только число участников не должно превышать 5-6, иначе обмен мнениямибыстро превратится в простой «базар».
Тематикабесед расширялась, становилась более конкретной. Стало понятно, что«родительские школы» начали действовать, когда в управление обратились женщиныза временным проживанием в социальной гостинице, а за это время кардинально былразрешен вопрос о разводе и дележе имущества – так была начата борьба снасилием в их семьях. Родители детей-инвалидов разобрались в том, как лучшенаучить своего ребенка общаться со сверстниками, не стыдясь своего физическогосостояния, а кто-то понял, какую помощь может оказать государство в решении егонасущных проблем.
Информация оработе «родительских школ» была дана в газете, появилась на информационныхстендах в сельских округах. Работники социальной службы предложили задавать вопросыанонимно, пообещав ответы опубликовать в районной газете или сообщить народительских собраниях в школах. И вопросы стали поступать, а значит. Иподтверждает свое право на жизнь новая форма работы с семьей – «родительскиешколы». Среди вопросов «без автора» появились вопросы от самих детей, и этотоже шаг вперед.
Выявлениепроблем помогло не только определиться с видом психологической иразъяснительной помощи семье. Начало строиться расширенная система работы ссемьей – привлекались специалисты медицинских учреждений, учреждений культуры –оказывается, кому-то нужна была помощь и в том, чтобы определить ребенка вкружок по интересам или спортивную секцию. Расширились возможности выявления нетолько неблагополучных семей, но и творческих, активных, интересующихсярасширением своих возможностей по воспитанию и образованию детей. Расширилисьформы работы по профориентации детей, особенно детей-инвалидов. Сложиласьсвоеобразная «цепочка помощи», включающая в себя не только привычные формыподдержки семей, детей, но и помощь в более широком ее понимании.
Самымполезным оказалось, то, что через некоторое время родители сами стали изъявлятьжелание рассказать другим о способах решения проблемы, путях, которые привелиих самих к нужному результату. Темы занятий по заявкам родителей сложилисьтакие: «Трудный» ребенок в школе; «Трудный» — не значит не исправимый; Какнаучить учиться; Льготы и социальные гарантии многодетным семьям; Наркотики –начало можно предотвратить; Проституция в молодежной среде; Насилие дома – какне стать жертвой; Труд несовершеннолетнего работника; Пособия семьям с детьми;Развод: права и обязанности; Льготы семьям с детьми: новое в законодательствеРФ; Стресс: способы выхода, как его предотвратить? Как позвонить на телефондоверия? Неродной родитель: проблемы, общение, жизнь в месте; Как помочьребенку с ОВЗ? Семейный кодекс на защите прав семьи и детей; Профессии доступнывсем; Проблемы полового воспитания детей; Материальная помощь семьям с детьми;Семья: права и обязанности родителей и детей.
Это лишьнеполный перечень тех тем, к которым обращались специалисты социальной службыКраснодарского края по заявкам родителей в ходе заседаний «родительских школ».При проведении опросов или анкетировании родителей прямо на заседаниях многиеиз них узнавали о себе и своем подходе к проблеме новое, то, чего они никак неожидали.
Были случаи,когда родители, придя на заседание и поняв, что дело это добровольное, уходили,посчитав, что пользы для них не будет, а может быть, просто испугавшись того, чтоони смогут узнать о себе. С такими приходится работать индивидуально, и невсегда, к сожалению, они возвращаются на заседания «школ».
ВКраснодарском крае работа продолжается, расширяется тематика, изменяется кругучастников заседаний, привлекается более широкий круг специалистов из другихотраслей. Возможно, придет время, когда и в других областях начнут возникатьтакие «родительские школы». Пусть это решит жизнь – самый мудрый и опытныйучитель.
Такимобразом, делая вывод, хочу, отметь, что разнообразие условий на обширнойтерритории Российской Федерации. Различие проблем и возможностей большогогорода или маленького населенного пункта, культурного центра с множествомсоциальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где такихпрофессиональных работников нет, — все это объясняет существование различныхмоделей социальных центров и служб для работы с семьей.
2. Социальные проблемы семьи
Семья во всевремена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли,прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов икончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляетсобой сложную систему социального функционирования человека, одним из основныхинститутов общества. Сегодня в России свыше 40 миллионов семей. Семья, поопределению А.Г. Харчева, — это малая социальная группа общества, основанная насупружеском союзе и родственных связях: муж, жена, родители, дети и другиеродственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральнойответственности.1
Семьянаходится в движении, меняется не только под воздействиемсоциально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своегоразвития. Вот почему она является одной из важных сфер и одной из главныхобъектов социальной работы.
Современнаясемья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели кновой. Развитие современной российской семьи происходит в условиях, усложненныхсоциально-экономическим кризисом, когда многие семьи, лишившись привычной инормальной экономической подпитки, были выброшены на обочину жизни, водночасье, став нищими и дезадаптированными. Неустойчивое материальноеположение, каждодневная угроза безработицы и сопровождающие безработицуматериально-психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок, не могли, неотразится на степени удовлетворенности браком.2
Следствиемэтих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, рождениенежеланных детей, появление «отказных» младенцев, «омоложение» проституции,алкоголизма и наркомании. Помимо объективных социально-экономических условий,существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах«отец-мать», «родители-дети»: неспособность родителей выполнять родительскиефункции, повышенная агрессивность, неумение, а, зачастую, и нежелание пониматьпроблемы своего ребенка, и, в свою очередь, отсутствие у детей уважения кстаршим, ставшее результатом экономического «падения» родителей.
Существенноменяется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружескойпары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяетобеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей,родившихся в не брака. С 2000 по 20006 год оно возросло с 15% до 24,5%.Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится намолодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся системавласти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимостьсупругов, положение детей. С 1996 по 2006 год родилось почти на 5 миллионовдетей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до16 лет сократилось на 3 миллиона, то есть почти на 10%. Детское населениестраны составляет в настоящее время около 37 миллионов человек. В ближайшие 2-3года детей в школах станет на 33% меньше.
Многие ученыехарактеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловленообъективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всехэкономически развитых странах, и особенно в Европе.
Социологическиеисследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определипечальную закономерность: более состоятельные классы общества испытываютгораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 2001 году встране родилось 1,8 миллионов детей, в 2002году – 1,6 миллионов, в 2003 году всего1,4.
Самостоятельнорегулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность засобственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этотпроцесс происходит постепенно, то в России этот процесс носит революционныйхарактер привел, к тому, что с 1990 по 2000 год количество людей, состоящих вбраке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7%, а с 2000 по 2002 год – на1,8%. То есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, ипроцесс этот стремительно набирает скорость.3
Наряду страдиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, срешением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим«укрытием» помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условияхсовременной жизни.
Жизнь каждойсемьи, каждого ребенка своеобразна и уникальна. Дети, развитие которыхотличается от общепринятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть либоодаренные дети, либо дети с ограниченными возможностями в здоровье. Последниеимеют определенные трудности в результате заболевания, неприспособленностивнешней среды к их особым нуждам. И именно такие дети, нуждаются не только всовременной медицине, восстановительных центрах, а, прежде всего в семье, ведьосознание каждым ее членом своей роли в воспитании такого ребенка, создает тумягкую и жизненную необходимость для малыша среду нормального развития ивзросления. По выражению американского психолога Сальвадора Минухина, «Дорога –это то, как ты идешь по ней». Сам факт рождения «нестандартного» ребенка можетповлечь за собой глубокие психологические переживания, нередко приводящим ктяжелым депрессивным состояниям и, как следствие, распаду семьи. Стратегия поведениясемьи в случае появления ребенка-инвалида связана, прежде всего, с жизненнойфилософией самой семьи: «Это наш ребенок, мы его любим и вместе поможем емупройти все трудности». Другой вариант звучит приблизительно следующим образом:«То, что случилось – это судьба, от судьбы не уйдешь, ничего исправить нельзя».Причина этой пассивности зачастую кроется в нежелании родителей заниматьсяпроблемами своего ребенка, что, кстати, является следствием психологических илисоциальных факторов. В качестве иллюстрации к сказанному могу привести пример:Сережа Ш., тяжело болен ДЦП, передвигается при помощи вспомогательных средств,воспитывается только матерью. Как только мать мальчика поняла, что у сынсерьезные проблемы со здоровьем, сразу уволилась с работы и полностью посвятиласебя сыну. По мере взросления ребенка очень мягко и тактично объясняла ему,что, несмотря на то, что он выглядит не так, как другие, тем не менее, ничем неотличается от сверстников, и время проявить ему себя еще придет. Мать бережнопоощряла любую заинтересованность мальчика: он неплохо рисовал, лепил изпластилина, а позже – из глины, изучал английский язык в качестведополнительного образования. Кстати, имея показания к обучению на дому, спервого класса посещал общую школу, совершенно естественно был принятсверстниками, имел друзей, хорошо учился в школе. Таким образом, именно мудрыйподход матери к проблемам своего сына в дальнейшем научил его принимать жизньтакой, какая она есть, полноценно воспринимая все ее радости и горести.4
По этомусемья выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членамэкономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних,престарелых и больных, а важнее всего, объединять своих членов чувством любви,общности и давая возможность делиться с другими трудностями и радостями жизни.
Сущностьсемьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.
Важнейшимифункциями семьи является репродуктивная, хозяйственно-потребительская,воспитательная и восстановительная.
Средняявеличина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2человека в городах и 3,3 в сельской местности. Сокращение величины семьи запоследние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
— ростомчисла малодетных семей;
— приростомчисла молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
— тенденции котделению молодых семей от родительских;
— увеличениедоли семей с одним родителем в результате, смерти одного из супругов и рождениядетей одинокими матерями.
Отсутствиепродуманной государственной политики социального обслуживания семей и детейприводит к нежеланию женщин иметь детей. Сегодня только в трех регионахИнгушетии, Тыве, и Дагестане, коэффициент рождаемости превышает тот, которыйнужен воспроизводства поколения – 2,1, в то время как в Москве он составляет1,19, а Санкт-Петербурге – 0,95.
Сложнойпроблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерываниебеременности. Если в Англии на 1000 миллионов женщин детородного периодаприходится 12 абортов, а в Голландии всего5, то в России — 60. из 35 миллионовроссиянок в юном детородном расцвете сил 7 миллионов бесплодны. Увеличивается скаждым годом количество брошенных детей сегодня в России их насчитывается 600тысяч и 2 миллиона 3000 тысяч беспризорников, у 90% которых есть родители.
Преобладающийтип семей в стране 67% – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов сдетьми или без них.
Сложных семей3,4 – включающих две супружеские пары или более.
Значительнуюдолю составляют неполные семьи – 13%. В подавляющем числе случаев это семьиодиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один,реже два ребенка.
Для целевойгосударственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию –объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальнойподдержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье одинкормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей.Их насчитывается около 1,5 миллиона. Аналогичные трудности испытывают семьивоеннослужащих срочной службы с детьми, а также семьи, в которых один изродителей уклоняется от уплаты алиментов. Еще одна категория семей, получающихподдержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать такжесемьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи,взявшие детей под опеку. Следующая многочисленная категория семей с объективноограниченными материальными возможностями – это многодетные семьи. Ихчисленность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2миллионов.
Как правило,в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми. Такихсемей около 6 миллиона.
В особомположении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являютсяиждивенцами родителей.
Помимо этогок семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесенысемьи беженцев и вынужденных переселенцев.
Еще однакатегория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющиенесовершеннолетних детей.
Основнойразряд семей составляют девиантные семьи. Это семь алкоголиков, наркоманов,правонарушителей и других. От 2 до 4 миллионов беспризорных детей занятыпопрошайничеством и нищенствованием.
По данным МВДРоссии, на учете в организациях милиции находятся свыше 620 тысячподростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих наповедение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляютспиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образжизни. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тысяч подростковежегодично уходят из дома, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством. Усиливаетсятенденция жестокого обращения с детьми.
Из года в годувеличивается число бедных людей. Сегодня у 54% россиян доход ниже прожиточногоминимума. По данным Всероссийского центра уровня жизни, наше общество выглядиттак: бедные – 54,7%, молообеспеченны — 26,6%, средние слой населения – 14,4% иобеспеченные – 4,3%.
Умалообеспеченных на доходы приходится 2-2,5, прожиточных минимума, у средних –6-7 прожиточных минимума, 20% самых составляющих граждан сосредоточено 60% всехдоходов. Разрыв в оплате труда между отраслями увеличился в 10 раз по среднезарплате. В 42 из 89 регионах России средний доход ниже или на уровне порогабедности. По данным департамента социального развития аппарата правительства,последствия повальной бедности – рост смертности, ухудшение здоровья,катострафический рост алкоголизма, наркомании, числа беспризорных детей –представляют реальную угрозу национальной безопасности.
В современныхусловиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи:многодетные, неполные, семьи инвалидов, но и семьи, считавшиеся преждеблагополучными.
Такимобразом, делая вывод, хочу отметить, что наиболее острые социальные проблемысемьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества;в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной игеографической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровьянаселения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся вестественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролейсемей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышениикоэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многомдругом.
Социальнаяработа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ееукрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнениямногочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизациюдемографического и социально-экономического положения в России.
3. Социальнаязащита семьи
Определяющеезначение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическаяи социальная политика, от которой зависит занятость населения в сфереобщественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящемувремени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющимдетей:
1. денежныевыплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей.
2. трудовые,налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми,родителям и детям.
3.бесплатныевыдачи семье и детям детское питание, лекарства, одежда, обувь, питаниебеременным женщинам.
4.социальноеобслуживание семей: оказание конкретной психологической, юридической,педагогической помощи, консультирование.
В России всебольше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения такжеувеличивает число получателей пенсий.
Тяжелымидемографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполныхсемей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма,наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защитыявляется:
— реализацияустановленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантийгражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социальногообслуживания, материальной поддержки семей с детьми;
— адаптациясистемы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям,включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечняпредоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных формсоциальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
— совершенствованиеорганизации социальной защиты на формирования законченных социальныхтехнологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения итипам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной сконкретными потребностями получателя;
— широкоеиспользование активных форм социальной поддержки населения.1
Основнымипринципами социальной работы с семьей является:
— приоритетправ и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческогодостоинства;- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценкаситуации в семье со стороны социальных служб;
— соблюдениеконфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей приусловии отсутствия риска насилия над детьми;
— обоснованиеиспользование власти и контроля;
— учетнеблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска.
Большоезначение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующейнормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения ивыплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «Осовершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационныхвыплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационныхвыплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственнойсистеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитеих прав».2
Для решенияконкретных задач социальной защиты семьи шире стал применятьсяпрограммно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнениюфедеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ:«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитиеиндустрии детского питания», «Планирование семьи».
Примером воплощенияв жизнь программы «Дети России» может послужить Ханты-мансийский автономныйокруг. На этом примере можно проследить, как и что было сделано для реализациипрограмм Департаментом социальной защиты населения автономного округа.
ВХанты-мансийском автономном округе разработаны целевые программы по обеспечениюправ и интересов детей. Одна из них — «Дети Югры», межведомственная программа.
НаДепартамент социальной защиты населения возложены функции межведомственногокоординатора работы органов исполнительной власти автономного округа пореализации программы «Дети Югры».
Окружнаяпрограмма «Дети Чернобыля» обеспечила дополнительные меры социальной защиты 877детей, пострадавших от воздействия радиации, в том числе 96 детей неработающихграждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Школьникиобеспечиваются бесплатным питанием, их направляют в оздоровительные лагеря, и впервую очередь детей и подростков неработающих граждан, обеспечиваютсанаторно-курортными путевками.
Расход нареализацию окружной программы «Дети Чернобыля» в 2006 году возросла посравнению с 2001 годом в 2,5 раза и составила 6398,75 тысяч рублей.
В рамкахцелевых программ учреждений социального обслуживания семьи и детей автономногоокруга Министерством труда и социального развития Российской Федерациивыделено:
— попрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — швейное оборудование, оборудование для комнаты психологической разгрузки, автотранспортна сумму 310,7 тысяч рублей;
— попрограмме «Дети-инвалиды» — комплект тренажеров для развития двигательныхфункций у детей-инвалидов на сумму 42, 4 тысяч рублей;
— попрограмме «Развитие социального обслуживания семей и детей» — автотранспорт,комплект оборудования для столярной мастерской, тренажеры.
Значительноевнимание уделяется отдыху и оздоровлению детей, нуждающихся в особой заботегосударства. Целевые программы «Организация отдыха, оздоровления, занятостидетей, подростков» направлены на комплексную организацию детского отдыха,оздоровления, занятости.
В течениелетнего периода в лагерях различных типов оздоровлены и отдыхают около 60 тысячребят – 42,2% от общего числа детей, нуждающихся в особой заботе государства.Доля детей льготных категорий составила 32,75 от общего числа всех прибывших влагерях.
Все большуюпопулярность приобретает оздоровление детей льготных категорий вреабилитационных центрах, санаториях, пансионатах. В городах Лангепасе,Мегионе, Нягани и других городах и районах задействованы реабилитационныецентры для оздоровления детей с хроническими заболеваниями. Их отдых проходилпод наблюдением квалифицированных врачей, они прошли полный курс лечения: ЛФК,физиотерапия, массаж, общеукрепляющее лечение.
Санаторно-курортноелечение в санаториях и пансионатах получают более 60% детей-инвалидов.
На базеучреждений социального обслуживания семьи и детей – социальных приютов, центровреабилитации детей с ограниченными возможностями, комплексных центровсоциального обслуживания населения, центров помощи семье и детям –функционировали 19 лагерей с дневным пребыванием. Основные направлениядеятельности этих лагерей- создание условий для укрепления здоровья, реализацияспортивных, образовательных, культурно- досуговых программ, педагогическая,социальна реабилитация и оздорвление детей с физическими недостатками с учетомих индивидуальных особенностей.
Дляоздоровоения детей-инвалидов с заболеваниями ДЦП Департамент социальной защитынаселения автономного округа заключит договор с санаториями «СергеевскиеМинеральные Воды» города Самары, имеющими специализированное отделение длялечения больных с диагнозом ДЦП, на предоставление 200 путевок «Мать и дитя».Путевки были распределены по заявкам муниципальных образований.
Департаментсоциальной защиты населения, социальной защиты населения, социальные педагоги исоциальные работники совместно с органами социальной защиты муниципальныхобразований и учреждениями для несовершеннолетних уделяют особое вниманиевопросам и профилактики детской безнадзорности.
Существеннооказывают помощь специалисты органов управления и учреждений системы социальнойзащиты населения: они содействуют трудоустройству родителей, обучениюподростков, их лечению, восстановлению социального статуса несовершеннолетних.Так, в городе Урае осуществлялся патронаж 58 семей «группы риска». Для оказанияпомощи этим семьям привлекаются врачи и психологи. Подростки участвовали всоциально-психологическом тренинге «Победи своих драконов», с родителямипроводились беседы об особенностях подросткового возраста. В летний период 480подростков из малообеспеченных семей были трудоустроены.
В течениегода работал «Телефон доверия». Наибольшее количество обращенийнесовершеннолетних связано с социальной адаптацией, взаимоотношениями сосверстниками, отношениями с родителями. Очень остро стоят вопросыпрофессионального самоопределения, самооценки подростков.
Хорошозарекомендовали себя такие формы работы, как проведение спортивных семейныхсоревнований, семейные гостиные, декады правовых знаний для несовершеннолетних,правовые игры. Для реализации индивидуальных программ реабилитации семей идетей оказывается содействие в трудоустройстве подростков, в их обучениипрофессиям.
Управлениесоциальной защиты населения Ханты-мансийского района оказывает помощь в оплателечения от алкогольной зависимости родителям в семьях «группы риска», а такжепроезда подростков на медицинское обследование в окружной противотуберкулезныйдиспансер.
Анализситуации с жизнеустройством детей и подростков специалистами органов управленийсоциальной защиты населения и учреждений социального обслуживания семей и детейпоказал рост числа детей, возвращенных в семью. Передано под опеку, наусыновление в семьи граждан 868 детей и подростков, передано на воспитание в приемныесемьи 5 ребят, направленно в государственные воспитательные учреждения 510человек, возвращено в семью 653 подростка.
Как и везде вРоссии, немало детей с ограниченными возможностями. По возможности таких детейпривлекают к пассивным видам деятельности, формируют навыки обслуживающеготруда, параллельно осуществляется и восстановительный процесс на основеиндивидуальных программ реабилитации. В каждом районе и городе складываетсясвоя система работы с такими детьми.
В Ханты-Мансийскестал традиционным фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями«Солнце для всех», цель которого – стимулировать развитие художественноготворчества детей. На расчетный счет Департамента социальной защиты населения автономногоокруга перечислено 205 тысяч рублей спонсорских средств на приобретение призовдля победителей фестиваля. Оставшиеся средства перечислены на расчетные счетареабилитационных центров городов и районов округа.
В ближайшейперспективе предстоит совершенствовать политику в отношении детей, женщин исемей.
Делая выводхочу отметить, что в работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываютсяпрофессиональные качества социального работника как социального педагога ипсихолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может бытьоказана только при сочетании социальной и психологической работе. Социальныйработник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры,тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а такжеосуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого емунеобходимы знания психологических особенностей социальной работы с различнымикатегориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих уних проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, еепсихологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семьепреодолевать, трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая засправедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учитьчленов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себедостойную жизнь.
Заключение
Таким образом,делая вывод, хочу отметь, что наиболее острые социальные проблемы семьивыражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; впостоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной игеографической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровьянаселения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся вестественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролейсемей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышениикоэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многомдругом.
Социальнаяработа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ееукрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнениямногочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизациюдемографического и социально-экономического положения в России.
В работе ссемьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качествасоциального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юристаи просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только присочетании социальной и психологической работе. Социальный работник должен уметьпсихологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказыватьпомощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичнуюпсихологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знанияпсихологических особенностей социальной работы с различными категориями семей ипсихологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умениеоценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальныйработник должен не только помогать, семье преодолевать, трудности, привлекаясредства благотворителей или наблюдая за справедливым распределениемгосударственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи ивзаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Современнаясемья переживает сложный период развития: осуществляя переход от традиционноймодели к новой, меняются виды семейный отношений.
Раскрываятему курсовой работы, я попыталась остановить свое внимание на особо важных задачах– обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающихпроблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских,социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Ежегодноперечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации;он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширенза счет финансовых возможностей местных органов власти.
Основополагающимидокументами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с семьями идетьми являются Конституция Федерации и федеральные законы.
Важную роль восуществлении социальной работы с семьей и детьми сыграли указы ПрезидентаРоссийской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальнойзащиты этой категории населения.
Аристотельучил: «Всякая семья составляет часть государства».
В целом семьякак клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральнойсемейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальнуюадаптацию и развитие внутренних резервов.
Необходимосоздание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры еесоциального обслуживания социальное благополучие семьи во многом определяетсостояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним изстратегических направлений государственной социальной политики и требуетдальнейшего совершенствования и развития.1
Используемаялитература
1. БаркерР. Словарь социальной работы. – М., 1994.
2. ГусляковаВ.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. – М.: Институт социальнойработы, 1997.
3. Основысоциальной работы: Учеб. / Отв. ред. И.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 1997.
4. Основысоциальной работы: Учеб. / Отв. ред. И.Д. Павленок – М.: ИНФРА – М., 2002.
5. СусловаЕ.А. Социальная диагностика: Методы и способы ее осуществления. – М., 1993.
6. Теорияи методика социальной работы. – Ч. 1,2 / Под Ред. И.Г. Зайнышева. – М., 1994.
7. Теориясоциальной работы / Под ред. В.И. Холостовой. — М., 1998.
8. ФирсовМ.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС,2000. – 432 с.
9. ХолостоваЕ.И. Социальная работа: теореко-методологические аспекты // Социальной работы.– 1994. – Вып.6.