Реферат по предмету "Государство и право"


Свобода совести и вероисповедания

СВОБОДАСОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
 

Введение
Напротяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религиятребует государственного воплощения религиозных верований (соединение государстваи церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры.Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служитсвязующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности ипослушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множестворелигиозных войн.
Религия с20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что былопровозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г.церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако,Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г.зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении иразвитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим спринципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан вКонституции РФ.
Такимобразом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образомвзаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами,происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения:при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающееюридический механизм действия государственных и общественных институтов наоснове норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов приприоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, ихсоблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.
Идеалрелигиозной свободы завоевал чрезвычайно широкое признание во всем мире и внашем государстве, в частности, и в настоящее время он признается не тольковсеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека,но и подавляющим большинством конституций стран мира и конституциями (уставами)субъектов Российской Федерации.
Религиознуюсвободу в конкретном обществе можно оценить по степени зависимостигосударственных учреждений от религиозных и наоборот. При этом следуетучитывать, что разделение церкви и государства автоматически не приводит кпоявлению свободы совести и вероисповедания. Жесткое разделение, к примеру,может перерасти во вражду к религии, а механическое требование разделения любойценой может направить государственную систему к равнодушию, или, наоборот, крепрессиям. И только культура или историческое прошлое народов обусловливаютконкретный подход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совестии вероисповедания в каждой конкретной стране.
Актуальностьтемы данной курсовой работы обусловлена фактором недостаточной научной иправовой разработанности темы. Вследствие научной неразработанности темы правокаждого на свободу совести и вероисповедания упоминается повсеместно лишь вкачестве декларации, фактически исключаясь из правового поля. И российское законодательство,таким образом, вместо того, чтобы регулировать реализацию свободымировоззренческого выбора, направлено на регламентацию деятельности религиозныхобъединений.
В первойглаве будет проведен анализ и определение понятий свобода совести и свободавероисповеданий, будут показаны различия между ними и сходства.
Во второйглаве речь пойдет о правовом регулировании данного института, как нормаминационального права, а именно Конституцией России, федеральными законами,уставами субъектов РФ, так и нормами международного права.
Необходимостьформирования правового механизма реализации права на свободу совести ивероисповедания для каждого человека в современном демократическом правовомгосударстве требует проведения реформы основополагающих принципов и понятийногоаппарата в данной сфере.
Защитаправа на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилениюстабильности и упрочению мира и отражает процесс взаимопроникновения религий икультур в условиях глобализации.


1. Понятиесвободы совести и свободы вероисповедания
свободасовесть вероисповедание правовой
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основныхсвободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г.) в ст. 10указывает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести ивероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убежденияи свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так исовместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнятьрелигиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними».
По временивозникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первомупоколению прав человека, сформировавшихся во время буржуазных революций иреализующих так называемую «негативную свободу». Данное право относится кличным правам и свободам. В советской литературе большинство авторов относилисвободу совести к числу политических конституционных прав. Некоторыесовременные авторы и сегодня считают возможным отнести свободу совести и вероисповеданияк политическим свободам. В начале XX века в трудах некоторых отечественныхученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна изважнейших личных духовных свобод.
Прихарактеристике свободы совести и вероисповедания как правового институтанеобходимо рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развитияданного института.
Свободаисповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотреннымзаконом и необходимым в демократическом обществе в интересах государственной иобщественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья инравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц». Рассмотримподробнее понятия свободы совести и вероисповедания[1].
1.1 Понятиесвободы совести
Подсвободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии сучением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, тоесть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, вкоторых признана государственная религия и, следовательно, существуетопределенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. Вгосударствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, ав тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальнаяантирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
В философиисовесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий,регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральнымирамками поведения[2].
Современныеисследователи определяют совесть как способность личности осуществлятьнравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственныеценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производитьсамооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные началаотдельного человека.
Рассматриваяпонятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическомуосмыслению. Рене Декарт, к примеру, понимал под свободой произвольность иавтономность воли.
Свободаможет рассматриваться в материальном и идеальном смыслах. Материальная свобода– это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека ивоздействием на него законов природы. Идеальная свобода больше зависит отсвободы воли человека и ограничена его нравственной позицией. Таким образом,под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям,а не по внешнему принуждению или ограничению.
Еслирассматривать свободу совести с точки зрения социологических наук, то это ужеопределенная духовная ценность человека, общества, важное социальное благо,созданное обществом в результате своего исторического развития.
Но намнеобходимо рассмотреть свободу совести именно в юридическом аспекте. Преждевсего, в статье 28 Конституции говорится о совести и ее свободе, которыенередко отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними.Однако совесть и ее свобода хоть и составляют ядро религиозной нравственности,тем не менее, не определяют свободы выбора между верой в Бога и отрицанием Богакак такового. Совесть есть особое душевное свойство каждого человека, присущееему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает, и состоит оново врожденном познании и различении добра и зла. Совесть закладывается еще вмладенчестве, когда ребенку родители объясняют, что такое добро и зло. Чтотакое хорошо и что такое плохо.
Совестьопределяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнемпроявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он,как правило, несет ответственность сначала моральную, а потом возможно иправовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека вмире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра изла – одна из основных черт человеческой натуры[3].
Нопоскольку Россия есть светское государство, где церковь отделена отгосударственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельновыбирать и определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии сосвоими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческойморалью». Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений имировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания (части 1–3 ст. 13Конституции РФ). В Конституции прямо не сформулировано «право на убеждения». Нозапрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них (часть 3 ст. 29).
Такимобразом, свободу совести можно сформулировать и с юридической точки зрения, нотогда будет свобода в объективном и субъективном смыслах данного слова. Аименно в объективном смысле свобода – это система юридических норм,составляющих законодательство о свободе совести определенного историческогопериода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле естьконкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределахзаконодательства о свободе совести.
Всодержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право гражданисповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии;право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допускаяоскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от ихрелигиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободноеотправление религиозных культов и обрядов и т.д.
1.2 Понятие свободы вероисповедания
 
Прихарактеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РФ помимопонятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода вероисповедания». А внормах международного права, в частности, в ст. 18 Всеобщей декларацииправ человека, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод и других актах – «свобода религии».
Понятие«свобода вероисповедания» поставлено в ст. 28 Конституции РФ какоднопорядковое «свободе совести», но не равнозначное ей[4]. В ст. 52 Конституции СССР 1977 г.же понятие «свобода совести» в значительной степени было равнозначным понятию«свобода вероисповедания». Данная статья гарантировала свободу совести, т.е.право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлятьрелигиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду. Тоже самое повторяетсяи в ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г. Но при изменении даннойКонституции 15.12.1990 г. уже указывается, что гарантируется «свободасовести и вероисповеданий». Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. назывался «Освободе вероисповеданий».
Этосвязано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейсяна территории нашего государства. Православие, католичество, протестанство,иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющиесвоих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщениечеловека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободывероисповедания[5].
Свободавероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения ибеспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением.Данная свобода [вероисповедания], таким образом, по своему содержанию ужепервой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначнымявляется понятие свободы религии[6].
В свободевероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всехрелигий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущениедискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, правоотправлять религиозные обряды, право менять религию.
Свободавероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свободавероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозныхобъединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но ииндивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать клюбой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любыерелигиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а такжене исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов:«В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободывероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает такжеправо на существование всех религий и возможность каждой из нихбеспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто всеуказанные термины употребляются как идентичные»[7].
В целяхунификации терминологии и приведения отечественного законодательства всоответствии с требованиями международного права, было бы возможнымиспользовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свободарелигии».
Можносделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания какродовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания естьлишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относитсясвобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свободасовести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, нидуховенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизньчеловека[8].
Подводяитог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право нарелигиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны бытьсвободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, атакже любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросахникого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовалидействовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и вобщественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Нопользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принципличной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищатьсебя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиознойсвободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти.На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять иподдерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящимисредствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиознойжизни.[9]


2. Правовоерегулирование свободы совести и вероисповедания в российском и международномзаконодательстве.
 
Конституция РФ указывает, что «Каждому гарантируется свободасовести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободновыбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними» (ст. 28). Данная формулировка повторяет подходы,указанные в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.Но в Конституции России указано не только на атеистические убеждения, но и наатеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»).Каждому гарантируется свобода религиозной или атеистической деятельности[10].
Наконституционном уровне, таким образом, свобода совести формально связывается сосвободой вероисповедания, но не отождествляется с ней, как было раньше. Впервой главе указано также, что это два самостоятельных понятия, каждое изкоторых имеет свое юридическое наполнение и значение. Но при детальном анализеназванной статьи Конституции РФ выясняется, что свобода совести и свободавероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.[11]
К данномуправовому институту необходимо относить и нормы, содержащиеся в ряде другихстатей Конституции России и гарантирующие свободу совести и вероисповедания.Это нормы, закрепляющие: принцип идеологического многообразия (ст. 13),светский характер государства и запрет на установление государственной илиобязательной религии (ч. 1 ст. 14), отделение религиозных объединенийот государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14), равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии иубеждений, и запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакурелигиозной принадлежности (ст. 19), недопущение пропаганды или агитациивозбуждающих религиозную ненависть и вражду и запрет на пропаганду религиозногопревосходства (ст. 29), право гражданина в случае, если его убеждениям иливероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативнойгражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Часть 2 ст. 17определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежаткаждому от рождения; это распространяется и на религиозные свободы и права.Согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием. То есть все нормы права и действиявластей должны учитывать интересы конфессий и верующих. Право на свободу иличную неприкосновенность, определенное ст. 22 Конституции РФ иневозможность задержания лиц по принципу исповедания определенной религии, еслипри этом не нарушаются законы государства.
Такимобразом, в нашей стране на сегодняшний день созданы необходимыеконституционно-правовые предпосылки осуществления каждым человеком (верующимили неверующим) права на свободу совести и вероисповедания.
О праве насвободу совести и вероисповедания говорят и Конституции (Уставы) субъектовнашей страны. К примеру, ст. 25 Конституции Республики Тыва, ст. 29Конституции Республики Коми, п. 7 Закона Челябинской области «Устав(Основной Закон) Челябинской области», ст. 13 Конституции (Основногозакона) Республики Саха (Якутия) и др.
К действиям по распространению, помимо совершения религиозныхобрядов и церемоний, относятся: распространение религиозных и иных убежденийнепосредственно или через средства массовой информации (различные статьи вгазетах или периодические издания, передачи на телевидении или радио и др.),миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозноеобучение и воспитание (воскресные школы, теологические факультеты в вузах ипр.), подвижническая деятельность (монастыри, скиты и т.п.), паломничество ииная деятельность, определяемая соответствующими вероучениями.
В указанных правах раскрываются основные принципы взаимоотношенийгосударства и личности. С учетом современных подходов к правам человека внормативно-правовые акты необходимо добавить и обязанности государства поотношению к личности. То есть, праву на свободу совести и вероисповеданиядолжны соответствовать определенные обязанности государства по гарантированиюэтого права, входящие в правовой статус личности. В противном случае права исвободы получаются декларативными и пустыми[12].
Необходимо отметить одно важное для правоприменительнойдеятельности обстоятельство: права и свободы, указанные в статье 28 КонституцииРФ [свобода совести и вероисповедания] не могут быть ограничены даже в условияхчрезвычайного положения[13].
Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируетсяФедеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 г.№125-Ф. Преамбула закона имеет важное политическое иконституционно-правовое звучание: «Федеральное Собрание РФ, подтверждая правокаждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенствоперед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь натом, что РФ является светским государством, признавая особую роль православия вистории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважаяхристианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющиенеотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важнымсодействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросахсвободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральныйзакон». Никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни другперед другом, ни перед иными религиями.
В данном нормативно-правовом акте конкретизированы гарантиисвободы вероисповедания, и запрещено обязывать человека сообщать о своемотношении к религии. Многие верующие люди обычно это и не скрывают, нопринадлежность к определенной религии может послужить в некоторых случаяхповодом для их дискриминации или негативному отношению к ним. Важно в данномдокументе и признание тайны исповеди – ни при каких обстоятельствах отсвященнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны наисповеди. Гражданин России, если его убеждениям или вероисповеданиюпротиворечит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативнойгражданской службой[14].Данное право предоставляется не только верующим (ч. 3 ст. 59Конституции РФ, п. 4 ст. 3 Закона о свободе совести). Предусмотреннаяв п. 7 ст. 4 Закона о свободе совести для органов государственнойвласти возможность объявлять дни религиозных праздников дополнительныминерабочими (праздничными) днями могла бы быть снабжена дополнительным указаниеми на возможность верующего просить о замене праздничного для него дня другимрабочим днем[15].
Закон о свободе совести запрещает установление преимуществ,ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от ихрелигиозной принадлежности[16].Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободувероисповедания, в том числе сопряженном с насилием над личностью, с умышленнымоскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного превосходства,повреждением имущества преследуется согласно закону. А именно надзор заисполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и орелигиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры России[17].
Нарушение законодательства России о свободе совести и свободевероисповедания влечет за собой уголовную, административную и инуюответственность в соответствии с законодательством нашей страны.
Согласно уголовному законодательству незаконное воспрепятствованиедеятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядовнаказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительнымиработами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев[18].
Потерпевшими от преступлений могут быть лица, исповедующиекакую-либо религию или являющиеся членами религиозного объединения. Объективнаясторона преступления выражается в активных действиях, направленных нанезаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций илисовершению религиозных обрядов. Оно может выразиться в незаконном закрытиицеркви или иного культового учреждения, срыве регулярной церковной службы, запрещениипроведения религиозного обряда и т.п.[19]
В соответствии с административным законодательствомвоспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободувероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказуот них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; надолжностных лиц – от 300 до 800 руб.
Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемыхими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.[20]
Защищаются в нашей стране и права осужденных лиц на свободусовести и вероисповедания. А именно статья 14 Уголовно-исполнительного кодексаРФ «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных»указывает, что «Осужденным гарантируются свобода совести и свободавероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедоватьникакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозныеубеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободусовести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должнынарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, атакже ущемляться права других лиц. Осужденным к ограничению свободы по ихпросьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихсяза пределами исправительных центров.
К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбеприглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным вустановленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Вучреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершениерелигиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой».
В Федеральном законе от 25 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусевоеннослужащих» говорится о свободе совести и вероисповедания длявоеннослужащих. А именно ст. 8 гласит: «Военнослужащие в свободное отвоенной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозныхцеремониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться отисполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии ииспользовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношенияк религии».
Одним из главных международных актов в данной сфере являетсяДекларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основерелигии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от25.11.1981 г. Ст. 6 Декларации закрепила основное содержание свободысовести и религии[21].В ст. 2 данного документа указано, что: «Нетерпимость и дискриминация наоснове религии или убеждений означают любое различие, исключение, ограничениеили предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью илиследствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления наоснове равенства прав человека и основных свобод».
Международныйпакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет сосвободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию илиубеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждениякак единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, вотправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никтоне должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или приниматьрелигию или убеждения по своему выбору» (ст. 18)[22].
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею насебя в качестве государства – участника Международного пакта о гражданских иполитических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свободчеловека. В преамбуле Закона (пункты 1 – 3), как и в статьях 28, 19 (ч. 2)и 29 (ч. 2) Конституции РФ, подтверждается право каждого на свободусовести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед закономнезависимо от отношения к религии и убеждений[23].
Итак, в структуре правового института свободы совести ивероисповедания можно выделить международно-правовые нормы, конституционныенормы, нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», нормы других федеральных законов и иных нормативах правовых актовРоссийской Федерации, гарантирующих каждому право на свободу мировоззрения.

Заключение
Свободасовести и вероисповедания понятие сложное и многогранное. На протяжении многихвеков философы, историки, социологи и юристы вкладывали различный смысл в еготеоретическое понимание. В первой главе рассмотрены данные понятия, проведеныграни различия между ними.
Вдействующем законодательстве наблюдается неопределенность конституционнойконструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности иправоприменительной практике. Нельзя не отметить, что необходимо понятия«свобода совести» и «свобода вероисповедания» поместить в разные статьиКонституции РФ, так как два этих права не являются синонимичными и должны иметьсвою сферу применения и способы защиты. Но в настоящее время разработчикизаконов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногдаиспользуют как равные. «Свобода вероисповедания» является лишь одной изсоставляющих понятия «свободы совести», как мы выяснили ранее при проведенииданного курсового исследования. Они соотносятся как родовое и видовое понятия,как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести,поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободыотправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповеданияпредполагает, что ни одна власть, ни власть государственная, ни власть духовнаяне вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Во второйглаве отмечено, что данная проблематика является очень актуальной в настоящеевремя. Вопросы свободы совести и вероисповедания волнуют умы ученых не только вРоссии, но и за рубежом, волнуют как людей верующих и религиозных, так и людейдалеких от Бога и религии, но со своими атеистическими убеждениями и ценностями.Регламентация права на свободу совести и свободу вероисповедания происходит какна международном уровне, в различных декларациях, конвенциях и рекомендациях,так и в отечественных нормативно-правовых актах. Региональные конституции иуставы отчасти дублируют положения Конституции РФ 1993 г., но в целом вкаждом субъекте нашей страны данное право закрепляется и подтверждается насамом высоком уровне. Россия – огромное, многонациональное государство, и живутв ней и православные, и мусульмане, и буддисты, и многие другие представителитой или иной религии, либо неверующие вообще граждане. И поэтому регулированиепроблемы свободы выбора религии, свободы атеизма и т.п. должны не отодвигатьсяна второй план, чтобы не возникло религиозных репрессий, конфликтов на даннойпочве или какой-либо дискриминации.
Подводяитоги, необходимо сказать, что исследуемое нами содержание свободы совести ивероисповедания состоит из следующих составляющих, а именно это:
· Право на определение своего отношения к вопросу свободы совести.Это право иметь, выбирать и менять, исповедовать или не исповедоватьрелигиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковнуюрелигиозность, право на религиозное или иное мировоззрение, право насвободомыслие.
· Право действовать согласно своим убеждениям, а также правораспространять, проповедовать какое-либо вероучение либо систему взглядов,убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершатьрелигиозные обряды индивидуально или коллективно.
· Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данноеположение отражено в п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободесовести и о религиозных объединениях, который указывает, что никто не обязансообщать о своем отношении к религии или атеизме.
· Право на нейтральное отношение со стороны государства к законнымформам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этовыражается в запрете должностным лицам государственной власти, государственныхорганов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положениедля формирования определенного отношения к религии, запрете сопровождатьдеятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.
Нарушениезаконодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозныхобъединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственностьв соответствии с законодательством РФ. Надзор за исполнением законодательстваРФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединенияхосуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по правачеловека способствует совершенствованию их работы в данной области, указываетна имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием илибездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализацииправ граждан.
Коренноеизменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последниегоды, возвращает России ее духовные силы, Возвращаются храмы, религиозныеценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаютсяматериальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданскихсвобод – свободы совести и вероисповедания[24].
свободасовесть вероисповедание правовой

Библиографическийсписок
 
1.  «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основныхсвободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением оКомиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв.24.09.1993) // «Российская газета», №120, 23.06.1995.
2.  Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации наоснове религии или убеждений (Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73-емпленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). / Документ опубликован не был. //СПС Консультант.
3.  Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.1991 г. №1920–1 «ОДекларации прав и свобод человека и гражданина» // «Ведомости СНД РСФСР иВС РСФСР», 26.12.1991 г., №52, ст. 1865.
4.  Декларация «О религиозной свободе» Римско-католической церкви,принятая на Втором Ватиканском Соборе в 1965 г. // Документы ВторогоВатиканского Собора. М., 1998.
5.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. //Российская газета. 1993. №237 (25 декабря).
6.  Конституция Республики Тыва (ред. от 07.07.2008) (принята нареферендуме Республики Тыва 06.05.2001) // Первоначальный текст документаопубликован в издании «Тувинская правда», 15.05.2001.
7.  Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом РеспубликиКоми 17.02.1994) (ред. от 22.05.2009) // Первоначальный текст документаопубликован в издании «Ведомости Верховного Совета Республики Коми», 1994, №2,ст. 21.
8.  Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: КОДЕКС. 2009.
9.  Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.М.: Эксмо. 2008.
10.  Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Освободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) //Первоначальный текст документа опубликован СЗ РФ, 29.09.1997, №39, ст. 4465.
11.  Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Остатусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // СЗ РФ, №22,01.06.1998, ст. 2331.
12.  Закон Челябинской области от 25.05.2006 №22-ЗО (ред. от30.04.2009) «Устав (Основной Закон) Челябинской области» (подписан ГубернаторомЧелябинской области 09.06.2006) // Первоначальный текст документаопубликован в издании «Южноуральская панорама», №114–115, 16.06.2006.
13.  Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободесовести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам РФ //«Российская газета», №77, 22.04.99.
14.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.Учебник для вузов. 6-е изд. изм. и доп. – М.: НОРМА, 2007.
15.  Козлов Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное правоРоссии. М. 2004.
16.  Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.
17.  Конституционное правоРоссии. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.
18.  Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарийк Уголовному кодексу РФ. – СПб.: Питер, 2004.
19.  Теория государства иправа: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.